72
Вестник 7777У. Спецвыпуск
шения или свершается, или художенственно созерцается, но никогда не может быть адекватно теоретически сформулирован" (7).
Данное представление о механизме внутренней культурологической деятельности наиболее полно позволяет раскрыть сущность реминисценции как способа непосредственного постижения культуры. Культура всегда современна. И в этом отношении можно сказать, что реминисценция помогает осуществлять процесс постижения культуры как свершающийся постоянно во времени и пространстве.
Рамки тезисов позволяют высказать предположение о возможности исследования культуры как постоянно совершающейся и совершенствующейся реминисценции. Культура в этом случае, может рассматриваться как встреча смыслов и осмысленном мире. И чем полнее человек осуществляет этот процесс, тем полнее и глубже осознает он себя как целостную богатую духовно личность.
Литература
1. Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек 1996, № 1. - С. 70.
2. Totok W. Handbuch der Geschichte der Philosophie Mittelalter. Frankfurt fm Mein. 1973. - S.
3. Storig H. Kleine Weltgeschichte der Pfilosopfie. Stuttgart. 1990. - S. 229. 4 Платон. Соч.: В трех томах Т. 2. - М , 1970. - С. 366
5. Уайтхед А. Приключение идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 503.
6. Асмолов А. Г. Непройденный пугь; от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологи^ 1990, № 5. - С.34.
7. См.: Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словестном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. - М„ 1975. - С. 41.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
И СОВРЕМЕННОСТЬ
Брюханцева Н.В., Сысоева Л.С. (ТГПУ)
В связи с общими затруднениями человечества, которые возникли в техногенной цивилизации, встала проблема «новых человеческих качеств» (Римский клуб). Эти новые человеческие качества должны стать тем ответом на вызов (экологический, духовный кризис, экзистенциальный вакуум смыслоуграты).
Возникает методологическая проблема - как происходит формирование человека и его качеств, что такое воспитание. В предлагаемой концепции воспитание рассматривается не как педагогический процесс только и не как административный акт проведения воспитывающих мероприятий, а в методологической парадигме общественной деятельности, общественного производства, культуры - материальной и духовной. С этой точки зрения общественная деятельность продуцирует культуру, в которой воспроизводится человек и его человеческие качества. Культура в этом процессе общественной экзистенции выступает не самоцелью, а способом человеческого воспроизводства, а, следовательно, воспитанием, формированием, становлением, развитием, социализацией человека. Перечисленные понятия - только разные стороны одного емкого феномена - воспитания.
Поскольку способ человеческого воспроизводства - социокультурный, то рассматривается двусторонний процесс функционирования в обществе культуры: в воспитании
Вестник ТГПУ. Спецвыпуск
73
человека, его воспроизводстве принципиально важно не только освоение культуры, но и ее творение, созидание. Творение новой культуры - это творение нового человека и его качеств. С философской точки зрения социокультурный процесс воспитания осуществляется в деятельности распредмечивания - опредмечивания - вторичного распредмечивания со своими институциональными формами. Только впитывая через них производимую культуру, воспитывается, формируется человек, а таким образом, возникает определение воспитания как деятельностного социокультурного саморазвития человека.
Имплицитно элементом воспитания как социокультурного процесса выступает образование. Образование - это то культурное потребление, которое становится производительной силой в новом производстве культуры. Образование - это «легкие» всего социокультурного производства человека-общества. На «вдохе» оно втягивает в себя культуру, обретая свой предмет и содержание для творческого воспроизводства. На «выдохе» -воспроизводит культуру, давая человеку культурную форму, дееспособность производить новую культуру. Следовательно, образование должно воспроизводить в себе тот образ культуры, который желательно получить, и те человеческие качества, которые при этом формируются, воспитываются.
Объективно процесс взаимосвязи культуры, образования, воспитания складывался следующим образом.
Родоплеменная культура - воспроизводство общинного, традиционного человека, у которого отсутствует индивидуальный образ жизни и индивидуальный характер мышления. Это ритуальный человек. Средства его воспроизводства - донаучные способы научения, непосредственная передача мифологической, тотемической, религиозной традиции и конкретного способа деятельности.
Новая научная культура создала научный тип образованности, историческими вехами которого являются космоцентризм, геоцентризм, рационализм, сциентизм, технократизм. Тоцюкратизм определяет современные общества массового потребления, неограниченные пределами роста и прежде всего - прибылей. Технократизм отворачивается от гуманизма и оборачивается некультурой, так как подрывает основы самого социокультурного способа существования и развития человека.
Создание новой - нетехнократической - коэволюционной культуры определяется новыми технологиями на основе нового образования. Эти технологии превращают природные процессы в промышленные, вписываясь в природу. Осознавшая себя часть коэво-люционного процесса - человек - ответственен за новую культуру, являясь разумной планетарной геологической силой.
Воспитание человека, ответственного за социокультурный способ своего существования, лежит в русле новой коэволюционной культуры. Эта культура создается новым типом образования, образованности. Новый тип образованности формируется новыми методами познания, которые создает образованно-воспитанный разум. Прежде всего -это усвоение обоснования знания, что в условиях информационного взрыва принципиально необходимо, т.к. освобождает от усвоения всей массы знаний. Обоснование способно дедуцировать новое знание, новую картину мира, новые технологии.
Гуманизация знания как необходимость соединения в коэволюционном процессе, в коэволюциооной культуре целостности человека, которая сама вытекает из новой картины мира, является условием создания новой культуры и воспитания человеческих качеств. В таком качестве образование и воспитание выступают условиями преодоления тотального отчуждения, в том числе от самой культуры.