70
Вестник ТГПУ. Спецвыпуск
строится и дизайн-образование как интегральное, способное обеспечить новое видение и конструирование предметного мира.
Учитывая, что культурный способ существования и есть собственно человеческий, то культура (в том числе и материально-художественная) и выступает в конечном счете воспроизводством самого человека. Поэтому уровень и характер производства культуры - это уровень и характер воспроизводства человека, а весь социокультурный процесс воспроизводства человека, состоящий в производстве и освоении культуры есть не что иное как его воспитание. Вот почему провинциализм в таких сущностных характеристиках человеческого существования особенно не желателен.
Образование в этом социокультурном процессе и является той питательной средой, в которой происходит культивирование человека (через производство и освоение культуры). Тема дизайн-образования широко обсуждается в мире. Исследователи в этой области считают, что дизайн играет роль объединителя двух культур, существующих разрозненно: гуманитарной и научно-технической. Поскольку дизайн вбирает в себя оба аспекта, то выступает как бы третьей культурой, которую на западе предлагают назвать Дизайном с большой буквы. И если наша страна считает проектную культуру актуальной, а гармоническое совершенство вещи, интегрированное в ее эстетических качествах, условием ее конкурентноспособности, то должно строить образование по образцу этой культуры.
РЕМИНИСЦЕНЦИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
С. В Дементьева (ТПУ)
Переходные исторические эпохи наиболее отчетливо выявляют прерывы исторического бытия человечества и, одновременно, как #и парадоксально это звучит, высвечивают его единую культурно-историческую основу. Эту особенность развития культуры можно заметить на противопоставлении всепожирающему Хроносу античной мифоэпи-ческой традиции и христианского Кероса, обладающего непреходящей духовной ценностью.
Но этот прерыв культурно-исторической традиции на самом деле лишь высвечивает единство европейской цивилизации, вытекающей из античности и получившей свое наиболее полное развитие в христианстве. Исследование проблемы взаимосвязи этих двух культурно-исторических типов развития единой европейской культуры, к которой несомненно принадлежит и Россия, нашло свое отражение в значительном количестве опубликованных исследований. Осознавая всю сложность попыток внести в рассмотрение этой проблемы нечто новое, отметим, что автор лишь намечает анализ данной проблемы при помощи понятия "реминисценция", используя при этом конкретный культурно-исторический материал, а именно работы Аврелия Августина.
В качестве рабочего определения под реминисценцией будем понимать всю совокупность подходов и способов расшифровки смыслов, символов культурно-исторического кода в современной культурной ментальное™. Реминисценции могут проявляться и проявляются практически во вех формах культурного освоения мира, ибо сам процесс включения человека в культуру происходит через реминисценции.
Проблему реминисценции как способа культурологического освоения мира, можно рассмотреть лишь имея перед собой конкретное явление культуры. Причем степень раскрытия эвристических возможностей реминисцеции будет тем выше, чем более богатый
Вестник 7777У. Спецвыпуск
71
культурно-исторический слой станет объектом исследования. В этом отношении наиболее благодатными являются переходные эпохи и, соответственно, произведения, отразившие это время.
Христианская культура, у истоков которой стоял Августин, являлась культурой Слова, и именно поэтому с момента своего возникновения включала в себя парадоксы, которые, в конечном итоге, и обеспечивали ей дальнейшую жизнестойкость. Августин как никто другой, понимал изначальную парадоксальность творения по Слову. В V книге трактата "О граде Божием", он возражает Цицерону, который отвергает предведение будущего, чтобы не признавать существования судьбы, и не отказываться от свободы воли. Августин отвергает систему предпочтения и провозглашает дилемму взаимосуществования и предопределения и свободной воли. Тем самым, отрываясь, но не порывая с античной культурой
Посредством отзвуков, интенций, реминисценций, он не просто пытается, а в действительности сохраняет античной наследие, не умаляя значимости христианства. До него нечто подобное пытались осуществить Тертуллиан и Ориген. Но Ориген был осужден церковью, Тертуллиан же "блестяще выразил возможности Слова как парадокса и диспута" (1). Выразил, но не реализовал. Эту задачу в полной мере выполнил Аврелий Августин. На эту особенность его творчества обращают внимание многие современные культурологи и историки культуры. В. Тоток пишет. "С Августина совершился переход античности к христианской философии" (2). Но не только восстановление готовой порваться "связи времен" ставят в заслугу Августину. По мнению Х.Штеринга: "Августин один из немногих мыслителей, который дал свои ответы на вопросы, поставленные временем."(3). На способность Августина свободно выстраивать реминисцентные линии, связующие культуру античности и христианства обратил внимание А.Уайтхед. Он почер-кивает особо не столько ^рчность Августина по отношению к античному наследию, сколько его жизненную правдивость. В качестве примера он вспоминает беседу Чужеземца и Теэтета: "Быть может, они окажутся в затруднении. Однако, если что-либо подобное случится, смотри, захотят ли они признать и согласиться с выдвинутым нами положением относительно бытия - что оно такое?"(4). Вот как комментируент это А.Уайтхед: "Можем ли мы представить Августина, учтиво приглашающего Пелагия согласиться с выдвинутым положением относительно Милосердия?"(5). Несомненно здесь присутствует пример отзвука "наоборот", связующего античную мудрость и христианское мировоззрение. Дальнейший анализ творчества Аврелия Августина позволяет предположить, что античные реминисценции для него - своеобразный символический мост, по которому, изменяя свою форму и содержание, происходило перетекание" культурно-исторических ценностей античности в христианскую культуру.
Кроме того, реминисценции в культурологии и. особенно в историко-психологическом исследовании, позволяет через анализ внутреннего мира отдельных личностей полнее представить культуру как "культуру достоинства, ориентированную непосредственно на человека" (6). и тем самым осуществить то, что называется постоянным поиском личности в истории. Проблема исследования роли и значения реминисценций не может быть ограничена только лишь одним каким-либо, даже предельно значимым и ярким феноменом культуры. Роль реминисценций гораздо шире. На эту особенность реминисценции обратил внимание М.М.Бахтин. В частности, он отмечал, что чистая теоретическая транскрипция никогда не может обладать всею полнотою эстетического момента содержания, которой овладевает лишь вчувствование, но она может и должна стремиться к этому, как к никогда не достижимому пределу своему. Самый момент этического свер-
72
Вестник 7777У. Спецвыпуск
шения или свершается, или художеиственио созерцается, но никогда не может быть адекватно теоретически сформулирован" (7).
Данное представление о механизме внутренней культурологической деятельности наиболее полно позволяет раскрыть сущность реминисценции как способа непосредственного постижения культуры. Культура всегда современна. И в этом отношении можно сказать, что реминисценция помогает осуществлять процесс постижения культуры как свершающийся постоянно во времени и пространстве.
Рамки тезисов позволяют высказать предположение о возможности исследования культуры как постоянно совершающейся и совершенствующейся реминисценции. Культура в этом случае, может рассматриваться как встреча смыслов и осмысленном мире. И чем полнее человек осуществляет этот процесс, тем полнее и глубже осознает он себя как целостную богатую духовно личность.
Литература
1. Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек 1996, № 1. - С. 70.
2. Totok W. Handbuch der Geschichte der Philosophie Mittelalter. Frankfurt fm Mein. 1973. - S.
3. Storig H. Kleine Weltgeschichte der Pfilosopfie. Stuttgart. 1990. - S. 229. 4 Платон. Соч.: В трех томах Т. 2. - М , 1970. - С. 366
5. Уайтхед А. Приключение идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. - М., 1990. - С. 503.
6. Асмолов А. Г. Непройденный пугь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологи!? 1990, № 5. - С.34.
7. См.: Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словестном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. - М„ 1975. - С. 41.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
И СОВРЕМЕННОСТЬ
Брюханцева Н.В., Сысоева Л.С. (ТГПУ)
В связи с общими затруднениями человечества, которые возникли в техногенной цивилизации, встала проблема «новых человеческих качеств» (Римский клуб). Эти новые человеческие качества должны стать тем ответом на вызов (экологический, духовный кризис, экзистенциальный вакуум смыслоутраты).
Возникает методологическая проблема - как происходит формирование человека и его качеств, что такое воспитание. В предлагаемой концепции воспитание рассматривается не как педагогический процесс только и не как административный акт проведения воспитывающих мероприятий, а в методологической парадигме общественной деятельности, общественного производства, культуры - материальной и духовной. С этой точки зрения общественная деятельность продуцирует культуру, в которой воспроизводится человек и его человеческие качества. Культура в этом процессе общественной экзистенции выступает не самоцелью, а способом человеческого воспроизводства, а, следовательно, воспитанием, формированием, становлением, развитием, социализацией человека. Перечисленные понятия - только разные стороны одного емкого феномена - воспитания.
Поскольку способ человеческого воспроизводства - социокультурный, то рассматривается двусторонний процесс функционирования в обществе культуры: в воспитании