Научная статья на тему 'Эстетическая культура в системе современного воспитания и образования'

Эстетическая культура в системе современного воспитания и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic Culture at the Modern Upbringing and Education System

The article shows sociocultural conception of modern upbringing in contrast to before existed upbringing practices, independent and applied arts culture realize aesthetic upbringing. Besides modifications of art culture and upbringing models at the postmodern conception are shown.

Текст научной работы на тему «Эстетическая культура в системе современного воспитания и образования»

Л, С, Сысоева

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Воспитание как социокультурный процесс

Изменения в идеологической, политической и экономической жизни российского общества, происшедшая «деидеологизадия» социальной жизни значительно ослабили интерес к проблемам воспитания. Экономические трудности затянувшегося реформирования сделали напряженными вопросы образования и во многом перенесли его проблемы в практическую область самофинансирования. Однако очевидно происходящий процесс воспитания человека как его социокультурного формирования в изменившихся социальных условиях не отменили проблемы возможности влияния на процесс воспитания, в том числе в системе образования (см.: [1-5]). Если в условиях идеологизированного общества воспитание отождествляли с воспитательной работой, системой педагогических практик целенаправленного воздействия. то практическое отсутствие таковых в изменившемся континууме российской действительности при явном наличии феномена воспитания подводит к необходимости иного дискурса. Ведь личность и вне пропагандистского давления воспитывающих мероприятий оказывается воспитываемой, впитывающей в себя объективно складывающиеся ценности материальной и духовной культуры. Стало понятно, что воспитание существует не только как тотально (и тоталитарно) задаваемый идеал всесторонне и гармонически развитой личности социалистического общества, но как непосредственный процесс развития личности в условиях создаваемых различных культурных моделей и социальных идеалов (см.: [2, с. 53]). Следствием переоценки существовавших постулатов воспитания как принудительной «обработки людей людьми» явилось понимание того, что под воспитанием невозможно понимать некую обособленную деятельность, состоящую из воспитательно-просветительской и воспитательно-пропагандистской работы направленных мероприятий. На такое у сеченное понимание воспитания еще ранее обращали внимание такие ученые, как С.Н. Иконникова, Д.Е. Клементьев, В.Т. Лисовский, В.И. Толстых, А.И. Яценко. Элиминация устаревших подходов к воспитанию вовсе не прекращает процесс воспитания, так как человек воспитывается, впитывая в себя складывающиеся ценности культуры, что заставляет искать новые основания воспитания, и прежде всего через включенность личности в систему определенных социокультурных отношений.

Таким образом, имевшийся потенциал теории воспитания в ее параметрах ориентации на сложившуюся практику воспитательной работы, идеологического и психологического регулирования тех процессов, под воздействием которых реально воспитывается, формируется личность, явно не годится, чтобы им воспользоваться, в частности, для понимания эстетического воспитания со своими средствами и своим предназначением. Это означает, что феномен воспитания включает в себя весь общественный айсберг культуры со своими институциональными формами, определяющими развитие и формирование личности, в том числе и институт образования, а не только и не столько его «надводную» часть воспитательной работы. Иначе воспитание, оторванное от самых существенных факторов, которые питают личность, становится лишь эпифеноменом воспитания, камуфлирующим его сущность. На таком в целом уровне остается понимание воспитания в современной психологической науке, где интуитивно верные подходы все-таки скорректированы традиционным делением на воспитателя и воспитуемого: «...под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого» [6, с. 311]. Это относится и к педагогической науке, хотя «эталонные» авторские технологии воспитания, например культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатова, «диалог культур» B.C. Библера и С.Ю. Курганова или преподавание литературы по системе E.H. Ильина как предмета, формирующего человека (см.: [7]), выходят за пределы усеченного понимания воспитания. Однако их степень активности ограничена институтом образования только, а воспитание шире пределов института образования.

Во-первых, чтобы выяснить сущность эстетического воспитания и образования личности, необходимо отталкиваться от научно обоснованного понятия воспитания. Во-вторых, возникает потребность не только терминологического, но и концептуального рассмотрения феноменов искусства, эстетической и

художественной деятельности, культуры, их сходства и различия. В-третьих, необходимо объяснить, почему искусство в своих различных сферах самостоятельной и прикладной эстетико-художествекипГ дс ятельности является средством эстетического воспитания, вследствие чего правомернее всего говорить об эстетико-художественной культуре. Только выяснив этот аспект, возможно прояснить универсализм воздействия художественного произведения и сущность эстетического воспитания в его взаимодействии с образованием. Проблемная ситуация сущности воспитания и его средств в различных направлениях это) о социокультурного процесса, в-четвертых, выявляет еще одну задачу исследования; соотношения воспитания и образования, в том числе в эстетической сфере.

Вместе с вопросом о средствах воспитания необходимо встает вопрос и его целей в конкретных направлениях этого социокультурного процесса, которые и программируют результаты. Вряд ли можно остановиться на сложившемся понимании результатов эстетического воспитания как воспитания эстетически развитого человека, воспитания способности ценить и понимать искусство или воспитание способности художественного творчества. Тавтологич-ноеть первых и необязательность последнего, а также логика процесса воспитания, финиширующая в личностном содержании, позволяет сказать, что результат воспитания должен найти выражение в специфическом аспекте самой личности, в характере самой индивидуальности. Предварительно можно уже сказать, что способность художественного творчества развивается еще и нелегкими усилиями развития художественного таланта и художественного образования - профессионального или самодеятельного. Одновременно с этим инициируется вопрос о соотношении эстетического воспитания и художественного образования.

Создание концептуального теоретического обоснования означенной темы заключается в развертывании смысла социокультурного процесса как деятельностного созидания культуры и параллельного развития человеческого индивида, личности, индивидуальности, т.е. воспитания. Развертывание принципа социокультурного процесса заключается в том, что человек в своей деятельности выступает одновременно творцом и творением культуры (К.А. Сва-сьян), на основании чего и выстраивается социокультурная теория воспитания. Воспитание в социокультурном способе человеческого бытия предстает как двусторонний процесс деятельностного созидания культуры, с одной стороны, и ее освоения - с другой. Только таким образом воспитание может быть представлено не как акт предпринимаемого воздействия на «воспитуемого», а как живой процесс реальной жизни со своими институциональными формами, в которых происходит развитие и освоение культуры.

Когда мы говорим, что личность выращивается, воспитывается, культивируется, то предполагаем наличие объективного механизма, средств, способа ку ьлтаирпзг пя лености. Вот1""'.."! е к^ двусторонний процесс идет п со стороны обьекшващл, культуры, и ее субъективации. Деятельно участвуя в социокультурном процессе, и воспитывается человек, впитывая в себя производимые человеком же материальные и духовные артефакты, ценности культуры, Следовательно, сущность феномена воспитания необходимо отыскивать в континууме тех норм, идеалов, имиджей, стереотипов, которые складываются на социокулыурной основе человеческой деятельности. Культурный центр представленного символического круга — сам человек, стремящийся расшириться до окружности, как об этом писал К.А. Свасьян в статье, название которой стало уже своеобразным философским афоризмом «Человек как творец и творение культуры» [1]. Во Вселенной, которую строит человек, он встречает самого себя, а дифференциалы культуры надо соотносить с ее интегралом, которым является человек и человечность во всем потенциале осмысленных решений. Культура в таком понимании - это поиск человеческого лика, динамически понятый "Всечелсгчл . . ц -уоп. } ¡рачньас -ся смысл и пре, »\ик ихсл1" иф цн - .. Культуры [1, С. " ' •] 1%."-- - I 'С „< ' г,и <_

эксплицируете*

личности, осу; г. ,<,». о, процессе ее созидания и освоения. . Современная наука уходит от старой дилеммы: формирования средой, с одной стороны, и целенаправленного воспитания - с другой, а сама «средо-вость» представляется продолжением творческого потенциала природы человека, но уже социокультурными средствами. Идентификация сущности воспитания с процессом социокультурного деятельностного становления человека вовлекает в этот процесс и координирует в нем все факторы, которые участвуют в формировании человека: развитие, социализацию, формирование - все это лишь различные аспекты социокультурного деятельностного процесса воспитания. Как многоплановый процесс самоосуществления человека, он включает в себя и движение от объекта к субъекту (формирование, развитие) и от субъекта к объекту (социализация, самовоспитание). В него включается и фактор упорядочения, регулирования этих движений, выраженный в эпифеномене воспитательной работы (см.: [8]).

Искусство (эстетическая культура) относится к той социокультурной подсистеме, которая наряду с другими подсистемами, такими как философия, наука, право, религия, мораль, в своей специфике направлено в конечном счете на воспитание личности как ее эстетическое развитие. Человек как социокуд ь-турное существо культивируется - воспитывается в своей эстетической ипостаси объективированными

средствами эстетических факторов, которыми выступают искусства «чистые» (самостоятельные) и прикладные (в которых эстетическое содержание вливается в разные формы созидаемых культурных ценностей), что будет специально рассмотрено в соответствующем разделе статьи.

Экспликация воспитания в самом широком смысле слова как деятельностного социокультурного саморазвития человека утверждает образование в качестве всеобщей формы культурно-исторического развития человека. Образование включается как производительный потенциал во всю систему возобновляющейся экзистенции личности, поскольку без образования не состоятся ни созидание, ни освоение культуры, конечно всегда в своем культурно-историческом своеобразии. В свою очередь, образование, осуществляемое через те или иные формы передачи знаний, умений, навыков, в том числе и институциональным путем, является определенной стадией социализации человека, а следовательно, его воспитания. Воспитание и образование, таким образом, взаимопроникают: образование выступает как составная часть социокультурного воспроизводства человека в виде специфического производительного потребления. Образование как приобретение знаний, умений, навыков, мировоззрения, идеалов и так далее дает возможность включения в культурное «ноле» общественной жизни, обусловливая освоение и созидание культуры, а следовательно, и воспитание человека в определенном социокультурном способе его существования.

Общественный процесс деятельности, состоящий из актов распредмечивания и опредмечивания, позволяет раскрыть искусство как социокультурное средство опредмечивания в художественных произведениях эстетического сознания. Он предполагает акт его распредмечивания в субъекте освоения при наличии необходимого уровня художественно-эстетического образования. Деятельностный социокультурный процесс, рассмотренный в такой подсистеме как эстетическая культура, помогает представить, что искусство - это лишь социокультурное средство эстетического воспитания человека, а не самоцель. За произведениями искусства стоит эстетический интеграл человека, его специфическая экзистенция, формирование которой возможно только в континууме культурной жизнедеятельности, сфокусированной на человеке. Следовательно, исходной категорией, позволяющей рассмотреть эстетическую культуру как средство эстетического воспитания, является эстетическая деятельность, объективирующая эстетическое содержание в художественном произведении, институционально функционирующем в обществе, и в акте его освоения, завершающем Цикл деятельности в эстетическом воспитании. Неслучайно VI.М. Бахтин называет эстетику теорией эстетической деятельности [9, с. 112]. Трансгредиентно пред-

ставляя эстетическую деятельность, М.М. Бахтин пишет, что «мы размыкаем границы (художественного произведения. - Д.С.), вживаясь в героя изну три. и мы снова замыкаем их, завершая его эстетически извне... где предмет обращен вне себя, где он существует ценностно только в другом и для другого» [9, с.115-123].

Эстетическое воспитание как социокультурный процесс

В классической теории центрированного мира эстетическое развитие, инициируемое потребностью гармонизации мира в соответствии с достигнутой мерой человеческого совершенства (а еще ранее с божественным идеалом прекрасного), осуществляется в эстетической деятельности. Рассмотренная как общественный процесс, она есть единство освоения и творчества. Предметное тело эстетической культуры, вырастающее в процессе опредмечивания, требует специальных средств объективации эстетических представлений - материалов, орудий, способностей, умений, навыков, подготовки, учреждений, что синтезируется в деятельности художника. Несмотря на то, что, по меткому выражению Дж. Дьюи, появление двух разных слов -«эстетическое» и «художественное» при обозначении процесса для теории — это несчастье, субъектом созидания эстетической культуры всегда выступает художник - профессиональный или самодеятельный, обладающий способностями и средствами эстетического продуцирования. Однако целью художественной деятельности как эстетической вовсе не является художественное произведение. Оно лишь социокультурное средство, механизм художественной передачи эстетических символов содержания произведения. Оно лишь предметно-культурное средство эстетического бытия человека, его экзистенции, воспитания. У М.М. Бахтина «равенство двух субъектов им намеренно нарушено, первенство отдано активно воспринимающему и эстетически созидающему субъекту», ибо оно предполагает вненаходимость героя (цит. по: [10, с. 366]) и выражает «творческое отношение к нему автора, причем это последнее и есть собственно эстетический момент формы» [9, с. 111-112].

Эстетическая деятельность многоплановая и в зависимости от предмета непосредственной эстетизации мы выделяем искусства самостоятельные (где предметом эстетизации выступает внутренний мир человека через создаваемый художественный образ) и искусства прикладные (где предметом непосредственной эстетизации выступает продукт любой другой деятельности). Первые издревле назывались «му-сическими», или позже изящными, а вторые - служебными, бифункциональными, художественно-прикладными, техническими, ремесленными, промыш-

ленными. Однако за объяснительной схемой деятельности в ее классической интерпретации образ человека выстраивался как прекрасная индивидуальность со всем универсумом меры человеческого или боже-ственного совершенства (Ф. Шиллер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). В этом плане закономерности эстетической деятельности представали 1) в гармонизации мер предметов с мерой человеческого совершенства, рождая многообразие красоты как единства в многообразии; 2) в эстетическом отражении в соответствии с критерием божественного или человеческого совершенства (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквин-ский, Й.В. Гете, A.B. Луначарский, В.П. Шее гаков, Л.А. Зеленов, Г.-Г. Гадамер); 3) не только через прекрасное, но через многообразие эстетических модификаций, в традиционном искусстве направленных на утверждение прекрасного, идеала.

Непосредственным предметом эстетизации в самостоятельных, свободных искусствах является человеческое сознание; в прикладных - предмет, производимый в других видах материальной и духовной деятельности, в которые вливается эстетический фактор, хотя конечным продуктом и той и другой является человеческая экзистенция. Во всяком случае, сделав экскурс в эстетику прекрасного классики и герменевтически пройдясь по артефактам игры, символа и праздника современного искусства. Г.-Г. Гадамер интерпретирует актуальность прекрасного в его неявном, но подразумеваемом смысле таким/и строчками: «...в произведении искусства превращается в устойчивое, стабильное творение то, что еще не обрело твердых очертаний, то, что еще продолжает сохранять текучесть, так что вхождение в произведение искусства значит одновременно и возвышение над самим собой. «В недолго длящемся мгновении есть что-то прочное» -таким искусство было вчера, остается сегодня и будет всегда» [11, с. 323].

Сфера самостоятельного искусства выступает прямым воспитанием личности путем воздействия художественного образа на духовную структуру человека. Сфера прикладных искусств совершает эту функцию через эстетизацию вещной среды, материальных и духовных факторов человеческого существования, поскольку человек воссоздается и всей материально-художественной культурой и другими видами прикладной художественной деятельности. Чтобы человек смог присвоить себе свою эстетическую сущность, она должна быть произведена как общественное эстетическое сознание в культурных формах: таковы свободные самостоятельные искусства. Классическое понимание красоты человека в ее универсальном эстетическом значении строилось на индивидуальной гармонии с мерой человеческого (или божественного) совершенства, определяя эстетическую функцию искусства как его собственную, а не существующую наряду с другими. Утверждение искусством прекрасного в абсо-

лютизированном мире осуществляется целым спектром эстетических характеристик. В духовной сфере искусства возможности эстетической гармонизации бесконечно многообразны и являются средствами формирования прекрасного как идеала. Таким образом, искусство как духовная художественная культура является способом эстетического существования, воспитания человека. Поскольку искусство направлено на гармонизацию целостного человека, то оно объемлет в себе и нравственное, и религиозное, и политическое, и научное, и всякое другое социальное содержание, не исключая и проблемы эстетизации природной чувственности. Вот почему эстетическое воспитание включает в себя всестороннее человеческое содержание, что входит в самое эстетическую специфику с ее универсальным и жизнеподобным средством воздействия ■-художественным образом. Изначальность этой универсальности вытекала из богатства эстетического содержания красоты (единство истины, добра и красоты). Выделение в искусстве воспитательной функции наряду с эстетической в этой связи нелогично, поскольку красота объемлет все в своем совершенстве. Из таким образом понимаемой антропологии красоты проистекает полифункциональность эстетического воспитания как эстетизация природного, нравственного, политического, религиозного, интеллектуального и других параметров личности, которые и мотивировали цель и результат эстетического воспитания. При этом драматизм содержания художественного произведения развертывал эстетические коллизии трагического, комического)- возвышенного, низменного, безобразного и других модификаций художественного образа, которые через катарсис восприятия художественного произведения другим создавал интенцию гармонизации с прекрасным, хотя прекрасное как таковое могло и не наличествовать в художественном произведении.

Изменения эстетического канона в современной культуре «чистого искусства»

Неоднозначность и открытость современной социокультурной ситуации, представленной в культуре постмодерна, оперирующей понятиями децентра-

ции (Ж.-П. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гват-тари) и деконструкции (Ж. Лакан, Ж. Деррида, Дж. Каллер, Поль де Ман и др.), свидетельствует о складывании новых способов постижения мира, характеризуемых такими чертами, как плюрализм, фрагментарность, динамизм, текстуальность и пер-форативность (представимость). Если эпоха модерна характеризовалась в целом дифференциацией познавательной сферы и прогрессистскими иллюзиями, в том числе и в сфере искусства, то вступление в эпоху постмодерна связано с пониманием нелиней-

ности и нестабильности развития, изменением в связи с этим модели человеческой жизни, где представление о жизни как пути заменено фрагментацией жизни вплоть до краткосрочности ее проектов;.Прежняя уверенность в своем прогрессирующем бытии и центростремительное™ прекрасного утрачивается, исчезает вера в прогресс, действенность моральных канонов, самого человека, приходит иной эстетический опыт (П. Козловски, У. Эко, Э. Хартни). «Больше невозможно вообразить, что история совершает единственный курс, или что читатель - не существенный компонент любого текста...» [12, р. 77), что эксплицируется еще ранее выдвинутым Р. Бартом принципом «смерти автора», поскольку текст, составленный из множества разных видов письма, обретает единство только в интерпретации читателя. Онтологическая и мировоззренческая децентрация мира в постмодернизме организует образ мышления не с помощью видения «древа мира», как, например, у П. Тейяра де Шардена, а с помощью понятия «ри-зома» (корневище), образующего взгляд на культуру; в которой все без исключения явления приобретают равнозначную ценность, нет центра и нет периферии, что явно отражается на характере художествен-

ЮГ ".ЬС"ЧСС1Ь

к1.' , л, ¡5 V . , л-..1 .1.4 ' збщ ч . и .>:>-. -

ьности, сррагмен-рмативности, ци-pr с -'--'^к1 tlноо' ■ с" ■■■ ■ >• V, грг л.» и i.cp.¿о- ли : лредстщ, _*ь.'е пу.-

врашлся в сОщ\ю характеристик} кчльпры, став частью не только самостоятельного искусства, но и художественно-прикладной сферы. Еще Г.-Г. Гада-мер, сопоставляя традиционные установки искусства с современными, отметил новые антропологические основания нашего восприятия искусства: их он определил понятиями «игра», «символ» и «праздник» [11, с. 287], что нашло свое дальнейшее развитие в характеристиках функций перформативного искусства. Таким образом, в современной культуре «понятие произведения не связано с классическим идеалом гармонии. Существуют иные формы, в которых происходит идентификация через согласие» [11, с. 291]. Их идентичность превращается в герменевтическую, происходит сопричастность, делающая произведение значащим для нас. В художественной игре герменевтическая идентичность заключается именно в том, что что-то при этом «понимается», что произведение хочет быть понято как то,, что «оно имеет в виду» или «говорит». Требование, исходящее из произведения, ждет своего удовлетворения. Произведение жаждет ответа, дать который может только тог, кто принял это требование. И ответ должен стать его личным ответом, им самим активно

добытым. Участник игры является ее частью» [11. с. 292]. Так инсценировка, маскарад, игра, спектакль-хеппенинг становятся сотворчеством. «И если тебе действительно удалось приобщиться к искусству мир становится светлее и жить в нем легче»,-так Г.-Г. Га-дамер в более мягкой форме, не навязывая коллизий, определил герменевтически функцию эстетического воспитания. Перформативное искусство постмодерна переместило интерес с результата на процесс и динамику. Это новые формы конструктивности, позволяющие человеку при помощи рефлексивной игры, по определению заложенной в произведении, приспособиться к бес-прерывно изменчивому миру.

Перформативное искусство не отменило текстуального, более того, родились новые формы текстуальности (гипертекст Интернета). Эти игровые формы эстетизированной культуры позволяют человеку сохранить себя в сильно изменившемся мире, осуществить возможность сохраняющейся идентичности, не впасть в культурный пессимизм с утратой исторических метанарративов и составляет суть художественного опыта в современности. Включаясь в контекст современности через искусство, мы познаем «неопределеннее!!, о.-стг;«'--* "¡^.гп • шзначительности всего : I и^ ... 4.1:1 л. • , г - , -ми», как об этом написа ■ * .с • с ческой теории (цит. по:

назвал символической ■ ■ с', г ! 1 -

чение, присущее прекр.. г . <-■ с ч . ведению искусства, 01x1 гл . .. \.ч.,- ,

заключено непосредствен к" , . . г - тр

тию внешнем облике» |1, с. > * Ьч сд ..р«, . 1; эстетических феноменов, но мнению Г.-Г. Гадак.с-ра, является образом бытия субъекта. Герменевтическое усилие в конечном счете приводит к самопознанию интерпретатора через возможность понять другого, который убеждает в том, что горизонт воспринимающего не является единственно возможным и потому наполняется новым культурным опытом.

Перформанс, внесенный Ж.-Ф. Лиотаром в процесс постнеклассического познания, распространился на эстетическую культуругизменяя традиционные сюжеты, создавая симмулятивные инсценировки и спектакли, вводя цитаты, тем самым создавая различия, гиперреальность и открытость процесса и при помощи подобного «совращения» (Ж. Бодрийяр) порождая специфику мироощу щения современного массмедиированного состояния общества. Сама художественная культура лишается единого стиля, происходит перформанс новой интерпретации, смешение различных парадигм, стилей, смыслов и менталь-ностей.

Уже авангард занялся разрушением традиционных форм прекрасного, стремясь показать глубины мира на фоне открытий теории относительности и

квантовой механики. Сюрреалистическое направление. помогая человеку освободить свое Я от давления практицизма, обратилось за новациями к бессознательному и при помощи фантазийных образов расширило ассоциативное богатство восприятия мира. Отказ от господства одного центра приводит к возрастанию различий и на их онтологическом и мировоззренческом сосуществовании вырабатывает толерантность как новое явление эстетического воспитания. В современном искусстве появились и другие предикаты эстетического, такие как фиктивность, подвижность, незаконченность, единичность, интерес к периферийному, исключительному, ина-ковому утрата драматизма, гедонистическая способность забывать утраченное, поскольку мир но является единым и единственным. В перформативном мире эстетизация охватила СМИ, создав дереаль-ность отражаемого реального, виртуальность событий переключаемых каналов, добавляя новые качества эстетического. В эпоху массового тиражирования, когда симулякр становится масштабнее оригинала, меняются эстетические задачи искусства. Потеряв культовое основание, искусство удовлетворяет потребность в стилизации человеческого существования, и в условиях акустической и визуальной бомбардировки притупляет способность восприятия. Характерно, что традиционный эстетический канон прекрасного разрушается, и хотя многие из модусов прекрасного (возвышенное, сентиментальное, интересное, романтическое, символическое, ужасное как страх гибели прекрасного) остаются. место канона занимают другие.

Изменение места человека в мире трансформируют его ценности, поскольку сам человек уже не предзадан, а формируется его поливалентный образ в непосредственной экзистенции. Будущее такого человека характеризуется неопределенностью, возможностью, вследствие этого вместо целостного пути выстраивается модель жизни как краткосрочного проекта. В таком мире нет единого универсального горизонта знания, а также определенных вариантов человеческого совершенства. Потеря единого культурного пространства делает проблематичным единство истины, добра и красоты, опору эстетических ценностей на этические. Мобильность проектного мышления и многовариантность образов существования приводит к возрастанию значения легкости и гибкости существования современной культуры и сосуществования в ней. Игровое поле культуры в лабиринте непредсказуемых возможностей делает культуру эстетической, меняя приоритеты модусов эстетического.

В открытом пространстве герменевтический разум, фиксируя неопределенность происходящего, делает наиболее актуальным иронический взгляд на события, перемещая главенство эстетического в область иронии, если отношение к экзистенциальным

процессам негативно. Позитивная связь динамики конкретного делает приоритетным юмор. Современная культура, отрицая метанарративы, делает возможным сосуществование различных картин мира, благодаря иронии и юмору. Если ирония подчеркивает текстуальный характер современной культуры, то юмор - перформативный. Несмотря на известную холодность и отстраненность иронии по отношению к явлению, она учит нахождению других позиционных ракурсов, диалогизирует отношения, воспитывает способность к устранению унификации. Юмору также наиболее дано вписаться в нелинейные характеристики современной культуры, придавая многозначные интерпретации в динамических ассоциациях современной культуры, позволяя выступить основой толерантности через динамику показа и демонстрации. Таким образом, в общем процессе эстетизации современной культуры, где актуальность прекрасного выступает в своем неявном виде, главенствующая роль в эстетическом воспитании принадлежит иронии и юмору.

Ирония как способ неоднозначного, динамичного подхода к событиям яатяется наиболее глубоким, жизненно важным и рефлексивным способом эстетического постижения мира. Ирония в культуре постмодернизма - это живой ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности» [13, с. 4611. Выдержать натиск прошлого, от которого никуда не денешься. -говорит У. Зко, - и суметь еще раз поговорить о любви можно, сознательно вступив в игру иронии [там же]. В ироническом переосмыслении традиции постмодернистский художник умудряется при помощи иронии создать произведения, в которых стирается грань между элитным и массовым, что имеет свое преимущество в эстетическом воспитании,

В разрушении тотальности единого центра, абсолютных статических состояний в принципиальной нелинейности мира выявляются возможности и конструктивная роль юмора в культуре постмодернизма. «Именно юмор может помочь человеку ориентироваться в мире ускорения жизненных процессов, так как он способен синтезировать несколько ракурсов, не становясь на позицию метатеории» [ 14, с. 85]. Он есть та толерантная основа, которая необходима для сосуществования интерпретаций образов в мире нелинейного развития, приемлющего различия. Хорхе, герой книги У. Эко, боялся гипотетической второй книги Аристотеля о комическом, «потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений», - так в контексте перформативности охарактеризовал значение смеха и юмора в том числе сам автор постмодернистского романа, понимая юмор как эстетический принцип гшюралистичнос-ти жизненных концепций [15, с. 420].

Художественно-прикладная деятельность и ее новационные формы в современной

культуре эстетического воспитания

Наиболее распространенной формой художественно-прикладного искусства является материально-художественная деятельность как единство труда и красоты. Оно представлено художественными ремеслами, архитектурой, многочисленными декоративно-прикладными искусствами и современным дизайном. Условия превращения материально-практической деятельности в прикладные искусства подробно представлены в книге автора [16, с. 24-63]. Однако прикладные искусства значительно шире их проявления в материально-художественной деятельности. При соединении различных видов деятельности и эстетического фактора (эстетической потребности, цели, художественных средств объективации эстетического, овладения предметом деятельности, специального образования) в политике, спорте, педагогике, медицине, военном деле, рекламе появляются прикладные искусства - политический церемониал, геральдика, фигурное катание, ораторское искусство, косметика, гримерное искусство, военный марш, всевозможные клипы и т.д.

Интеграция технико-промышленных компонентов с целостной системой общественных, психологических, эргономических, экологических, научных данных, представляющих человеческий масштаб в создаваемом предмете, приводит к возникновению нового вида технического искусства—художественного конструирования или дизайна, Развернутая социальная программа красоты превратила дизайн в универсальную деятельность сообразно задаче воплощения в окружающем мире человеческого масштаба. Он и составил общий знаменатель красоты в создаваемом материально-предметном мире, разработанный программами великих функционалистов XX в. (Баухауз, В. Гропиус, III. Ле Корбюзье, русский ВХУТЕМАС), и эти поиски продолжаются в соответствии е меняющейся эпохой, ее духом, информацией. Отказ от сакрализованного канона ремесленного производства и архитектурного ордера, не способных более гуманизировать механизированную цивилизацию путем декоративных украшений, и опора на человеческий масштаб во всем содержании формообразования выступили б качестве доминанты всего искусства предметного мира в эпоху позднего модерна.

Вместе с совершенствованием предметного мира человек совершенствует через него и самого себя. Это значит, что эстетическое воспитание существует как восполнение человеческой экзистенции через предметный мир материально-художественной культуры и другие виды художественно-прикладного искусства. Социально-культурный способ человеческого бытия в том и состоит, что производимый в куль-

туре мир восполняет, формирует, воспитывает человека, передавая ему объективированный потенциал. Художник-дизайнер был полон оптимизма в организации новой концепции человеческой жизни, освобождаясь от старых мыслей и действий прошлых эпох. Художники-постмодернисты идут в другом направлении: они перформатируют индустриальные материалы и предметы повседневности в странных комбинациях и цветах, заставляя как бы заново увидеть давно знакомые и привычные предметы. Классическим примером может служить писсуар М, Дю-шана, выставленный как предмет станкового искусства, чтобы акцентировать внимание на универсальности искусства предметного мира, когда участия художника требуют вес предметы повседневности.

Художественно-прикладная культура осваивает новые пространства и предстает в перформативное-ти праздников, соревнований, свадеб, похорон, обычаев, эстетизируя культуру повседневности, образа жизни и оставляя ее открытой в мультикультурализ-ме и в сосуществовании различных культур. Поле эстетизации значительно расширяется за счет культурных процессов повседневности. Жизненное пространство повседневности подвергается стилизации и украшению: современное жилище, его наполнители, современные магазины, их витрины, заправочные станции,,парикмахерские, аптеки, всевозможные киоски, места для парковки машин, пространства прогулок и отдыха, рекламные щиты и другие виды рекламы, к владельцы получают доходы за счет прибавочной эстетической стоимости. По аналогии с транс-политикой, транссексуальностью расширяющееся пространство эстетизации повседневности Ж. Бод-рийяр назвал трансэстетикой [17, с. 17], которая, однако, не подняла каждодневную жизнь до идеала прекрасного, до высокого искусства, а, наоборот, растворила искусство в трансэстетике банального, создав гиперреальность постмодерна и в этой области. В гиперэстетике повседневного упрощенные формы искусства культивируют наслаждение, удовольствие, развлечение, формируя не homo pulcher, a homo ludens с элементами кича. На это же обращает внимание Э. Хартни, говоря, например, о творчестве Юлиана Шнабеля в расписывании посуды; «Посуда служила двойному назначению. С одной стороны, она создавала художественно-историческую перекличку с экспрессионистской архитектурой Антонио Гауди и с византийской мозаикой. Но, с другой, также вносила и банальность благодаря широко распространенным тарелкам и заварным чайникам, которые служили ему сырьем, и это вносило элементы постмодернистского китча» [12, с. 22-23].

Одним из характерных признаков эстетизации культуры является участие в огромном количестве праздников, что тем самым не отделяет праздник от обыденности, размывая классическое значение праздника и превращая его в обычное развлечение.

Вследствие этого человека культуры постмодернизма, утонувшего в эклектике праздника, называют homo festivus, а значительная часть эстетизации в современной культуре принадлежит фестивизации. трансформирующей, однако, классическое значение праздника. Эстетизация человека в фестивизированной реальности происходит по принципу партиципа-ции - соучастия в коллективном действе, вышедшем на улицу. Так праздник трансформируется в повседневность, что позволяет назвать современную социокультурную атмосферу «гиперфестивной эрой», по характеристике Филиппа Мюрз [18, с. 224-242],

Эстетизация природной организации человека также рождает своего рода прикладные искусства в современной культуре типа боди-арт - моделирование своего тела, хирургическое изменение внешности, псевдоэстетическая мода на пирсинг, татуировки предстают как постмодернистские усилия при помощи подобной легкости и гибкости эстетически идентифицировать свою индивидуальность. Трудно пока предположить, какие новации эстетизации может принести с собой генная инженерия. Однако эстетизация, коснувшаяся в повседневности образа человека, позволяет заключить, что это весьма поверхностная эстетизация, в которой принцип совершенства не предполагает единства этического и эстетического. Неслучайно поэтому вместо понятий «прекрасна? индивидуальность», «эстетически развиты!" *ьд< зек» употребляется феномен «homo aesthetiki > соединенный с «homo festivus» (человек праздн; '<*хций). Эстетизация в быстро меняющемся мире не успевает останавливаться на этической подоплеке прекрасного вследствие длительности ее освоения, поэтому эстетизация носит вир-

туальный характер, как и образцы, смоделированные в этой виртуальной реальности. Это явно не тот homo creativus, который прогнозирует в предметном мире повседневности экономические, эргономические, нравственные, экологические, психологические и другие общественные компоненты личности и воплощает их в искусстве предметного мира на основе научно-технического и художественного мастерства как систему ценностей и значений. Отечественная реальность не позволяет ознакомиться с эстетическими достоинствами «двойного кодирования» в постмодернистской архитектуре (Ч. Дженкс), если не считать описаний пространств, которые могут кончаться тупиками, и лестниц, которые ведут в никуда.

В отечественной реальности нас больше угнетает недостаточная эстетизация, выражающаяся в хаотичности и дисгармонии окружения, в уродливости и беспорядке материального жизнеобеспечения, жалкая бедность, проявляющаяся в формах развала, замусоренности, загрязненности, необихоженности. Но это следствие социально-экономических условий, нежели эстетико-художественной неспособности. За всеми размышлениями и практикой первопроходцев индустриальной эстетики стоял образ жизни человека новой эпохи, в которой архитектор как главный строитель «вещества существования» выступал бы слугой и вождем народа (В. Грониус). Идеи добросовестного служения и одновременно зстетико-ху-дожественного руководства как раз и вдохновляли задачи формирования такого человека современной эпохи, который становился бы мерилом всех проблем градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, дизайна и художественных ремесел.

Литература

1. Свасьян КА Человек как творец и творение культуры // Вопросы философии. 1987. № 6.

2. Крутоус В.П. Плюрализм моделей эстетического воспитания и идея их интегрирования // Современные подходы к теории эстетического воспитания: Мат-яы и тез. Буровских чтений. М., 1999.

3. Крылова Н.Б, Культурология образования. М., 2000.

4. Карпов П.В. Проблемы воспитания на пороге XXI века /7 Вестник ТГПУ. 2001. Вып. 2 (27). Серия: Вопросы теории науки и образования. Спецвыпуск.

5. Крупное К).В. Выдержки из проекта национальной доктрины воспитания // Там же.

6. Немов P.C. Психология: В 3 кн, Кн. 2. М„ 1995.

7. Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М.,1998

8. Сысоева Л.С, Воспитательная работа в вузе как путь к воспитанию // Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в школе и в вузе: Мат-яы науч.-метод, конф,: В 2 т. Т. 1. Томск, 2000,

9. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности, СПб.. 2000.

10. Крутоус В.П, Эвристика трагического на переломе эпох // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры, М., 2000,

11. Гадамер Г,-Г. Актуальность прекрасного // Актуальность прекрасного. М.,1991,

12. Heartney Е. Postmodernism, L, 2001.

13. Постмодернизм, ирония, занимательность. Заметки на полях «Имени Розы» // Эга У. Имя Розы. М.,1989.

14. Солодовником Q.B. Эстетизация современной культуры и формы ее представления: Дио.... канд. филос. наук. Томск, 2002.

15. Эхо У. О второй части «Поэтики» Аристотеля (о комическом). Заметки на полях «Имени Розы» // Имя Розы. М., 1989,

16. Сысоева Л.С., Махлина С.Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание, Томск, 1993.

17. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М,, 2000.

18. Мюрз Ф. После истории // Иностранная литература. 2001. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.