5. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении на- 6. Нюргун Боотур Стремительный (якутский героический
родного словесного, изобразительного и хореографического эпос). - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1982. - 544 с.
искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. - 7. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики Олонхо. - Якутск:
М.: Искусство, 1971. - С. 394-395. Бичик, 2007. - 176 с.
N.P Karpova
The role of olonkho as formation of schoolchildren’s value orientation
Olonkho is the cultural recollection being a source of philosophic reflection of the world and place of mankind there. There is necessity to revise the value orientations characterizing the Yakut ethnic type of the world perception and could be found in Olonkho. The value orientations are known to be formed in the process of socialization.
Key words: values, orientation, Olonkho, culture, tradition, recollection, rite, ceremony, ethnos, model.
-------4НН*--------------
УДК 37 М.К. Эверстова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ НАРОДОВ ЯКУТИИ
В настоящее время резко возросла необходимость воспитания у детей дошкольного и школьного возрастов экологической культуры, формирования их мировоззрения и нравственности. Приведены материалы по воспитанию экологической культуры на основе организации и ведения природоохранных мероприятий в комплекте с традициями и обычаями народов Якутии и предметами, преподаваемыми в школе.
Ключевые слова: народные традиции и обычаи, опыт организации, экологическая культура, экология, шумовое загрязнение, тотемные животные, природа.
С каждым годом требования к экологической образованности и экологической культуре становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Процесс их формирования и развития является стимулом для духовной и практической деятельности и направлен на гармонизацию взаимоотношений общества и окружающей среды. Экологический кризис и его последствия, а также поиск новых путей выхода из него - это остро стоящая глобальная проблема человечества на данном этапе его развития. Однако в сознании многих граждан, экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к нему, а не как то, что имеет прямое к нему отношение. Современные взгляды на особенности взаимоотношений общества и природы выражаются в форме представлений неизбежности поиска путей их совместного развития как необходимого условия сохранения жизни на Земле. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения лич-
ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии, руководитель детского экологического научноисследовательского общества учащихся «ДЭНИО», МОУ «Сангарская гимназия», п. Сангары, РС (Я).
E-mail: [email protected]
ности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования [1, 2, 3, 4 и др.].
Одним из методов воспитания экологической культуры и экологического сознания учащихся Якутии является ознакомление с народными традициями во взаимосвязи с природой. Основой народной педагогики является природа, она не только среда обитания, но и лаборатория, где теоретические знания находят свое подтверждение в практической жизни. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания, поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества об окружающей среде, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Из этих начал произошли и наша духовность, и наша психологическая и физиологическая приспособленность к суровым условиям Якутии.
Окружающая среда оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Человек и природа неразделимы, именно их единство порождает любовь к родной земле. Этому способствует воспитание школьников через народные традиции и обычаи. Поэтому необходим поиск такой системы, методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которые способство-
вали бы формированию эколого-гуманитарной культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций, и стимулировали бы развитие познавательного интереса учащихся, содействовали самоопределению и самореализации их возможностей. Изучение экологических традиций разных народов, систематическое раскрытие их содержаний являются необходимыми условиями для воспитания нравственных качеств личности учащихся, современного человека.
В последнее время проблеме народной педагогики уделяется большое внимание [5, 6, 7, 8 и др.] Однако она остается еще недостаточно изученный.
Большое значение в воспитании младших школьников и формировании их личности при помощи окружающей среды придавал еще В.А. Сухомлинский. По его мнению, ребенок должен видеть, понимать, ощущать, переживать, постигать тайны природы и приобщаться к ней [10] .
Воспитанию учащихся с приобщением их к окружающей среде, с применением народных традиций в Якутии стали придавать большое значение лишь последнее десятилетие [5, 6, 7, 8 и др.]
Совершенно очевидно, что основы экологического воспитания детей должны закладываться в семье с раннего детства, что возможно при соответствующем уровне экологической культуры родителей. Одностороннее воспитание в детских садах и в школе, которое не имеет подтверждения в семьях, в большинстве случаев не достигает своих целей и задач. Современные семьи отошли от традиций и обычаев своего народа, они подвергаются сильному воздействию европейской культуры и того образа жизни, который широко пропагандируется через средства массовой информации (СМИ).
Традиции и обычаи - это по преимуществу допись-менная педагогика, устное педагогическое творчество народа, они сильны не теориями, а практической связью с жизнью и имеют сильные воспитательные свойства. У якутского народа воспитание уважительного отношения к окружающей среде издревле проводилось всегда [5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14]. К ним можно отнести обычаи народов Якутии, требующие оказывать почтение ко всем старшим. Человек должен жить в гармонии с окружающей средой, т.к. любое отклонение от норм может обернуться для него трагедией, экологической катастрофой, т.е. ребенок должен усвоить: природа первоначальна, а человек - вторичен [6, 7, 9, 10, 12].
Воспитание экологической культуры через народные традиции и обычаи требует понимания, внимания и интереса. В основе всех традиций и обычаев заложены многовековые наблюдения народа над различными природными явлениями и их закономерностями, которые в форме устного народного творчества дошли до наших дней. Они имеют огромный, уникальный воспитательный потенциал. Олонхосуты, музыканты-хомусисты, певцы-тойуксуты, сказочники через свои произведения из поколения в поколение передавали свои знания и на-
блюдения, что имело огромное воздействие на формирование мировоззрения и развитие умственных способностей подрастающего поколения [7, 8, 9, 12]. Олонхо
- золотой фонд культуры якутов. Этот эпос носит ярко выраженный педагогический характер [4, 7, 8, 11]. Здесь мы встречаемся с многочисленными оттенками отношения человека к природе в форме алгыса, встречи с духами, борьбы злых - черных и добрых - светлых сил и т.п.
Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для усвоения духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные произведения. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Ценные музыкальные впечатления ребенок получал с самого раннего возраста. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. В этом большое значение придается песням, произведениям устного народного творчества в сопровождении народных музыкальных инструментов. Например, музыкальные занятия нашего детского экологического научно-исследовательского общества (ДЭНИО) сопровождаются проведением бесед о народном творчестве, праздниках и обрядах. Использование народных песен в сочетании с танцами «Осуохай», «Ьээдьэ» способствует развитию у учащихся музыкально-ритмических навыков, укрепляет дыхание, улучшает дикцию, вырабатывает навык согласованности движения с музыкой, а также активизирует познавательный интерес.
Воспитание учащихся при помощи народного творчества, обычаев и традиций содержит в себе большой потенциал для развития их познавательных процессов. Вследствие тесного и частого контакта с природными явлениями человек овладевает массой уникальных и тонких наблюдений над закономерностями, происходящими в окружающей среде, постигает их сущность [8, 9, 13, 16].
Природосообразный подход к воспитанию учащихся обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку окружающая нас среда оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание и поведение. В процессе трудовой деятельности в сельской местности - сельскохозяйственные работы, рыболовство, охота и др. - ребенок становится ближе к природе и у него воспитывается чувство ответственности за состояние окружающей среды, развиваются такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, честность, уважительное отношение к родителям [8, 14, 15].
Большое влияние в воспитании нравственных качеств через традиции и обычаи играет семья. И.Г. Песталоцци подчеркивал, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпение, возникают дома из отношения ребенка к матери [1]. В этом отношении совместная воспитательная работа семьи и школы с участием ребенка дает больший плодотворный результат.
Если родители заинтересованы в деятельности своего ребенка, образуется творческий плодотворный треугольник, и при этом каждая из сторон открывает новое для себя. «Экологизация» не только детей, но и родителей в воспитании нравственных качеств ребенка приносит успешность. На основе изучения традиций и обычаев своего народа у ребенка формируются социальные чувства. Знание духовной культуры своего народа способствует зарождению интереса к традицям и культуре других народов, что является основой формирования этических форм поведения с высокой культурой общения и многофункциональных отношений [3, 6, 7, 9, 13, 16, 17].
Для того, чтобы ребенок понял смысл услышанного, прочитанного, ему надо все это объяснить, а еще лучше, если ребенок в творческом поиске сам откроет для себя новое. Только при дополнении существующих традиций и обычаев научными знаниями они перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Поэтому, чем эффективнее воспитание, тем выше духовный прогресс личности, общества и страны. Мы считаем, что формирование человека происходит в процессе его деятельности, которая обеспечивается интересом, чувством, порождает новые потребности, активизирует волю - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Для воспитания экологической культуры учащихся и гуманной личности с ответственным отношением к окружающему миру необходимо, чтобы сам педагог осознавал важность народных традиций и обычаев, был профессионально подготовлен и творчески развит. Для повышения квалификации педагогов в этом направлении необходимо проведение совместных курсов и семинаров учителей биологии, математики, истории, литературы и других предметов. В настоящее время эта работа не носит системного характера в значительной мере из-за отсутствия научно-методического центра, который не только направлял бы эту работу, но и оказывал бы реальную научную и методическую помощь в обучении народным традициям и обычаям [9].
Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов, поэтапно. Дети, начиная с дошкольного возраста, весьма любознательны, наблюдательны и активны. С возрастом их интересы становятся разносторонними, увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления их с явлениями общественной жизни. Именно в этом возрасте необходимо заложить основу экологической культуры, используя их особый интерес ко всему окружающему миру. Предметом изучения в детских садах могут стать растения и животные. Для их изучения и проведения занятий в детских дошкольных учреждениях прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.
При разучивании детьми данных произведений воспитатели и педагоги - члены нашего ДЭНИО добиваются выполнения основного требования - осмысленного произнесения стиха. В этом случае атмосфера детского сада приобретает особое значение для формирования нравственных чувств и качеств.
В нравственном воспитании старшего дошкольника особое место имеет воспитание культуры общения, поэтому в этой возрастной группе уже можно усложнять занятия, что будет способствовать формированию уважения и бережного отношения к окружающему миру. Знакомство с некоторыми народными обычаями и традициями надо начинать с этого возраста. К ним относятся правила поведения на природе, с обязательным объяснением познавательного характера. Если эти беседы проводятся доступно и интересно детям данного возраста, то возникают заинтересованные вопросы, яркие эмоции, что является признаком их восприятия. Это дает возможность определить, как они восприняли идею и мораль простейших народных традиций и обычаев, и корректировать темы бесед. Поведение воспитанников старших групп детских садов убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает детям разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости и формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве, связи человека с природой.
Для приобщения школьников разного возраста к изучению окружающей среды, воспитания экологической культуры нами в Сангарской гимназии было создано детское экологическое научно-исследовательское общество (ДЭНИО). В это общество вовлекаются школьники, начиная с младших классов. Занятия с начинающими членами общества мы проводим в виде бесед и простейших работ по организации охраны животных, например, птиц В этических беседах со школьниками младшего возраста нам помогают сюжеты из мультфильма «Пчела Майя». Члены литературного кружка «ДЭНИО», пишут небольшие рассказы, основанные на экологии местных животных [18].
При изучении эпоса необходимо обращать внимание, к каким растениям обращаются его герои с теми или иными просьбами. На основе изучения этих эпосов выясняется, что якутский народ издавна знал лечебные свойства растений и все свои знания передавал из поколения в поколение в весьма красочной форме. Например, пришла девушка, умылась волшебным соком березы, и опять кожа стала белоснежной, волосы заиграли, словно мех черного соболя. Для развития познавательной деятельности членов общества «ДЭНИО» была поставлена проблема - выяснить, почему в устном народном творче-
стве часто обращаются к березе, какими лекарственными свойствами она обладает. Известно, что в Якутии изготавливали из коры березы «жвачки». Какую пользу приносило это дерево, учащимся не было известно. Из литературных источников было установлено, какие вещества и минеральные соли содержатся в коре и соке березы, и таким образом пришли к выводу о значении этой «жвачки» для организма человека, особенно после длительного зимнего периода, когда в организме ощущается острый недостаток витаминов и минеральных веществ. Изготавливая и применяя эти «жвачки», якуты получали некоторые витамины и минеральные соли, необходимые организму.
Процесс познания окружающего мира базируется на эмоциональном и чувственном восприятии. Одной из самых распространённых ошибок в практике обучения является стремление дать детям как можно больше систематизированной информации. При этом преподаватель преподносит эту информацию ученикам в готовом виде, и они не прилагают усилий для ее познания. Это приводит к тому, что у учеников не развивается необходимость приложения самостоятельных усилий и творческого подхода к познанию, им становится скучно и интерес к обучению постепенно угасает. Если эту же работу организовать таким образом, чтобы ученики проявили самостоятельную творческую деятельность, то она становится более привлекательной и интересной [12, 14].
Для понимания и развития необходимости охраны окружающей среды можно проводить и музыкальные занятия. Например, тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Слушая музыку, ученики представляют себе различные природные объекты, переживают состояние образа, эмоциональную окраску, которые даёт музыка. Затем они выясняют, какими звуками характеризуются герои различных народных произведений.
В современных условиях естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, а в городских и в крупных сельских населенных пунктах они исчезают или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. На основе объяснения учителей физики, биологии, музыки и литературы учащиеся усваивают знания о поражении звуками и шумом большой мощности слухового аппарата, нервной системы.
Отсюда делаются оценка воздействия звуковых раздражителей и формирование ответной реакции на них организма человека. Тогда понятно его стремление в лес, в горы, на берег моря, реки и озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках, и это не случайно, т.к. окружающий ландшафт оказывает оздоровляющее воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успо-
каивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают также оздоровительное действие на организм человека. На основе этих занятий у учеников вырабатывается понятие необходимости для человека сохранения окружающей среды с ее естественными звуками, т.е. охраны природы.
Следующий этап этой исследовательской работы учащихся заключается в выяснении, какие звуки и какой величины наиболее благоприятны для здоровья человека и как можно использовать их в городских условиях. Это всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но физическое, психическое и социальное благополучие. В процессе этих занятий устанавливается, что каждый отдельно взятый человек воспринимает звуки различного происхождения, мощности звучания по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
В ходе изучения традиций и обычаев особое внимание уделяется тотемным животным. Для якутского народа тотемными считаются орел, медведь, кукушка, лебедь, стерх и все хищные птицы. В настоящее время многие из этих видов занесены в Красную книгу. Наиболее редким является стерх, который в Центральной Якутии встречается пролетом. Основные места его гнездований расположены в Яно-Индигирской тундре. При образовании пары журавли, как и все птицы, токуют, что сопровождаются брачными играми - танцами. Редко эти игры происходят во время кратковременных остановок для отдыха в Центральной Якутии, поэтому увидеть эти брачные игры считается большой удачей, что предвещает счастье. Стерхи моногамны, пары образуются на длительное время, и при гибели одного они крайне редко создают новую пару. Возможно поэтому встреча одинокого стерха пугала наших предков, т.к. они знали о поведении и образе жизни этого вида. Изучая экологию тотемных видов птиц и животных, учащиеся начинают понимать необходимость их охраны и охраны биоресурсов в целом.
В ходе исследования, творческого поиска ученик приходит к мысли, что народное творчество - это многовековой опыт и традиции народов, проживающих в данной местности. Таким образом, на их примере воспитываются гуманное отношение, вежливость, тактичность и уважение к старшим [13].
Общение с природой у учащихся формирует наблюдательность. Издавна коренные народы свои наблюдения за растениями или основными повадками животных связывали с изменениями природы. Это знание помогало им выжить, заблаговременно принимать соответствующие меры [19, 20]. В своей работе мы используем народные приметы для развития наблюдательности и познавательной активности учащихся. Например: «Одуванчик закрыт - жди дождя», «Северный ветер - дождя не будет», «Хорошо пахнет жимолостью - к дождю». Эти и другие приметы мы объясняем с научной точки зрения, тогда ре-
бенок сам начинает внимательно рассматривать растения и наблюдать природные явления, происходящее вокруг него. Для обучения наблюдательности детей за происходящими вокруг нас природными явлениями нами была составлена «Экологическая азбука» [18].
Ученики старших классов изучают народные приметы разных народов, сравнивают и выясняют, одинаковы ли их наблюдения над окружающей природой и природными явлениями. При этом, в частности, они выяснили, что народные приметы у многих народов совпадают, например, в Японии береза считается «белым деревом», дающим человеку энергию.
Для развития и закрепления полученных теоретических данных, наблюдательности и познавательных способностей школьников в гимназии ежегодно работает летний экологический и трудовой лагерь, имеются постоянно действующие экологические тропы, организуются туристические походы. В экспедициях и путешествиях по родному краю, изучая различные биогеоценозы, этнические традиции, школьники сами приходят к осознанию необходимости социокультурного контакта с людьми разного возраста, социального положения, этнической и религиозной принадлежности. Во время работы лагеря кроме биогеоценотических исследований флоры и фауны родного края происходит ознакомление с традициями и обычаями якутов, встреча с солнцем, изучение национального фольклора «Осуохай» и т.д.
Целенаправленная работа по воспитанию экологической культуры школьников дает положительные результаты. Учащиеся, члены общества «ДЭНИО», стали более открытыми, общительными. Поступив в высшие учебные заведения, почти все наши выпускники проявляют лидерские качества. У них развиты способность уважать и понимать людей и окружающий мир, умение выражать себя через общение, что является прямым путем к успешному претворению полученных экологических знаний на основе традиций и обычаев своего народа, а также принимать участие в охране окружающей среды.
Л и т е р а т у р а
1. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 3 т. - Т. 2. - М., 1963. - 487 с.
2. Федорова А.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. - Якутск : Изд-во ИПКРО, 1997. - 104 с.
3. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов севера. - Якутск : Изд-во ИПКРО, 1999. - 140 с.
4. Портнягин И.С. Этнопедагогика. «Кут-сюр» - педагогические воззрения народа саха. - М. : Academia, 1998. - 184 с.
5. Мордосов И.И. Промысловые животные Якутии. -Якутск : Изд-во ЯГУ, 1999. - 131 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары : Чувашское кн.изд-во, 1974. - 376 с.
7. Шадрина С.Н. Этнопедагогические идеи в воспитательной системе современной школы // Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски. - Якутск, 1999. - С. 37-38.
8. Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 1997. - 79 с.
9. Семенова А.Д. Основные направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе//Вестник Якутского государственного университета. - 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 105-111.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1980. - 384 с.
11. Кузнецова Л.В., Захарова В.И., Егорова А.А. и др. Атлас лекарственных растений Якутии. - Якутск : ЯФ изд-ва СО РАН, 2003. - 194 с.
12. Захарова Л.С. Золотые руки. - Якутск : Нац. Кн. изд-во «Бичик», 1993. - 48 с.
13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. -М. : Наука, 1984. - 334 с.
14. Афанасьев А.Е., Данилов Д.А. Профильная дифференциация в сельской школе. - Новосибирск : Наука, 2004. - 238 с.
15. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
16. Рыженко В.Л. Интеграция общечеловеческих ценностей и отечественных традиций в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Информационный вестник. - Армавир : АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2006. - № 8.
- С. 60-65.
17. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 182 с.
18. Эверстова М.К. Экологическая азбука: В 2 ч. - Ч.1. -Якутск : Компания «Дани Алмас», 2007. - 48 с.
19. Кривошапкина О.М. Концепция национальнорегионального компонента геоэкологического образования и пути ее реализации в Республике Саха (Якутия)//Вестник Якутского государственного университета. - 2005. - Т. 2. -№ 2. - С. 95-105.
20. Портнягин И.И., Габышев А.И. Интеллектуальная составляющая воспитания в традициях народа//Вестник Якутского государственного университета. - 2006. - Т. 3. -№ 4. - С. 49-52.
M.K. Everstova
Ecological education of school children based on tradition and customs
of the peoples of Yakutia
Nowadays there is great necessity in ecological education of preschool and schoolchildren and formation their world-outlook and moral quality. The examples of ecological education based on nature conservation events with traditions and customs of the peoples of Yakutia are presented in the article.
Key words: traditions and customs, experience of organizing events, ecological training, ecology, noise pollution, totem animal, nature.
-------- ^Sr^r^r ---------------