технологий развития научно-технического творчества и профессионально-творческой подготовки будущих инженеров // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 2001. - Вып. 7. - 45 с.
10. Климов Е. А. Педагогический труд. Психологические составляющие. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
11. Кудрявцев Т. В. О психолого-педагогических основах инженерного образования // Новые методы и средства обучения.
- М.: МИРЭА, 1990. - 83 с.
12. Лернер П. С. Инженер третьего тысячелетия: учеб. пособие. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
13. Самарин Ю. П. Активные методы изучения математики в вузе : учеб. пособие. - Куйбышев: Куйбыш. госуд. ун-т, 1987.
- 87 с.
14. Столяр А. А. Педагогика математики: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1986. - 414 с.
15. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 113 с.
16. Якиманская И. С. Психологические основы математи-
ческого образования : учеб. пособие. - М.: Academia, 2004. - 319 с.
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - 2-е изд.
- М.: Логос, 2004. - 384 с.
18. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практические проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
19. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - пресс, 1996. - 534 с.
20. Болотов Б. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8-14.
21. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 20-26.
22. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование.
- 2002. - № 2. - C. 42-45.
23. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 352 с.
УДК 37
М. К. Эверстова
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ САНГАРСКОЙ ГИМНАЗИИ
Проведен анализ привлечения учащихся Сангарской гимназии к научно-исследовательской работе путем организации Детского экологического научно-исследовательского общества, Детского экологического научно-исследовательского лагеря и научных экспедиций. Полученные результаты показывают развитие компетенции школьников, ответственности в сохранении окружающей среды.
Ключевые слова: Экологический лагерь, научно-исследовательская деятельность, экологическое воспитание, экскурсии, окружающая среда, флора, фауна, геоботанические описания.
M. K. Everstova
Education of ecological culture of pupils of Sangar classic school
There is carried out the analysis of attraction of pupils of the Sangar grammar school to research work by the organization of «The children ecological and research society», «Children ecological research camp» and scientific expeditions. The results show the development of the competence of publies, responsibility in environment preservation.
Key words: ecological camp, research activity, ecological education, excursions, environment, flora, fauna, geobotanical descriptions.
ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии МОУ «Сангарская гимназия» Кобяйского улуса РС (Я). E-mail: [email protected]
С каждым годом все более необходимым становится совершенствование различных форм системы экологического воспитания и просвещения населения страны. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие образовательная политика страны предусматривает приоритеты в сторону развития творческого, научно-исследовательского потенциала объектов образовательного процесса. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2020 гг. модернизация образования названа необходимым условием формирования инновационной экономики. В этом плане стратегической целью государственной политики в области образования являются повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности учащихся. В связи с этим в образовательном процессе становится необходимым совершенствование различных форм системы экологического воспитания и просвещения учащихся и всего населения страны. Особенно это актуально в условиях всевозрастающего антропогенного воздействия на окружающую среду. Как отмечает Н. Г. Соломонов, «Урбанизированная природа характеризуется обеднением, упрощением структуры экосистем, изменением направления биологических процессов» [1, с. 17]. Как нигде в мире воздействию антропогенных факторов подвержены северные экосистемы в связи с их слабой устойчивостью и весьма слабым самоочищением рек и медленным восстановлением растительного покрова. Во второй половине XX в. в Якутии начала бурно развиваться горнодобывающая промышленность. Однако слабая природоохранная работа, почти полное отсутствие воспитания и просвещения населения в области охраны и бережного отношения к окружающей среде способствовали резкому росту антропогенного воздействия, загрязнению рек, во многих случаях даже почти полной гибели рек в рыбохозяйственном отношении, например, р. Хрома [1]. Строительство Вилюйской ГЭС с огромным водохранилищем, где остались невырубленными лесные насаждения, способствовало снижению экологического состояния этой реки [1, 2].
В настоящее время имеются грандиозные мегапроекты по строительству каскада ГЭС на р. Тимптон (правый приток р. Алдан), строительство крупнейшего металлургического комбината в Южной Якутии, проложен нефтепровод ВСТО с переходом через р. Лена, завершается строительство железной дороги и т. д. Все это требует усиления работы природоохранных структур, экологического образования и экологического воспитания населения РС (Я), которое следует начинать с детского сада и проводить непрерывно в школах, в вузах, в организациях и на предприятиях [3, 4].
Непрерывное экологическое воспитание населения
проводится нами в п. Сангар. Одним из разделов этой работы является создание детского экологического научно-исследовательского общества (ДЭНИО) при МОУ «Сангарская гимназия». Членами этого общества состоят более 80 гимназистов разного возраста. В составе ДЭНИО работают различные секции, работой которых руководят учителя биологии, химии, литературы, русского и английского языков, физкультуры, национальной культуры народов Якутии и др. Однако общее направление научно-исследовательской работы ДЭНИО - это экологическое образование. Привлечение к работе ДЭНИО преподавателей различных предметов связано с необходимостью воспитания широко эрудированных гимназистов, способных решать сложные природоохранные вопросы.
К одной из форм работы ДЭНИО относится работа детского экологического научно-исследовательского лагеря ДЭНИЛ.
Экологическое образование с элементами научноисследовательской работы в начальных классах и широкое вовлечение школьников старших классов к проведению научно-исследовательской работы по различным направлениям изучения окружающей среды и одновременное проведение агитационнопропагандистской работы среди населения и на предприятиях улуса школьниками - членами ДЭНИО способствуют формированию у учащихся ответственного отношения к природе, понимания необходимости повышения экологической культуры и экологического сознания населения. Конечной целью экологического воспитания и экологического образования является воспитание учащегося как личности, обладающей экологической культурой, способной к деятельности, направленной на охрану природы.
Важным разделом в деле охраны и восстановления окружающей среды, снижения уровня деградации растительных ресурсов, уничтожения животного мира и сохранения памятников природы является возрождение обычаев и верований народов Севера, направленное на сохранение биологического разнообразия и обеспечения воспроизводства животных [3, 5, 6]. Известно, что ООН придает большое значение опыту всего человечества в деле охраны окружающей среды, в том числе народов Севера. В принятом 4 сентября 1991 г. документе ООН «Наука в целях устойчивого развития» было отмечено, что знания, полученные многими поколениями местного населения, должны быть оценены, зарегистрированы, проанализированы, использованы и их следует рассматривать как интеллектуальную собственность.
Детский экологический научно-исследовательский лагерь функционирует как одно из направлений деятельности ДЭНИО. Этот лагерь работает с 2003 г. В первые годы работы в ДЭНИЛ выезжало 15 учащихся разных возрастных групп. В настоящее
время в лагере ежегодно отдыхают, проводят научноисследовательские работы 45 учащихся. В процессе проведения научно-исследовательской работы у учащихся формируются навыки проведения наблюдений, закладка основ мониторинговых экологических исследований, изучение антропогенных воздействий на окружающую среду, знакомство с традиционными методами природопользования аборигенного населения, принятие участия в работе по экологическому просвещению местного населения и т. п.
Комплектование членов ДЭНИЛ проводится в зимние месяцы на конкурсной основе из членов ДЭНИО. В течение учебного года кандидаты для участия в ДЭНИЛ проходят по специальной программе физическую и специальную подготовку, которыми руководят учителя физкультуры и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Последний этап отбора членов ДЭНИО для выезда в лагерь заключается в обязательном медицинском осмотре и собеседовании по правилам безопасности в полевом условиях.
Программа работы ДЭНИЛ весьма насыщенна. В нее входят проведение под руководством учителей экскурсий в различные биотопы для ознакомления с растительным и животным миром, работа по индивидуальным научно-исследовательским темам, трудовая деятельность, учебные занятия и развлекательные мероприятия.
Все мероприятия нашего экологического лагеря направлены на создание условий для творческого развития личности учащихся, воспитание здорового образа жизни, воспитание таких социальных отношений как коммуникабельность, мобильность, самоуважение и уважение окружающих людей, компетентность в проводимых мероприятиях по охране окружающей среды и объектов непосредственного изучения. Однако основная деятельность участников ДЭНИЛ заключается в проведении научно-исследовательской работы. Для этого разрабатываются специальные программы научно-исследовательской работы с учетом возраста учащихся, направления их интересов и увлечений. В основу научно-исследовательской работы мы вкладываем принцип междисцплинарности школьных предметов в зависимости от возрастных групп, цели экологического образования [3].
Методы и способы выполнения составленных и утвержденных советом ДЭНИЛ научно-исследовательских программ разнообразные: экскурсии
- дневные и ночные в зависимости от объекта исследования, беседы, учебные занятия, выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ, миниконференций. Кроме того, в программу работы ДЭНИЛ мы вводим и развлекательную часть - художественную самодеятельность, концерты, викторины, конкурсы, подвижные игры.
Биологические исследования ДЭНИЛ состоят из трех видов работ:
1. Маршрутные работы. Основу их составляют экскурсии под руководством учителей. Перед проведением экскурсии учитель знакомится с существующими в районе лагеря биогеоценозами. При этом он определяет то, на что обратить внимание учащихся во время экскурсии, где и как проводить наблюдение над отдельными видами растений и животных и т. п.
2. Работа по привитию навыков картирования местности, прокладки на карте маршрутов экскурсий, описания биотопов. Во время прохождения маршрута на карте-схеме отмечаются биотопы, места обнаружения нор и поселений мелких млекопитающих, гнезд птиц и другие интересные объекты. В дневнике составляется описание отдельных биогеоценозов, встречи животных, отмечаются место и количество собранных материалов и другие интересные наблюдения.
3. Самостоятельная (индивидуальная) научно-
исследовательская работа учащихся. Темы для своих научных исследований члены ДЭНИО выбирают исходя из своих интересов и увлечений. Кроме того, при выборе будущей темы научных исследований учащиеся должны исходить из актуальности, новизны и практической значимости. Поэтому учителя проводят беседы и лекции, где они знакомят учащихся с физикогеографическими особенностями региона, степенью изученности флоры и фауны, адаптивными приспособлениями отдельных видов к суровым условиям существования и т. п. В ходе этих лекций и бесед учителя и воспитатели объясняют необходимость проведения исследований по тем или иным темам, приводят примеры достижения в научно-исследовательской работе участников предыдущих ДЭНИЛ и членов ДЭНИО. Для организации и проведения индивидуальных наблюдений следует выбирать такие объекты, которые доступны для наблюдений и сбора полевых материалов. Эти объекты должны быть относительно многочисленными, составлять основу экосистемы или определенного растительного или животного сообщества, что сделает возможными относительно легкий сбор и наблюдение. Это способствует формированию позитивного эмоционально-чувственного отношения учащихся к окружающей среде. После предварительного выбора темы научноисследовательской работы руководители ДЭНИЛ
проводят индивидуальные беседы с учащимися.
Члены ДЭНИО, имеющие темы и самостоятельно проводившие научно-исследовательские работы, сразу приступают к проведению своих экспериментов и наблюдений. Руководители, учителя и воспитатели ДЭНИЛ регулярно дают консультации, проводят беседы, помогают в методическом плане в проведении экспериментов, в сборе полевых
материалов. Учащиеся, еще не выбравшие темы научно-исследовательской работы, имеют возмож-
ность во время экскурсий и маршрутных работ
Рис. 1. Количество учащихся, занятых исследовательской работой в ДЭНИО
выбрать себе тему для проведения исследований. После завершения выбора индивидуальной научноисследовательской темы всеми участниками ДЭНИЛ проводится обсуждение и утверждение темы каждого учащегося.
В зависимости от сложности сбора полевого и экспериментального материала и условий их выполнения отдельные темы могут разрабатываться в течение нескольких полевых сезонов, в их разработке могут участвовать 2-3 ученика.
В ДЭНИО Сангарской гимназии проводят научноисследовательские работы по разным направлениям наук: биологические (биоразнообразие флоры и фауны, экология отдельных видов и сообществ, популяционные исследования и т. д.), наука о земле (краеведение, палеонтология), сельскохозяйственные, медицинские, в том числе здоровый образ жизни (ЗОЖ) и народное творчество. Количество учащихся, проводящих научноисследовательские работы по различным направлениям наук, разное (рис. 1).
Как видно из материалов этого рисунка, основная часть членов ДЭНИО проводит исследования по ботанике, зоологии, а также занимается народным творчеством.
Важной частью научно-исследовательской работы являются правильная камеральная обработка, написание отчета, оформление полученных результатов в виде сообщения, доклада и участие на конференциях. При этом мы считаем важной стороной участия на научных конференциях и конкурсах правильно поставленное выступление - четкость, концентрация внимания слушателей на оригинальность и научную новизну, актуальность проведенных исследований, свободное
владение материалом. Как следствие тщательной работы учеников в сборе и обработке полевых материалов, строгого отбора наиболее хорошо подготовленных и интересных работ, члены нашего ДЭНИО ежегодно занимают достаточно высокие места на всевозможных научных конференциях и конкурсах разного уровня (рис. 2).
Плодотворное сотрудничество с профессорско-преподавательскими коллективами вузов и сотрудниками научно-исследовательских коллективов институтов ЯНЦ СО РАН играет большую роль в достижениях членов ДЭНИО
Ботаническими исследованиями занимается 21 ученик. Актуальность исследований флоры улуса высокая, т. к. до настоящего времени многие вопросы по биоразнообразию, функционированию отдельных ценозов изучены слабо или же остаются практически не изученными. Поэтому учащиеся заинтересованы в изучении биоразнообразия растительного мира, биологии наиболее интересных и находящихся на северном пределе ареала видов, состояния популяций редких и исчезающих видов, реакции отдельных видов на антропогенное загрязнение окружающей среды и разработке мероприятий по их снижению и др. Разработка учениками слабо изученных научных тем способствует получению оригинальных материалов и высокой результативности докладов на разного уровня научных конференциях.
Весьма интересные исследования проводят ученицы 11-го класса Павлюк Настя и Комарова Айта по теме «Гвоздика разноцветная и флокс сибирский в окрестностях п. Сангар». Эту тему они разрабатывают с 5-го класса. Свои исследования девочки начинают ежегодно с середины мая и завершают в конце сентября. Мониторинговые площадки они заложили в 2006 г. на склоне горы в пятнадцати километрах от п. Сангар. Согласно методике ценотических исследований, они проводят свои работы регулярно каждые 3 дня на пробных площадках. В результате длительных
Рис. 2. Результаты участия членов ДЭНИО на научных конференциях разного уровня
изучений роста, развития гвоздики разноцветной и флокса сибирского Настя и Айта собрали весьма интересный и ценный научный материал, который позволили успешно выступать с докладами на Республиканской конференции «Бессоновские чтения», «Юный эколог», на Всероссийских конференциях «Первые шаги» и «Человек на Земле» (награждены дипломами I, II и IV степеней).
С 9-го класса Соловьева Ира занималась изучением березы и ее лечебных свойств. В процессе работы над этой темой Ира изучила лечебные свойства отдельных органов березы, составила рецепт изготовления березовой «жвачки», имеющей профилактическое действие в лечении десен, провела исследование лечения перхоти золой березы и выявила лечебные свойства коры березы. Эту тему Ира разрабатывала в течение 3-х лет. На конференциях разного уровня ее работа оценивалась высоко - диплом III степени на Республиканской НПК «Шаг в будущее», диплом I степени на Всероссийской НПК «Первые шаги» и диплом VI степени на Всероссийской НПК «Человек на Земле». Работа по этой теме определила выбор ее будущей профессии -она студентка Хабаровского медицинского института.
Изучением биоразнообразия флоры в окрестностях п. Сангар занимались Полятинская Таня и Ионова Таня. До их флористических работ состав флоры окрестностей п. Сангар не был описан. Заслуга этих девочек
- составление списка растений, что станет основой для всесторонних ботанических исследований долины Средней Лены в районе п. Сангар.
Интересные и необходимые исследования для организации охраны редких и нуждающихся в охране растений, произрастающих в окрестностях п. Сангар, провела Негтегяева Айта. Она составила карту мест произрастания редких и охраняемых видов и установила видовой состав растений, внесенных в Красную книгу РС (Я). Согласно ее данным, здесь произрастают: лилия пенсильванская, башмачок пятнистый, можжевельник даурский, касатик сглаженный. На Всероссийском конкурсе «Первые шаги» работа Айты Негтегяевой отмечена дипломом II степени.
На основе дендрологических исследований ученики 10 класса Соловьев Дима и Унаров Тускул составили прогноз погоды на два года, который оказался весьма точным. Для составления этого прогноза они обработали большое количество фактического материала по изучению возраста деревьев по размерам годичных колец. Сопоставление их с метеорологическими данными за ряд лет позволило получить этот результат.
Большая группа членов ДЭНИО занимается зоологическими исследованиями (рис. 1). Это направление научно-исследовательской работы привлекает учащихся относительно слабой изученностью многих вопросов: видового состава, экологии, вопросов морфологичес-
кой адаптации к существующим условиям обитания и т. д. Во второй половине XX века лаборатория зоологии ЯФ СО АН СССР проводила исследования фауны и экологии млекопитающих в районе Предверхоянья [7]. Однако большая часть территории улуса в пределах Центрально-Якутской равнины и Предверхоянского прогиба (Юго-восточная часть улуса) остались вне внимания ученых-зоологов. Поэтому члены ДЭНИО занимаются изучением фауны и экологии животных (беспозвоночных, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих) на Лено-Вилюйском междуречье, в долине р. Лена и в предгорной части улуса. Эти исследования учащихся представляют большой научный и практический интерес, поэтому большинство докладов учащихся оцениваются на конференциях разного уровня довольно высоко.
Попова Надя и Белоконева Таня приступили к изучению видового состава и экологии отряда 0^па1а -стрекозы с седьмого класса. По результатам пятилетних работ они установили видовой состав стрекоз улуса. Согласно их данным (определение подтверждено учеными Института биологических проблем криолитозоны СО РАН), в пределах улуса обитает 14 видов стрекоз, относящихся к 8 родам. Доминирующим видом в изученных биотопах оказались представители рода Aeschna - коромысло. Изучение суточной активности стрекоз показало, что их активность повышается в вечернее время при относительно высокой влажности, особенно перед дождем. В сухую жаркую погоду активность стрекоз резко снижается, и летающие насекомые практически не отмечены. Такая активность стрекоз связана с интенсивностью вылета насекомых -бабочек, ос и других летающих насекомых, являющихся основой их рациона. Богатый и интересный материал, собранный девушками в течение пяти лет, стал основой их научных докладов, которые высоко оценены на Всероссийской конференции учащихся «Первые шаги» и на Республиканской конференции «Юный эколог».
Весьма интересные материалы по фауне и экологии представителей отряда Ог№ор1ега - прямокрылые собрала в течение 3-х лет Эверстова Галя. На основе собранных полевых материалов Галя выступала с докладами на научных конференциях «Юный эколог», «Первые шаги», «Человек на Земле» и была удостоена дипломов I и II степеней и получила прекрасный отзыв
- рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение от Ученого совета Всероссийского конкурса «Первые шаги».
Весьма интересные и большие по объёму орнитологические исследования провели Константин и Александр Поповы. Они проводили исследования фауны зимующих, пролетных и гнездящихся видов птиц в окрестностях п. Сангар. Этот поселок расположен на крутом берегу р. Лена. В его окрестностях, на островах и в долине р. Лена гнездятся и зимуют многие виды
птиц [7]. Кроме того, район п. Сангар относится к территории, где лежит основной пролетный путь мигрирующих видов птиц. Согласно собранным Костей и Сашей материалам, в районе п. Сангар зимуют 23 и гнездятся 25 видов птиц. Интересным было то, что в 2006 г. была найдена на гнезде сибирская горихвостка, находки которой были отмечены в районе сорока островов (устья р. Вилюй) [6]. Здесь впервые установлены на пролете большая синица и обыкновенный скворец. При этом обыкновенный скворец ежегодно пролетает в течение 7 суток, с 20 по 28 апреля. Направление пролета западное, в сторону бассейна р. Вилюй.
Фауна редких, внесенных в Красные книги СССР, РСФСР и РС (Я) птиц в окрестностях п. Сангар, состоит из 8 видов [9, 10, 11]. Из них гнездятся орлан-белохвост и чирок-клоктун. Остальные виды: черная казарка,
лебедь кликун, малый лебедь - отмечены на пролете. Саша и Костя читали лекции и проводили беседы среди местного населения по охране и рациональному использованию водоплавающих птиц и птиц, внесенных в различные Красные книги. Кроме того, они были постоянными участниками различных научных конференций, где их работа оценивалась высоко: на Республиканской конференции «Шаг в будущее» -дипломы II и III степеней, на Всероссийской открытой конференции школьников дипломы I и II степеней, на Всероссийской конференции «Во имя жизни на Земле»
- диплом III степени, а также получили рекомендацию Ученого совета Всероссийской конференции «Первые шаги» для поступления в высшие учебные заведения.
Практически неизученной в Якутии остается фауна и экология муравьев. Свой вклад в изучение фауны и экологии муравьев, в частности рыжих, сделал Михайлов Костя, который в результате относительно длительного периода изучения получил интересные данные по численности насекомых одного муравейника и их суточной активности. Кроме того, он установил такую интересную особенность в экологии вида: материнский муравейник может дать начало двум дочерним муравейникам одновременно. Путем учета численности обитателей дочерних муравейников Костя установил, что дочерние муравейники поддерживают связь с материнским до тех пор, пока численность особей в них не достигнет около 25% от родительского. По достижении этого количества обитатели муравейников практически уже не обмениваются особями. Написанный на основе этих интересных материалов доклад на Республиканской конференции «Шаг в будущее» был удостоен диплома III степени, а на Всероссийском конкурсе научно-практических работ учащихся «Первые шаги» - диплома I степени.
В течение 4 лет вела исследование по теме «Ящерица живородящая Кобяйского улуса» Назарова Мария. Свои полевые работы по этой теме она проводит в разных биотопах - в окрестностях п. Сангар, в тукуланах, в
междуречье рек Лена и Вилюй. По результатам своих исследований она выступала на Республиканской конференции «Шаг в будущее» в 2011 г., где получила рекомендацию участвовать на Всероссийской конференции «Интеллектуальное возрождение» в г. Санкт-Петербурге, где успешно выступила и была награждена дипломом III степени.
В связи с резким возрастанием антропогенного воздействия на окружающую среду, весьма актуальными становятся поиск растений-индикаторов для определения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и разработка путей снижения их содержания в окружающей среде.
Поселок Сангар является промышленным, где до недавнего времени производилась добыча бурого каменного угля. После закрытия шахт и прекращения добычи угля начались процессы подземных самовозгораний, воздух в поселке загрязнен дымом от горящих углей. Сильное загрязнение воздуха вызывает болезни органов дыхания населения. В связи с этим актуальными являются поиски растений-индикаторов для определения зон наибольшего загрязнения среды, что является основой разработки мероприятий для их снижения.
В этом плане весьма важную работу проделали Левина Надя и Иванова Таня, которые установили степень уязвимости лишайников от загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, выхлопными газами авто-, мототранспортных средств, а также механического воздействия человека. Наиболее чувствительными к загрязнению окружающей среды оказались кустистые лишайники, которые в некоторых местах обитания: в черте и в окрестностях п. Сангар
- полностью исчезли. Второе место по уязвимости занимают накипные лишайники. Видовой состав этих лишайников такой же, как в национальном природном парке «Усть-Вилюйский», но в окрестностях поселка они сильно угнетены. Относительно хорошо переносят антропогенное воздействие на окружающую среду древесные лишайники, покрытие которыми деревьев колеблется от 50 до 70%. На основе полученных материалов девушки пришли к заключению, что лишайники, особенно наземные и накипные, могут быть индикаторами состояния окружающей среды. По результатам своих исследований они выступили с докладом на научной конференции «Ксенофонтовские чтения» и на Всероссийской конференции «Первые шаги», где были награждены дипломом II степени.
Жирков Илья, Левин Эдик в течение двух лет исследовали состояние хвои сосны обыкновенной в п. Сангар. По итогам своих работ они выяснили наиболее загрязненные участки и предложили администрации поселка свои варианты по улучшению экологического состояния воздушной среды поселка. Эти рекомендации получили одобрение депутатов поселка. Со своими
докладами ребята выступали на различных научных конференциях, где они были награждены дипломами II степени (конференция «Юный эколог» и Всероссийская научно-практическая конференция «Первые шаги»).
По направлению «Медицинские науки» члены ДЭНИО проводят очень интересные и актуальные исследования. Интересное и актуальное исследование, имеющее практическое значение для подростков, проводили Гуляева Сардана и Левина Сардана по теме «Подростковые прыщи и причина их появления». В ходе исследования они проводили различные тесты и лабораторные исследования совместно с местной санитарно-эпидемиологической станцией. Это помогло в лечении подростковых прыщей у учащихся гимназии. Исследование девочек были высоко оценено на республиканских конференциях «Шаг в будущее» и «Юный эколог».
Ноговицын Женя проводил исследование по теме «Туберкулез и причины его распространения на территории Кобяйского улуса». Эта работа была оценена на Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Первые шаги» дипломом I степени.
Макарова Марианна работала над темой «Влияние музыки на учебные способности учащихся». Ее доклад на Республиканской конференции «Шаг в будущее» в 2011 г. был высоко оценен - она стала лауреатом этой конференции. На Всероссийской конференции учащихся и студентов «Интеллектуальное возрождение» в г. Санкт-Петербурге ее работа была оценена дипломом I степени. Кроме того, Марианна получила от Ученого совета конференции рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение. Данное исследование определило и выбор ее будущей профессии, Марианна поступила в Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И. П. Павлова.
Большое значение в познании природных условий региона, состояния окружающей среды, сбора дополнительных материалов по темам своих научноисследовательских работ имеет участие учащихся в экспедиционной работе, которая проводится по разработанным нами маршрутам. Таких маршрутов два. Они проложены по самым разнообразным и интересным местам района, отличаются друг от друга по трудности преодоления отдельных его участков. При прокладывании маршрутов нами учитывались разнообразие растительного и животного мира, рельеф местности, возможность учащихся пройти весь маршрут протяженностью 300-350 км. Протяженность дневного маршрута в зависимости от сложности прохождения каждого этапа составляет до 30 км. Во время прохождения маршрута участники экспедиции делают описание растительных сообществ, собирают гербарии, делают коллекции насекомых, фотографируют, знакомятся с обычаями и традициями местного населения, ловят рыбу, учатся готовить полевые блюда и т. п.
Воспитательная и обучающая роль таких экспедиций огромна. Она способствует расширению экологического кругозора учащихся, развивает любовь к природе родного края, понимание необходимости сохранения окружающей среды на основе изучения процессов, происходящих в ней, оценить уровень антропогенных воздействий, определить свою ответственность в деле охраны природы родного улуса, республики.
Многие результаты исследований наших учащихся имеют практический выход. Например, исследования Назаровой Маши и Спиридонова Айсена, которые на основе своих исследований разработали туристический маршрут. Со своими предложениями о развитии туризма в улусе и разработке маршрутов по наиболее интересным с точки зрения геологического строения, состава флоры и фауны, возможности ведения спортивной ловли рыб ребята выступили перед депутатами улусного собрания. Предложение ребят нашло поддержку депутатов, и было решено выйти на уровень Правительства РС (Я) с предложением провести основательные разработки - составление бизнес-плана по этому проекту.
Несколько в стороне от экологических работ находится начатое учеником начальной школы Поповым Денисом экспериментальное исследование по технологии получения от дикорастущих растений красок. Всего он получил краски 34-х оттенков. При этом он установил, что из полученных 34-х оттенков 16 зеленые и коричневые, и совсем мало было голубого оттенка. О полученных красках и технологии их получения он докладывал на Республиканской конференции «Юный эколог» и региональной НПК «Виноградовские чтения», где становился дипломантом и лауреатом.
Современная парадигма образования основана на развитии творческих начал личности, формировании ее субъективной позиции в решении жизненных задач. В частности, в области природоохранного образования необходимо воспитание сознательного природосберегающего отношения к окружающей среде. Поэтому в основе субъективной позиции учащихся должна лежать самоорганизация - процесс сознательной деятельности личности по отношении к окружающей среде. Она проявляется в познавательной активности личности, в творческом отношении к научно-исследовательской работе и учебе, в познании причин и возможности антропогенного воздействия на окружающую среду, в стремлении к саморазвитию.
В процессе сбора, обработки материала, написания проекта и составления доклада у учащихся должна проявляться самостоятельность, которая является основой человеческого достоинства. Однако эта самостоятельность учащихся должна контролироваться научным руководителем и учителем. Только при такой работе ученика, выполняющего самостоятельные
наблюдения, сборы полевых и экспериментальных материалов можно получить результаты, которые описаны выше. Однако к основным результатам привлечения учащихся к научно-исследовательской работе относится формирование всесторонне развитой личности, способной нести ответственность за охрану и рациональное использование ресурсов окружающей среды.
Таким образом, создавая ДЭНИО, ДЭНИЛ и летние экологические экспедиции, мы, прежде всего, обращаем внимание на экологическое образование учащихся в рамках требований Госстандарта школьного экологического образования. Основную цель этого образования мы видим в формировании экологической культуры личности через ведение научно-исследовательских работ, соприкосновение детей с окружающей средой, традициями и обычаями населяющих эту территорию коренных жителей (якутов, эвенков, русских). Поэтому с младших классов мы приобщаем учащихся к существующему национальному менталитету, чтобы через нее достичь основной цели
- экологического воспитания и формирования личности школьника. Хорошие результаты в экологическом воспитании и формировании творческой личности учащихся достигаются при изучении и восприятии ими традиционных и философских представлений местного населения о природосообразности, существующих традициях ведения хозяйства, национальной культуре аборигенного населения улуса. При этом следует учитывать способы и методы передачи учащимся необходимого объема знаний для обеспечения формирования мышления, для самостоятельного применения полученных знаний, т. е. экологической деятельности. Эта деятельность в условиях обучения в школах выражается в участии в разного уровня научно-практических конференциях, разработке бизнес-плана развития туризма, составлении рекомендаций организациям и учреждениям по природоохранной деятельности, и в привлечении родителей и общественности улуса к этой работе. Как показано выше, в основных направлениях деятельности - беседах и лекциях, проводимых среди населения, члены ДЭНИО используют собственные материалы по нашему улусу, которые показывают необходимость проведения природоохранных мероприятий.
Важное место в этой работе имеет и освоение информационных технологий, создание баз данных и баз знаний. Без этого невозможно ведение научноисследовательской работы учеников, учителей, руководителей кружков, организаторов летних экологических лагерей и экспедиций. Все это способствует развитию нового мышления и формированию представлений об охране и рациональном использовании
ресурсов окружающей среды, формированию экологической культуры населения. В этом плане инновация в экологическом образовании учащихся должна иметь особое значение, где важным условием является непрерывное экологическое образование. Согласно утверждению П. Г. Щедровицкого [13], эффективность любой деятельности зависит от того, насколько может каждый член общества управлять, самоуправляться, проектировать, оценивать будущее, вырабатывать стратегии. Наша инновационная направленность экологического воспитания стремится выработать эти способности у учащихся, населения и руководителей администрации и представителей улуса.
Л и т е р а т у р а
1. Соломонов И. Г. Экологические аспекты освоения севера // Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. -Якутск, 2002. - С.15-27.
2. Соломонов И. Г. Проблемы охраны природы // Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. - Якутск, 2002.
- С. 28-46.
3. Эверстова М. К. Воспитание экологической культуры учащихся на основе традиций и обычаев народа Якутии // Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. - № 4. - С.73-77.
4. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. - 1996. - № 3. - С. 29-32.
5. Эверстова М. К. Экологическая азбука. Часть 1. Растения.
- Якутск, 2008. - 48 с.
6. Эверстова М. К. Экологическая азбука. Часть 2. Животные. - Якутск, 2009. - 53 с.
7. Ревин Ю. В., Сафронов В. М., Вольперт Я. Л., Попов А. Л. Экология и динамика численности млекопитающих Предверхоянья. - Новосибирск: Наука, 1988. - 200 с.
8. Находкин Н. А., Гермогенов Н. И., Сидоров Б. И. Птицы Якутии. Полевой справочник. - Якутск, 2008. - 381 с.
9. Красная книга СССР. М.: Лесная промышленность, 1984. Т. 1. Изд. 2. - 392 с.
10. Красная книга РСФСР. Животные. - М.: Россельхозиздат, 1983. - 454 с.
11. Красная книга РС (Я). Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).
- Якутск, ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат», 2003. - 208 с.
12. Постникова Т. Ф. Экологический мониторинг // Школа технологии - 2001. - № 6. - С. 114-126.
13. Управление собой. Беседа Дмитрия Петрова и Петра Щедровицкого // «Вопросы методологии», 1999. - №№ 1, 2.
- С. 8-34.