Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ В ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ В ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ЗРЕЛИЩЕ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЮМОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Нина Александровна

Рассматриваются проблемы празднично-игровой деятельности детей и молодежи. Приводятся примеры различных зрелищных форм досуга. Обращается внимание на важность включения в современную культурно-досуговую деятельность традиций народной смеховой культуры. Представлены примеры использования различных приемов остроумия в современной празднично-игровой деятельности подрастающего поколения. Актуальность важно обусловлена следующими позициями. Первое - обращение к использованию в воспитании современных детей приемов и методов народной педагогики, дошедших до нас в различных жанрах и видах фольклора. Знание своих корней, происхождения, понимание и прочувствование причастности к культуре своего народа является одной из важнейших составляющих в работе с детьми и молодежью в наше время. Второе - приобщение детей и молодежи к празднично-игровой культуре народа соответствует потребностям их возраста. Яркостью, зрелищным многообразием форм привлекают народные зрелища и праздники. Третье - акцентировка смеховой культуры и приемов остроумия как важнейших средств в создании празднично-игровых форм досуга детей и молодежи. Цель статьи - показать важность обращения к народным традициям в воспитании современного молодого поколения с помощью различных форм и средств празднично-игровой культуры, сохраненной фольклором. Досуг современной молодежи зачастую заполнен бессодержательным времяпрепровождением или занятиями худшего порядка. Перед педагогами, воспитателями и организаторами досуга детей и молодежи сегодня стоят непростые задачи. В поиске средств их решения может помочь обращение к воспитательному и художественно-творческому опыту народа. Задачи исследования решались с помощью личностно ориентированного подхода, творческих заданий, наблюдений и анализа. Результаты убеждают в ценности использования приемов смеховой культуры празднично-игрового фольклора в работе с детьми и молодежью в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CHILDREN WITH USE OF RECEPTIONS OF WIT OF FESTIVE AND GAME FORMS OF ACTIVITY

The problems of festive-play activities of children and youth are considered. It also provides examples of various spectacular forms of entertainment. Draws attention to the importance of inclusion in contemporary cultural and leisure activities of the traditions of the culture of folk humour. Examples of the use of various techniques of wit in the modern holiday-gaming activities of the younger generation. From the point of view of relevance, it is important to emphasize several important lines, conducted and analyzed in the article. The first is an appeal to the importance of use in the education of today's children’s techniques and methods of folk pedagogy, extant in a variety of genres and types of folklore. Knowledge of their roots, their origin, understanding and a strong feeling of belonging to the culture of its people is one of the priority directions in work with children and youth in our time. The second - the problems of familiarizing of children considered in article and youth to festive and game culture of the people are actual the nearness to needs of age for pleasure, brightness of spectacular forms of leisure of the younger generation. Namely qualities are also attractive by these national shows and holidays. The third, then it is possible to motivate relevance of article is an aktsenttirovka of humorous culture and receptions of wit as major means in creation of festive and game forms of leisure of children and youth. Article purpose - to show importance of the appeal to national traditions in education of the modern younger generation by means of various forms and means of the festive and game culture kept by folklore. The problem consists that leisure of modern youth is often filled with meaningless pastime or occupation of the worst order. Teachers, tutors and organizers of leisure of children and youth are faced by difficult tasks now. In search of cures of many tasks the address to educational and art creatively can help experience of the people. Research problems were solved with the help of the personal focused method, creative tasks, supervision and the analysis. Results convince of the value of use of receptions of humorous culture of festive and game folklore in work with children and youth now.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ В ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 377

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ОСТРОУМИЯ В ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ФОРМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATION OF CHILDREN WITH USE OF RECEPTIONS OF WIT OF FESTIVE AND GAME FORMS OF ACTIVITY

Опарина Нина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры социально-культурной деятельности, Московский городской педагогический университет, член Союза писателей России [email protected]

Nina A. Oparina

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Professor of the Department

Social and Cultural Activities,

Moscow City

Pedagogical University,

Member of the Union of Writers of Russia

[email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы празднично-игровой деятельности детей и молодежи. Приводятся примеры различных зрелищных форм досуга. Обращается внимание на важность включения в современную культурно-досуговую деятельность традиций народной смеховой культуры. Представлены примеры использования различных приемов остроумия в современной празднично-игровой деятельности подрастающего поколения. Актуальность важно обусловлена следующими позициями. Первое - обращение к использованию в воспитании современных детей приемов и методов народной педагогики, дошедших до нас в различных жанрах и видах фольклора. Знание своих корней, происхождения, понимание и прочувствование причастности к культуре своего народа является одной из важнейших составляющих в работе с детьми и молодежью в наше время. Второе - приобщение детей и молодежи к празднично-игровой культуре народа соответствует потребностям их возраста. Яркостью, зрелищным многообразием форм привлекают народные зрелища и праздники. Третье - акцентировка смеховой культуры и приемов остроумия как важнейших средств в создании празднично-игровых форм досуга детей и молодежи. Цель статьи - показать важность обращения к народным традициям в воспитании современного молодого поколения с помощью различных форм и средств празднично-игровой культуры, сохраненной фольклором. Досуг современной молодежи зачастую заполнен бессодержательным времяпрепровождением или занятиями худшего порядка. Перед педагогами, воспитателями и организаторами досуга детей и молодежи сегодня стоят непростые задачи. В поиске средств их решения может помочь обращение к воспитательному и художественно-творческому опыту народа. Задачи исследования решались с помощью личностно ориентированного подхода, творческих заданий, наблюдений и анализа. Результаты убеждают в ценности использования приемов смеховой культуры празднично-игрового фольклора в работе с детьми и молодежью в настоящее время.

Ключевые

слова: праздник, зрелище, культура, досуг, воспитание, творчество, юмор.

Annotation. The problems of festive-play activities of children and youth are considered. It also provides examples of various spectacular forms of entertainment. Draws attention to the importance of inclusion in contemporary cultural and leisure activities of the traditions of the culture of folk humour. Examples of the use of various techniques of wit in the modern holiday-gaming activities of the younger generation. From the point of view of relevance, it is important to emphasize several important lines, conducted

and analyzed in the article. The first is an appeal to the importance of use in the education of today's children's techniques and methods of folk pedagogy, extant in a variety of genres and types of folklore. Knowledge of their roots, their origin, understanding and a strong feeling of belonging to the culture of its people is one of the priority directions in work with children and youth in our time. The second - the problems of familiarizing of children considered in article and youth to festive and game culture of the people are actual the nearness to needs of age for pleasure, brightness of spectacular forms of leisure of the younger generation. Namely qualities are also attractive by these national shows and holidays. The third, then it is possible to motivate relevance of article is an aktsenttirovka of humorous culture and receptions of wit as major means in creation of festive and game forms of leisure of children and youth. Article purpose - to show importance of the appeal to national traditions in education of the modern younger generation by means of various forms and means of the festive and game culture kept by folklore. The problem consists that leisure of modern youth is often filled with meaningless pastime or occupation of the worst order. Teachers, tutors and organizers of leisure of children and youth are faced by difficult tasks now. In search of cures of many tasks the address to educational and art creatively can help experience of the people. Research problems were solved with the help of the personal focused method, creative tasks, supervision and the analysis. Results convince of the value of use of receptions of humorous culture of festive and game folklore in work with children and youth now. Keywords: holiday, spectacle, culture, leisure, education, creativity, humor.

Особое место в праздниках и других современных формах театрализованных зрелищ занимают приемы и традиции, передающие в художественно-образной форме традиции народа, его культурное наследие. Иными словами, художественная современность в различных видах деятельности подрастающего поколения невозможна без опоры на народные традиции. О благотворном влиянии народного творчества и о необходимости серьезного к нему внимания со стороны педагогов пишут и фольклористы, и деятели культуры (Д. Лихачев, А. Лазарев, М. Мухлынин, В. Григорьев, З. Васильцова [и др.]).

Совместная деятельность разных поколений, уже сама по себе, является народной традицией. Сотворчество детей и взрослых в процессе празднично-игровой деятельности становится основой общения разных поколений. «Праздник выступает как многогранное социально-художественное явление, направленное на духовно-нравственное развитие личности. Творчески участвуя в создании праздника, дети и взрослые вступают в процесс активного взаимодействия по большому спектру организационно-художественных моментов» [5, с. 19]. Все это говорит о том, что «детский праздник требует от его создателей четкой организации, соблюдения определенного алгоритма его подготовки и проведения, что определяется технологией организации праздника» [7, с. 27].

Использование в современных праздниках и обрядах народных традиций позволяет избавить зрелище от статики и пассивного восприятия аудиторией тех или иных форм художественно-творческой работы. Одной из главных сценарно-режиссерских проблем в подготовке и проведении празднично-игровых форм детского и молодежного досуга является поиск новых приемов, интересных фактов, интерактивных методов общения зрителей с исполнителями, нового содержания детских праздников. В детский и молодежный досуг, наряду с традиционными и привычными праздниками, пришли и новые празднично-игровые формы, и зрелища. Современные социокультурные условия ставят перед организаторами досуга и свои задачи.

Сегодняшние формы детского и молодежного досуга в основном базируются на взаимопроникновении праздника и игры. Этот процесс помогает созданию новых моделей празднично-игровых форм досуга. К данным вопросам обращались в своих работах: Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Б.З. Вульфов, В.М. Григорьев, Г.П. Черный, И.И. Фришман и др.

Организация праздника или игровой программы всегда требует от воспитателей, педагогов и руководителей творческих кружков и студий серьезных усилий, слаженности в работе, взаимопонимания детей и взрослых. Большей педагогической эффективности добиваются постановщики игровых программ и праздников с активным включением в них многообразных форм, методов и художественных приемов, с привлечением к участию разновозрастных катего-

рий детей и молодежи. Пространство игры и праздника имеет свои важные особенности [2, с. 98].

Современные праздники сложились на основе фольклорных традиций и трансформируются в соответствии с требованиями времени. Широкое распространение получил художественный тип игрового фольклора. Зачастую, в структуру самых разных современных праздников входит и обширный пласт собственно произведений фольклора (песни, частушки, хороводы и др.), и богатейшая игровая палитра народной культуры. В речевой культуре праздничного действа просматривается и то, как народ учитывал потребность ребенка в смехе, веселье, юморе.

Термин смеховая культура в научный и практический обиход был введен М.М. Бахтиным [1]. У каждого народа своя смеховая культура, но сущность смешного, как утверждал Д.С. Лихачев, оставалась «во все времена одинаковой...» [3, с. 7]. Это проявлялось в пародировании, в балагурстве, в нелепости строения слов, рифмовке текстов, в употреблении слов «внешне похожих по звучанию» и т.п. [6, с. 22]. Эти формы смехового аспекта существовали и в представлениях скоморохов, и в «святочных обрядах, и в масленичных гуляниях, с их общим праздничным весельем» [3, с. 16].

Значимость формирования культуры смеха средствами, в том числе, и досуговой деятельности, трудно переоценить. Это, по сути, становление духовной культуры личности, способность овладения системой приемов, вызывающих смех, помогающих совершенствованию человеческой личности.

Детский массовый праздник был и остается одной из самых сложных, но и самых благодарных форм работы педагогов со своими воспитанниками. Удачно организованное празднично-игровое действо способно оставить яркий эмоциональный след в сердце каждого участника, обогатить его духовно. «Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе» 7, с. 3].

Праздник - это эстетико-социальное явление. Красочность, эмоциональная приподнятость делают его радостью для всех, антиподом будней, неординарным и ярким событием на фоне обыденности. Без праздника и праздничности невозможно представить жизнь детских учреждений. Празднику с его игровой направленностью в жизни ребячьего коллектива уделяли огромное внимание А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. И в настоящее время детский праздник, празднично-игровое зрелище как одна их форм организованного, творческого досуга ребят пристально изучается философами, педагогами, психологами, культурологами, писателями, общественными деятелями и др.

У каждого праздника есть свои приметы, обычаи, обряды, но главная черта остается неизменной у всех - это радость! Но праздник - это не просто веселое бездумное время. «Праздник - не праздность, а большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Без праздников немыслима жизнь детей» [9, с. 6.].

Для детей праздник родственен самой природе игры, поскольку от игры есть все компоненты: мажорный тон, отход от рамок обыденной жизни, гармония игры и поучения, ведь любой «грамотно сочиненный детский праздник, развлекая, поучает» [9, с. 8]. Игры подразделяются на подвижные, интеллектуальные, спортивные (могут иметь как интеллектуальный, так и подвижный характер), творческие (творчество - непременный компонент любой игры).

По составу участников можно назвать индивидуальные и коллективные, парные и командные игры. Они могут проходить состязательно или в ролевых формах, и у каждой игры вырабатываются специфические правила, требования и условия:

1) правила должны быть простыми, доступными для детского понимания; игру не следует долго объяснять - теряется интерес к ней;

2) игра подбирается таким образом, чтобы было интересно всем, кто в ней участвует и тем, кто является наблюдающим, зрителем;

3) условия для участников игры должны быть одинаковыми.

В специфику ролевых игр входит их особая способность будить фантазию и стимулировать творческую активность детей. В отличие от ролевых игр, в соревновательных царит дух соперничества. Здесь обязателен судья или судейская команда - жюри, которые должны объективно выделить и наградить лучших. Наиболее популярными в детской и молодежной аудитории стали игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы, которые позволяют вовлечь и заинтересовать практически все возрастные категории участников.

Непременным спутником игры является смех, порождающий атмосферу веселья и хорошего настроениям. Детская аудитория особенно нуждается в юморе, смехе, радостных эмоциях. Подлинный юмор всегда связан с творчеством. Он требует выдумки, остроумных решений и находок, нестандартного мышления.

В играх и игровых программах используются разные приемы юмора. Многие игровые программы пришли в детские аудитории с экрана телевидения: КВН, «Поле чудес», «Умники и умницы» и др. Они популярны в детской среде и приносят большую пользу ребятам в развитии у них творческих качеств, способствуют формированию взаимоотношений в коллективе [10]. Игры КВН глубоко педагогичны, по своей сути, и вызывают неизменный интерес у самой разной аудитории. Участие в создании и проведении игр КВН всегда представляет собой очень ценную деятельность и в творческом, и в педагогическом смысле, влияющую на развитие творческой и социальной активности личности. Распространение информационных технологий внесло свои коррективы в досуг школьников, насытив его многочисленными компьютерными играми. Современные дети уже с самого раннего возраста, уделяя им много времени, не испытывают потребности в общении с кем бы то ни было, что не может не настораживать педагогов, психологов и родителей.

Кроме того, такое увлечение формирует устойчивую привычку и, даже, зависимость, портит зрение, осанку, вызывает повышенную утомляемость, симптомы расстройства психики, мышления, проявления неадекватного поведения в реальном мире.

В связи с этим, мы рассматриваем организацию зрелищно-игровых форм культурно-досуговой деятельности как важнейший аспект воспитания детей и молодежи, способствующий формированию духовно-нравственных качеств личности и разносторонних способностей у каждого ребенка. Сотворческое участие в замысле, подготовке и проведении праздника детей и взрослых позволит решить очень многие психолого-педагогические и организационно-творческие задачи. Среди них - привнесение мажорной, веселой окраски в игровую программу и праздник, в целом, поскольку, для детей радость и оптимизм - доминирующая потребность.

Один из главных принципов народной педагогики можно сформулировать так: «воспитай ребенка в радости!» И действительно, каким бы ни был тяжелым труд и жизнь наших далеких предков, они придумывали веселые песенки, сказки, прибаутки, небылицы для детей.

Стучит, бренчит на улице -Фома едет на курице, Тимоха - на кошке Едет по дорожке!

(«Литература и фантазия»,

составитель Л.Е. Стрельцова, изд. «Просвещение», 1992 г.) ***

Долгоухая свинья На дубу гнездо свила, Опоросила поросят Ровным счетом пятьдесят! Распустила поросят Все по маленьким сучкам; Поросята визжат, Полететь они хотят; Полетели, полетели И на воздухе присели! [11]

Остановимся подробнее на приемах остроумия в современных формах празднично-игровой деятельности. Небылица, перевертыш - это один из самых действенных приемов, который можно использовать в сценариях детских праздников, во всех игровых эпизодах и зрелищно-игровых программах. По принципу перевертыша в современные школьные праздники включаются эпизоды, когда дети исполняют роли учителей или учителя - роли учеников и т.п. На принципе перевертыша основаны сюжеты, в которых учитель ставит хорошую оценку за безграмотную работу и распекает отличника за верновыполненное задание.

Нелепица, нелепость - очень близкий к перевертышу прием остроумия. Он унаследован нами от скоморохов, шутов и балагуров, которые специально придумывали нелепые ситуации, нелепые одежды, движения и т.д., чтобы посмешить народ.

Любое несоответствие принятым нормам способно рассмешить людей, а в детской аудитории - вызвать искренний смех. Педагогам важно лишь стараться, чтобы в сценариях с помощью такого приема были соблюдены чувство меры, такт и культура.

Известным приемом остроумия является намек, он доставляет удовольствие детям уже потому, что задает работу уму, воображению, заставляет домысливать что-то самим.

Распространенным приемом является ирония. И в быту дети сами нередко его используют. Например, подразумевая совершенно противоположное, могут сказать: «умник ты какой выискался!».

Повтор применяют весьма часто юмористы в своих произведениях.

Смех достигается в детских праздниках и игровых программах с помощью приема неожиданности, и над этим порой приходится задумываться педагогу специально.

Известным приемом юмора является розыгрыш.

Смех вызывает и прием перефразирования песни, стихотворения или сказки. На этом держится интерес к «старым сказкам на новый лад». Для успеха следует брать широко известные и хорошо знакомые песни или сказки. Эффект основан на несоответствии новых слов тому, что «засело» в памяти.

Каламбур или любая игра слов тоже является одним из любимых приемов остроумия в детской среде, и сценаристу необходимо немало потрудиться во время работы над сценарием, чтобы текст содержал и всевозможные словесные игры.

Отметим и прием гиперболы, преувеличения - как один из основных в практике и детского, и взрослого досуга.

Смешение стилей - самый любимый детьми прием. На нем держится весь сюжет книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч», он стал основой всенародно любимой комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». На этом приеме построены эпизоды детских праздников, в которых совершается космическое путешествие, путешествие из современности в прошлое или из реального мира в мир сказок и фантастики, что позволяет детям пофантазировать, помечтать, устремиться мыслями в нечто неизведанное, отойти от обыденности.

«Для детей игры и праздники - не просто отдохновение, но и естественная разрядка от дидактической и режимной напряженности жизни. Дети переходят из состояния слепых исполнителей воли взрослых в мир суверенных проявлений и свобод» [9, с. 13].

Обращение к народной традиции в воспитании подрастающего поколения и в наше время позволяет успешнее решать и психолого-педагогические, и художественно-творческие задачи. Причастность к культуре своего народа всегда является одной из важнейших составляющих в работе с детьми и молодежью.

Литература:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. 2-е изд. М. : Худож. лит., 1990.

2. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры / В.Н. Гагин. М. : Профиздат, 2005.

3. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. Л. : Наука, 1984.

4. Опарина Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга : монография / Н.А. Опарина. М. : МПГУ, 2010.

5. Опарина Н.А. Школьные театрализованные праздники и зрелища / Н.А. Опарина. М. : Ар-манов-центр, 2012.

6. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. М. : Лабиринт, 1999.

7. Черный Г.П. Торжественно, красиво, памятно. Массовые школьные праздники и театрализованные представления: книга для учителя / Г.П. Черный. М. : Просвещение, 1989.

8. Шендрик А.И. Социология культуры : учеб. пособие / А.И. Шендрик. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

9. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. М. : Новая школа,1997.

10. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие / Н.Н. Ярошенко. 2-е изд., испр. и доп. М. : МГУКИ, 2005.

11. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия : учеб. пособие для вузов / Сост. Э.В. Померанцева, С.И. Мина. М. : Учпедгиз, 1959.

Literature:

1. Bakhtin M.M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renes Sans / M.M. Bakhtin. 2nd ed. M. : lit., 1990.

2. Gagin V.N. National holidays and rites, or Celebrity as a phenomenon of Russian culture / V.N. Gagin. M. : Profizdat, 2005.

3. Likhachev D.S. Laughter in Ancient Russia / D.S. Likhachev, A.M. Panchenko, N.V. Ponyrko. L. : Science, 1984.

4. Oparina N.A. Folklore-game traditions in the organization of children's theatrical leisure : monograph / N.A. Oparina. M. : MPSU, 2010.

5. Oparina N.A. School theatrical holidays and spectacles / N.A. Oparina. M. : Armanov Center, 2012.

6. Propp V.Ya. Problems of Comism and Laughter / V.Ya. Propp. M. : Labyrinth, 1999.

7. Black G.P. Solemnly, beautifully, memorably. Mass school holidays and theater-leased performances: a book for a teacher / G.P. Black. M. : Enlightenment, 1989.

8. Shendrick A.I. Sociology of culture : textbook / A.I. Shendrick. M. : UNITY-DANA, 2005.

9. Shmakov S.A. Non-traditional holidays at school / S.A. Shmakov. M. : New school, 1997.

10. Yaroshenko N.N. Socio-cultural animation : manual / N.N. Yaroshenko. 2nd edition, amended and supplemented. M. : MGUKI, 2005.

11. Russian folk poetic work. Textbook: textbook for universities / Compilers E.V. Pomerantsev, S.I. Mina. M. : Uchpedgiz, 1959

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.