НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE
УДК 009+130.123
йй! 10.24147/1812-3996.2020.25(3).77-79
ВОСЬМАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ИДЕАЛЫ И ИДЕОЛОГИИ»
В. М. Шкарупа
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
THE EIGHTH ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "VISUAL IMAGES OF CONTEMPORARY CULTURE: IDEALS AND IDEOLOGIES"
V. M. Shkarupa
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
На факультете теологии, философии и мировых культур ОмГУ 20 ноября 2019 г. прошла очередная, уже восьмая по счету, конференция с участием преподавателей и студентов ведущих омских вузов, имеющая сквозное название - «Визуальные образы современной культуры», но варьирующая тему от года к году. На этот раз конференция касалась темы идеалов и идеологии и была посвящена 25-летию теологического образования в Омске. Конференция прошла на двух площадках - 27 сентября в Мультимедийном историческом парке «Россия - Моя история» и 9 октября в Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви. По итогам проведенного мероприятия издан сборник материалов конференции [1].
На пленарном заседании, которое вел доктор философских наук, профессор кафедры теологии и мировых культур ОмГУ П. Л. Зайцев, прозвучало шесть докладов. Первой выступила доктор философских наук, профессор кафедры философии М. Д. Купара-швили с докладом «Трансценденталии православия», в котором отметила, что православные ценности веками кристаллизировались в трансценденталиях, в современных условиях девальвации научных и рациональных принципов они могут предложить способы трансцензуса человечества на новый уровень, раскрывая более совершенные и утонченные формы будущего.
Теология мира - новый проект в теологическом образовании, связанный со специализацией совре-
менной российской теологии в области миротворчества и межрелигиозного диалога. Е. В. Кузьмина в своем докладе показала спектр теологий родительного падежа, работающих в таких современных дискурсах, как религиозный плюрализм и религиозное многообразие. Моделирование отечественной теологии мира связано с проблематикой религиозного конфликта, насилия и, собственно, возможности самого межрелигиозного диалога в поликонфессиональной Российской Федерации.
Польский представитель (Краков) Марчин Го-дава в выступлении «Религиозность в современном городе» подчеркнул, что движение «Пустынь в городе» обозначает проведение монашеской жизни в суете современного города. Примером является католический орден Малых братьев Иисуса. Сочетание постоянной молитвы, особенно созерцания Евхаристии, с обычным участием в жизни города служит делу посвящения мира, а все обстоятельства этой жизни становятся местом соединения с Богом.
Кроме пленарного заседания были проведены три секционных: «Идеи и идеологии в истории и культуре», «Визуальные образы в современной философии» и «Идеи и идеологии в религии и культуре». Из докладов, прозвучавших на них, остановлюсь на следующих.
М. Н. Шапова в докладе «Феномен религиозной конверсии в современной культуре» рассмотрела положение Православия в современной культуре; она также раскрыла две модели религиозной конверсии,
Вестник Омского университета 2020. Т. 25, № 3. С. 77-79
примеряя каждую из них на мотивы обращения в нынешнем обществе, вследствие этого пришла к выводу, что каждая модель универсальна и отчасти может применяться для современной ситуации.
В докладе студентки 1-го курса магистратуры факультета ТФМК В. И. Великой «Легенды о Христе Сельмы Лагерлёф: формирование личной религиозности» излагаются биографические сведения о жизни и творчестве первой женщины лауреата Нобелевской премии по литературе Сельмы Лагерлёф с целью обоснования принципа формирования личной религиозности. С опорой на методологический принцип изучения религиозности «переносимость исследования» и художественное произведение авторства госпожи Лагерлёф - «Легенды о Христе» -происходит синтез внутренних переживаний автора и морально-нравственной идеи, которую несут рассказы из сборника «Легенды о Христе».
В докладе Р. Б. Шульги «Визуальная реклама теологии в ОмГУ как поиск самоидентичности: к 25-летию теологического образования» было подчеркнуто, что теология в ОмГУ представляет собой старейшее университетское теологическое образование в Российской Федерации. Целью доклада было рассмотрение изменения визуальных (и некоторых текстовых) рекламных образов и символов теологии, используемых в материалах для абитуриентов с середины 1990-х гг. по нынешнее время. Была предпринята попытка увидеть закономерности развития теологического образования, процесс поиска и утверждения своего места как в университетской среде, так и в общественном пространстве.
А. С. Визгирда в «Сотворении человека через сотворение сверхчеловека в массовой культуре Японии» коснулась того, как массовая культура (Японии) выделяет актуальные для общества ценности (то же, что и везде - прекариат, креативность, бодипозитив, постколониализм), формирует по ним образ человека и предлагает варианты решения возникающих проблем (например, может ли субалтерн говорить, как Другой, может ли вписаться в общество и т. д.).
В докладе М. В. Ивановой «Проблема трансформации религиозных практик в условиях современного общества» освещалась проблема трансформации религиозных практик в условиях современных обществ, в частности, способы передачи информации через интернет-пространство. Также были выявлены положительные и отрицательные факторы воздействия сети на религиозные практики. Кроме того, в докладе рассматривалось появление вымышленных религий, идея которых была реализована в том числе благодаря существованию раз-
-ISSN 1812-3996
личных форумов для фанатов соответствующих книг и фильмов (например, Джедаизм).
Доклад К. И. Шкуренко «Ильинский собор: мотивации и позиции оппонентов» был посвящен конфликту вокруг восстановления Ильинского собора, а точнее, определению его типа. В ходе исследования было выделено несколько конфликтов: экономический (есть куда потратить деньги и без храма), культурный (много постаментов Ленину, а «покровителю Омска» пророку Илие храма нет) и экологический (восстанавливайте храм где угодно, но не на месте сквера/парка).
Доклад А. Е. Самусевой «Эскапизм и реальность в жизни верующего человека» поднял тему восприятия мира христианином: что он относит к реальности, а что к эскапизму. В итоге выясняется, что к реальности относится путь и обретение Царства Бо-жиего, а всё, что отвлекает от этого, - к эскапизму.
В докладе О. Синякова «Религиозная ситуация в Северо-Казахстанской области» указывалось на то, что население Северного Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами: от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране религиозных движений. Несмотря на то, что большинство североказахстан-цев считают себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность.
В своем выступлении на тему «Визуализация рассуждений: теория и практика» В. И. Разумов сформулировал проблему недооценки фактора визуализации в структуре рассуждений, что вызывает усиление когнитивного диссонанса между усложняющимися предметами первой и второй природы и методами, использующимися для их познания. Для решения данной проблемы В. И. Разумов указал на работы по категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем, доведенные до уровня компьютерных программ, решающих задачи автоматизации рассуждений.
В докладе М. В. Колесника «Самоценность си-мулякра в контексте современности» говорилось о том, что симулякры (копии копий, которые становятся культурным кодом как самым востребованным товаром) продолжают быть важными элементами бытия культуры современности. Самоценность - это качество системы, заключающееся в том, что ее целевая функция направлена на саму систему. Люди находятся в борьбе за капитал внимания, так как
Вестник Омского университета 2020. Т. 25, № 3. С. 77-79
ISSN 1812-3996-
внимание к себе вызывает и фиксирует чувства, а чувства монетизируются и являются ликвидным товаром в эпоху цифровой экономики.
Тезисы доклада В. Б. Яшина «Визуальные маркеры конфессиональной идентичности в представлениях верующих жителей Омской области» опирались на анализ материалов комплексного социологического исследования, проведенного в конце 2018 - первом квартале 2019 г. На его основе была сконструирована иерархия признаков, по которым верующие жители Омской области идентифицируют последователей своей конфессии. Сделан вывод, что использование религиозной символики как атрибута репрезентации веры в настоящее время связано преимущественно со сферой стереотипов массового сознания и лишь в незначительной степени -со сферой социокультурных практик.
Доклад кандидата политических наук, доцента кафедры политологии исторического факультета ОмГУ Д. А. Коновалова «Особенности отчуждения субъекта мышления в структурах воображения» был посвящен соединению двух проблемных областей -логики и воображения субъекта мышления. В докладе утверждалось, что создание новой эстетической теории, которая будет изучать логику и воображение, является одним из приоритетов для современной российской и зарубежной философии.
О. Е. Глебова выступила с докладом на тему «Современный феминизм в пространстве социально-утопических идей: введение в проблемное поле». Автором была определена роль утопии как жанра художественной феминисткой литературы, а
также рассмотрены концептуальные положения направлений современного феминизма (либеральный, радикальный, социалистический). В рамках данных феминистских теорий необходимо было обратить внимание на утопичные (несбыточные) и реальные идеи, критически их осмыслив, выявить предъявляемые феминистками требования.
В докладе «Сознание и физическая реальность», сделанном доктором философских наук, профессором ОмГАУ Ж. К. Кениспаевым, утверждалось, что субъективная реальность - это одна из основных категорий классической философии. Центром субъективной реальности является сознание, которое есть главное орудие познавательной деятельности человека. Исследуя на протяжении многих веков внешний мир, человек стремился получить объективную научную картину физической реальности. Но оказалось, что в процессе познания человеческий разум в значительной степени изменяет внешний мир согласно своим представлениям о нем. Эта тема впервые была сформулирована еще в античной философии, но в прошлом веке в связи с новыми открытиями в физике она вновь стала актуальной.
В. М. Шкарупа в докладе «Визуализация в структуре процесса познания (проблема наглядного представления математических объектов)» указал на то, что визуализация, являясь одной из главных познавательных способностей человека, содержит в себе опасность переоценки ее значимости. Им было проведено противопоставление понятийного и визуального мышления с привлечением примера математических объектов.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске) : сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практич. конф. (Омск, 27 сент.- 9 окт. 2019 г.) / редкол. : П. Л. Зайцев (отв. ред.) и др. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Шкарупа Владимир Михайлович - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: ShkarupaVM@ omsu.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Shkarupa Vladimir Mikhailovich - Docent, Candidate of Phylosophical Sciences, Docent of the Department of Theology, Philosophy and World Cultures, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ShkarupaVM@omsu.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Шкарупа В. М. Восьмая всероссийская научно-практическая конференция «Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии» // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25, № 3. С. 77-79. Э01: 10.24147/ 1812-3996.2020.25(3).77-79.
FOR QTATIONS
Shkarupa V. M. The eighth all-russian scientific-practical conference "Visual images of contemporary culture: ideals and ideologies". Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2020, vol. 25, no. 3, pp. 7779. DOI: 10.24147/1812-3996.2020.25(3).77-79. (in Russ.).