Научная статья на тему 'Вторая межвузовская конференция по философии "Мировоззренческие вызовы XXI века"'

Вторая межвузовская конференция по философии "Мировоззренческие вызовы XXI века" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторая межвузовская конференция по философии "Мировоззренческие вызовы XXI века"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 009+130.123

йй! 10.25513/1812-3996.2019.24(1).122-124

ВТОРАЯ МЕЖВУЗОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА»

В. М. Шкарупа

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

THE SECOND INTERUNIVERSITY CONFERENCE

ON PHILOSOPHY "WORLDVIEW CHALLENGES OF THE XXIST CENTURY" V. M. Shkarupa

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

На факультете теологии, философии и мировых культур ОмГУ 24 ноября 2018 г. прошла конференция с участием преподавателей и студентов ведущих омских вузов (приятной неожиданностью было участие в нашей конференции представителя новосибирской академической науки, узнавшего о ней, как он сам выразился, по «сарафанному радио» и приехавшего в Омск по собственной инициативе).

На пленарном заседании, которое вела д-р фи-лос. наук, проф. кафедры философии ОмГУ М.Д. Ку-парашвили, прозвучало пять докладов. С первым из них по теме «Перечитывая Гегеля: глобализация, цифровизация и сокращение пространства свободы» выступил декан ФТФиМК д-р филос. наук, проф. П.Л. Зайцев. Он отметил, что дискуссии о постмодерне имеют один существенный недостаток: качество новой эпохи ищется посредством деконструкции интеллектуальных, социальных, экономических структур, присущих модерну. Но по сути мы сталкиваемся с применением принципов апофатической теологии за пределами ее предмета. В докладе было отмечено, что процессы цифровизации укладываются в логику гегелевской системы и именно они характерны для продолжающегося модерна, а не качественно новой модели общественного бытия.

Далее было заслушано выступление С.Н. Оводовой, канд. филос. наук, замдекана ФТФиМК. В своем докладе «Дискурс "подчиненных": проявление глобальных и локальных тенденций в культуре в цифровую эпоху» она остановилась на методологических сдвигах в теории и философии культуры, про-

изошедших под влиянием postcolonial studies и пространственного поворота в социально-гуманитарных науках, благодаря чему ею были выявлены проблемы, возникшие в процессе дискурсивной репрезентации культур.

Третий доклад был посвящен современным информационным вызовам человечеству. С ним выступил канд. филос. наук, доц. каф. философии В.М. Шкарупа; основной акцент в его выступлении был сделан на критике так называемого презентаци-онизма, который докладчик определил как стремление оратора сопроводить свою речь, являющуюся в основном аудиальным каналом воздействия на слушателей, неким визуальным эффектом, заставляющим слушателей, может быть, даже помимо их воли превратиться в зрителей, т. е. подключить к восприятию информации также и визуальный канал. Однако достигает ли оратор своей цели? Увеличивается ли у слушателей, ставших и зрителями, степень рецепции представляемого материала? Действительно ли эффективно и насколько использование в лекции средств наглядного представления материала? Из той аргументации, на которую опирался докладчик, следовало, что он склоняется скорее к отрицательному ответу на эти вопросы - «пациент скорее мертв, чем жив».

Четвертой взяла слово сама ведущая Мзия Джемаловна. Тема ее выступления «Цифра: промышленная революция или антропологический переход» явилась весьма и весьма злободневной в аспекте размышлений над проблемами, которые орга-

ISSN 1812-3996-

низаторами конференции были задуманы как стержневые: цифровые коммуникативные технологии и «цифровой разрыв» как причина / условие процессов социальной дифференциации: «цифровое неравенство»; информационно-коммуникативные технологии и общество как зона конфликта. Она подчеркнула, что существующий технико-технологический прогресс уничтожает культурную, социальную и экономическую сферы жизни. В мире, в котором нам приходится жить, всё не так, как в предыдущей истории. Наша цивилизация сложилась и строится вокруг научной системы ценностей, которой в начале нашего века общество отказало в доверии, уважении и надежности. Ни для кого не секрет, что сегодня цель науки и производства - деньги, сверхприбыль. Блеск и нищета трехсотлетней истории господства науки: достойный уровень техники, технологии производства и услуг информационно-коммуникационных технологий; безраздельное и бескомпромиссное господство над умами людей; «очищенное» от других систем ценностей мировоззрение (от эстетической, этической и религиозной); пугающее множество глобальных проблем; страх и растерянность перед будущим, перед результатами производственного развития научной мысли...

После перерыва участники могли заслушать последний, пятый, доклад пленарного заседания. Выступление канд. филол. наук, доц. каф. теологии и мировых культур В.А. Мартынова на тему «Онтологические, антропологические и социальные следствия отказа от трансцендентального субъекта» было приурочено к недавнему появлению первой на русском языке книги С. Фуллера. Его проект социальной эпистемологии - один из наиболее популярных и действенных на «рынке» философских трендов. Как всегда, есть плюсы и минусы. О плюсах нам рассказывают сами авторы проектов, размышление же о минусах - долгая и кропотливая работа. Владимир Анатольевич предлагает поразмышлять о последствиях критики Фуллером «гуманистической веры» в необходимость «гениальности» в научной работе. Тогда получается, что науке в принципе не нужна хорошая работа мысли. Фуллер здесь замечательно интересен тем, что честен, что раньше других фиксирует важнейший результат. А сам результат неизбежен. Отказ Фуллера от гениальности - давно ожидаемый предел отказа конструктивизма от трансцендентального субъекта, способного к адекватному знанию об окружающем мире. Особенно это значимо для структуры вхождения в мир науки. В самоопределении ученого решающую роль играет не по-

Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 1. С. 122-124

гружение в понимание окружающего мира, а акт согласия выполнять волю экспертов.

Дальше работа конференции продолжилась на двух секциях. На первой, под научным руководством проф. М.Д. Купарашвили, прозвучало 13 докладов, из которых нужно выделить такие, как Н.И. Багаев (студ. ф-та культуры и искусств) - «Кризис мышления и его преодоление через культуру»; Т.А. Мачеркевич (выпускница филос. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова) - «Актуальные этические проблемы в современном обществе»; К.И. Баркова, Д.В. Гевленко (студ. ф-та ТФиМК) - «Семья как частный случай гендерного разрыва»; Н.С. Тупицына (студ. ист. ф-та) - «Информационный вызов XXI века»; П.В. Кайгородов (ф-т базовой подготовки Новосиб. госун-та экономики и управления) - «Предикаты телесности в парадигме трансгуманизма»; Д.Ш. Байдаулетов (студ. ф-та ТФиМК) - «Электронное правительство: угроза демократическим механизмам»; С.П. Назаров (асп. ОмГПУ, ФИФиП) - «Интернет — оружие массового поражения асимметричной войны»; В.А. Бархатова (студ. юр. ф-та) - «Стрельба в Керчи как симптом капитализма»; Т.В. Елисеева (асп. каф. философии) -«Образ материнства как отражение состояния духовно-нравственной культуры общества».

На второй, которая прошла под научным руководством канд. филос. наук, доц. кафедры философии А.А. Шеремет, заслушали 6 докладов. И здесь нужно отметить два доклада: А.Д. Майер (студ. ф-та ТФиМК) - «Клиповое мышление как естественное явление в эпоху информационных технологий»; К.А. Шайдовская (студ. ист. ф-та) - «Поглощение информацией человеческой индивидуальности».

Возвращаясь к отдельным выступлениям на секциях, нельзя обойти вниманием яркое и живое выступление представителя новосибирской академической общественности П.В. Кайгородова, которое, как магнитом притянуло внимание всей аудитории. Трансгуманизм - вещь крайне непонятная, находящаяся на стыке и краю разных наук, вызывает у многих недоумение вплоть до неприятия. Однако принципиально новое и неизведанное всегда вызывает такую реакцию или нечто подобное у большинства, впервые с этим столкнувшегося. Чтобы почувствовать атмосферу, в которой звучал доклад новосибирца, приведу только один показательный пример. Докладчик сформулировал вопрос, который И. Кант в своей «Метафизике нравов» назвал казуистическим: как известно, современная генетика научилась из клетки выращивать целое тело (скажем, искусственно выращивать мясо); так вот, будет

Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 1. С. 122-124

-ISSN 1812-3996

ли считаться людоедством поедание таким образом выращенного мяса из человеческой клетки? (Вопрос, на который, заметим в скобках, неспособна ответить ни одна наука, какой бы она развитой и передовой не была, - вне его философской постановки и рефлексии; в данном случае, безусловно, речь идет о постановке его в этическом контексте.) Естественно, что эта проблема и ряд других, поднятых докладчиком, вызывали спонтанные реплики из зала с последующим оживленным обсуждением возможных ответов на эти каверзные вопросы, которые в изобилии ставит современная наука и на которые не существует простых и прямолинейных ответов.

В выступлении докладчика Н.С. Тупицыной прозвучала тревога и крайняя озабоченность по поводу информационной избыточности, в которой пребывает современный нам мир, и прозвучал вопрос, тре-

бующий к себе самого пристального внимания: всегда ли эта информация может быть полезна и релевантна? Свой доклад она завершила риторическим восклицанием: «Я искренне надеюсь, что мое рассуждение не является избыточной информацией лично для вас, слушатель». В докладе К.А. Шайдов-ской было приведено одно ее интересное наблюдение из жизни, связанное с засилием и обилием цифровой информации - многие из нас уже не умеют определять время именно по часовому циферблату, потому что из-за избыточности текущей информации в смартфоне выработалась привычка понимать и видеть только электронное (т. е. в чисто цифровом изображении) время.

По итогам проведенного мероприятия издан сборник материалов конференции [1]; с докладами, прозвучавшими на пленарном заседании, можно познакомиться по видеозаписи [2].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Мировоззренческие вызовы XXI века : сб. науч. ст. по материалам II межвуз. конф. по философии (Омск, 24 ноября 2018 г.) / [редкол. : В. М. Шкарупа (отв. ред.) и др.]. Омск, 2018. 104 с.

2. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLuD4W1rXui_f7QwOydcnbFyOpxqRNHZ4Y.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкарупа Владимир Михайлович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: ShkarupaVM@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Шкарупа В. М. Вторая межвузовская конференция по философии «Мировоззренческие вызовы XXI века» // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 1. С. 122124. DOI : 10.25513/1812-3996.2019.24(1).122-124.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Shkarupa Vladimir Mikhailovich - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Docent, Docent of the Department of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ShkarupaVM@ omsu.ru.

FOR CITATIONS

Shkarupa V.M. The second interuniversity conference on philosophy "Worldview challenges of the XXIst century". Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 1, pp. 122-124. DOI: 10.25513/1812-3996.2019.24(1).122-124. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.