Научная статья на тему 'Воронежский Городской общественный ломбард: история возникновения и деятельности в конце xix - начале XX в'

Воронежский Городской общественный ломбард: история возникновения и деятельности в конце xix - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артемьева Виктория Станиславовна

In the paper the history of formation and activity history of a municipal credit institution, an urban pawnshop, is set forth. At the example of the Voronezh urban pawnshop, the process of public pawnshop grounding, peculiarities of its activity, sizes of credit transactions are displayed. In conditions of permanently felt stock shortage in the near-term low interest credit, the urban public pawnshop granted the accessible and sweeping loan to both urban and rural population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Voronezh urban public pawnshop: history of origin and activity in the late XIX -early XX centuries

In the paper the history of formation and activity history of a municipal credit institution, an urban pawnshop, is set forth. At the example of the Voronezh urban pawnshop, the process of public pawnshop grounding, peculiarities of its activity, sizes of credit transactions are displayed. In conditions of permanently felt stock shortage in the near-term low interest credit, the urban public pawnshop granted the accessible and sweeping loan to both urban and rural population.

Текст научной работы на тему «Воронежский Городской общественный ломбард: история возникновения и деятельности в конце xix - начале XX в»

- своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;

- сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного

обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

Поступила в редакцию 3.09.2007 г.

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЛОМБАРД: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

B.C. Артемьева

Artemyeva V.S. The Voronezh urban public pawnshop: history of origin and activity in the late XIX -early XX centuries. In the paper the history of formation and activity history of a municipal credit institution, an urban pawnshop, is set forth. At the example of the Voronezh urban pawnshop, the process of public pawnshop grounding, peculiarities of its activity, sizes of credit transactions are displayed. In conditions of permanently felt stock shortage in the near-term low interest credit, the urban public pawnshop granted the accessible and sweeping loan to both urban and rural population.

Со второй половины XIX в. в Российской империи начался процесс формирования кредитной системы, отвечающей нуждам и потребностям капиталистических отношений. Экономические реформы породили значительные изменения в системе казенных кредитных учреждений, функционировавшей до 60-х гг. XIX в. В ходе реформ был преобразован Государственный банк, стали учреждаться коммерческие акционерные банки, кредитовавшие промышленность и торговлю. Наряду с государственными земельными банками - Крестьянским поземельным и Дворянским земельным банками, появились и акционерные земельные банки, общества взаимного кредита, учреждаемые частной инициативой. К данному периоду относится и становление обширной сети муниципальных кредитных учреждений.

К муниципальным (городским) кредитным структурам принято относить городские общественные банки, которые учреждались на средства городского общества и кредитовали жителей города и близлежащих окрестностей. Средства, полученные из прибылей банка, город использовал для различных нужд - на финансирование образовательных и воспитательных учреждений, городского водопровода, транспорта, на санитарные цели и благотворительные нужды. Помимо городских банков, к муниципальным кредит-

ным учреждениям относились также и городские общественные ломбарды, которые стало возможно учреждать со второй половины XIX в. Ломбард - это особый вид кредитного учреждения, выполняющий ссудные операции под залог движимого имущества.

Само название ломбард происходит от ломбардцев - ростовщиков (выходцев из итальянской провинции Ломбардия), при Людовике XI получивших во Франции привилегию предоставлять кредит населению под залог различных вещей [1]. В XIX в. ломбардный кредит получил повсеместное развитие, в том числе и в России. В Российской империи допускалась деятельность как государственных (общественных), так и частных ломбардов.

Устройство ломбардного кредита регулировалось на основе либо высочайших повелений (дореформенный период), либо на основе утверждения соответствующего устава (после 60-х гг. XIX в.). Первый частный ломбард был учрежден в России в 1838 г. под названием Петербургская акционерная компания для залога «разных движимостей и товаров». В конце 80-х гг. XIX в. возникает новая категория ломбардов - городских. Первопроходцем в учреждении первого городского общественного ломбарда стало вологодское городское общественное управление. Устав вологодского ломбарда был ут-

вержден 12 декабря 1886 г. и стал образцовым при учреждении подобных кредитных заведений [2].

Городские ломбарды получили значительное развитие, особенно в провинциальных городах, где ощущалась нехватка в кредитных учреждениях, предоставляющих дешевый и быстрый кредит. Ломбардные операции производили и городские общественные банки, но не в таких масштабах, как сами ломбарды. Муниципальные кредитные учреждения имели единую отличительную черту - они являлись общественными организациями, кредитующими широкие слои как городского, так и частично сельского населения, проживающего недалеко от города.

К концу XIX в. на территории Воронежской губернии практически сложилась новая система кредитных учреждений, в которую входили как государственные, так и частные кредитные структуры. Но наиболее широко в указанный период развиваются муниципальные кредитные учреждения, организованные на средства муниципалитета. К ним относились городские общественные банки, действовавшие в девяти уездах губернии, и Воронежский городской ломбард.

Возникновение Воронежского общественного городского ломбарда относится ко второй половине 90-х гг. XIX в. Надо заметить, что процесс его создания шел долго и трудно. Городское общество постоянно было озабочено проблемой дешевого кредита для граждан Воронежа. Так, уже на общем собрании 6 февраля 1869 г., было выслушано предложение исполняющего должность Городского Головы, гласного Эмилия Францо-вича Гаусмана о том, «что для прекращения незаконных процентов, платимых малозажиточными гражданами разным ростовщикам при закладке последними различных вещей, полезно было бы просить Правительство об открытии при воронежского городском банке отделения для ссуды подручного залога» (ломбардное отделение. - В. А.) [3]. Было принято решение для разработки такого важного вопроса создать специальный «Комитет по вопросу об устройстве при городском Банке отделения для ссуды подручного залога» [3,л. 3].

В Воронежском городском общественном банке осуществлялась ссудная операция по вещам (аналог ломбарда), но она не обес-

печивала в полном объеме нужду в дешевом кредите. Городской банк выдавал кредит (сумма его была ограничена) лишь под драгоценности, золотые и серебряные вещи. Ни помещения для хранения иных заложенных вещей, ни средств для выдачи ссуд у банка не было. Банк находился в одном здании с городской управой, а взятые в залог драгоценные вещи хранились в казначействе или позднее в отделении Государственного Банка.

Что же касается частных ломбардов, то аналогом их во второй половине XIX в. служили так называемые «ссудные кассы», которые занимались выдачей ссуд под залог движимого имущества. По закону 1879 г., лицо, пожелавшее заняться выдачей ссуд под заклады, обязано было получить специальное разрешение у губернатора или градоначальника, и если разрешение выдавалось, оно действовало в течение 5 лет. Получивший такое разрешение обязан был получить и торговое свидетельство 2 гильдии, а также представить залог в размере от 1 до 7 тыс. руб. Законом предусматривалась строгая регламентация деятельности ссудных касс. Содержатели касс должны были не только вести по всей форме делопроизводство, но и постоянно подвергались ревизиям со стороны городской управы и полицейского управления. За присвоение, растрату, самовольное пользование или выдачу в пользование заложенных предметов, а также за ростовщичество, содержатели касс подвергались достаточно суровому наказанию [4]. Поэтому «гласных», то есть зарегистрированных в установленном порядке, ссудных касс в городе было не так уж много, но была значительная часть нелегальных касс, владельцы которых широко пользовались своей «свободой предпринимательства» и устанавливали грабительские проценты по ссудам.

Поэтому не случайно в 1881 г. на заседании Воронежской Городской думы гласным Алексеем Саввичем Кретовым был сделан доклад, в котором говорилось о насущной необходимости создания специального учреждения, «которое бы заведовало исключительно только ссудами под залог вещей». «В нашем городе, - говорилось в докладе, - существуют 2 конторы, так называемые «гласные кассы ссуд», открытые на основании закона, изданного в 1879 г. Кроме того, вероятно, есть еще и негласные кассы ссуд. Какие

совершаются в них операции и кто к ним обращается за ссудами и, наконец, насколько тяжелы и невыгодны условия при займе, все это хорошо известно. При отсутствии общественных подобных учреждений, лица, имеющие крайнюю нужду волей неволей вынуждены обращаться в частные конторы и, несмотря на весьма тяжкие условия, чтобы получить необходимую ссуду, закладывают иногда, может быть, последнюю имеющуюся у них вещь. Сознавая это и принимая во внимание тяжелое в экономическом отношении время, мы нравственно обязаны оказать помощь нуждающимся в таковой ссуде». Открыв такое учреждение (речь шла об учреждении городской ссудной кассы), говорил Кретов, «мы создадим, таким образом, сильного конкурента всем этим кассам и, следовательно, облегчим в значительной степени участь многих лиц, имеющих несчастье обращаться за ссудами в частные учреждения» [5].

Заслушав доклад, гласные сочувственно приняли предложение, но при определении способа создания подобного рода учреждения разгорелись ожесточенные споры. Одни предлагали открыть кассу в виде отделения городского банка, т. е. вернуться к проекту 1869 г., что потребовало бы изменения Положения «О городских банках» 1862 г. Другие гласные предлагали открыть это учреждение в виде отдельного учреждения.

Наконец было решено передать разработку данного вопроса в особую комиссию. Причем члены комиссии должны были войти одновременно в состав «депутации для ревизии ссудных касс», тем самым им предоставлялась возможность выяснить, целесообразно ли иметь отдельную ссудную кассу для заклада движимого имущества или все же необходимо создать отделение при городском банке. В этом же заседании прозвучала мысль о создании самостоятельного кредитного учреждения - городского ломбарда [5, с. 15].

В 1882 г. было принято новое Нормальное Положение о Городских Общественных Банках, которое содержало ряд ограничений в деятельности банков. И в заседании от 8 марта 1884 г. Городская дума не признала возможным продолжать ходатайство об открытии при банке ссудного отделения [6].

К вопросу об открытии ломбарда Городская дума вернулась только спустя семь лет.

23 августа 1891 г. Дума одобрила и 27 сентября представила на утверждение городского общества проект устава ломбарда. При этом Дума ходатайствовала о разрешении займа из сумм городского банка 50000 руб. на образование основного капитала ломбарда. В постановлении Городской думы указывалась важность и необходимость учреждения ломбарда: «Ввиду благодеятельности учреждения городского ломбарда, имеющего главной целью доставление нуждающимся жителям города более дешевого кредита, что достигается прямыми действиями ломбарда по выдаче им ссуд и косвенными - путем конкуренции его с частными закладчиками и организованными кассами ссуд, необходимо сразу поставить городской ломбард в удовлетворительные условия существования...». Но, к сожалению, данное ходатайство не было удовлетворено [7].

В начале 1895 г. Городское управление подготовило доклад в Городскую думу о деятельности ссудных касс (частных ломбардов). В докладе приводились примеры о количестве ссуд, которые выдавались ссудными кассами в 1891-1892 гг., и говорилось о том, что в настоящее время и этот источник прекратил существование, так как все содержатели гласных ссудных касс закрывают свои заведения из-за Закона о «лихвенных процентах» (Закон от 24 мая 1893 г. - В. А.). Таким образом, в докладе делался вывод, что население «совершенно лишается возможности иметь мелкий кредит даже за высокие проценты» [7, л. 390-310] (годовые проценты за ссуду в частных ломбардах доходили до 60 % - В. А.).

Было признано необходимым скорейшим образом доработать устав ломбарда и определить размер основного капитала, который может отчислить город из своих средств, так как тормозом для утверждения устава было отсутствие основного фонда.

Наконец 29 ноября 1895 г. устав городского ломбарда был принят. В уставе указывалось, что ломбард находится под ответственным наблюдением городского общества, перед которым обязан отчитываться. Воронежская Дума может открывать отделения ломбарда в разных местах города. Основной капитал ломбарда составлял 5000 руб., капитал увеличивается прибылями от операций и

пожертвованиями («позаимствованиями») от частных лиц [8].

Правила заклада согласно уставу были определены следующие: вещи оценивались по соглашению сторон, если соглашение не достигнуто, предъявитель вещи ее забирал. Если соглашение было достигнуто, составлялось подробное описание вещи, при этом в закладном билете должно было быть описание вещи, время принятия в заклад, срок, на который вещь принята, оценка, количество ссуды, прочие условия, а также краткие выписки из устава. Закладные билеты могли быть как именные, так и безымянные. Сроки приема заклада варьировались от 1 до

12 месяцев, «смотря по свойству вещей», по прошествии условленного срока давалось 2 месяца льготы, в течение которого владелец мог выкупить вещь, при этом взыскивалась плата за хранение и страхование, и процент по ссуде за каждые 15 дней. Если вещи не были выкуплены в срок, они поступали в продажу с аукциона. Из суммы, выданной в качестве ссуды, ломбард взыскивал процент в интересах Городской думы, но не более 1 % в месяц, а также плату за хранение и страхование закладов в размере, определенном Думой, но не более / % в месяц с оценочной суммы вещи, отдаваемой в залог [9].

Размер ссуды определялся по соглашению сторон, но не мог быть для драгоценных металлов выше 90 % их весовой стоимости и для простых вещей % их оценки. Ссуда выдавалась в круглой сумме, не менее 1 руб. и не более суммы, определенной Городской думой. Правилами предусматривался досрочный выкуп закладов и также продление заклада - перезалог. При перезалоге вещь опять переоценивалась и если цена снижалась, то заемщик обязан был уплатить часть занятого капитала [9, с. 340].

Об аукционе объявлялось заранее в течение льготных месяцев в «Воронежских губернских ведомостях». Аукцион проводился в помещении ломбарда через члена городского управления или городского аукциониста. За целость вещей отвечала Воронежская Дума.

Делами ломбарда ведал распорядитель, который избирался Думой, для замещения к нему избирался кандидат. Вознаграждение администрации ломбарда начислялось из прибылей ломбарда. Если обороты увеличи-

вались, в штат могли быть приняты бухгалтер и кассир. Если в первый год существования ломбарда штатный состав ломбарда составлял 7 человек, то в 1913 г. уже

24 служащих [10].

Воронежский городской ломбард постоянно расширял свои операции, так, например, только за первые пять лет деятельности основной капитал ломбарда благодаря капиталам города и частным пожертвованиям увеличился с 5000 руб. до 115000 руб. К 1913 г. он составлял уже 171952 руб. [10, с. 35]. С 1897 г. по 1911 г., т. е. за пятнадцать лет существования прибыль, отчисленная ломбардом в пользу города, составила 107725 руб. За этот период времени ломбардом было выдано населению 449405 ссуд на сумму 4176665 руб. [11].

На протяжении всего существования, основной проблемой городского ломбарда была нехватка помещений под заклады. Кладовые были постоянно переполнены, что давало повод для многочисленных жалоб со стороны клиентов, которые они направляли на имя Городского Головы. Например, от крестьянина Н.П. Паринова, жителя слободы Чижовки, которому вместо его пальто было выдано чужое, от жителя Острогожского уезда Я.М. Шпилева, заложившего в Воронежском ломбарде платок и шарф на сумму

13 руб., утерянных по вине служащих [8, л. 49; 12, л. 14]. О подобных случаях свидетельствуют и результаты ежегодных комиссий по ревизии городского ломбарда. Ревизионные комиссии отмечали и недостатки в работе ломбарда, и тесноту его помещений. Первоначально помещение ломбарда располагалось в здании городской управы. Но уже в 1898 г., через год после открытия распорядитель ломбарда губернский секретарь Иван Александрович Травин направил в городскую управу прошение о предоставлении помещения для склада ломбарда в доме Ляпина на Старомосковской улице близ Каменного моста. С 3 августа 1898 г. деньги под залог вещей ломбард выдавал в доме Ляпина, а выкуп вещей производился в прежнем помещении [8, л. 107, 123]. Нехватка городских средств сказывалась и на положении ломбарда - обещанные городом новые кладовые так и не были построены. Но, несмотря ни на что, городской ломбард продолжал кредитовать население. Время работы ломбарда оп-

ределялось ежедневно с 9 до 11 утра, кроме «праздничных, высокоторжественных и воскресных дней» [13]. В 1901 г. ревизионная комиссия предложила продлить работу ломбарда и в послеобеденное время, с 16 до 19 часов, а также проводить операции и в воскресенья по утрам с 10 до 12 часов [13, л. 75].

Какие же ссуды выдавались населению, и под какие вещи осуществлялись залоги? В докладе комиссии по ревизии ломбарда за

1910 г. говорилось, что «закладывают все и вещи крайне необходимые, как, например, швейные машины, носильное платье, подушки, одеяла, чулки, куски материй и т. п., и вещи, составляющие для владельцев предмет роскоши, как то: две, три серебряные ложечки, нательный крестик, перстеньки, серебряные часы, самовары, иногда серебряные ризы, все эти вещи большей частью крайне дешевые, приобретены владельцами в лучшие моменты их жизни, почему для них дороги» [11, л. 59]. Комиссия замечала, что накопление залогов и нехватка помещений для ломбарда может быть объяснена не только «развитием дел ломбарда, но указывает на крайнюю бедность большей части заемщиков, для которых выкуп заложенных вещей представляется чрезвычайно затруднительным. Около 90 % ссуд не превышают 10 руб., и можно сказать с уверенностью, что закладывают вещи по крайней нужде» [11, л. 59 об., 60].

Если в первый год деятельности ломбарда количество ссуд составило 241 на сумму 91328 руб., то с течением времени и количество ссуд и их размер существенно увеличились [8, л. 6 об., 7]. В отчете о деятельности ломбарда за 1912 г. указывались следующее суммы: наибольшее количество - 33244 на сумму 135541 руб. (81 %) было выдано ссуд мелких - в размере от 1 до 10 руб. Вторыми по количеству были ссуды средние от 11 до 100 руб. - их было выдано 7683 (18 %) и ссуд на сумму свыше 100 руб. было выдано всего 77 (0,3 %). Основная масса залогов составляла носильное платье, недорогие вещи, но и сумма залогов под драгоценности была значительной - 178654 руб. [10, с. 17].

Городской ломбард не только удовлетворял нужду населения в кредите, но и способствовал поддержанию законности. При помощи ломбарда разыскивались украденные вещи, а зачастую даже устанавливались преступники. Так, в письме начальника сы-

скного отделения Воронежского городского полицейского управления на имя Городского Головы содержалась следующая просьба: «Прошу сделать соответствующее распоряжение о том, чтобы драгоценности и другие вещи, принимаемые Воронежским городским ломбардом в залог, записывались бы по возможности с указанием примет. В ломбардных книгах просто «кольцо», «брошь», что очень затрудняет как служащих ломбарда, так и членов сыскного отделения в деле осмотра и розыска похищенных вещей, заложенных злоумышленниками в ломбарде» [12, л. 136].

Еще в постановлении Городской думы 1891 г. определялась не только коммерческая функция ломбарда, но и его «благодеятельный» характер. В докладе распорядителя ломбарда в Воронежскую Городскую думу от 14.12.1911 г. указывалось: «Не только в России, но и за границей ломбарды - коммерческо-благотворительные учреждения». [8, л. 60]. В докладе ревизионной комиссии за 1902 г. было озвучено предложение «выдавать ежегодно к праздникам Рождества и Светлого Христова воскресенья беднякам-заемщикам их залоги, назначенные перед праздниками в продажу суммой от 1 до 2 руб. по представлении ими удостоверения их приходского священника или известных лиц. Для чего из средств ломбарда на эти праздники назначать по 100 руб.» [12, л. 58 об.].

Администрация городского ломбарда активно использовала опыт работы других подобных кредитных учреждений, перенимая различные нововведения. Например, в

1911 г. в своем докладе распорядитель ломбарда указывал: «недостаток средств мешает городу ввести усовершенствование в ломбардном деле: ввести пылевсасыватели вместо выколачивания вещей, точно также желательно устройство дезинфекционной камеры для дезинфекции вещей. Как показал опыт Кишиневского ломбарда, первоначальное устройство дезинфекционной камеры недорого» [12, л. 61 об.]. Кроме того, распорядитель ломбарда вел активную общественную деятельность и часто принимал участие в специальных профессиональных съездах. Первый такой съезд состоялся в Вологде на родине первого городского ломбарда в 1898 г. На каждом съезде обсуждались наиболее важные для ломбардного кредита во-

просы, распорядители ломбардов обменивались опытом, получали необходимые консультации.

Таким образом, в конце XIX в. Воронежская губерния вошла в число губерний, в которых получил развитие муниципальный ломбардный кредит. В Воронеже был учрежден и успешно действовал городской ломбард, который удовлетворял в кредите в основном беднейшую часть как городского, так и сельского населения, так как сельское население, не имея возможности кредитоваться на местах, вынуждено было обращаться за получением кредита в городские кредитные учреждения. Его деятельность на протяжении всего периода существования была достаточно успешной и типичной для существовавших в указанный период времени кредитных учреждений ломбардного типа.

1. Иделъсон В.Р. Кредит, банки и биржа. СПб., 1914. С. 311.

2. История банков с древнейших времен и до

наших дней: Очерки / под ред.

Е.А. Малинина. СПб., 1913.

3. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. 19. Он. 1. Д. 20. Л. 1.

4. Макаров А.Ф. Банки и кредитные учреждения. СПб., 1913. С. 289.

5. Постановление Воронежской Городской думы за 1 треть 1881 г. Воронеж, 1881. С. 5.

6. Постановления Воронежской Городской думы за 1 треть 1884 г. Воронеж, 1884. С. 36.

7. ГАВО. Ф. 21. Он. 1. Д. 369. Л. 315.

8. ГАВО. Ф. 19. Он. 1. Д. 1676. Л. 76.

9. Постановления Воронежской Городской думы за последнюю треть 1895 г. Воронеж, 1896. С. 335-337.

10. Постановление Воронежской Городской думы за последнюю треть 1913 г. Воронеж, 1914. С. 48.

11. ГАВО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2658. Л. 24.

12. ГАВО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 2024. Л. 14.

13. ГАВО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1965. Л. 73.

Поступила в редакцию 3.09.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.