вопросы совершенствования предупреждения рецидивной ПРЕСТУПНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ уголовного розыска
С.В. Моргунов
(старший преподаватель-методист адъюнктуры Тюменского юридического института
МВД России; 8 (3452) 59-84-22)
В работе рассматривается специфика профилактической работы (формы и методы) уголовного розыска в отношении рецидивной преступности. Автором с помощью критического анализа выявлены проблемы и недостатки проведения подразделениями уголовного розыска профилактических мероприятий. На основе этого даны предложения по совершенствованию профилактической работы.
Ключевые слова: рецидивная преступность, рецидивист, объекты профилактики, формы и методы профилактики, уголовный розыск, субъект специальной профилактики.
Рецидивная преступность на протяжении всего времени борьбы с ней является одной из наиболее опасных форм проявления преступного поведения в обществе. Устойчивый уровень рецидивной преступности и ее самовоспроизводство оказывают отрицательное воздействие на позитивные процессы в обществе независимо от того, по каким формационным законам оно развивается. В связи с этим уголовный рецидив - довольно распространенное явление: доля лиц, ранее совершавших преступления, в числе выявленных преступников колеблется в пределах 20-25 %, а в отдельные годы приближается к одной трети [1, с. 348].
Проблема рецидивной преступности остается актуальной в настоящее время. В период с 1991 по 2008 годы возросло почти в два раза абсолютное число лиц, ранее совершавших преступления (с 226 688 до 377 401 человек), и совершенных ими преступлений (с 274 339 до 521 522), а также увеличился коэффициент преступности (с 185,2 до 367,3), рассчитанный на 100 000 человек [2, с. 23, 45, 47;
3, с. 20, 44, 47]. По данным статистики, в 1991 году было осуждено лиц, ранее судимых, 216 951 человек, а в 2008 году было осуждено лиц, ранее судимых (имеющих неснятую или непогашенную судимость), 260 024 человека [3, с. 139; 3, с. 164]. Рост числа преступников данной категории составил почти 17 %. Принятие государством уголовно-правовых мер в борьбе с
рецидивной преступностью не позволило снизить ее уровень.
Как видим, ставка в основном на уголовно-правовую репрессию в борьбе с рецидивной преступностью без решения социальных проблем себя не оправдала. Привлечение к уголовной ответственности рецидивиста позволяет налагать на него тот или иной вид наказания, наказывая его только за преступное деяние. К сожалению, оно не имеет способности влиять на генезис рецидивной преступности, на ее раннюю детерминацию. В своем высказывании первый заместитель министра внутренних дел России М.И. Суходольский отметил о равной значимости в работе ОВД оперативного реагирования как на преступления, так и на их предупреждение [4, с. 1]. В связи с этим в современных условиях демократизации, либерализации общественных отношений и уменьшения социального контроля со стороны государства над лицами, склонными к совершению повторных преступлений, возрастает роль специальной профилактики рецидивной преступности, осуществляемой органами внутренних дел, в том числе службой уголовного розыска.
Уголовному розыску в системе субъектов, осуществляющих профилактику рецидивной преступности, отведена роль субъекта специального предупреждения рецидива преступлений [5, с. 223]. Кроме того, уголовный розыск наряду с предупредительными функциями осу-
60
ществляет раскрытие, выявление, пресечение преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, и других категорий разыскиваемых граждан.
В процессе профилактики уголовный розыск оказывает воздействие непосредственно на лиц, ранее судимых один раз и более, продолжающих совершать или склонных к совершению рецидивных преступлений, ведущих дезадаптивный образ жизни, и на группы, состоящие из лиц указанной категории. Кроме того, он осуществляет профилактическое воздействие на рецидивную преступность через ее детерминанты и среду обитания рецидивистов. При этом данное подразделение имеет различный «уровень специализации» [6, с. 96] или степень (меру) профилактической специализации, во-первых, в зависимости от последовательности воздействия на объекты рецидивной преступности; во-вторых, от осуществления профилактики до, во время и после совершения рецидива преступлений, в-третьих, от взаимодействия с различными субъектами специальной профилактики. Чертой, отличающей уголовный розыск от других субъектов специальной профилактики, является способность к применению оперативно-розыскных мероприятий, которые позволяют воздействовать на более позднюю стадию детерминации рецидивной преступности.
Достижение целей профилактики рецидивной преступности уголовным розыском осуществляется с помощью применения различных форм и методов, регламентированных приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [7] .
В философской литературе под формой понимается способ существования и выражения содержания, его различных модификаций [8, с. 414]. В свою очередь, под методом понимается способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность [7, с. 258].
Наиболее значимой формой работы уголовного розыска является оперативно-розыскная деятельность. Кроме того, в
профилактической деятельности он применяет формы взаимодействия с другими подразделениями ОВД, со средствами массовой информации и общественностью, индивидуального воздействия на рецидивистов.
В ходе осуществления оперативнорозыскной деятельности существует проблема выявления и анализа детерминант рецидивной преступности по причине преобладающей направленности уголовного розыска на раскрытие преступлений, в том числе совершенных в прошлом. Это мешает ему иметь своевременную и достоверную информацию о криминогенной обстановке на обслуживаемой территории
и, как следствие, приводит к снижению эффективности предупреждения рецидивной преступности.
Своевременно и более эффективно устранять или нейтрализовывать причины, условия рецидивной преступности не позволяет распределение сил уголовного розыска в основном по линейному принципу. Суть этого принципа в том, чтобы уголовный розыск имел возможность своевременно реагировать на все возрастающий вал рецидивных преступлений, при этом оставляя на заднем плане лиц, их совершивших, и прежде всего их допреступную жизнь. Реагирование только на совершенное рецидивное преступление - это реакция на следствие, которое является результатом неблагоприятных условий в различных сферах жизнедеятельности общества, оно не позволяет уголовному розыску вести свою деятельность по зональному принципу, т.е. с охватом лиц, склонных к совершению повторных преступлений, проживающих на определенной территории.
Указанная внутренняя реорганизация привела к недостаточной информированности о проживающих рецидивистах, склонных к совершению преступлений, и отсутствию контроля за появлением в зоне обслуживания лиц, представляющих оперативный интерес. Это не позволяет заблаговременно укреплять оперативные позиции, что приводит в конечном итоге к снижению эффективности профилактического воздействия на поздней стадии детер-
Юридическая наука и правоохранительная практика минации рецидивной преступности вплоть до пресечения рецидива преступлений.
При осуществлении розыска лиц, ранее судимых, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, и после их задержания не всегда устанавливаются образ жизни во время нахождения в розыске, причастность к иным преступлениям, вновь приобретенные криминальные связи, места нового проживания, источники доходов, криминогенное влияние на территории проживания, особенно на несовершеннолетних. Получение и анализ этой информации позволит выявлять несовершеннолетних рецидивистов и их групповое окружение, склонное разрешать проблемные ситуации преступным путем. Учет данной информации при организации оперативно-розыскных профилактических мероприятий позволит более эффективно воздействовать на раннюю стадию детерминации рецидивной преступности.
После осуждения лиц, ранее судимых, и назначения им наказаний, не связанных с лишением свободы, непосредственный контроль за ними осуществляет служба по исполнению наказаний. В связи с этим информация о лицах указанной категории официально поступает в службу уголовного розыска только в форме розыскного материала на лиц, разыскиваемых судебными органами. Следовательно, рецидивисты данной категории не могут являться объектами целенаправленной профилактики как на ранней, так и на поздней стадии формирования криминогенной мотивации, поскольку их местонахождение неизвестно уголовному розыску.
В форме взаимодействия уголовного розыска со службой участковых уполномоченных возникают проблемы профилактики рецидивной преступности из-за различных оснований организации работы этих служб. Как было отмечено ранее, уголовный розыск в основном строит свою работу по линейному принципу, который позволяет ему своевременно реагировать на тот или иной вид преступления, оставляя «на заднем плане» лиц, совершивших эти преступления, и среду их обитания. Служба участковых уполномоченных осу-
ществляет работу на основе обслуживания микроучастков, на которых проживают различные категории граждан. В связи с этим у сотрудников данных служб имеется различное восприятие криминогенной обстановки на их территории обслуживания.
Это различие обусловлено прежде всего порядком реагирования на объекты рецидивной преступности. Уголовный розыск с помощью оперативно-розыскных мер реагирует на рецидивистов, склонных к совершению преступлений или готовящих преступления, а участковые уполномоченные - на девиантную среду, окружающую данную категорию преступников, на совершенные административные проступки и на правонарушения, имеющие бытовой характер.
Кроме того, из-за большого количества указанных правонарушений из поля зрения участковых уполномоченных очень часто выпадает информация, которая может быть полезной в деятельности уголовного розыска для профилактики рецидивной преступности. Но, даже имея эту информацию, участковые уполномоченные обычно передают ее в уголовный розыск в устной форме, без оформления рапортов. Недостаточный и неправильно оформленный обмен информацией о рецидиве преступлений и рецидивистах снижает эффективность профилактических мер и не позволяет осуществлять контроль со стороны руководства за ее использованием для профилактических целей.
При проведении совместных рейдов уголовный розыск часто осуществляет безадресную профилактику рецидивной преступности наравне с другими службами. В данном случае не используется должным образом оперативно-розыскной потенциал уголовного розыска, который позволяет выявлять наиболее криминогенные участки и на основе этого распределять силы и средства данной службы с учетом правил конспирации.
Зачастую такой порядок проведения рейдов приводит к совершению рецидивных преступлений во время рейда на более криминогенных участках, так как уголовный розыск наделяется не свойс-
62
твенными ему функциями субъекта ранней и безадресной профилактики.
Использование в основном линейного принципа в работе уголовного розыска не всегда позволяет своевременно получить информацию об освободившихся из воспитательной колонии несовершеннолетних рецидивистах, поселившихся на территории обслуживания ОВД. Данная проблема не позволяет подразделениям уголовного розыска своевременно передавать информацию о лицах указанной категории в подразделения по делам несовершеннолетних для организации ранней профилактики рецидива преступлений. Иногда информацию об освобождении этих лиц подразделения по делам несовершеннолетних получают раньше, чем уголовный розыск, и затем в письменном виде передают ее данной службе для дальнейшего использования.
Основной проблемой взаимодействия между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) и уголовным розыском в организации профилактики в отношении несовершеннолетних, в том числе рецидивистов, противодействующей их втягиванию в сферу незаконного оборота наркотиков, являются разные приоритеты этих служб. ФСКН России и ее территориальные органы прежде всего интересуют лица, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков в крупных и особо крупных размерах. Это, как правило, совершеннолетние рецидивисты, имеющие семью и связи в обществе, а также в преступном мире.
В поле зрения уголовного розыска часто попадают лица, которые являются потребителями наркотических средств, и среди них есть несовершеннолетние рецидивисты. Лица данной категории часто попадают с наркотическим отравлением в медицинские учреждения. В результате этого информация о них в форме материала проверки попадает в уголовный розыск. В большинстве случаев по данным материалам принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестного лица, которое осуществило
незаконный сбыт наркотиков несовершеннолетнему рецидивисту, имеющему наркотическую зависимость. Уголовные дела в дальнейшем приостанавливаются по причине неустановления лица, совершившего преступление. В данном случае рецидивист выступает в роли потерпевшего и не рассматривается уголовным розыском, а тем более федеральной службой наркоконтроля как потенциальное лицо, способное в дальнейшем участвовать в сфере незаконного оборота с корыстной мотивацией. В отношении их уголовный розыск ведет учет, но как лиц, склонных к совершению общеуголовных рецидивных преступлений для удовлетворения своих порочных потребностей.
Другой проблемой взаимодействия этих служб для профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков являются различные зоны оперативного охвата. Территориальные органы ФСКН России, как правило, выявляют данные преступления на территории всего города, а уголовный розыск - на территории своего обслуживания, гораздо меньшей по площади и количеству населения. В связи с этим выявление и пресечение фактов сбыта наркотических веществ небольшого размера уголовным розыском осуществляется собственными силами, так как приоритетным для органов ФСКН России является выявление и пресечение фактов сбыта наркотических веществ в крупном и особо крупном размере.
В своей деятельности уголовный розыск использует форму индивидуального воздействия на лиц, ранее судимых, и лиц, склонных к совершению повторных преступлений. С помощью методов убеждения и воспитания профилактическое воздействие на рецидивиста осуществляется в форме воспитательной беседы, которая проводится в основном в постпреступный период после освобождения рецидивиста из мест лишения свободы. В данном случае возникает проблема правильного восприятия рецидивистом этой беседы, так как он один раз или более подвергался мерам наказания со стороны государства, которые не достигли цели исправления его
Юридическая наука и правоохранительная практика криминогенной мотивации. В связи с этим данные беседы часто не воспринимаются им серьезно, так как не имеют для него каких-либо ограничительных последствий.
Возникает проблема контроля рецидивистов после постановки на учет сотрудниками уголовного розыска.
Очень хороший профилактический потенциал имеет воспитательное воздействие через администрацию места работы рецидивистов. По результатам проведенного нами исследования*, 74,4 % от числа работавших рецидивистов положительно характеризовались по месту работы, так как дорожили отношениями в трудовом коллективе. Однако встает вопрос профилактического воздействия на группу неработающих рецидивистов, составляющих 57,5 % от общего числа рецидивистов.
Для его разрешения уголовный розыск использует позитивное влияние родственников и других людей, имеющих авторитет у рецидивистов. При этом необходимо учитывать, что родственники и знакомые могут скрывать их преступную деятельность как в отношении других граждан, так и в отношении себя.
Применение мер социальной профилактики не входит в компетенцию уголовного розыска. Однако в современных условиях при отсутствии государственной системы профилактики рецидивисты после освобождения остаются один на один с возникшими социальными проблемами. После освобождения одними из первых с ними начинают взаимодействовать представители государства - сотрудники уголовного розыска. По результатам анкетирования**, почти 50 % рецидивистов в течение месяца после освобождения посещают отделение милиции. При этом 49,8 % рецидивистов отметили, что с ними беседовали сотрудники уголовного розыска, 37,8 % -участковые уполномоченные, 10,9 % - начальник отдела или его заместитель, 1,5 %
- сотрудники других служб милиции.
* Всего было изучено 320 уголовных дел.
** В анкетировании приняли участие 200 рецидивистов, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима № 1 г. Тюмени.
Для того чтобы эффективно провести индивидуальную профилактическую беседу, сотруднику уголовного розыска необходимо иметь предварительно представление о психологическом портрете рецидивиста. В настоящее время для этих целей не используются знания и опыт психологов в органах внутренних дел. Также не очень часто сотрудники уголовного розыска в профилактических беседах используют опыт, знания и присутствие сотрудников других служб, так как индивидуальная беседа нередко конфиденциальна.
Использование для воспитательного воздействия лиц, привлеченных к гласному и негласному сотрудничеству для нейтрализации негативного окружения рецидивистов, не всегда бывает эффективным. Во-первых, из-за слабости оперативных позиций на той или иной зоне обслуживания, во-вторых, из-за недостаточного авторитета и доверия к этим лицам со стороны рецидивистов, в-третьих, из-за лидирующих криминальных и асоциальных позиций рецидивистов во дворе дома, микроучастка и, в-четвертых, из-за ложного сочувствия некоторых законопослушных граждан, особенно одиноких женщин, попавших под влияние рецидивистов.
Уголовный розыск не перестает осуществлять профилактическое индивидуальное воздействие на лиц, снова совершивших рецидив преступлений, но при этом использует наравне с методами убеждения, воспитания и методы принуждения. Эти методы необходимы для рецидивиста, чтобы он не почувствовал безнаказанность и не продолжил совершать повторные преступления в рамках реальной совокупности. В данном случае возникают проблемы. Несмотря на то, что рецидивист изолируется от своей среды, он продолжает поддерживать контакт со своим неформальным окружением. Последнее остается без должного профилактического воздействия со стороны уголовного розыска, так как все внимание сосредоточено на задержанном рецидивисте, на доказывании его вины и сопровождении его в судебные органы.
Уголовный розыск также осуществляет свою деятельность совместно со
64
средствами массовой информации и общественными организациями. В СМИ размещается информация о разыскиваемых преступниках, в том числе рецидивистах. Однако происходит это в основном в дневное время, когда большинство граждан находится на работе. В связи с этим использование такой формы профилактики рецидивной преступности в деятельности уголовного розыска имеет невысокую эффективность.
Эффективность взаимодействия уголовного розыска с общественными организациями по профилактике рецидива бывает невысокой по причине специфичности работы данного подразделения, которое может только собственными силами осуществлять воздействие на позднюю детерминацию рецидивной преступности и на пресечение рецидива преступлений. Очень редко информация со стороны общественных организаций имеет для уголовного розыска оперативную значимость для предупреждения рецидива.
Сотрудники уголовного розыска очень редко проводят встречи с гражданами с целью формирования у граждан мотивации на законопослушное поведение. Данная форма профилактической работы не является свойственной уголовному розыску. Обычно эту форму используют участковые уполномоченные милиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних.
Анализ предупредительной деятельности уголовного розыска позволил наметить следующие пути повышения эффективности профилактики рецидивной преступности:
- создание аналитической группы в подразделениях уголовного розыска для систематизации информации и ведения учетов лиц, ранее судимых, в том числе имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, повышенную степень преце-дентности, несовершеннолетних, на основе разработанной компьютерной программы, с целью выдачи информации о текущей криминогенной обстановке на территории обслуживания;
- использование комбинированного подхода к организации работы (сочетание линейного и территориального принципов);
- укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории на основе зонального принципа работы;
- при задержании разыскиваемых рецидивистов устанавливать их причастность к другим совершенным преступлениям, криминальные связи, места нового проживания, источники доходов, степень криминогенного влияния на несовершеннолетних и передавать эту информацию в аналитическую группу;
- усиление взаимодействия со службой исполнения наказания с помощью передачи информации о начинающемся девиантном поведении лиц, ранее судимых, которым назначены наказания, не связанные с лишением свободы;
- организация наибольшего совпадения зон обслуживания уголовным розыском с микроучастками участковых уполномоченных для улучшения обмена криминогенной информацией;
- усиление контроля передачи оперативно значимой информации в форме рапортов участковыми уполномоченными;
- привлечение сотрудников уголовного розыска к проведению совместных рейдов только после анализа криминогенной обстановки на территории и выявления наиболее пораженных рецидивной преступностью участков;
- осуществление контроля согласно полученным из исправительных и воспитательных колоний спискам рецидивистов, освобожденных их мест лишения свободы, их постановка на учет в аналитическую группу уголовного розыска;
- организация регулярных встреч с представителями территориальных органов ФСКН России для выработки совместных и скоординированных профилактических мер;
- постановка рецидивистов, выступающих в качестве потребителей наркотиков и имеющих от них зависимость, на учет в аналитическую группу с целью предупреждения с их стороны рецидива не
Юридическая наука и правоохранительная практика только общеуголовного характера, но и в сфере незаконного оборота наркотиков;
- привлечение психологов и ветеранов уголовного розыска с целью использования их знаний и опыта для организации индивидуальных профилактических бесед с рецидивистами;
- поддержание постоянного контакта с администрацией предприятий (учреждений, организаций), на которых работают рецидивисты, для выработки наиболее эффективного контроля в постпреступный период,
- использование позитивного влияния родственников для усиления контроля за неработающими рецидивистами, а также соседей в местах их проживания;
- наделение уголовного розыска (аналитической группы) информативной функцией для передачи рецидивистам, освободившимся из мест лишения свободы, контактных телефонов общественных, государственных организаций и лиц, занимающихся их трудоустройством и социальным обустройством;
- проведение встреч для рецидивистов с целью их скорейшей ресоциализации с лицами, которые были неоднократно судимы, но стали на путь исправления и являются успешными людьми, особенно в производственной сфере, но только с согласия последних;
- обеспечение наиболее полного, своевременного охвата всех объектов профилактики рецидивной преступности с помощью сотрудников других подразделений, которые должны быть приданы и входить в структуру уголовного розыска (на примере взаимодействия участковых уполномоченных с уголовным розыском по розыску различных категорий граждан, предусматриваемого приказом МВД России от 28 февраля 1994 г. № 66 [9]) с целью повышения профилактического потенциала в момент реагирования на преступление;
- трансляция информации о разыскиваемых преступниках по телевидению и радио в вечернее время, способствующая большему информированию и ориентированию граждан;
- создание учетов потерпевших, которым была оказана реальная помощь в раскрытии, расследовании преступлений, и возврат уголовным розыском изъятых похищенных материальных ценностей с целью повышения доверия у людей и более тесного контакта с населением.
1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая характеристика: теория, опыт, проблемы: монография. М.: НОРМА, 2001. 496 с.
2. Преступность и правонарушение (1991-1995). Статистический сборник. М., 1996. 188 с.
3. Преступность и правонарушение (2004-2008). Статистический сборник. М., 2009. 184 с.
4. Академия управления МВД России: 50 дипломов с отличием // Профессионал. 2010. № 4. С. 1.
5. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: учеб. пособие. Красноярск: Красноярская высш. школа МВД России, 1997. 256 с.
6. Предупреждение рецидива преступлений: учеб. пособие / под ред. С.А. Елисеева. Томск: Изд-во Томского унта, 1990. 128 с.
7. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: утв. приказом МВД РФ от 17 янв. 2006 г. № 19: ред. от 29.01.2009. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс. Законодательство».
8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.
9. О некоторых организационных мерах по совершенствованию розыскной работы в органах внутренних дел: приказ МВД РФ от 28 февр. 1994 г. № 66. Доступ из специализированной территориально-распределенной автоматизированной системы «Юрист».