УДК 343.911:343.81
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ АРТЕМЬЕВ, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: apu.kiopp@yandex.ru
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЦИДИВНОЙ (ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ) ПРЕСТУПНОСТИ
Реферат: в последние годы отмечается тенденция к росту рецидивной преступности в стране, ее удельный вес с общей структуре преступности превышает 40 %. Общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что рецидивисты стремятся продолжать преступную деятельность и оказывают крайне негативное влияние на неустойчивых лиц, особенно несовершеннолетних и молодежь, вовлекая их в свою преступную деятельность. Проблема предупреждения рецидивной преступности обсуждалась на заседании Совета Безопасности РФ, и в марте 2011 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который вступил в силу с 1 июля 2011 года.
В настоящее время отсутствует стройная система планирования мероприятий по предупреждению рецидивной преступности. Планируемые правоохранительными органами отдельные мероприятия включаются в квартальные, годовые планы и не носят комплексного характера. Между тем планирование мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, основанное на научном анализе оперативной (криминальной) обстановки, позволит правоохранительным органам, и в первую очередь органам внутренних дел (полиции) и исправительным учреждениям, наряду с решением повседневных текущих вопросов и частных задач последовательно, с перспективой на предстоящий период осуществлять предупредительную работу с судимыми.
Основные мероприятия по предупреждению рецидивной преступности должны быть сосредоточены в специальном разделе общерегионального плана по предупреждению правонарушений. На его основе штатные подразделения органов внутренних дел и исправительных учреждений составляют более детальные мероприятия, входящие в планы Министерства внутренних дел, уголовно-исполнительной системы по предупреждению рецидивной преступности, которые предусматривают преемственность в работе исправительных учреждений и органов внутренних дел (полиции), проведение специальных мероприятий, входящих в компетенцию этих органов, в том числе по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из исправительных учреждений (мест лишения свободы).
Оперативные службы правоохранительных органов конкретизируют мероприятия по предупреждению рецидивной преступности в годовых или перспективных планах своей работы.
Горрайорганы внутренних дел (полиции) и исправительные учреждения составляют квартальные планы, в которых одно из наиболее важных мест должны занять меры по предупреждению рецидивной преступности.
Зная прогноз поведения освобожденных из исправительных учреждений, сотрудники полиции, в первую очередь участковые уполномоченные, на территории обслуживания которых пребывают такие лица, составляют индивидуальные мероприятия, где предусматривают те или иные средства и методы профилактического воздействия на лиц, находящихся на учете и под административным надзором.
Особое место должны занять меры по бытовому и трудовому устройству освободившихся из мест лишения свободы.
В исправительных учреждениях организацией предупредительно-профилактических мероприятий занимаются оперативные аппараты, на которые в соответствии со статьей 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации возложены задачи по обеспечению личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений общественного порядка отбывания наказания.
Ключевые слова: рецидивная преступность, пенитенциарная преступность, планы мероприятий по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности, виды мероприятий по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности, содержание планов по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности.
NIKOLAY SEMYONO VICH ARTEMYEV, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: apu.kiopp@yandex.ru
PLANNING OF ACTIONS FOR PREVENTION OF RECURRENT (PENITENTIARY) CRIME
Abstract: in recent years the tendency to growth of recurrent crime in the country is noted, and its specific weight with the general to structure of crime exceeds 40 %. The public danger of recurrent crime is that recidivists seek to continue criminal activity and exert extremely negative impact on unstable persons, especially minor and youth, involving them in the criminal activity. The problem of prevention of recurrent crime was discussed at a meeting of Security Council of the Russian Federation, and in March, 2011 has been accepted by the State Duma and the Federal law "About Administrative Supervision of the Persons Released from Places of Detention" which has come into force since July 1, 2011 is approved by the Federation Council.
Now there is no harmonious system of planning of actions for prevention of recurrent crime. The separate actions planned by law enforcement agencies join in quarter, annual plans and have no complex character. Meanwhile, the planning of ac-
© Артемьев Н. С., 2017 © Artemyev N. S., 2017
tions for prevention of recurrent crime based on the scientific analysis of an operational (criminal) situation will allow law enforcement agencies, and first of all law-enforcement bodies (police) and correctional facilities, along with the solution of daily current questions and private tasks consistently, with prospect for the forthcoming period to carry out precautionary work with offenders.
The main actions for prevention of recurrent crime have to be concentrated in the special section of the common regional plan for prevention of offenses. On its basis regular divisions of law-enforcement bodies and correctional facilities make more detailed actions which are in the plans of the Ministry of Internal Affairs, the Department of Internal Affairs, penal correction system for prevention of recurrent crime which provide continuity in work of correctional facilities and law-enforcement bodies (police), holding the special events entering competence of these bodies, including for implementation of administrative supervision of the persons released from correctional facilities (places of detention).
Field services of law enforcement agencies concretize actions for prevention of recurrent crime in annual or long-term plans of the work.
Gorrayorgana of internal affairs (police) and correctional facilities make quarter plans in which have to occupy with one of the most important places measures for prevention of recurrent crime.
Knowing the forecast of behavior released from correctional facilities, police officers, first of all district police officers in the territory of whose service such persons stay, make individual actions where provide these or those means and methods of preventive impact on the persons who are on account and under administrative supervision.
Measures for the household and labor device released from places of detention have to hold a specific place.
In correctional facilities operational devices on which according to article 84 of the Penal Code of the Russian Federation tasks of ensuring personal security of convicts, personnel of correctional facilities and other persons, identification, prevention and disclosure of the crimes preparing and committed in correctional facilities and disorderly conduct of serving sentence are assigned are engaged in the organizer of precautionary and preventive actions.
Keywords: recurrent crime, penitentiary crime, the plans of measures according to prevention of recurrent (penitentiary) crime, types of actions for prevention of recurrent (penitentiary) crime, contents of plans for prevention of recurrent (penitentiary) crime.
Наиболее распространенным видом планов по предупреждению преступности в советское время были комплексные планы по профилактике правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отраслей народного хозяйства. Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно-отраслевой подход. Планы включали в себя мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений, в том числе преступлений, и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране такого планирования. Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло в целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью, в том числе с рецидивной [1].
Как свидетельствует практика планирования, мероприятия по предупреждению рецидивной преступности входят составной частью в общие планы органов внутренних дел (полиции), в основном в раздел «Мероприятия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». При этом даже при значительном удельном весе рецидивной преступности в общей структуре преступности (свыше 40 %) мероприятия по предупреждению
рецидивной преступности не находят достаточного отражения в их планах. Такое положение с практикой планирования мер по предупреждению рецидивной преступности, по нашему мнению, не обеспечивает преемственности в работе органов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений, не отвечает возрастающим требованиям в сфере предупреждения рецидивной преступности. Как отмечает Ю. К. Лукьянов, «успех предупреждения конкретными органами внутренних дел рецидивной преступности зависит от того, насколько эффективно организована работа служб и объединены их усилия. Это достигается посредством разработки и реализации планов работы служб, подразделений органов внутренних дел, в которые отдельным разделом включаются и мероприятия по борьбе с рецидивом преступлений» [2, с. 123].
Основные мероприятия по предупреждению рецидивной преступности должны быть сосредоточены в отдельном разделе общерегионального комплексного плана профилактики правонарушений. На его основе штабными подразделениями органов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений регионов должны составляться более детальные мероприятия, входящие в планы по предупреждению рецидивной преступности, которые предусматривают преемственность в работе органов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений, проведение специальных мероприятий, входящих в компетенцию вышеназванных правоохранительных органов.
Отраслевые службы органов внутренних дел и исправительных учреждений конкретизируют ме-
роприятия по предупреждению рецидивной преступности. Данные мероприятия могут разрабатываться как для разового, так и для многократного использования. Это так называемые планы-операции, предусматривающие комплекс предупредительных мероприятий, проводимых обычно под условными (кодовыми) наименованиями. Полиция, учреждения и органы, исполняющие наказания, составляют квартальные планы работы, в которых одно из наиболее важных мест должны занять меры по предупреждению рецидивной преступности.
Зная прогнозируемое поведение освобожденных из исправительных учреждений, сотрудники полиции, прежде всего участковые уполномоченные, на территории обслуживания которых пребывают такие лица, составляют индивидуальные планы, в которых предусматривают те или иные средства и методы предупредительно-профилактического воздействия в отношении конкретных лиц, находящихся на учете, в том числе под административным надзором.
Виды планируемых мероприятий по предупреждению рецидива могут быть следующие:
- входящие в планы социально-экономического развития и комплексные планы по профилактике правонарушений;
- входящие в годовые и перспективные планы управлений внутренних дел (полиции), исправительных учреждений и других правоохранительных органов;
- входящие в планы работы отраслевых служб управлений органов внутренних дел (полиции), исправительных учреждений, прокуратуры, юстиции и т. д.;
- входящие в планы работы службы горрайорга-нов внутренних дел (полиции) (участковых уполномоченных полиции, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, сотрудников оперативных аппаратов), а также соответствующих служб и подразделений уголовно-исполнительной системы;
- индивидуально-профилактические;
- предусматриваемые комплексными планами-операциями под условными (кодовыми) наименованиями;
- предусматриваемые дополнительными планами.
Таким образом, планирование органов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений по предупреждению рецидивной преступности способствует их активному и рациональному воздействию на управляемую среду, является основой ритмичной работы по предупреждению рецидивной преступности.
Весьма важным, по нашему мнению, является выбор правильной структуры плана, что позволяет предусмотреть основные вопросы, касающиеся
этой проблемы, а также облегчает их планирование и в конечном счете выполнение запланированных предупредительных мероприятий.
В областных, краевых и республиканских программах по профилактике правонарушений следует предусматривать специальный раздел по предупреждению рецидивной преступности, где целесообразно отразить следующие направления:
- создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- активизация деятельности соответствующих комиссий, особенно в вопросах контроля за деятельностью исправительных учреждений и предприятий, на которых работают осужденные лица, оказание им помощи;
- совершенствование работы государственных органов, администрации предприятий и строек по содействию лицам, освобожденным из исправительных учреждений, в их трудовом и бытовом устройстве (квотирование рабочих мест, открытие центров социальной реабилитации; оказание содействия в оформлении, получении необходимых документов отбывшим наказание в виде лишения свободы);
- издание методического пособия для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с рекомендациями по вопросам получения социальных, медицинских и образовательных услуг, трудоустройства, жилищного и пенсионного обеспечения;
- введение единого банка данных о лицах, отбывавших наказание в виде лишения свободы, с определением мер для их ресоциализаци; закрепление представителей общественности за ранее судимыми лицами, повышение образовательного и культурного уровня данных лиц;
- применение электронного контроля (с помощью электронного браслета, стационарного контроля, ночного устройства, мобильного контрольного устройства и др. [3]) как наказания в виде ограничения свободы для лиц, совершивших впервые преступления небольшой или средней тяжести, такие как кража (ч. 1 ст. 158), угон автомобиля или иного транспортного средства без цели хищения (ч. 1 ст. 166), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 199), и преступления, связанные с хранением и сбытом наркотиков (ч. 1 ст. 228, ст. 231 УК РФ), а также для лиц, склонных к рецидиву преступлений;
- предупреждение правонарушений (преступлений) со стороны освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно;
- совершенствование деятельности рабочих групп при межведомственных комиссиях по профилактике правонарушений муниципальных районных и городских округов по ресоциализа-ции лиц, освободившихся из мест лишении свободы;
- усиление профилактической работы с молодежью и особенно с подростками (предоставление несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет государственной услуги по организации временного трудоустройства в свободное от учебы время с целью профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков; оказание несовершеннолетним услуги по профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда; обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей; организация работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении);
- борьба с алкоголизмом и наркоманией (организация и проведение осмотра несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах в горрайорганах внутренних дел (полиции) на предмет потребления ими наркотических средств и психотропных веществ и оказание им в дальнейшем медицинской помощи);
- проведение обучения специалистов УФСИН России по вопросам профилактики социально опасных заболеваний, алкоголизма и наркомании у лиц, находящихся в местах лишения свободы, для их дальнейшей социальной адаптации после отбытия наказания в виде лишения свободы;
- разработка и распространение среди населения памяток (листовок) о порядке действия при совершении в отношении их правонарушений, а также о возможностях и порядке осуществления государственной защиты лиц, оказавших содействие в раскрытии и расследовании преступлений, и т. д.
В планах работы управлений внутренних дел (полиции) республик, краев, областей должны, по нашему мнению, отражаться следующие вопросы:
- изучение причин совершения преступлений рецидивистами и способствующих этому условий, а также разработка мер по их устранению;
- выявление и постановка на профилактические учеты ранее судимых лиц, обеспечение наблюдения за ними со стороны общественности;
- выявление ранее судимых лиц с целью постановки их на оперативно-профилактический учет;
- повышение эффективности контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в том числе с использованием электронного контроля за лицами, склонными к рецидиву;
- улучшение деловых контактов с различными комиссиями местных органов власти по содействию лицам, освободившимся из мест лишения свободы;
- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве ранее судимым лицам;
- обеспечение преемственности в работе аппаратов органов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений;
- организация индивидуально-профилактической работы с подростками, в отношении которых судом вынесено решение об отсрочке исполнения приговора.
С учетом указанных мероприятий отраслевые службы управлений внутренних дел (полиции) составляют более детальные мероприятия, которые, в частности, предусматривают:
- своевременное и полное выявление лиц, ранее совершивших преступления, в том числе подростков с отсрочкой исполнения приговора;
- постановку их на профилактический и иные учеты;
- обеспечение контроля и наблюдение за ними, в том числе с использованием средств электронного контроля за лицами, склонными к рецидиву;
- оказание освободившимся из мест лишения свободы помощи в трудоустройстве;
- предупреждение преступности и нарушений общественного порядка среди спецконтингента;
- взаимодействие различных служб полиции, исправительных учреждений по предупреждению рецидивной преступности и т. д.
На основе этих мероприятий и с учетом местных особенностей полиция, учреждения, исполняющие наказания, составляют свои планы работы, в которых наряду с другими вопросами предусматриваются и мероприятия по предупреждению рецидивной преступности.
Планирование индивидуально-профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц, ранее совершавших преступления, осуществляется, как правило, участковыми уполномоченными полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел (полиции), сотрудниками исправительных учреждений, инспекторским составом уголовно-исполнительных инспекций.
Индивидуальные планы, составляемые на основе глубокого изучения личности судимых, прогнозирования их поведения, позволяют более эффективно проводить предупредительно-профилактические мероприятия с целью недопущения рецидива преступлений. Такой план должен составляться после совершения определенным лицом первого преступления с одновременным заполнением на него информационно-профилактического дела, которое должно следовать в те подразделения органов внутренних дел (полиции), на территории обслуживания которых проживает это лицо, или в исправительное учреждение, где он будет отбывать наказание.
Как нам представляется, в планы работы участкового уполномоченного полиции в обязательном по-
рядке должны включаться следующие мероприятия: проведение индивидуально-профилактической беседы; закрепление шефа или наставника из числа лучших работников предприятий, учреждений или представителей общественности (внештатных сотрудников, членов ДНД и т. д.); организация контроля за поведением профилактируемого (посещение места жительства, места работы, наблюдение общественности и т. д.); принятие мер по привлечению данного лица к занятиям в школе, в учебном заведении, спортом; оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве освободивших из мест лишения свободы; заведение дел административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы и постоянный контроль за соблюдением надзорных ограничений [4].
Координирующая роль в планировании предупреждения рецидивной (пенитенциарной) преступности в исправительных учреждениях должна отводиться ее оперативным аппаратам, основными задачами которых в соответствии со ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, уклонившихся от отбывания наказания; содействие в выявлении преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. В плане работы оперативного аппарата исправительного учреждения обязательно предусматривается раздел по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности. В данном разделе планируются мероприятия по выявлению недостатков и упущений в деятельности сотрудников уголовно-
исполнительной системы, способствующих совершению преступлений, а также осужденных, склонных к совершению преступлений и замышляющих их. Для этого оперативные сотрудники должны предусматривать в планах: изучение и анализ актов, рапортов, справок, материалов служебных расследований, результатов инспектирования данных о совершенных преступлениях и правонарушениях, материалов об отказе в возбуждении уголовных дел и лицах, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности; материалов работы самодеятельных организаций осужденных; недостатков в организации труда, режима осужденных; воспитательной работы; писем, жалоб, заявлений граждан и осужденных, должностных лиц предприятий, учреждений; скрытых процессов, происходящих в среде осужденных; проведение опросов осведом-
ленных лиц и других оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [5], систематические осмотры жилых и производственных зон и объектов, расположенных в них.
Кроме изложенного в плане предусматривается:
- непосредственное проведение мероприятий по устранению условий, способствующих совершению преступлений, и оказание оперативно-предупредительного воздействия на лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, использование как гласных, так и негласных возможностей;
- постановка на оперативно-профилактический учет осужденных, замышляющих совершение преступлений;
- осуществление надежного контроля за ходом устранения условий, способствующих совершению преступлений, и реагированием осужденных на проводимые в отношении их индивидуально-профилактические мероприятия;
- мероприятия по выявлению, разобщению группировок осужденных отрицательной направленности, уточнению мотивов их создания и других характеризующих данных;
- выявление «авторитетов», «лидеров» осужденных, скрывающих истинные намерения, и принятие необходимых мер по их компроментации;
- установление лиц, формирующих и контролирующих «общаки», и проведение мероприятий по их изъятию;
- разоблачение лиц, злостно уклоняющихся от общественно полезного труда, привлечение их к ответственности;
- участие в подборе и изучении кандидатов в самодеятельные организации осужденных;
- проведение правовой пропаганды среди осужденных по разъяснению уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, Конституции России и других законодательных актов;
- проведение операций по задержанию лиц, доставляющих в жилые и производственные зоны для осужденных запрещенные предметы;
- выявление конфликтных ситуаций, возникающих в среде осужденных, а также их причин и принятие мер по их устранению и т. д.
Кроме оперативных аппаратов, которые должны являться координаторами организации планирования мер по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности, в исправительных учреждениях важная роль отводится и другим субъектам предупреждения рецидивной (пенитенциарной) преступности: отделам безопасности, отделам охраны, отделам воспитательной работы с осужденными, медицинской и психологической службам.
Таким образом, планирование предупреждения рецидивной (пенитенциарной) преступности, начи-
ная с комплексного плана профилактики правонарушений регионов до конкретного судимого, по нашему мнению, обеспечит в значительной степени преемственность в работе горрайорганов внутренних дел (полиции) и исправительных учреждений
по исправлению лиц, совершивших преступления, позволит заранее определить наиболее рациональные пути общего предупреждения рецидивной (пенитенциарной) преступности и индивидуально-профилактической работы с конкретными лицами.
- -
Библиографический список
1. Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 528 с.
2. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : учебник / Л. В. Баринова [и др.] ; под ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. М., 2000. 322 с.
3. Об утверждении перечня индивидуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденным к наказанию в виде ограничения свободы : постановление Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 14. Ст. 1663.
4. Артемьев Н. С., Панкратов В. А. Осуществление предупредительной функции административного надзора // Сб. тез. выступлений участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2014. С. 200-204.
5. Шумилов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». 7-е изд., доп. и перераб. М., 2007. 374 с.
Литература
1. Артемьев, Н. С. Осуществление предупредительной функции административного надзора [Текст] / Н. С. Артемьев, В. А. Панкратов // Сб. тез. выступлений участников Междунар. науч.-практ. конференции. - Рязань, 2014. - С. 200-204.
2. Криминология [Текст] : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юстицинформ, 2006. - 528 с.
3. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Текст] : учебник / Л. В. Баринова [и др.] ; под ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. - М. : Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. - 322 с.
References
1. Artem'ev N. S., Pankratov V. A. Implementation of precautionary function of administrative supervision. Sb. tez. vystuplenij uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii [Collection of theses of performances of participants of the International scientific and practical conference]. Ryazan, 2014, pp. 200-204. (In Russ.).
2. Kriminologija [Criminology]. Ed. by V. D. Malkov. 2nd edition processed and added. Moscow, Justicin-form Publ., 2006. 528 p. (In Russ.).
3. Organizacija dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju prestuplenij [Organization of activity of law-enforcement bodies for prevention of crimes]. Ed. by V. D. Malkov, A. F. Tokarev. Moscow, Izd-vo Akad. upravlenija MVD Rossii Publ., 2000. 322 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Артемьев Николай Семенович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: apu.kiopp@yandex.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Артемьев, Н. С. Планирование мероприятий по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности / Н. С. Артемьев // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 3. - С. 334-339.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Artemyev Nikolay Semyonovich - dsc in law, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, professor of criminology and the organization of prevention of crimes department of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: apu.kiopp@ yandex.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Artemyev N. S. Planirovanie meroprijatij po preduprezhdeniju recidivnoj (penitenciarnoj) prestupnosti [Planning of actions for prevention of recurrent (penitentiary) crime]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 3, pp. 334-339.