Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 21 (159).
Право. Вып. 20. С. 72-74.
И. В. Шестерикова-Каширина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В БОРЬБЕ С РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел Челябинской области в борьбе с рецидивной преступностью, анализируются основные методы предупреждения рецидивной преступности.
Ключевые слова: преступность, рецидив, предупреждение преступности.
Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в борьбе с рецидивной преступностью осуществляется в двух основных направлениях: предупреждение рецидивной преступности и ее профилактика, а также предотвращение и пресечение преступлений.
Предупреждение рецидива преступлений включает в себя: расследование преступлений и установление лиц, виновных в их совершении; исполнение уголовных наказаний; профилактическое воздействие на лиц, освобожденных от отбывания наказания.
Для организации целенаправленной криминологической и виктимологической профилактики в качестве мероприятий, обеспечивающих личную безопасность граждан, жизни или здоровью которых может быть нанесен ущерб, наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений предлагается1:
немедленно принимать меры к обеспечению безопасности лиц, на жизнь или здоровье которых готовится посягательство, предотвращать и пресекать малую подготовку: задерживать лиц, совершавших ранее подобные преступления, решать вопрос об их ответственности;
выявлять лиц, незаконно владеющих огнестрельным оружием или уклоняющихся от соответствующей регистрации, принимать меры по изъятию такого оружия и привлечению виновных к ответственности, проводить разъяснительную работу о необходимости добровольной сдачи незаконно хранящегося оружия;
выявлять лиц, страдающих психическими заболеваниями, склонных к агрессии и совершению насильственных действий, вносить в медицинские учреждения предложения по госпитализации таких лиц, организации за ними необходимого контроля.
Помимо рекомендуемых мер предлагается также проводить мероприятия виктимологиче-
ского характера в отношении наиболее уязвимых категорий населения.
Методами деятельности органов внутренних дел в борьбе с рецидивной преступностью являются: склонение лица к добровольному отказу от совершения преступлений; применение норм с двойной превенцией (привлечение к ответственности за хулиганство, истязания, угрозу убийством и др.); использование уголовнопроцессуальных мер, направленных на предупреждение рецидивных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия; оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений; обеспечение безопасности лица, в отношении которого совершается преступное посягательство; выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп; контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с действующим законодательством, за лицами, имеющими судимость; контроль за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора; осуществление контроля за соблюдением установленных правил обращения с оружием, за функционированием организаций, входящих в разрешительную систему; проведение мероприятий по предупреждению преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и собственность работников учреждений, исполняющих наказание; информирование горрайлин-органов на основе полученных оперативных данных о преступных намерениях либо устойчивой противоправной ориентации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений.
В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных групп) накопление и обработка информации осуществляются с помощью подсистемы
«Досье». Постановка лиц на криминалистический учет происходит исходя из важности информации для раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных, серийных преступлений.
В ГИАЦ МВД России на криминалистический учет берутся лица: имеющие устойчивую криминогенную ориентацию; совершившие особо опасные преступления; имеющие специфические признаки в характере и способе совершенного преступления: профессионализм исполнения, особая дерзость, особая жестокость, использование огнестрельного оружия и взрывных устройств и т. д. Основная информация собирается на уровне районных и городских органов внутренних дел в картотеках.
По замыслу законодателя, участковые уполномоченные милиции являются теми представителями органов внутренних дел, деятельность которых направлена на непосредственную работу с населением и максимальную эффективность предупреждения преступлений. Низкая эффективность упреждающих мер воздействия в отношении криминогенных категорий населения в значительной степени обусловлена недостатками в ведомственном нормативном регулировании этой деятельности.
Деятельность по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности должна содержать такие меры специфического характера, как:
раскрытие и расследование насильственных преступлений против собственности, а также розыск лиц, их совершивших;
оперативно-розыскные мероприятия по предотвращению и предупреждению насильственных преступлений против собственности;
виктимологическая профилактика насильственных преступлений против собственности.
Проблемы совершенствования деятельности органов дознания и следствия по предупреждению рецидива преступлений тесно связаны с качеством и полнотой расследования дел, по которым проходят ранее судимые лица. В этом контексте особую сложность представляет расследование преступлений, совершаемых организованными преступными группировками и сообществами2.
Для устранения противодействия раскрытию и расследованию преступлений правоохранительные органы могут проводить следующие мероприятия:
усиление воздействия на корыстно-насильственных рецидивистов с использованием оперативно-розыскных методов;
устранение нелегальных каналов связи между преступниками-рецидивистами, находящимися в местах лишения свободы, и лицами, склонными к совершению преступлений и находящимися на свободе;
проведение разъяснительной работы с населением, направленной на предупреждение виктим-ного поведения лиц;
устранение возможности физического и психического воздействия на потерпевших и свидетелей с целью изменения ими показаний по поводу преступления в пользу преступника-рецидивиста;
пресечение попыток вербовки и подкупа сотрудников органов внутренних дел, а также давления на членов их семей;
усиление контроля за симуляцией преступ-никами-рецидивистами психических заболеваний путем проведения их ежегодных психических освидетельствований в местах лишения свободы.
Особое место в профилактике рецидивной преступности отводится оперативным подразделениям, которые имеют в своем распоряжении необходимые для этого силы и средства, а также возможность осуществлять оперативнорозыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности». Необходимость проведения данных мероприятий обусловлена тем, что преступники-рецидивисты, имея преступный замысел продолжать свою деятельность, тщательно готовятся к совершению преступления, применяя при этом различные способы сокрытия своих намерений. Поэтому использование в профилактической работе оперативных аппаратов представляет большие потенциальные возможности для ее осуществления3.
Зачастую продолжением преступной деятельности осужденного за насильственные преступления против собственности является то, что он в период отбывания наказания не возмещает ущерб, причиненный потерпевшему. Рецидивисты корыстно-насильственной направленности изначально ориентированы на существование за счет средств, добытых криминальным путем.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что ведомственная нормативная база, регулирующая
вопросы борьбы с рецидивом преступлений, явно устарела4 и требует обновления.
Необходимо отметить, что на территории Челябинской области реализуется Программа профилактики правонарушений и усиления борьбы с преступностью на 2006-2008 гг.
В последние годы наряду с ростом преступности можно отметить и некоторую положительную динамику в работе органов внутренних дел Челябинской области. В частности, в 2006 г. наружными нарядами милиции было раскрыто около двух с половиной тысяч преступлений. А это на треть выше показателя 2005 г. Рецидивная преступность в области снизилась на 2,4 %, сократилась на 3,3 % доля тяжких преступлений, совершаемых на бытовой почве. Более чем на 8 % выросло число граждан, состоящих в общественных и иных организациях и участвующих в охране общественного порядка. Активную позицию в данном вопросе заняли города Аша, Златоуст, Миасс и Челябинск. Более того, в областном центре активно привлекаются к участию в поддержании общественного порядка на улицах сотрудники охранных структур и служб безопасности.
В рамках указанной Программы в 2007 г. за счет областного бюджета увеличилась численность службы участковых уполномоченных. В соответствии с Программой главам городов и районов указано на необходимость более тесного взаимодействия с местной милицией, дополнительного выделения штатных единиц участковых, инспекторов по делам несовершеннолетних, наружных служб за счет местного бюджета. Места массового скопления людей рекомендуется оборудовать средствами видеонаблюдения и «тревожными» кнопками.
Актуальной проблемой борьбы с преступностью является профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Сегодня на учете в соответствующих социальных органах состоит порядка трех с половиной тысяч семей, в которых родители злоупотребляют алкоголем, тунеядствуют, не занимаются воспитанием детей. В таких семьях растут около семи тысяч детей.
Одной из форм профилактики подростковой преступности является занятость несовершеннолетних, их трудоустройство. Для этого в органах внутренних дел вводятся дополнительные должности — «школьные инспекторы милиции». В их обязанность входит регулярное дежурство в школах. С помощью некоторых глав муниципальных образований численность школьных инспекторов достигла 38 сотрудников, и они уже внесли ощутимый вклад в предупреждение подростковой преступности: количество правонарушений в школах, где работают инспекторы, уменьшилось почти наполовину.
Примечания
1 Приказ МВД России «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности» от 6 августа 1993 г. № 390 // Справ. правовая система « КонсультантПлюс».
2 См.: Лавров, В. П. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений (проблемы теории и практики) // Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации : материалы науч.-практ. конф. (29-30 октября 1996 г., г. Руза). М., 1997. С. 95.
3 См.: Лукашов, В. А. Совершенствование оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1997. С. 23.
4 См.: Кобец, П. Н. Предупреждение рецидивной преступности в России / П. Н. Кобец, Д. В. Власов. М., 2006. С. 37.