Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования методов оперативно-розыскной деятельности в противодействии незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу'

Вопросы совершенствования методов оперативно-розыскной деятельности в противодействии незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олейник В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования методов оперативно-розыскной деятельности в противодействии незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу»

I 142 I_№ 1 (13) 2009 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Правоприменительная практика и прокурорский надзор

В.И. ОЛЕЙНИК,

начальник Управления Департамента по надзору за законностью ОРД Генеральной прокуратуры РК,

старший советник юстиции

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ И НАРКОБИЗНЕСУ

Складывающаяся ситуация в нашей стране, связанная с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом, остается сложной и нестабильной. Ежегодно сотни килограммов афганского опия и героина поступают практически во все регионы Казахстана и далее транзитом направляются в страны ближнего и дальнего зарубежья, часть наркотиков оседает у нас. Значительное количество каннабисной группы наркотиков или свыше 90% из числа всего количества потребляемых наркотиков поступают на внутренний рынок из Шуйской долины.

С учетом сохранившейся тенденции роста афганского наркотрафика, использования организованными преступными группами изощренных способов сокрытия наркотиков, наличие протяженных участков границы и другие факторы, требуют консолидации усилий в борьбе с этим злом не только правоохранительных органов, но и всего общества.

Наркомания имеет большой социальный аспект, так как она приобрела масштабы, имеющие общественную опасность. Это обусловлено, во-первых, массовостью употребления наркотических средств, во вторых, ростом преступности, связанной с наркоманией и в третьих, ростом инфекционных заболеваний.

Несмотря на организационные и практические меры правоохранительных органов и системы здравоохранения, а также усиления деятельности антинаркотических общественных организаций, наркоситуация не улучшается.

Огромный урон наносится и здоровью нации. Массовое пристрастие к наркотическим средствам неизбежно ведет к интеллектуальной, физической и социальной деградации граждан и общества в целом.

По состоянию на 1 января текущего года на учетах в медицинских учреждениях страны состояло свыше 54 тысяч лиц, злоупотребляющих наркотиками, из них около 5 тысяч женщин.

Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди подростков, несовершенно-

летних и молодежи. Только в истекшем году на учете состояло около 4 тысяч несовершеннолетних наркоманов, из них более 700 в возрасте до 14 лет. Фактически приведенные мною цифры в несколько раз больше, так как наркомания имеет скрытый характер.

Процесс заболевания наркоманией похож на цепную реакцию. Каждый наркоман в среднем за свою жизнь привлекает к потреблению наркотиков 15-16 человек. Употребление наркотиков увеличило и число венерических заболеваний, в том числе ВИЧ-инфицированных, поскольку главным способом передачи ВИЧ-инфекции является заражение игл, которыми пользуются наркоманы.

За последние два года, снято с учета в связи со смертью более 3,5 тысяч наркоманов, значительное их число умирает от передозировки.

В этой связи хочу подчеркнуть, что борьба с этим социальным злом не должна носить только декларативный характер, и показывающая лишь озабоченность масштабами незаконного оборота наркотических средств, обеспокоенность расширением использования территории государства для контрабанды и незаконного транзита наркотиков.

Нужны реальные меры и в первую очередь со стороны специализированных подразделений органов внутренних дел, на долю которых приходится более 90% из числа всех зарегистрированных правоохранительными органами страны преступлений данной категории.

Анализ состояния борьбы с наркоманией и наркобизнесом свидетельствует об имеющихся недостатках в деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел по противодействию наркопреступности, пресечению контрабанды наркотических средств и организации наркопритонов.

Одной из причин «вторичного оборота» наркотиков является допускаемые нарушения в деятельности правоохранительных и судебных органов по обеспечению порядка учета, хранения,

Правоприменительная практика и прокурорский надзор

ПЕЛ

передачи и уничтожения, хранящихся в качестве вещественных доказательств по уголовным делам и материалам. По состоянию на 1 января текущего года в камерах хранения в остатке находилось свыше 15 тонн наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота. Более 80% числятся за органами внутренних дел.

В этой связи принятие соответствующих изменений в уголовно-процессуальное законодательство, позволяющих при определенных условиях, уничтожать изъятые наркотики до вынесения судебного приговора (ст.223 УПК РК), является важным аспектом в профилактике «вторичного» оборота наркотиков.

Другой из имеющихся проблем в организации эффективного противодействия распространению наркотиков является вопрос борьбы с организованными формами преступности.

В сети наркобизнеса оказались втянутыми практически все города нашей республики, а это прямая угроза наркотизации населения.

Причиной низкой эффективности работы территориальных подразделений КБН МВД в этом направлении является слабое использование ими всех оперативных возможностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон «Об ОРД»), в том числе проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий.

Поскольку наркопреступления высоколатент-ны, их выявление и пресечение невозможно без осуществления оперативно-розыскной деятельности. ОРД является одной из наиболее эффективных инструментов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом. Проводимые оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) позволяют установить лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, выявить притоны, созданные для потребления этих средств, обнаружить хищения наркотиков и психотропных веществ и т.д.

Отдельные требования к проведению и документированию оперативно-розыскных мероприятий имеются в секретных ведомственных нормативных документах субъектов ОРД, однако они сформулированы излишне кратко и обобщенно, носят рекомендательный характер. Этим объясняется противоречивость практики, как проведения, так и фиксации ОРМ, неоднозначность их оценки следователем и судом, вплоть до признания их недопустимыми в качестве доказательств.

Контрольная закупка и осуществление оперативного контроля поставок или как принято на практике считать - оперативный закуп (статья 11 действующего Закона «Об ОРД») - являются одними из основных и наиболее распространенных оперативных мероприятий, так как факты сбыта наркотиков можно выявить и процессуально зафиксировать лишь при задержании с поличным, путем проведения ОРМ.

Хотелось бы сразу отметить, что в разработанном Генеральной прокуратурой совместно с субъектами ОРД проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оперативно-розыскной деятельности», который в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента страны впервые вводится понятийный аппарат, раскрывающий суть и значение оперативно-розыскной деятельности, виды мероприятий и их содержание.

На практике встречаются несколько вариантов последовательности действий, проводимых в рамках «контролируемых поставок» и «оперативных закупов».

Наиболее конструктивным по нашему мнению, является, такая организация расследования, которая сочетает проведение ОРМ и следственных действий, обеспечивает наиболее эффективное противодействие наркобизнесу, по своему содержанию адекватна изощренным уловкам преступников, является результатом согласованной позиции субъектов ОРД, следствия, прокуратуры, суда и не противоречит закону.

В организации борьбы с наркопреступностью в полной мере должна использоваться координирующая роль прокуратуры. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности способствует эффективному выполнению субъектами ОРД своих функций по выявлению, пресечению и раскрытию различного вида преступлений, в том числе незаконному обороту наркотиков, содействуя тем самым комплексному и активному осуществлению ими в полном объеме оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом «Об ОРД».

Существенное значение для нас, практических работников, имеют полномочия по наделению прокурора правом на прекращение своим постановлением оперативно-розыскных мероприятий, в случаях выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также

№ 1 (13) 2009 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

П44!

правом вынесения постановлений на проведение оперативно-розыскных мероприятий (статьи 25 и 10 ч.1 п. в-1 Закона «Об ОРД»). Положительные примеры такой деятельности имеются.

Безусловно, все оперативно-розыскные мероприятия имеют прямое отношение к конституционным правам граждан. Однако совершение лицом противоправного деяния является публичным актом, нарушающим конституционные права иных лиц, и обуславливает принятие уполномоченными органами законных мер по восстановлению нарушенных прав и свобод методами административного, уголовного и процессуального принуждения.

Органами прокуратуры принят ряд эффективных координирующих мер по усилению надзора, активизации деятельности правоохранительных и специальных органов в противодействии незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу.

Улучшилась эффективность противодействия специальных органов проникновению на территорию республики наркотиков из сопредельных государств, из незаконного оборота изъяты значительные объемы наркотиков, ликвидированы устойчивые транснациональные преступные сообщества и организованные ими наркоканалы.

Приведу несколько положительных примеров.

Комитетом национальной безопасности в ходе целенаправленной многоходовой операции «Тайфун» и проведения комплекса ОРМ, санкционированных Генеральной прокуратурой ликвидировано одно из крупнейших Центрально-Азиатских наркосообществ, наладившее устойчивые каналы переброски героина и опия из Центральной Азии в Россию.

Всего по результатам этой операции на территории Казахстана, России и Узбекистана изъято свыше 800 кг героина и 100 кг опия, возбуждено 24 уголовных дел, задержано 42 активных члена наркосообщества, в том числе ее лидер Махмуд-ходжаев Б.С.

В рамках усиления противодействия международному наркобизнесу Комитетом национальной безопасности проведена операция под условным наименованием «Восточное сафари», в результате которой пресечена деятельность крупного транснационального наркосообщества. Всего в ходе этой операции из незаконного оборота изъято более 70 кг опия и героина.

19 сентября 2008 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, санкционированных Генеральной прокуратурой при въезде в

г. Караганду на трассе «Алматы - Астана» задержаны автомашина «Аудио» и рейсовый автобус, из незаконного оборота изъято более 124 кг героина. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст.259 ч.3 УК РК, арестован активный член наркосообщества Кадыров Х.Б.

Профилактика контрабанды и иных преступлений, связанных с наркотиками - одна из важнейших задач правоохранительной деятельности. Работа правоохранительных органов по пресечению преступлений - традиционная и наиболее значимая по результатам форма реагирования на криминальную активность в обществе.

Хотелось бы привести ряд примеров успешной деятельности наших спецслужб по пресечению фактов контрабанды наркотиков.

Комитетом национальной безопасности в 2007 году были вскрыты и ликвидированы два международных канала контрабанды наркотического средства «кокаин» и психотропных веществ из Германии, Польши, Литвы и Беларуси через территорию Российской Федерации в Казахстан. Всего в ходе данной операции было изъято 550 грамм кокаина и 150 таблеток синтетического препарата «экстази».

В ходе проведения сотрудниками Комитета национальной безопасности в 2007-2008 годах многоходовой операции под кодовым наименованием «Темир тор», ликвидирована организованная преступная наркогруппировка, причастная к контрабандным поставкам наркотических средств из Кыргызстана и Узбекистана в Казахстан, а далее в Россию. Всего в рамках реализации данной операции из незаконного оборота было изъято 43 кг героина, задержаны и привлечены к уголовной ответственности лидер и 3 активных члена данной наркогруппировки.

В истекшем году в результате оперативно-розыскных мероприятий, санкционированных Генеральной прокуратурой, сотрудниками органов национальной безопасности выявлен и пресечен международный канал поставки афганского героина в КНР через страны Центральной Азии и ввоза кокаина через Таиланд, Камбоджу и Непал в КНР, часть которого впоследствии перебрасывалась на территорию Казахстана.

Говоря о достаточно высокой эффективности совместных операций, нельзя не отметить и проблемные вопросы, которые могут возникнуть на практике.

В законодательстве наших стран и существующих межгосударственных соглашениях нет достаточно четкого определения механиз-

Правоприменительная практика и прокурорский надзор

лжп

мов проведения подобных мероприятий, соответственно отсутствует четкий правовой статус оперативных работников и негласных помощников на территории зарубежного государства при их участии в операциях подобного рода. В этом плане гарантированные законом страны пребывания безопасность оперативных сотрудников и негласных помощников спецслужб других государств, их правовая и материальная защита, компенсация возможного ущерба здоровью, является необходимым условием эффективного взаимодействия в сфере борьбы с международным наркобизнесом.

Основой развития такого взаимодействия являются Минская и Кишиневская Конвенции, а также двухсторонние международные соглашения и договоры о правовой помощи и правовых отношениях, в том числе в сфере оперативно-розыскной деятельности, которые, безусловно, должны развиваться и совершенствоваться.

Малоэффективной остается правоприменительная практика по делам связанным с легализацией доходов, полученных от наркобизнеса.

Что необходимо для улучшения этой работы?

Некоторые предложения хотелось бы обозначить в данной статье.

Во-первых, это обеспечение дальнейшей активизации работы по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп и сообществ, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков, прежде всего располагающие международными и межрегиональными связями. При этом особое внимание должно быть уделено изобличению лидеров и организаторов наркоторговли, используя для этого в полной мере весь комплекс, предоставленных Законом «Об ОРД» форм и методов работы.

Во-вторых, разработка и реализация системы мер по подрыву экономической базы наркобизнеса, в том числе выявление механизмов и способов «отмывания» денег, изъятия ценностей и денежных средств у наркодельцов, конфискации их имущества.

В-третьих, требует совершенствования и выработки конкретных мер по противодействию нарастающему натиску нарковлияния на население, особенно молодежь. Создание в обществе благоприятной психологической атмосферы, посредством позитивной информационной среды. Это необходимо сделать с помощью пропаганды и популяризации в обществе объективных идей и принципов жизнедеятельности на основе при-

нятия Концепции по контролю за оборотом наркотиков и борьбы с наркотизацией в Казахстане.

Общими мерами могут стать:

- пропаганда здорового образа жизни;

- развитие законодательства в области контроля оборота наркотиков на основе совершенствования национальной правовой базы, введение особого режима контроля оборота наркотиков со странами СНГ и заключения двухсторонних межправительственных соглашений для обеспечения безопасности государства, нравственности, здоровья и прав граждан и др.;

- в целях улучшения профилактики наркомании, необходимо шире применять ответственность должностных и юридических лиц, владеющих местами отдыха и проведения досуга граждан, за непринятие мер по пресечению сбыта и потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в этих местах.

В-четвертых, с целью усиления противодействия контрабандному ввозу наркотиков в страну необходимо:

- разработать перечень государств, признаваемых «потенциальными» производителями и поставщиками наркотиков, с применением санкций экономического, транспортного и таможенного характера;

- увеличение времени стоянок транспортных средств на международных путях сообщения для тщательного досмотра на участках, наиболее вероятных, в наркотранзитном смысле.

В-пятых, улучшение международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом.

Наиболее эффективными формами такого сотрудничества являются:

- широкий обмен правоохранительными и специальными органами информацией о каналах поступления и транзита наркотиков, о лицах причастных к наркобизнесу;

- взаимодействие при проведении совместных операций «контролируемая поставка» (внутригосударственный и международный аспекты);

- использование мирового опыта в борьбе с наркопреступностью.

В-шестых, немаловажным аспектом в успешном противодействии наркомании - является укрепление материально-технической оснащенности подразделений правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, в том числе обеспечение этих органов техническими средствами обнаружения наркосодержащих веществ.

146 7 № 1 (13) 2009 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

В-седьмых, следует совершенствовать вопросы подготовки и переподготовки кадров.

В-восьмых, хорошее подспорье в организации борьбы с наркопреступностью и наркоманией -научный мониторинг наркоситуации. Программное обеспечение противодействия наркопреступности позволит:

- увеличить количество сотрудников, специализирующих на борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- улучшить техническое оснащение специали-

зированных подразделений правоохранительных и специальных органов вычислительной техникой, транспортом, оперативно-техническими средствами и др.

Безусловно, решение указанных задач, устранение отмеченных недостатков и нарушений, проблем организационно-кадровой политики, эффективное использование имеющихся сил и средств, могут дать положительные результаты в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом.

Использованная литература

1. Сулейменов А.Т. О масштабах криминального наркобизнеса / Экономика и право Казахстана, №21. - 2006. - С. 56-57.

2. Аманбаев А.М. Международное сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков: современное состояние и перспективы / Российский следователь, №8. - 2006. - С. 58-60.

3. Новик В.В. Современные вопросы доказывания наркопреступлений (ст.ст.228,228-1 УК РК) / Вестник криминалистики, выпуск 4(20). - 2006. - С. 69.

4. Григорян Н.В. Целевые операции и профилактика в борьбе с контрабандой наркотиков. Диссертационные исследования / Закон и право. - №11. - 2007. - С. 62.

5. Денисов Ю. Региональная программа борьбы с наркоманией / Законность. - №8. - 2008. - С.

8.

6. Гринько С.Д. Незаконный оборот наркотиков и меры борьбы с ним / Закон и право, №7. - 2005. - С. 1516.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Издание «Словарь юридических терминов и понятий действующего законодательства Республики Казахстан» на государственном и русском языках объемом 1000 страниц, включает в себя понятия (термины) и определения явлений, предметов и отношений, входящих в систему правового регулирования Республики Казахстан.

Может быть использован в научной и практической работе специалистами в различных областях деятельности. Рекомендуется преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, всем читателям, интересующимся вопросами юриспруденции.

Цена одного экземпляра - 4500 тенге.

По вопросам приобретения обращаться по адресу: г. Астана, ул. Орынбор, 8, Дом министерств, каб. В01, тел. 8 (7172) 74-10-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.