A.C. СМАН
ведущий научный сотрудник Института законодательства PK, кандидат юридических наук, доцент
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по Закону Республики Казахстан от 10 июля 1998 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими»
Основными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров являются:
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года;
2. Конвенция ООН от 20 декабря 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»;
3. Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.);
4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года);
5. Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года;
6. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года;
7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года;
8. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451 -I «О средствах массовой информации»;
9. Закон Республики Казахстан от 13 января 2004 года «О лекарственных средствах»;
10. Закон Республики Казахстан от 27 мая 2002 года N325-11 «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией»;
11. Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года N2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией»;
12. Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года №154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
13. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан N3 от 14 мая 1998 года «О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ»;
14. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2008 года №184 «Об утверждении государственной квоты на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры на 2008 год»;
15. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2007 года №960 «О нормах потребности Республики Казахстан в наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах на 2008 год»;
16. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2007 года №735 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»;
17. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 мая 2007 года №413 «Об утверждении Правил исключения из-под контроля лекарственных препаратов, содержащих малое количество наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, из которых указанные средства и вещества не могут быть извлечены легкодоступными способами, и списка указанных препаратов»;
18. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан»;
19. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 апреля 1995 г. N514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения, и их медико-социальной реабилитации»;
20. Положение «О Комитете по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан», утвержденное Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года №607;
21. Приказ Вице-министра внутренних дел Республики Казахстан - Председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 28 июня 2006 года №116 «Об утверждении Правил использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в ветеринарии»;
22. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2005 года №173 «Об утверждении Правил использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан»;
23. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года N446 «Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения»;
24. Приказ Председателя Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан от 22 ноября 2002 года N126 «Об утверждении Инструкции по утверждению нормативов потребления и обеспечения прекурсорами»;
25. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 февраля 2001 года №141 «Об утверждении Инструкции «О порядке выдачи разрешения на использование объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»;
26. Приказ Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 1998г. N259 «О порядке приобретения, хранения, использования, реализации, учета уничтожения наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ и прекурсоров, использующихся в медицинских целях».
Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества либо их аналогов, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций организма.
Ученые всего мира постоянно разрабатывают новые, самые эффективные, отвечающие современному уровню науки способы оказания помощи больным наркоманией. Отрабатываются новейшие методики лечения, проверяется действие лекарственных препаратов, включая даже производство операций с целью избавления человека от наркотической зависимости. Обобщается опыт мировой практики предупреждения наркомании с помощью объединения накопленных знаний в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, юриспруденции и т.д. Но не-
смотря на все усилия ученых и практиков, проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых злободневных, общественно опасных, остро стоящих перед человечеством, трудно разрешимых в обозримом будущем.
Международная система контроля над наркотиками основывается на принципе национального контроля в рамках юрисдикции отдельных государств и в соответствии с положениями международных договоров. Каждое государство-участник конкретного договора обязано принять соответствующее законодательство, осуществлять необходимые административные и правоохранительные меры и сотрудничать не только с другими государствами, но также с международными органами по контролю над наркотиками, созданными в соответствии с этими договорами. Всем другим государствам, не являющимся участниками соответствующего договора, предлагается принимать эти меры на временной основе до вступления его в силу для каждого из них.
Основными действующими международными договорами о контроле над наркотиками является Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая была принята в 1988 году.
Эти конвенции являются самыми последними среди множества многосторонних договоров. Они отражают усилия международного сообщества наций, направленные на развитие сотрудничества в борьбе против злоупотребления наркотиками, и включает также основную задачу всех предыдущих международных конвенций в этой области, а именно ограничить использование наркотиков чисто медицинскими и научными целями.
Цель этих конвенций заключается в обеспечении доступа к наркотическим средствам и психотропным веществам в медицинских и научных целях, ограничении их использования этими целями и борьбе с их незаконным оборотом, спросом и потреблением. Они представляют собой общие принципы, которые должны служить основой для других двусторонних и многосторонних официальных договоренностей и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы и условия для оказания помощи и проведения совместных действий в области контроля над наркотиками.
Главная цель Единой Конвенции 1961 года,
вступившей в силу в 1964 году, заключалась в том, чтобы подтвердить, кодифицировать, упростить, обновить и дополнить ранее заключенные договоры. Она ограничивает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование наркотических средств исключительно медицинскими и научными целями и направлена на борьбу с наркоманией, в связи с чем правительства обязаны предоставлять всевозможные средства для лечения, ухода и социальной реабилитации наркоманов. В ней наркотические средства подразделяются на 4 категории в соответствии с рисками неконтролируемого использования и вероятности злоупотребления. Для каждой категории предусмотрены меры контроля различной строгости.
В Протоколе 1972 года о поправках к Единой Конвенции 1961 года более четко определены и расширены функции контроля и проверки Международного комитета по контролю над наркотиками, дополнительно усилены меры по контролю, предусмотренные в 1961 году, включено обязательство для сторон представлять доклады о деятельности по незаконному обороту наркотиков в рамках их границ (включая производство, изготовление, переработку, использование и оборот) и уделено больше внимания лечению, образованию, восстановлению, реабилитации и социальной интеграции наркоманов.
Конвенция 1971 года возлагает на государства-участники обязательства осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами, которые являются предметом злоупотребления или могут стать предметом злоупотребления в будущем в ущерб общественному здоровью. К ним относятся депрессанты центральной нервной системы, стимуляторы и галлюциногены.
Конвенция 1988 года призвана содействовать развитию сотрудничества между государствами-участниками, с тем, чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющие международный характер.
Основным документом, регламентирующим все основные вопросы, связанные с наркотиками в Республике Казахстан, является Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их нгзакон-ному обороту и злоупотреблению ими» был принят 10 июля 1998 года. Данный Закон с учетом международных обязательств Республики Казахстан регулирует общественные отношения в сфере
оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, устанавливает ответственность и систему мер, направленных против их незаконного оборота и злоупотребления ими. А статьями 259-276 УК РК предусматриваются уже более конкретные, общественно опасные и наказуемые общественные отношения в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории Республики Казахстан, а также уголовная ответственность за их нарушение.
Уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и меры противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, является Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю над оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
При анализе текста данного закона необходимо обратить внимание, что закон изобилует нормами отсылочного характера, и тем самым он не в полной мере регулирует данные общественные отношения. Также особенностью данного закона является тот факт, что он нг регулирует основные вопросы, так как регулирование тех или иных конкретных общественных отношений предусматривается нормами иного законодательства страны. Это обстоятельство влияет на повышение коррупциогенности правовых норм.
Отмечая это, необходимо указать, что закон состоит из правовых норм, которые не обладают реальной юридической силой, так как их реализация осуществляется не нормами данного закона, а иными нормативными правовыми актами. Это в свою очередь порождает вопрос о необходимости действия такого закона.
В пункте 14 статьи 1 Закона дано понятие перевозки и пересылки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, под которыми следует понимать любые действия по перемещению в пределах Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров независимо от способа транспортировки и места их хранения.
Согласно постановлению №2 Пленума Верховного Суда РК от 30 апреля 1999 года «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ», незаконной перевозкой наркотических средств, психотропных веществ, а также прекурсоров в соответ-
ствии с пунктом 12 статьи 1 Закона являются любые умышленные действия по их физическому перемещению независимо от способа транспортировки в нарушении установленного порядка.
В связи с изменениями и дополнениями, внесенными 2 марта 2006 года в Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», некоторые пункты постановления Пленума Верховного Суда РК «О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 14 мая 1998 года идут в противоречие с положениями, содержащимися в Зако-нг. Поэтому необходимо некоторые пункты постановления привести в соответствие с Законом.
Перевозка может осуществляться как лицом, в незаконном ведении которого находятся наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, так и другими лицами по его поручению. Лицо, поручившее другим осуществить перевозку указанных средств и веществ, несет ответственность за организацию перевозки, а в случае осуществления перевозки через лиц, которые в соответствии с уголовным законом не подлежат уголовной ответственности (невменяемые, не достигшие возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо неосведомленные о характере груза), - как непосредственный исполнитель.
В судебной практике не сложился единообразный подход в оценке перевозки наркотиков по части 1 статьи 259 УК РК. Перевозку также следует отличать от переноски как частного случая хранения наркотических средств или психотропных веществ. Нельзя ее смешивать с пересылкой, так как в этом случае непосредственное перемещение наркотиков осуществляется средствами связи.
Некоторые ученые считают, что под переработкой наркотиков следует понимать превращение наркотикосодержащего сырья (растений, полуфабрикатов и т.п.) в готовые наркотические средства. Такое утверждение представляется не совсем точным, так как в случаях, когда наркотикосодержащее сырье не является наркотиками, этот процесс будет означать изготовление (например, из травы эфедры хвощевой, которая является прекурсором, получены кустарно приготовленные препараты, содержащие эфедрон).
Подпункт 9 статьи 1 Закона определяет:
«изготовление наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - все процессы, за исключением производства, при помощи которых
могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, а также превращение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в другие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры;».
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона, переработка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров представляет собой действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РК «О применении законодательства по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 14 мая 1998 года, незаконная переработка означает переделку или рафинирование (очистку от посторонних примесей) без соответствующего на то разрешения одного и того же вида наркотического средства или психотропного вещества в целях повышения его концентрации. Высушивание, измельчение, отделение некоторых частей и иное видоизменение одного и того же вида наркотикосодержащего растения незаконной переработкой не является (кроме случаев получения из него другого наркотического средства).
Исходя из определений и понятий «изготовление» и «переработка», содержащие в Законе, следует признать, что под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать совершенные в нарушение законодательства Республики Казахстан умышленные действия, направленные на получение из наркосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. При этом по смыслу закона как изготовление надлежит квалифицировать и производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, то есть действия, направленные на их серийное получение.
Под незаконной переработкой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать совершенные в нарушение законодательства Республики Казахстан умышлен-
ные действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой и жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.
При этом следует учитывать, что не каждое превращение (переделка или рафинирование) преследует цель извлечение наркотика с повышенной концентрацией. Поэтому цель является обязательным признаком переработки. Если переработка осуществлялась с иной целью, например, лицо переработало наркотики не в целях повышения концентрации, а в целях беспрепятственного пересечения таможенной границы, то есть наркотики уменьшили в объеме, чтобы облегчить их сокрытие, то данные действия не будут квалифицироваться как переработка наркотиков.
Таким образом, для отграничения изготовления от переработки следует устанавливать:
а) включено ли изготовленное средство или вещество в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
б) является ли оно таковым к использованию и потреблению;
в) какие наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры и в какой концентрации содержатся в препарате после его очистки от посторонних примесей либо после совершения действий, направленных на повышение в нем концентрации наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора.
Согласно подпункту 14 статьи 1 Закона, под перевозкой и пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать любые действия по перемещению в пределах Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения.
Одним из спорных вопросов является проблема отграничения незаконной перевозки наркотиков от незаконной пересылки. Незаконная перевозка наркотиков заключается в их перемещении из одного места в другое любым видом транспорта - наземным, подземным, водным, воздушным, независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых средств или веществ. Перевозка может осуществляться, как правило, специально для этого подобранными или привлеченными лицами, в том числе и так называемыми наркокурьерами, и преследует цель распространения наркотиков и расширения рынка их сбыта.
Под незаконной перевозкой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров следует понимать любые действия по перемещению в пределах Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения, но не непосредственно при обвиняемом.
Пересылка - это незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в виде почтовых, багажных отправлений, либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется без участия отправителя. Незаконная пересылка наркотиков заключается в их отправке из одного места в другое по почте или с багажом, с нарочным, а также путем использования животных, например собак или птиц (голубей). Перевозка или пересылка в пределах одного населенного пункта должна квалифицироваться как разновидность описанных выше деяний. Преступления эти могут совершать как сами изготовители, так и другие лица, действующие по просьбе приобретателей или изготовителей и знающие, что пересылают наркотики.
Статья 6 Закона предусматривает государственный контроль над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и меры противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими. В ней отмечена деятельность уполномоченных органов в этой сфере. В подпунктах 2), 6), 7) статьи 6 Закона предусмотрены отсылочные нормы, которые предусматриваются в законодательстве Республики Казахстан. По нашему мнению, в законодательстве отсутствует процедура принятия решений. Она должна содержаться в тексте закона.
Статья 8 Закона определяет государственные квоты. Изучение данной статьи показало, что нормами данного закона не регулируется административный порядок в области государственной квоты. Так, присутствует пробел в регулировании (пункты 2-4). Текст статьи недостаточно регулирует данный вопрос. Не ясно, как устанавливаются данные квоты, как оформляется заявка, список, норматив потребления, норматив обеспечения. Предполагается, что данные вопросы регулируются подзаконными нормативными правовыми актами характера. Также в тексте статьи имеются нормы отсылочного характера. Все это вместе взятое, а именно отсутствие прозрачных административных, конкурсных (аукционных) процедур может оказать определенное влияние на возможность совершения коррупционных действий или решений.
Пункт 3 статьи 9 Закона предусматривает, что регистрация наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, используемыгх в медицинских и научныгх целях, осуществляется в соответствии с положениями, применяемыгми ко всем лекарственныгм препаратам и установлен-ныгми нормативныгми правовыгми актами.
В данном пункте неясен механизм регистрации. Также отмечено, что она осуществляется в соответствии с положениями. Отсутствие механизма и уточняющего вида нормативного правового акта ведет к наличию пробела в регулировании.
Статья 10 Закона предусматривает производство, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Однако данная статья является по смыслу и содержанию отсылочной.
Статья 11 Закона устанавливает порядок упаковки изготовленных наркотических средств и психотропных веществ. Однако пункт 4 данной статьи указывает, что в случае нарушений условий, которыгм должныг соответствоватъ упаковка и надписи наркотических и психотропны х лекарственны х средств, наркотические средства и психотропныге вещества в соответствии с законодателъством Республики Казахстан изымаются.
Порядок изъятия должен быть предусмотрен в тексте Закона.
Пункты 2, 7, 8 статьи 12 Закона устанавливают законодательный порядок ввоза на территорию Республики Казахстан, вы воза с территории Республики Казахстан и транзита через территорию Республики Казахстан наркотических средств, психотропныгх веществ и прекурсоров. Нормами данной статьи не регулируются эти общественные отношения. Все вместе взятое оказывает влияние на наличие пробела в ходе исполнительно-распорядительной деятельности.
Предусмотренный в пункте 1 статьи 13 Закона порядок перевозки регулируется нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Необходимо отметить, что, согласно Закону РК «О нормативных правовых актах», количество и видов нормативных правовых актов значительно. В связи с этим необходимо законодательно уточнить нормы данного пункта.
Пункт 5 Закона отмечает запрет на пересы л-ку наркотических средств, психотропны х веществ и прекурсоров в почтовы х отправлениях, в том числе международныгх. Однако законодатель не установил основания ответственности, что ведет к наличию пробела в регулировании.
Статья 14 Закона, устанавливающая порядок хранения наркотических средств, психотропны х веществ и прекурсоров, определяет, что данная деятелъностъ устанавливается на основании лицензии. Отсутствие порядка и наличие ограничений, установленных в пункте 2 данной статьи, приводит к двойственному пониманию полномочий должностных лиц.
Вопросы реализации и распределения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, предусмотренных в пунктах 1, 2 статьи 15, в связи с отсутствием их прозрачности, административных, конкурсных процедур могут привести к свободе ведомственного нормотворчества и к широте исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц.
Пункты 1-6 статьи 16 Закона об использовании наркотических средств, психотропныгх веществ и прекурсоров в медицинских целях имеет отсыглочныге нормыг и не предусматривает порядок их исполъзования.
Статья 17 Закона об использовании наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в ветеринарии, состоящая из 2 пунктов, также устанавливает перечень, условия и порядок на основании иного законодательства Республики Казахстан, что осложняет применение на практике норм Закона.
Статья 20 Закона предусматривает, что органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разрешается использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают порядок приобретения и расхода, а также для специальной подготовки сотрудников и личного состава, осуществляющих борьбу с их незаконным оборотом и дрессировки служебных собак. Однако ссылка на законодательство РК, подзаконные нормативные правовые акты и отсутствие механизма реализации данной статьи порождает негативные процессы, что, как следствие, приводит к ущемлению прав и свобод человека.
В статье 21 Закона об уничтожении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров пункты 1, 2, 4 имеют нормы отсылочного характера. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в тексте закона механизм уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров не присутствует и зависит от исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц.
Статья 23 Закона не предусматривает порядок оборота прекурсоров, так как не установлен механизм, случаи, условия, ответственность и т.д. и, таким образом, носит декларативный характер.
В статьях 28, 29 Закона порядок контролируемой поставки, контрольной закупки определяется законодательством Республики Казахстан и международными договорами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Данная отсылочная норма указывает на отсутствие порядка и механизма их реализации.
Статьи 33, 37 Закона содержат отсылочные нормы. Их реализация осуществляется не на основании норм закона, а на основании иного законодательства РК.
Таким образом, анализ Закона Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» показывает, что текст закона изобилует нормами отсылочного характера. В связи с этим необходимость в доработке текста закона очевидна.
Анализ развития наркоситуации в Республике Казахстан за последнее десятилетие показывает явно негативную окраску в сторону ее обострения. Так, по данным официальной статистики только в 2006 году прирост лиц, состоящих на учете за потребление наркотических средств, по сравнению с 2005 годом составил 1903 человека, или 12,7% на 100 тыс. населения. Всего же на учете состояло 53 577 лиц, в том числе 4940 женщин и 4843 несовершеннолетних. Из этого количества в отношении 7210 человек возбуждены уголовные дела за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и 7140 человек осуждены по соответствующим статьям обвинения. Не изменилась обстановка и в 2007 году. На 1 января этого года на официальном учете органов здравоохранения состоит 54 411 потребителей наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Такое положение послужило основанием для того, чтобы борьба с наркоманией и наркобизнесом была признана в качестве одной из приоритетных задач государства. Учитывая значимость данного направления, перед органами судопроизводства возникает настоятельная необходимость выработки новых эффективных методов и средств, адекватных состоянию наркопреступности, в том числе и путем их выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия посредством сочетания оперативно-розыскной и уголовно-про-
цессуальной деятельности. Такой подход предполагает не только четкое знание самого закона и его неукоснительное исполнение на практике, но и глубокое понимание существа оперативно-розыскной деятельности, процесса, лежащего в его основе, знание закономерностей, по которым оно развивается. Поскольку содержание оперативно-розыскной деятельности составляют оперативно-розыскные мероприятия, от результативности которых зависят и результаты всей оперативно-розыскной деятельности в целом, их перечень строго регламентирован в ст. 11 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности». Учитывая, что преступления рассматриваемой категории в основном выявляются непроцессуальными способами, наиболее распространенными из них являются такие ОРМ, как опрос граждан, контрольная закупка и осуществление оперативного контроля поставок, проводимые в сочетании с внедрением модели поведения, имитирующей преступную деятельность, отбором проб и образцов для исследования и применением специальных технических средств. Однако несмотря на разнообразие предусмотренных законом ОРМ, практика показывает, что большинству уголовных дел, рассмотренных Судами Республики Казахстан, наибольший процент составляют связанные с контрольной закупкой. Изучение архивных уголовных дел в различных регионах Казахстана свидетельствует о том, что в республике сложилось два основных способа выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
1. Оперативное наблюдение за интересующим объектом, преследующее целью задержание покупателя наркотических средств и их изъятие, с последующим обыском мест возможного хранения и задержания лица, осуществляющего сбыт.
2. Использование лиц, изъявивших желание оказать содействие органу, осуществляющему ОРД помощь в выявлении сбытчиков наркотических средств, с последующей их контрольной закупкой. Осуществление оперативного контроля поставок наркотических средств.
Анализ указанных способов показывает, что наибольшей уязвимостью с точки зрения допустимости полученных доказательств, возможных злоупотреблений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и с позиций соблюдения государственных секретов (к каковым относятся и рассматриваемые действия) страдают два первых способа выявления сбытчиков наркотических средств.
Так, до 2001 года основным способом выявления сбытчиков наркотических средств являлись ОРМ, относящиеся к первой группе предложенной нами квалификации. При этом если покупатель соглашался оказать содействие органам, осуществляющим ОРД, то это расценивалось как смягчающее вину обстоятельство, но не освобождало его от наступления уголовной ответственности за фактически совершенное преступление. Если же в качестве покупателя выступал конфидент, то исключение последнего из процесса доказывания достигалось путем формального объявления его в розыск. Безусловно, такой подход являлся недопустимым, поскольку нарушался принцип неотвратимости наказания за совершение преступления.
С другой стороны, если бы конфидент был привлечен к уголовной ответственности, то в этом случае было бы налицо нарушение статьи 15 Закона «Об ОРД», запрещающей склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений, и это повлекло бы и одновременную ответственность должностного лица. В противном случае объяснить, например, наличие помеченных купюр в месте сбыта наркотических средств было бы невозможно.
Несостоятельность подобных методов заставила законодателя урегулировать сложившуюся ситуацию путем введения 16 марта 2001 года статьи 34-1 УК РК, исключающей преступность деяния сотрудников и конфидентов за правонарушения, если они совершаются в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиненный указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступления лиц не могло быть осуществлено иным способом. Основанием для такого решения послужило то, что лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, своими действиями не причиняют вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям и не создают угрозы причинения такого вреда. А поскольку эти действия направлены на защиту общественных интересов, а не во вред им, они могут расцениваться как допустимые с точки зре-
ния получения доказательственной информации. Следовательно, эти лица должны обладать иммунитетом от уголовного преследования. Такой подход соответствует и нормам международного права. В частности, ст. 26 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 года, г. Палермо, Италия) закрепляет рекомендации предоставления иммунитета от уголовногопреследования лицу; который сотрудничает в расследовании или уголовном преследовании за преступления, в соответствии с основополагающими принципами национального законодательства.
Указанная законодательная новелла вызвала к жизни другую оперативно-следственную ситуацию, основанную на положениях п. 2 ст. 13 Закона «Об ОРД», разрешающих с согласия граждан их использование в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и по контракту) с сохранением по их желанию конфиденциальности такого сотрудничества. В этой связи в уголовных делах появились заявления от граждан, которые якобы желают оказать содействие органам, осуществляющим ОРД в выявлении и пресечении преступной деятельности лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотических средств. Далее составляется протокол добровольной доставки денежных средств лицом, приобретающим наркотическое средство и протокол химической обработки и переписи номеров денежных средств и их вручения (в последнее время практикуется и вручение специальных технических средств дополнительной фиксации получаемой информации). После этого все разыгрывается по отработанному сценарию: приобретение наркотических средств, их изъятие, экспресс-анализ и обыск по месту сбыта.
Однако подобная практика не смогла снять проблему о допустимости проводимых мероприятий без фактического рассекречивания таких лиц, поскольку эти меры не освобождали их от участия в главном судебном разбирательстве. Неопределенность в этом вопросе, на что ранее, в 2004 году, указывал Ю. Гармаев, послужила причиной тому, что подобные действия нередко стали расцениваться судами как провокация, совершение которой вместо усиления доказательственного значения контрольной закупки лишь дискредитирует последнюю.
Статистические данные за 2007 год свидетельствуют о том, что преступность в западном регионе по сравнению с 2006 годом возросла на 3,5%. Если в 2006 году было зарегистрировано 914 пре-
ступлений, то в 2007 году - 946 преступлений.
Удельный вес зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, от общего количества зарегистрированных преступлений составил 19,3%, то есть каждое 5 зарегистрированное преступление. За 2007 год по западному региону было зарегистрировано 182 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (в 2006 году - 182 преступления), тем самым наблюдается стабилизация наркопреступлений. Из указанного количества зарегистрированных преступлений 163 выявлены органами внутренних дел на транспорте (89%), органами таможенного контроля - 18 (10%) и органами национальной безопасности - 1 (1%).
Наибольшее количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ приходится на Актюбинский транспортный регион (68 преступлений, или 37,3%), Кызылординский транспортный регион (42 преступления, или 23%) и Атырауский транспортный регион (26 преступлений, или 14,3%).
В структуре наркопреступности преобладают преступления, предусмотренные статьей 259 УК РК (незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ). По указанной статье Уголовного кодекса РК зарегистрировано 157 преступлений, а их удельный вес от общего количества зарегистрированных преступлений данной категории составил - 86,2%, остальные - 13,8% от числа зарегистрированных по данному виду преступлений приходятся на ст.ст. 250, 260-265 УК РК.
Наблюдается увеличение количества преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Если в 2006 году по частям 2, 3 и 4 статьи 259 УК РК было зарегистрировано 55 преступлений, то в 2007 году - 73 преступлений.
Снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным приобретением, перевозкой или хранением наркотиков без цели сбыта (ч.1 статьи 259 УК РК), с 108 преступлений в 2006 году до 84 преступлений в 2007 году.
Также в 2007 году по фактам сбыта наркотиков возбуждено 58 уголовных дел, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой и пересылкой наркотических средств, с целью сбыта (в 2006 году - 29 преступлений). Например, 3 марта 2007 года во время проведения оперативно-розыскных мероприятий в г. Актобе сотрудниками Западного ДВД на транспорте была
задержана группа лиц при сбыте наркотических средств. У них было изъято наркотическое средство героин, общим весом 29 360 граммов.
8 января 2007 года при стоянке пассажирского поезда №319 «Душанбе - Москва» на станции Ганюшкина в рабочем тамбуре вагона №17 было обнаружено наркотическое вещество героин общим весом 74,22 грамма. По данным фактам возбуждены уголовные дела по п. «б» ч. 4 ст. 259 УК РК. Все лица осуждены.
Следует отметить, что уровень наркопреступности (рост или снижение) напрямую зависит от эффективности деятельности органов внутренних дел, поскольку ими выявляется более 89% наркопреступлений.
Из складывающейся оперативной обстановки можно сделать вывод о том, что несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры перевозка через территорию Западного транспортного региона крупных партий наркотических средств из южных регионов республики продолжается. За рассматриваемый период органами уголовного преследования на транспорте выявлено 19 преступлений по контрабандному провозу наркотиков через границу, что на 5,2% больше показателя 2006 года (18 преступлений). Соответственно, увеличился объем изымаемых из незаконного оборота наркотиков, поступивших контрабандным путем.
Наиболее распространенным способом транспортировки наркотических средств является перемещение их в ручной клади, в одежде, в тайниках транспорта, а также путем сокрытия внутри товаров, перевозимых в грузовых железнодорожных вагонах. Так, 2 ноября 2007 года на таможенном посту «Темиржол» в ходе таможенного досмотра пассажирского поезда №5 сообщением «Ташкент - Москва» при внутреннем досмотре вагона №10 под рундуком обнаружено наркотическое средство героин весом 976 граммов. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 259, ч. 1 ст. 250 УК РК.
Несмотря на рост зарегистрированных фактов контрабанды, остается на прежнем уровне эффективность их выявляемости в приграничных регионах, территории которых зачастую используется для наркотрафика.
Допускаются факты пропуска грузов с наркотиками через государственную границу, что отрицательно сказывается на имидже нашего государства. Так, от правоохранительных органов Российской Федерации продолжает поступать информация о бездействии наших сотрудников
таможни. На территорию соседнего государства ввозятся наркотики, благополучно прошедшие таможенный контроль Казахстана. К примеру, 31 мая 2007 года сотрудниками таможни по Атыра-уской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 316 УК РК в отношении сотрудников ДТК по Атырауской области по факту халатного осуществления таможенного контроля международного пассажирского поезда №329 сообщением «Куляб - Москва». На таможенном посту ЖДПП «Аксарайский» Астраханской таможни Российской Федерации сотрудниками таможни при осуществлении таможенного контроля международного пассажирского поезда №329 сообщением «Куляб - Москва», был задержан гражданин Таджикистана Рахимов А.М., у которого в ручной клади было обнаружено и изъято наркотическое средство - героин.
Всего по региону за 2007 год по уголовным делам изъято 40 кг 666, 7528 г наркотических средств и психотропных веществ. В 2007 году отмечается снижение количества изъятых наркотических средств на 86,9% в сравнении с 2006 годом, когда было изъято 310 кг 476,2886 г наркотических средств и психотропных веществ.
В структуре изымаемых наркотиков в рассматриваемый период наибольший процент приходится на марихуану (65,3%, или 26 кг 562,3747 г). Из общего числа изъятых наркотиков на героин приходится 13 кг 185 г, гашиш - 1 кг 269 г и опий - 74,37 г.
Согласно данным, по заявлениям и сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 259, 260, 264 УК РК, отказано в возбуждении уголовных дел по 67 фактам против 61 за 2006 год. В основном наркопреступления совершаются на объектах железнодорожного транспорта (вокзалы, перроны) и непосредственно в пассажирских поездах. Так, в совершении преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой и пересылкой наркотических средств с целью сбыта, изобличено 134 лиц, из которых граждан Республики Казахстан - 18, граждан Узбекистана - 11, граждан РФ - 4 и граждан Таджикистана - 3.
Состояние незаконного оборота наркотиков в регионе, как и прежде, носит негативный характер, так как в нее оказываются втянутыми практически все слои населения, в том числе женщины. К примеру, в 2006 году выявлено 14 женщин, а в 2007 году - 4 женщины. Возрастной состав лиц, совершающих наркопреступления, колеблется от 18 до 59 лет, в большинстве это безработные.
За анализируемый период в суды различной юрисдикции были направлены 166 уголовных дел,
связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Органами уголовного преследования уничтожено 72 кг 386,90 г наркотических средств и психотропных веществ.
Отчасти выявляемости большого количества наркопреступлений способствовала активизация деятельности правоохранительных органов на транспорте по выявлению фактов незаконного оборота наркотиков, проведение операций по установлению и перекрытию каналов и путей перевозки наркотиков, отработка поездов силами специальных групп. Вместе с тем перечисленное не является показателем улучшения или хотя бы стабилизации наркоситуации в регионе, поскольку уровень потребления наркотических средств растет из года в год, несмотря на принимаемые меры.
Спектр применяемых правоохранительными органами организационных мер свидетельствует об их недостаточном уровне, отсутствии новаций и наступательности, тогда как преступный мир постоянно совершенствует свои методы. В частности, не изжита практика, когда правоохранительные органы ограничиваются выявлением незаконного хранения и перевозки наркотических средств. Обычно при задержании подозреваемые дают показания, что приобрели наркотические средства у неизвестного ему лица или нашли его на рынке, возле дома или на территории города. В дальнейшем, в ходе предварительного расследования установить лицо, сбывшее наркотик, практически не удается.
Не принимаются должные меры по выявлению путей наркотрафика, денежных средств и ценностей, добытых преступным путем, лидеров и членов организованных преступных группировок и т.д. Эти негативные явления в первую очередь, происходят из-за несогласованности действий правоохранительных органов на местах.
Исходя из этого, правоохранительными органами на транспорте поручена разработка действенных специальных плановых мероприятий, выполнение которых взято под постоянный контроль органами прокуратуры.
Состояние борьбы с незаконным оборотом наркотиков показывает, что, несмотря на меры, принимаемые по искоренению этого болезненного недуга, он принимает все более изощренные формы, появляются новые виды наркотических средств, оказывающих губительное воздействие на организм человека.
Отсылочные нормы к Закону Республики Казахстан от 10 июля 1998 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодей-
ствия их незаконному обороту и злоупотреблению ими»
1) Статья 1
3) наркотические средства - вещества синтетического или природного происхождения, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
См.: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (Нью-Йорк, 30 марта 1961 года), Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан».
5) норматив обеспечения наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами (далее - норматив обеспечения) - количество определенных наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, разрешенное юридическим лицам для реализации на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан».
6) оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан виды деятельности, связанные с культивированием, сбором и заготовкой наркотикосодержащих растений, разработкой, производством, переработкой, ввозом, вывозом, транзитом, перевозкой, пересылкой, приобретением, хранением, распределением, реализацией, использованием, уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан».
15) норматив потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее - норматив потребления) - количество определенных наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, необходимое для потребления конкретным юридическим лицам, заявленное в уполномоченный государственный орган в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан», Приказ Председателя Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции Республики Казахстан от 22 ноября 2002 года N126 «Об утверждении Инструкции по утверждению нормативов потребления и обеспечения прекурсорами».
21) культивирование растений, содержащих наркотические вещества, - посев и выращивание опийного мака и конопли (каннабиса), других наркотикосодержащих растений, включенных в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан в соответствии с международными конвенциями.
См.: Конвенция ООН от 20 декабря 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»; Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.); Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года).
22) сбор растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, - собирание дикорастущих или культивируемых наркотикосодержащих растений, включенных в Список в соответствии с международными конвенциями.
См.: Конвенция ООН от 20 декабря 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»; Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.); Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года).
31) прекурсоры - вещества, используемые при
производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан», Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
33) психотропные вещества - вещества синтетического или природного происхождения, включенные в Список наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан», Конвенция о психотропных веществах 1971 года.
34) уполномоченные органы - государственные органы, которые в пределах предоставленной им компетенции осуществляют государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года №607 «Положение о Комитете по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан».
2) Статья 2
В Таблицу I вносятся наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Республике Казахстан запрещен в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными Конвенциями ООН 1961, 1971 годов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 18, 19, 20 настоящего Закона.
В Таблицу II вносятся наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен и находится под строгим контролем в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными Конвенциями ООН 1961, 1971 годов.
В Таблицу III вносятся наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых находится под контролем в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными Конвенциями ООН 1961, 1971 годов.
В Таблицу IV вносятся прекурсоры, оборот которых находится под контролем в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международной Конвенцией ООН 1988 года.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан», Международные Конвенции ООН 1961, 1971 годов.
3) Статья 5
23) осуществляет в пределах своей компетенции привлечение инвестиций, технической помощи и контроль за их целевым использованием в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их нгзаконному обороту и злоупотреблению ими в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан».
4) Статья 6
Уполномоченные органы Республики Казахстан имеют право:
2) осуществлять проверки любых помещений, независимо от форм собственности, используемых для оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) выдавать предписания об устранении выявленных недостатков в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) приостанавливать производственную дея-
тельность юридических лиц и структурных подразделений при нарушении требований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан», Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года №607 «Положение о Комитете по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан», Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 февраля 2001 года №141 «Об утверждении Инструкции «О порядке выдачи разрешения на использование объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».
5) Статья 7
Работникам, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам, необходимы заключения врачей психиатра и нарколога об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди них лиц, признанных непригодными к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
См.: Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 февраля 2001 года №141 «Об утверждении Инструкции «О порядке выдачи разрешения на использование объектов и помещений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»
6) Статья 8
1. Государственная квота на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, включенные в Список, определяемый Правительством Республики Казахстан расчет потребности, в пределах которой осуществляется их оборот юридическими лицами, имеющими лицензии в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
2. Государственная квота утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан. Государственная квота содержит в себе количество определенных наркотических средств, пси-
хотропных веществ и прекурсоров, заявленное юридическими лицами на следующий календарный год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Юридические лица представляют заявки в уполномоченные органы на утверждение норматива потребления на следующий календарный год в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Юридические лица, осуществляющие переработку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров либо производство препаратов или лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и (или) прекурсоры, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2008 года №184 «Об утверждении государственной квоты на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры на 2008 год», Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2007 года №735 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».
7) Статья 9
2. Разработка новых наркотических и психотропных лекарственных препаратов осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. Доклинические и клинические испытания новых потенциальных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для использования в медицинских и научных целях осуществляются в специализированных лечебно-профилактических учреждениях (организациях) и научно-исследовательских институтах в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Регистрация наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, используемых в медицинских и научных целях, осуществляется в соответствии с положениями, применяемыми ко всем лекарственным препаратам, и установленными нормативными правовыми актами.
См.: Закон Республики Казахстан от 13 января 2004 года №522-11 «О лекарственных средствах».
8) Статья 11
1. Маркировка потребительской упаковки должна быть единой для каждой серии наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, и должна соответствовать требованиям, установленным законода-
тельством Республики Казахстан о лекарственных средствах.
4. В случае нарушений условий, которым должны соответствовать упаковка и надписи наркотических и психотропных лекарственных средств, наркотические средства и психотропные вещества в соответствии с законодательством Республики Казахстан изымаются.
См.: Закон Республики Казахстан от 13 января 2004 года №522-11 «О лекарственных средствах».
9) Статья 12
2. Ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при пересечении государственной и таможенной границ осуществляются при предъявлении лицензии и соответствующего документа в сфере подтверждения соответствия, выдаваемого в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7. Транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров через территорию Республики Казахстан осуществляется юридическими лицами на основании разрешения, выданного уполномоченным государственным органом в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона.
Условия осуществления транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
8. В случае нарушения требований, установленных настоящей статьей, наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры подлежат конфискации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Порядок дальнейшего использования или уничтожения конфискованных наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: ст. 6, 212, 213, 214 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года №401-11, ст. 50 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
10) Статья 14
Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в специально оборудованных помещениях на основании лицензии на этот вид деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
См.: Приказ Комитета здравоохранения Ми-
нистерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 1998г. N259 «О порядке приобретения, хранения, использования, реализации, учета уничтожения наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ и прекурсоров, использующихся в медицинских целях».
11) Статья 15
Реализация и распределение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, при наличии лицензии, выдаваемой на эти виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года №1693 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Казахстан».
12) Статья 16
3. Применение в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
5. Право применения лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, внесенных в Список, распространяется на санитарный транспорт гражданского назначения. Незаконная реализация указанного права на других видах транспорта гражданского назначения влечет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
6. Разрешение на их применение и порядок учета устанавливаются уполномоченным государственным органом в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров по согласованию с уполномоченным органом в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Приказ Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 1998 г. №259 «О порядке приобретения, хранения, использования, реализации, учета уничтожения наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ и прекурсоров, использующихся в медицинских целях».
13) Статья 17
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, использу-
емых в ветеринарии, а также для отлова животных, устанавливается Правительством Республики Казахстан.
См.: Приказ вице-министра внутренних дел Республики Казахстан - Председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 28 июня 2006 года №116 «Об утверждении Правил использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в ветеринарии».
14) Статья 20
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разрешается использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают порядок приобретения и расхода, а также для специальной подготовки сотрудников и личного состава, осуществляющих борьбу с их незаконным оборотом, и дрессировки служебных собак.
См.: Приказ вице-министра внутренних дел Республики Казахстан - Председателя Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 28 июня 2006 года №116 «Об утверждении Правил использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в ветеринарии».
15) Статья 21
1. Наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры и средства растительного происхождения, содержащие наркотические средства, а также инструменты и оборудование, дальнейшее использование которых в обороте признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, определенном нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
2. Уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров может осуществляться в случаях, когда:
3) конфискованные, обнаруженные и изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры не представляют медицинской, научной или иной ценности и не могут быть переработаны, а равно в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
4. Нарушение требований пункта 3 настоящей статьи влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
См.: Приказ Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохра-
нения Республики Казахстан от 11 июня 1998 г. N259 «О порядке приобретения, хранения, использования, реализации, учета уничтожения наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ и прекурсоров, использующихся в медицинских целях», Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс Республики Казахстан.
16) Статья 23
1. Разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан, транзит через территорию Республики Казахстан прекурсоров, внесенных в Список, регулируются настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Казахстан о прекурсорах, а также инструментах и оборудовании, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ.
4. В случаях, когда имеются доказательства, что одно из веществ, внесенных в Список, предназначено для использования в целях незаконного изготовления наркотического средства или психотропного вещества, на прекурсоры незамедлительно накладывается арест до принятия решения судом о его дальнейшем использовании в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Таможенный кодекс Республики Казахстан, Уголовный кодекс Республики Казахстан, Приказ Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 1998 г. N259 «О порядке приобретения, хранения, использования, реализации, учета уничтожения наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ и прекурсоров, использующихся в медицинских целях».
17) Статья 24
3. Нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
См.: ст. 321 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
18) Статья 25
Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими осуществляется на основе соответствующих государственных программ, утверждаемых Президентом Республики Казахстан.
См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2004 года N411 «О Программе борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2004-2005 годы».
19) Статья 26
Легализация доходов: сокрытие или искажение источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств или иного имущества, либо прав на имущество, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, а равно использование таких денежных средств или иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономичес-ксй деятельностью; размещение финансовых средств, добытых от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров в банках, на предприятиях и в других структурах, независимо от форм собственности, или приобретение за такие средства оборудования для производства и других нужд, или использование таких средств и имущества с целью продолжения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, влечет за собой ответственность юридических и физических лиц в соответствии с законами Республики Казахстан.
См.: ст. 193 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
20) Статья 27
1. Досмотр транспортного средства, груза, находящегося в нем, личных вещей водителя и пассажиров может быть осуществлен уполномоченными на то должностными лицами государственных органов (подразделений государственных органов) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. В случае необоснованного досмотра транспорта, находящегося в нем груза, водителя и пассажиров, а также необоснованной доставки указанных лиц и транспорта в правоохранительные органы такие лица имеют право на возмещение в полном объеме причиненного им материального и морального ущерба в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См.: ст. 627 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
21) Статья 28
3. Порядок проведения контролируемой поставки определяется законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
См.: Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года №154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности».
22) Статья 29
2. Порядок проведения контрольной закупки определяется нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
См.: Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года №154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности».
23) Статья 30
1. В случае установления сведений о фактах незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров в организации, предоставляющей услуги в местах массового пребывания граждан, по решению суда такая организация подлежит ликвидации, а виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. В случае установления факта осуществления юридическим лицом финансовой операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
3. Государственные органы, уполномоченные осуществлять противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, вправе предъявлять в суд иск о ликвидации юридического лица в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
См.: Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года, Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
24) Статья 31
1. Наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, находящиеся в незаконном обороте, вещества, инструменты и оборудование, которые используются для их незаконного изготовления, а также имущество и финансовые средства, используемые для незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров либо доходы, полученные в результате их незаконного оборота, подлежат конфискации и обращению в доход государства в установленном законом порядке.
2. Использованные в незаконном обороте наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, а также вещества, инструменты и оборудование для их изготовления, подлежащие конфискации, дальнейшее применение
которых в законном обороте признано нецелесообразным по решению суда, подлежат уничтожению в установленном законом порядке.
См.: Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года, Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.
25) Статья 32
4. Порядок выявления и постановки на учет лиц, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, определяется нормативными правовыми актами уполномоченных органов, регулирующих вопросы здравоохранения, внутренних дел, иных уполномоченных органов Республики Казахстан.
См.: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 апреля 1995 г. N514 «Вопросы принудительного лечения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения, и их медико-социальной реабилитации»
26) Статья 33
2.Порядок проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования определяется нормативными правовыми актами уполномоченных органов Республики Казахстан.
См.: Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года N446 «Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения».
27) Статья 34
Вопросы принудительного лечения лиц, больных наркоманией, токсикоманией, уклоняющихся от добровольного лечения, порядок признания лица больным наркоманией или токсикоманией и основания для его направления на лечение в специализированное лечебно-профилактическое учреждение, основание и порядок прекращения принудительного лечения, учет больных наркоманией и токсикоманией и порядок проведения поддерживающего лечения регламентируются законодательством Республики Казахстан.
См.: Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года N2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией».
28) Статья 35
1. Медико-санитарная помощь больным наркоманией, токсикоманией включает в себя профилактику наркологических расстройств, обследование граждан, диагностику нарушений, лечение, уход, медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих наркологическими расстройствами,
и осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Медико-санитарная помощь больным наркоманией, токсикоманией оказывается при добровольном обращении лица за медицинской помощью в наркологическое учреждение. Несовершеннолетнему, а также лицу, признанному в установленном законодательством порядке недееспособным, наркологическая помощь оказывается с согласия их родителей, усыновителей или опекунов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
4. Больные наркоманией или токсикоманией, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежат принудительному лечению в специализированных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
5. Лицам, больным наркоманией или токсикоманией, совершившим преступления, медико-санитарная помощь оказывается на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
См.: Закон Республики Казахстан от 27 мая 2002 года N325-11 «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией», Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года N2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией».
29) Статья 36
2. Порядок выдачи лицензии на деятельность по оказанию медико-санитарной помощи больным наркоманией, токсикоманией устанавливается законодательством Республики Казахстан.
См.: Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 11 января 2007 года.
30) Статья 38
Ответственность за нарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров устанавливается законами Республики Казахстан.
См.: Уголовный Кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Анализ положений Закона РК «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» выполнен по заказу ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан»