Актуальные проблемы истории государства и права
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ МВД РОССИИ
А.В. Морозов,
подполковник полиции, заместитель начальника отдела по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом синтетических наркотиков и выявления подпольных
лабораторий ГУУР МВД России
Аннотация. Статья посвящена оценке существующего информационно-аналитического обеспечения и системе оценки деятельности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков территориальных подразделений уголовного розыска МВД России.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, органы внутренних дел, уголовный розыск, анализ, информационное обеспечение, базы данных, оценка деятельности
ABOUT SOME QUESTIONS OF INFORMATION AND ANALYTICAL PROVIDING AND THE ASSESSMENT OF ACTIVITY
OF DIVISIONS ON FIGHT AGAINST ILLICIT TRAFFICK OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.V. Morozov,
police lieutenant colonel, deputy head of the department for combating crimes related to the traffick of synthetic drugs and the identification of clandestine laboratories GUUR Russian Ministry of Internal Affairs
Annotation. The article is devoted to assessment of existing information and analytical support and the system of evaluation of subdivisions on fight against drug traffick territorial units of the criminal investigation Department of the MVD Russia.
Keywords: illicit drug traffick, bodies of internal Affairs, criminal investigation, analysis, information support, the database, evaluation activity
В свете реформирования системы органов внутренних дел, в том числе территориальных органов внутренних дел МВД России на районном уровне, возрастает актуальность организации оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) полиции и ее структурных подразделений, в том числе по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков (далее БНОН). Существенное влияние на эффективность такой работы оказывают вопросы информационно-аналитического обеспечения и оценки правоохранительной деятельности подразделений по БНОН.
Проведенное в этой сфере исследование говорит о множестве недостатков информационно-аналитического обеспечения ОРД ТО МВД России на
районном уровне. Так, только 4% респондентов сообщили о хорошем уровне такого обеспечения, при этом 15% отметили его как неудовлетворительный.
Основными причинами опрошенные называют недостаточную техническую оснащенность - 41%, отсутствие возможности использовать базы ФСКН - 33%, отсутствие специализированных баз данных - 11%.
Состояние аналитической работы только 3% опрошенных оценили как хорошее.
Вопросам анализа оперативной обстановки на территории обслуживания ОВД уделяется постоянное внимание, неслучайно все итоговые справочно-аналитические материалы имеют не только статистические сведения, но и процентные соотношения
Актуальные проблемы истории государства и права
одних показателей с другими, сравнение одного подразделения или службы с другим, сравнение с аналогичным периодом прошлого года (АППГ).
Анализ оперативной обстановки по линии БНОН в основном проводит начальник ОУР (37% опрошенных), также начальник подразделения БНОН, если оно есть в штате (33% опрошенных) и начальник полиции органа (30%).
Анализ в ОВД проводится как комплексно по всем направлениям возможного осложнения оперативной обстановки (33% опрошенных), так и узко с определенной целью (52%), например, о распространении амфетамина, его возросшем качестве, снижении цен на него на территории обслуживания, что позволит констатировать о деятельности подпольной нарколаборатории.
Как показало проведенное исследование, в основном в практике анализируются следующие показатели:
• количество выявленных накопреступлений: из них сбытов, из них тяжких и особо тяжких;
• количество нераскрытых преступлений;
• количество раскрытых преступлений: из них группы, ОПГ, контрабанда, притоны, культивирование;
• количество привлеченных к уголовной ответственности лиц: из них арестованных, из них несовершеннолетних;
• количество изъятых наркотиков, в том числе по видам, по выявленным преступлениям;
• количество изъятых наркотиков по раскрытым преступлениям.
Существующий анализ основных показателей по таким критериям нельзя назвать верным. Так, основным критерием является процент прироста выявленных преступлений от показателя прошлого года, однако, он формируется, в том числе из преступлений, уголовные дела по которым (часто до 40%) возбуждены в отношении неустановленных сбытчиков, в том числе по административным правонарушениям и передозировкам наркотическими средствами. Как показало проведенное исследование, эти показатели нельзя анализировать как результат хорошей или плохой работы, он не отражает динамику наркоситуации. Процент раскрытия преступлений отражает эффективность работы следственных и оперативных подразделений, но также не характеризует изменение наркорынка.
Предлагаю анализировать наркоситуацию по некоторым другими показателям. Эффективность проводимой работы в регионе, в том числе в области профилактики, можно оценивать по состоянию
пораженности наркотрафиком (зона интенсивного наркотрафика). Это количество передозировок от употребления наркотиков, в том числе со смертельным исходом, количество лиц, находящихся в наркодиспансере на учете с диагнозом «наркомания».
Также из учетов необходимо убирать показатель нераскрытых преступлений, так как он сильно завышает как количество выявленных преступлений, так и показатель количества преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Для объективности картины нами предлагается вести учет выявленных фактов изготовления и производства наркотиков, в том числе в условиях подпольной нарколаборатории. Возможно оценивать наркоситуацию и по количеству административных правонарушений, связанных с наркотиками, в регионе.
Кроме того, как показало проведенное исследование, количественные показатели изъятых наркотиков часто не соответствуют реальным цифрам. Так, при изъятиях нескольких упаковок с наркотиками или их разных видов, при проведении исследования эксперту нет необходимости проводить идентификацию и взвешивать все объекты, поэтому он готовит справку о наличии наркотика в том объеме, которого достаточно для возбуждения уголовного дела. Остальные объекты он исследует при назначении экспертизы. В итоге в статистические показатели по выявленным преступлениям попадет только небольшой вес не всего изъятого вещества, а только части. Также допускаются ошибки в статистических карточках при переводе миллиграммов в граммы и килограммы.
Еще труднее бывает разобраться с показателем изъятых наркотиков по раскрытым преступлениям, так как такие сведения попадают в статистику после направления дела в суд, причем временной интервал момента самого изъятия может достигать и года, что также не отражает объективности обстановки.
Для исключения неправильности такого анализа целесообразно в ТО МВД России на районном уровне и выше вести собственные учеты не только фактов изъятий наркотиков, но и их количественные и качественные характеристики.
Интересный анализ, по нашему мнению, проводится на основе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации1.
Анализ складывающейся обстановки проводится раз в полугодие региональными подразделениями БНОН на основании Указания заместителя Министра внутренних дел РФ2. В данном материале предусмотрены и географические и социальные аспекты.
Актуальные проблемы истории государства и права
Как показало проведенное исследование, хороший результат достигается при осуществлении ежесуточного сбора оперативных сведений о всех фактах незаконного оборота наркотиков сотрудниками ТО МВД России на районном уровне. Сведения обобщаются и докладываются руководству еженедельно, ежемесячно и ежеквартально. О наиболее резонансных преступлениях осуществляется доклад в центры оперативного реагирования МВД по субъекту3, а также в УОД ОВД ОБНОН ГУУР МВД России.
Для своевременного реагирования целесообразно ежемесячно анализировать, обобщать и докладывать руководству полученные статистические данные из региональных информационных центров. Так, например, начальником УМВД России «Королевское» (Московская область) на основе изучения и анализа представленных начальником ОБНОН ОУР сведений о снижении основных оперативных показателей работы УМВД по результатам января и февраля 2012 года принято решение о проведении в течение 4 дней оперативно-профилактической операции «НОН» с задействованием в операции всех служб и подразделений органа. В результате по итогам 1 квартала удалось достигнуть стабилизации и впоследствии выйти на положительную динамику в работе.
На основе полученных данных готовятся оперативные совещания, коллегии, заслушивания, направляются указания и обзоры о результатах оперативно-розыскной деятельности.
Изученные данные позволяют нам предложить еще один вид аналитического исследования, который можно было бы проводить территориальным подразделениям БНОН МВД России в целях повышения эффективности организации оперативно-розыскной деятельности. Это анализ рассмотренных дел в суде по линии БНОН. Такая работа стала бы возможной при тесном взаимодействии отделов государственного обвинения городских и районных прокуратур. Причем изучать приговоры необходимо не только по результатам работы ОВД, но и территориальных подразделений ФСКН и СК России.
Такой анализ, показывая конечный результат проведенного труда оперативных сотрудников и следователей, позволит обобщать полученный положительный опыт в проведении конкретных мероприятий, изучить новые ранее не применявшиеся методы. Кроме того, анализ судебной практики укажет на имеющиеся просчеты в ОРД, позволит устранить допускаемые при проведении оперативно-розыскных мероприятий ошибки, учесть в будущем рекомендации прокурорских работников и
мнение суда в процессе сбора доказательственной базы преступлений.
Анализ неразрывно связан с информационным обеспечением организации ОРД ТО МВД России на районном уровне в сфере БНОН. Как показала практика, в настоящее время оно находится на ненадлежащем уровне.
Так, до создания ФСКН во всех подразделениях БНОН МВД России, в том числе на районном уровне, велась автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) СТРАС «Наркобизнес», реализованная за счет программного продукта МВД - «Флинт». Система сосредотачивала в себе различные массивы информации: факт, фигурант, иностранец, наркотик, цепочки и др. Вся информация стекалась в центральный аппарат МВД. По обычному запросу по телефону оперативный сотрудник мог установить полные данные фигуранта, ранее привлекавшегося за любое правонарушение с наркотиками, мог проверить по имеющимся учетам задержанного, установить все факты изъятий наркотиков на определенную дату или в определенном регионе, независимо от решения по материалу (отказано в возбуждении, административный материал, уголовное дело), выдать сведения аналитического характера, в том числе о количестве изъятого наркотика определенного вида и т.п. Возможности базы ограничивались только опытом оператора и производительностью компьютера.
К сожалению, в настоящее время не только не осталось компьютеров, оснащенных данной базой, но и не осталось специалистов, умеющих работать с ней. Данная база сохранилась и успешно ведется только сотрудниками 18 отдела УОД ОВД ОБНОН МВД России.
Возрождение такого информационного массива позволило бы значительно упростить работу многих оперативных подразделений БНОН. И работа в этом направлении уже ведется. Так, МВД России выделило 50 млн. рублей на разработку новейшей информационной системы для подразделений БНОН. Она предполагает не только связь с базами данных таможни и наркоконтроля, но и отслеживание потока данных в Интернете, включая поиск по фотографиям, голосу и определение маршрутов наркотрафика. Заказчиком опытной конструкторской работы выступает производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД. Эта разработка под наименованием «Модернизация Наркобизнес», позволит сформировать максимально полную и актуальную картину о состоянии безопасности государства, позволяющую отслеживать негативные тенденции и делать прогнозы развития криминоген-
Актуальные проблемы истории государства и права
ной обстановки, должна стать основным элементом централизованной базы данных, которая позволит существенно повысить эффективность борьбы с наркобизнесом4.
Хорошие возможности для информационного обеспечения, как уже отмечалось выше, имеются у подразделений оперативно-розыскной информации, ЭКЦ, ГИАЦ, ГИБДД, ГУТ.
На практике идеальным решением для повышения эффективности организации оперативно-розыскной деятельности уголовного розыска стало бы объединение всех этих учетов в одну базу с возможностью оперативного предоставления информации. Положительно сказалось бы присоединение к ней имеющихся учетов ФСКН. Так, в ходе анкетирования 7% опрошенных заявили, что причиной недостаточного уровня информационного обеспечения является отсутствие возможности использовать базы ФСКН. Неслучайно вопросу создания нового межведомственного детализированного учета фактов незаконного оборота наркотиков и лиц, причастных к ним, уделялось внимание на совместном заседании коллегий МВД и ФСКН России 24 октября 2012г.5
Неплохим подспорьем в работе, в том числе в целях сбора доказательств по фактам контрабанды наркотиков, стала бы информационно-аналитическая база пограничного контроля, в которую могли бы попадать сведения электронного характера виде фотографий, копий документов всех лиц, пересекающих границу России и Союзного государства, а также фотографии используемого автотранспорта.
На сегодняшний день в Российской Федерации в специализированных медицинских учреждениях официально зарегистрировано более 655 тысяч наркопотребителей, или почти 458 человек на 100 тыс. населения. Реальное же количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, по разным оценкам, варьируется от 2,5 до 5 млн. человек, а иногда экспертами озвучивается цифра - 8 млн. человек. Вызывает обеспокоенность ситуация с уровнем наркозависимости среди детей и подростков. За последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до уровня 11-12 лет, а это - совсем дети, учащиеся 5-6 классов. По данным социологических опросов, около 40% школьников знают, где и как приобрести наркотики. В России специализированными учреждениями здравоохранения зарегистрировано более 135 тысяч детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами.
Наркомания наиболее распространена в среде лиц, не имеющих определенных занятий, а, следо-
вательно, постоянного источника доходов. Это значительно осложняет криминогенную обстановку в стране. По экспертным оценкам до 70% преступлений корыстно-насильственного и корыстного характера в стране прямо или косвенно связано с наркотиками.
За последние пять лет количество преступлений, совершённых в состоянии наркотического опьянения, включая тяжкие и особо тяжкие, увеличилось более чем на 55%.
Так, в 2012 году раскрыто 25 772 преступлений, совершённых в состоянии наркотического опьянения, что больше на 36,4% по сравнению с прошлым годом (18891), выявлено 21 244 лица, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, произошло увеличение на 39,4% (15 237). В связи с этим необходимо отметить, что далеко не всегда лица, совершившие, например, грабежи и разбои, освидетельствуются на предмет потребления наркотиков, так что вполне можно предположить, что приведенные цифры существенно выше за счет латентности6.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N° 394 утвержден перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. Сведения о наличии у лица наркомании необходимы также при ограничениях для поступления в некоторые государственные ВУЗы, для получения водительского удостоверения, для разрешения на травматическое и охотничье огнестрельное оружие, при призыве на военную службу. Такие сведения необходимы для организации профилактической работы сотрудниками ПДН и УУП, социально-реабилитационной работы соответствующих государственных служб, организации лечения в наркологических диспансерах, проведения мониторинга наркоситуации в регионе.
Говоря об этих проблемах, возникает вопрос об информационно-аналитических учетах таких лиц. Постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 закреплена возможность создания таких межведомственных учетов в ФСКН7, однако до настоящего времени инструкция по ее функционированию, а также сама база не созданы, не разработан технический порядок ее пополнения.
Предлагается законодательно закрепить обязательную постановку на учет и возможность помещения данных о лице, больном наркоманией, в единую электронную базу данных во исполнение ст. 45 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (запрет определенных видов
Актуальные проблемы истории государства и права
трудовой деятельности для больных наркоманией). Массив должен формироваться за счет имеющихся профилактических учетов наркодиспансеров, приемных отделений больниц, станций скорой помощи, дежурных частей горрайорганов ГУ МВД и отделов УФСКН, учетов ИЦ и ОРИ путем заполнения специальных учетных форм-карточек за подписью должностного лица - руководителя.
Помимо помощи в оперативно-розыскной деятельности и раскрытии преступлений использование данных такого учета позволит упорядочить проверку лиц, поступающих на работу в государственные и правоохранительные органы, для получения допуска для работы с наркотическими и сильнодействующими лекарственными препаратами, получения разрешения на деятельность, связанную с источником повышенной опасности, медицинскую, педагогическую деятельность, сферу питания, для получения разрешения на оружие, частную детективную и охранную деятельность, для получения медицинских книжек, водительских удостоверений, разрешений на работу, выдачи кредита, для административного надзора и наблюдения за курсом реабилитации и т.д.
Аналогичная база должна быть в отношении административных правонарушений. Такой информационный массив позволит своевременно выявлять наркопотребителей, вести учет лиц, неоднократно привлеченных к административной ответственности, а также контролировать их поведение при исполнении ими судебного решения в части прохождения лечения и комплексной реабилитации. Результаты административной практики служат доказательственной базой по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 232 УК РФ. В настоящее время базы данных об административных правонарушениях формируются в структуре МВД России информационными центрами субъектов Российской Федерации8, к сожалению, пока такой массив не имеет общероссийского характера и не содержит информации ФСКН.
Хорошие информационно-аналитические возможности в сфере организации ОРД имеются у подразделений оперативно-розыскной информации (центры, отделы, отделения). Как показало проведенное исследование, на этом направлении имеются большие перспективы для повышения эффективности путем создания новых информационно-аналитических баз данных. Так, в Московской области совместным решением оперативного совещания ГУВД и УФСКН по области в 2009 году9 была поставлена задача по созданию на базе ЦОРИ ГУВД совместной базы данных «Наркопритон». В раз-
витие данного решения совместным приказом ведомств в 2010 году определен порядок насыщения и использования данной базы. Ее использование позволило проводить анализ видов наркопритонов, пораженность таким преступным проявлением регионов, отслеживать повторяющиеся факты административных правонарушений в таких местах, возбуждать уголовные дела по совместным материалам ГУВД и УФСКН, вести учет организаторов и содержателей притонов.
Как уже отмечалось выше, в целях развития данного направления на основе изученных материалов нами предлагается создать на базе подразделений оперативно-розыскной информации автоматизированные информационно-аналитические учеты «Нарколаборатория» по фактам изготовления и производства наркотиков, в том числе в условиях подпольных лабораторий, разработчиков новых методов и новых формул наркотиков.
Совместно с ФТС, ФСКН и ФСБ России возможно создавать аналогичные базы в отношении контрабандистов и межрегиональных наркотрафикантов.
На базе подразделений БСТМ по материалам проводимого мониторинга сети Интернет предлагается вести учет лиц, занимающихся распространением и рекламой наркотиков и их прекурсоров посредством Интернета. На базе ЭКЦ вести учет дактокарт пальцев рук всех задерживаемых по линии БНОН.
Говоря об аналитической работе нельзя не остановиться и на системе оценки результатов оперативно-служебной деятельности ТО МВД России на районном уровне.
Критерии оценки в последние годы неоднократно реформировались, в настоящее время они регламентированы специальной Инструкцией10, в которой одним из важных критериев являются факты изъятия крупных партий наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (п. 4.3.2.), также одним из показателей является количество предварительно расследованных (раскрытых) преступлений (из числа выявленных территориальным органом МВД России), связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции (п. 2.9.).
Однако, в ходе исследования 52% опрошенных заявили, что действующая система оценки соответствует современным условиям лишь частично, а 48% - что система оценки вообще ей не соответ-свует.
Так, постоянные нарекания руководителей ОВД связаны с отсутствием показателя раскрытия пре-
Актуальные проблемы истории государства и права
ступлений, совершенных специальным субъектом, также, в случаях если расследование уголовного дела, возбужденного по оперативным материалам ОВД, проведено ФСКН, в зачет выявившему подразделению оно не идет.
Для выработки предложений по совершенствованию оценки деятельности ТО МВД России на районном уровне в сфере борьбы с НОН можно было бы изучить имеющийся положительный опыт других правоохранительных органов.
Интересная система оценки, на наш взгляд, существует у сотрудников территориальных подразделений ФСКН. Система основана на умножении постоянного специального коэффициента каждого отдела ФСКН, который зависит от его штатной численности, на количество рейтинговых показателей ФСКН каждого вида. Это такие показатели, как общее количество раскрытых преступлений, количество преступлений в группе, в орг.группе, контрабанда, легализация, притоны, преступления, совершенные специальным субъектом и другие. По каждому виду показатели сравниваются с подобными, достигнутыми другими подразделениями ФСКН, определяя среди них место. В итоге оценивается работа по количеству высоких мест и низких (лучшее и худшее подразделение).
Кроме того, ФСКН оценивает работу своих сотрудников по количеству фактов изъятий наркотических средств по классификации УНП ООН и общему весу изъятых наркотиков. Например, изъятие амфетамина более 100 грамм - 10 фактов с общим весом 3,5 кг. Ошибочным, на наш взгляд, является в этой системе выделение крупных изъятий героина в отдельную категорию, принижая тем самым негативное значение других наркотиков, притом что такое наркотическое средство, как например, 3-ме-тилфентанил в десятки раз опаснее героина.
На наш взгляд, некоторые основы такой системы оценки заслуживают внимания. Правильно сравнивать показатели подразделений в зависимости от количества личного состава, так как большие отделы нельзя было бы сравнить с малочисленными. Количество изъятых и не дошедших до потребителя наркотиков является хорошим результатом работы. Раскрытие преступления в составе группы и организованной группы говорит о профессионализме оперативных сотрудников. Выявленные факты контрабанды могут свидетельствовать о перекрытии международного канала поставки наркотиков в Россию.
Изучение материалов дает возможность предложить свои дополнительные критерии оценки, которые могут быть использованы для системы кон-
троля работы подразделений БНОН на районном уровне. Так, большую общественную опасность имеют факты изготовления и производства наркотиков в условиях нарколаборатории, а также масштабного культивирования наркосодержащих растений. Важно выделять количество тяжких и особо тяжких преступлений из всех раскрытых. Помимо общего количества раскрытых преступлений можно учесть и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за операции с наркотиками. А показатели ФСКН, связанные с сильнодействующими веществами (ст. 234 УК РФ), легализацией наркодоходов (ст. 174.1 УК РФ), количеством привлеченных к ответственности специальных субъектов, не настолько важны, чтобы к ним постоянно стремиться и по ним анализировать и оценивать результаты борьбы с наркобизнесом.
Практика показывает, что часто работу подразделений БНОН на районном уровне также оценивают сотрудники прокуратуры на межведомственных совещаниях правоохранительных органов11, где обычно рассматриваются количественные показатели выявленных, раскрытых, нераскрытых наркопреступлений, а также по отдельным видам (притоны, контрабанда, организованные группы, сбыт и др.), в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, причем эти показатели сравниваются еще и с показателями подразделений ФСКН. Так, в своем выступлении заместитель Генерального прокурора РФ Гринь В.Я. сообщает: «как показал анализ, по-прежнему наибольшее количество выявленных преступлений приходится на органы внутренних дел. В частности, если их сотрудниками за 9 месяцев 2012 года выявлено 105 тысяч наркопреступлений, то органами наркоконтроля - почти вполовину меньше: около 62 тысяч. При этом не может насторожить тот факт, что если динамика выявляемо-сти преступлений указанной категории в органах внутренних дел имеет тенденцию к увеличению на 5 процентов, то у ФСКН России этот показатель уменьшился на 4 процента»12.
На наш взгляд, это не совсем верно, так как организационно-штатное построение территориальных подразделений ФСКН отличается от ОВД, количество сотрудников никогда не совпадает, внутриведомственные критерии оценки работы абсолютно разные.
Сравнение показателей с аналогичным периодом прошлого года всегда ставит руководителя ТО МВД России на районном уровне в ситуацию, никак не связанную с борьбой с наркопреступностью. Так, с одной стороны, подразделение любым путем должно постоянно догонять прошлогодний количе-
Актуальные проблемы истории государства и права
ственный показатель, например, путем возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных сбытчиков, фальсификацией учетных карточек информационных центров, увеличением количества преступлений, связанных с хранением и приобретением наркотиков, т.е. приводя к «палочной» системе. Качественная составляющая сводится в основном к выявлению и пресечению незначительных преступлений. В то время как установление всей цепочки криминальных связей, выводящих на масштабные преступные группировки по сбыту наркотиков, чаще всего находится вне сферы деятельности органов внутренних дел13. С другой стороны, понимая, что в следующем году им придется догонять показатель этого года, руководители подразделений БНОН сознательно сдерживают активность своих сотрудников и прекращают на время борьбу с наркобизнесом.
Сравнение показателей с аналогичным периодом прошлого года из всех оценочных систем необходимо убирать, об этом высказался 41% опрошенных респондентов. Вместо этого показатель сравнивать с аналогичным показателем подобного по характеристикам региона. Показатели выявляе-мости ОВД наркопреступлений можно сравнивать с показателями отделов ФСКН, обслуживающих данную территорию, с учетом штатной численности сотрудников. Кроме того, в итоговую отчетность, как уже говорилось выше, не должны входить количественные показатели нераскрытых преступлений.
Проведенное нами исследование показало, что 18% респондентов считают необходимым при оценке результатов работы принимать во внимание существенные региональные особенности состояния криминальной обстановки, особенности природ-но-географического положения и социально-экономических факторов, влияющих на организацию и осуществление правоохранительной деятельности, ресурсную обеспеченность органов внутренних дел, состояние кадрового корпуса, его профессиональную подготовку и выучку, способность и готовность на должном уровне выполнять соответствующие правоохранительные задачи и функции, соблюдая требования законов, иных нормативных актов, а также общественное мнение о деятельности ТО МВД России на районном уровне в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изучение, которого направлено на установление общей оценки населения о деятельности органов внутренних дел, качество и эффективность принимаемых ими мер по противодействию преступным и другим антиобщественным посягательствам на права, свободы, личные и иму-
щественные интересы граждан, а также на определение степени доверия населения.
Результаты изучения общественного мнения на районном уровне наиболее объективно отражают отношение населения к тому, как органы внутренних дел выполняют возложенные на них задачи и функции и являются важнейшим источником информации, служащим основанием для всесторонней оценки их деятельности.
Хотелось бы, чтобы предложенные в статье решения смогли найти свое отражение в практике нелегкого противостояния наркобизнесу сотрудниками полиции.
1 См.: постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации».
2 См.: Указание заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции И.В. Алешина от 18.10.2011 года №1/8993.
3 См.: Приказ МВД России от 8.10.2012г. № 920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД России и порядке представления оперативной информации».
4 См.: «Полиция заказала разработку уникальной системы по поиску наркоторогвцев». Газета «Известия» от 17.04.2013.
5 См.: П. 3.2. решения совместного заседания коллегий ФСКН России и МВД России от 30 января 2013 г. «О состоянии работы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», утвержденного совместным приказом ФСКН и МВД РФ от 30 января 2013 г. № 29дсп/56дсп.
6 См.: Обзор о состоянии наркоситуации в Российской Федерации и результатах деятельности органов внутренних дел по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту за 2012 год. Подготовлен ГУУР МВД России. Апрель 2013 года.
7 См.: постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».
8 См.: «О повышении эффективности взаимодействия правоохранительных органов при выявлении и пресечении административных правонарушений, а также профилактике потребления наркотиков как составной части правового механизма побуждения к отказу от потребления наркотиков». С.П. Яковлев -руководитель Следственного Департамента ФСКН России. Сборник ФСКН России. № 5(59) 2012. С. 37.
Актуальные проблемы истории государства и права
9 См.: Решение совместного оперативного совещания ГУВД по Московской области и УФСКН России по Московской области № ОС-8/1р ДСП/7дсп от 18.12.2009 «Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и мерах по совершенствованию данного направления в оперативно-служебной деятельности».
10 См.: Инструкцию по оценке деятельности Управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, утверждена приказом МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации».
11 См.: П.2 ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
12 См.: Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриня. Сборник ФСКН России. № 5(59) 2012. С. 26.
13 См.: Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриня. Сборник ФСКН России № 5(59) 2012. С. 27.
Литература
1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.// «О наркотических средствах и психотропных веществах».
3. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации».
4. Выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.Я. Гриня. Сборник ФСКН России № 5(59) 2012.
5. Указание заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции И.В. Алешина от 18 октября 2011 г. № 1/8993.
6. Приказ МВД России от 8 октября 2012 г. № 920дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД России и порядке представления оперативной информации».
7. Инструкция по оценке деятельности Управ -лений на транспорте Министерства внутренних дел
Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации; утверждена приказом МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации».
8. Газета «Известия» от 17.04.2013. Статья «Полиция заказала разработку уникальной системы по поиску наркоторогвцев».
9. Решение совместного заседания коллегий ФСКН России и МВД России от 30 января 2013 г. «О состоянии работы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», утвержденное совместным приказом ФСКН и МВД РФ от 30 января 2013 г. № 29дсп/56дсп.
10. Об утверждении Положения о порядке формирования и использования единой базы данных по химическому составу значительных изъятий наркотических средств и психотропных веществ и коллекции изображений и описаний отличительных признаков упаковок наркотических средств и психотропных веществ. Межведомственный приказ от 27 декабря 2012 г. утвержден ФСКН, МВД, ФСБ и ФТС № 535/1143/679/2664.
11. Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических розыскных учетов, оперативно-криминалистических коллекций и карточек органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 19 июля 2007 г. № 612 дсп.
12. Решение совместного оперативного совещания ГУВД по Московской области и УФСКН России по Московской области № ОС-8/1р ДСП/7дсп от 18 декабря 2009 г. «Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и мерах по совершенствованию данного направления в оперативно-служебной деятельно сти».