Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ'

ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаева Елена Дмитриевна

Рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия в процессе профессиональной подготовки архитекторов. Выявлены и перечислены проблемы, которые не позволяют осознать глубину понимания ценностей культурного наследия. Приведен пример метода «ситуационного обучения» - ежегодная образовательно-конкурсная программа «АРХ-ИДЕЯ» на базе Уральского государственного архитектурно-художественного университета им. Н.С. Алферова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF THE CONSERVATION OF THE CULTURAL HERITAGE IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE ARCHITECTS

The article deals with the issues of the conservation of the cultural heritage in the process of the professional training of the architects. There are revealed and enumerated the issues that do not allow to realize the depth of the comprehension of the values of the cultural heritage. There is given the example of the method “case-based learning” - the annual educational competitive programme “ARCH-IDEA” on the basis of Ural State University of Architecture and Art.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ»

Е.Д. БАЗАЕВА Екатеринбург

ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРОВ

Рассматриваются вопросы сохранения культурного наследия в процессе профессиональной подготовки архитекторов. Выявлены и перечислены проблемы, которые не позволяют осознать глубину понимания ценностей культурного наследия. Приведен пример метода «ситуационного обучения» - ежегодная образовательно-конкурсная программа «АРХ-ИДЕЯ» на базе Уральского государственного архитектурно-художественного университета им. Н.С. Алферова.

Ключевые слова: архитектурная деятельность, объекты культурно-исторического наследия, открытое образование, образовательно-конкурсная программа, междисциплинарное взаимодействие.

Профессия архитектора - одна из древнейших на земле. Первые постройки и сооружения появились много тысячелетий тому назад, доказательством их существования являются знаменитые пирамиды Древнего Египта.

Память - удивительное человеческое качество, на котором основана жизнь и культурная среда каждого следующего поколения, опирающегося на опыт поколения предыдущих. Знание великих имен зодчих, оставленные ими в наследство архитектурные шедевры помогают осмыслить значимость профессии архитектора, осознать свою принадлежность и место в современной профессиональной среде.

Образование архитекторов - многофакторная задача, которая опирается на большое количество базовых знаний, включая изучение истории искусства и архитектуры. Объекты архитектурного наследия уникальны и материальны - это то, что можно увидеть потрогать, исследовать, наблюдать за развитием и т. д. Не зря архитектуру сравнивают с застывшей музыкой, временем, которое остановилось в объектах. Архитектурное наследие, вопреки разрушительным действиям природы, антропогенному влиянию, войнам, сменам исторических формаций, сохранилось до наших дней и представляет образы прошлого, запечатленные в камне, дереве, металле, стекле. Человек не может жить только воспоминаниями, стремление создавать новое неизбежно приводит к утрате и уничтожению объектов прошлого. Пример России не стал исключением. Во многих российских городах наблюдается картина уничтожения уникальных объектов архитектурного наследия, когда на их месте появляются новые постройки, формирующие совсем другую среду и облик города. Вместе с историей исчезают индивидуальность, аутентичность городов, снижается интерес со стороны профессионалов, уменьшается поток туристов. Теряя память, мы становимся беднее ровно на то столетие, которое утратили [6, с. 1].

Именно поэтому изучение истории искусств и архитектуры является неотъемлемой часть процесса профессиональной подготовки архитекторов. Роль образования в изучении культурно-исторического наследия для формирования необходимых критериев ценностей, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, сомнений не вызывает. На вопрос о том, что означает термин «культурное наследие», будущие архитекторы дают самые разные ответы, но наиболее распространенный из них такой: «Это шедевры архитектуры и искусства, их надо сберечь для будущих потомков», это «золотой фонд» нации [15, с. 54]. В целом интуитивное понимание

О Базаева Е.Д., 2023

в необходимости изучения истории искусств и архитектуры у студентов присутствует, но возникает подозрение, что для них вся мировая культура предстает как разрозненный коллаж элементов [15, с. 59] и исторических фактов, что свидетельствует о слабых междисциплинарных и межпрофессиональных связях, которые моделируются и формируются на стадии получения образования и далее развиваются в процессе профессиональной деятельности архитекторов. Кроме того, формирование современного человека происходит не только в учебном заведении, но и в других информационных и социальных сетях, где формируются совсем другие приоритеты и ценности, ослабляющие чувство истории.

- Международные организации, в том числе ЮНЕСКО и ИКОМОС (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), занимаются изучением, исследованием и поисками решений сохранения исторических мест, в основном это вопросы, касающиеся теории и практики реставрации и реконструкции [13, с. 21]. Впервые термин «культурное наследие» появился в 1972 г. в Конвекции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Культурное наследие - это совокупность всех достижений культуры, исторический опыт, созданный предыдущим поколением, сохраняющейся в памяти общества, призывающий к формированию в человеке способности определять границы ценного и бесценного, прошедший проверку времени. Только благодаря культурному наследию сохраняется социальная преемственность будущего поколения. Европейская хартия об архитектурном наследии была провозглашена в 1975 г. на Конгрессе по Европейскому архитектурному наследию. К архитектурному наследию относятся недвижимые объекты, в том числе в совокупности с движимыми объектами, являющимися их неотъемлемой частью, представляющую историческую, научную, культурную ценность, а также способность удовлетворить духовные потребности людей. Каждое поколение может давать свою интерпретацию прошлого и при этом извлекать из него новые идеи, но при этом любое сокращение или потеря накопленных ценностей не может быть компенсирована даже высококачественными творениями. В образовании архитектурное наследие имеет определяющую ценность, т. к., имея в наличии накопленный опыт, связь с большим количеством людей, особенно с молодым поколением, ответственна за происходящее сегодня в будущем. К видам архитектурного наследия, согласно ФЗ № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 г. [11, с. 2], относятся:

- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, имеющие ценность с точки зрения истории, искусства и науки;

- ансамбли: группы строений, архитектура, произведения ландшафтной архитектуры, имеющие универсальную ценность с точки зрения истории, искусства и науки;

- достопримечательные места: произведения человека или совместное творение человека и природы, территории, связанные с историей, археологические места, представляющие ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии, антропологии.

Поскольку профессиональная деятельность архитектора связана с формированием новой среды обитания для общества, недвижимые памятники истории и архитектуры являются составляющей частью этой среды и наглядно свидетельствуют о сохранности культурных традиций, большинство вопросов, которые надо решить, связаны с теорией и практикой реконструкции и реставрации пространственной среды. На примере города Екатеринбурга и Свердловской области вопрос сохранения объектов культурного наследия остается актуальным на протяжении десятилетий. На территории Екатеринбурга большинство памятников архитектуры уже прибрели своих хозяев. Но не все объекты задействованы в процессе социального развития города. Судьба многих из них зависит от финансовой возможности их содержания, затрат, требующихся для их

Рис. 1. «Синара Центр» до реконструкции

Рис. 2. «Синара Центр» после реконструкции

эксплуатации. Удачная судьба сложилась у одного из старейших памятников архитектуры Екатеринбурга XIX в. - здания бывшего госпиталя Верх-Исетского завода (арх. М.П. Малахов). К 2014 г. здание было разрушено более чем на 80% (рис. 1). Проблемы были в том, что у памятника было несколько собственников, которые не могли содержать в надлежащем состоянии уникальный объект из-за финансовых трудностей. Зданию был вынесен вердикт аварийного состояния. И только после изменения юридического статуса, приватизации городскими властями здание было выставлено на продажу

Рис. 3. Выставка в «Синара Центре»

Рис. 4. Чугуноплавильный, железоделательный и медеплавильный завод, г. Сысерть (Свердловская область)

в 2016 г. Объект с обременением - покупатель должен спасти памятник архитектуры, причем в очень короткий срок до 2018 г., к футбольному чемпионату мира. Реконструкцией госпиталя занималась группа «Синара». Город приобрел новые очертания в виде культурно-выставочного комплекса «Синара Центр» (рис. 2). Внутри комплекса разместились галерея современного искусства, трансформируемое пространство концертного зала, в котором можно проводить мероприятия разных форматов, детская твор-

ческая лаборатория, ресторан. Прилегающая территория используется для культурно-массовых мероприятий: ярмарки, фестивали, концерты, проводятся праздники, выставки (рис. 3). Все это свидетельствует об удачно проведенных мероприятиях по реконструкции, соответствующих современным подходам к использованию объектов культурного наследия, а также о происходящих социальных изменениях, которые гармонично изменили судьбу культурно-исторического объекта, включив его в современную жизнь, дали новый шанс развития. Для образовательного процесса такие примеры могут стать источником вдохновения, творчества, средством воспитания и образования, объектом научных исследований.

Безусловно, есть и другие примеры исчезающей исторической застройки городов и разрушения отдельных памятников в Уральском регионе. Чугуноплавильный, железоделательный и медеплавильный завод в Верхней Сысерти находится на грани исчезновения. Завод, которому 300 лет, построен до 1759 г. Фундамент практически подмыт грунтовыми водами, стены держатся на честном слове, для восстановления нужны большие вложения (рис. 4). В планах завод должен стать началом рекреационного туристического центра «Большая Сысерть». Благодаря неравнодушным к историческому наследию людям и своей активной позиции депутат Александр Савичев пытается привлечь внимание к памятнику. Проводит сам экскурсии, организует выставки, пытается найти инвесторов, участвует в разработке концепции развития завода, приглашает профессионалов поучаствовать в конкурсных программах. Мечтает провести конкурс по модернизации завода.

Исчезновение объектов архитектурного наследия в первую очередь беспокоит небольшое количество профессионалов и не тревожит ни общественность, ни городскую администрацию, редко освещается СМИ [14, с. 23]. Одной из проблем сохранения культурных традиций и причин исчезновения большинства объектов культурно-исторического наследия является экономический аспект. Но поиск индивидуальных условий интеграции объектов в современную жизнь и путей решения задач по сохранению среды исторических городов и поселений должен продолжаться. Серьезным препятствием для выхода из сложившейся ситуации и решением проблем является несовершенная юридическая база в совокупности с недостаточной профессиональной квалификации у специалистов по земельному праву, архитекторов и других участников архитектурной деятельности.

Повседневная жизнь памятников сопряжена с социально-экономическими процессами, поскольку объекты культурно-исторического наследия находятся чаще всего в центре исторической застройки, в престижном месте, в руках собственников или арендаторов, риск потери объекта велик: могут недооценить ценность объекта или у них поменялись планы на использование здания, социальные конфликты, естественное или насильственное разрушение здания и т. д. В профессиональной практической деятельности архитектора столкновение с подобными ситуациями не редкость. К ним относятся предотвращение или нейтрализация социальных конфликтов, оценка, приспособление и использование объектов культурно-исторического наследия, юридические вопросы, финансовые и т. д.

традиционная форма архитектурного образования в настоящее время подвергается трансформации, и акценты в процессе образования могут сместиться в сторону более тесного сотрудничества архитекторов - профессиональных участников архитектурной деятельности с представителями других общественных организаций, которым можно придать статус «непрофессиональных» участников архитектурно-градостроительной деятельности. Целью такого сотрудничества могут стать обсуждения и выработка взаимовыгодных подходов, в том числе использование метода «ситуационного обучения», основанного на общих интересах участников разных социальных групп и моделиру-

ющий взаимодействие профессиональных и непрофессиональных субъектов. Вузы, университеты, академические институты в качестве организаторов имеют возможности предоставлять свои ресурсы в виде нейтральных площадок для проведения семинаров, конференций, публичных бесед и т. д., с привлечением к сотрудничеству музеев, библиотек, фондов, других учебных заведений, представителей общественных и государственных организаций, крупных инвесторов. Таким образом, внося свой вклад в совместную деятельность, организаторы используют возможность решить собственные социальные задачи. так, изучая потребности, запросы, проблемы, накопленный опыт, все участники процесса получают новые импульсы к развитию. С точки зрения профессионального образования проведение подобных семинаров с большим количеством разных профессий участников послужит основой при разработке программ повышения профессиональной квалификации, новых учебных курсов для подготовки специалистов в области сохранения культурно-исторического наследия.

Подводя итоги, можно определить комплекс программ, целью которых станет изучение, сохранение и использование культурно-исторического наследия, а также выделить направления открытого образования. Отличительная особенность системы открытого образования заключается в том, что феномен открытости характеризует такое состояние системы, в котором происходит взаимообмен образовательными ресурсами с близкими по идейному содержанию другими системами. кроме того, такая система способна адекватно и гибко реагировать на потребности общества и меняющиеся в нем социально-экономические условия. Направления и соответствующие программы открытого архитектурного образования программы определены следующие:

1) повышение профессионального уровня квалификации архитекторов, реставраторов, мастеров реставрации, переквалификация смежных специальностей, осуществляющих практическую деятельность в области сохранения (основой для содержания программ станут инновационные разработки и практический опыт специалистов);

2) повышение профессиональной квалификации работников организаций культуры, администрации, представителей общественных организаций, соприкасающихся с архитектурой (основой для содержания программ могут быть вопросы, способствующие развитию межпрофессионального взаимодействия представителей профессионального сообщества);

3) повышение профессиональной квалификации учителей среднего образования по темам регионального наследия (основой для содержания программ могут стать вопросы профессионального научного-педагогического опыта, которыми владеют преподаватели высшей школы);

4) просвещение жителей региона различного возраста; организация выставок, волонтерская деятельность, лекции, экскурсии.

такая система может не только развиваться, но и дополняться в соответствии с принципами открытого образования. Создание систем открытого образования в архитектуре и градостроительстве позволит частично компенсировать слабые общественные, междисциплинарные и межпрофессиональные коммуникации. Взаимодействие профессионального архитектурного образования и сотрудничество с различными социальными группами не только поможет решить основные стратегические задачи по сохранению культурно-исторического наследия, но и будет способствовать сплочению и увеличению круга людей, которые стремятся познать историю своей Родины. Образование не раз доказывало, что способно занять флагманские позиции и задать вектор позитивного сотрудничества всех участников для сохранения культурных традиций. И тогда есть надежда, что культурное наследие станет частью жизни, гордостью, тем, что мы поможем передать будущему поколению.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: - МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ТЕХНОЛОГИИ -

Список литературы

1. Абрамова П.В. Методика сохранения и актуализации объектов культурного наследия: учеб. пособие [Электронный ресурс]. Кемерово, 2020. URL: https://e.lanbook.com/book/174700 (дата обращения: 05.04.2022).

2. Беспалова Д.А. К вопросу о современном состоянии изученности понятия «Архитектурное наследие» // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. № 30. С. 184191.

3. Буров К.С. Подходы к определению понятия «Открытое образование» // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 6. С. 115119.

4. Европейская хартия по охране архитектурного наследия (Страсбург, 1975) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902012280 (дата обращения: 09.04.2022).

5. Забалуева Т.Р. Основы архитектурно-конструктивного проектирования: учебник. М., 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/book/73685 (дата обращения: 21.04.2022).

6. Костин М. Архитектурное наследие [Электронный ресурс]. URL: http://www.facade-pro ject.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektumoe_nasledie/ (дата обращения: 01.04.2022).

7. Кругликова Г.А. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематика образовательного пространства // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. Вып. 22: Социум и память. 2019. С. 53-61.

8. Кулемзин А.М. Историко-культурное наследие и общество: теория и методика охраны памятников: учеб. пособие [Электронный ресурс]. Кемерово, 2018. URL: https://eianbook.com/ book/111867 (дата обращения: 05.04.2022).

9. Медведева Н.В. Стоналова А.С. Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-kulturnoe-nasledie-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-ego-izucheniyu (дата обращения: 05.04.2022).

10. Молокова Т.А. Сохранение культурного наследия в России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sohranenie-kulturnogo-naslediya-v-rossii-istoricheskiy-obzor (дата обращения: 05.04.2022).

11. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 июня 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37318/ (дата обращения: 09.04.2022).

12. Соловьева Р.П., Соловьева Ю.М. Роль культурного наследия в образовании // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранения и развитие: кол. мо-ногр. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием 27-28 окт. 2021 г. СПб., 2021. С. 240-243.

13. Топчий И.В. Архитектурное образование как метод сохранения культурного и предотвращения социальных конфликтов // Архитектура и строительство России. 2011. № 12. С. 20-27.

14. Топчий И.В. Субъекты архитектурно-градостроительной деятельности [Электронный ресурс] // Архитектура и современные информационные технологии. 2016. № 3(36). URL: https:// marhi.ru/AMIT/2016/3kvart16/topchiy/AMIT_36_topchiy.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

15. Шапинская Е.Н. Роль культурного наследия в образовании и воспитании российской молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kulturnogo-naslediya-v-

obrazovanii-i-vospitanii-rossiyskoy-molodyozhi (дата обращения: 05.04.2022).

* * *

1. Abramova P.V. Metodika sohraneniya i aktualizacii ob#ektov kul'turnogo naslediya: ucheb. posobie [Elektronnyj resurs]. Kemerovo, 2020. URL: https://e.lanbook.com/book/174700 (data ob-rashcheniya: 05.04.2022).

2. Bespalova D.A. K voprosu o sovremennom sostoyanii izuchennosti ponyatiya «Arhitekturnoe nasledie» // Vestn. Tom. gos. un-ta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2018. № 30. S. 184-191.

3 Burov K.S. Podhody k opredeleniyu ponyatiya «Otkrytoe obrazovanie» // Vestn. Yuzh.-Ural. gos. un-ta. Ser.: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura. 2005. № 6. S. 115-119.

4. Evropejskaya hartiya po ohrane arhitekturnogo naslediya (Strasburg, 1975) [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902012280 (data obrashcheniya: 09.04.2022).

5. Zabalueva T.R. Osnovy arhitekturno-konstruktivnogo proektirovaniya: uchebnik. M., 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: https://e.lanbook.com/book/73685 (data obrashcheniya: 21.04.2022).

6. Kostin M. Arhitekturnoe nasledie [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.facade-project.ru/ spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnoe_nasledie/ (data obrashcheniya: 01.04.2022).

7. Kruglikova G.A. Kul'turnoe nasledie v sovremennom mire: konceptualizaciya ponyatiya i prob-lematika obrazovatel'nogo prostranstva // Zapad, Vostok i Rossiya: Voprosy vseobshchej istorii. 2019. Vyp. 22: Socium i pamyat'. S. 53-61.

8. Kulemzin A.M. Istoriko-kul'turnoe nasledie i obshchestvo: teoriya i metodika ohrany pamyat-nikov: ucheb. posobie [Elektronnyj resurs]. Kemerovo, 2018. URL: https://e.lanbook.com/book/111867 (data obrashcheniya: 05.04.2022).

9. Medvedeva N.V. Stonalova A.S. Ponyatie «kul'turnoe nasledie» i osnovnye teoreticheskie podhody k ego izucheniyu [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ponyatie-kulturnoe-nasledie-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-ego-izucheniyu (data obrashcheniya: 05.04.2022).

10. Molokova T.A. Sohranenie kul'turnogo naslediya v Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/sohranenie-kulturnogo-naslediya-v-rossii-istoricheskiy-obzor (data obrashcheniya: 05.04.2022).

11. Ob ob#ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Fede-racii: feder. zakon Ros. Federacii ot 25 iyunya 2002 g. № 73-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 24 maya 2002 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 14 iyunya 2002 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (data obrashcheniya: 09.04.2022).

12. Solov'eva R.P., Solov'eva Yu.M. Rol' kul'turnogo naslediya v obrazovanii // Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovaniya, sohraneniya i razvitie: kol. monogr. po materi-alam Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem 27-28 okt. 2021 g. SPb., 2021. S. 240-243.

13. Topchij I.V. Arhitekturnoe obrazovanie kak metod sohraneniya kul'turnogo i predotvrashcheni-ya social'nyh konfliktov //Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. 2011. № 12. S. 20-27.

14. Topchij I.V. Sub#ekty arhitekturno-gradostroitel'noj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] // Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii. 2016. № 3(36). URL: https://marhi.ru/AMIT/ 2016/3kvart16/topchiy/AMIT_36_topchiy.pdf (data obrashcheniya: 05.04.2022).

15. Shapinskaya E.N. Rol' kul'turnogo naslediya v obrazovanii i vospitanii rossijskoj molodezhi [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kultumogo-naslediya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rossiyskoy-molodyozhi (data obrashcheniya: 05.04.2022).

The issues of the conservation of the cultural heritage in the process of the professional training of the architects

The article deals with the issues of the conservation of the cultural heritage in the process of the professional training of the architects. There are revealed and enumerated the issues that do not allow to realize the depth of the comprehension of the values of the cultural heritage. There is given the example of the method "case-based learning" - the annual educational competitive programme "ARCH-IDEA" on the basis of Ural State University of Architecture and Art.

Key words: architecture activities, objects of cultural and historical heritage, open education, educational competitive programme, interdisciplinary interaction.

(Статья поступила в редакцию 05.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.