УДК 72.03
АНТОНЕНКО Л. С., ГОЛОБОРОДСКИЙ М. В.
DOI 10.25628/UNNP.2022.54.3.013
К вопросу истории охраны памятников историко-культурного наследия в Свердловской области
Антоненко
Любовь
Сергеевна
аспирант, Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация
e-mail:
ш
л
Голобородский
Михаил
Венидимович
кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой «Истории искусств и реставрации», Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ), Екатеринбург, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
В статье исследован процесс становления и развития памятникоох-ранной деятельности в г. Екатеринбурге в 1947-1991 годах. Проведен анализ статистических данных об объектах культурного наследия, ценностных характеристик и критериев их постановки на государственную охрану в разные исторические периоды.
Ключевые слова: объект культурного наследия, памятник истории и архитектуры, государственная охрана, выявление, учет, ценностные критерии, Екатеринбург.
Antonenko L. S., Goloborodsky M. V.
On the issue of the history of the protection of monuments of historical and cultural heritage in the Sverdlovsk region
The process of formation and development of memorial protection activities in Yekaterinburg in 19471991 was investigated in the article. The analysis of statistical data on objects of cultural heritage, value characteristics and criteria for their state protection in different historical periods is carried out.
Keywords: object of cultural heritage, monument of history and architecture, state protection, revealing, registration, axiological criteria, Ekaterinburg.
Введение
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» на апрель 2022 г. [3] расположен 801 объект культурного наследия (далее — ОКН), в том числе 106 ансамблей. На взгляд авторов данной публикации, для эффективного сохранения всего массива историко-архитектурного наследия в городе требуется комплексная оценка процессов охраны, сохранения и использования ОКН.
Методика работы
Методом анализа качественных, исторических, градостроительных и стилистических характеристик были определены тенденции в постановке объектов на государственную охрану и их количество в определенный временной период. Краткие данные из реестра объектов культурного наследия и списков памятников, принятых на охрану в разные периоды, соотносились с картографическими, фотографическими и текстовыми материалами [4-7; 9-14].
Основатель архитектурного образования на Урале К. Т. Бабыкин еще в 1923 г. в статье «Архитектурная старина Екатеринбурга» одним из первых встал на защиту зданий города, построенных в XIX в., объясняя необходимость их изучения как наиболее ценных монументальных построек из старого времени. Долгие годы после выхода данной статьи в сборнике
«Екатеринбург за двести лет» новых публикаций и описаний архитектуры зданий Екатеринбурга не появлялось. В 1930-е гг. и позже большая часть самых ценных из памятников погибла или была искажена перестройками.
Анализ списков ОКН, принятых на государственную охрану в 1940-е гг.
Военные действия во время Великой Отечественной войны не затронули Урал. В первые послевоенные годы главное внимание, естественно, уделялось восстановлению и охране памятников, находившихся в западной части СССР, более всего пострадавшей во время войны [2, 112]. Одной из мер по улучшению ситуации в удаленных от Москвы и Ленинграда районов послужило Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. № 389 «Об охране памятников архитектуры» [4]. Как следствие реализации указаний правительства, выявление и постановка на государственную охрану ОКН в Свердловской области активизировались. В том же 1947 г. в Свердловской области статус охраняемых объектов получили первые пять зданий, четыре из которых находились в Екатеринбурге (Иллюстрации 1, 2).
Все эти объекты по типологии относятся к жилым домам (особняки) первой трети
Иллюстрация 1. ОКН «Дом Харитонова, XIX век». Источник: http://okn.midural.ru/node/311
Иллюстрация 3. ОКН «Здание Консистории, 1814 г.». Источник: http://okn.midural.ru/node/402
XIX в., образцам уральского классицизма. Гармония и нарядность колонных портиков зданий, изящество силуэтов, воздушность балконных решеток — все это неотъемлемые черты исторического центра Екатеринбурга. При рассмотрении градостроительной роли этих зданий исследователями архитектуры дореволюционного Екатеринбурга отмечалось их градостроительное значение. При сохранившейся на это время мелкомасштабной застройке двух- или трехэтажные особняки и общественные здания первой трети XIX в. являлись составными частями наиболее важных планировочных узлов исторического центра города. Признание ценности в первую очередь памятников архитектуры классицизма в немалой степени было связано и с еще продолжавшимся в конце 1940-х гг. процессом освоения архитектурного наследия. Проблемой, поставленной во всей широте перед советскими архитекторами в 1930-х гг.
Важным документом для послевоенной памятнико-охранной деятельности явилось опубликованное в 1948 г. положение «Об охране памятников культуры» [8]. Согласно данному документу, памятники культуры классифицированы на памятники архитектуры, археологии, истории и искусства. Рассмотрим процесс принятия на госохрану объектов культурного наследия с использованием данных категорий.
Анализ списков ОКН, принятых на государственную охрану в 1960-е гг.
Перемены в направленности советской архитектуры с середины 1950-х гг. не отразились на процессе государственной охраны объектов культурного наследия. Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» [5] охватывает уже несколько типов памятников. Отдельные списки сформированы для каждого типа объектов, как государственного, так и местного значения.
Иллюстрация 2. ОКН «Усадьба Ошуркова, 1876 г.». Источник: https://pastvu.com/p/1468175
Ценность исторического наследия, послужившая поводом для постановки на охрану, теперь отражена в наименованиях; при этом стиль, дата постройки или архитектор не упоминаются. Исторические объекты можно разделить на две подгруппы: имеющие отношение к революционным событиям и мемориальные, например, «Здание оперного театра, в котором в 1917 г. на открытом заседании Екатеринбургский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил о победе Великой Октябрьской социалистической революции и установлении советской власти в городе» и «Дом Бажова Павла Петровича». Похожая ситуация сложилась и в сфере действий с памятниками искусства1. Так, на охрану поставлены 4 объекта, созданные в 1956-1958 гг., как памятники государственного значения и 5 объектов 1920-1953 гг. — как памятники местного значения. Все они посвящены выдающимся личностям и социалистическому строительству.
Процесс постановки на охрану в рамках мемориальной тематики был комплексным. Например, на охрану поставлены сразу три объекта, связанные с личностью П. П. Бажова: его жилой дом, бюст в сквере на плотине городского пруда, захоронение. На 1960 г. это — единственное захоронение в городе, признанное памятником истории.
Шесть памятников архитектуры государственного значения были представлены тремя объектами, ранее выполнявшими жилую функцию2 (Иллюстрация 1), одним административным зданием (Иллюстрация 3), одним гидротехническим сооружением и одним элементом благоустройства — решеткой на плотине городского пруда. Пять памятников архитектуры местного значения представлены четырьмя купеческими домами и зданием аптеки.
В 1960 г. в Свердловске на охрану поставлены памятники истории и архитектуры преимущественно первой половины XIX в., возведенные в формах классицизма. В этот же период в Свердловской области охране подлежали исключительно объекты более раннего периода, XVII-XVIII вв. Как и в Постановлении № 389 1947 г., прослеживается тенденция к приписыванию авторства всех построек первой трети XIX в. М. П. Малахову. Высокое архитектурное качество построек этого периода, наличие исторических документов, подтверждающих его авторство, обусловило становление своеобразного «культа М. П. Малахова».
1 На 1960 г. к этой категории относились как скульптурные памятники, так и монументы [5, 4].
2 ОКН «Дом Главного начальника, 1818 г.» и ОКН «Дом Харитонова, XIX в.» ранее взяты на охрану в 1947 г.
В 1963 г. Постановлением Совмина РСФСР № 1178 «О дополнении списка памятников искусства, подлежащих охране как памятники государственного значения» [7] взят на охрану памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу, установленный на Привокзальной площади в 1962 г. Таким образом, постановления 1960 и 1963 гг. демонстрируют применение опережающих мер, направленных на сохранение недавно созданных произведений искусства, служащих монументальной пропаганде, в том числе увековечиванию памяти Великой Отечественной войны.
Анализ списков ОКН, принятых на государственную охрану в 1970-е гг.
Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 636 от 5 августа 1971 г. рассматривает исключительно «памятники промышленной архитектуры» [9, 5]. В Свердловске на охрану поставлены пять объектов 1820-1930-х гг. постройки с акцентом на памятники социалистического строительства.
Следующим документом, дополнившим список памятников культуры региона, стало Постановление Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327» [6]. Основным новшеством стало рассмотрение историко-архитектур-ного наследия как «комплексов» [6] зданий или сооружений. Список отражает частичное признание исторической ценности памятников промышленного зодчества XVIII-XIX вв. г. Свердловска, в том числе и сооружений — водонапорных башен, мостов, плотин. Постановка на охрану Екатерининского Завода в 1974 г. связана с прекращением производства и созданием в 19721973 гг. на данной территории му-зейно-мемориального комплекса. В результате самые древние памятники XVIII в., плотина Исетского пруда и Екатеринбургский завод, претерпели значительные преобразования. От находившихся в удовлетворительном техническом состоянии каменной ограды и заводских строений авторами проекта реконструкции были оставлены незначительные фрагменты, трактованные как малые формы. В этот же период обладающие высокими архитектурными качествами строения, потенциальные памятники еще дейст-
вовавшего Верх-Исетского завода на охрану поставлены не были.
Помимо промышленной архитектуры на охрану впервые приняты гражданские объекты последней четверти XVIII в. — первой половины XIX в., в том числе культовые здания, например, Вознесенская церковь 1789-1792 гг. постройки. Объекты, возведенные после 1850 г., отнесены к категории памятников истории.
Как результат Постановления ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»3, в творческих методах архитекторов закончилась ориентация на классику. Образовавшийся идейный вакуум заполняется образцами советского авангарда 1920-1930-х гг. С этого времени статус памятников архитектуры начинают присваивать и архитектурным ансамблям в стилистике конструктивизма 1929-1937 гг.
В это же время продолжается постановка на охрану монументальных объектов, выполненных в стилистике советской неоклассики, таких как «Здание Горсовета», «Комплекс штаба УралВО». Они иллюстрируют признание ценности неоклассики в условии отказа от нее в проектной практике. При отказе от классицизма, как ориентира, прежде служившего основой для развития советской архитектуры, в 1974 г. признается архитектурная ценность конструктивизма. Вследствие этого на государственную охрану начинают принимать объекты возрастом в 34-46 лет со времени их строительства.
По сравнению с предыдущими списками существенно расширилась типология объектов по функциональному назначению, охватив практически все стороны жизни общества. Помимо промышленной архитектуры и скульптуры, зданий жилого, административного, образовательного, зрелищного назначения, организаций здравоохранения, в перечень вошли объекты спортивного, досугового, торгового назначения, предприятия общественного питания, многофункциональные здания. Отдельно можно выделить малые архитектурные формы и элементы благоустройства. В это время типология объектов по функциональному назначению насчитывает 24 категории.
По идеологическим причинам архитектурно-художественная цен-
3 ЦК КПСС и СМ СССР 04.11.1955 г. Постановление № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
ность объектов, построенных в стилистике эклектики и модерна, долго оставалась непризнанной. Лишь в 1970-е гг. постепенно начинается реабилитация эклектики в русском искусствознании [1, 21]. Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 889 от 18.10.1976 г. [10] относится только к двум памятникам архитектуры — усадьбе Же-лезнова и бывшему дому Филитц. Он знаменует признание ценности архитектуры второй половины ХХ в. Оба усадебных объекта конца XIX в. относятся к русскому стилю.
В 1947, 1960 и 1974 гг. списки памятников утверждались постановлениями Совета Министров РСФСР. Начиная с 1971 г. эта функция передана на местный уровень, решения о взятии на государственную охрану принимаются теперь Исполкомом Свердловского областного Совета депутатов трудящихся. С 1965 г. к разработке списков памятников подключается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), а с 1972 г. — сотрудники Свердловского архитектурного института. До этого работа по выявлению памятников в значительной степени велась сотрудниками краеведческих музеев, а профессиональная общественность в лице архитекторов подключалась для оценки собранных данных и принятия решений о присвоении объектам статуса памятников архитектуры. В результате расширения полномочий местной власти и подключения заинтересованных граждан к работе по сохранению памятников количество объектов, взятых на государственную охрану, резко возросло.
Анализ списков ОКН, принятых на государственную охрану в 1980-е гг.
В 1970-1980-е гг. в советском искусствоведении наблюдается возрастающее внимание к сложным художественным процессам второй половины XIX в. К этому периоду в Свердловске сформировался штат высокопрофессиональных искусствоведов, способных более квалифицированно, чем прежде, проанализировать, описать и оценить памятники архитектуры и изобразительного искусства.
В списке 1980 г. «О взятии под государственную охрану памятников истории и архитектуры в Свердловской области» [11] появляются более сложные наименования, которые указывают на отличительные
особенности и ценность объектов. Теперь названия объектов включают не только имена владельцев, данные о функции, но и отличительные особенности зданий с архитектурной точки зрения. Впервые отмечается ценность интерьеров4. Отмечаются элементы из художественного металла: дом 20, Карла Маркса, дом 24 по ул. Тургенева. В названиях объектов появляется определение «образец», например, «Здание земской школы как классический образец градостроительства, из красного кирпича», ул. Клары Цеткин, д. 13. В наименованиях начинают указывать материал стен зданий.
Охране на этом этапе подлежат уже не только каменные, но и полукаменные, деревянные здания. Подчеркивается ценность новых для своего периода строительных материалов, например, «Первый железобетонный дом Екатеринбурга», хотя здание по адресу ул. Клары Цеткин, д. 1 — деревянное, на железобетонном цокольном этаже.
Появляется интерес к дореволюционной архитектуре конца XIX — начала XX в. Охране подлежат исключительные образцы каменного зодчества в стилистике модерна, например, «Доходный дом купца Е. И. Первушина, 1906 г., архитектор П. А. Заруцкий» по ул. 8 Марта, д. 28. Признается архитектурная, а не только историческая ценность зданий в кирпичном стиле и деревянной рядовой архитектуры. Одновременно с деревянными зданиями, богато украшенными резьбой, рассматривается «Усадьба П. М. Утя-кова, 1900-е гг.» с традиционным планировочным решением в стилистике рационального модерна.
Специалисты обращают внимание не только на исторический центр, но и на окраины Екатеринбурга, недавно включенные в городскую черту. Примерами могут служить Елизаветинская церковь по ул. Бисертская, 12 или здание конторы Нижне-Исетского завода по ул. Косарева, д. 1-а.
В Решении Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 454 от 04.12.1986 г. [12] в списке памятников истории 13 объектов являются учебными заведениями или научными учреждениями. В него вошли
4 Так, у памятника «Главный дом купеческой усадьбы как образец деревянного зодчества, имеющий во внутренних комнатах художественную лепку», расположенного по ул. Сакко и Ванцетти, д. 28, фиксируется художественная лепка на потолках.
музей, библиотека, больница, объекты зрелищного назначения, жилые дома, 8 захоронений. В наименованиях памятников теперь отражаются имена выдающихся деятелей, с которыми связаны объекты. Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 535 от 31.12.1987 г. [13] взят на охрану комплекс Верх-Исетского металлургического завода. Поздняя постановка на охрану привела к значительным утратам этого важного по архитектурным достоинствам и градостроительной роли историко-культурного объекта Екатеринбурга.
Список ОКН, принятых на государственную охрану в 1991 г.
Решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991 г. [14] было одновременно поставлено на госохрану беспрецедентно большое число объектов: 247 памятников архитектуры, 61 памятник истории и 48 ансамблей, включая ансамбли жилой рядовой дореволюционной застройки в рамках исторических домовладений, памятники конструктивизма. По функциональному назначению можно выделить 19 типов зданий и сооружений. В состав ансамблей усадеб вошли малые архитектурные формы, сады и элементы благоустройства. Так, в усадьбе Е. С. Бородиной (ул. Добролюбова, д. 9) впервые поставлены на охрану такие элементы благоустройства, как столбики коновязи и гранитные плиты мощения. Усадьба И. Л. Фальковско-го поставлена на охрану вместе с садом, погребом, ледником, беседкой, оградами и конюшнями. Впервые на охрану взяты здания служб. Всего это 37 малых архитектурных форм, 7 садов и 1 площадь. Многие из занесенных в данный список памятников выполнены в формах модерна. Некоторые из объектов являются памятниками научно-технических достижений начала ХХ в., например, «Здание первой электростанции» по ул. Горького, 43.
Заключение
В 1947 г. в рамках мер по сохранению наследия в послевоенный период на охрану были взяты единичные уникальные памятники архитектуры. В послевоенные 1950-е гг. деятельность по принятию на госохрану ОКН в городе не велась. Памятники искусства, созданные в советский период, принимали на охрану только
в 1960-е гг.; более ранние объекты не подлежали охране. Немногочисленные памятники истории и архитектуры XVIII в., в основном храмы, официально не охранялись вплоть до 1974 г. Для списков памятников 1947-1974 гг. характерна тщательность выборки объектов для постановки на государственную охрану.
С частичной передачей законодательных полномочий местному госоргану с 1971 г. работа по паспортизации памятников стала носить массовый, а затем стихийный характер. При этом в 1976-1991 гг. на охрану взяты исключительно объекты местного значения. Для ряда объектов хозяйственное значение долгое время было весомее культурной ценности, что привело к поздним постановкам на охрану памятников, имевших значительные утраты.
С 1974 г. выявление памятников велось в направлении от исторического центра города к периферии, рассматривались группы памятников, расположенных на одной территории или объединенных одной стилистикой, что, вероятно, связано с методом ведения работ по паспортизации объектов.
Критерии, подтверждавшие историко-архитектурную ценность, отражались в принятых наименованиях памятников. Для исторических объектов такими признаками стали события и персоналии, для архитектурных — стиль, период постройки, декоративное убранство фасадов или интерьеров, материал памятника, функция, авторство известного архитектора.
Разнообразие наименований указывает на то, что критерий древности при постановке на охрану не являлся основным и зачастую был недостаточным для сохранения ценного средового объекта. В случаях отсутствия у объекта архитектурных особенностей, признанных значимыми в период постановки на охрану, идеологически уместная историческая ценность служила цели сохранения как уникальных, так и типичных объектов застройки.
Процессы выявления и постановки на государственную охрану культурного наследия в г. Екатеринбурге претерпели существенное развитие в период с 1947 по 1991 г. Изменения в государственной пропаганде, трансформация отношения общества к различным этапам истории г. Екатеринбурга, развития его архитектуры расширили представления о культурном наследии, достойном сохранения. Это привело к тому, что темпы выявления и при-
Общее количество памятников истории, архитектуры и искусства, поставленных на государственную охрану в XX в,
■ tS47 B10CÜ H№2 11971 ■1974 <147ü «1930 B1«I |IW
Иллюстрация 4. Диаграмма количества памятников истории, архитектуры и искусства без учета ансамблей, поставленных на государственную охрану в 1947-1991 гг. Рисунок Л. С. Антоненко
Общее попячено ih(im{лей,
поставление!il на государств Еинуге охрану в XX й.
■ ■ IW «1ч» ш«1
Иллюстрация 5. Диаграмма количества ансамблей, поставленных на государственную охрану в 1947-1991 гг. Рисунок Л. С. Антоненко
нятия на охрану ОКН возрастали вплоть до 1991 г. (Иллюстрация 4). Тем не менее, более 56% памятников, выявленных за период с 1947 по 1991 г., поставлены на охрану лишь в 1991 г., что негативно сказалось на сохранности объектов. «Комплексы» и ансамбли начали принимать на охрану только с 1974 г. (Иллюстрация 5).
До конца ХХ в. не было поставлено на охрану ни одного ансамбля застройки улиц. Такой подход послужил одной из причин утраты исторической среды города и привел к фактическому сохранению наследия как отдельных объектов.
Список использованной литературы
[1] Даутов Е. Н. Эклектика как стилевое направление в оформлении интерьеров: рубеж XIX и XX веков // Язык. Словесность. Культура. — 2018. — Т. 8, № 6. — С. 18-24.
[2] Кулемзин А. М. Охрана памятников в России (спецкурс). — Томск: Издание МУ «Томск исторический», 1999. — 170 с.
[3] Перечень объектов культурного наследия Свердловской обла-
сти // Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области. Систем. требования: Microsoft Office Word. Дата обновления: 15.04.2021. — URL: http://okn.midural.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya-sverdlovskoy-oblasti-v-formate-microsoft-word.html (дата обращения: 09.04.2022).
[4] Постановление Совета Министров РСФСР от 22.05.1947 г. № 389 «Об охране памятников архитектуры» // Б-ка нормативно-правовых актов СССР. — URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ussr_4641.htm (дата обращения: 20.10.2018).
[5] Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». — URL: http:// oopt.aari.ru / sites / default / files / documents / Sovet-Ministrov-RSFSR/N1327_30-08-1960.pdf (дата обращения: 23.02.2022).
[6] Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г. «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http:// www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_ dokumenty / postanovlenie_ sovmina_rsfsr_ot_04.12.197 (дата обращения: 20.10.2018).
[7] Постановление Совмина РСФСР от 01.10.1963 г. № 1178
«О дополнении списка памятников искусства, подлежащих охране как памятники государственного значения» // СПС Техэксперт. — URL: http://docs. cntd.ru/document/420266094 (дата обращения: 07.04.2022).
[8] Постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» // СПС Консуль-тантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru / cons / cgi / online. cgi?req=doc&base=ESU&n=651 0#MCYVv1TgXykWZLIS1 (дата обращения: 09.04.2022).
[9] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 05.08.1971 г. № 636 «О состоянии и мерах улучшения охраны и пропаганды памятников истории и культуры в области» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http:// www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_ dokumenty / ispolkom_ reshenie_636 (дата обращения: 20.10.2018).
[10] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся от 18.10.1976 г. № 889 «О взятии под государственную охрану памятников архитектуры в г. Свердловске» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http:// www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_ dokumenty / ispolkom_ reshenie_889 (дата обращения: 20.10.2018).
[11] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 11.01.1980 г. № 16 «О взятии под государственную охрану памятников истории и архитектуры в Свердловской области» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http:// www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_16 (дата обращения: 20.10.2018).
[12] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 г. № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» // СРО ВОО ВО-ОПИК: сайт. — URL: http:// www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_
dokumenty/ispolkom_reshenie_454 (дата обращения: 20.10.2018).
[13] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31.12.1987 г. № 535 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http://www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_dokumenty/ispolkom_ reshenie_535 (дата обращения: 20.10.2018).
[14] Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18.02.1991 г. № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» // СРО ВОО ВООПИК: сайт. — URL: http://www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya / normativnye_dokumenty/ispolkom_ reshenie_75 (дата обращения: 20.10.2018).
References
[1] Dautov E. N. Eklektika kak stilevoe napravlenie v oformlenii inter'erov: rubezh XIX i XX vekov // Yazyk. Slovesnost'. Kul'tura. — 2018. — T. 8, № 6. — S. 18-24.
[2] Kulemzin A. M. Ohrana pamyatnikov v Rossii (speckurs). — Tomsk: Izdanie MU «Tomsk istoricheskij», 1999. — 170 s.
[3] Perechen' ob'ektov kul'turnogo naslediya Sverdlovskoj oblasti // Upravlenie gosudarstvennoj ohrany ob'ektov kul'turnogo naslediya Sverdlovskoj oblasti. Sistem. trebovaniya: Microsoft Office Word. Data obnovleniya: 15.04.2021. — URL: http://okn.midural.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya-sverdlovskoy-oblasti-v-formate-microsoft-word.html (data obrashcheniya: 09.04.2022).
[4] Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 22.05.1947 g. № 389 «Ob ohrane pamyatnikov arhitektury» // B-ka normativno-pravovyh aktov SSSR. — URL: http:// www.libussr.ru / doc_ussr / ussr_4641.htm (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[5] Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR ot 30.08.1960 g. № 1327 «O dal'nejshem uluchshenii dela ohrany pamyatnikov kul'tury v RSFSR». — URL: http:// oopt.aari.ru / sites / default / files/documents / Sovet-Ministrov-RSFSR/N1327_30-08-1960.pdf (data obrashcheniya: 23.02.2022).
[6] Postanovlenie Soveta Ministrov RSFSR № 624 ot 04.12.1974 g. «O dopolnenii i chastichnom izmenenii Postanovleniya Soveta Ministrov RSFSR ot 30.08.1960 g. № 1327 «O dal'nejshem uluchshenii dela ohrany pamyatnikov kul'tury v RSFSR» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru/poleznaya_ informatsiya/normativnye_dokumenty/postanovlenie_ sovmina_rsfsr_ot_04.12.197 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[7] Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 01.10.1963 g. № 1178 «O dopolnenii spiska pamyatnikov iskusstva, podlezhashchih ohrane kak pamyatniki gosudarstvennogo znacheniya» // SPS Tekhekspert. — URL: http://docs.cntd.ru/document/420266094 (data obrashcheniya: 07.04.2022).
[8] Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 14 oktyabrya 1948 g. № 3898 «O merah uluchsheniya ohrany pamyatnikov kul'tury» // SPS Konsul'tantPlyus. — URL: http://www.consultant.ru / cons / cgi / online.cgi ?req=doc&base=ESU&n=6510#MCYVv1TgXykWZL IS1 (data obrashcheniya: 09.04.2022).
[9] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 05.08.1971 g.
№ 636 «O sostoyanii i merah uluchsheniya ohrany i propagandy pamyatnikov istorii i kul'tury v oblasti» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_636 (data
obrashcheniya: 20.10.2018).
[10] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta deputatov trudyashchihsya ot 18.10.1976 g. № 889 «O vzyatii pod gosudarstvennuyu ohranu pamyatnikov arhitektury v g. Sverdlovske» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_889 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[11] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 11.01.1980 g. № 16 «O vzyatii pod gosudarstvennuyu ohranu pamyatnikov istorii i arhitektury v Sverdlovskoj oblasti» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http:// www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_dokumenty/ispolkom_reshenie_16 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[12] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 04.12.1986 g. № 454 «O vzyatii pod gosudarstvennuyu ohranu pamyatnikov istorii i kul'tury Sverdlovskoj oblasti» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_454 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[13] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 31.12.1987 g. № 535 «O vzyatii pod gosudarstvennuyu ohranu pamyatnikov istorii i kul'tury Sverdlovskoj oblasti» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_535 (data obrashcheniya: 20.10.2018).
[14] Reshenie Ispolnitel'nogo komiteta Sverdlovskogo oblastnogo Soveta narodnyh deputatov ot 18.02.1991 g. № 75 «O vzyatii pod gosudarstvennuyu ohranu pamyatnikov istorii i kul'tury Sverdlovskoj oblasti» // SRO VOO VOOPIK: sajt. — URL: http://www.ural-voopik.ru / poleznaya_informatsiya / normativnye_ dokumenty/ispolkom_reshenie_75 (data obrashche-niya: 20.10.2018).
Статья поступила в редакцию 06.06.2022. Опубликована 30.09.2022.
Antonenko Liubov S.
Postgraduate Student, Ural State University of Architecture and Art (USUAA), Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7629-9027
Goloborodsky Mikhail V.
Candidate of Architecture, Associate Professor, Head of the Department of Art History and Restoration, Ural State University of Architecture and Art (USUAA), Yekaterinburg, Russian Federation e-mail: [email protected]