Научная статья на тему 'Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка'

Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / POWER INDUSTRY / REGULATION / RESTRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова М. А., Сторожук И. Н.

В данной работе рассмотрены следующие задачи: во-первых, необходимость оценки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в топливно-энергетическом секторе; во-вторых, определение направлений промышленной политики с целью улучшения текущей ситуации в отрасли. В статье произведен анализ этих реформ, а также рассмотрены некоторые направления деятельности в области регулирования отношений между предприятиями электроэнергетической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reformation of the Russian power industry in the modern market conditions

This work discusses the following tasks: firstly, the necessity of assessment of the laws and regulations that regulate the relationships in the fuel-power sector; secondly, the definition of the directions for the industrial policy aimed at improving the current situation in the industry. The article analyzes these reforms and reviews some directions of the activity in the sphere of regulation of the relations between power industry companies.

Текст научной работы на тему «Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Комиссарова М.А. , Сторожук И.Н.

1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

им. М.И. Платова, г. Новочеркасск

Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка

АННОТАЦИЯ:

В данной работе рассмотрены следующие задачи: во-первых, необходимость оценки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в топливно-энергетическом секторе; во-вторых, определение направлений промышленной политики с целью улучшения текущей ситуации в отрасли. В статье произведен анализ этих реформ, а также рассмотрены некоторые направления деятельности в области регулирования отношений между предприятиями электроэнергетической отрасли.

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электроэнергетическая отрасль, регулирование, реструктуризация JEL: L94, O13, 043, 048 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Комиссарова, М.А., Сторожук, И.Н. (2015). Вопросы реформирования энергетического сектора России в современных условиях рынка. Российское предпринимательство, 16(15), 2375-2382. doi: 10.18334/гр.16.15.559

Комиссарова Мария Анатольевна, д-р экон. наук, профессор кафедры управления социальными и экономическими системами Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова , г. Новочеркасск ([email protected])

Сторожук Ирина Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления социальными и экономическими системами Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, г. Новочеркасск

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 23.07.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 17.08.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.15.559 (с) Комиссарова М.А., Сторожук И.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2376

Введение

Россия инициировала масштабную программу реформирования нормативно-правовой базы, включающую наиболее важные составляющие своего энергетического рынка; а именно, производство и транспортировку электричества, добычу и транспортировку природного газа, нефти, их сжижение и переработку, добычу угля. Программа реформ предусматривает приватизацию, либерализацию, а также коренную перестройку всего топливно-энергетического сектора экономики.

Реформа РАО «ЕЭС России» началась еще в декабре 1999 года. В результате разработанной концепции процесс реструктурного преобразования и приватизации электроэнергетического сектора подразумевал разъединение энергохолдинга на компании, осуществляющие деятельность в различных сферах энергогенерации и энергораспределения в том числе: генерацией, передачей и сбытом электроэнергии (ожидалось произвести структурное слияние генерирующих компаний (ОГК), территориальных генерирующих компаний (ТГК) и межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК)). Для обеспечения бесперебойной работы предприятий анализируемой отрасли необходимо постоянное обновление энергообъектов, строительство новых или значительная модернизация старых объектов.

В реализуемой реформе с точки зрения технологии важно разделение АО-энерго по функциональному признаку: появление в регионах генерирующих, сетевых, сбытовых компаний с последующей межрегиональной интеграцией. На базе предприятий, производящих элетро- и тепловую энергию, в свою очередь, - оптовые и территориальные генерирующие компании (ОГК, ТГК), а сетевые должны быть созданы активами ведущих к созданию межрегиональных сетевых компаний. Распределительные сети в настоящее время относятся к МРСК, а магистральные энерго-сети, консолидирующие субъекты федерации - в Федеральную сетевую компанию.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики в целом. Его достижение возможно путем внедрения мероприятий по сбережению ресурсов и всех видов энергии; благовременному переходу к новым технологическим разработкам, технологическим процессам, базирующимся на использовании и распространении наиболее эффективных и инновационных идей и разработок, при помощи внедрения оптимизационных процессов управления; снижения потерь при

2377

транспортировке энергии; использованием международного опыта (Васильев, 2004; Васильев, 2007; Ершов, 2011; Зеленкова, 2011; Израэль, Лиознов, Расновский, 2008; Костицына, Костицына, 2012; Реформирование энергетики: мнения экспертов, 2013; Barton, Onselen, 2003; Gunn, 1997a; Gunn, 1997b; Habtetsion, Tsighe, 2007; Ibarra-Yunez, 2015; Jaccard, Yushi, 2001; Kozulj, Sbroiavacca, 2004; Pashechko, 2013; Patlitzianas, Doukas, Kagiannas, Askounis, 2006; Ruiz-Mendoza, Sheinbaum-Pardo, 2010) и другими мерами. Внедрение данного вида мероприятий позволит не только снизить издержки и затраты на производство и транспортировку, но и приведет к повышению конкурентоспособности предприятий данного сектора, что будет способствовать повышению устойчивости всего ТЭК, эффективности инвестиций на введение в эксплуатацию дополнительных мощностей, а также будет способствовать росту данной отрасли экономики и завоеванию новых рынков сбыта своей продукции за счет снижения технологических ограничений.

Все это создаст предпосылки для удовлетворения нужд внутреннего потребительского рынка путем создания экономически обоснованного снабженческого потока поставки тепло- и электро- энергии. Перспективные уровни производства электро- и теплоэнергии должны быть определены на основе расчета ожидаемого внутреннего спроса, что в перспективе позволит существенно увеличить спрос на первичные топливно-энергетические ресурсы. Тем не менее, на значительный рост потребления электроэнергии оказывают существенное влияние стратегии социально-экономического развития каждого субъекта, в результате чего в Южном федеральном округе и Северо-Кавказском регионе этот рост будет существенно выше, чем средние темпы по России, однако принятая стратегия развития страны до 2020 года подразумевает одновременное значительное повышение спроса на данные виды продукции в ЗападноСибирском и Дальневосточном регионе, а также Республики Крым. При изучении перспектив развития топливно-энергетического комплекса России в разрезе энергетического сектора необходимо учитывать следующие тенденции:

- наблюдается изменение центров электропотребления в стране, проявляющееся в росте спроса на электрическую и тепловую энергию в южных регионах страны и в городах вновь присоединенных субъектов России;

- значительное увеличение сезонных и суточных нагрузок в объединенной энергетической системе России, связанных с климатическими изменениями.

К числу основных проблем в данной отрасли относятся:

2378

- недостаток мощностей генерирующих и распределительно-сетевых предприятий в ряде субъектах страны;

- отсутствие эффективной организации генерирующих мощностей, проявляющееся в недостатке пиковой генерации энергии современных электростанций;

- снижение уровня эффективного снабжения электроэнергией, обусловленное значительной степенью износа основных производственных фондов и, как следствие, снижение государственных и сторонних инвестиций, направленных на модернизацию и замену оборудования;

- существенный технологический разрыв в создании и освоении современных инновационных технологий, направленных на развитие эффективности использования экологически чистых газовых, угольно-газовых, тепловых и электросетевых технологий;

- очень низкий уровень эффективности данной отрасли в разрезе энерго-генерирующей и экономико-технологической составляющей (падение значений КПД (коэффициента полезного действия) основных гидро-, тепло- и атомных электростанций, рост потерь электроэнергии в процессе транспортировки и передачи);

- значительная доля природного газа, как основного топлива для производства энергии;

- отсутствие экономически сформированного, целостного рынка тепловой и электрической энергии при снижающихся мощностях и пр.

В рамках разработанной концепции развития

электроэнергетического комплекса России стратегическими целями являются:

- повышение безопасности страны и субъектов в области энергетического обеспечения;

- обеспечение потребностей предприятий, организаций, населения и экономики страны в целом в тепловой и электрической энергии по экономически обоснованным ценам, способствующим повышению показателей окупаемости инвестиционных вложений в электроэнергетическую отрасль.

Для достижения стратегических целей развития энергетической отрасли необходимо решить следующие задачи:

- осуществить эффективное и полноценное развитие генерирующих и распределительных мощностей предприятий, способствующих поддержанию необходимого уровня поставки тепловой и электрической энергии как в масштабах страны в целом, так и отдельных ее субъектах;

- разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на развитие объединенной совокупной энергетической системы страны, путем

2379

слияния и поглощения изолированных неэффективных энергосистем с более конкурентоспособными и экономическо- и инвестиционно-привлекательными;

- обеспечить полную замену или модернизацию основных производственных фондов в электроэнергетическом секторе за счет внедрения инновационных технологий сетей, строительства новых или реконструкции старых предприятий и распределительных сетей, с целью повышения энергобезопасности страны;

- развитие розничных рынков страны и повышение конкуренции в отношениях на внутренних рынках эклектической и тепловой энергии, обеспечение прозрачности и обоснованности в области политики ценообразования и тарифов на данные товары и услуги;

- способствование развитию атомного, возобновляемого и когнитивного производства электрической энергии (включая гидро-, паро-и угольную энергетику), направленному уменьшению доли природного газа в производстве, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

- расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых электрических сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли и т.д.

Как упоминалось ранее, необходимо организовать новый субъект управления, который позволит регулировать рынок электро- и теплоэнергии, осуществляющий ряд функций, включающих в себя:

- установление и поддержание новой системы лицензирования,

- подготовка и принятие подзаконных актов, позволяющих сделать систему более прозрачной в области регулирования правоотношений всех субъектов энергетического рынка,

- определение прав клиентов естественных монополий в течение длительного периода времени,

- регулирование тарифов по передаче и распределению электроэнергии в области обеспечения розничных услуг несвободных потребителей,

- регулирование оптовых тарифов,

- государственное регулирование газораспределительных сетей и тендеров на поставку и распределение ресурсов и пр.

- разработку и применение административной ответственности к лицам, которые нарушают законодательство. При этом данный регулирующий орган должен иметь административную и финансовую

2380

автономию, и он не должен финансироваться из государственного бюджета. Осуществление деятельности должно быть за счет сбора доходов в основном от реализации электроэнергии и лицензионных сборов, а также от установленной надбавки на тариф за поставляемую энергию (наибольший - 1%).

Недавно проведенные реформы четко нацелены на либерализацию российского энергетического, газо- и нефтедобывающего рынков, конечной целью является рыночное регулирование в долгосрочной перспективе. Тем не менее, требуется разработка эффективных конкурентных преимуществ, влияющих на деятельность современного рынка, Поскольку Россия не имеет стабильно функционирующих (или даже просто функционирующих) рынков электроэнергии и природного газа, не говоря уже эффективной конкуренции на этих рынках. Что касается газовой промышленности, есть насущная необходимость реструктуризации и в этой отрасли, в которой доминирует ряд компаний с государственным участием. Все экономические обоснования для полной или частичной приватизации приведены в литературе или законодательстве, действующем на сегодняшний день в России. Однако, несмотря на это, существуют различные политические и институциональные барьеры на пути к приватизации и реструктуризации отрасли в России. Отсутствие эффективного управления на данных предприятиях может способствовать задержке или полной блокировке процесса реформирования энергетического сектора.

Заключение

Несмотря на сформированную законодательную базу, существующая нормативно-правовая политика России в отношении энергетической отрасли на практике далека от идеальной. Разработанные реформы зачастую имеют вид «учебниковых реформ», это означает, что они просто скопированы из литературы с некоторыми изменениями, но на практике решающее значение имеет экономическая логика и экономическая ситуация. При этом не следует забывать, что появление каждой новой структуры влечет за собой и новое понимание, а также является продолжением государственной политики в области управления энергоресурсами. С другой стороны, энергетика является достаточно сложным сектором экономики, и создание нового рынка или разделение старого сопряжено с рядом проблем.

Если ожидаемые реформы окажутся действенными и эффективными, то это будет способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвесторов в выходе на рынок с отличным потенциалом роста,

2381

так как российский рынок электроэнергии значительно недооценен. И в случае их успешной реализации, проводимые изменения будут способствовать превращению России из простого так называемого «сырьевого придатка, энергетического коридора» в «энергетическую базу», где электричество производится и экспортируется в различные регионы, особенно в Европу.

ИСТОЧНИКИ:

Васильев, А.П. (2004). Обеспечение надежности, безопасности и экономичности

энергоустановок в условиях реформирования энергетики. Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, 5-6, 61-70.

Васильев, С. (2007). Особенности реформирования энергетики Германии и России. Интеграл, 4, 18-19.

Ершов, А.В. (2011). Реформирование механизма управления энергетикой КНР в процессе модернизации страны. Проблемы Дальнего Востока, 2, 123-127.

Зеленкова, Л.И. (2011). Обеспечение качества электроэнергии в условиях реформирования энергетики. Главный энергетик, 10, 45-51.

Израэль, Ю.А., Лиознов, Г.Л., Расновский, А.А. (2008). Возможности космических и

ядерных технологий в реформировании мировой энергетики XXI века. Известия Российской академии наук. Энергетика, 3, 3-19.

Костицына, К.В., Костицына, А.А. (2012). Зарубежный опыт реформирования энергетики. Европейский союз. Вестник Удмуртского университета, 2-3, 46-53.

Реформирование энергетики: мнения экспертов (2013). Главный энергетик, 10, 7-14.

Рыбакова, Ю.В. (2013). Метод доходности инвестированного капитала (RAB) как основа реформирование энергетики России. Экономика и эффективность организации производства, 18, 12-15.

Barton, S., Onselen, P. van. (2003). Comparing Court and Kennett Leadership Styles: Energy Sector Reform in Western Australia and Victoria. Policy and Society, 22(2), 119-143. doi: 10.1016/S1449-4035(03)70022-8

Gunn, C. (1997a). Energy efficiency vs economic efficiency?: New Zealand electricity sector reform in the context of the national energy policy objective. Energy Policy, 25(2), 241-254. doi: 10.1016/S0301-4215(96)00113-9

Gunn, C. (1997b). Energy efficiency vs economic efficiency?: New Zealand electricity sector reform in the context of the national energy policy objective. Energy Policy, 25(4), 445-458. doi: 10.1016/S0301-4215(97)00018-9

Habtetsion, S., Tsighe, Z. (2007). Energy sector reform in Eritrea: initiatives and implications. Journal of Cleaner Production, 15(2), 178-189. doi: 10.1016/j.jclepro.2005.09.003

Ibarra-Yunez, A. (2015). Energy reform in Mexico: Imperfect unbundling in the electricity sector. Utilities Policy, 35, 19-27. doi: 10.1016/j.jup.2015.06.009

2382

Jaccard, M., Yushi, M. (2001). A framework for social costing and institutional/market reform in the Chinese energy sector. Energy for Sustainable Development, 5(4), 100-110. doi: 10.1016/S0973-0826(08)60290-2

Kozulj, R., Sbroiavacca, N.D. (2004). Assessment of energy sector reforms: case-studies from Latin America. Energy for Sustainable Development, 8(4), 74-85. doi: 10.1016/S0973-0826(08)60514-1

Pashechko, O.A. (2013). Energy reform features in the context of social and economic promoting of energy saving and international experience. HayKoei записки На^онального ушверситету «Острозька академ'т». Сер'1я: Економ'!ка, 24, 39-43.

Patlitzianas, K.D., Doukas, H., Kagiannas, A.G., Askounis, D.T. (2006). A reform strategy of the energy sector of the 12 countries of North Africa and the Eastern Mediterranean. Energy Conversion and Management, 47( 13-14), 1913-1926. doi: 10.1016/j.enconman.2005.09.004

Ruiz-Mendoza, B.J., Sheinbaum-Pardo, C. (2010). Electricity sector reforms in four Latin-American countries and their impact on carbon dioxide emissions and renewable energy. Energy Policy, 38(11), 6755-6766. doi: 10.1016/j.enpol.2010.06.046

Business Guide (Электронная торговля) (2008, 3 декабря; Приложение к газете «Коммерсантъ»), 220, 50.

Корнилов, А.А. (2008). Влияние реформы в электроэнергетике России на стоимость

энергокомпаний: методические и практические аспекты реформы (дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10). Новосибирск.

Путин, В.В. (2000). Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской

экономики. В книге Россия в окружающем мире: 2000 (Аналитический ежегодник). Режим доступа: http://www.rus-stat.ru/stat/1062000_2.pdf

Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

http://www.minenergo.gov.ru/upload/iblock/431/431e49b1eeb47c37818314fa8d5569 fb.pdf_

Maria A. Komissarova, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Management of Social and Economic Systems, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk

Irina N. Storozhuk, Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Management of Social and Economic Systems, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk

Reformation of the Russian power industry in the modern market conditions

ABSTRACT:

This work discusses the following tasks: firstly, the necessity of assessment of the laws and regulations that regulate the relationships in the fuel-power sector; secondly, the definition of the directions for the industrial policy aimed at improving the current situation in the industry. The article analyzes these reforms and reviews some directions of the activity in the sphere of regulation of the relations between power industry companies. KEYWORDS: power industry, regulation, restructuring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.