1. Обеспечение эффективного и удобного для граждан и организаций доступа к законодательству в том числе к нормативным правовым актам, принимаемым органами государственной власти и органами местного самоуправления;
2. Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления современной высокотехнологичной системой информирования граждан и организаций о принимаемых ими нормативных правовых актах;
3. Обеспечение устойчивого гарантированного хранения массива принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления правовых актов, включая информацию об особенностях действия этих актов;
4. Укрепление режима законности за счет упрощения и ускорения доступа граждан и организаций правовым актам, создания условий для контроля за правовыми актами, издаваемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Е. С. Густова *
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: правовая политика, электроэнергетика, программный документ, реформирование, оптовый и розничный рынки электрической энергии, РАО «ЕЭСРоссии», конкурентная среда электрической энергии. Аннотация: В статье рассмотрены правовые аспекты отечественной энергетической политики; проврдится анализ источников российского законодательства, регулирующих правоотношения в энергетической отрасли; делается вывод о необходимости совершенствования правовых норм электроэнергетической отрасли и сформулированы конкретные предложения о дополнении действующего отраслевого законодательства.
Key words: law policy, electric power industry, program document, reforming, wholesale and retail markets of electric power, RAO LIES of Russia (the Unified Energy System of Russia), competitive environment in energy sector. Summary: The legal aspects of the electric power policy of the Russian Federation are considered in the article. The author analyzes the sources of the Russian regulatory legislation for the energy industry. The author comes to the conclusion that there is the need offurther improvement in the area of electric power industry regulation, and formulates some specific proposals on possible additions to the effective legislation.
Перестройка экономических отношений в России начала 1990-х требовала от законодателя должного нормативно-правового регулирования энергетической отрасли. Необходимость перехода России к рыночным отношениям повлекла за собой приватизацию государственных предприятий энергетического комплекса. Указы Президента Российской Федерации «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» № 922 от 14 августа 1992 года и «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» № 923 от 15 августа 1992 года определили порядок приватизации предприятий и принципы управления энергетической отраслью. Кроме этого, указанными законодательными актами учреждалось Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС
* Аспирантка Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
России»), в уставный капитал которого вносилось 49 % принадлежащих Российской Федерации акций. Представители государства в Совете директоров и генеральный директор РАО «ЕЭС России» назначались Правительством Российской Федерации. В Приложении № 2 к Указу Президента № 923 от 15 августа 1992 года были перечислены электрические станции, на базе которых учреждались дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России». В 1993 году Красноярский и Иркутский край смогли опротестовать в Конституционном суде РФ передачу крупных электростанций, расположенных на их территории, под контроль РАО «ЕЭС России» 1. также в некоторых регионах доля РАО «ЕЭС России» в уставном капитале опустилась ниже 49 %.
Первым кодифицированным законодательным актом, включившим положения о договоре энергоснабжения, стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, которые включали отдельную статью о договоре снабжения энергетическими и другими ресурсами. В 1996 году была принята вторая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая содержит отдельный параграф посвященный договору энергоснабжения.
Кроме этого, в рассматриваемый период происходит становление оптового и розничного рынков электрической энергии. Впервые понятие оптового рынка было дано в Федеральном законе РФ № 41- ФЗ от 14 апреля 1995 года «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Согласно указанной статьи закона оптовый рынок электрической энергии представлял собой сферу купли-продажи электрической энергии (мощности), которую осуществляют субъекты в пределах Единой энергетической системы России. К таким субъектам были отнесены юридические лица, осуществляющие на рынке куплю-продажу электрической энергии и мощности и (или) предоставляющие услуги.
В рамках развития оптового рынка Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энер-
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10.09.1993г. № 15-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15.08.1992 г. «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. №4-5.
гни (мощности). Указанный нормативный акт определил методические, организационные и правовые вопросы работы оптового рынка, порядок взаимоотношения субъектов. Целями становления и функционирования оптового энергетического рынка стали обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации; формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии путем сочетания государственного регулирования и конкуренции; сохранение и развитие Единой энергетической системы России. В соответствии с принятыми актами на оптовом рынке электрической энергии появились такие субъекты, как РАО «ЕЭС России», Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России; государственное предприятие «Росэнергоатом», электростанции, акционерные общества энергетики и электрификации, крупные потребители электрической энергии. Несмотря на формальное образование оптового рынка, состояние естественной монополии в электроэнергетике, сложившееся в рассматриваемый период, не удовлетворяло тем требованиям, при которых возможно развитие рыночных отношений2. РАО «ЕЭС России» лишь перераспределяла электроэнергию между региональными энергосистемами, сосредоточив в своих руках весь процесс регулирования. Преобразование отрасли электроэнергетики произошло лишь частично, конкурентный рынок образован не был, отрасль оставалась не привлекательной для различного рода инвестиций, что в свою очередь требовало дальнейших действий со стороны государства.
7 мая 1995 года Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года.
Основной задачей энергетической политики Российской Федерации на этапе до 2010 года стала структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса, которая предусматривала устойчивое обеспечение страны энергоносителями, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития, создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого
2 Городецкий А., ПавленкоЮ. Реформирование естественных монополий//Вопросы экономики. 2000. № 1.
развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений, уменьшение негативного воздействия энергетики на окружающую природную среду, поддержание экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса и расширение экспорта его продукции, а также сохранение энергетической независимости и обеспечение безопасности Российской Федерации.
Указом был определен механизм осуществления энергетической политики, в соответствии с которым на федеральном и региональном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) не энергоресурсы. Особым вниманием со стороны государства было отмечено строительство важнейших объектов топливно-энергетического комплекса, а также разработка и осуществление мероприятий, связанных с созданием сезонных запасов топлива на электростанциях и для населения, закачкой газа в подземные хранилища и завозом топлива в северные регионы страны.
Необходимость государственного регулирования в сфере электроэнергетики, в том числе ценовой ее аспект, привело к тому, что 28 апреля 1997 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 426 «Об одобрении Основных положений структурной реформы в сферах естественных монополий». Этот нормативный акт указывал на необходимость выделения самостоятельных предприятий из субъектов естественных исходя из экономической целесообразности, кроме того, создание механизма публичности процесса тарифообразования, введение единых для всех правил недискриминационного «доступа к сети», а также совершенствование нормативной базы регулирования в сфере естественной монополии явились целями предстоящего реформирования. В результате должна образоваться новая система организации оптовой торговли электроэнергией на конкурентной основе, генерирующие компании, созданные на базе РАО «ЕЭС России», не должны занимать монополистическое положение на электрическом рынке, а кроме этого, существенным шагом вперед должно было стать реструктуризация РАО «ЕЭС России».
В целях повышения эффективности функционирования электроэнергетики, обеспечения бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией Правительство Российской Федерации утвердило основные направления реформирования указанной отрасли.
Данный документ определил цели реформирования электроэнерге-
тики, такие как обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Правительство постановило, что для успешного проведения реформы электроэнергетики Российской Федерации необходимо:
- создать конкурентные рынки электроэнергии во всех регионах Российской Федерации;
- создать эффективный механизм снижения издержек в сфере производства, передачи и распределения электроэнергии и улучшить финансовое состояние организаций отрасли;
- провести стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
- создать благоприятные условия для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству и передаче электроэнергии;
- ликвидировать перекрестное субсидирование различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
- создать систему поддержки малообеспеченных слоев населения;
- сохранить и развивать единую инфраструктуру электроэнергетики, которая включает в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
- создать нормативно-правовую базу реформирования отрасли, регулирующую ее функционирование в новых экономических условиях;
- произвести реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике, в том числе в рамках уточнения статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
В результате реформирования должно произойти преобразование существующего федерального оптового рынка электрической энергии в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии. В рамках оптового рынка должна быть обеспечена конкурентное ценообразование, а также свободное коммерческое взаимодействие участников рынка с безусловным соблюдением договорных обязательств и финансовой дисциплины. В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям должны быть сформированы эффективные розничные рынки электроэнергии, обеспечивающие надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции. Гарантирующие поставщики, осуществляющие поставку
электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна соответствовать реальной стоимости электроэнергии.
В соответствии с концепцией реформы электроэнергетики, весной 2003 года был принят ряд федеральных законов, претворяющих долгожданную реформу в жизнь.
Реформирование электроэнергетики и создание конкурентного рынка электрической энергии
Новой вехой в развитии законодательства об электроэнергетике стало принятие Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и ряда сопутствующих ему подзаконных нормативно-правовых актов. Принятые нормативные акты стали отправной точкой реформирования системы государственного регулирования отношений в электроэнергетике и были направлены на рыночные преобразования в этом секторе экономики. Предполагалось, что реформа позволит вывести отрасль из кризиса, а экономику страны избавит от инфраструктурных ограничений роста, о чем упоминалось в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ в 2007 году. Введение в действие Закона об электроэнергетике ознаменовало создание единого комплекса правового поля для регулирования указанных правоотношений. В этот период идет активное формирование нормативного массива, представляющего собой совокупность нормативных правовых актов различного уровня, которые регулируют общественные отношения и возникают в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и его взаимоотношений с потребителями и другими организациями 3.
Впервые в Законе об электроэнергетике было легально закреплено понятие «электроэнергетика» (ст. 3 Закона). Это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе
3 Лахно П. Г. Энергетическое законодательство РФ // Нефтегаз, энергетика и законодательство 2001-2002 гг. Информационно-правовое издание ТЭКа России. 2003. С.21.
входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Необходимость специального правового регулирования данной отрасли вызвана тем, что электроэнергетика, как отмечает Закон, является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Закон об электроэнергетике явился тем документом, который определяет лишь вектор правового регулирования столь важной для экономики страны отрасли, он будет наполнен конкретным смыслом лишь после принятия обширного перечня подзаконных нормативно-правовых актов. В статье 47 Закона предусмотрено, что он будет действовать в полном объеме только с момента вступления в силу правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Как отмечает третейский судья при Третейском суде некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы» Ю.Ю. Захаров принятие Закона об электроэнергетике демонстрирует намерение законодателя отказаться от тотального регулирования обращения энергии и перейти к рыночному ценообразованию. Безусловно, такой переход одномоментно невозможен. Отказ же от государственного регулирования во всех сферах электроэнергетики может привести к экономическому кризису. По этой причине был принят Федеральный закон № Зб-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Закона об электроэнергетике.
Указанный нормативный акт предусматривает последовательный переход от существующей системы административного регулирования к формированию конкурентной среды. В переходный период обеспечивается подготовка электроэнергетического комплекса к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную организацию хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня административного регулирования в секторах, где формирования рыночных условий невозможно. Для обеспечения реализации нормы закона субъектам электроэнергетики необходимо вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) про-
дукции, доходов и затрат по производству, передаче и реализации (сбыту) электрической энергии, а также оперативно-диспетчерскому управлению. До даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии и мощности и розничные рынки электрической энергии будут функционировать на основании правил переходного периода, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Одновременно с принятием Закона об электроэнергетике были внесены изменения в Гражданский Кодекс РФ. Пункт 4 статьи 539 Гражданского Кодекса РФ иначе определил законодательные источники регулирования договора снабжения электрической энергией: к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Пункт 4 статьи 39 Закона об электроэнергетике дополняет эту норму: отношения по договору энергоснабжения регулируются утвержденными Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в то части, в которой Гражданский Кодекс РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Таким образом, законодательное регулирование договора снабжения электрической энергией осуществляется на основании Закона об электроэнергетике, Гражданского Кодекса РФ и положения о функционировании розничных рынков.
Другим нововведение в Гражданский Кодекс РФ стала норма о запрете ограничивать или прекращать подачу энергии без согласования с абонентом, предусмотрена процедура предварительного предупреждения и порядок осуществления отключения.
Для описания структуры электроэнергетики Закон вводит понятийный ряд (ст. 3 Закона). Наиболее значимыми из них стали - Единая энергетическая система России (далее - ЕЭС России), субъекты электроэнергетики, потребители электрической и тепловой энергии, оптовый и розничные рынки электрической энергии (мощности), субъекты оптового и розничного рынка, объекты электроэнергетики.
Несмотря на принятие Закона об электроэнергетике, который определил задачи реформы, понятийный аппарат имеет многие недоработки, так, нельзя не остановиться на определении единой энергетической системы. В соответствии с п. «и» статьи 71 Конституции РФ применительно к
электроэнергетике в ведении Российской Федерации находятся, в частности, ядерная энергетика и федеральные энергетические системы. Но что такое федеральные энергетические системы, до настоящего времени неясно. На законодательном уровне не раз поднимался вопрос о том, что необходимо принять закон о федеральных энергетических системах. Однако такой закон принят не был, раскрыть понятие федеральных энергетических систем в законодательстве так и не удалось. В Законе об электроэнергетике указанное понятие также отсутствует, зато имеется понятие Единой энергетической системы, под которой понимаются практически все объекты электроэнергетики 4. Логично, что понятие Единой энергетической системы страны должно включать всю совокупность отношений в отрасли, в том числе субъектов электроэнергетики, отношения между ними на оптовом и розничном рынке. Однако в понятие включены только объекты электроэнергетики.
Подход законодателя к определению оптового и розничного рынка также вызывает вопросы. Оптовый рынок характеризуется как сфера обращения электрической энергии и мощности с участием крупных производителей и покупателей, которые получили статус субъектов оптового рынка. Розничный рынок представляет же собой сферу обращения электроэнергии вне оптового рынка с участием потребителей. Следовательно, к розничному рынку можно отнести все, что не признано оптовым. Кроме того, можно ошибочно предположить, что потребители присутствуют только на розничном рынке.
В рассматриваемый период был принят ряд нормативных правовых актов важнейшими из которых стали:
1) Постановление Правительства от 27 декабря 2004г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопри-
4 Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (Ст. 3 Закона об электроэнергетике).
нимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»;
2) Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)»;
3) Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»;
4) Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
5) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 854 «Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике ».
В статье 4 Федерального закона № Зб-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» определена дата, что стадия реформирования электроэнергетики должна завершиться 01 января 2008 года. В статье 6 указанного нормативного правового акта оговорено, что переходный период завершается 01 января 2011 года. Однако уже сегодня можно с уверенностью заявить, что к указанному сроку реформирование электроэнергетики в полном объеме не произойдет. Система регулирования отношений в области электроэнергетики не готова к завершению реформирования по ряду причин.
В первую очередь, это связано с тем, что в Российской Федерации отсутствует правовая доктрина, на основании которой строится весь процесс реформирования такой социально-ориентированной отрасли, как электроэнергетика. В мировом практике существуют несколько концепций публично-правового регулирования субъектов, оказывающих инфраструктурные услуги широкому кругу потребителей. Например, в англо-американской правовой системе такая концепция регулирования существует почти сто лет и известна под названием «public utility» (публичное обслуживание, пользование), целью которой является защита потребителей от монополии. При таком регулировании существует федеральное законода-
тельство о энерго, газо- и теплоснабжении, кроме того на уровне штатов приняты кодексы, в которых отражен механизм регулирования отрасли специально созданными комиссиями по отдельным вопросам. Например, весьма объемный Кодекс публичного обслуживания штата Калифорния (California Public Utilities Code) содержит несколько десятков тысяч статей, в том числе разделы, относящиеся к энергоснабжению. В большинстве европейских стран в отношении инфраструктурных услуг используется другая доктрина частно-публичного регулирования, известная под наименованием «public service» (публичной услуги), которая базируется на доступности, непрерывности, надежности, безопасности, информационной открытости и недискриминационности предоставления таких услуг 5.
Кроме того, с исчезновением РАО «ЕЭС России» возник системный провал в координации рынка, Российская Федерация лишилась двигателя реформы и доводить до конца ее просто некому. Правовое регулирование электроэнергетики сегодня также осложняется обилием технических норм, судебная практика по этой причине складывается крайне тяжело, что приводит к снижению стандартов ответственности субъектов рынка перед потребителями, очень часто наблюдается отсутствие симметрии в их правах и обязанностях.
В 2009 году Правительство Российской Федерации Распоряжением от 13.11.2009г. № 1715-р утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2030, на основании которой сегодня базируется все регулирование отрасли. Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора осуществляется на принципах создания сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, представляющих Россию на внешних рынках,
5 Bouckaert G. Charters as framework for awarding quality: The Belgian, British and French Experience // Trends in Public Sector Renewal. Recent Developments and Concepts of Awarding Excellence /Eds. H. Hill, H. Klages. Frankfurt am Main, 1995. P. 117-124.
государственного стимулирования предпринимательской инициативы в отрасли электроэнергетики, на принципах реализации важнейших стратегических ориентиров. Государственная политика в электроэнергетике осуществляется следующими методами:
- создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
- введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;
- стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;
- повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.
Государственную политику в области электроэнергетики предполагается проводить в три этапа.
Первый этап включает в себя выход из кризиса и формирования основ новой экономики. В соответствии с этим главной задачей является скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике с целью достижения устойчивых темпов экономического и энергетического развития, а также использования открываемых в период кризиса возможностей для модернизации российского топливно-энергетического комплекса. В этой связи на первом этапе должны быть созданы необходимые условия и сняты основные барьеры (как на внутреннем рынке, так и во взаимодействии с зарубежными партнерами) для обеспечения ускоренного продвижения по всем важнейшим составляющим государственной энергетической политики.
В этот период планируется осуществить работы по развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры энергетического сектора, выделить территории и регионы, в которых необходимо обеспечить опережающее развитие энергетической инфраструктуры и перелом негативных тенденций в развитии сырьевой базы энергетики, завершить формирование базовых рыночных институтов, стабильной и эф-
фективной нормативной правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике.
Второй этап - это этап перехода к инновационному развитию и формирования инфраструктуры новой экономики. Главной целью этого этапа станет общее повышение энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также реализация инновационных и новых капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе арктических морей и полуострове Ямал. На втором этапе должно быть проведено обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности на первом этапе, а также международного сотрудничества. На этом этапе государство планирует ослабить свое участие в развитии энергетического сектора, путем внедрения различных форм частно-государственного партнерства, главным образом в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры.
Третий этап представляет собой этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых неуглеводородных источников энергии и технологий ее получения.
В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора будет заключаться преимущественно в поддержке инновационных направлений развития энергетического сектора (неуглеводородная энергетика и др.), а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора. Помимо всего прочего необходимо установить тарифы, которые будут гарантировать инвестиционную привлекательность отдельных секторов за счет включения в тариф норм возврата капитала с учетом его доходности, тарифы на тепловую энергию, учитывающие доход от продажи электроэнергии, производимой за счет комбинированной выработки. Инвестиционная привлекательность должна обеспечиваться прозрачностью, стабильностью и предсказуемостью тарифной политики, проводимой Российской Федерацией. В рамках реализации этих на-