ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Макаров И.Н. , Макаров О.А.
1 Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации
Эффективность рынка электроэнергетики как фактор экономического развития России
АННОТАЦИЯ:
Авторами рассмотрена историческая роль и значение электроэнергетики, а также динамика развития энергетической отрасли. В статье проведен анализ причин, приведших энергетическую отрасль к современному состоянию. В качестве основных проблем выделены высокий уровень износа генерирующих мощностей и, во многом, использование устаревших технологий генерации энергии. Однако основной проблемой энергетики страны с точки зрения ее народнохозяйственного значения является необходимость привлечения значительного объема инвестиций с целью развития генерирующих мощностей до уровня, позволяющего эффективно обеспечивать энергетические потребности инновационного экономического роста России. На основании проведенного анализа делается вывод о необходимости строить энергетическую политику страны, ориентированную, главным образом, на развитие генерирующих мощностей и сетевой энергетической инфраструктуры посредством привлечения частных инвестиций, с целью исключения возможных инфраструктурных ограничений социально-экономическому развитию регионов страны.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электроэнергия, генерирующие мощности, рынок, инфраструктура
Данная статья написана в рамках выполнения темы НИР «Анализ и оценка эффективности функционирования системы железнодорожного транспорта и рынка электроэнергетики в России» госзадания РАНХиГС (приказ Ректора Академии В.А. Мау №№01-2686 от 22.06.2015г. «О выполнении НИР»).
JEL: E22, E60, 194, O13 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Макаров, И.Н., Макаров, О.А. (2015). Эффективность рынка электроэнергетики как фактор экономического развития России. Российское предпринимательство, 16(16), 2651-2662. doi: 10.18334/гр.16.16.620
Макаров Иван Николаевич, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ([email protected])
Макаров Олег Анатольевич, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 10.08.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.08.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.16.16.620 (с) Макаров И.Н., Макаров О.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2652
Введение
Электроэнергетический сектор России — один из проблемных секторов промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны. Его проблемы создают проблемы для развития экономики России в целом. Развитие электроэнергетики в России является стратегически важным направлением, а актуальность развития данной отрасли бесспорна (Кудрин, 2010; Сердюков, 2010; Шевелева, 2008; Шлычков, 2010; Aizenberg, 2014; Hammons, 2006; Korppoo, Luukkanen, Vehmas, Kinnunen, 2008; Marchenko, Solomin, 2004; Palamarchuk, Podkovalnikov, Voropai, 2001; Vasileva, Viljainen, Sulamaa, Kuleshov, 2015; Xie, Shang, Yang, Yi, 2014; Zeigarnik, 2006).
Широко известно, что общая и удельная электроэнерговооруженность определяют производительность труда и уровень развития страны, ибо электроэнергетика является стержнем всех видов человеческой деятельности. Необходимо учитывать, что поскольку «конкурентоспособность любого объекта представляет собой сложный многоаспектный показатель, который характеризуется совокупностью критериев, отражающих уровень выполнения своих функций на конкурентном рынке (Каширина, Рыбина, 2015; Goncharova, Rybina, 2014)», электроэнергетика во многом определяет конкурентоспособность и скорость роста экономики любой страны, в том числе и российской, значительную долю которой составляют энергоёмкие отрасли.
В настоящее время Россия производит электроэнергии в 5 раз меньше, чем Китай, и в 4 раза меньше, чем США, не достигая уровня производства электроэнергии советского времени (1990 год).
Причина такого положения в том числе заключается в «низком КПД» отрасли, то есть в высоких непроизводственных расходах.
Общая структура расходов в конечной цене электроэнергии складывается из следующих составляющих:
— производство топлива (работа угольных разрезов и шахт в более 70%);
— электротехническая промышленность (производство и ремонт турбин, электрогенераторов и др.);
— работа электростанций;
— распределительная система РАО ЕС (в основном, доход акционеров).
Доля последнего пункта составляет 5/6 цены, то есть производственные затраты — это менее, чем 17% стоимости электроэнергии для потребителя. При таком распределении на рост отрасли остаются относительно незначительные средства. При подобном продолжении «развития» отрасли Россия не сможет обеспечить конкурентоспособное развитие промышленности в общем.
Электроэнергетический комплекс ЕЭС России в настоящее время составляют порядка 700 генерирующих станций, каждая мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций энергетического комплекса страны на конец 2012 года составляла 223 070,83 МВт. Увеличение установленной мощности электростанций ЕЭС России за счет вводов нового, а также модернизации действующего генерирующего оборудования электростанций составило 6 460,5 МВт. Ввод новой мощности в 2012 году на электростанциях ЕЭС России с учетом электростанций промышленных предприятий составил 6 134,31 МВт. Выведено из эксплуатации 1 911,37 МВт неэффективного и устаревшего генерирующего оборудования. Ежегодно все станции вырабатывают около одного триллиона кВт-ч электроэнергии. В 2012 году электростанции ЕЭС России выработали 1 053,4 млрд. кВт^ч (на 1,23% больше, чем в 2011 году). Сетевое хозяйство ЕЭС России насчитывает более 10 700 линий электропередачи класса напряжения 110 - 1150 кВ.1
В 2014 году установленные мощности электростанций по ЕЭС России росли в основном за счет вводов ТЭС по ДПМ (65% от всех вводов), остальной прирост обеспечили вводы блока АЭС (1 ГВт) и двух блоков ГЭС (в сумме — 1,5 ГВт). В 2014 году прирост мощностей в ЕЭС России составил 6 ГВт (+3% к 2013 году), с 2008 по 2014 год — 21,8 ГВт (+10,4%). Всего по России мощности выросли с 2008 по 2014 год на 23 ГВт. Износ основных фондов в электроэнергетике не превышает средний показатель по всем отраслям экономики. В 2013 году износ составил 34% по производству ЭЭ, 43% по передаче и 35% по распределению, но наблюдается тенденция к росту по всем направлениям.
Во многих странах, в том числе в России, два последних десятилетия ознаменовались начавшимися процессами
реструктуризации рынка электроэнергетики. Реформирование
1 Раздел «Основные показатели» // Сайт Министерства энергетики Российской Федерации.
2654
электроэнергетики в России проходило дважды: первый раз - после распада Советского Союза, второй берет начало с 2001 года.
В советский период развитие электроэнергетической отрасли происходило высокими темпами, но с развалом СССР наступила пора спада производства электроэнергии. Из таблицы 1 следует, что спад производства начинается сразу с 1991 года и далее только наращивает темпы.
Таблица 1
Динамика производства электроэнергии в России в период 1970-2000 гг.2
Год Производство электроэнергии, млрд кВт -ч Абсолютное отклонение к предыдущему периоду, млрд кВт ■ч Относительное отклонение к предыдущему периоду, %
1970 470 - -
1980 805 335 71,28
1990 1082 277 34,41
1991 1068 -14 -1,29
1992 1008 -60 -5,62
1993 957 -51 -5,06
1994 876 -81 -8,46
1995 860 -16 -1,83
1996 830 -30 -3,49
1997 824 -6 -0,72
1998 820 -4 -0,49
1999 844 24 2,93
2000 870 26 3,08
Наибольшее сокращение наблюдается в 1994 году. С 1997 года ситуация с выработкой электроэнергии постепенно выравнивается и с 1999 года начинается увеличение производства электроэнергии.
Второй этап реформ начался в период роста производства электроэнергии. Основной целью проведения реформы в электроэнергетике было обеспечение надежного и бесперебойного электроэнергоснабжения потребителей, стимулирование притока инвестиций в электроэнергетику и, как следствие этого, повышение эффективности предприятий в отрасли и обеспечение общего ее развития (более подробно цели и задачи определены в постановлении Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании
2 Источник: составлено автором по: Электроэнергетика России (2014). В книге Теоретические основы электротехники и электроники. Режим доступа: http://www.bourabai.kz/toe/rusenergy.htm
2655
электроэнергетики Российской Федерации»). Достичь поставленных целей предполагалось путем создания конкурентоспособных оптовых и розничных рынков путем отделения конкурентной части рынка (производство электроэнергии и розничная торговля) от регулируемых монополией операций (передача и распределение электроэнергии).
29 мая 2003 года РАО ЕЭС приняла концептуальную стратегию на период с 2003 по 2008 год, которая стала известна, как «5+5 стратегия». В ней были изложены процедуры реструктуризации РАО ЕЭС, определены основные принципы и процессы реструктуризации электроэнергетического сектора. В июне 2003 года Правительство установило собственный план действий по реструктуризации рассматриваемого рынка на период с 2003 по 2005 гг. Таким образом, параллельные корпоративные и государственные процессы были приведены в движение, дополняя друг друга, действуя независимо.
В 2001 году, как уже говорилось ранее, Правительство Российской Федерации приняло основное распоряжение касаемо реструктуризации энергетического рынка в РФ. В документе содержится программа мероприятий, определяющих концепцию реформы в электроэнергетической отрасли в России. В 2003 году Государственная Дума приняла пакет документов касаемо реформы: ФЗ «Об электроэнергетике», «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» и изменения к существующим ФЗ. Данные законодательные акты заложили основу нового рынка электроэнергетики и правового регулирования функционирования в новых рыночных условиях.
До реформы правовое регулирования рынка электроэнергии (мощности) состояло из закона о регулировании цен в данной сфере и нескольких подчиняющихся ему нормативно-правовых актов. В условиях жесткого регулирования со стороны государства этого было достаточно. Реформа привела к усложнению в законодательстве и к увеличению регулирующих органов. В настоящий момент существует около сотни подзаконных актов, которые относятся к данной сфере регулирования. Основными из них являются: документ, содержащий основы регулирования оптового рынка электроэнергии (мощности), принятый постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года и Постановление правительства № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии». Эти два основных
2656
законодательных акта регулируют оптовый и розничный рынки электроэнергии.
Также глобальные изменения произошли и в контрактном регулировании сделок купли/продажи на рынке электроэнергии (мощности). Новая система контрактов, основанная на общих положениях гражданского законодательства и специальных положениях законодательства о рынке электроэнергии, стала развиваться в ходе реформирования. Сложность контрактного регулирования продиктована тем, что сам рынок и структура его участников усложнились, появились субъекты технологической и коммерческой структур рынка. Наиболее сложное правовое регулирование на оптовом рынке электроэнергии (мощности), что связано с наличием на нем множества участников, регуляторов, секторов и подразделений рынка (подробнее структура ОРЭМ будет описана далее). Также на ОРЭМ большую роль играют правила и указы НКО «Совет рынка», в состав которой входят все участники оптового рынка.
На данный момент рынок электроэнергетики в России состоит из двух - оптового и розничного рынков энергии и мощности. Больший интерес представляет ОРЭМ, так как, хотя и на розничном рынке происходит либерализация цен, но данный процесс скорее производный от процесса либерализации оптового рынка, чем самостоятельный, так как нерегулируемые цены лишь отражают стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен, который определяется на основании ежемесячно публикуемых АТС данных о средней стоимости единицы электроэнергии, сложившейся на оптовом рынке, плюс государственный тарифы на транспортировку, сбытовую надбавку и надбавки за услуги АТС и РАО ЕЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 529 (ред. от 27.06.2013 года) были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности). Согласно данному постановлению, на рынке была введена система регулируемых договоров между продавцами и покупателями. Система носила такое название потому, что цены на электроэнергию в рамках такого рода договоров регулировались Федеральной службой по тарифам.
Изначально регулируемые договора заключались на полный объем производства и потребления электроэнергетики. Но так как одной
из целей реформы рынка была либерализация цен, то постепенно объемы электрической энергии, продаваемой по регулируемым ценам, снижались.
Таким образом, к началу 2011 года вся электроэнергия в полном объеме должна была поставляться по нерегулируемым ценам, но это решение было пересмотрено. На данный момент договоры по регулируемым ценам заключаются только в отношении электроэнергии и мощности, поставляемых населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа. При этом важным условием является то, чтобы для производителя общий объем энергии, реализованной по регулируемым договорам, не превышал 35% от всего проданного объема3.
В независимости от регулирования и законотворчества постепенно объемы производства электроэнергии увеличивались и к 2007 году достигли 1 трлн кВт-ч, что отражено в таблице 2. Далее следовало постепенное планомерное увеличение объемов производства с незначительными спадами в 2010 и 2013 гг. Незначительное сокращение 2010 года можно объяснить отголосками кризиса 2008 года.
На 1 июля 2015 года уже произведено 534,6 млрд кВт-ч, что больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, но меньше аналогичного периода 2013 года.
В 2007 году, в год начала масштабных реформ в электроэнергетике, планировалось, что темпы роста потребления электроэнергии в России будут составлять от 4,1 до 5,2% в среднем в год до 2020 года. Это потребовало бы ввода 33,2 ГВт новой мощности только в период до 2010 года (включительно) и совокупных инвестиций порядка 3 трлн руб. (в базовом сценарии). Однако по итогам 2014 года производство электроэнергии в России составило 1059 млрд. кВт-ч (по данным сайта http://www.minenergo.gov.ru/ производство электроэнергии в России составило 1056,7 млрд кВт-ч), что близко к значению показателя 2013 года, а с 2006 по 2014 год среднегодовой темп роста производства электроэнергии составил 1,2% (по данным Росстата). Как отмечается в ряде исследований, прогнозы в Генсхеме строились на
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (ред. от 04.09.2015).
2658
основе высоких темпов роста потребления электроэнергии, фактически наблюдаемых в 2006 году; ставки также были сделаны на ожидание высоких темпов экономического роста и существенный прирост потребности в электроэнергии в бытовом секторе. Реформаторы также руководствовались необходимостью привлечения инвесторов, что было проще сделать, пообещав значительные перспективы развития российской энергетики. Несмотря на то, что в период 2000-2012 годов (за исключением 2009 года) в России действительно наблюдались довольно высокие темпы экономического роста от 3 до 8%, этого все же было недостаточно для достижения запланированного прироста потребления электроэнергии. Для того чтобы добиться таких темпов роста, с каждым дополнительным процентным пунктом ВВП должен был бы происходить рост потребления электроэнергии на 0,5-1%; фактически же долгосрочная эластичность спроса на электроэнергию по ВВП за рассматриваемый период составляла примерно 0,3-0,35. Действительно, по итогам 2014 года видно, что прогнозы были завышены. Фактический рост производства электроэнергии в рассматриваемый период происходил на фоне замедляющихся темпов роста экономики и промышленного производства, а также стабильной численности населения. Данные факторы и объясняют достаточно скромные темпы роста производства электроэнергии.4
В августе 2011 года пресс-служба Минэнерго РФ заявила, что модернизация российской энергетической отрасли требует инвестиций в объеме не менее 11,1 триллиона рублей в ближайшее десятилетие.
«На выполнение программы модернизации потребуется 11,1 триллиона рублей. Источниками финансирования программы являются, прежде всего, кредитование по льготным ставкам (не более 8%) в государственных банках на возвратной основе, запуск механизмов оптового рынка мощности с использованием конкурсных процедур, средства от приватизации государственных пакетов в генерирующих и электросетевых компаниях», — таким образом, электроэнергетика превращена в спекулятивную систему типа биржи, что естественным образом закрепило власть спекулянтов над производителями, делая их бесправными заложниками системы и не давая никаких шансов на
4 Энергетический бюллетень (2015), 24.
2659
развитие, а потребителя поставила перед фактом высочайших цен на электроэнергию, диктуемых перекупщиками.5
Таблица 2
Динамика производства электроэнергии в России в период 2001-2014 гг.6
Год Производство электроэнергии, млрд кВт -ч Абсолютное отклонение к предыдущему периоду, млрд кВт ■ч Относительное отклонение к предыдущему периоду, %
2001 887 17 1,95
2002 888 1 0,11
2003 915 27 3,04
2004 930 15 1,64
2005 952 22 2,37
2006 974 22 2,31
2007 1000 26 2,67
2008 1018 18 1,80
2009 1040 22 2,16
2010 1037 -3 -0,29
2011 1053 16 1,54
2012 1054 1 0,09
2013 1045 -9 -0,85
2014 1056,7 11,7 1,12
Таким образом, для привлечения масштабных инвестиций в электроэнергетику России, особенно в условиях растущего спроса на инвестиции, увеличивающейся конкуренции за их получение между различными странами и компаниями, обострившегося мирового кризиса ликвидности, необходимо повышать инвестиционную
привлекательность отрасли.
Заключение
К созданию условий для инвестирования в электроэнергетику необходимо подходить комплексно.
Условия для инвестирования в электроэнергетику России должны не только привлекать инвесторов в отрасль, но и поощрять электроэнергетические компании вкладывать средства в инвестиционные проекты — нужны дополнительные гарантии выполнения инвестиционной программы электроэнергетики новыми
5 Модернизация электроэнергетики в РФ требует 11 триллионов рублей до 2020 г - Минэнерго (2011, 26 августа) // Информационно-аналитический портал «Нефть России».
6 Источник: составлено автором по: Электроэнергетика России (2014). В книге Теоретические основы электротехники и электроники. Режим доступа:
http://www.bourabai.kz/toe/rusenergy.htm; Раздел «Статистическая информация» // Сайт Министерства энергетики Российской Федерации
собственниками, в первую очередь, при переходе к целевой модели рынка.
Чтобы генерирующие компании смогли реализовать инвестиционную программу отрасли и не ухудшить свои финансовые показатели, необходимы действенные меры, сдерживающие увеличение стоимости сооружения новых генерирующих мощностей, включая активизацию антимонопольной работы на рынке
энергомашиностроительной продукции, разработку программы поддержки развития отечественного машиностроения. Нужны дополнительные меры со стороны государства для генерирующих компаний и по смягчению последствий такого удорожания, касающиеся, например, снижения или отмены ввозных пошлин на оборудование, предоставления льгот по налогу на имущество, развития рынка для распределения дополнительных издержек между производителями и потребителями.
Управление инвестиционной привлекательностью предприятий отрасли необходимо осуществлять нам федеральном, региональном и местном уровнях. Это предполагает целенаправленное воздействие органов государственной власти, региональных властей, муниципалитетов и акционеров предприятия для того, чтобы предприятие могло привлекать внешних инвесторов на базе реализации соответствующего комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.
ИСТОЧНИКИ:
Каширина, М.Л., Рыбина, И.А. (2015). Повышение конкурентоспособности предприятия
как основа успешного развития региона (на примере ОАО «НЛМК»). Перспективы науки, 1, 111-115.
Кудрин, Б.И. (2010). 50-летняя стратегия развития электроэнергетики России. Экономические стратегии, 12(4), 40-47.
Кузнецова, А.И. (2010). Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход (2-е изд.). М.: КомКнига.
Макаров, И.Н. (2007). Структурные реформы и перспективы государственно-частного партнерства в естественно-монопольном секторе экономики России. Воронеж: Научная книга.
Макаров, И.Н., Макаров, О.А. (2013). Модели аукционов в проектах государственно-частного партнерства. Российское предпринимательство, 4, 17-24.
2661
Макаров, И.Н., Колесников, В.В. (2012). Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики. Креативная экономика, 5, 50-54.
Рубинштейн, А. (2007). Общественные интересы и теория публичных благ. Вопросы экономики, 10, 90-113.
Рубинштейн, А.Я. (2008). Экономика общественных преференций. Структура и эволюция социального интереса (2-е изд., доп. и испр.). СПб: Алетейя.
Сердюков, А.В. (2010). Особенности функционирования и тенденции развития электроэнергетики в России. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 10, 103-107.
Шевелева, Г.И. (2008). Корпоративное управление в электроэнергетике России:
современное состояние и возможности развития. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 8(1), 25-33.
Шлычков, В.В. (2010). Электроэнергетика России - состояние и перспективы развития. Энергетика Татарстана, 2, 83-87.
Aizenberg, N. (2014). Interaction of Generation Companies in the Electricity Market of Russia. Procedia Computer Science, 31, 75-84. doi: 10.1016/j.procs.2014.05.247
Goncharova, M.A., Rybina, I.A. (2014). Investment guidelines of establishment of the region
economic competitivness. Вести высших учебных заведений Черноземья, 4, 78-83.
Hammons, T. (2006). Impact of electric power generation on green house gas emissions in Europe: Russia, Greece, Italy and views of the EU power plant supply industry - A critical analysis. International Journal of Electrical Power & Energy Systems, 28(8), 548-564. doi: 10.1016/j.ijepes.2006.04.001
Korppoo, A., Luukkanen, J., Vehmas, J., Kinnunen, M. (2008). What goes down must come up? Trends of industrial electricity use in the North-West of Russia. Energy Policy, 36(9), 3588-3597. doi: 10.1016/j.enpol.2008.05.024
Marchenko, O., Solomin, S. (2004). Efficiency of wind energy utilization for electricity and heat supply in northern regions of Russia. Renewable Energy, 29(11), 1793-1809. doi: 10.1016/j.renene.2004.02.006
Palamarchuk, S.I., Podkovalnikov, S.V., Voropai, N.I. (2001). Getting the Electricity Sector on Track in Russia. The Electricity Journal, 14(8), 52-58. doi: 10.1016/S1040-6190(01)00238-X
Vasileva, E., Viljainen, S., Sulamaa, P., Kuleshov, D. (2015). RES support in Russia: Impact on capacity and electricity market prices. Renewable Energy, 76, 82-90. doi: 10.1016/j.renene.2014.11.003
Xie, B., Shang, L., Yang, S., Yi, B. (2014). Dynamic environmental efficiency evaluation of electric power industries: Evidence from OECD (Organization for Economic Cooperation and Development) and BRIC (Brazil, Russia, India and China) countries. Energy, 74, 147-157. doi: 10.1016/j.energy.2014.04.109
Zeigarnik, Y.A. (2006). Some problems with the development of combined generation of electricity and heat in Russia. Energy, 31(13), 2387-2394. doi: 10.1016/j.energy.2006.04.003
2662
Ivan N. Makarov, Candidate of Science, Economics; Associate Professor; Associate Professor of the Chair of Economics and Finance, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Oleg A. Makarov, Candidate of Science, Economics; Associate Professor of the Chair of Economics and Finance, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
The effectiveness of electricity market as a factor of economic
development of Russia
ABSTRACT:
The authors studied the historical role and value of the electric power industry, as well as development trends of the energy sector. The article analyzes the causes that led the sector to the current situation. Among the main problems are high deterioration of generating capacities and, in many respects, the use of outdated technologies of energy production. However, the main problem of the electric power industry, in terms of its economic importance, is the need for attracting significant investments to develop its production capacities to a level that allows to effectively provide for the energy needs of innovative economic growth in Russia. Based on this analysis, we may conclude that there is a need to build the country's energy policy, focused mainly on the development of production capacities and network energy infrastructure by attracting private investments, in order to avoid possible infrastructural restrictions of socio-economic development of regions. KEYWORDS: electricity, production capacity, market, infrastructure