В настоящее время научно-технологическое, или, как сейчас принято именовать, инновационное развитие экономики является в мире доминантным. Наиболее успешны те страны, которые смогли не просто продемонстрировать приоритетность науки, а реально поставить ее во главе всех сфер экономической инфраструктуры. Наука в развитых странах имеет особый статус в вопросах как финансирования, так и участия в инновационных процессах. Считается, что экономить на науке - значит экономить на инновациях, а следовательно, сдерживать процессы развития страны.
Владимир Гусаков,
Председатель Президиума НАН Беларуси, академик
Главные ресурсы быстрого инновационного роста - интеллектуальный капитал, или уровень подготовки и квалифицированности трудоспособного населения, фундаментальная наука, прикладная наука и разработки, технико-технологические инновации, в основе которых лежат новейшие знания и достижения в области техники, природы, общества и человеческого развития. Наука и воспроизводимые ею новые знания и инновации являются базой, на которой основываются практически все сферы современной экономики, называемой экономикой знаний, или интеллектуальной экономикой. Полагаем, что в рамках интеллектуальной экономики должна обеспечиваться реализация сквозной научно-инновационной цепочки:
14 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №8 (186) | Август 2018 |
http://innosfera.by
I
I
?
воспроизводство базовых школьных, вузовских и поствузовских знаний
воспроизводство фундаментальных исследований и теоретических знаний
выполнение востребованных экономикой прикладных исследований и разработок
внедрение научно-технических и научно-технологических результатов и инноваций в различные отрасли экономики
производство конкурентоспособной инновационной продукции (услуг) с повышенной добавленной стоимостью
синергетический эффект реализации науки и инноваций, который затем снова направляется на получение новых знаний и воспроизводство инноваций.
Ведущая роль науки в этой специфической технологической цепочке организации и реализации научных знаний очевидна.
Наука в настоящее время - не только область экономики по целевому воспроизводству системы знаний, востребованных обществом, а, по большому счету, вершина пирамиды каждой отрасли народного хозяйства (технической, биотехнологической, гуманитарной и т.п.). Она призвана задавать стратегию развития, обеспечивать весь инфраструктурный комплекс новыми знаниями, осуществлять непрерывное воспроизводство инноваций. Но такая организация непременно требует сбалансированного развития науки во всех сферах и областях, включая региональную, отраслевую и корпоративную науку - государственную и частную. Следует учитывать также, что вложения в науку и знания, особенно стратегического характера, могут на первых порах не давать быстрой отдачи, поскольку имеет место пролонгированная окупаемость, иногда долговременная. Но всегда срабатывает кумулятивный эффект: при непрерывных и продолжительных вложениях образуется критическая масса высокозначимых результатов. Это называется историческим эффектом научной школы.
Однако в новых условиях перехода общества и экономики к рынку имеют место некоторые специфиче-
ские обстоятельства. Надо признать, что рынок по своему характеру достаточно чувствителен к разного рода инновациям, испытывает повышенную востребованность научных знаний, но самостоятельно, без наличия целевых санкций и стимулов, не в состоянии гарантировать необходимый уровень материального обеспечения науки. Даже государственные предприятия и организации, которые по определению обязаны финансировать и поддерживать национальную, отраслевую и корпоративную науку, избегают прямой материальной поддержки ученых, преследуя в первую очередь свои ведомственные интересы. Есть немало случаев, когда ученым не компенсируются даже затраты на разработки, которые уже использованы на предприятиях. Поэтому роль государства в обеспечении прямой материальной поддержки науки, стимулировании конкурентоспособных инноваций и их использовании в различных сферах экономики является приоритетной. Именно государству должна принадлежать функция разработки стратегии развития национальной науки, механизмов стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, методов поддержки внедрения научных разработок в практику и повышения отдачи инвестиций в науку. Конечно, эти механизмы и методы могут и должны включать не только бюджетные субвенции, но и разные другие источники стимулирования научного эффекта, однако, безусловно, при главенствующей роли государства в вопросах прогнозирования научного развития, оптимизации структуры науки, формирования программ научных исследований и мотивации научного труда. Вообще, мотивация науки должна быть во всем - от подготовки научных кадров до формирования программ исследований и внедрения результатов в производство. Если будут выработаны сильные механизмы мотивации - значимыми будут и результаты. Слабая мотивация не способна принести серьезных достижений.
Мировая наука характеризуется в последнее время быстрым ускорением развития, а в ряде отраслей -ИТ-сфере, электронике, биотехнологии, электротранспорте, композиционных материалах - взрывообраз-ным ростом. Можно выделить несколько наиболее выраженных тенденций:
http://innosfera.by
| №8 (186) | Август 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 15
1111111 I II
■ наблюдается непрерывное сжатие инновационного цикла. Это подчеркивает тот факт, что происходит сокращение времени на получение новых знаний, а также на создание инновационных разработок и технологий, на формирование коммерческого конкурентного продукта и его коммерциализацию;
■ происходит размывание образовательных и научных дисциплин, а также отраслевых границ в исследованиях и разработках; усиливается взаимопроникновение научных специальностей и специализаций и образование междисциплинарного и межотраслевого синергетического эффекта;
■ отмечается бурное наращивание объемов научно-технической информации, появление принципиально новых носителей информации и методов работы с ней, изменение форм научной организации труда и программного инструментария проведения научных исследований;
■ проявляется открытый рост требований к образовательному уровню, квалификации и профессионализму ученых; усиливается международная конкуренция за талантливых, хорошо подготовленных и перспективных ученых; активизируется практика перетягивания способных ученых и специалистов в коммерческую сферу;
■ ускоренно формируются общепризнанные международные центры и связанные с ними стандарты организации и обеспечения научно-исследовательской деятельности; появляется группа стран-доми-нантов, способных создать оптимальные условия для выполнения крупнейших исследований мирового уровня; образуется так называемая научно-технологическая периферия, не имеющая возможности полноценно конкурировать и утрачивающая научную идентичность.
Что происходит в контексте данных тенденций в Беларуси и, в частности, в Национальной академии наук? К счастью, нам пока удается сохранить высокорейтинговые позиции в ряде сфер и областей науки и избежать в некоторой мере влияния негативных мировых тенденций. Мы не отстаем от мирового развития в области информационных технологий, создания мощнейших компьютеров, лазерной и ядерной физики, космических исследований, разработки интеллектуальных систем, синтеза новейших лекарственных средств, эксклюзивной медицины, освоения некоторых прорывных военных технологий, разработки ряда прикладных био-и агротехнологий и др. Смогли сохранить и научились устойчиво воспроизводить национальные белорусские
научные школы в приоритетных областях физики, химии, материаловедения, машиностроения, медицины, гуманитарной сферы, сельского хозяйства, которые хорошо известны в мире. Восстановили за последнее время престиж науки и существенно повысили статус ученого, прекратили массовый отток талантов из страны. Сформировали ведущие научные центры по крупнейшим направлениям научных исследований, где сконцентрировали научную тематику и материальные ресурсы. Установили широчайшие научные связи с международными научными центрами и создали у себя многие совместные научные лаборатории. В итоге стали ежегодно получать научные и инновационные результаты мирового уровня, которые признаются высокопрестижными зарубежными изданиями. Подтверждением этому являются топ-10 лучших разработок отечественных ученых и научных коллективов, участие и лидерство в различных международных конкурсах, международные премии, гранты и награды, которых белорусская наука ежегодно получает немалое количество.
Проблемы финансирования
Однако, чтобы все это сохранить и закрепить, а тем более обеспечить устойчивый имидж белорусской науки в перспективе, должна быть принципиально иной система государственной поддержки и финансирования национальной науки. Сложившаяся практика не дает гарантий устойчивости роста, она лишь обеспечивает некоторый минимум и не содержит сильных и безусловных стимулов развития.
Как показывает международная аналитика, в Беларуси наблюдается один из самых низких уровней внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП среди европейских стран. Так, несмотря на то, что в 2017 г. наукоемкость ВВП увеличилась с 0,5 до 0,59%, этот уровень остается ниже запланированного в ряде законодательных и нормативных документов, а также уровня Российской Федерации (1,1%) и средней величины по странам Европейского союза (1,53%). По Национальной академии наук картина еще сложнее: общий объем инвестирования в 2017 г. из всех централизованных источников составил порядка 0,22% ВВП, из них бюджетная часть - только 0,10% ВВП. Кстати, если посчитать все виды и объемы налогов, уплачиваемых научными и иными организациями Академии наук, то общая их сумма также приближается к данному значению ВВП. Отсюда можно сделать вывод, что Национальная академия наук работает примерно на условиях самофинансирования.
16 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №8 (186) | Август 2018 |
http://innosfera.by
ГМН11 III
Правда, распределение бюджетных средств и дифференциация налоговых платежей сильно различаются по научным и ненаучным организациям. В связи с этим вряд ли стоит ставить задачу полного перехода Академии на принципы самофинансирования, поскольку от этого могут пострадать в первую очередь научно-исследовательские организации.
В этих непростых финансовых условиях, когда деньги приходится не просто зарабатывать, а в прямом смысле добывать для поддержания необходимого уровня развития, удерживать взятую высокую планку отечественной науке все сложнее и сложнее. Вместе с тем очевидно, что если ученые вынуждены искать деньги не только в стране, но и за рубежом и выполнять разнообразные заказы, то работать приходится, как правило, на заказчика. А, как известно, по ряду заказов оговариваются обязательства не только о неразглашении заказа, но и о непередаче результатов иной стороне. Следовательно, теряет отечественная экономика.
Иногда в печати можно встретить мнения, что по некоторым показателям результативности белорусская наука отстает от развитых стран, в том числе по индексу цитируемости и количеству статей в международных реферируемых журналах. Конечно, с этими оценками согласиться категорически нельзя. Что касается общей результативности программ фундаментальных и прикладных исследований, то здесь, при сравнении показателей «затраты-результаты», как подтверждает анализ, эффективность белорусской науки нисколько не ниже, чем в зарубежных научных центрах. Наоборот, окупаемость бюджетных вложений у нас выше. На единицу затрат в нашей стране создается намного больше научных стоимостей. Правда, надо учитывать несоразмерность вложений в науку, в первую очередь в ее материальное обеспечение в Беларуси и в развитых государствах. Если же анализировать публикуемость и цитируемость, то продуктивность белорусской научной сферы в целом в точности совпадает с ее внутренними затратами, то есть отечественные ученые публикуют ровно столько, сколько по международным нормативам позволяет финансирование отечественной науки. А если добавить к этому еще внутристрановые публикации, то суммарная результативность белорусских ученых является достаточно неплохой. Это, конечно, не снимает с повестки дня целевых задач усиления позиций Беларуси в мировой науке.
Надо однозначно признать, что реальные возможности использования результатов науки не только для увеличения числа цитируемых научных публикаций
в высокорейтинговых изданиях, но и для ускорения социально-экономического развития страны определяются состоянием финансирования фундаментальных и прикладных исследований за счет средств бюджета. Причем Беларуси приходится за счет централизованных источников решать двуединую задачу - финансировать фундаментальные исследования и обеспечивать выполнение прикладных исследований и разработок, поскольку субъекты хозяйствования по объективным причинам сделать это не в состоянии.
Как свидетельствует мировой опыт, приоритет финансирования сферы исследований и разработок заложен в стратегиях всех развитых и многих развивающихся стран. Расходы на науку быстро возрастают, даже в условиях осложнения экономических отношений. Именно благодаря опережающим расходам на науку развитые страны лидируют в инновационной сфере, а государства с проблемной экономикой проще справляются со своими внутренними задачами. В Беларуси на II съезде ученых в 2017 г. принята Стратегия «Наука и технологии 2018-2040», где также намечено увеличить наукоемкость ВВП до 2% и благодаря этому достичь целей интеллектуализации, новой индустриализации, создания информационного общества и всеобщей инновационности.
Основная причина всех проблем с финансированием научной сферы в Беларуси, на наш взгляд, заключается в том, что по отношению к науке и конкретным научным коллективам сложились завышенные ожидания быстрого прикладного эффекта, способного кардинально решить неотложные государственные задачи. Этим самым критерии эффективности и окупаемости бюджетных ассигнований перенесены из сферы реальной экономики на науку, что нельзя назвать правомерным. В самом деле, как показывает реальная картина, наука способна решать локальные задачи, даже если они имеют системный характер. Но она не может заменить управленческие решения, хотя способна дать для этого инструментарий, если правильно и своевременно поставлены задачи. Однако, если органы госуправления принимают решение, например, получить научную разработку конкретной практической задачи, о финансировании затрат (источниках, объемах) в большинстве случаев даже не идет речи, как будто эта проблема решается сама собой или ученые обладают какими-то своими особыми источниками.
Конечно, наибольший интерес государственные органы проявляют к прикладным исследованиям в области естественных наук, что вполне объяснимо. Так,
http://innOSfera.by | №8 (186) | Август 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 17
разработки в области машиностроения, новых материалов, био- и нанотехнологий, в отличие, скажем, от истории или философии, имеют, как правило, прямое количественное измерение, и считается, что они могут быть быстро реализованы на практике. Хотя это поверхностный взгляд. Глубокий анализ показывает, что высокие практические инновации в сфере естественных наук, впрочем, как и в других, могут иметь место только при выполнении системных фундаментальных исследований, часто весьма продолжительных. Эта закономерность в естественных науках проявляется даже более жестко и строго, чем в некоторых иных областях научного поиска. Хотя нельзя отрицать, что результаты научных исследований, полученные, например, в области гуманитарных наук, в значительно меньшей степени поддаются коммерциализации. Также неоспорим тот факт, что теоретические исследования в ключевых науках - физике, математике, химии и других - далеко не сразу материализуются в прикладных разработках. Это вынуждает осторожно относиться к развертыванию новых теоретических исследований, особенно там, где нет сильных научных школ, хотя школы когда-то тоже начинались с нуля. Не секрет, что по мере развития научных знаний быстро возрастает стоимость исследований, что также ведет к сдерживанию инициатив институтов и лабораторий относительно дорогостоящих проектов.
Мир стремительно развивается, образуются новые сферы научного поиска. Беларуси важно также не отставать от этих процессов. Например, сегодня белорусские физики стоят почти в стороне таких стратегических задач, как протонные исследования, физика высоких энергий, физика малых энергий, астрофизика, тяжеловодное направление, физика плазмы, создание квантового компьютера, разработка лазеров на свободных электронах, создание протонного ускорителя и нейтронного реактора, новейшего синхротрона и др. Конечно, все это необходимо безотлогательно наверстывать - готовить кадры, приобретать материальные ресурсы, создавать установки и формировать научные школы. К тому же мировая наука сегодня переходит к совершенно новому пониманию устройства мира, получения и преобразования энергии. Если не предпринимать здесь срочных мер, то отечественные физики скоро не будут понимать, о чем говорят их коллеги-физики в ведущих зарубежных научных центрах. Аналогичная ситуация - и в некоторых других фундаментальных областях. Однако вопрос опять упирается в финансирование теоретических исследований и в со-
здание дорогостоящих экспериментальных установок. Конечно, данные исследования и разработки можно выполнять в кооперации с другими международными исследовательскими структурами, но для этого также необходимы средства и оборудование. Ориентация же только на так называемые точки роста, способные дать быстрый экономический эффект, обычно приводит к перекосам между фундаментальными и прикладными исследованиями и, соответственно, к деформации структуры научных исследований, как правило, не в пользу фундаментальной науки.
В последнее время обострилась и так называемая «проблема безбилетника». Это когда какой-то субъект (орган госуправления, госпредприятие или частная компания) желает получить результаты научных исследований бесплатно. Ученым направляются поручения или заказы без гарантий оплаты результатов. Соблазнов «безбилетного проезда» много. Так, только Национальная академия наук Беларуси получает в год до 3 тыс. неоплачиваемых поручений и заданий различных органов госуправления. С одной стороны, это можно расценивать как большую востребованность отечественной науки. Но с другой - опасность подобного рода явлений в том, что они демотивируют научный труд и препятствуют привлечению инвестиций в научную сферу. Есть и другая крайность. Предприятия, не способные оплатить расходы науки, стремятся обойтись «собственными силами» или небольшими шажками, не дающими возможности полноценного инновационного развития. Поэтому не случайно в экономической науке неспособность субъектов хозяйствования выделить деньги на научные исследования и оплатить использование научных разработок относится к «провалам рыночной экономики», которые, по идее, призвано компенсировать государство. То есть бюджетные ассигнования в любом случае должны играть главенствующую роль.
Ключевым компонентом организации науки видится необходимость усиления сотрудничества государственного и негосударственного секторов в финансировании науки (поскольку, по логике, оно должно обеспечивать более широкие возможности привлечения средств), а также использования результатов и окупаемости затрат. По опыту развитых стран, благодаря государственно-частному партнерству создаются многие условия для устойчивого инновационного развития. Но задача в том, что негосударственный сектор в стране в своей массе имеет очень незначительные возможности финансирования науки и пытает-
18 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №8 (186) | Август 2018 |
http://innosfera.by
■МНИ III
ся обходиться «собственными силами». Тем не менее принцип многоканального финансирования научных исследований, предполагающий средства не только государственного бюджета, но и внебюджетных источников, включая бизнес и предпринимательство, становится все более актуальным.
К этому нельзя не добавить необходимость налаживания производства инновационной продукции по новейшим разработкам в самой науке с последующей их реализацией на внутреннем и внешнем рынках. Безусловно, это может и должно стать устойчивым источником поступления средств в науку. Например, в науке Беларуси за последние годы созданы многие десятки совместных производств. Но важно учитывать тот факт, что все поступающее на рынок уже не является прорывным с точки зрения новых идей и инноваций. Следовательно, ученые постоянно должны быть устремлены вперед, а то, что уже разработали и предложили, надо рассматривать как прошлый труд (и результат), который быстро устаревает. Инновационно ориентированному обществу необходимы принципиально новые идеи и решения.
По большому счету, деньги и инвестиции надо находить за рубежом. Белорусский финансовый рынок слишком мал для реализации амбиций ученых. Поэтому проекты, гранты и заказы зарубежных партнеров и потребителей должны играть ключевую роль в привлечении средств для развития отечественной науки. В этом есть уже немалые подвижки. В белорусской науке имеются достаточные компетенции, чтобы работать в кооперации с иностранными партнерами и заказчиками и активно интегрироваться в международное научное пространство, привлекать дополнительный капитал. Настораживать может только одно: зарубежные инвестиции предполагают и адекватную собственность на научный продукт, который не будет вовлечен в национальную экономику. Надо выбирать, что выгоднее: обеспечивать собственное финансирование науки, результаты которой будут востребованы национальной экономикой, или ориентировать ученых на поиск денег за рубежом, куда уйдут и плоды научных исследований.
Наука и интеллектуализация экономики
Принимая во внимание темпы инновационного развития мировой экономики, наука превращается в непосредственный ресурс количественного и качественного экономического роста. Для Беларуси это имеет
первостепенное значение, поскольку уже в настоящее время именно благодаря квалифицированности труда и профессионализму руководителей и специалистов в стране создается основная часть ВВП, а в перспективе практически весь его прирост должен обеспечиваться за счет роста наукоемкости и интеллектуализации экономики.
Несмотря на существенное недофинансирование, белорусская наука продолжает воспроизводить исследовательский продукт мирового уровня. Абсолютное большинство технологических инноваций, используемых в настоящее время в практике, содержат результаты не только прикладных, но и фундаментальных изысканий, выполненных в предшествующие годы, хотя временной лаг по разным объектам сильно различается. Общепризнан факт цикличности научно-технологического процесса, а также длительной кумуляции знаний и исследований, после чего может наблюдаться взрывообразный эффект в виде потока научных разработок и публикаций и роста их окупаемости. Нельзя не учитывать и тот факт, что «чистая» фундаментальная наука в результате продолжительного периода материализации в коммерческий результат не представляет большого интереса для бизнеса. Поэтому роль государства важна как в обеспечении прямой централизованной поддержки науки, так и в мотивации трансфера научных знаний и разработок в экономику. Государство призвано определять условия конкурентной борьбы за факторы, определяющие эффективность инновационных систем, в первую очередь за «умные инвестиции» (источники средств в развитие, новые проекты, новые знания, научные кадры, компетенции и др.). Нельзя допускать не только вымывания созданного научного потенциала (высокопрофессиональных и перспективных кадров и их разработок) из страны, но и, в самой стране, перетекания высококвалифицированных ученых в сферы бизнеса, не связанные с наукой и инновационностью. Наука -очень дорогостоящий ресурс, а подготовка сильных ученых требует немалых денег и времени. Следовательно, необходимо делать все, чтобы научные кадры и школы в стране имели благоприятные условия развития. Это одна из главнейших задач в сфере науки.
Невозможно разделение науки и инноваций. Это единый комплекс, где наука и инновации выступают взаимодополняющими звеньями. Так, если рассматривать научную сферу, а следовательно, всю систему фундаментальных исследований - программ и проектов - в отдельности от инновационной, то сами
http://innosfera.by | №8 (186) | Август 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 19
по себе научные исследования превращаются в схоластику. Если делать ставку только на инновации, без связи с фундаментальной и прикладной наукой, то это значит лишить данный процесс «головы», в силу чего сложно прогнозировать, как он будет развиваться без нее, откуда брать идеи и во что они будут воплощаться. В подтверждение такой расчет: для устойчивого инновационного развития экономики надо на 1 руб. фундаментальных исследований затратить 10 руб. на прикладную науку и 100 руб. на реализацию инноваций в производство. Поэтому наивно думать, что научные разработки способны сразу же дать ожидаемый эффект - необходимы еще немалые инвестиции для их освоения в производстве.
Сложность реализации единой научно-технологической политики в Беларуси в том, что научно-инновационные субъекты рассредоточены между разными ведомствами и регионами. Даже Национальная академия наук, несмотря на то что является высшей научной организацией, объединяет лишь треть общего научного потенциала страны, хотя несет ответственность за организацию научных исследований на всем ее пространстве независимо от ведомственной подчиненности научных структур. С другой стороны, опыт организации науки в развитых странах показывает, что не только нецелесообразно, но и невозможно иметь одно «суперведомство», занимающееся вопросами науки и инноваций. Поэтому Национальная академия наук не ставит задачу объединить все ветви и субъекты науки в своем составе. В интересах самой страны, когда наука имеет многообразные формы организации и функционирования, важно, чтобы она была результативной, окупаемой и конкурентной. Вместе с тем научно-технологическая политика государства требует действенной межведомственной координации, а также эффективного контроля функционирования. Важно, чтобы каждое министерство и ведомство, где располагаются научные структуры, решало задачи, исходя не только из ведомственных, но и из общестрановых интересов.
Национальная академия наук обеспокоена главным: исследования, независимо от места их проведения, должны выполняться на самом высоком уровне. Особенно это касается фундаментальных изысканий как основного источника инноваций. В данной связи важно подчеркнуть, что создание новейших технологий, обеспечение их конкурентоспособности возможно лишь на базе хорошо развитой собственной (национальной) науки, особенно теоретической. Известно, что
заимствование новейших технологий приводит к научно-инновационному отставанию страны. Во-первых, самые новейшие технологии, создающие условия национальной безопасности, никто не продает, а те, которые в массовом порядке поставляются на рынок, уже не представляют большого интереса с точки зрения прорывных инноваций. Во-вторых, любая страна, имеющая национальную научно-инновационную стратегию, стремится прежде всего налаживать и укреплять свой научно-инновационный потенциал. Из этого вытекает, что Беларуси также необходимо иметь соответствующую стратегию и систему мер по обеспечению научно-инновационной безопасности.
Главным предназначением фундаментальной науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня в технологическом, социально-экономическом и культурном развитии, сохранение на этой основе статуса страны как высокоразвитого научного государства. Далеко не каждое государство может себе позволить иметь сильную фундаментальную науку, а ее наличие свидетельствует о том, что данная страна располагает хорошими перспективами долгосрочного инновационного развития.
В Беларуси в настоящее время фундаментальные исследования выполняются в контексте тринадцати официально утвержденных приоритетов:
■ энергетика;
■ химический синтез и продукты;
■ биологические системы и технологии;
■ медицина и формация;
■ информатика и космические исследования;
■ электроника и фотоника;
■ системы и комплексы машин;
■ многофункциональные материалы и технологии;
■ агропромышленный комплекс и продовольственная безопасность;
■ экология и природопользование;
■ общество и экономика;
■ междисциплинарные исследования;
■ безопасность человека, общества и государства. Названные приоритеты полностью соответствуют
тенденциям развития мировой науки. В их контексте сформировано двенадцать государственных программ научных исследований, которые наполнены самой актуальной тематикой:
■ «Энергетические системы, процессы и технологии»
■ «Химические технологии и материалы»
■ «Биотехнологии»
■ «Фундаментальные и прикладные науки - медицине»
20 НАУКА И ИННОВАЦИИ | №8 (186) | Август 2018 |
http://innosfera.by
ГМН11 III
■ «Информатика, космос и безопасность»
■ «Фотоника, опто- и микроэлектроника»
■ «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении»
■ «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии»
■ «Качество и эффективность агропромышленного производства»
■ «Природопользование и экология»
■ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»
■ «Конвергенция-2020».
Например, в рамках последней ГПНИ поставлены задача получить новые знания мирового уровня в основных разделах современной физики и математики, разработать теоретические и экспериментальные методы исследования систем, объектов и структуры материального мира, выявить фундаментальные взаимодействия между ними в широком интервале энергий и с учетом законов их эволюции, разработать принципиально новые методы и создать устройства гетерогенной интеграции, гибридных биодатчиков и сенсоров, антропоморфных технических систем.
В целом можно положительно оценить как структуру, так и объемы фундаментальных научных исследований, принятых в стране: они полностью соответствуют ее экономическому потенциалу и позволяют наладить системное научное обеспечение всех важнейших сфер и отраслей. Кроме того, имеются утвержденные критерии и программы прикладных научных исследований, заказчиками которых выступают различные министерства и ведомства. Вместе с тем в последнее время поставлена задача объединить приоритеты фундаментальных и прикладных исследований и выработать единые приоритеты научной и научно-технической политики страны. Конечно, в этом есть здравый смысл, но настораживает то, что в таких приоритетах будет доминировать их производственно-прикладная эффективность. Надо полагать, что на базе единых приоритетов будут разработаны и единые программы научных исследований, в которых фундаментальная составляющая сведется к минимуму. Это может привести не только к сдерживанию достигнутого динамичного развития различных фундаментальных наук, но и, что опасно, к их свертыванию. В данной связи необходимо выработать действенные механизмы, которые должны создавать благоприятные условия для устойчивого развития национальной науки и ни-
велировать возможные процедуры ее торможения. В первую очередь, по нашему мнению, необходимо сделать следующее:
© обеспечить статус и гарантированное развитие фундаментальной науки, ее международную сертификацию, достаточную технико-технологическую оснащенность; создать условия для устойчивого воспроизводства квалифицированного кадрового потенциала; © организовать прямой трансфер результатов фундаментальных исследований в прикладные исследования и разработки; создать сильные мотивацион-ные механизмы перехода законченных научных результатов в производство (государственно-частное партнерство, государственные закупки или заказы, разные источники инвестиций, налоговые льготы, развитие предпринимательства и др.); © возродить вузовскую науку как составляющую национальной инновационной системы, в том числе выработать механизмы существенного повышения квалифицированности профессорско-преподавательского состава и в связи с этим - студентов-специалистов всех отраслей народного хозяйства; © активизировать межведомственные, межотраслевые и междисциплинарные научные исследования, интегрировать научное сообщество страны на основе реализации комплексных программ научных исследований, ускорить и расширить внутреннюю и внешнюю кооперацию в научно-инновационной сфере; © добиться строгого исполнения действующих нормативно-законодательных документов, долгосрочных (прогнозов, стратегий) и краткосрочных программ социально-экономического развития страны в части роста размеров финансирования науки и обеспечения исследований материально-техническими ресурсами; © способствовать росту и поддержанию престижа отечественной науки, для чего также должны быть задействованы сильные мотивационные механизмы. Таким образом, вопросы развития национальной науки -многоаспектные, и их решение требует строго дифференцированного подхода. Конечно, в статье затронуты далеко не все проблемы. Ясно одно: наука -сфера экономики, призванная генерировать инновации для обеспечения конкурентоспособности. Какова роль науки в экономике, такова ее эффективность, что вызывает необходимость поиска механизмов их взаимосвязанного развития. ЕЗ
http://innosfera.by | №8 (186) | Август 2018 | НАУКА И ИННОВАЦИИ 21