Ф
щ
II
РУМ
ДЕЙСТВИЙ
Как обеспечить инновационное развитие экономики
Владимир Гусаков,
Председатель Президиума НАН Беларуси, академик
Современное состояние белорусской экономики и ее перспективы тесно связаны с мировой экономикой, и прежде всего экономикой ряда стран - основных партнеров (Россия, ЕС и др.), находящейся сейчас в процессе перехода к новому технологическому и мирохозяйственному укладу. Известно быстрое становление новых и высоких технологий в био- и ИТ-сфере, атомной и космической отрасли, продовольственном комплексе и т.п. Выход из кризиса в глобальной экономике во многом зависит от концентрации ресурсов и интеллекта в направлении освоения новых и новейших технологий, обладающих бесспорной конкурентоспособностью. Предполагается, что нынешний системный кризис должен закончиться примерно через 3-5 лет, когда произойдут перетоки капитала и инвестиций в сферы нового технологического уклада (называемого V или VI, хотя четких критериев их определения не существует), который будет характеризоваться принципиально новыми технологиями, организацией, управлением и конкуренцией.
Именно поэтому в последнее время идет жесткая борьба за обладание новейшими технологиями, и побеждать станет тот, у кого они будут наиболее конкурентными. Не случайно в период кризиса всегда выигрывали те страны, которые ускоренно развивали новые технологии и технику. И особенно это очевидно сейчас. Несмотря на жесткие и разрушительные последствия действующего мирового кризиса, происходят колоссальные вложения в опережающее и доминирующее развитие, каковым является новейший технологический уклад. В конечном итоге исход решает не новейшая продукция, а новейшая технология, позволяющая получать конкурентоспособную продукцию. Именно в такие периоды глобальных технологических реорганизаций появляется возможность для некоторых государств вырваться вперед и совершить «экономическое чудо». Иногда даже слаборазвитые страны могут обеспечить прорыв, если способны правильно выбрать стратегию и сконцентрировать усилия на оптимальных приоритетах. Конечно, хотелось бы, чтобы Беларусь также
воспользовалась такой возможностью и не упустила шанс. Но для этого необходимо очень взвешенно подойти к выбору приоритетов экономического развития, концентрации ресурсов и определению стратегических точек опережающего роста.
В стране должна быть выработана Принципиальная схема макро- и микроэкономической мотивации роста инвестиций и наукоемкого производства. Она должна стать своего рода дорожной картой реализации стратегических и индикативных планов модернизации и развития новейшей экономики, создания прорывных производств с целью формирования конкурентоспособного технологического уклада. Однако надо четко уяснить, что такой статус могут приобрести не только абсолютно новые отрасли и предприятия, но и традиционные для страны, такие как машиностроение, тракторостроение, производство бытовой техники и т.п., если они в состоянии привлечь адекватные инвестиции и перестроиться согласно критериям опережающего технологического развития. И даже в этом есть немалые преимущества. Дело в том, что абсолютно новые отрасли и предприятия необходимо создавать почти с нуля, а это требует увеличенных капиталовложений. А традиционные отрасли уже имеют некоторую современную материальную базу, и необходимо лишь провести системную модернизацию. Более того, здесь уже есть квалифицированный кадровый потенциал, устоявшийся брендинг
и потребительский рынок. То есть на базе традиционных отраслей и предприятий можно гораздо экономнее создать конкурентоспособные технологии и образовать базисные условия для опережающего технологического уклада. Необходимая для такой модернизации стратегия заключается в быстром становлении основных производств (согласно новому технологическому укладу) и выводе белорусской экономики на длинную волну устойчивого развития. Для этого должны быть концентрация ресурсов по точкам роста, обеспечение синергетического эффекта и образование ядра новейшего технологического уклада на базе новых (модернизированных) производств и их кластеров. Именно кластерный подход позволяет создать необходимую масштабность производства, обеспечить концентрацию капитала и сквозную модернизацию, а также целевую конкурентоспособность товаров (услуг). Но сейчас для реализации такого подхода нельзя искусственно ограничивать привлечение необходимых ресурсов и инвестиций в новые отрасли и производства. Наоборот, всеми возможными способами надо стремиться вкладывать в те из них, которые обещают стать новейшим технологическим укладом. Особенно опасны здесь высокие и непосильные процентные ставки по кредитам и заемным средствам, которые способны приостановить всякое развитие экономики. При формировании новейшего технологического уклада должны быть созданы самые благоприятные
условия и стимулы для привлечения инвестиций и капиталов всех форм, а также новейших технологий в реальный сектор экономики, именно в реальный, а затем уже во все другие.
Совершенно очевидно, что если сейчас этого не будет сделано, то страна уже никогда не войдет в число развитых и останется в категории догоняющих (вернее постоянно отстающих). И в первую очередь необходимы благоприятные условия внутреннего инвестирования: самые льготные (низкие) процентные ставки по банковским кредитам и заемным средствам, оптимальные налоговые ставки по всем видам централизованных платежей, сквозная государственная поддержка реального сектора по приоритетам (модернизация и создание новейших производств), стимулирующее инвестиции законодательство и др. Важно, что республика получила беспрепятственную возможность привлечения новейших и высоких мировых технологий в свою экономику. Но их использование требует крупных инвестиций и капиталовложений, которые невозможно сформировать без долгосрочной государственной стратегии по прорывному развитию реального сектора экономики. Если же Беларусь будет и впредь продолжать жесткую финансовую политику и поддерживать разорительные коммерческие процентные ставки по кредитам только в угоду сложившейся анклавной кредитно-финансовой системе в стране, то можно убедительно утверждать, что время будет
4,38
Данные по России представлены в оценке за 2012 г.; по ряду других стран - за последний год, по которому имеются сведения. Данные по Беларуси - в оценке за 2015 г. С.Ю. Глазьев. Доклад. М., 2015.
Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в ряде стран ОЭСР, в России и Беларуси, % к ВВП
безвозвратно упущено, к новейшему технологическому укладу в реальном секторе экономики она пробиться не сможет.
Для реализации опережающей (прорывной)политики экономического развития необходимо создание системы стратегического регулирования, способной определять прорывные направления экономического роста, корректировать деятельность государственных органов и институтов, содержать действенные инструменты и стимулы управления, предусматривать тесное согласованное взаимодействие не только отраслей народного хозяйства между собой, но и субъектов хозяйствования различных форм собственности (так называемого эффективного государственно-частного партнерства). Такая система должна включать: долгосрочное и краткосрочное прогнозирование научно-технического прогресса, стратегическое и системное планирование, определение приоритетов концентрации и наращивания
новейшего научно-технического потенциала, принятие целевых программ и индикативных планов развития (по приоритетам), создание действенных методов контроля и механизмов ответственности за достижение поставленных задач. С учетом ключевого значения реального сектора экономики, и в первую очередь крупной промышленности, холдингов, корпораций и объединений, следует иметь как текущие, так и перспективные планы их производственно-коммерческой деятельности, сбалансированные по производственным, инвестиционным и финансовым параметрам. И параллельно целевые программы повышения качества (или создания качества) производимых товаров, изделий и конечных результатов трудовой деятельности (согласно международной сертификации). Белорусская продукция (товары, результаты труда) должна получить широкое признание как продукция самого высокого и безупречного
качества, которая соответствует новейшему технологическому укладу. По-иному нельзя, если, конечно, серьезно относиться к цели равноправной интеграции в мировую экономику. Документы странового социально-экономического развития, отраслевого и территориального стратегического планирования и прогнозирования в комплексе с программами создания (повышения) качества производства должны составлять единый комплекс и разрабатываться на общей методологической основе (единые стратегические цели, согласованные мотивационные механизмы, стимулирующие законодательные нормы, льготные кредитные и коммерческие условия и т.п.).
Ключевая роль в модернизации и образовании новейших отраслей и производств реального сектора экономики должна принадлежать повышению инновационной активности субъектов производства и хозяйствования. Так, в развитых странах, где экономика построена на новейших конкурентоспособных технологиях, на долю науки и инноваций приходится в среднем до 90% (а нередко и выше) от совокупного вклада всех факторов прироста валового внутреннего продукта. Это говорит о том, что такому стратегическому феномену, как научно-инновационная безопасность, начинает принадлежать определяющая роль в перспективном развитии экономики, и эта роль постоянно возрастает. К сожалению, у нас в республике данный феномен еще по-настоящему не признан. Можно услышать о военной, экономической, продовольственной и даже экологической безопасности, но почти ничего не говорится о научно-инновационной. В то время как именно она находится в основе всех других видов безопасности и определяет
направления их совершенствования. И пока научно-инновационная безопасность не сформируется в особый приоритет, со своими целями, задачами и функциями, в центре чего должна быть отечественная наука, все другие виды безопасности будут находиться в разрозненном состоянии, и страна не будет иметь консолидированной базы для опережающего экономического развития в контексте формирования нового технологического уклада.
Научно-инновационная безопасность, а это значит многоцелевое развитие национальной науки и быстрое освоение результатов научных исследований и разработок на практике, дает реальный шанс не только поставить отечественную экономику на научные рельсы, но и сформировать стратегический потенциал взаимодействия государства и экономики для подъема рейтинга страны в мировом сообществе по всем важнейшим направлениям. Но, опять же, к сожалению, ни сфере науки, ни инновациям в республике пока не отводится ведущей роли, они не признаны еще генераторами роста науко-емкости валового внутреннего продукта. Как наука, так и инновации поставлены в условия са-мозарабатываемости и самоокупаемости. Если во всех странах финансирование НИОКР последовательно увеличивается и его доля в ВВП достигает 4%, то на-укоемкость белорусской экономики нельзя отнести даже к категории развивающихся стран (рис. 1). Любопытный факт: кризис 2008-2015 гг. не только не повлек в ряде государств сокращение затрат на науку, но наоборот - вызвал рост инвестиций в научную сферу и выступил как фактор стабилизации и последующей ускоренной позитивной динамики экономики.
В Беларуси за это время произошел большой спад инвестиций в науку и инновации. И расценивается это как поиск и экономия средств для направления в другие секторы экономики. Вместе с тем известно, что наука - это самая высокоокупа-емая и беспроигрышная сфера вложения капитала. Лозунг, что в условиях кризиса всем должно быть одинаково трудно, неоправдан, больше всего от этого страдает наука, прямое бюджетное финансирование сокращается здесь ускоренными темпами. При любом обострении экономической ситуации наука стала почему-то объектом урезания средств и находится сейчас в постоянном поиске источников, берется за любые заказы - отечественные и зарубежные, обещающие финансирование (но не всегда нужные).
Что же касается госбюджетной доли, то она теперь снизилась до недопустимого уровня. Не говоря уже о том, что в отношении бюджетных средств выстроена жесткая система формирования и экспертизы научной тематики, а также прямой ответственности разработчиков за целевые показатели окупаемости средств и освоения результатов. Принимая также во внимание требования их возврата при условии отклонения от целевых индикаторов результативности и освоения исследований, это делает их очень непривлекательными. И не создает возможности риска, то есть не допускает отрицательного результата, что в науке крайне нежелательно.
Наука все больше и больше ориентируется на поиск источников за рубежом (международные гранты, заказы, договоры, проекты и др.). Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, белорусский рынок финансирования (помимо госбюджета)
очень незначительный, и трудно внутри страны заместить чем-то недостаток централизованных источников. Во-вторых, возможные заказчики высокоинтеллектуальной научной продукции являются в своем большинстве неплатежеспособными и не в состоянии ее внедрить, даже если это обещает немалые доходы. Дело в том, что практически любая сколь-нибудь значимая разработка требует первоначальных капиталовложений, которых внутренние потенциальные потребители часто, к сожалению, не имеют. В-третьих, практически все субъекты хозяйствования на отечественном рынке озабочены текущим самовыживанием и не думают о перспективах. Следовательно, в силу ряда объективных и субъективных причин востребованная белорусская наука вынуждена искать применение за рубежом. Научные коллективы и ученые стремятся заполучить самые разнообразные заказы, иногда, конечно, и не очень приемлемые. Но ничего не поделаешь - заказчики диктуют условия, тем более что в мире науки потенциальных исполнителей в разных странах много. Безусловно, отечественная научная сфера немало выигрывает от зарубежных заказов (получает финансирование, поднимает уровень профессионализма, интегрируется в мировую среду, укрепляет потенциал и т.п.), но теряет экономика страны. То, что в первоочередном плане должно внедряться в республике, уходит за границу.
Правда, в стране уже заметно понимание важности национальной науки, ее целевой интеграции в экономику. Так, в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. намечено увеличить бюджетное финансирование науки до 1,5% от ВВП. Также
поставлена задача неотложного внедрения в сферу народного хозяйства всех имеющихся (законченных) научных разработок. И, следовательно, подготовленные и принятые программы научных исследований на ближайшие годы содержат уже обязательные требования (показатели) освоения результатов во всех отраслях экономики. Это важно, и надо надеяться, что наука в республике будет признана таким же приоритетом и генератором, каким она является в группе развитых стран.
Конечно, добиться лидирующей роли науки во всех отраслях экономики в одночасье с увеличением финансирования сложно и даже невозможно. В этой сфере сильны инерционность и куму-лятивность. Слишком долго наука недофинансировалась и финансировалась по остаточному принципу. Отстала материальная база, деградировали некоторые научные школы. Но есть главное - сохранен хороший научный базис и сильный кадровый потенциал по ключевым направлениям, который можно успешно развивать. Есть и такие сферы, где наука даже окрепла и где налажена хорошая интеграция фундаментальных и прикладных исследований с практикой (медицина и фармация, аграрный комплекс, космос, отдельные направления машиностроения). Но по большинству направлений науку, конечно, надо неотложно укреплять, и прежде всего ее фундаментальную часть. Страна должна думать о перспективах. Необходимо не только преодолеть многолетнее недофинансирование фундаментальных исследований и материальной базы, но и предпринять кардинальные меры по опережающему финансированию теоретико-поисковой и прикладной тематики. Только так
можно со временем восстановить и воссоздать необходимую мощь национальной науки, которая будет способна решать любые задачи - фундаментальные и текущие, причем не только самой науки, но и практики. Иного пути нет, если требуется сильная наука и новейший технологический комплекс (уклад). Хотя по ряду тем и программ научных исследований отдача может быть незамедлительной.
В этой связи полагаем, что с учетом особого значения науки, ее критически низкого централизованного финансирования (сейчас), а также высокой степени вероятности получения прорывных результатов научных исследований (сейчас и в перспективе) государство должно взять на себя основные функции целевого регулирования и стратегического планирования развития научно-технологической среды. Они должны включать укрепление потенциала фундаментальных и поисковых исследований (знаний), расширение сферы прикладных изысканий и опытно-конструкторских разработок, совершенствование системы стимулирования освоения и распространения новых и новейших технологий. Ведь если государство более-менее еще поддерживает программы фундаментальных исследований (в силу этого имеются крупные разработки и прорывные результаты), софинанси-рует тематику прикладных работ (в итоге в ряде отраслей есть бесспорные достижения), то на этапе освоения научных разработок, распространения научных знаний и внедрения новых и новейших технологий не принимает фактически никакого участия. Если в Советском Союзе в цепи «исследование - разработка - внедрение» последнее было одним из равнозначных
(или даже основных) этапов, на который в обязательном порядке в программах предусматривались централизованные средства (государства, министерств и ведомств), то теперь почти все государственные научно-технические программы не включают ни финансирования, ни временных требований, ни обязательств заказчиков и разработчиков.
Не секрет, что в Беларуси в настоящее время сложилась крайняя ситуация как с осуществлением технологической модернизации действующих крупных предприятий реального сектора, так и с формированием отраслей нового технологического уклада. Причины неблагоприятной ситуации кроются в известной мере в хроническом недофинансировании не только сферы науки, но и инноваций, недооценивании роли кооперации науки и производства, умалении престижа научных знаний. Во многом это стало следствием снижения внимания к науке в условиях осложнившихся экономических проблем и доминирования рыночных отношений.
Серьезной угрозой для развития страны является также отказ не только от крупных отечественных фундаментальных исследований, но и от импорта новейших технологий. Жесткая кредитно-финансовая система и коммерциализация финансов и кредитов практически полностью перекрыли доступ к многим новейшим мировым технологиям, которые отечественные разработчики быстро заместить (по качеству и стоимости) не в состоянии. Известно, что имеются мировые школы и потенциалы, которые быстро повторить нельзя. Поэтому если не принять неотложных решений по условиям доступности и стоимости финансов и кредитов, можно
с уверенностью прогнозировать, что через какое-то непродолжительное время экономика республики окажется в стагнирующем состоянии.
К счастью, Беларусь сохранила фундаментальную и прикладную науку, она есть в ряде вузов, в регионах, на крупных предприятиях. И важно то, что во главе научной сферы находится Академия наук - уникальное по своей организации и сути учреждение, и несмотря на наскоки радикальных реформаторов, руководство страны, обладая немалой прозорливостью, придало Академии наук статус Национальной и функции высшей и ведущей организации в области фундаментальных исследований и объявило науку одним из основных приоритетов. Это спасло Академию и науку страны от тотального реформирования, а вернее, от расчленения и разорения, как это произошло в ряде постсоветских государств. Белорусская Академия наук сейчас усовершенствовалась, укрепилась и адаптировалась к новым реалиям, интегрировалась в общество и экономику. Ушла от схоластики и поставила задачи сугубо практико-ориентирован-ных фундаментальных исследований и прикладных разработок, стала учитывать интересы страны. В итоге Национальная академия наук Беларуси не только оправдывает возложенные на нее функции, но и является лидером по ряду направлений научной деятельности как в стране и на пространстве СНГ, так и в мире. Ежегодно заявляет о топ-10 лучших мировых научных достижений, участвует в крупнейших международных проектах (адрон-ный коллайдер, полярные исследования, космическая система и т.п.). Осуществляет приоритетные изыскания в области лазерной физики, химии новых материалов, инновационных
биотехнологий, в фармацевтике, агропромышленной сфере и др. Организует комплексное научное сопровождение ряда отраслей и производств. Создает и внедряет немалое число разработок, расширяет хозрасчетную деятельность (создает новейшие объекты и налаживает продажи наукоемких продуктов в республике и за рубежом) и т.п. Обеспечивает широкий круг исследований в гуманитарной области - в формировании моделей эффективной экономики, разработке теории белорусской государственности, обосновании национальной философской мысли и развитии основ белорусской культуры. Является признанным экспертом теории, методологии и практики устойчивого состояния страны. Ни одно сколь-нибудь существенное мероприятие не проводится сейчас в государстве без активного участия ученых Академии наук. Добилась опережающей окупаемости бюджетных и хозрасчетных вложений (не менее 3-5 руб. прибыли на 1 руб. затрат). В итоге стала эффективно работающей организацией даже в нынешних противоречивых условиях.
Однако Национальной академии наук Беларуси так же, как и многим отраслям и ведомствам, требуется системная поддержка. В первую очередь необходимо коренное обновление материальной и приборной базы. Сейчас для признания результатов исследований на международном уровне надо, чтобы они были получены на новейших приборах и установках. Многие очень дорогие приборы и оборудование Академия самостоятельно купить не в состоянии. Следует серьезно пересмотреть существующие подходы подбора талантливой молодежи, подготовки кадров высшей квалификации и стимулирования творческого
труда. Необходимо выработать действенные меры закрепления ученых, предотвращения миграции и укрепления потенциала ведущих научных школ.
Это, конечно, касается не только НАН Беларуси, а всей научной сферы страны. Важной задачей здесь должно стать ускоренное развитие различных составляющих фундаментальной и прикладной науки, особенно сферы практических разработок, которые сильно ослабли в последнее время. Деградация многих проектных институтов и конструкторских бюро предопределила переход предприятий промышленности в ряде случаев на иностранную технологическую базу. А для преодоления такой тенденции сейчас необходима системная работа как государства, так и научно-конструкторского (инженерного) сообщества по созданию сети хорошо организованных инжиниринговых компаний, развитию проектных и конструкторских организаций. Следует наладить своеобразный конвейер научных знаний - от фундаментальной науки (НАН Беларуси, вузы) к прикладным исследованиям и разработкам (Академия наук, университеты и Госкомитет по науке и технологиям) и к внедрению и использованию инноваций в отраслях и предприятиях (ГКНТ, министерства и ведомства, предприятия).
Таким образом,ускорен-ное инновационное развитие национальной экономики еще не упущено и зависит от своевременности принятия общесистемных решений по поддержке фундаментальной науки, восстановлению и развитию прикладной, широкому практическому использованию результатов. Потенциал есть, но важно его правильно организовать и реализовать. СИ