Научная статья на тему 'Как обеспечить инновационное развитие экономики'

Как обеспечить инновационное развитие экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаков Владимир

Автор рассматривает проблему научной и инновационной безопасности страны и оправдывает необходимость разработки принципиальной схемы для макрои микроэкономической мотивации для инвестиций и роста производства высоких технологий в Беларуси. Подчеркивается, что ускоренное инновационное развитие национальной экономики еще не упущено и зависит от своевременности принятия общесистемных решений по поддержке фундаментальной науки, восстановлению и развитию прикладной, широкому практическому использованию их результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing the economic innovative development

The author considers the problem of the scientific and innovative security of the country and justifies the need to develop the Principal scheme for macroand microeconomic motivation for investments and high-tech manufacturing growth in Belarus. Also he underlines the need for the fundamental science support system, applied science renovation and development and its results wide practical use.

Текст научной работы на тему «Как обеспечить инновационное развитие экономики»

Ф

щ

II

РУМ

ДЕЙСТВИЙ

Как обеспечить инновационное развитие экономики

Владимир Гусаков,

Председатель Президиума НАН Беларуси, академик

Современное состояние белорусской экономики и ее перспективы тесно связаны с мировой экономикой, и прежде всего экономикой ряда стран - основных партнеров (Россия, ЕС и др.), находящейся сейчас в процессе перехода к новому технологическому и мирохозяйственному укладу. Известно быстрое становление новых и высоких технологий в био- и ИТ-сфере, атомной и космической отрасли, продовольственном комплексе и т.п. Выход из кризиса в глобальной экономике во многом зависит от концентрации ресурсов и интеллекта в направлении освоения новых и новейших технологий, обладающих бесспорной конкурентоспособностью. Предполагается, что нынешний системный кризис должен закончиться примерно через 3-5 лет, когда произойдут перетоки капитала и инвестиций в сферы нового технологического уклада (называемого V или VI, хотя четких критериев их определения не существует), который будет характеризоваться принципиально новыми технологиями, организацией, управлением и конкуренцией.

Именно поэтому в последнее время идет жесткая борьба за обладание новейшими технологиями, и побеждать станет тот, у кого они будут наиболее конкурентными. Не случайно в период кризиса всегда выигрывали те страны, которые ускоренно развивали новые технологии и технику. И особенно это очевидно сейчас. Несмотря на жесткие и разрушительные последствия действующего мирового кризиса, происходят колоссальные вложения в опережающее и доминирующее развитие, каковым является новейший технологический уклад. В конечном итоге исход решает не новейшая продукция, а новейшая технология, позволяющая получать конкурентоспособную продукцию. Именно в такие периоды глобальных технологических реорганизаций появляется возможность для некоторых государств вырваться вперед и совершить «экономическое чудо». Иногда даже слаборазвитые страны могут обеспечить прорыв, если способны правильно выбрать стратегию и сконцентрировать усилия на оптимальных приоритетах. Конечно, хотелось бы, чтобы Беларусь также

воспользовалась такой возможностью и не упустила шанс. Но для этого необходимо очень взвешенно подойти к выбору приоритетов экономического развития, концентрации ресурсов и определению стратегических точек опережающего роста.

В стране должна быть выработана Принципиальная схема макро- и микроэкономической мотивации роста инвестиций и наукоемкого производства. Она должна стать своего рода дорожной картой реализации стратегических и индикативных планов модернизации и развития новейшей экономики, создания прорывных производств с целью формирования конкурентоспособного технологического уклада. Однако надо четко уяснить, что такой статус могут приобрести не только абсолютно новые отрасли и предприятия, но и традиционные для страны, такие как машиностроение, тракторостроение, производство бытовой техники и т.п., если они в состоянии привлечь адекватные инвестиции и перестроиться согласно критериям опережающего технологического развития. И даже в этом есть немалые преимущества. Дело в том, что абсолютно новые отрасли и предприятия необходимо создавать почти с нуля, а это требует увеличенных капиталовложений. А традиционные отрасли уже имеют некоторую современную материальную базу, и необходимо лишь провести системную модернизацию. Более того, здесь уже есть квалифицированный кадровый потенциал, устоявшийся брендинг

и потребительский рынок. То есть на базе традиционных отраслей и предприятий можно гораздо экономнее создать конкурентоспособные технологии и образовать базисные условия для опережающего технологического уклада. Необходимая для такой модернизации стратегия заключается в быстром становлении основных производств (согласно новому технологическому укладу) и выводе белорусской экономики на длинную волну устойчивого развития. Для этого должны быть концентрация ресурсов по точкам роста, обеспечение синергетического эффекта и образование ядра новейшего технологического уклада на базе новых (модернизированных) производств и их кластеров. Именно кластерный подход позволяет создать необходимую масштабность производства, обеспечить концентрацию капитала и сквозную модернизацию, а также целевую конкурентоспособность товаров (услуг). Но сейчас для реализации такого подхода нельзя искусственно ограничивать привлечение необходимых ресурсов и инвестиций в новые отрасли и производства. Наоборот, всеми возможными способами надо стремиться вкладывать в те из них, которые обещают стать новейшим технологическим укладом. Особенно опасны здесь высокие и непосильные процентные ставки по кредитам и заемным средствам, которые способны приостановить всякое развитие экономики. При формировании новейшего технологического уклада должны быть созданы самые благоприятные

условия и стимулы для привлечения инвестиций и капиталов всех форм, а также новейших технологий в реальный сектор экономики, именно в реальный, а затем уже во все другие.

Совершенно очевидно, что если сейчас этого не будет сделано, то страна уже никогда не войдет в число развитых и останется в категории догоняющих (вернее постоянно отстающих). И в первую очередь необходимы благоприятные условия внутреннего инвестирования: самые льготные (низкие) процентные ставки по банковским кредитам и заемным средствам, оптимальные налоговые ставки по всем видам централизованных платежей, сквозная государственная поддержка реального сектора по приоритетам (модернизация и создание новейших производств), стимулирующее инвестиции законодательство и др. Важно, что республика получила беспрепятственную возможность привлечения новейших и высоких мировых технологий в свою экономику. Но их использование требует крупных инвестиций и капиталовложений, которые невозможно сформировать без долгосрочной государственной стратегии по прорывному развитию реального сектора экономики. Если же Беларусь будет и впредь продолжать жесткую финансовую политику и поддерживать разорительные коммерческие процентные ставки по кредитам только в угоду сложившейся анклавной кредитно-финансовой системе в стране, то можно убедительно утверждать, что время будет

4,38

Данные по России представлены в оценке за 2012 г.; по ряду других стран - за последний год, по которому имеются сведения. Данные по Беларуси - в оценке за 2015 г. С.Ю. Глазьев. Доклад. М., 2015.

Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в ряде стран ОЭСР, в России и Беларуси, % к ВВП

безвозвратно упущено, к новейшему технологическому укладу в реальном секторе экономики она пробиться не сможет.

Для реализации опережающей (прорывной)политики экономического развития необходимо создание системы стратегического регулирования, способной определять прорывные направления экономического роста, корректировать деятельность государственных органов и институтов, содержать действенные инструменты и стимулы управления, предусматривать тесное согласованное взаимодействие не только отраслей народного хозяйства между собой, но и субъектов хозяйствования различных форм собственности (так называемого эффективного государственно-частного партнерства). Такая система должна включать: долгосрочное и краткосрочное прогнозирование научно-технического прогресса, стратегическое и системное планирование, определение приоритетов концентрации и наращивания

новейшего научно-технического потенциала, принятие целевых программ и индикативных планов развития (по приоритетам), создание действенных методов контроля и механизмов ответственности за достижение поставленных задач. С учетом ключевого значения реального сектора экономики, и в первую очередь крупной промышленности, холдингов, корпораций и объединений, следует иметь как текущие, так и перспективные планы их производственно-коммерческой деятельности, сбалансированные по производственным, инвестиционным и финансовым параметрам. И параллельно целевые программы повышения качества (или создания качества) производимых товаров, изделий и конечных результатов трудовой деятельности (согласно международной сертификации). Белорусская продукция (товары, результаты труда) должна получить широкое признание как продукция самого высокого и безупречного

качества, которая соответствует новейшему технологическому укладу. По-иному нельзя, если, конечно, серьезно относиться к цели равноправной интеграции в мировую экономику. Документы странового социально-экономического развития, отраслевого и территориального стратегического планирования и прогнозирования в комплексе с программами создания (повышения) качества производства должны составлять единый комплекс и разрабатываться на общей методологической основе (единые стратегические цели, согласованные мотивационные механизмы, стимулирующие законодательные нормы, льготные кредитные и коммерческие условия и т.п.).

Ключевая роль в модернизации и образовании новейших отраслей и производств реального сектора экономики должна принадлежать повышению инновационной активности субъектов производства и хозяйствования. Так, в развитых странах, где экономика построена на новейших конкурентоспособных технологиях, на долю науки и инноваций приходится в среднем до 90% (а нередко и выше) от совокупного вклада всех факторов прироста валового внутреннего продукта. Это говорит о том, что такому стратегическому феномену, как научно-инновационная безопасность, начинает принадлежать определяющая роль в перспективном развитии экономики, и эта роль постоянно возрастает. К сожалению, у нас в республике данный феномен еще по-настоящему не признан. Можно услышать о военной, экономической, продовольственной и даже экологической безопасности, но почти ничего не говорится о научно-инновационной. В то время как именно она находится в основе всех других видов безопасности и определяет

направления их совершенствования. И пока научно-инновационная безопасность не сформируется в особый приоритет, со своими целями, задачами и функциями, в центре чего должна быть отечественная наука, все другие виды безопасности будут находиться в разрозненном состоянии, и страна не будет иметь консолидированной базы для опережающего экономического развития в контексте формирования нового технологического уклада.

Научно-инновационная безопасность, а это значит многоцелевое развитие национальной науки и быстрое освоение результатов научных исследований и разработок на практике, дает реальный шанс не только поставить отечественную экономику на научные рельсы, но и сформировать стратегический потенциал взаимодействия государства и экономики для подъема рейтинга страны в мировом сообществе по всем важнейшим направлениям. Но, опять же, к сожалению, ни сфере науки, ни инновациям в республике пока не отводится ведущей роли, они не признаны еще генераторами роста науко-емкости валового внутреннего продукта. Как наука, так и инновации поставлены в условия са-мозарабатываемости и самоокупаемости. Если во всех странах финансирование НИОКР последовательно увеличивается и его доля в ВВП достигает 4%, то на-укоемкость белорусской экономики нельзя отнести даже к категории развивающихся стран (рис. 1). Любопытный факт: кризис 2008-2015 гг. не только не повлек в ряде государств сокращение затрат на науку, но наоборот - вызвал рост инвестиций в научную сферу и выступил как фактор стабилизации и последующей ускоренной позитивной динамики экономики.

В Беларуси за это время произошел большой спад инвестиций в науку и инновации. И расценивается это как поиск и экономия средств для направления в другие секторы экономики. Вместе с тем известно, что наука - это самая высокоокупа-емая и беспроигрышная сфера вложения капитала. Лозунг, что в условиях кризиса всем должно быть одинаково трудно, неоправдан, больше всего от этого страдает наука, прямое бюджетное финансирование сокращается здесь ускоренными темпами. При любом обострении экономической ситуации наука стала почему-то объектом урезания средств и находится сейчас в постоянном поиске источников, берется за любые заказы - отечественные и зарубежные, обещающие финансирование (но не всегда нужные).

Что же касается госбюджетной доли, то она теперь снизилась до недопустимого уровня. Не говоря уже о том, что в отношении бюджетных средств выстроена жесткая система формирования и экспертизы научной тематики, а также прямой ответственности разработчиков за целевые показатели окупаемости средств и освоения результатов. Принимая также во внимание требования их возврата при условии отклонения от целевых индикаторов результативности и освоения исследований, это делает их очень непривлекательными. И не создает возможности риска, то есть не допускает отрицательного результата, что в науке крайне нежелательно.

Наука все больше и больше ориентируется на поиск источников за рубежом (международные гранты, заказы, договоры, проекты и др.). Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, белорусский рынок финансирования (помимо госбюджета)

очень незначительный, и трудно внутри страны заместить чем-то недостаток централизованных источников. Во-вторых, возможные заказчики высокоинтеллектуальной научной продукции являются в своем большинстве неплатежеспособными и не в состоянии ее внедрить, даже если это обещает немалые доходы. Дело в том, что практически любая сколь-нибудь значимая разработка требует первоначальных капиталовложений, которых внутренние потенциальные потребители часто, к сожалению, не имеют. В-третьих, практически все субъекты хозяйствования на отечественном рынке озабочены текущим самовыживанием и не думают о перспективах. Следовательно, в силу ряда объективных и субъективных причин востребованная белорусская наука вынуждена искать применение за рубежом. Научные коллективы и ученые стремятся заполучить самые разнообразные заказы, иногда, конечно, и не очень приемлемые. Но ничего не поделаешь - заказчики диктуют условия, тем более что в мире науки потенциальных исполнителей в разных странах много. Безусловно, отечественная научная сфера немало выигрывает от зарубежных заказов (получает финансирование, поднимает уровень профессионализма, интегрируется в мировую среду, укрепляет потенциал и т.п.), но теряет экономика страны. То, что в первоочередном плане должно внедряться в республике, уходит за границу.

Правда, в стране уже заметно понимание важности национальной науки, ее целевой интеграции в экономику. Так, в прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. намечено увеличить бюджетное финансирование науки до 1,5% от ВВП. Также

поставлена задача неотложного внедрения в сферу народного хозяйства всех имеющихся (законченных) научных разработок. И, следовательно, подготовленные и принятые программы научных исследований на ближайшие годы содержат уже обязательные требования (показатели) освоения результатов во всех отраслях экономики. Это важно, и надо надеяться, что наука в республике будет признана таким же приоритетом и генератором, каким она является в группе развитых стран.

Конечно, добиться лидирующей роли науки во всех отраслях экономики в одночасье с увеличением финансирования сложно и даже невозможно. В этой сфере сильны инерционность и куму-лятивность. Слишком долго наука недофинансировалась и финансировалась по остаточному принципу. Отстала материальная база, деградировали некоторые научные школы. Но есть главное - сохранен хороший научный базис и сильный кадровый потенциал по ключевым направлениям, который можно успешно развивать. Есть и такие сферы, где наука даже окрепла и где налажена хорошая интеграция фундаментальных и прикладных исследований с практикой (медицина и фармация, аграрный комплекс, космос, отдельные направления машиностроения). Но по большинству направлений науку, конечно, надо неотложно укреплять, и прежде всего ее фундаментальную часть. Страна должна думать о перспективах. Необходимо не только преодолеть многолетнее недофинансирование фундаментальных исследований и материальной базы, но и предпринять кардинальные меры по опережающему финансированию теоретико-поисковой и прикладной тематики. Только так

можно со временем восстановить и воссоздать необходимую мощь национальной науки, которая будет способна решать любые задачи - фундаментальные и текущие, причем не только самой науки, но и практики. Иного пути нет, если требуется сильная наука и новейший технологический комплекс (уклад). Хотя по ряду тем и программ научных исследований отдача может быть незамедлительной.

В этой связи полагаем, что с учетом особого значения науки, ее критически низкого централизованного финансирования (сейчас), а также высокой степени вероятности получения прорывных результатов научных исследований (сейчас и в перспективе) государство должно взять на себя основные функции целевого регулирования и стратегического планирования развития научно-технологической среды. Они должны включать укрепление потенциала фундаментальных и поисковых исследований (знаний), расширение сферы прикладных изысканий и опытно-конструкторских разработок, совершенствование системы стимулирования освоения и распространения новых и новейших технологий. Ведь если государство более-менее еще поддерживает программы фундаментальных исследований (в силу этого имеются крупные разработки и прорывные результаты), софинанси-рует тематику прикладных работ (в итоге в ряде отраслей есть бесспорные достижения), то на этапе освоения научных разработок, распространения научных знаний и внедрения новых и новейших технологий не принимает фактически никакого участия. Если в Советском Союзе в цепи «исследование - разработка - внедрение» последнее было одним из равнозначных

(или даже основных) этапов, на который в обязательном порядке в программах предусматривались централизованные средства (государства, министерств и ведомств), то теперь почти все государственные научно-технические программы не включают ни финансирования, ни временных требований, ни обязательств заказчиков и разработчиков.

Не секрет, что в Беларуси в настоящее время сложилась крайняя ситуация как с осуществлением технологической модернизации действующих крупных предприятий реального сектора, так и с формированием отраслей нового технологического уклада. Причины неблагоприятной ситуации кроются в известной мере в хроническом недофинансировании не только сферы науки, но и инноваций, недооценивании роли кооперации науки и производства, умалении престижа научных знаний. Во многом это стало следствием снижения внимания к науке в условиях осложнившихся экономических проблем и доминирования рыночных отношений.

Серьезной угрозой для развития страны является также отказ не только от крупных отечественных фундаментальных исследований, но и от импорта новейших технологий. Жесткая кредитно-финансовая система и коммерциализация финансов и кредитов практически полностью перекрыли доступ к многим новейшим мировым технологиям, которые отечественные разработчики быстро заместить (по качеству и стоимости) не в состоянии. Известно, что имеются мировые школы и потенциалы, которые быстро повторить нельзя. Поэтому если не принять неотложных решений по условиям доступности и стоимости финансов и кредитов, можно

с уверенностью прогнозировать, что через какое-то непродолжительное время экономика республики окажется в стагнирующем состоянии.

К счастью, Беларусь сохранила фундаментальную и прикладную науку, она есть в ряде вузов, в регионах, на крупных предприятиях. И важно то, что во главе научной сферы находится Академия наук - уникальное по своей организации и сути учреждение, и несмотря на наскоки радикальных реформаторов, руководство страны, обладая немалой прозорливостью, придало Академии наук статус Национальной и функции высшей и ведущей организации в области фундаментальных исследований и объявило науку одним из основных приоритетов. Это спасло Академию и науку страны от тотального реформирования, а вернее, от расчленения и разорения, как это произошло в ряде постсоветских государств. Белорусская Академия наук сейчас усовершенствовалась, укрепилась и адаптировалась к новым реалиям, интегрировалась в общество и экономику. Ушла от схоластики и поставила задачи сугубо практико-ориентирован-ных фундаментальных исследований и прикладных разработок, стала учитывать интересы страны. В итоге Национальная академия наук Беларуси не только оправдывает возложенные на нее функции, но и является лидером по ряду направлений научной деятельности как в стране и на пространстве СНГ, так и в мире. Ежегодно заявляет о топ-10 лучших мировых научных достижений, участвует в крупнейших международных проектах (адрон-ный коллайдер, полярные исследования, космическая система и т.п.). Осуществляет приоритетные изыскания в области лазерной физики, химии новых материалов, инновационных

биотехнологий, в фармацевтике, агропромышленной сфере и др. Организует комплексное научное сопровождение ряда отраслей и производств. Создает и внедряет немалое число разработок, расширяет хозрасчетную деятельность (создает новейшие объекты и налаживает продажи наукоемких продуктов в республике и за рубежом) и т.п. Обеспечивает широкий круг исследований в гуманитарной области - в формировании моделей эффективной экономики, разработке теории белорусской государственности, обосновании национальной философской мысли и развитии основ белорусской культуры. Является признанным экспертом теории, методологии и практики устойчивого состояния страны. Ни одно сколь-нибудь существенное мероприятие не проводится сейчас в государстве без активного участия ученых Академии наук. Добилась опережающей окупаемости бюджетных и хозрасчетных вложений (не менее 3-5 руб. прибыли на 1 руб. затрат). В итоге стала эффективно работающей организацией даже в нынешних противоречивых условиях.

Однако Национальной академии наук Беларуси так же, как и многим отраслям и ведомствам, требуется системная поддержка. В первую очередь необходимо коренное обновление материальной и приборной базы. Сейчас для признания результатов исследований на международном уровне надо, чтобы они были получены на новейших приборах и установках. Многие очень дорогие приборы и оборудование Академия самостоятельно купить не в состоянии. Следует серьезно пересмотреть существующие подходы подбора талантливой молодежи, подготовки кадров высшей квалификации и стимулирования творческого

труда. Необходимо выработать действенные меры закрепления ученых, предотвращения миграции и укрепления потенциала ведущих научных школ.

Это, конечно, касается не только НАН Беларуси, а всей научной сферы страны. Важной задачей здесь должно стать ускоренное развитие различных составляющих фундаментальной и прикладной науки, особенно сферы практических разработок, которые сильно ослабли в последнее время. Деградация многих проектных институтов и конструкторских бюро предопределила переход предприятий промышленности в ряде случаев на иностранную технологическую базу. А для преодоления такой тенденции сейчас необходима системная работа как государства, так и научно-конструкторского (инженерного) сообщества по созданию сети хорошо организованных инжиниринговых компаний, развитию проектных и конструкторских организаций. Следует наладить своеобразный конвейер научных знаний - от фундаментальной науки (НАН Беларуси, вузы) к прикладным исследованиям и разработкам (Академия наук, университеты и Госкомитет по науке и технологиям) и к внедрению и использованию инноваций в отраслях и предприятиях (ГКНТ, министерства и ведомства, предприятия).

Таким образом,ускорен-ное инновационное развитие национальной экономики еще не упущено и зависит от своевременности принятия общесистемных решений по поддержке фундаментальной науки, восстановлению и развитию прикладной, широкому практическому использованию результатов. Потенциал есть, но важно его правильно организовать и реализовать. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.