Научная статья на тему 'Инновационная составляющая как фактор конкурентоспособности белорусской экономики'

Инновационная составляющая как фактор конкурентоспособности белорусской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овечкина Ольга

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в условиях активного развития инновационных процессов мирового рынка. Также анализируются основные направления совершенствования инновационной деятельности как механизм интеграции в мирохозяйственную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation component as a factor of the Belarusian economy competitive ability

There have been considered the Belarusian economy competitiveness problems in the situation of the world market innovations active development.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая как фактор конкурентоспособности белорусской экономики»

и

ш

со

< со

О

Инновационная составляющая как фактор конкурентоспособности белорусской экономики

Резюме. В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности экономики Республики Беларусь в условиях активного развития инновационных процессов мирового рынка. Также анализируются основные направления совершенствования инновационной деятельности как механизм интеграции в мирохозяйственную систему. Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, инновации, интеграция, конкурентоспособность, мирохозяйственная система, новый технологический уклад.

Активное расширение инновационной составляющей экономики, начавшееся с середины ХХ века, привело к тому, что генерирование нововведений в настоящее время превратилось в самостоятельную отрасль, от развития которой зависит успех остальных сфер [6]. В результате закономерных противоречий, возникших между новыми укладами производства и устаревающими индустриальными структурами, базовые институциональные основы стран с высокой долей традиционной промышленности претерпевают кризис. Природные ресурсы не могут принести их обладателям статуса лидера и обеспечить развитие без обращения к новым технологиям. Их активное внедрение предполагает формирование гибкой инновационной политики как определенной стратегии процессов создания, распространения и использования новшеств, которая должна осуществляться на всех уровнях и, прежде всего, на государственном.

Ольга Овечкина,

завкафедрой экономики Института управления и предпринимательства, кандидат

экономических наук, доцент

Динамика мирохозяйственной системы в современных условиях определяет соперничество держав как конкуренцию в уровне знаний. Отчетливо проявляется общая тенденция к усилению роли государств в научно-техническом развитии путем разработки краткосрочных и долгосрочных планов и программ, гарантий финансирования фундаментальных исследований, создания условий для образования и информатиза-

ции, стимулирования капиталовложений в наиболее рискованные отрасли, предоставления льгот высокотехнологичным предприятиям, поощрения лиц, которые вносят вклад в создание инноваций, разработки систем защиты авторских прав и распространения новых знаний.

В современных технологических укладах роль ядра эффективного экономического развития играют не традиционные крупные структурообразующие предприятия, а кластеры - территориально объединенные группы компаний, использующие преимущества компактного расположения, концентрации и возможности применения специализированных ресурсов: квалифицированного персонала и инфраструктуры для ведения бизнеса. Так, в Германии это химия и машиностроение, во Франции - производство продуктов питания, косметики и медицинских препаратов, в Италии - текстильное производство, в Дании - агробизнес и пищевая промышленность, в Индии - ИТ, в Швеции - целлюлозно-бумажный сектор и смежные с ним отрасли.

В условиях значительной зависимости белорусской экономики от импортных поставок первостепенное значение для республики имеют внешние социально-экономические интересы, направленные главным образом на то, чтобы максимизировать выгоду от международного разделения труда, повысить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики.

Устойчивое развитие страны во многом определяется ее производственным потенциалом. Его основу в Беларуси составляет промышленность, на долю которой приходится около 40% основных производственных фондов и примерно 30% ВВП. Ведущее место принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Однако техническая база данной отрасли народного хозяйства устаревает: на большинстве предприятий она представлена преимущественно традиционным IV технологическим укладом, производственные мощности используются не в полном объеме. Осуществляется переход к V и VI укладам, но достижения и наращивание активности белорусских крупных компаний, работающих на конкурентных рынках, ограничиваются большей частью импортом существующих (неоригинальных) технологий, не дающих решающих преимуществ. И как следствие, совершенствования отечественной промышленности, обеспечивающего ее успех на международной арене, не происходит.

Важнейшими задачами Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь и реализация общесистемных преобразований экономики и общества. Основными источниками их решения определены человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации -благосостояние» [2].

В целях системной модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности отечественных товаров

Регионы

Страны СНГ Европа Азия Америка Африка

Армения Болгария Бангладеш Венесуэла Египет

Азербайджан Великобритания Вьетнам Куба ЮАР

Казахстан Германия Индия США

Молдова Дания Индонезия Эквадор

Таджикистан Италия Иран

Туркменистан Кипр Китай

С т р а н ы Россия Литва Латвия Македония Польша Сербия Турция Чехия Украина Корея Кувейт Сирия Япония

(работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве с 37 странами (табл.).

Данные этой таблицы отражают диапазон международного взаимодействия Беларуси в области науки и техники, который, по информации ГКНТ, планируется расширить заключением соглашений еще с 20 странами, а именно:

■ в СНГ - с Узбекистаном и Кыргызстаном;

■ в Европе - со Словакией, Румынией, Францией и Хорватией;

■ в Азии - с Израилем, КНДР, Лаосом, Малайзией, Мьянмой, Оманом, ОАЭ и Сингапуром;

■ в Африке - с Ливией и Суданом:

■ в Южной Америке - с Аргентиной, Бразилией, Никарагуа и Чили [9].

Между тем необходимо учитывать воздействие потенциальных и реальных факторов, дестабилизирующих устойчивое инновационное развитие экономики республики. Внешнеэкономическая деятельность значительно влияет на реализацию базовых национальных интересов Беларуси с учетом открытого характера ее экономи-

ки. Активизация внешнеэкономических связей и интеграция в мирохозяйственную систему сопровождаются расширением зоны риска для отечественных субъектов хозяйствования и экономики в целом, а именно:

■ дискриминационными мерами со стороны других государств и зарубежных сообществ в международных отношениях с Беларусью, что отражается

на экспорте промышленных изделий, трансфере технологий и ноу-хау;

■ недобросовестной экономической деятельностью иностранных компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынках, входящих в сферу интересов нашей республики;

■ нарастанием неблагоприятных для Беларуси тенденций в международной миграции населения;

■ потерей значительной части традиционных рынков сбыта в связи со страновыми угрозами.

К внутренним проблемам можно отнести следующие:

■ неразвитость рынка технологий;

■ невысокую конкурентоспособность ряда производителей, вызванную серьезным экономическим риском (неопределенностью сроков нововведений, их дороговизной, длительностью окупаемости и слабым спросом на инновационную продукцию);

Таблица.

Структура

международного

научно-

технического

сотрудничества

Республики

Беларусь

по регионам

и странам,

2015 г.

Источник: [9]

■ низкий уровень активности предпринимателей, сопровождающийся невосприимчивостью

к новшествам;

■ недостаточную степень свободы бизнеса, что затрудняет кооперирование с другими организациями;

■ слабое финансирование научно-технической деятельности, отсутствие системы венчурных капиталовложений;

■ невысокую инвестиционную активность;

■ структурную деформиро-ванность экономики и неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских услуг);

■ непоследовательность проводимых преобразований

и сохранение за государственными органами управления большого числа регуляторов;

■ несовершенство законодательства в сфере инновационной деятельности.

Значимо, что научно-технический потенциал Беларуси, то есть ресурсы и условия осуществления исследований и разработок, представлен во всех сферах экономической деятельности. Концепция НИС предусматривает обеспечение оптимальных условий для интеграции науки, производства и образования в развитии инноваций с упором на национальные особенности и традиции. Имеющиеся в нашей стране научно-технические, производственные и интеллектуальные возможности достаточны для формирования инновационной экономической системы. К ним можно отнести высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие на творческий труд, а также наличие квалифицированных кадров, новаторских разработок по ряду направлений.

Вместе с тем, по данным Национального статистического комитета, коэффициент изобретательской активности

в стране снижается: в 2011 г.- 1,8, а в 2013 г.- 1,6. Удельный вес инновационных товаров и услуг, новых для внутреннего рынка Беларуси, в 2013 г. составил 44,6%. При этом доля инновационного продукта, нового для мирового рынка, отечественных промышленных предприятий в этом же году равнялась 0,6% (в 2011 г.- 1,1%), вклад экспорта средне- и высокотехнологичного товара в торговый баланс - 2,2%, а показатель экспорта наукоемких услуг - 25,73% (в 2011 г.-26,36%) [8].

Представляется, что одной из причин падения инновационной активности является недостаточное финансирование НИОКР - в 2013 г. оно оценивалось в 0,69% ВВП. Также свою роль играет и инертность малого и среднего бизнеса. Только 3,47% его представителей внедряли продуктовые и процессные нововведения, а маркетинговые и организационные инновации применяли 1,19% [8].

Переход к экономике знаний требует значительного увеличения доли расходов на науку, без развития которой невозможно наращивание объема инновационной составляющей в доле экспорта. Но одно повышение финансирования не решает проблемы стимулирования творческой активности научно-промышленной сферы. Нынешняя инновационная пассивность Беларуси носит не столько научно-технический, сколько организационно-экономический характер и свидетельствует не об интеллектуальной слабости отечественных специалистов, а об отсутствии механизма преобразования идей и новаторских решений в рыночные продукты.

В настоящее время для формирования научно-технологического преимущества страны возникла необходимость создания национальной системы коммерциализации результатов

научно-технической деятельности, то есть разработки и реализации института госзаказа на проведение крупных НИОКР. Основными ее формами, по мнению Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси, академика Владимира Гусакова, могут стать:

■ национальные исследовательские лаборатории, формируемые под крупную проблему;

■ кластерные структуры;

■ международные коллективы и проекты, привлекающие для научных исследований лучшие зарубежные кадры и валютные средства, внедренческие и инжиниринговые структуры [7].

В этой связи НАН Беларуси совместно с ГКНТ разработала Концепцию развития науки и экономики «Беларусь 2020» и в соответствии с ней приступила к созданию принципиально новых для республики отраслей экономики: ИТ, космической сферы, нанотехнологий и наноматериа-лов, биотехнологической отрасли, атомной энергетики, малотоннажной химии, лесохимии и др. Планируется, что к 2020 г. удельный вес инновационной продукции увеличится до 22-23%, уровень внутренних расходов на НИОКР по преимуществу за счет внебюджетных средств повысится до 2,5-2,9% ВВП [5].

В докладе на международной конференции «Ключевые факторы и актуальные направления постиндустриального развития экономики Беларуси», состоявшейся в апреле 2014 г. на базе Института экономики Национальной академии наук, академик Владимир Гусаков отметил: «В таких новых, постиндустриальных отраслях мы будем стараться проводить стратегию опережающего развития, стратегию создания спроса и завоевания монопольного положения на рынке. Что же касается традиционных отраслей и производств, то для них ставится

задача проведения точечной модернизации на основе строгого маркетингового и экономического расчета с использованием новейших научных достижений. Цель - повышение качества продукции, модернизация и интеллектуализация технологий и техники, оптимизация систем организации и управления, в том числе на основе автоматизации, рост эффективности и рентабельности производства. Все это в совокупности даст им возможность поддержать необходимую конкурентоспособность» [7].

Инновационная политика для каждого конкретного государства должна проводиться исходя из его исторических особенностей, конкретных условий и с учетом тенденций мирового развития. Для Республики Беларусь существует опасность копирования уже имеющихся и зарекомендовавших себя образцов экономик, формирующих перспективный технологический уклад и определяющих функционирование глобального рынка, так называемых технологических лидеров. Это создаст лишь видимость инновационного развития, суть которой, по мнению заместителя президента Российской академии наук, профессора Владимира Иванова, сводится лишь к имитации основных элементов инновационного процесса [4]. Страны с малой экономикой, как показывает зарубежный опыт, обычно не могут войти в постиндустриальный мир и занять в нем достойное место. В этой связи директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук Алексей Дайнеко предлагает «прагматично использовать дополнительные возможности, которые представляются в рамках интеграции - Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза, где Республика Беларусь должна выстраивать свое развитие преимущественно на постиндустриальной основе» [3].

Наличие полного научно-производственного цикла (от фундаментальной науки до промышленной реализации) дает возможность нашей стране в сложившихся мирохозяйственных условиях активизировать свою внешнеэкономическую деятельность в качестве технологического партнера, например, с Китаем, странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки по следующим направлениям.

Информационные технологии. Перспективы развития -обеспечение информационной безопасности и новые методы поиска и распознавания информации, медицинская аналитика и диагностика, телемедицина, контекстное распознавание (речи, текстов, изображений), скоростная передача и прием данных.

Энергетика. Приоритетом является поиск альтернативных источников энергии и стимулирование развития машиностроения и сельского хозяйства при его массовом использовании.

Материаловедение и нано-технологии. Разработка новых видов материалов с улучшенными (заранее заданными) свойствами, применяемых в легкой промышленности, строительстве, станкостроении и приборостроении.

Биотехнологии. Создание биосоставов, экосоставов и субстанций, используемых в пищевой промышленности, медицине, сельском хозяйстве, природоза-щите и селекции.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определено, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики, повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах человека, экономики и окружающей среды [2]. Дости-

жение поставленной цели предполагает следующие механизмы:

■ трансформацию, наращивание и укрепление научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований, что в соответствии с национальными интересами позволит повысить конкурентоспособность страны;

■ повышение эффективности кадровой составляющей в этом сегменте экономики и затрат

на НИОКР;

■ ускорение процесса обновления основных промышлен-но-производственных фондов на базе внедрения результатов прогрессивных технологий, в том числе отечественного производства, и концентрации ресурсов прежде всего на приоритетных направлениях развития экспор-тоориентированных и импортозамещающих производств;

■ организационное сближение всех стадий инновационного процесса, в котором основным механизмом реализации являются государственные программы технологического развития отраслей экономики и интеграционные проекты, включающие как технологические решения, так и подготовку специалистов, защиту интеллектуальной собственности, распространение полученных знаний и результатов с учетом тенденций мирового рынка;

■ формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры;

■ ускоренную коммерциализацию созданного по новой технологии продукта;

■ создание рынка инноваций, что создаст условия для ускоренного использования новых товаров и услуг и повышения конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок;

■ активизацию международного научно-технического сотрудничества в направлении

продвижения отечественных достижений на зарубежные рынки и участия в совместных проектах, в первую очередь в рамках ЕАЭС;

■ развитие инновационной активности населения: интереса, предпринимательских способностей и готовности к действиям.

Таким образом, можно выделить основные направления совершенствования инновационной деятельности в нашей стране. Во-первых, это формирование нового технологического уклада, создающего основу для будущего развития отечественной экономики и ориентированного на повышение национальной безопасности. Во-вторых, модернизация традиционной экономики, обеспечивающая темпы устойчивого экономического роста, уровень и качество жизни населения. В целом же инновационная стратегия нашей республики должна быть направлена на формирование позиции Беларуси как одного из международных научных центров, а также одной из «фабрик» высокотехнологического производства. ЕН

See: http://innosfera.by/ 2015/05/belarusian_economy

Литература

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Электронный ресурс: www.pravo.by/pdf/2011 -64/2011-64(014—066).pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./ Нац. комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович.- Мн., 2014.

3.Дайнеко А. Е.Предпосылки, факторы и направления формирования новой структурной политики Беларуси//Ключевые факторы и актуальные направления постиндустриального развития экономики Беларуси: материалы Международной науч.- практ. конф. (24-25 апреля 2014 г., г. Минск) / И н-т экономики НАН Беларуси.- Мн., 2014.

4. Иванов В. В. Наука и инновации при переходе к постиндустриальному обществу. // Ключевые факторы и актуальные направления постиндустриального развития экономики Беларуси: материалы Международной науч.-практ. конф. (24-25 апреля 2014 г., г. Минск) / Ин-т экономики НАН Беларуси.- Мн., 2014.

5. Пастушенко Т. Беларусь 2020: в мировую экономику через науку. Электронный ресурс: http://www.belta.by/ru/person/ comments/Tatjana-Pastushenko_i_514606.html.

6. Караганов С. А. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Караганов.- М., 2008.

7. Ключевые факторы и актуальные направления постиндустриального развития экономики Беларуси: материалы Международной науч.-практ. конф. (24-25 апреля 2014 г., г. Минск) / Ин-т экономики НАН Беларуси.- Мн., 2014.

8. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь / Статистический сборник; редкол.: В. И. Зиновский [и др.].- Мн., 2014.

9. Государственный комитет по науке и технологиям. Международное сотрудничество. Электронный ресурс: http://gknt. org.by/opencms/opencms/ru/foreignrel/.

Продуктовый менеджмент важный инструмент в деятельности компании

Резюме. Статья посвящена относительно новому управленческому инструменту -продуктовому менеджменту. В ней описаны его роли, функции и отличительные свойства. В материале также анализируются этапы внедрения продуктового менеджмента в деятельность коммерческого предприятия и особенности определения стадий зрелости продукта.

Ключевые слова: продуктовый менеджмент, инновации, маркетинг, продуктовая стратегия.

УДК 338.242.2

Дмитрий Рагель,

преподаватель кафедры

менеджмента БГУИР

Успешность работы компании обусловлена ее активностью и способностью своевременно выводить новые товары и услуги на рынок. Это требует довольно чуткого отношения к его требованиям и состоянию, а также к платежеспособности непосредственных потребителей. Как правило, основой продуктовой стратегии фирмы являются высокодоходные категории продуктов со стабильным спросом, за счет которых формируется базовый доход.

Каждый товар из общего портфеля предприятия имеет свой жизненный цикл, который характеризуется стандартным набором стадий, таких как:

запуск - выход на рынок (характеризуется вложениями в продвижение, семинары и маркетинговую поддержку);

рост - начало продаж, повышение доходности и объемов сбыта, а также переход на собственную окупаемость продукта;

зрелость - стадия максимального объема продаж и прекращение его роста в существующих рыночных нишах;

спад - снижение интереса к товару и его моральное устаревание.

У каждой продукции есть свой срок актуального пребывания на рынке - это период, когда он востребован и генерирует прибыль, которая оправдывает его присутствие и вносит свой вклад в развитие организации. В высокоэффективных компаниях решения об обновлении, выведении продукта на рынок и прекращении его выпуска принимаются с учетом стадии его жизненного цикла. Завершение коммерческой эксплуатации товара, его модернизация или запуск нового просчитывается на стадиях роста и зрелости для того, чтобы снижение доходности, которое для них характерно, не отразилось на общей эффективности работы предприятия.

Обеспечивает внедрение продуктовых инноваций и отслеживает стадию продуктовых линий сотрудник, как правило, продукт-менеджер. На этой должности специалист сочетает в себе маркетинговые и технические навыки, обеспечивает мониторинг рынка и в то же время хорошо понимает продукт. Он составляет задание на доработку существующего товара, а также формулирует предложения по выведению на рынок новых востребованных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.