Вопросы рационального использования информационных ресурсов в системе управления санаторно-курортным обеспечением
органов внутренних дел.
The Issues of Rational Use of Information Resources in the System of Management by Medical and Health Resort Treatment in Law-Enforcement
Bodies
Кузнецова Ольга Владимировна
соискатель кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
Olga V. Kuznetsova
The Researcher of the Chair of Information Technologies of the Academy of Management Of the Ministry of the Interior of Russia
Аннотация: Статья посвящена вопросам рационального построения информационного обеспечения и использования передовых информационных технологий в системе управления санаторно-курортным обеспечением органов внутренних дел.
Ключевые слова: санаторно-курортное обеспечение органов внутренних дел, информационные ресурсы, потребность в санаторно-курортном лечении
Abstract: The issues of building a rational information provision and use of modern information technologies in the system of management by medical and health resort treatment in law-enforcement bodies are considered.
Key words: medical and health resort treatment in law enforcement bodies, information resources, the need for medical and health resort treatment
В современном обществе здоровье населения является одним из важнейших элементов социального, культурного и экономического развития страны, входящим в главный блок индикаторов качества жизни, уровень которого в значительной степени определяется состоянием и эффективностью системы здравоохранения.
Исходя из социально-системных концепций, специалисты рассматривают здравоохранение «...как сложную общественную динамическую функциональную систему, создаваемую и используемую обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, а также на непрерывное накопление научных медицинских знаний и развитие науки как единственно возможной основы здравоохранения...» [8].
Формирование здорового образа жизни и развитие профилактики заболеваний занимает первое место в списке главных приоритетных действий «Политики охраны здоровья» в социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., реализация которых будет иметь ключевое значение для формирования эффективной системы здравоохранения в предстоящее десятилетие [10].
Важную роль в усилении профилактической направленности медицины играет санаторно-курортное обеспечение1, в основу которого положены принципы мониторинга и восстановления функциональных резервов организма на всех этапах профилактики: как у практически здоровых лиц, так и у больных на этапе реабилитации.
Особую значимость санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых имеет в комплексной системе реабилитационных мероприятий,
3
проводимых среди сотрудников органов внутренних дел , которые входят в группу повышенного риска в связи со значительным психоэмоциональным
1 Далее - СКО
2 Далее - СКЛ
3 Далее - ОВД
напряжением, вследствие которого возникают и прогрессируют профессионально обусловленные дефекты здоровья (дезадаптивные синдромы, переутомление, стрессогенные заболевания) [12].
Система СКО ОВД, являясь составной частью системы здравоохранения страны в целом, имеет свою отраслевую специфику и представляет собой сложную совокупность элементов, взаимодействующих между собой, а также внешней средой, и объединенных общими законами функционирования.
Деятельность данной системы направлена на восстановление и укрепление здоровья контингента, прикрепленного на медицинское обслуживание и определенного приказом МВД России от 08.11.2006 г. № 8954 как «сотрудники, работники и пенсионеры органов внутренних дел, члены их семей, сотрудники и работники других правоохранительных органов».
Согласованность действий в достижении поставленной цели обеспечивает система управления СКО ОВД, эффективность которой зависит от рационального использования одной из ключевых управленческих функций - оценки деятельности системы. Основными оценочными показателями являются данные о состоянии здоровья сотрудников ОВД, их удовлетворенность санаторно-курортной помощью, предотвращенный ущерб в связи со снижением заболеваемости с временной утратой трудоспособности и другие.
На результат функционирования системы управления СКО ОВД значительное влияние оказывает уровень ресурсного обеспечения, включающий в себя нормативно-правовое, информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
Как отмечают специалисты, целый ряд проблем, относящихся к ресурсному обеспечению как ведомственного, так и санаторно-курортного
4 Об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России: Приложение к приказу МВД России от 08.11.2006 № 895 // СТРАС «Юрист»
комплекса страны в целом, снижает эффективность функционирования и развития данной сферы здравоохранения [11].
В ходе последней комплексной проверки состояния санаторно-курортной сферы, проведенной Счетной палатой Российской Федерации, было установлено, что коечная мощность ведомственных здравниц позволяет обеспечить лишь 11,1 % сотрудников ОВД, нуждающихся в СКЛ [15]. В то же время конкретный анализ потребности в данных медицинских услугах и комплексная оценка эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений не проводится органами управления медицинского обеспечения МВД России по причине устаревшего информационно-аналитического обеспечения, опирающегося на традиционные методы обработки и анализа данных, что препятствует оперативному принятию управленческих решений.
В итоговых отчетах медицинской службы МВД России приводятся данные о количестве лиц, получивших санаторно-курортное лечение, без указания числа нуждающихся в данных медицинских услугах [7]. Эффективность деятельности ведомственных санаторно-курортных учреждений находит свое отражение лишь в показателе использования коечного фонда здравниц, что не позволяет дать комплексную объективную оценку состояния и осуществить прогноз развития санаторно-курортного комплекса органов внутренних дел.
При рассмотрении вопросов совершенствования управления СКО необходимо учитывать мнение многих специалистов, которые рассматривают рациональное построение информационного обеспечения и использование передовых организационных технологий информатизации в качестве одного из приоритетных направлений научной разработки, заложенных в основу Концепции государственной политики в этой области
[14].
Так, одним из первых мероприятий по реализации Государственной программы совершенствования организации и оказания санаторно-курортной помощи является изучение потребности населения страны в санаторно-
курортном лечении, актуализация профилей санаториев и создание системы аудита эффективности работы санаторно-курортной сферы. На поддержку развития системы СКЛ в 2015 году запланировано направить из средств федерального бюджета 10614920,4 тыс. руб.
В результате реализации этапов данной программы ожидается увеличение охвата санаторно-курортным лечением пациентов с 9% в 2013 году до не менее 45% в 2020 году [2].
Таким образом, информационное обеспечение, формирующее основу управления и являющееся стержнем системы управленческого учета, играет важную роль в решении задач повышения эффективности управления в системе СКО ОВД. В связи с этим необходимо исследовать информационные потоки данной системы, провести анализ рациональности использования информационных ресурсов и технологий, а также разработать конкретные предложения для устранения выявленных проблем.
Прежде всего рассмотрим вопрос о возможности на основе аккумулируемых данных получить сведения о потребности в СКЛ и об обеспеченности путевками сотрудников ОВД.
Сегодня основные усилия в области информатизации ОВД направлены на объединение автономных АИС и СТРАС в единую распределенную иерархическую систему на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры МВД России [3].
Разработанная в 2009 году и направленная на комплексное решение проблем управления информационными потоками СТРАС «Медицина», являясь единой точкой входа для специалистов ведомственного здравоохранения, осуществляет сбор данных из территориально распределенных медицинских учреждений и предоставляет запрашиваемую информацию в оперативном режиме на федеральный уровень.
Однако, в отличие от других модулей этой системы, подсистема «СКО» (автоматический учет бланков путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых, выделенных медицинским организациям системы
МВД России) представляет собой локальную версию и функционирует на автоматизированных рабочих местах, размещенных в ФКУЗ «ЦМСЧ МВД России», не подключенных к ИМТС ОВД (интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы).
Данная подсистема ведет статистический учет реализации выделенных путевок в здравницы и не предусматривает обработку сведений, необходимых для анализа обеспеченности нуждающихся в СКЛ. Данные о потребности в санаторно-курортной помощи не поступают в органы управления медицинского обеспечения МВД России из подразделений, осуществляющих отбор на СКЛ, в связи с отсутствием учета этих сведений в автоматизированных информационных системах, установленных на местах соответствующих медицинских работников.
Например, в медицинской информационной системе, разработанной в 2012 году для ЛПУ ОВД и введенной в эксплуатацию в ГКГ МВД России, ЦП № 1 МВД России, Центральной аптеке № 1 МВД России, отсутствует модуль СКО.
В отделении медицинского отбора на санаторно-курортное лечение ЦП № 1 МВД России установлена автоматизированная система АИС «Курорт», разработанная ГИАЦ МВД России еще в 1999 году. В качестве выходной информации программное обеспечение предоставляет различные формы статистического и бухгалтерского учета (рис. 1). Однако учет нуждающихся в СКЛ и анализ обеспеченности путевками прикрепленного контингента данная АИС не проводит.
САНАТОРИИ 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 2014 год
1. Получено путевок по лимиту 219 360 455 394 1436
из ник:
- взрослых 210 368 444 383 1 405
- "Быково" 0 0 0 0 0
- для родителей с детьми 0 0 0 0 0
- "Бирок" 9 0 11 11 31
2. Дополнительно получено 109 191 424 205 929
из ник:
- взрослых 86 135 383 154 758
- "Быково" 0 12 4 0 16
- для родителей с детьми 22 38 36 48 144
- "Борок" 1 6 1 3 11
3. Получено всего 328 559 079 599 2 365
4. Реализовано всего 297 505 036 543 2 101
в том числе: 1 ! ! ! !
- взрослые 270 449 707 409 1995
из ник:
- аттестованные сотрудники 72 162 223 140 557
- члены семей сотрудников 25 91 186 73 381
- пенсионеры МВД 103 101 185 132 521
- члены семей пенсионеров 49 44 91 63 253
- пенсионеры ВВ 11 15 3? 41 106
- члены семей пенсионеров ВВ 7 12 30 27 76
- вдовы 0 2 5 1 8
- работники 3 14 20 12 49
- по себестоимости 0 0 2 0 2
в том числе:
-ИВОВ 4 2 4 9 19
-УВОВ 1 0 1 0 2
- ВБД (сотрудники) 13 28 30 12 83
- ВБД (пенсионеры) 18 24 55 30 127
- инвалиды по службе 15 18 21 20 74
- военная травма 25 21 42 33 121
- Чернобыль (сотр.) 2 0 2 0 4
- Чернобыль (пенс.) 0 1 3 4 8
- "Быково" 0 12 4 0 16
- для родителей с детьми 22 30 36 40 144
- "Борок" 5 б 9 6 26
5. Возвращено всего 31 54 43 56 104
из ник:
- взрослых 26 54 40 48 168
- "Быково" 0 0 0 0 0
- для родителей с детьми 0 0 0 0 0
- "Борок" 5 0 3 8 16
Рис. № 1. Форма статистического учета АИС «Курорт»
В настоящее время распределение путевок по подразделениям центрального аппарата МВД производится в соответствии с их численностью (рис. 2), а также определенный процент путевок от установленного лимита выделяется некоторым конкретным категориям (пенсионерам МВД России, сотрудникам ОМОН, ОМСН - 5 %).
Рис. № 2. Распределение лимита путевок по подразделениям ЦА МВД
России
Достоверную информацию о потребности сотрудников ОВД в СКЛ можно получить из общего количества справок, выданных врачами для направления на СКЛ. Однако на сегодняшний день это не представляется возможным, так как в большинстве случаев данные сведения фиксируются на бумажных носителях и в автоматизированные системы не заносятся.
Отсутствие учета данных о потребности сотрудников ОВД в СКЛ связано с тем, что медицинские подразделения ведут отчетность в соответствии с установленными статистическими формами, определенными приказом МВД России от 20.10.2006 г. № 8385, и которые не включают в себя показатели по СКО. В существующем отчете о медико-психологической профилактике и реабилитации (форма 13-РЕБ) отражаются данные только об оказании помощи в санаториях и центрах восстановительной медицины и реабилитации МВД России сотрудников после возвращения их из зоны с особыми условиями службы.
5 Об организации статистического учета и отчетности в медицинских подразделениях системы МВД России: Приказ МВД России от 20.10.2006 № 838 // СТРАС «Юрист»
Видится возможным определение числа нуждающихся в СКЛ по статистическому анализу заболеваемости сотрудников ОВД и соответствию нозологических форм заболеваний показаниям и противопоказаниям для СКЛ, описанным в методических указаниях, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1999 году в соответствии с официально введенной Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-Х)6.
Однако в данных методических указаниях список нозологических форм, по которым есть показания для СКЛ, намного шире, чем в статистической форме учета зарегистрированных заболеваний прикрепленного контингента медицинских учреждениях МВД России (по форме 5ЗАБ). Также в методических указаниях особое внимание уделяется форме, стадии и степени тяжести заболевания, так как одна и та же нозологическая форма может иметь как показание, так и противопоказание для СКЛ.
Тем не менее, несмотря на отсутствие специального учета потребности сотрудников ОВД в СКЛ, мы можем получить в настоящее время приближенные данные, опираясь на указания Управления медицинского обеспечения Департамента по техническому и медицинскому обеспечению МВД России о необходимости направления пациентов в санатории, санаторно-оздоровительные отделения ЦВМиР в соответствии с группами диспансерного учета. Так, лицам III диспансерной группы (имеющим хронические заболевания, с умеренными или выраженными нарушениями функции органов и систем организма, с периодическими обострениями и снижением работоспособности) указано в обязательном порядке рекомендовать СКЛ [6].
6 Методические указания Минздрава РФ от 22.12.1999 N 99/227 «Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом)». Признаны утратившими силу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2011 г. № 1214. В настоящее время разработан проект приказа Минздрава России "Об утверждении перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей (кроме больных туберкулезом)" // СПС «КонсультантПлюс»
В 2014 году к Ш-ей группе диспансерного учета было отнесено 82 603 сотрудника ОВД, а в соответствии со статистическими данными по составу контингентов, завершивших лечение в санатории, за этот период сотрудникам ОВД было реализовано 9 775 путевок. Таким образом, обеспеченность сотрудников ОВД, отнесенных к Ш-ей группе диспансерного учета, путевками в санатории в 2014 году составила всего 11,8 %. Необходимо отметить, что этот процент практически совпадает с указанным Счетной палатой Российской Федерации в 2003 году, что свидетельствует либо о недостаточном внимании к данной проблеме, либо о нехватке ресурсов для ее решения (рис. 3).
■ Прикреплено на мед. обслуж
■ 3 группа диспансерного учета Выдано путевок в санатории
Рис. № 3. Обеспеченность путевками сотрудников ОВД
Анализ обеспеченности путевками сотрудников ОВД в санатории в сравнении за 2008-2014 гг. показывает снижение как количества сотрудников ОВД, нуждающихся в СКЛ, так и количества реализуемых путевок. Первое связано с реформой МВД России, проводимой с 2011 года, и уменьшением
численности личного состава а, следовательно, и контингента, обслуживаемого в ведомственных медицинских учреждениях. Второе, как отмечают специалисты, проявляется в увеличении возврата путевок, в том числе в связи с отдаленностью местонахождения СКУ и отсутствием оплаты проезда к ним [9].
Необходимо напомнить, что в рамках реформы МВД России был принят ряд нормативных правовых актов, связанных с социальным обеспечением сотрудников ОВД, в соответствии с которыми:
- отменен бесплатный проезд к месту проведения отпуска сотрудникам ОВД, кроме лиц, направляемых в установленном порядке на медицинскую реабилитацию (долечивание), а также работающих на Крайнем Севере, в приравненных к нему местностях, или других регионах страны с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями [1];
- отменена норма, предоставляющая право сотрудникам ОВД оплачивать 25 %, а членам их семей - 50 % от стоимости путевки, предоставляемой на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санатории и ЦВМиР МВД России [1,4,5].
Также отмечалось уменьшение выпуска путевок в последние годы, что связано с закрытием на реконструкцию санаториев в г. Сочи по программе «Олимпиада-2014 г.».
В настоящее время в состав ведомственных здравниц вошло четыре санатория7, располагающихся на территории Республики Крым. Безусловно, это расширит возможности МВД России по обеспечению СКЛ прикрепленного контингента, однако полностью не решит проблему с низким уровнем этой обеспеченности.
Очевидно, что для достижения генеральной цели функционирования системы СКО ОВД необходимо повысить эффективность принятия управленческих решений. Именно от наличия и качества информации,
7 О создании федеральных казенных учреждений здравоохранения: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 1298-р // СПС «КонсультантПлюс»
которой подкреплен процесс управления, и зависит результативность всех его функций: прогнозирования потребности ресурсов, перспективного и текущего планирования деятельности, а также контроля за выполнением плана, анализа качества деятельности и выработки управляющего воздействия.
Научное обоснование развития санаторно-курортного комплекса МВД России невозможно без изучения потребности и обеспеченности в СКЛ сотрудников ОВД, а также анализа состояния действующих санаторно-курортных учреждений системы МВД России на основе комплексной оценки эффективности системы СКО, включающей в себя экономическую, медицинскую и социальную составляющую.
И начинать совершенствование информационно-аналитического обеспечения необходимо с гарантирования достоверности и актуальности исходной информации о состоянии объекта управления, а также использования возможностей автоматизированной обработки первичных документов на основе современных информационных технологий.
Анализ перечисленных выше проблем позволил сформулировать ряд предложений по повышению эффективности использования информационных ресурсов в системе управления СКО ОВД.
Представляется целесообразным внести дополнения в приказ МВД России от 20.10.2006 № 838, включив в формы статистического учета показатели, касающиеся СКО, а также провести модернизацию функционирующих в системе МВД России медицинских информационных систем путем разработки модулей по СКО, предусматривающих:
• ведение автоматизированного учета справок, выданных для направления на СКЛ;
• интеграцию данных о потребности в СКЛ с программой распределения лимита путевок по подразделениям МВД для обеспечения оказания адресной санаторно-курортной помощи;
• анализ распределения заболеваний сотрудников ОВД по нозологическим группам и актуализацию профилей санаториев;
• ведение автоматизированного учета показателей деятельности ведомственных здравниц для расчета оценки эффективности системы СКО ОВД.
Исходя из вышеизложенного, представляется важным решение задач рационального построения информационного обеспечения и использования передовых информационных технологий в системе управления СКО ОВД. Опираясь на основные принципы Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России , а также Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения9, процесс совершенствования должен базироваться на обеспечении единой технической политики, централизации информационных ресурсов и обеспечения их совместимости. Предложенные автором рекомендации по разработке и модернизации эксплуатируемых медицинских информационных систем выработаны с учетом необходимости их дальнейшей интеграции в единое информационное пространство [13].
Список литературы
1. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный Закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 // СПС «КонсультантПлюс»
8 Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 - 2014 годах: Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. N 205 // СТРАС «Юрист»
9 Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года: Приказ МВД России от 4 апреля 2009 г. N 280 // СТРАС «Юрист»
4. Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях системы МВД России: Приказ МВД России от 14.12.2011 г. N 1234 // СТРАС «Юрист»
5. Об установлении размера оплаты за путевки в санаторно-курортные организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих, работников и гражданского персонала внутренних войск системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Распоряжение МВД России от 09.08.2012 г. N 1/7007 // СТРАС «Юрист»
6. Аналитическая справка по результатам деятельности санаторно-отборочных комиссий МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации в 2013 году.
7. Ботова, А.Х. Организация санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха в здравницах МВД России в 2010 году / А.Х. Ботова // Ведомости медслужбы МВД. 2011. № 1(20). С. 5.
8. Венедиктов, Д.Д. Системное моделирование здравоохранения. Экспресс-информация. / Д.Д. Венедиктов, А.С. Киселев, А.М. Петровский. - М., ВНИИМИ, 1976.
9. Гаврищук, В.В. Правовое регулирование медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей / В.В. Гаврищук // Право и образование. 2012. № 3. С. 134-141
10. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // Стратегия 2020. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/ 1214585998/1itog.pdf (Дата обращения: 04.04.2015).
11. Корчажкина, Н.Б. Совершенствование системы санаторно-курортного лечения в Российской Федерации / Н.Б. Корчажкина // Медицина целевые проекты. 2013. № 16.
12. Кузнецов Д.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.
13. Кузнецова, О.В. К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность медицинских учреждений системы МВД России / О.В. Кузнецова // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4.
14. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. // Федеральный портал PROTOWN.RU. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (Дата обращения: 04.04.2015).
15. О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации: Аналитический доклад [Электронный ресурс] // Бюллетень Счетной Палаты РФ № 4(64)/2003. URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/11-bulleten_doc_files_fl_813.pdf (Дата обращения: 30.04.2013).