Оценка инновационного потенциала предприятия
_______________________________1______
Детальный анализ
1. Формирование качественных и количественных показателей
достижения цели
2. Расчет значений выделенных
показателей
3. Анализ отклонений фактических значений от запланированных
4. Выбор набора мероприятий по укреплению инновационного
потенциала
Диагностический анализ
1. Анализ и оценка параметров внешней среды
2. Анализ и оценка параметров внутренней среды
3. Установление взаимосвязи между параметрами внешней и внутренней среды
4. Определение интегральной оценки инновационного потенциала организации
I
К
крайне
низкий
низкии
Стратегия
государственной
поддержки
Региональный
инновационный
фонд
Государственные гарантии по кредитам
Стратегия полной инновационной реструктуризации
Диверсификация,
выпуск
инновационной
продукции
Разработка
программы
инновационного
обновления
средний IL
Стратегия передачи оборудования
Передача оборудования в лизинг
Передача оборудования на правах аренды <
высокии
Стратегия самостоятельной реализации или привлечения внешних партнеров
Поиск внешних партнеров
Поиск новых кредиторов
Рис. 1. Метод оценки инновационного потенциала и выбор соответствующей инновационной стратегии
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ
Григорьев А.В., начальник службы корпоративного обслуживания и паспортно-визовой службы ФГУП «Президент-Сервис»
Управления делами Президента Российской Федерации Зайцевский И.В., д.э.н., профессор, директор Центрального российского Дома Знаний Алексахина Л.И., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Проанализирована необходимость развития санаторно-курортного комплекса, предложена разработка инноваций как способ его поддержки, приведена классификация социальных инноваций в санаторно-курортном деле, а также разработана схема информационного взаимодействия в процессе внедрения инноваций.
Ключевые слова: социальные инновации; санаторно-курортный комплекс; информационное взаимодействие.
A MODEL OF INFORMATION INTERACTION WITHIN INNOVATION PROCESS IN THE SANATORIUM COMPLEX
Grigorev A., Chief of Corporate Services and Visa Services, Office of the President of the Russian Federation, Federal State Unitary
Enterprise «President-Service»
Zaitsevsky I., Doctor of Economics, Professor, Director of the Central Russian House of Knowledge Aleksakhina L., Doctor of Economics, Professor, National Research University «MEI», FGBOU VPO
The need for the sanatorium complex development is analyzed, the innovation development as a way of supporting is proposed, a classification of social innovation in the sanatorium business is given, and a scheme of information interaction in the innovation process is designed.
Keywords: social innovation; sanatorium complex; information interaction.
В рамках реализации национальной политики, направленной особое значение приобретают социальные инновации, которые при-
на осуществление перехода на инновационный этап развития эко- званы удовлетворять социальные потребности, а также способство-
номики, связанный с мобилизацией интенсивных источников рос- вать расширению и упрочению российского гражданского обще-
та, развитием интеллектуального капитала, разработкой и внедре- ства. Важную роль в инновационном развитии социальной сферы
нием наукоемких технологий, повышением качества управления, играет повышение эффективности охраны здоровья населения, что
Таблица 1. Классификация инноваций в санаторно-курортном комплексе
Вид инноваций Примеры инноваций
Аппаратно-лечебные Новейшее медицинское оборудование.
Лечебно-методические Программы метеоадаптации и климатопрофилактики лиц, находящихся на санаторно-курортном лечении. Инновационные профилактические и лечебнореабилитационные методики и технологии восстановительной медицины.
Лечебно- медикаментозные Новейшие достижения фармакологии и фармацевтической промышленности.
Общеэкономические Новые способы продвижения санаторно-курортных услуг. Новые ценовые стратегии при продаже услуг. Новые способы повышение эффективности курортных ресурсов.
Лечебно-организационные Новые подходы к информационному обеспечению деятельности. Инновационные технологии телемедицины. Новые способы организации досуга отдыхающих.
может быть обеспечено за счет улучшения качества медицинского обслуживания, внедрения системы ранней диагностики заболеваний, а также организации деятельности в области профилактических и восстановительных мероприятий.
Одним из основных способов оздоровления нации может выступать разработка инновационных подходов к организации систе-
мы лечебно-восстановительной медицины, базирующейся на развитии санаторно-курортных услуг, которые являются эффективным средством формирования физического и психического благополучия населения. Данный факт подтверждают результаты исследований, согласно которым здоровье нации определяется на 10-15% уровнем развития здравоохранения, на 15-20% - генетическим фон-
-► Сведения об инновациях -► Регистрационные сведения
-► Медицинские рекомендации .► Бухгалтерская информация
Рис. 1. Схема взаимодействия информационных систем учреждений, участвующих в процессе распределения путевок
дом, на 20-25% - состоянием окружающей среды и на 50-55% -социальными факторами, обуславливающими условия и образ жизни населения, к которым относится и санаторно-курортного обеспечение [1].
В настоящее время в России действует 1997 здравниц общей мощностью свыше 400 тыс. коек, которые ежегодно обслуживают около 6 млн. человек. В ведении Минздравсоцразвития РФ находятся 51 санаторно-курортных учреждений, оказывающих оздоровительную помощь по всем основным заболеваниям, включая туберкулезную патологию. Некоторые из лечебно-оздоровительных учреждений предлагают уникальные методики лечения, в том числе по онкогематологическому, офтальмологическому и психоневрологическому профилям.
По оценкам экспертов, в настоящее время рекреационный потенциал России используется лишь на 8-10% [2]. В этой связи встает необходимость разработки инструментов управления санаторно-курортным комплексом, внедрение которых позволит повысить доступность и конкурентоспособность отечественных здравниц. Одним из способов достижения указанной цели является разработка социальных инноваций, эффективное внедрение которых в лечебную и организационную деятельность позволит повысить качество оказываемых услуг и результативность восстановительного лечения.
В таблице 1 представлена классификация социальных инноваций, реализуемых в санаторно-курортном комплексе.
Важнейшим аспектом управления инновационной деятельностью в санаторно-курортном комплексе является организация взаимодействия в рамках функционирования трехзвенной лечебнооздоровительной системы с целью эффективного распределения пациентов по соответствующим учреждениям, осуществляемого с учетом инновационных методик оздоровительного лечения.
В процессе управления распределением лиц, нуждающихся в реабилитационном лечении, по санаториям участвуют следующие учреждения:
1. Лечебно-профилактические учреждения (поликлиники и стационары), осуществляющие лечение и направление на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения.
2. Ведомственные организации, к которым приписаны лица, нуждающиеся в оздоровительном лечении. Данные организации на основании рекомендаций лечебно-профилактических учреждений предоставляют путевки в соответствующие здравницы.
3. Научно-исследовательские институты, разрабатывающие инновационные методики в области санаторно-оздоровительного лечения, которые внедряются в здравницах различных медицинских профилей.
Как представляется, для осуществления согласованного взаимодействия указанных учреждений необходимо обеспечивать координацию информационных потоков между используемыми ими информационными системами (ИС).
На рисунке 1 представлена схема взаимодействия информационных систем учреждений, участвующих в процессе распределения санаторно-курортных путевок.
Как представляется, реализация вышеописанной схемы информационного взаимодействия позволит повысить эффективность санаторно-курортного лечения за счет организации рационального распределения нуждающихся в оздоровительном лечении по соответствующих санаториям, что в результате обеспечит экономический эффект для ведомственных организаций за счет снижения трудовых и материальных потерь в производственной процессе.
Литература:
1. Россия-Урал: Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса/ Информационный центр поддержки предпринимательства о туризме, лечении и отдыхе на Южном Урале [Электронный ресурс]. - Электронные данные - М., сор. 2006-2012.
- Режим доступа: http://www.74rif.ru/tur-ural.html
2. Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями.
- М.: Литтерра, 2010.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Филатов С.В., к.т.н., доцент, проректор МГТУ МИРЭА по международным связям
Рассматриваются прикладные, практико-ориентированные исследования путей и средств внедрения в образовательную практику основополагающих идей, предложений по всестороннему обеспечению и управлению качеством образования, а также ведению образовательного мониторинга и применению современных технологий и критериев оценки качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: современные технологии; квалифицированные специалисты; измерение качества образования; управление качеством образования.
MAIN ISSUES ON METHODOLOGICAL APPROACHES OF EDUCATIONAL QUALITY AWARENESS IN HIGHER SCHOOL
Filatov S., Cand.Tech.Sci., the senior lecturer vice-chancellor on international relations of MSTU MIREA
This article questions applied, practically oriented researches of main ideas and proposals to be introduced into educational practice providing total support and educational quality control, monitoring, high tech stuff and assessment criteria in due to preparation merit of engineers.
Keywords: modern technologies; the qualified experts; measurement of quality of formation; formation quality management.
Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связы-
вают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (totalqualitymanagement) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом.
Можно считать сложившейся практикой при решении проблемы качества образования в высшей школе деление на качество образовательного процесса и качество достигнутого результата. В исследованиях А.И. Субетто определено, что качество «образования - результата» основано на качествах личности, фиксируемых через категории «культуры» личности, социальной и гражданственной зрелости, достигнутом уровне знаний реципиентов, сформированных умений, творческих способностей последних и мотивированного образовательного процесса. «Качество «образования-процесса» определяется через совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной среде, и обусловливающих его приспособленность к реализации со-