нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс".
Повышение качества жизни должно рассматривается как важнейший приоритет всех уровней власти, как общечеловеческая идея, способная существенно повлиять на весь ход развития России в XXI веке. Приоритетом в обществе и государстве должны стать каждый конкретный человек и его семья. Ясно, что необходимы целенаправленные действия со стороны государства по повышению уровня благосостояния населения, поддержке семьи, материнства и детства, укреплению здоровья населения, его уровня образованности, по возрождению нравственности и духовности. Единый интегральный показатель успеха такого курса - это повышение качества жизни населения.
УДК 338.48
ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ «СИЛОВЫХ» ВЕДОМСТВ СССР И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1 М.В. Арифуллин, начальник отдела,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Центральный аппарат),
г. Москва
Рассматриваются серьезные изменения, которые в последние годы произошли в деятельности ведомственных «тыловых» служб российских «силовых» министерств в части санаторно-курортного и медицинского обеспечения военнослужащих и сотрудников. Обобщены открытые статистические данные по санаторно-курортному обслуживанию военнослужащих и сотрудников МО России, МВД России и ФТС России. Материал может быть интересен практическим работникам санаторной, гостиничноресторанной и других смежных отраслей, связанных с предоставлением услуг населению.
Ключевые слова: санаторно-курортное обеспечение, санитарные станции, силовые ведомства, сотрудник, здоровье.
Под ведомственными санаторно-курортными учреждениями «силовых» ведомств понимают подведомственные им организации различных форм собственности,
1 Материал использован автором в 2007 г. в процессе проведения лекционных и практических занятий со студентами Московского института лингвистики, осуществляющего подготовку кадров для туристической и гостиничной отраслей Сфера научных интересов автора — российское и зарубежное гостиничное хозяйство, ведомственное «тыловое» обеспечение «силовых» министерств, финансовые и хозяйственные нарушения в деятельности федеральных органов.
осуществляющими в структуре и в интересах ведомств рекреационную деятельность по следующим направлениям: медицинское (лечебное и восстановительное, или
реабилитационное) и связанное с проведением организованного отдыха сотрудников ведомств и членов их семей без медицинских показаний.
Основной задачей ведомственного тылового обеспечения, в которое входят и санаторно-курортные учреждения, является создание условий для выполнения войсками (или специальными органами) поставленных перед ними служебно-боевых задач. Структура тыловых служб всех «силовых» ведомств РФ, включая МВД, традиционно копирует структуру аналогичных служб в вооруженных силах бывшего СССР и РФ, что объясняется общностью существующих в ведомствах подходов к организации тыла, схожестью задач, стоящих перед некоторыми из «силовых» структур.
Важность проблемы повышения качества санаторно-курортного отдыха сотрудников МВД России, неразработанность данной темы применительно к тылу ОВД, отсутствие необходимой учебно-методической литературы по проблемам ведомственного тылового обеспечения, заставляет исследователей искать аналогии в организации тыла ВС и смежных отраслях хозяйства, к которым, несомненно, относится гостиничное дело.
Ведомственное военное санаторно-курортное обеспечение в России имеет почти двухсотлетнюю историю. Первые ведомственные санаторно-курортные лечебные учреждения появились в царской России в XIX веке. Прообразами современных военных санаториев и домов отдыха были «санитарные станции». «Санитарно-гигиенические станции» (аналог домов отдыха) принимали на лечение представителей нижних военных чинов, а «санитарно-лечебные» (аналог санаториев) организовывали отдых и лечение офицеров. Санитарно-лечебные станции открывались в курортных местах Крым (Саки и Евпатория), Кавказ (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск) или в загородных местах крупных губернских городов (Одесса, Самара), были рассчитаны на коечную вместимость в 20—30 коек. Санаторные места распределялись по военным округам. Офицеры, проходившие лечение на станциях, получали должностные оклады и дополнительные суточные выплаты.
После революции эти лечебные учреждения были преобразованы в «военнокурортные станции». В соответствии с приказом Наркомздрава от 12 мая 1922 г. № 88 для лечения военнослужащих РККА Главному военно-санитарному управлению предписывалось организовать станции на Кавказе (на 600 коек), в Крыму (500 коек) и в Сибири на 100 коек. Для организации лечения в курортных местностях выделялись помещения. Вышедшими следом совместными приказами Наркомздрава и Реввоенсовета Республики от 22 сентября 1922 г. № 2208 и от 30 октября 1922 г. № 2452 определялась
13
коечная вместимость Кавказских (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки) и Крымских (Саки, Гурзуф, Евпатория) ведомственных военных здравниц. Организованные в это время кавказские военные здравницы существуют и функционируют по сей день (ныне — Пятигорский и Кисловодский центральные военные санатории МО РФ). В указанный период санаторно-курортное лечение осуществлялось сезонно (в весенне-летний период), сочетало организованный отдых с медикаментозным лечением и усиленным питанием пациентов. С 1931 года военно-курортные станции именуются «санаториями РККА».
Параллельно с военными, открываются здравницы других «силовых» ведомств. Так в МВД, 1 мая 1926 года был открыт дом отдыха «Новые Сочи» (ныне — санаторий «Салют» МВД России). Этот день считается официальным днем основания санаторно-курортной системы в тыловой службе ОВД.
Даже в этот непростой период большое внимание уделялось совершенствованию материально-технической базы и качеству предоставления услуг в санаторно-курортных учреждениях. В 1935 году журнал «Военно-санитарное дело» (№ 7) в статье с символичным названием: «Борьба за качество — основная задача санаторно-курортных учреждений РККА» писал: «... к каждому больному должен быть... (применен)... подход с новейшими исследовательскими методами и правильной системой лечебнопрофилактических мероприятий. В санаториях в последние годы сколотился большой состав опытных врачей, квалификация которых ежегодно растет...все это создает прочную основу и благоприятные условия для высококачественного лечебного и культурного обслуживания начсостава и членов их семей...». Позже, уже в послевоенный период, в статье, посвященной организации санаторно-курортного дела, авторы «Энциклопедии военной медицины» (1948) констатируют «...деятельность санаториев Вооруженных сил непрерывно улучшается за счет развития и улучшения материально-технической базы,... поставок всего лучшего, что выпускала медицинская промышленность страны...».
К 1935 году в Красной Армии сформировалась стройная система санаторно-курортного обеспечения с высоким (по тем временам) уровнем лечебной работы. С началом Великой Отечественной войны (ВОВ) работа всех курортов и санаториев СССР, в т.ч. и военных, была перестроена в соответствии с потребностями военного времени. На базе санаториев были сформированы эвакогоспитали и курортные госпитали-санатории. В сентябре 1943 года в лечебно-эвакуационном управлении Министерства обороны был создан санаторно-курортный отдел, который в 1946 году реорганизован в лечебнокурортное управление.
После окончания ВОВ принимается решение о реорганизации эвакогоспиталей, расположенных в курортных районах, и преобразовании их в военные санатории и дома отдыха. В годы ВОВ курортному хозяйству страны был нанесен огромный ущерб. Были разрушены санатории и дома отдыха в районах, временно оккупированных немцами (Крым и Кавминводы). Закон «О четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 годы» предусматривал полное восстановление сети курортов, санаториев и домов отдыха, а также освоение новых курортных местностей, увеличение сети здравниц. Срок лечения в санаториях в 50-е годы составлял 28—40 дней.
Вторая половина XX века характеризовалась дальнейшим развитием санаторно-курортного дела в «силовых» ведомствах СССР. Особое внимание уделялось санаторно-курортному обеспечению специального контингента военнослужащих и сотрудников (летчиков реактивной авиации, плавсостава атомных подводных лодок, воинов-интернационалистов, оперативного состава, участников ликвидации аварии на ЧАЭС). Цены на путевки, в зависимости от степени благоустроенности здравниц, лечебных факторов и норм расхода на питание в санаториях, были установлены от 160 до 220 руб. за полный курс лечения (24 и 26 дней), а в домах отдыха — 110 руб. за 24 дня. Указанные цены не менялись вплоть до распада СССР. В 70-е годы в санаториях появились номера повышенной комфортности. Под «люксом» в те годы понимали помещение, имеющее умывальник, туалет, ванну.
Политические процессы, происходившие в стране в 90-е годы, привели к негативным изменениям в санаторно-курортной сфере (не только ведомственной и военной, но и гражданской). Многие здравницы, включая первоклассно оборудованные курорты Советской Прибалтики, Украины, Молдавии, Средней Азии и Закавказских республик, стали недоступны россиянам, многие объекты были закрыты или перепрофилированы (см. табл. 1). В стране под предлогом избавления от непрофильных активов предпринимались многочисленные попытки реорганизовать ведомственные здравницы «силовых» ведомств, но 4 июня 1998 г. решением Правительства РФ военные санатории исключили из перечня приватизации, сохранив прежний правовой статус военных санаторно-курортных учреждений. Особенно ощутимой оказалась потеря 17 крымских санаториев и домов отдыха, рассчитанных на единовременный прием 10,6 тыс. человек, отошедших к Украине, включая центр медицинской реабилитации «Сакский ЦВС» для военнослужащих, перенесших ранения и травмы.
Таблица 1
Характеристика санаторно-курортной сферы
Годы Кол-во Коечная Пропускная
учреждений вместимость, способность
коек в год, чел.
1 2 3 4
1935 Более 30 6-7 тыс. ***
1945/46 Около 100 17 тыс. ***
50-е годы 84 санатория 16 тыс. ***
31 дом отдыха 4 тыс.
До 1992 89 35,6 тыс. 470 тыс.
1992/93 37 14,4 тыс. ***
2007 47 *** ***
Прим.: *** - нет данных
Сведения о количестве санаторно-курортных учреждений Вооруженных сил СССР и РФ и их коечной вместимости представлены ниже на рис. 1.
1 Количество санаторно-курортных учреждений, ед —■—Коечнаявместимость, тыс. мест
Рис. 1. Сведения о количестве санаторно-курортных учреждений Вооруженных сил СССР и РФ и их коечной вместимости
Сейчас Министерство обороны РФ имеет в ведении 47 санаториев и домов отдыха, МВД России (без учета фонда Внутренних войск МВД России) — 12 санаториев и 6 центров восстановительной медицины и реабилитации (ЦВМиР), ВВ МВД России — 4 санатория и 1 дом отдыха, которые, как и ранее, помимо их прямого назначения, относятся к «мобилизационным резервам» и в случае возникновения военной угрозы
будут перепрофилированы в госпиталя. Обобщенные данные о ведомственных санаторно-курортных объектах некоторых «силовых» министерств представлены в табл. 2.
Таблица 2
Лечебно-оздоровительные учреждения «силовых» министерств РФ
Наименование лечебнооздоровительного учреждения Кол-во мест, чел. Срок пребывания, сутки
Некоторые лечебно-оздоровительные учреждения МО РФ
Звенигородский санаторий Московского Военного.округа 400 21
Пятигорский ЦВС 728 24
Сочинский ЦВС им. К.Ворошилова *** 21
Есентукский ЦВС 700 24
Светлогорский ЦВС (Калининградская обл.) 650 24
ЦВС «Архангельское» (Московская обл.) 400 21
Кисловодский ЦВС 500 24
ВС СибВО «Ельцовка» (г. Новосибирск) 200 21
Можайский ВС Спецстроя России (Моск. обл.) *** 21
Некоторые лечебно-оздоровительные учреждения МВД России и Внутренних войск
Санатории
«Быково» (Московск. обл.) 125 40/45
«Борок» (Смоленская обл.) 150 21
«Железноводск» (Кавминводы, г. Кисловодск) 406 21
«Искра» (Черноморское побережье Кавказа) 480 21
«Лесное озеро» (Челябинская обл.) 172 21
«Подмосковье» (Московск. Обл.) 300 21
«Приморье» (г. Владивосток) 365 21
«Салют» (Черноморское побережье Кавказа) 450 21
«Хоста» (Черноморское побережье Кавказа) 110 21
«Эльбрус» (Кавминводы, г. Кисловодск) 255 21
«Березовая роща» 460 18/21
«Бугорок» 225 12
«Дон» 275 21
«Россия» 460 21
«Солнечный» 400 21
«Федосьино» 105 18
«Манчжур» 30 ***
Прим.: *** — нет данных, «ЦВС» — центральный военный санаторий, «ВС» — военный санаторий
В последние годы в санаториях МО РФ с целью повышения пропускной способности и наиболее полного использования существующего номерного фонда сокращены сроки путевок до 21 дня, за исключением санаториев, расположенных в Кавминводах, где срок остался прежним — 24 дня (см. табл. 2).
Большая работа ведется и в «милицейских» здравницах. В основном, санатории, подведомственные МВД, — круглогодичные, многопрофильные, имеются два специализированных — противотуберкулезный «Борок» и детский кардиологический «Быково». Сроки лечения во всех санаториях МВД составляют 21 день, кроме «Быково» (40—45 дней) и «Борок» (30 дней).
По данным Управления медико-социальной защиты Департамента тыла МВД России ежегодно в санаторно-курортных учреждениях МВД России, включая здравницы внутренних войск, отдыхают и лечатся свыше 100 тыс. человек, из которых около 36% -сотрудники ОВД и военнослужащие внутренних войск. В 2006 году оздоровлено более 108 тыс. человек, что на 7% больше, чем в 2005 году (101 тыс. чел.). Для сравнения эти цифры в 2003 и 2004 годах составляли соответственно: 83.936 и 79.467 человек Средняя заполняемость санаториев МВД России в 2004 году составляла 93,4%, центров восстановительной медицины и реабилитации — 85.1%, против 88,8 % и 77,8 % в 2003 году.
Приоритет при направлении на отдых и лечение принадлежит сотрудникам подразделений особого риска (ОМОН, ОМСН), участникам контр-террористических операций.
Интересный, по мнению автора, положительный опыт по организации собственной санаторно-курортной системы (практически «с нуля») имеется в таможенных органах России. Здесь, начиная с 2004 года, ведутся интенсивные работы по созданию собственной полноценной ведомственной санаторно-курортной базы. В 2001 году в подведомственных здравницах системы Федеральной таможенной службы (бывшего Государственного таможенного комитета России) прошли лечение и оздоровление 1917 чел. (аттестованные сотрудники и вольнонаемные работники таможен, члены их семей), а в 2002 году — около 2100 чел. В период развития собственной санаторно-курортной базы (2004—2007 гг.), еще не имея достаточного количества своих здравниц, ГТК активно приобретал для сотрудников путевки в здравницы других ведомств.
С целью развития ведомственной санаторно-курортной базы здесь в настоящее время прорабатываются следующие вопросы:
• возведение на территории санатория «Победа» лечебного и второго спального корпусов, с увеличением мощности до 250 коек,
• придание пансионату с лечением «Белое солнце» статуса санатория,
• передача в ведение ГТК России или приобретении одного или нескольких санаториев (особенно в Подмосковье и районе Кавказских минеральных вод).
Все ведомственные санаторно-курортные заведения, кроме услуг медицинских и
по организации размещения и питания, оказывают следующие виды услуг:
информационные и туристско-экскурсионные, торговые, транспортные (организация
трансфера), физкультурно-оздоровительные, бытовые услуги и прочие.
Как отмечают специалисты, уровень отечественных здравниц (в т.ч.
ведомственных) очень далек от уровня мировых курортов. Их развитие часто идет в
отрыве от мирового опыта. Самым слабым звеном в работе ведомственных здравниц была
и остается сфера сервиса. Имеются серьезные трудности в организации отдыха и лечения,
связанные с устаревшей материально-технической базой, плохим техническим состоянием
некоторых объектов, невысоким качеством обслуживания.
Учитывая, что стабильность всех основных характеристик состояния здоровья
сотрудников «силовых» ведомств (включая сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ
МВД России) является важнейшим элементом их служебно-боевой готовности, значение
санаторно-курортной системы как составной части ведомственного тыла трудно
переоценить. Поэтому дальнейшее ее развитие является одной из приоритетных
государственных задач.
Вопросы предоставления ведомственного санаторно-курортного обслуживания
должны, по мнению автора, жестко увязываться с предоставлением бесплатного или
льготного проезда от места жительства до места проведения отдыха и обратно. Разумной
и интересной альтернативой льготному санаторно-курортному отдыху и лечению в
ведомственных здравницах является существующая в некоторых «силовых»
министерствах практика полной или частичной оплаты проезда сотрудников и членов их
семей до места проведения отдыха и обратно. При этом стоимость авиационных билетов
по России в разгар отпускного сезона подчас оказывается намного выше стоимости
билетов за рубеж. Это справедливо как для туристических направлений, связанных с
продолжительным перелетом (11-14 часов полета: о. Куба, о. Бали, Владивосток, оз.
Байкал), так и для многих курортов, удаленных от Москвы на расстояние 3-5 часов
полета: турецкая Ривьера, Египет, Кипр, Сочи, Крым. Стоимость проживания в гостинице
19
(3-4*) с полноценным трехразовым питанием в России и на заграничных курортах соизмеримы (см. табл. 3). Качество предоставляемых услуг на иностранных курортах в несколько раз выше, чем в России. Это косвенно подтверждается большим количеством сотрудников «силовых» ведомств РФ, отдыхающих с семьями на зарубежных курортах.
Таблица 3
Цены на путевки в санатории и дома отдыха ФПС и ФСБ России
(данные по состоянию на 1 января 2005 г., приведены на официальном сайте Федеральной пограничной службы России www//fps.m)
Наименование здравницы Срок пребыв ания Цена путевки на чел. (в тыс. руб.)/квартал
Квартал
I II ІП IV
Санатории
1—12 «Байкал», «Дагестан», «Дубрава», «Ессентуки», «Жемчужина Кавказа», «Кавказ», «Кисловодск», «Кратово», «Ленинград», «Семеновское», им. Ф.Э. Дзержинского г. Сочи (и его филиал «Черноморье»), «Солнечный» 21 10.5 11.5 14.0 11.5
Дома отдыха
1-15 «Звездочка», «Лесной», «Морской», «Москва», «Москвич», «Огонек», «Пограничник России» (г. Анапа), «Подмосковные вечера», «Северское» — УФСБ по г. Москве и МО, «Солнечная поляна», «Солнечный» (г. Сочи), Им. Ф.Э.Дзержинского (г. Сочи), «Владивосток» — УФСБ по Приморскому краю, «Пограничник» — УФСБ по Ставропольскому краю, «Сестрорецк» — УФСБ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. 18 8.5 9.5 11.0 9.5
16 «Тегенекли» (филиал санатория «Ленинград») 12 10.0 8.5 9.0 9.5
Таким образом, современное состояние отечественного гостиничного и курортного рынка характеризуется следующими признаками: 1) массовой экспансией мировых гостиничных сетей на российский рынок, появлением новых классов гостиниц (СПА-центры, гостиницы «Де-люкс» и др.), 2) организацией российских гостиниц, работающих по стандартам, аналогичным западным, 3) ориентацией их, как на иностранную, так и на российскую клиентуру. Российская клиентура, поездившая по миру и на практике познакомившаяся с современным состоянием мирового гостиничного хозяйства на иностранных курортах, стала более требовательной, разборчивой и является желанной на любом российском курорте.
Гостиничное (курортное) хозяйство не может развиваться без учета мировой практики, десятилетиями выработанных стандартов и ритуалов. В международной практике давно выработаны единые гостиничные стандарты обслуживания и менеджмента. Только при их наличии наши гостиничные и курортные управляющие компании смогут когда-нибудь вырасти в гостиничные цепи. Сотрудникам отрасли, включая работников ведомственного тылового обеспечения «силовых» министерств, необходимо осваивать и использовать опыт ведущих иностранных гостиничных сетей.
УДК 378.14 ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФОРМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ Л.С. Аушева, соискатель степени кандидата наук,
ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Рассматривается нарастание противоречий между сложившейся системой подготовки кадров и требованиями к ним, обусловленными состоянием экономики. Особую актуальность этот фактор приобретает в сопоставлении с тенденциями движения мирового сообщества от индустриального к информационно-индустриальному с соответствующей ему инновационной экономикой. При этом главенствующая роль в формировании инновационной экономики будет принадлежать высшей школе, которая должна обеспечить формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала нашего государства посредством подготовки специалистов, способных в
21