Научная статья на тему 'Вопросы обоснования стратегических целей и задач воспроизводства лесных ресурсов'

Вопросы обоснования стратегических целей и задач воспроизводства лесных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы обоснования стратегических целей и задач воспроизводства лесных ресурсов»

Весь процесс документирования автоматизировать с помощью ПВМ, в том числе и все учетные операции в лесу. Автоматизировать с помощью ПВМ связь Корпуса лесничих и лесхозов с территориальными органами лесного хозяйства. Отменить минимальные ставь® за древесину, отпускаемую на корню. Лесные таксы ежегодно устанавливать комиссионно по согласованию с потребителями леса и с участием администрации регионов, исходя из складывающихся объемов лесопользования, цен на готовую продукцию и нормативных затрат на заготовку и вывозку (перевозку) древесины и минимально-необходимых затрат на ведение лесного хозяйства.

Ежегодно составлять баланс доходов и расходов лесного хозяйства. Все доходы, в том числе от продажи древесины на корню, в пределах минимальнонеобходимых расходов на лесное хозяйство оставлять в распоряжении территориальных органов лесного хозяйства. При рассмотрении баланса на федеральном уровне все доходы в пределах минимально-необходимых расходов оставлять в распоряжении отрасли. Все излишки дохода передавать государству. При недостатке средств лесное хозяйство законодательно должно иметь гарантии получения дотаций из государственного бюджета и бюджета регионов. Проект сметы доходов и расходов опубликован в сборнике научных отчетов МГУЛа за 2000 г.

Составление балансов доходов и расходов по регионам и в целом следует

автоматизировать. Напомним, что в 1992-1996 гг. по заданию Федеральной службы лесного хозяйства работниками фирмы «Восход» под руководством б. главного инженера института Росгипролеса Г.М Киселева разработана программа автоматизированного расчета затрат на ведение лесного хозяйства в России с помощью ПВМ. В банк данных введены по регионам все расчетно-технические карты, алгоритмы расчета затрат на содержание техники, оплату труда, на приобретение материалов, отчисления на социальные нужды. Предусмотрены ключевые показатели для индексирования всех затрат.

На основе планируемых объемов работ программа позволяет в считанные минуты рассчитывать затраты на ведение лесного хозяйства по регионам и в целом по России в разрезе мероприятий. Если к данной программе добавить блок для расчета лесного дохода, то тогда можно на этой основе автоматизировать и составление указанных балансов.

Решить круг поставленных проблем весьма трудно, да и некоторые из них могут вызвать сомнения. Поэтому целесообразно организовать их детальное обсуждение при МПР РФ, привлечь для этого заинтересованные организации и общественность, при необходимости сделать дополнительные техноэкономичес-кие расчеты. Согласованные решения активно ставить перед правительством и добиваться их положительного решения.

ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

И.А. КЛЕЙНХОФ, доцент кафедры финансов, банковского и биржевого дела

Суть стратегического управления заключается в выборе комплекса управленческих мер, определении стратегических направлений развития, согласовании целей и ресурсов в их динамике, формировании эффективного правового и экономического механизма, обеспечивающего реализацию поставленных целей.

Стратегическое управление - это идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях.

Важное значение при этом имеет своевременный учет изменений в окружающей среде, а соответственно, пересмотр целей и направлений развития. Любое реше-

ние, принятое в настоящее время, будет в перспективе иметь все более серьезные последствия как положительные' так и отрицательные. Одним из основных постулатов стратегического управления является - не ставить под удар будущее ради сегодняшнего благополучия.

В настоящее время правомерно говорить лишь об отдельных элементах стратегического управления воспроизводством лесных ресурсов. Рыночные отношения по существу получили лишь определенное развитие в сфере лесопользования. В лесовы-ращивании в основном сохранились принципы затратной экономики.

Действующая стратегия управления воспроизводством лесных ресурсов носит в основном декларативный характер. Не разработана иерархия целей лесовыращивания.

Неудовлетворительная разработка системы целей лесовыращивания обуславливает несовершенство системы планирования, слабую увязку планов лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов на разных уровнях управления.

Планирование объемов и целевых параметров мероприятий по воспроизводству древесных ресурсов, их территориальное размещение необходимо осуществлять на основе величины и структуры спроса на лесные товары и необходимые для их производства лесные ресурсы. Ни Лесной кодекс, ни действующее экономическое законодательство не создают правовые основы увязки планирования объемов работ по воспроизводству лесных ресурсов с соответствующим финансовым планированием. На практике нередко объемы финансирования лесного хозяйства как из федерального, так и региональных бюджетов значительно ниже уровня, необходимого для качественного выполнения лесокультурных и лесохозяйственных работ даже в рамках простого воспроизводства. Например, фактические затраты на создание лесных культур в отдельных лесхозах Московской области в 4-5 раз ниже нормативного их уровня.

Сохраняется прежняя практика распределения финансирования из федерально-

го бюджета без учета величины и структуры спроса на лесные товары и услуги. Подробная практика не позволяет концентрировать финансовые и материально-технические ресурсы на приоритетные задачи, прежде всего на прирост пользования высококачественными древесными ресурсами в районах с относительно высоким спросом на лесные ресурсы.

Действующая система планирования и финансирования лесного хозяйства ориентирована на промежуточные результаты, т.е. на проведение отдельных лесохозяйственных мероприятий без надлежащего учета их конечных результатов. Сохраняется приоритет объемов работ, а не их качественное выполнение с тем, чтобы обеспечить максимизацию конечного результата.

Многосторонняя экологическая, социально-экономическая и культурно-историческая роль лесов определяет необходимость целостного, системного, динамического подхода к разработке стратегии управления воспроизводством лесных ресурсов. Генеральная стратегическая цель воспроизводства лесных ресурсов непосредственно вытекает ,из государственной стратегии устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также Концепции государственной политики в области воспроизводства использования и охраны природных ресурсов.

Цели более низких уровней согласуют со стратегией других отраслей, которые по характеру научно-технических, производственных и иных связей с лесным хозяйством могут быть подразделены на две группы (два кластера): жизнеобеспечивающие и отрасли-потребители ресурсов и полезностей леса. В первый кластер' отраслей входят: наука, образование, транспорт, социальное обеспечение. Вторая группа включает отрасли-потребители ресурсов и полезностей леса, такие как лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, индустрия туризма и отдыха, городское хозяйство, здравоохранение, домашнее хозяйство.

Алгоритм разработки стратегических направлений воспроизводства лесных ресурсов показан на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм разработки стратегических направлений воспроизводства лесных ресурсов

Цели и задачи стратегического управления процессом воспроизводства лесных ресурсов непосредственно вытекают из системы национальных приоритетов научно-техни-ческого, социально-экономического и экологического развития. Высшей стратегической целью современного российского общества следует считать повышение качества жизни для настоящих и будущих поколений.

С учетом вышеотмеченного главной стратегической целью управления воспроизводством лесных ресурсов является устойчивый рост вклада лесного хозяйства в повышении качества жизни населения. Качество жизни включает не только рост реальных доходов населения, сохранение и улучшение окружающей природной среды, но и уровень

образования, совершенство системы социальной защиты, качество социально-бытовых условий.

Экономической основой повышения качества жизни работников лесного хозяйства является рост эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Эта цель включает: переход на неистощи-тельное лесопользование, повышение эффективности затрат на воспроизводство лесных ресурсов; планирование и финансирование мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов на основе конечных результатов, т.е. размера и качественной структуры устойчивого лесопользования в соответствии со спросом на внутренних и внешних рынках, рис. 2.

-Обратная связь ____________________________

Рис. 2. Иерархия целей воспроизводства древесных ресурсов

Стратегия развития лесопромышленного комплекса во многом определяет цели и задачи воспроизводства лесосырьевых ресурсов. Основной проблемой сбалансирования будущего спроса на древесные ресурсы с соответствующим предложением будет за-

ключаться в растущем дефиците крупномерной высококачественной древесины. Таким образом, повышение эффективности производства, составляющей ключевую задачу российской экономики; не представляется возможным без заблаговременного принятия

мер по обеспечению роста неистощительно-го лесопользования применительно к ценным хозяйственным секциям. При этом необходимо надлежащее экономическое обос-

нование состава, объемов и качества мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, а также оптимальное территориальное их размещение.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

А.Э. КЛЕЙНХОФ, д.э.н.,профессор кафедры экономики и организации внешних связей ПЛ К М.В. ЛОСЕВ, аспирант кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности

Рыночные отношения распространяются на производство и потребление тех продуктов и услуг, которые распределяются посредством рынка на основе спроса и предложения. Ограниченность рыночной экономики проявляется также в ее направленности на сбалансирование текущего спроса и предложения, что может привести к серьезным диспропорциям в долгосрочной перспективе. Ввиду длительности лесовыращивания рыночные механизмы не могут обеспечить долговременное сбалансирование спроса и предложения даже применительно к тем лесным ресурсам, которые реализуются на рынке.

Свободная рыночная экономика в прошлом веке привела к уничтожению лесов на значительной площади в Европе, Северной Америке и других регионах мира. Поиски путей преодоления ограниченности и несовершенства рыночной экономики привели к необходимости определенной перестройки ее фундамента - прав собственности. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие права собственности не идентично понятию «частная собственность». Более того, в условиях когда заготовка и переработка лесных ресурсов передана преимущественно частным предприятиям, сохранение государственной собственности на лесные земли само по себе не гарантирует реализацию прав государственной собственности. Одним из главных недостатков действующей в России системы управления лесами как раз и заключается в отсутствии эффективного пра-

вового и экономического механизма реализации прав государственной собственности, таких как получение лесной ренты, участие общественности в принятии управленческих решений относительно лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.

Отсутствие правового и экономического механизма, обеспечивающего рост суммарного объема лесной ренты и ее изъятие в пользу собственника, делает практически невозможным финансирование лесного хозяйства в размерах, необходимых для качественного воспроизводства лесных ресурсов. Финансирование лесного хозяйства в основном за счет собственных средств порождает еще и другие проблемы. Одной из задач государственного регулирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов заключается в преодолении направленности рыночных механизмов на получение сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным целям. В настоящее время лесхозы для получения собственных средств вынуждены проводить рубки промежуточного пользования порой даже в ущерб качественной структуры и размера неистощительного лесопользования.

За послевоенные десятилетия в развитых странах мира создана правовая база устойчивого развития лесного сектора, утверждения приоритета общественных интересов над частными при решении вопросов сохранения окружающей среды. В этой связи следует особо отметить доктрину приори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.