мер по обеспечению роста неистощительно-го лесопользования применительно к ценным хозяйственным секциям. При этом необходимо надлежащее экономическое обос-
нование состава, объемов и качества мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов, а также оптимальное территориальное их размещение.
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
А.Э. КЛЕЙНХОФ, д.э.н.,профессор кафедры экономики и организации внешних связей ПЛ К М.В. ЛОСЕВ, аспирант кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности
Рыночные отношения распространяются на производство и потребление тех продуктов и услуг, которые распределяются посредством рынка на основе спроса и предложения. Ограниченность рыночной экономики проявляется также в ее направленности на сбалансирование текущего спроса и предложения, что может привести к серьезным диспропорциям в долгосрочной перспективе. Ввиду длительности лесовыращивания рыночные механизмы не могут обеспечить долговременное сбалансирование спроса и предложения даже применительно к тем лесным ресурсам, которые реализуются на рынке.
Свободная рыночная экономика в прошлом веке привела к уничтожению лесов на значительной площади в Европе, Северной Америке и других регионах мира. Поиски путей преодоления ограниченности и несовершенства рыночной экономики привели к необходимости определенной перестройки ее фундамента - прав собственности. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие права собственности не идентично понятию «частная собственность». Более того, в условиях когда заготовка и переработка лесных ресурсов передана преимущественно частным предприятиям, сохранение государственной собственности на лесные земли само по себе не гарантирует реализацию прав государственной собственности. Одним из главных недостатков действующей в России системы управления лесами как раз и заключается в отсутствии эффективного пра-
вового и экономического механизма реализации прав государственной собственности, таких как получение лесной ренты, участие общественности в принятии управленческих решений относительно лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов.
Отсутствие правового и экономического механизма, обеспечивающего рост суммарного объема лесной ренты и ее изъятие в пользу собственника, делает практически невозможным финансирование лесного хозяйства в размерах, необходимых для качественного воспроизводства лесных ресурсов. Финансирование лесного хозяйства в основном за счет собственных средств порождает еще и другие проблемы. Одной из задач государственного регулирования лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов заключается в преодолении направленности рыночных механизмов на получение сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным целям. В настоящее время лесхозы для получения собственных средств вынуждены проводить рубки промежуточного пользования порой даже в ущерб качественной структуры и размера неистощительного лесопользования.
За послевоенные десятилетия в развитых странах мира создана правовая база устойчивого развития лесного сектора, утверждения приоритета общественных интересов над частными при решении вопросов сохранения окружающей среды. В этой связи следует особо отметить доктрину приори-
тета публичного (общественного) права над частным. Общими для развитых стран мира тенденциями развития отношений собственности являются:
- нормативное ограничение прав частной собственности на лесные ресурсы;
- существование правовой базы для участия общественности в принятии управленческих решений относительно использования и воспроизводства лесов всех форм собственности;
- создание правовой базы и экономического механизма кооперирования мелких частных и общинных лесовладений;
- применение в управлении лесами действенных правовых и экономических инструментов - института ответственности, налогообложения, платежей за право пользования лесными ресурсами и др.;
- четкое разграничение прав и ответственности федеральных и региональных органов государственного управления лесами.
Таким образом, вопрос о том, кто является законным собственником средств производства и ресурсов не является главнейшим вопросом рыночной экономики. Более важное значение для эффективного функционирования рыночной экономики имеет четкое определение прав собственности, правовые и экономические механизмы их реализации.
' Действующий Лесной Кодекс представляет собой качественно новый этап в развитии правовой базы лесного хозяйства в сравнении с Основами лесного законодательства. Однако действующее Лесное законодательство носит в основном нормативный и описательный характер, при отсутствии четких механизмов их выполнения и контроля, а также статей, поощряющих рост эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, развитие инфраструктуры в лесном хозяйстве.
Действующее лесное законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто является реальным собственником лесов - Российская Федерация или субъекты Федерации, или мы имеем дело с совместной собственностью? Более того, отдельные
статьи Лесного Кодекса не согласуются с Конституцией: и экономическим законодательством Российской Федерации.
Не обеспечен баланс прав и ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так, статья 18 Лесного Кодекса РФ в соответствии с принципами рыночной экономики провозглашает, что «собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений». Однако, хотя все леса находятся в федеральной собственности (статья 19), расходы на воспроизводство финансируются за счет средств бюджетов субъектов Федерации (статья 108).
На практике основная часть затрат на воспроизводство лесных ресурсов покрывается за счет «собственных средств».
В условиях исключительной федеральной собственности на леса сам термин «собственные средства», вырученные в основном за счет реализации древесины, заготовленной в порядке промежуточного пользования, не выдерживает критики. Более того, подобный порядок финансирования мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов противоречит задачам повышения эффективности воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов, формирования конкурентных рынков лесных ресурсов.
Одним из наиболее существенных недостатков Лесного Кодекса Российской Федерации является его ориентация не на будущие условия социально-экономического развития, а на существующую институциональную систему переходного периода.
Преобразование отношений собственности на лесные ресурсы представляет собой сложный, длительный процесс, требующий поэтапного, скоординированного решения с учетом баланса интересов Федерации и субъектов Федерации, а также взаимосвязь лесных экосистем с окружающей средой и другими природными ресурсами. Реформирование отношений собственности требует последовательного решения таких взаимосвя-
занных задач, как коренное преобразование прежних институтов собственности; правовое и экономическое оформление новых, развитие отношений собственности на качественно новом уровне, т.е. от формального провозглашения к реализации прав собственности путем создания эффективного механизма управления многоукладной экономикой.
Поэтому необходимо опережающее принятие закона о частной собственности на лесные земли с тем, чтобы: обеспечить сохранение абсолютно преобладающей доли лесов в государственной собственности; исключить приватизацию лесов, имеющих важное средозащитное, социальное и эксплуатационное (в качестве основных лесосырьевых баз) значение на национальном и региональном уровнях; создать государственный надзор за соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности.
Обеспечение баланса прав и ответственности за эффективное использование и воспроизводство лесных ресурсов требует решение проблемы разделения государственных лесов на федеральные и леса субъектов Федерации. Основным принципом их разделения, как свидетельствует опыт зарубежных стран, является глобальное общенациональное или региональное экологическое и экономическое значение лесов. Необходимым условием решения данной проблемы является опережающее принятие правовых норм, обеспечивающих надзор со стороны федеральных органов управления лесами за соблюдением субъектами Федерации лесного законодательства Российской Федерации.
Экономические отношения между лесным хозяйством и лесопользователями.
Необходимо отметить, что лицензирование прав пользования лесными ресурсами (аренда лесов) не получило развитие ни в одной стране, кроме Канады. Более того, экономисты лесного и сельского хозяйства зарубежных стран единодушно считают, что аренда лесных и сельскохозяйственных земель не обеспечивает эффективное их использование и воспроизводство. Экономисты Западной Европы считают, что аренда
лесных земель не совместима с неистощи-тельным многоцелевым лесопользованием.
С учетом вышеотмеченного, необходимо подробно исследовать альтернативные формы экономичеадах отношений между лесным хозяйством и лесопользователями. При этом следует иметь в виду, что разграничение функции управления лесами и производственной функции не следует понимать в буквальном смысле и , кроме того, необходимо учитывать многообразие природно-экономических условий на огромной территории России. Производственные функции, связанные с планированием, организацией и проведением мероприятий по воспроизводству лесных ресурсов являются неотъемлемой частью управления лесами. Однако, производственные функции могут быть осуществлены на уровне лесничеств или лесхозов, тогда как на более высоких ступенях управления следует осуществлять контроль за выполнением плановых мероприятий, за состоянием лесов в соответствии с стратегическими целями развития лесного хозяйства.
Основные функции управления в данном случае осуществляют территориальные органы государственного управления лесами. Принципиальное значение при этом имеет четкое разграничение финансовых потоков. Мотивация работников лесного хозяйства должна обеспечиваться за счет заработной платы и продвижения по служебной лестнице.
Помимо правовых и организационных вопросов необходимо детальное экономическое обоснование каждой альтернативной формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями, с тем, чтобы обеспечить максимально возможный экономический эффект от пользования лесами применительно к конкретным природно-экономическим условиям.
Учитывая опосредованный характер связи между воспроизводством лесных ресурсов и рынком лесных товаров и услуг, возникает задача оптимального сочетания рыночных отношений с мерами государственного регулирования. Среди последних принципиальное значение имеют: контроль
органов государственного, управления леса-ми за тем, .чтобы адата за древесный запас на корни}, как.. минимум, обеспечивала возмещение затрат на воспроизводство лесных ресурсов; целевое использование «воспроизводственного» платежа; разработка нормативов качества и затрат на воспроизводство лесных ресурсов, обеспечивающих достижение целевых структур и размера неистощи-тельного лесопользования; законодательное утверждение норматива отчислений от лесной ренты для приобретения природосберегающей техники и развития инфраструктуры в лесном хозяйстве.
Создание правового и экономического механизма, обеспечивающего реализацию прав собственности на лесные ресурсы, яв-
ляется необходимой предпосылкой формирования эффективно функционирующей рыночной экономики в лесном хозяйстве. В этой связи следует отметить полное изъятие лесной ренты в пользу собственника (в настоящее время государства); формирование конкурентных рынков лесных товаров; гарантированное финансирование лесного хозяйства в размерах, обеспечивающих долговременное сбалансирование спроса и предложения лесных ресурсов; мотивацию работников лесного хозяйства в повышении эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов; введение института ответственности работников лесного хозяйства за конечные результаты своей деятельности; социальную защиту.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЛПК: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А.В. КОЖУХОВА, аспирант кафедры экономики и организации внешних связей ПЛК,
Н.И. КОЖУХОВ, профессор, зав. кафедрой экономики и организации внешних связей ПЛК
Начало формирования законодательной базы регламентирующей формирование и деятельность интеграционных объединений в России положено принятием Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразований государственных предприятий^ акционерные общества, учрежденного Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» и Федерального Закона от 30 ноября 1995г. №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах (ФПГ)». Также правовые условия дополняются Указом Президента РФ от 01.04-1996 г. №443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ», Постановлениями Правительства РФ от
22.05.1997 г. № 621 «О порядке ведения государственного реестра ФПГ РФ от
09.01.1997 г. №24 «О порядке ведения сводных (консолидированных учета, отчетности и баланса ФПГ».
По мнению большинства исследователей интеграционного процесса (Дементьев
В., Горбунов Г., Мовсесян А., Винслав Ю.) -разумной правовой регламентации создания и деятельности интеграционных объединений в России пока' нет. Существующее «Временное положение» разработано применительно к условиям начального этапа приватизации, кроме того, документ содержит ряд недостатков, тормозящих развитие процесса. Среди них длительность процедуры регистрации, ограничение в выборе организационно-правовой формы холдинга, ограничение полномочий головной компании в отношении дочерних обществ и т.д.
ФЗ «О финансово-промышленных группах», ставший по сути первым шагом в становлении корпоративного законодательства России, также содержит большой ряд недоработок, которые негативно сказываются на развитии процесса интеграции.
Так, законом предусматривалось ограничение на участие банков и иных кредитных организаций в более чем одной ФПГ. Практи-