Научная статья на тему 'Вопросы модернизации налоговой системы в Республике Узбекистан в целях повышения эффективности администрирования налоговой задолженности'

Вопросы модернизации налоговой системы в Республике Узбекистан в целях повышения эффективности администрирования налоговой задолженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА НАЛОГОВ / TAX SYSTEM / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM / ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / VECTORS OF MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / СЛУЖБА НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА / TAX MONITORING SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердиева У. А.

В статье обоснована необходимость модернизации налоговой системы в Республике Узбекистан в целях повышения эффективности администрирования налоговой задолженности, были раскрыты различия понятий “налоговая система”и “система налогов”, дана авторская трактовка налоговой системы и векторы её модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF ADMINISTRATION OF TAX DEBT

The article substantiates the need to modernize the tax system in the Republic of Uzbekistan in order to improve the administration of tax debts, the differences in the concepts "tax system" and "tax system" were revealed, author's interpretation of the tax system and vectors of its modernization were given.

Текст научной работы на тему «Вопросы модернизации налоговой системы в Республике Узбекистан в целях повышения эффективности администрирования налоговой задолженности»

ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

У.А. Бердиева, старщий преподователь Ташкентский финансовий институт (Узбекистан, г Ташкент)

Аннотация. В статье обоснована необходимость модернизации налоговой системы в Республике Узбекистан в целях повышения эффективности администрирования налоговой задолженности, были раскрыты различия понятий "налоговая система"и "система налогов", дана авторская трактовка налоговой системы и векторы её модернизации.

Ключевые слова: налоговая система, система налогов, модернизация налоговой системы, векторы модернизации налоговой системы, налоговое администрирование, служба налогового мониторинга.

За годы независимости экономика Узбекистана прошла несколько этапов, в том числе этап макроэкономической стабильности. В достижении высоких темпов развития экономики велика роль реформ, проводимых в налоговой системе.

Основной целью проводимых реформ в стране является формирование эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Об этом говорит и Президент страны Ш.М. Мирзиёев «Сегодня задача каждого из нас, и прежде всего руководителей органов государственного управления, на основе критического анализа положения дел в соответствующих сферах и отраслях ответственно обеспечить реализацию возложенных на нас задач».

Тренды, складывающиеся в мире, согласно сведениям отчета Price Water-house Coopers «Уплата налогов в 2017 году», подготовленного для всемирного банка, характеризуются для мировых государств снижением средней налоговой нагрузки на бизнес на 0,1 % - до 40,6 % прибыли. Период времени на исполнение налоговых обязательств средних и малых предприятий по средним оценкам сократился на 8 часов - до 251 часов, а число налоговых платежей -на 0,8 позиций, до 25. Вместе с тем для предприятия средней величины в 44 государствах налоги возросли, в 38 - сократились.

Комплексный анализ теоретических подходов к процессу реформирования системы налогообложения послужил основой к обоснованию необходимости модернизации современной налоговой системы, представляющей собой одну из ключевых приоритетных задач экономической политики Республики Узбекистан.

Анализ многочисленных определений налоговой системы и системы налогов ведущими российскими и зарубежными учеными, показали, что к сожалению, при всех достоинствах и недостатках имеющихся в экономической науке определений налоговой системы (системы налогов), ни одно из них не подходит для определения правильных методик, подходов налогового реформирования. На наш взгляд, налоговая система - это упорядоченный комплекс общественных взаимоотношений, правового регулирования институтов в области налогообложения. Ключевые векторы налоговой системы:

- перспективные и текущие направления государственной налоговой политики;

- экономические характеристики и принципы системы налогообложения;

- система налогов;

- система фискальных органов, в т. ч. налоговых;

- условия взаимодействия между налоговой и бюджетной системами, поря-

док распределения налогов по различным бюджетам;

- методы и форма налогового контроля;

- ответственность субъектов налоговых отношений;

- условия и порядок налогового производства;

- способы защиты законных интересов и прав плательщиков налогов.

Сформулировав новое определение налоговой системы, подходящей для налогового реформирования, мы можем перейти непосредственно к определению подходов для реформирования системы налогов. Любая система может быть улучшена путем сокращения ее элементов, поскольку это делает систему более простой, понятной, что позволяет сократить возможные проблемы или «узкие места». В рамках понятия системы налогов, сокращение элементов системы - это сокращение количества налогов.

В направлении 3.2. в пунктах 13-16 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти при-

оритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» поручено «снижение налогового бремени и продолжение политики упрощения системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение соответствующих стимулирующих мер».

В связи с принятием Указа Президента №3454 от 29 декабря 2017 года "Об основных

макроэкономических показателяхи о параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2018 год" и "Основных направлений налоговой и бюджетной политики государства в 2018 году" был принят закон №454 "О применении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Республики Узбекистан".

В связи с этим немаловажным является изучение внесенных изменений в систему налогообложения физических лиц в 2018 году по сравнению с 2017 годом (табл. 1).

Таблица 1. СРАВНЕНИЕ основных ставок налогов и обязательных платежей

физических лиц в Республике Узбекистан за 2017-2018 годы

№ Виды налогов и обязательных платежей | 2017г. | 2018 г. | Изменения

1. Подоходный налог с физических лиц (отчис-я на ИНПС повышается с 1 % на 2% )

До 1 размера минимальной месячной заработной платы (ММЗП) 0 % 0 % без изменений

От 1 размера (+1 сум) до 5 размеров ММЗП 7,5 % 7,5 % без изменений

От 5 размеров (+1сум) до 10 размеров ММЗП 17 % 1б,5 % (снизился на 0,5 %)

От 10 размеров (+1сум) ММЗП и больше 23 % 22,5 % (снизился на 0,5 %)

2. Налог на доходы резидентов Республики Узбекистан полученных в виде девидендов и процентов 10 % 10 % без изменений

3. Жесткие налоги к индивидуальным предпринимателям В кратных размерах к сумме ММЗП

Вид деятельности г.Ташкент г.Нукус и города областного подчинения другие города другие населенные пункты

Розничная торговля:

продажа продовольственных товаров 7,0 (в 2017 году 9,0) 5,0 (в 2017 году 6,0) 3,0 (в 2017 году 3,0) 2,5 (в 2017 году 3,0)

Продажа сельхоз продуктов на дехканских рынках (кроме отдельных продуктов, выращенных на домашних хозяйствах и дехканских хозяйствах) 3,5 (в 2017 году 5,0) 2,5 (в2017 году 4,0) 2,0 (в2017 году 2,0) 1,5 (в 2017 году 2,0)

Продажа непродовольственных товаров 7,0 (в 2017 году 10,0) 5,0 (в 2017 году 6,5) 3,0 (в 2017 году 3,0) 2,5 (в 2017 году 3,0)

Продажа газет, журналов и книжных товаров 3,5 (в 2017 году 5,0) 2,0 (в 2017 году 3,0) 1,5 (в 2017 году 0,5) 0,5 (в 2017 году 0,5)

Продажа прод. и непрод.товаров (смешанная торговля в пост.торговых точках) 7,0 (в2017 году10,0) 5,0 (в 2017 году 6,5) 3,0 (в 2017 году 3,0) 2,5 (в 2017 году 3,0)

Бытовые услуги 2,5 (в 2017 году 3,5) 1,5 (в 2017 году 1,5) 1,0 (в 2017 году 0,5) 0,5 (в 2017 году 5,0)

4. Налог на имущество физических лиц К инвентаризационн ой стоимости К кадастровой стоимости

Дома, квартиры(кроме городских, общая площадь которых свыше 200 кв.м.), дачные пристройки, гаражи, комнаты и др. сооружения 1,7 % 0,2 % снижен в 8,5 раза

Жил.дома и квартиры, находящиеся в городах и имеющие общую площадь:

От 200 кв.м. до 500 кв.м и больше 2,1 % 0,25 % снижен в 8,4 раза

От 500 кв.м. и больше 2,9 % 0,35 % снижен в 8,3 раза

От 200 кв.м и больше в других населенных пунктах 2,1 % 0,25 % снижен в 8,4 раза

5. Земельный налог с физических лиц В 2018 году повышен в 1,15 раза (В 2017году также был повышен в 1,15 раза)

б. Минимальные ставки арендной платы для выдачи имущества в аренду (за 1 месяц) г.Ташкент г.Нукус и города областного подчинения другие населенные пункты

жилое (за 1 кв.метр) 4500 сумов 3000 сумов 1500 сумов

нежилое (за 1 кв.метр) 9000 сумов б000 сумов 3000 сумов

Кроме того, в нашей стране проводятся ряд реформ по совершенствованию налогового контроля. В частности с января 2018 года согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 18

июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» вводится современная форма

налогового контроля - налоговый мониторинг. В соответствии с данным документом налоговый мониторинг предусматривает расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения. В области обеспечения в полном объеме поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан, государственные целевые фонды и внебюджетные фонды в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства осуществляется камеральный контроль на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиками финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, имеющихся в органах государственной налоговой службы.

Вместе с тем важно помнить, что экономика нашей страны связана с экономикой других стран, что является результатом процессов глобализации. Между тем глобализация мировой экономики привела к тому, что мировое производство стало смещаться в страны с низкими издержками, это в свою очередь обусловило рост доходов в странах-экспортерах. В результате избыточные сбережения стали дисбалансом на мировом денежном рынке, вследствие чего усиливаются различия между развитыми и развивающимися странами.

Активное вовлечение имеющихся резервов и возможностей в обеспечение устойчивого экономического роста зависит также и от модернизации налоговой политики. Эффективная реализация модернизации налоговой системы как важнейшего направления системы государственного регулирования экономики является одним из ключевых факторов, способствующих поступательному экономическому развитию.

В современных условиях перехода к новым отношениям, когда происходит

широкомасштабная реализация реформ в различных сферах социально-экономической жизни страны модернизация налоговой системы становится наиболее важным фактором. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных векторах реформы системы налогообложения Республики Узбекистан, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается экономическая среда, налоговая и социальная политика страны.

Налоговая политика Узбекистана, основанная на модернизации всех векторов налоговой реформы, которая вступает, в фазу эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете дальнейшего совершенствования с учетом современных факторов. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле улучшения жизненного уровня населения требует принять неотложные меры. Именно эффективное формирование модернизации налоговой системы должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.

Осуществление модернизации налоговой системы Республики Узбекистан является актуальной задачей, стоящей сегодня перед всем обществом. То место, которое займет страна в системе международного разделения труда, а значит и доходы, и уровень благосостояния населения, и культурное развитие и будущее страны в ближайшей и отдаленной перспективе, безусловно, зависит от успеха модернизации и диверсификации налоговой системы.

Таким образом, успешная реализация предлагаемых мер по повышению роли эффективных мер налоговой политики в обеспечении модернизации налоговой системы и сохранение устойчивого экономического роста позволит повысить эффективность деятельности налоговых органов.

Библиографический список

1. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя» «Узбекистан» 17.01.2017 г.

2. Приложение №8 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947.Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

3. Постановления Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год» от 27 декабря 2016 года № 1111-2699 .

4. Указа Президента №3454 от 29 декабря 2017 года "Об основных макроэкономических показателях и о параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан за 2018 год" и "Основных направлений налоговой и бюджетной политики государства в 2018 году".

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей».

ISSUES OF MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF ADMINISTRATION

OF TAX DEBT

U.A. Berdieva, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article substantiates the need to modernize the tax system in the Republic of Uzbekistan in order to improve the administration of tax debts, the differences in the concepts "tax system" and "tax system" were revealed, author's interpretation of the tax system and vectors of its modernization were given.

Keywords: tax system, tax system, modernization of the tax system, vectors of modernization of the tax system, tax administration, tax monitoring service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.