О НЕОБХОДИМОСТИ НОВОГО ПОДХОДА К СУЩНОСТИ И ИНСТРУМЕНТАМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
У.А. Бердиева, старщий преподователь Ташкентский финансовий институт (Узбекистан, г Ташкент)
Аннотация. В статье раскрываются вопросы о необходимости нового подхода к изучению налогового контроля, условия динамичного развития институциональной среды налогового контроля в результате чего налоговое администрирование принимает новые формы, совершенствует методы и подходы, инструменты налогового контроля как средств достижения баланса фискальных интересов государства и налогоплательщиков.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое администрирование, служба налогового мониторинга, инструменты налогового контроля, налоговое консультирование, новые профессиональные компетенции инспекторов налоговых органов, институциональная среда налогового контроля.
За годы независимости экономика Узбекистана прошла несколько этапов, в том числе этап макроэкономической стабильности. В достижении высоких темпов развития экономики велика роль реформ, проводимых в налоговой системе.
Основной целью проводимых реформ в стране является формирование эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Об этом говорит и Президент страны Ш.М. Мирзиёев «Сегодня задача каждого из нас, и прежде всего руководителей органов государственного управления, на основе критического анализа положения дел в соответствующих сферах и отраслях ответственно обеспечить реализацию возложенных на нас задач».
В современных условиях перехода к новым отношениям, когда происходит широко масштабная реализация реформ в различных сферах социально-экономической жизни страны модернизация налоговой системы становится наиболее важным фактором. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных векторах реформы системы налогообложения Республики Узбекистан, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергает-
ся экономическая среда, налоговая и социальная политика страны.
Налоговая политика Узбекистана, основанная на модернизации всех векторов налоговой реформы, которая вступает, в фазу эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете дальнейшего совершенствования с учетом современных факторов. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле улучшения жизненного уровня населения требует принять неотложные меры. Именно эффективное формирование модернизации налоговой системы должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.
Созданная двадцать лет назад налоговая система Республики Узбекистан не имела развитой институциональной среды, в том числе институциональной среды налогового контроля. Ее составляют субъекты, взаимодействующие между собой и изменяющие ее - это международное сообщество, устанавливающее определенные правила налогового контроля; формальные институты, устанавливающие законы, правила, процедуры, которыми являются государство, органы власти разных уровней; институты судов, налогового контроля, представляющие интересы государства; налогоплательщиков, обязанных уплачивать налоги в бюджеты государства; образовательные институты, призван-
ные обеспечивать реализацию интересов субъектов; институт налогового консалтинга, способствующий принятию налогоплательщиком решения с целью минимизации налоговых рисков.
Изучение институциональной среды налогового контроля позволило выявить основную проблему взаимоотношений субъектов - это право применение налогового законодательства, которая решается при помощи инструментов налогового контроля: налогового консультирования, профессиональной подготовки налогового инспектора, использования автоматизированного информационного обеспечения налогового контроля.
В последующие годы (2006-2017 гг.) исследователи сущность понятия «налоговый контроль» сводят к реальному налоговому производству, которое направлено на своевременное предупреждение и пресечение налоговых правонарушений. Налоговый кодекс дает понятие налогового контроля как деятельности налоговых органов, направленной на выполнение проверочных мероприятий за соблюдением правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей, а также соблюдением правил налогового законодательства всеми участниками налогового производства (налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов, налоговыми агентами и налоговыми органами).
На наш взгляд, данное в Налоговом кодексе Республики Узбекистан определение налогового контроля значительно сужает его действительное предназначение и требует уточнения. Под налоговым контролем следует понимать комплекс процедур, реализуемый специально уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления, направленный на предупреждение, пресечение и выявление налоговых правонарушений, обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства, проведение мероприятий по информированию и консультированию налогоплательщиков, и на этой основе
способствующий соблюдению налоговой дисциплины.
В направлении 3.2. в пунктах 13-16 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» поручено «снижение налогового бремени и продолжение политики упрощения системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение соответствующих стимулирующих мер».
В связи с принятием Указа Президента №3454 от 29 декабря 2017 года "Об основных
макроэкономических показателяхи о параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан за 2018 год" и "Основных направлений налоговой и бюджетной политики государства в 2018 году" был принят закон №454 "О применении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Республики Узбекистан".
Кроме того, в нашей стране проводятся ряд реформ по совершенствованию налогового контроля. В частности с января 2018 года согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей» была введена современная форма налогового контроля - налоговый мониторинг. В соответствии с данным документом налоговый мониторинг предусматривает расширенный информационный обмен между налоговыми органами и добросовестными налогоплательщиками с предоставлением им всестороннего содействия в решении текущих вопросов налогообложения. В области обеспечения в полном объеме поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан, государственные целевые фонды и внебюджетные фонды в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства
осуществляется камеральный контроль на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиками финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, имеющихся в органах государственной налоговой службы.
Существенным элементом системы налогового контроля в общепринятой практике является возможность использования горизонтального мониторинга на повсеместной основе, образующего социальные и материальные каналы взаимодействия с налогоплательщиками и позволяющего сократить ряд бюрократических процедур по своевременному выявлению налоговых нарушений и преступлений, что в условиях финансовой глобализации экономики нейтрализует основные зоны риска для совершения налоговых правонарушений.
Методическую концепцию налогового контроля развитых стран составляет кластеризация типов и операций налогоплательщиков, позволяющая на ранней стадии выявлять схемы ухода от налогообложения, в том числе проведенные через оффшорные зоны за счет использования информации от кредитных и финансовых организаций путем идентификации новых схем совершения трансграничных операций и соответствующих индикаторов. Все большее распространение за рубежом в последние годы получает использование риск -ориентированного подхода с целью изучения мотивов и поведения налогоплательщиков и определения вариантов минимизации рисков в системе налогового контроля.
В отечественной практике налогового контроля до сих пор остаются не решенными проблемы по повышению доверия к налоговым органам со стороны населения и бизнеса, что отражается на качестве используемых инструментов и административных процедур, взаимодействия органов налогового контроля и кредитно-финансовой системы. Возможность решения данных проблем в научно-теоретической и практической
плоскости обуславливает необходимость адаптации передовой практики налогового контроля в части внедрения новых стандартов, способов мониторинга операций налогоплательщиков за счет реализации более эффективных каналов взаимодействия с налогоплательщиками в Республике Узбекистан.
В условиях динамичного развития институциональной среды налогового контроля налоговое администрирование принимает новые формы, совершенствует методы и подходы. Разработанные Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) положения, касающиеся демократизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков в процессе налогового контроля на основе сотрудничества направлены на сближение, прежде всего, интересов субъектов налогового контроля. В условиях сближения государственных и частных налоговых правоотношений задача государства состоит в создании условий и инструментов для удовлетворения интересов государства и налогоплательщиков.
Налоговый Комитет Республики Узбекистан ставит целью в ближайшей перспективе сделать налоговый контроль эффективным, гибким, отвечающим запросам экономики и общества.
Поэтому, возникает актуальная проблема внедрения таких инструментов, которые бы способствовали росту эффективности налогового контроля в интересах субъектов налоговых правоотношений: государства и налогоплательщиков. Интересами государства являются повышение поступлений налоговых платежей в бюджеты, снижение трансакционных издержек контроля, правомерное поведение налогоплательщиков; интересы налогоплательщиков заключаются в получении квалифицированной помощи в право применении налогового законодательства, улучшении делового сотрудничества и взаимопонимании между налогоплательщиками и налоговыми органами.
В современной институциональной среде налогового контроля Республики Узбекистан поставлена задача реализа-
ции баланса интересов государства и налогоплательщика на принципах их сотрудничества субъектов, что соответствует зарубежному опыту.
Трансакционные издержки, включающие поиск и обработку информации о налогоплательщике, обработку документации в камеральных отделах, поиск причин для налоговых доначислений, рассмотрение налоговых споров в судах, время, затрачиваемое на проведение проверочной работы, существенно влияют на эффективность налогового контроля.
Повышение эффективности налогового контроля возможно при использовании следующих его инструментов:
- существование таких явлений, как налоговый менталитет и налоговая мораль, определяет принципы и подходы, образующие структуру налогового контроля в государстве, которые должны быть строго дифференцированы и учитывать необходимость повышения налоговой нагрузки на определенные группы налогоплательщиков. В противном случае эффективность налогового контроля будет постоянно снижаться наряду со снижением доверия населения и бизнеса к фискальной политике, проводимой государством;
- в рамках внедрения в Республике Узбекистан новой концепции моделирования поведения налогоплательщиков можно определить основные преимущества использования горизонтального мониторинга в целях взаимодействия налогоплательщиков и органов налогового контроля, практическое применение горизонтального мониторинга предусматривает соблюдение всех этических норм и стандартов, подразумевающих формирование доверительных
отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами, что регламентируется специальным соглашением сторон, с другой стороны, использование горизонтального мониторинга позволяет использовать превентивные процедуры обнаружения налогового риска и его последующего прогнозирования с точки зрения стандартной процедуры налогового контроля;
- жесткие нормы, установленные за несоблюдение налогового законодательства, приводят, как правило, к обратному эффекту при достижении целей налогового контроля: возможность для уклонения или обмана, искаженное восприятие справедливости, необходимость выполнения личных и социальных норм, в связи с этим, важно отметить, что в основу риск - ориентированного подхода заложена возможность по установлению отклонений в модели поведения налогоплательщика в зависимости от степени присущего налогового риска. С учетом чего его практическое использование будет определяться необходимостью выявления региональных и отраслевых особенностей, обусловленных воздействием факторов внешней и внутренней среды;
- оказание услуг налогового консультирования в рамках проверочной деятельности, позволяющего предупредить налоговые правонарушения;
- подготовка инспекторов налоговых органов с профессиональной квалификацией, способных консультировать налогоплательщика по вопросам налогообложения;
- использование автоматизированного информационного обеспечения проверки.
Библиографический список
1. Мирзиёев Ш.М. «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя» «Узбекистан» 17.01.2017 г.
2. Приложение №8 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947.Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей»
ON NECESSITY OF A NEW APPROACH TO ESSENCE AND TOOLS OF TAX
CONTROL IN UZBEKISTAN
U.A. Berdieva, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article reveals the need for a new approach to the study of tax control, the conditions for the dynamic development of an institutional tax control environment, as a result of which the tax administration takes new forms, improves methods and approaches, and instruments of tax control as a means to achieve a balance between the fiscal interests of the state and taxpayers.
Keywords: tax control, tax administration, tax monitoring service, tax control tools, tax consulting, new professional competence of tax inspectors, institutional environment of tax control.