Научная статья на тему 'Вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе социализации'

Вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе социализации»

ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

PROBLEMS OF STUDY AND FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF THE YOUTH IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

С.Я. Ооржак, Уланова Г.С.

S. Oorshak, G. Ulanova

Отечественные ученые занимаются решением актуальных вопросов изучения и формирования ценностных ориентаций студентов на основе аксиологических и культурологических основ педагогики. В статье предпринята попытка выявления некоторых теоретических источников, разработанных в этом направлении, а также приведены эмпирические данные о ценностных ориентациях студентов КПИ Тувинского госуниверситета, которые продолжают проходить стадию социализации в период юности.

Ключевые понятия: социализация, ценности и ценностные ориентации молодежи.

Scientists are engaged in the decision of urgent questions of study and formation of value orientations of students on the basis of axiological and cultural bases of pedagogics. The article attempts to identify some of the theoretical sources, developed in this direction, as well as the empirical evidence on the value orientations of students Кyzylscоgо pedagogical institute of the Tuva state university, who continue to pass the stage of socialization in the period of his youth.

Key words: socialization, values and value orientation of the youth.

В общей педагогике отмечается, что взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике (В.А. Сластенин и другие). На основе междисциплинарного подхода вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций молодежи решаются путем анализа аксиологии-ческих и культурологических основ педагогики, выявления сущности социализации в общей и социальной педагогике, в психологии, социологии, рассмотрения стадий социализации человека.

«Социализация, - как отмечается представителями научной школы В.А. Сластенина, - осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации...» [5, с. 121].

В социальной педагогике А.В. Мудрик отмечает, что социализация это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром» [3]. «Иначе говоря, это становление личности, усвоение индивидуумом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе»», так комментирует это определение социализации М.М. Плоткин [4]. Этапы социализации, по мнению А.В. Мудрика, можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека (стадии: младенчество, отрочество, молодость, зрелость, старость) [3, с.30]. При этом, «каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества» [3, с. 30-31]. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, к которым относятся макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) и влияют на социализацию всех жителей планеты или какой-либо страны. К мезофакторам социализации относятся этнос, регион, село, город, поселок, радио, телевидение, кино и другие. Микрофакторы социализации - семья, группы сверстников, микросоциум, организации,

в которых осуществляется социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные и другие). В целом все эти факторы влияют и на формирование ценностей и ценностных ориентаций человека.

Ценности и ценностные ориентации молодежи в процессе социализации являются предметом изучения и культурологии. Так, И. Ю. Кузнецова отмечает, что «условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями "отцов", господствовавшими в обществе длительное время - вот главная проблема в сегодняшней социализации молодежи. Анализ и рассмотрение этих проблем на примере региона позволит оптимизировать средства и формы социализации молодежи в условиях демократического обновления общества для утверждения молодежи в качестве полноправного и полноценного субъекта общества» [2]. Соединение ценностей молодежи и «отцов» происходит закономерно, поскольку семья остается не только ячейкой общества, но и важным фактором социализации.

Однако и изменения социокультурных процессов оказывают воздействие на подрастающее поколение и формирование их ценностных ориентаций, мировоззрения, нравственного и культур -ного идеала. Вопросы формирования ценностных ориентаций должны учитываться при реализации образовательной политики, в том числе в условиях продолжающейся социализации молодежи в высшей школе. И. Ю. Кузнецовой рассматривается влияние на процесс социализации различных социальных институтов - школы, студенческого коллектива, церкви; отношение молодых людей к семье, к досугу и работе, к политике и религии, а также их оценки демократических изменений и ценностей различных сфер жизни. Автором выделяются три основных этапа социализации, связанные с формированием ценностных ориентация

молодежи. По мнению автора, «на первом этапе происходит осознание тех или иных ценностей и образование на этой основе определенных ценностных представлений, исходным "строительным материалом" которых является собственный индивидуальный опыт личности. Важную роль в этот период играет семья, родители, вторичные факторы социализации (дошкольные, школьные учреждения, группы сверстников и ближнее социальное окружение) социокультурной среди ребенка и подростка. Ценностные представления первого этапа усвоения ценностей имеют эмпирический характер, то есть существуют на обыденно житейском уровне сознания индивида» [2]. Можно сказать, что у студенческой молодежи не должно быть сомнения, что каждая семья, каждый родитель играет свою роль в социализации, и семья является главной ценностью для каждого человека. На втором этапе период юности — это период включения молодого человека в новую для него сферу социальной жизни нас интересует учеба в высшем учебном заведении, «где его личный опыт играет решающую роль в осознании ценностных характеристик. Личный индивидуальный опыт характеризует такой уровень жизнедеятельности человека, при котором ценностные представления тесно связаны с удовлетворением жизненно необходимых материальных и духовных потребностей. На этом уровне развития личности молодого человека в его ценностных представлениях наблюдается большой элемент случайного, ограниченного, эгоистичного. Тем не менее, на втором этапе усвоения ценностей проявляются черты регулятивного процесса формирования ценностных ориентаций и путем косвенного опыта через систему "книжных" знаний и систему массовой информации и прямого опытного (практического) знания» [2]. И именно осознание материальных и духовных потребностей является более высоким уровнем жизнедеятельности человека. На третьем этапе, как считает автор И. Ю. Кузнецова, «преодолеваются противоречия в сознании молодежи,

развивается и совершенствуется система ценностных ориентаций на основе глубоко личностного, инициативно-творческого отношения к моральным ценностям как к смыслообразующим, базисным целям и средствам жизнедеятельности людей. Именно в процессе профессионально значимой деятельности упрочиваются и получают стабильность ценностные ориентации молодого человека, первоначальные ценностные представления которого обретают определенную четкость и ясность, выражая более зримо устойчивые черты личности. Существенная черта третьего этапа усвоения ценностей заключается в том, что он является частью целой системы управляемых социально-экономических и социально-культурных факторов

регуляции со стороны общества и его социальных институтов» [2]. Выявление отношения человека к моральным ценностям является также одним сложных вопросов на современном этапе жизни общества. В связи с данным этапом социализации можно поставить вопросы выявления стабильности ценностных ориентаций молодежи студентов, в том числе в условиях высшего педагогического образования.

Проблема ценностей и цели воспитания анализируется также в трудах профессора педагогики М.И. Шиловой, которая отмечает, что «в системе ценностей фиксируются общечеловеческие ценности, на основе которых развертывается социальная регуляция и целенаправленные действия людей». Ею разработана методика по выявлению значимости ценностей, которую можно опробовать среди студентов [10, с.445-44].

В процессе подготовки будущих кадров для сферы образования важное место принадлежит осмыслению студентами методологии педагогических исследований, в том числе аксиологических основ педагогики. Как известно, «научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного

аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой...» [5, с. 103].

Е. А. Данилова также отмечает, что традиционно в процессе социализации одна из ведущих ролей принадлежит социальному институту образования. Современная молодежь очень высоко оценивает наличие образования для реализации своих жизненных стратегий. В то же время специфика социализации студенческой молодежи в том, что в группах обучаются представители разных народов, следовательно, учитываются этнопсихологические особенности их общения и этнокультурные традиции, своеобразие языка, обычаев [1]. Необходимо продолжить также и работу по выявлению этнокультурных ценностных ориентаций студентов. «Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального» [5, с.90]. Вот это единство трех составляющих также отражается в процессе социализации молодежи и содержании их ценностных ориентаций, в том числе культурно-национальных, национально-культурных.

Известно, что «категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке, начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов

и явлений... В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом» [9]. В достижении социального прогресса немаловажное значение имеет успешная социализация подрастающего поколения, в ходе которой формируются ценностные ориентации.

Нами проведен опрос более 60 студентов КПИ ТувГУ с целью выявления их представлений о ценностных ориентациях, когда студенты приводили примеры ценностей в свободной форме. Большинство респондентов не смогли назвать в качестве ценностей такие фундаментальные общечеловеческие ценности, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Хотя отдельные студенты называли образование как ценность. Однако, отвечая на конкретный вопрос «Чего бы вы больше всего хотели добиться в жизни», по степени важности большинство студентов на первом месте отметили семейное счастье.

Выводы: Проблемы социализации исследуются социологией, социальной психологией, психологией развития, этнологией, педагогикой, что показывает её междисциплинарный характер. В связи с социализацией вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций молодежи также решаются на основе междисциплинарного подхода.

По эмпирическим данным было выявлено, что многие студенты не могут назвать фундаментальные общечеловеческие ценности, когда задание дается в свободной форме. Хотя они формируются в школьные годы обучения на стадии социализации в период отрочества. Исходя из этих данных, при осуществлении социально-педагогической работы в общеобразовательных школах необходимо раскрывать значимость ценностей и их содержание, чтобы учащиеся могли их осмысливать и усваивать именно в этот период социализации.

Опрос показал, что студенты могут выявить степень важности ценностей как

желаний в случае подсказки в виде перечисления в списке.

В условиях социализации молодежи в высшей школе необходимо решать вопросы выявления и продолжения формирования ценностных ориентаций студентов. Необходимо также и отслеживание динамики их ценностных ориентаций и предпочтений, которые проявляются в учебной и практической деятельности в составе молодежных организаций и движений, альтернативных молодежных субкультурах и неформальных объединений, учитывая вопросы формирования ценностных ориентаций молодежных субкультур. При этом необходимо учитывать особенности этнокультурных ценностей и ориентации студенческой молодежи, осуществлять изучение семейных ценностей студенческой молодежи и этнопсихологических особенностей

общения. Необходимо коллективное исследование ценностей и ценностных ориентаций студентов в условиях педагогического образования. Целенаправленная работа по их формированию и развитию в условиях высшей школы способствует также осмыслению педагогических ценностей, которыми специалисты овладевают в дальнейшем в процессе педагогической деятельности и являются показателем личностно-профессионального развития педагога. В целом только осознание ценностей и ценностных ориентаций в единстве их всех видов является основой духовно-нравственной культуры человека.

Литература

1. Данилова, Е. А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.социол.н. - Пенза.-2009.

2. Кузнецова И. Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии 24.00.01 - Теория культуры Краснодар - 2001.

3. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб пособие.- М.: Академия, 2006.-304с.

4. Плоткин М.М. Еще раз о социализации // Педагогика.-2005.-№4.-С. 115-118.

5. Сластенин, В.А. Педагогика учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина М.: Академия, 2002. -576с.

6. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи

// http://planetadisser.com/see/dis 61513 .html

7. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003.-160с.

8. Чижакова Г.И. Теоретические основы становления педагогической аксиологии: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени д.п.н.: 13.00.01 -

общая пед., ист. пед. и образования.- Красноярск, 1999.-34с.

9. http ://www.textfighter. org/raznoe/Pedagog/slast/ obosnovanie novoi metodologii pedagogiki aksiolog icheskii podhod v izuchenii pedagogicheskih yavle nii.php

10. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и инновации: избранные пед. труды.- Красноярск: Универс, 2003.-712с.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DIFFERENTIATED INSTRUCTION IN SECONDARY SCHOOL

Х.Д-Н.Ооржак, С.Я.Ооржак, С.Жамц H. Оо^ак, С. Ооrshак, S.Gаmts

В содержании дидактики дифференцированное обучение в общеобразовательной школе раскрывается, как правило, на основе термина «дифференциация обучения». В соответствии с ним раскрываются сущность, цель и формы дифференцированного обучения в педагогической науке. Авторы статьи приводят некоторые данные из исследований с целью актуализации проблемы в условиях общеобразовательных тувинских и монгольских школ.

Ключевые слова: обучение, дифференциация обучения, дифференцированное обучение и формы его организации, проблемы изучения и обобщения опыта работы учителей по дифференцированному обучению.

In the content of the didactics of differentiated instruction in secondary school is disclosed as a rule, on the basis of the term "differentiation of training". In accordance with it reveals the essence, purpose and form of differentiated training in pedagogical science. The authors of the article cite some data from studies with a view to mainstreaming in the conditions of general education of tuva and Mongolian schools.

Key words: training, differentiation of training, differentiated instruction and the forms of its organization, problems of studying and generalization of experience of teachers in differentiated learning.

По мнению И.М. Осмоловской, «практически те или иные формы дифференцированного обучения присутствуют в каждой школе. У учителей накоплен определенный опыт организации дифференцированного обучения и существует определенное отношение к различным ее формам» [4]. При этом, по анализу автора, «практический опыт дифференцированного обучения свидетельствует, что хотя дифференцированное обучение не может решить многие проблемы в образовании, однако при правильной организации оно может быть полезно».

Автор отмечает, что в познавательной области выделяются способности к познанию в целом или к изучению отдельных предметов. В процессе обучения широко распространена

дифференциация по интересам, склонностям, профессиональным намерениям учащихся. В последнее время распространение получило дифференцированное обучение по национальной принадлежности (школы с этнокультурным компонентом).

Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Именно гибкость и подвижность дифференциации дают возможность в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и в то же время достичь активизации класса. Доказано, что осуществление учебного процесса без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.