Научная статья на тему 'Трансформация представлений студентов о ценностях и ценностных ориентациях в процессе социализации в условиях высшей школы'

Трансформация представлений студентов о ценностях и ценностных ориентациях в процессе социализации в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / VALUE ORIENTATION OF STUDENTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Oorshak С. Я., Уланова Г. С.

Отечественные ученые занимаются решением актуальных вопросов изучения и формирования ценностных ориентаций студентов на основе аксиологических и культурологических основ педагогики. В статье предпринята попытка выявления некоторых теоретических источников, разработанных в этом направлении, а также приведены эмпирические данные о ценностных ориентациях студентов Кызылского педагогического института Тувинского госуниверситета, которые продолжают проходить стадию социализации в период юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS' TRANSFORMATION IN VALUES AND VALUE ORIENTATION DURING THE PROCESS OF SOCIALIZATION IN HIGHER EDUCATION

National scientists are engaged in solving the urgent problems of study and formation of the students' value orientation on the basis of axiological and the cultural bases of pedagogy. The article attempts to identify some of the theoretical sources, dedicated to this topic, as well as the empirical evidence on the value orientation of students at the Кyzyl Institute of Pedagogy of the Tuvan State University, who continue to pass through the stage of socialization in the period of their youth.

Текст научной работы на тему «Трансформация представлений студентов о ценностях и ценностных ориентациях в процессе социализации в условиях высшей школы»

• контроль усвоения материала посредством тестирования;

• ведение и обработка статистической информации;

Подводя итог, вышесказанному можно сделать вывод о том, что автоматизированная обучающая система является перспективным дидактическим

средством организации процесса обучения в высшей школе.

Литература:

Х.Коджаспироса Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ЦЕННОСТЯХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С.Я. Ооржак, Г.С. Уланова

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE STUDENTS' TRANSFORMATION IN VALUES AND VALUE ORIENTATION DURING THE PROCESS OF SOCIALIZATION IN HIGHER EDUCATION

S. Oorshak, G. Ulan ova

Tuvan state university, Kyzyl

Отечественные ученые занимаются решением актуальных вопросов изучения и формирования ценностных ориентации студентов на основе аксиологических и культурологических основ педагогики. В статье предпринята попытка выявления некоторых теоретических источников, разработанных в этом направлении, а также приведены эмпирические данные о 11енностных ориентациях студентов Кызылского педагогического института Тувинского госуниверситета, которые продолжают проходить стадию социализации в период юности.

Ключевые слова: ценности, ценностная ориентация студентов, социализация, высшая

школа.

National scientists are engaged in solving the urgent problems of study and formation of the students' value orientation on the basis of axiological and the cultural bases of pedagogy. The article attempts to identify some of the theoretical sources, dedicated to this topic, as well as the empirical evidence on the value orientation of students at the Kyzyl Institute of Pedagogy of the Tuvan State University, who continue to pass through the stage of socialization in the period of their youth.

Key words: values, the value orientation of students, socialization, high school.

Цель исследования - выявление теоретических и эмпирических данных о ценностных ориентациях студентов.

Представления человека о ценностях и ценностных ориентациях подвергаются изменению на различных этапах его социализации. Трансформация представлений о ценностях студенческой молодёжи в условиях высшей школы является проблемой и социально-психологической, и социально-педагогической. В общей

педагогике отмечается, что взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике (В.А. Сластеннн и другие). На основе междисциплинарного подхода вопросы изучения и формирования ценностных ориентаций молодежи решаются путем анализа аксиологических и культурологических основ педагогики, выявления сущности социализации в общей

и социальной педагогике, в психологии, социологии, рассмотрения стадий социализации человека. «Социализация, -как отмечается представителями научной школы В.А. Сластенина, - осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации...» [5: 121].

В социальной педагогике A.B. Мудрик отмечает, что социализация это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром» [3]. «Иначе говоря, это становление личности, усвоение индивидуумом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу или социальной группе»» - так комментирует это определение социализации М.М. Плоткин [4]. Этапы социализации, по мнению A.B. Мудрика, можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека (стадии: младенчество, отрочество, молодость, зрелость, старость) [3: 30]. При этом, «каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества» [3: 30-31]. A.B. Мудрик выделил основные факторы социализации, которые в целом все влияют и на формирование ценностей и ценностных ориентаций человека. В процессе социализации человек постепенно, на разных стадиях своего развития, под влиянием факторов социализации усваивает и ценности общества и будет оказывать влияние на социально-культурное развитие общества.

Ценности и ценностные ориентации молодежи в процессе социализации являются предметом изучения и культуро-

логии. Так, И.Ю. Кузнецова отмечает, что «условием выживания общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями «отцов», господствовавшими в обществе длительное время - вот главная проблема в сегодняшней социализации молодежи. Анализ и рассмотрение этих проблем на примере региона позволит оптимизировать средства и формы социализации молодежи в условиях демократического обновления общества для утверждения молодежи в качестве полноправного и полноценного субъекта общества» [2]. Соединение ценностей молодежи и «отцов» происходит закономерно, поскольку семья остается не только ячейкой общества, но и важным фактором социализации. Однако и изменения социокультурных процессов оказывают воздействие на подрастающее поколение и формирование их ценностных ориентаций, мировоззрения, нравственного и культурного идеала. Вопросы формирования ценностных ориентаций должны учитываться при реализации образовательной политики, в том числе в условиях продолжающейся социализации молодежи в высшей школе. И.Ю. Кузнецовой рассматривается влияние на процесс социализации различных социальных институтов - школы, студенческого коллектива, церкви; отношение молодых людей к семье, к досугу и работе, к политике и религии, а также их оценки демократических изменений и ценностей различных сфер жизни. Автором выделяются три основных этапа социализации, связанные с формированием ценностных ориентация молодежи. По мнению автора, «на первом этапе происходит осознание тех или иных ценностей и образование на этой основе определенных ценностных представлений, исходным «строительным материалом» которых является собственный индиви-

дуальный опыт личности. Важную роль в этот период играет семья, родители, вторичные факторы социализации (дошкольные, школьные учреждения, группы сверстников и ближнее социальное окружение), социокультурной среды ребенка и подростка. Ценностные представления первого этапа усвоения ценностей имеют эмпирический характер, то есть существуют на обыденно житейском уровне сознания индивида» [2]. Можно сказать, что у студенческой молодежи не должно быть сомнения, что каждая семья, каждый родитель играет свою роль в социализации, и семья является главной ценностью для каждого человека. Второй этап связан с периодом юности - это период включения молодого человека в новую для него сферу социальной жизни. Автора интересует учеба в высшем учебном заведении, «где его личный опыт играет решающую роль в осознании ценностных характеристик. Личный индивидуальный опыт характеризует такой уровень жизнедеятельности человека, при котором ценностные представления тесно связаны с удовлетворением жизненно необходимых материальных и духовных потребностей. На этом уровне развития личности молодого человека в его ценностных представлениях наблюдается большой элемент случайного, ограниченного, эгоистичного. Тем не менее, на втором этапе усвоения ценностей проявляются черты регулятивного процесса формирования ценностных ориентаций и путем косвенного опыта через систему «книжных» знаний и систему массовой информации и прямого опытного (практического) знания» [2]. И именно осознание материальных и духовных потребностей является более высоким уровнем жизнедеятельности человека. На третьем этапе, как считает И. Ю. Кузнецова, «преодолеваются противоречия в сознании молодежи, развивается и совершенствуется система ценностных ориентаций на основе глубоко личностного, инициативно-творческого отношения к моральным ценностям как к

смыслообразующим, базисным целям и средствам жизнедеятельности людей. Именно в процессе профессионально значимой деятельности упрочиваются и получают стабильность ценностные ориентации молодого человека, первоначальные ценностные представления которого обретают определенную четкость и ясность, выражая более зримо устойчивые черты личности. Существенная черта третьего этапа усвоения ценностей заключается в том, что он является частью целой системы управляемых социально-экономических и социально-культурных факторов регуляции со стороны общества и его социальных институтов» [2]. Выявление отношения человека к моральным ценностям является также одним сложных вопросов на современном этапе жизни общества. В связи с данным этапом социализации можно поставить вопросы выявления стабильности ценностных ориентаций молодежи студентов, в том числе в условиях высшего образования.

Проблема ценностей и цели воспитания анализируется также в трудах профессора педагогики М.И. Шиловой, которая отмечает, что «в системе ценностей фиксируются общечеловеческие ценности, на основе которых развертывается социальная регуляция и целенаправленные действия людей». Ею разработана методика по выявлению значимости ценностей, которую можно опробовать среди студентов [10: 444-449]. В процессе подготовки будущих кадров для сферы образования важное место принадлежит осмыслению студентами методологии педагогических исследований, в том числе аксиологических основ педагогики. Как известно, «научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру

человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой...» [5: 103]. Теоретические основы становления педагогической аксиологии разработаны Г.И. Чижаковой [8].

Е. А. Данилова также отмечает, что традиционно в процессе социализации одна из ведущих ролей принадлежит социальному институту образования. Современная молодежь очень высоко оценивает наличие образования для реализации своих жизненных стратегий. В то же время специфика социализации студенческой молодежи в том, что в группах обучаются представители разных народов, следовательно, учитываются этнопсихологические особенности их общения и этнокультурные традиции, своеобразие языка, обычаев [1]. Необходимо продолжить также и работу по выявлению этнокультурных ценностных ориентаций студентов. «Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального» [5: 90]. Вот это единство трех составляющих также отражается в процессе социализации молодежи и содержании их ценностных ориентаций, в том числе культурно-национальных, национально-культурных.

Известно, что «категория ценности стала предметом философского осмысления в отечественной науке, начиная с 60-х гг. XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой

особый человеческий тип значимости предметов и явлений... В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом» [9]. В достижении социального прогресса немаловажное значение имеет успешная социализация подрастающего поколения, в ходе которой формируются ценностные ориентации.

Нами проведен опрос более 60 студентов КПИ ТувГУ с целью выявления их представлений о ценностных ориентациях, во время которого студенты приводили примеры ценностей в свободной форме. Большинство респондентов не смогли назвать в качестве ценностей фундаментальные общечеловеческие

ценности. Хотя отдельные студенты называли образование как ценность. Однако, отвечая на конкретный вопрос «Чего бы вы больше всего хотели добиться в жизни», по степени важности большинство студентов на первом месте отметили семещюе счастье.

Выводы; В связи с продолжающейся социализацией вопросы выявления представлений студентов о ценностях и ценностных ориентациях, их изучения и формирования, а также трансформации решаются на основе междисциплинарного подхода. По эмпирическим данным было выявлено, что многие студенты не могут назвать фундаментальные общечеловеческие ценности, когда задание дается в свободной форме, хотя они формируются в школьные годы обучения на стадии социализации в период отрочества. Исходя из этих данных, при осуществлении социально-педагогической работы в общеобразовательных школах необходимо раскрывать значимость ценностей и их содержание, чтобы учащиеся могли их осмысливать и усваивать именно в этот период социализации, а в условиях высшей школы могли расширять свои представления о ценностях и ценностных

ориентациях, чтобы они не терялись, «не размывались».

В то же время опрос показал, что студенты могут выявить степень важности ценностей как желаний в случае подсказки в виде перечисления в списке. Выявлены и опробованы и другие методики по ценностям, результаты которых показали, что предпочтения студенты отдают семейным ценностям, ценностям любви и дружбы, а также образованию. Одной из важнейших функций вуза является формирование у студента ценностного отношения к окружающему миру, к социокультурной среде и ценности к профессиональной деятельности.

В условиях социализации молодежи в высшей школе необходимо решать вопросы выявления и продолжения формирования ценностных ориентаций студентов. Необходимо также и отслеживание динамики их ценностных ориентаций и предпочтений, которые проявляются в учебной и практической деятельности в составе молодежных организаций и движений, альтернативных молодежных субкультурах и неформальных объединений, учитывая вопросы формирования ценностных ориентаций молодежных субкультур. При этом необходимо учитывать особенности этнокультурных ценностей и ориентации студенческой молодежи, осуществлять изучение семейных ценностей студенческой молодежи и этнопсихо-логических особенностей общения. Целенаправленная работа по их формированию и развитию в условиях высшей школы способствует также осмыслению педагогических ценностей, которыми специалисты овладевают в дальнейшем в процессе педагогической деятельности и являются показателем личностно-профессионального развития педагога. В целом только осознание ценностей и ценностных ориентаций в единстве всех их видов

является основой духовно-нравственной культуры человека. В условиях высшей школы создаются не только условия социализации, но и необходимо отслеживание происходящих изменений в отношении студентов к ценностям и ценностным ориентациям. Например, по каким причинам в старших курсах у некоторой части студентов наблюдается чрезмерно прагматичное отношение ко всему окружающему.

В целом необходимо коллективное исследование ценностей и ценностных ориентаций студентов в процессе социализации в условиях высшей школы.

Литература:

1. Данилова Е.А. Социализация молодежи: ценностные ориентации и досуговые предпочтения: на примере регионов Среднего Поволжья: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.социол.н. / Е.А. Данилова. - Пенза, 2009.

2. Кузнецова И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии 24.00.01 - Теория культуры. / И.Ю. Кузнецова. - Краснодар. 2001.

3. Мудрик A.B. Социализация человека: Учеб пособие / A.B. Мудрик. - М.: Изд. Ценгр «Академия». 2006. - 304 с.

4. Плоткин М.М. Еще раз о социализации / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 115-118.

5. Сластенин В.А. Педагогика учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. E.H. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина - М.: Академия, 2002. - 576 с.

6. Социально-культурные условия формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи // http://planetadisser.com/see/dis 61513.hrml

7. Степанова E.H., Лузина JJ.M. Педагог} о современных подходах и концепциях воспитания E.H. Степанова. Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера. 2003. - 160 с.

8. Чижакова Г.И. Теоретические основы становления педагогической аксиологии: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени д.п.н.: 13.00.01 - общая пед.. ист. пед. и образования / Г.И. Чижакова. - Красноярск, 1999. -34 с.

9.http://www.textfighter.org/raznoc./Pedagog/slast/obo snovanie novoi metodologii pedagpgiki aksiologjcheskii po dhod у izuchenii pedagogicheskih vavlenii.php

10. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и инновации: избранные пед. труды / М.И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 712 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.