Научная статья на тему 'Вопросы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в контексте инновационной деятельности учреждений высшего профессионального образования'

Вопросы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в контексте инновационной деятельности учреждений высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / REGIONAL TEACHERS’ TRAINING EDUCATION / PROBLEM OF MORALITY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE / MORAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубаева Валентина Павловна

Исследуется вопрос формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов современного вуза. Разработанная модель формирования нравственно-ценностных приоритетов в процессе преподавания английского языка отражает потребность современной педагогической теории и практики в необходимости самостоятельного выбора студентами нравственно-ценностных ориентаций, влияющих на самоидентификацию молодежи в условиях этнорегиональной системы образования и создающих перспективу личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубаева Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION ISSUES OF STUDENTS’ MORAL AND VALUE PRIORITIES IN THE CONTEXT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INNOVATION ACTIVITY

The paper deals with the issue of forming moral and value priorities with the students of a modern university. The developed model to form moral and value priorities while teaching the English language reflects the need of modern pedagogical theory and practice in students’ independent choice of moral and value orientations influencing youth self-identity under conditions of ethnoregional educational system and creating a prospect for personal development.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов в контексте инновационной деятельности учреждений высшего профессионального образования»

УДК 378.1

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© В.П. Рубаева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Исследуется вопрос формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов современного вуза. Разработанная модель формирования нравственно-ценностных приоритетов в процессе преподавания английского языка отражает потребность современной педагогической теории и практики в необходимости самостоятельного выбора студентами нравственно-ценностных ориентаций, влияющих на самоидентификацию молодежи в условиях этнорегиональной системы образования и создающих перспективу личностного развития. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: проблема нравственности; психолого-педагогическая теория и практика; региональное педагогическое образование; нравственное развитие; образовательный процесс.

FORMATION ISSUES OF STUDENTS' MORAL AND VALUE PRIORITIES IN THE CONTEXT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INNOVATION ACTIVITY V.P. Rubaeva

K.L. Khetagurov North Ossetian State University,

46 Vatutin St., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania, 362025.

The paper deals with the issue of forming moral and value priorities with the students of a modern university. The developed model to form moral and value priorities while teaching the English language reflects the need of modern pedagogical theory and practice in students' independent choice of moral and value orientations influencing youth self-identity under conditions of ethnoregional educational system and creating a prospect for personal development. 4 sources.

Key words: problem of morality; psychological and pedagogical theory and practice; regional teachers' training education; moral development; educational process.

Проблема нравственности во всём многообразии её аспектов является одной из наиболее сложных в психолого-педагогической теории и практике. О возрастающем интересе к вопросу формирования нравственно-ценностных приоритетов подрастающего поколения как основы возрождения моральных, эстетических, социокультурных, духовно-нравственных начал образования свидетельствует анализ философской, социологической, психологической, педагогической теории и практики отечественного педагогического образования. При всей новизне содержания и структуры высшего профессионального образования в нём легко обнаруживаются общие тенденции, существенно влияющие на ход и результат воспитательной деятельности вуза. Происходит глобализация влияния факторов, формирующих у студентов отношение к окружающему миру, людям, самому себе, своему образованию, будущей профессиональной деятельности и т.д. Два направления этого фундаментального явления чрезвычайно важны как для преподавателей вуза, так и для студентов. С одной стороны, в обществе актуализируются представления об общечеловеческих ценностях, связанных с проблемой выживания и общей ответственностью человечества за сохранение

жизни на Земле. С другой - наблюдается унификация (европеизация, западная стандартизация) жизни и поведения всего населения мира. Это, несомненно, приводит к искажению системы нравственно-ценностных приоритетов подрастающего поколения, и в первую очередь студентов как представителей поликультурной среды.

Исследование показало, что нравственно-ценностные ориентации студентов в условиях этноре-гиональной системы образования должны включать систему поведенческих стереотипов, связанных с бытующими в национальной культуре ценностями, передающимися как черты национального характера; ценностями фундаментальных общечеловеческих норм, связанных с познавательно-оценочной деятельностью, и индивидуальными ценностями, определяющими личностный способ ориентации в системе норм и установок в социуме. Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию национального и общечеловеческого духовного развития, является «национально-культурная идентификация личности, осознание ею своей принадлежности к определённой культуре, интериоризация её ценностей» (К.Г. Юнг).

Учёт того, как студент самоопределяется в нрав-

1 Рубаева Валентина Павловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов, тел.: 89188240931, e-mail: [email protected]

Rubaeva Valentina, Candidate of Pedagogics, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Natural Science Faculties, tel.: 89188240931, e-mail: [email protected]

ственно-ценностной сфере, овладевает процессами собственной ценностно-познавательной деятельности, позволил определить следующие направления работы над проблемой: организация обучения и воспитания в соответствии с новыми экономическими, политическими и социальными реалиями региона; совершенствование основных особенностей современной системы образования посредством использования ценностного подхода к решению профессиональных и жизненных ситуаций; рассмотрение традиционных и новых философских, лингвистических, педагогических и нравственных воззрений на язык и культуру в качестве основы для выбора цели обучения иностранному языку как интегративному, познавательному и культурологическому целому на базе принципа привлечения обучающегося к адекватному, успешному освоению иноязычной компетентности и культурных ценностей иного языка и иной культуры; развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов регионального неязыкового вуза средствами преподавания иностранного языка, при осмыслении обучаемыми ценностной природы культуры и нравственности, выступающих как в виде формы фиксации знаний человека об этих понятиях, так и в качестве источника их изучения; оптимизация эффективности учебно-воспитательного процесса заинтересованностью студентов в результатах обучения.

Усиление социального расслоения населения уже со студенческой скамьи вынуждает молодого человека любым способом отвоёвывать своё «место под солнцем», удерживать свой социальный статус, проявляя при этом антигуманное отношение к жизни, к обществу, что ведёт к возникновению разного рода конфликтов и нарастанию межэтнической, межнациональной напряжённости. Возникают серьёзные противоречия между личностью с её индивидуально потребительскими интересами и обществом, которое нуждается в людях с высокими нравственно-ценностными качествами.

При выявлении логики развития системы нравственно-ценностных приоритетов в исторической ретроспективе прослеживается многообразие взглядов, позиций и концепций, что даёт колоссальный информационный материал и позволяет, на наш взгляд, более продуктивно решать актуальные проблемы формирования этих приоритетов у студентов современного вуза. Приобщение студентов к ценностям, осуществляемое в процессе преподавания английского языка на основе профессионально-ориентированного, аксиологического, синергетического, лингвострано-ведческого и социокультурного подходов, есть условие их «проживания» в поликультурном образовательном пространстве, поскольку ценности являются аксиологической формой культуры. Воспитательный потенциал этих подходов значительно увеличивается при условии их ценностной содержательности. Каждый из структурных блоков в ходе проведения экспериментального исследования и реализации специально разработанной программы организации процесса обучения студентов иностранному языку, в ходе которого формировались нравственные приоритеты, раз-

вивалась нравственно-ценностная сфера сознания студентов, наполнялся определёнными содержательными компонентами. В качестве компонентов содержания образования согласно классической концепции (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) мы определили знания, умения, навыки, опыт деятельности и ценностных отношений, которые студентам необходимо усвоить на уровне требований образовательного стандарта. В системе нравственно-ценностного воспитания они приобретают иной, нежели в процессе обучения, вид и другое содержательно-смысловое наполнение. Так, в образовательное пространство, необходимое для формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов, входят: знание об общественных ожиданиях, касающихся социально востребованных личностных характеристик и проявлений, эмоциональных и нравственно-поведенческих реакций, ценностных отношений, знание о культурных нормах и стереотипах поведения на уровне национальных традиций и обычаев страны изучаемого языка. К ним примыкает круг умений и навыков, обеспечивающий воплощение этих знаний на практике, а также многообразный опыт деятельности, выражающий определённое ценностное отношение человека к действительности. Это эмоциональный, рефлексивный, поведенческий, социокультурный опыт, опыт волевых усилий и поступков, опыт продуктивной деятельности.

Логика дальнейшего практического развёртывания процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в процессе преподавания английского языка определялась характером задач, которые мы намерены были решать в ходе экспериментального исследования, а именно:

- получение диагностической информации об уровне сформированности ценностных ориентаций студентов;

- на основе полученной диагностической информации утверждение плана дальнейшей методической и методологической работы;

- построение модели формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в процессе преподавания английского языка;

- внесение в воспитательное пространство студентов экспериментальных групп ценностно-смысловых доминант, адекватных целям и задачам исследования;

- включение студентов и преподавателей в целенаправленную педагогическую деятельность по формированию нравственно-ценностных приоритетов в ходе изучения английского языка;

- построение системы отношений: педагог - студент, педагог - педагог, студент - студент.

Исходя из того что образование не только транслирует культуру и её ценности, но и ориентирует студентов в мире ценностей морали и культуры, важным становится их приобщение к нравственно-ценностным приоритетам, которые способны создавать эскиз будущего, перспективу личностного развития.

Организация подготовки и проведения любого воспитательного мероприятия, направленного на формирование нравственно-ценностных приоритетов

у студентов требует положительно мотивированной включённости в этот процесс каждого участника эксперимента. Чёткое распределение функций и меры ответственности сочетается с высокой степенью творческой свободы педагогов и студентов.

Нравственно-ценностные приоритеты студентов современного вуза понимаются как установки и отношения к совокупности нравственных идеалов и моральных норм, осознанные и принятые студентами и служащие регуляторами их поступков в социальной и профессиональной среде. Основу нравственно-ценностных приоритетов личности составляют его моральные принципы, нормы, нравственное просвещение, поведение, идеалы, нравственные регулятивы, поступки по отношению к близким и незнакомым людям, нравственно-ценностная сфера сознания. Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов необходимо рассматривать в контексте инновационной деятельности высшего профессионального образования, когда одной из ведущих тенденций высшего образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме.

Рассматривая нравственное воспитание как процесс систематического и целенаправленного воздействия на нравственное и духовное развитие личности в целях её подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, современная педагогика не всегда учитывает тот факт, что профессиональная деятельность может быть независима от этики, от сферы нравственности, духовности. Опасность «освобождения» деятельности профессионала от гуманистических детерминант и фальсифицирования нравственности, то есть оперирование ложными ценностями и идеалами, возможна в случае сосредоточения внимания на узкопрофессиональной подготовке. Выход видится в повышении уровня гуманизации и гуманитаризации образования, в вооружении специалиста методами, позволяющими обращаться к высшим ценностям-приоритетам и ориентироваться на них в деятельности. Необходимо создать такую систему подготовки, которая бы всякое профессиональное образование вписывала в контекст межнациональной, международной культуры, позволяла бы задачи профессиональной деятельности понимать как часть производства культуры, как часть гуманистики. Иноязычная компетенция подразумевает овладение обучаемыми в достаточной мере знаниями о культуре и системе изучаемого языка, реализующееся посредством формирования речевых и языковых навыков оперирования профессиональной лексикой, проявляющееся в продуцировании самостоятельного устного и письменного высказывания и позволяющее обучаемым адекватно понимать и участвовать в общении с носителями языка. При этом проблему формирования нравственно-ценностных приоритетов необходимо рассматривать как ядро, вокруг которого группируются идеи гуманизма, культуры личности.

Как показало исследование, целесообразным является подбор произведений иностранных, осетинских и русских авторов с целью сопоставления их содержания на основе ценностного подхода. Построенная

таким образом программа занятий соответствует тенденциям гуманизации образования, способствует выходу на уровень духовной межкультурной коммуникации, определяющей современное многомерное социокультурное пространство. А также, исходя из особенностей обучения иностранному языку, помогает эффективно и продуктивно совмещать языковое лингвистическое обучение с воспитательными целями, рассматривая при этом лингвокоммуникативную компетентность как лингводидактическую, то есть методическую категорию и педагогическое средство, развивающие профессиональные и нравственно-ценностные качества студентов. Подобный подход требует развития ценностной компетентности педагогической и методологической основы становления нравственно-ценностных ориентаций студентов, выступает главным фактором процесса обучения и воспитания, позволяет определять наличие или отсутствие у них общественно-полезных ценностей, умений ориентироваться в инокультурных ценностях, распознавать и понимать глубину заложенной в текстах информации; формирует учебные языковые и компенсаторные навыки, строящиеся на знаниях коммуникативных стратегий и тактик. На основе приобщения обучаемых к культуре других стран происходит формирование у них социокультурной компетентности, способствующей их нравственно-ценностному самоопределению, готовности к жизни в этнорегиональных условиях.

Для развития у студентов интереса к обучению мы использовали ряд методических принципов: последовательное включение основных культурологических концептов с целью формирования у студента комплексного образа ценностной ситуации; приоритет ценностного содержания текстов, который не исключал визуализации; коммуникативность и структурность, направленные на выделение трёх основных подструктур в любом тексте: конфигурацию компонентов, терминальных и узловых элементов. Стратегия развития нравственно-ценностных ориентаций студентов при этом базировалась на сопоставлении, анализе и модификации познавательных пространств, соотносимых с концептами родного и изучаемого языков, с учётом развития духовных сил, способностей и умений, позволяющих достойно преодолевать жизненные проблемы и препятствия. Формирование характера, моральной ответственности, адаптация к социальной и природной сфере обеспечивает личност-но-ценностное совершенствование, самореализацию; овладение средствами, необходимыми для достижения нравственно-интеллектуальной свободы, личной автономии, счастья и раскрытия духовных потенций.

Решение задач учебно-воспитательного процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза в процессе преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования носит многоуровневый характер и зависит от создания следующих благоприятных условий, способствующих развитию их рефлексивных, интеллектуальных и эмоциональных способностей: использование ценностного, интегративного подхода к духовному

обогащению мировидения студентов при изучении иностранного языка; ориентация на поликультурное и билингвальное образование, уход от межкультурной изоляции в образовательных системах.

Эффективность данного процесса в наибольшей степени выражается в адаптации студентов к социальным условиям проживания, добрососедстве с представителями самых разных национальностей, идеологий, образа жизни, характера и т.д. В ходе процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов используются следующие средства и формы обучения иностранному языку: «круглые столы» с участием студентов разных национальностей, конференции, встречи с представителями этнических диаспор, историками, деятелями разных культур, празднование памятных дат разных народов, национальные праздники и тематические вечера, различные конкурсы лингвокультурологического содержания и т.д. Значимая роль при этом принадлежит знакомству с национальными обычаями и традициями, произведениями устного народного творчества, живописи и литературы коренных народов.

Ценностно-познавательная деятельность студентов должна включать развитие следующих умений:

- пользоваться словарями и справочниками; анализировать параллельно расположенные колонки исходного, профессионально переведённого и собственного подстрочного перевода текста;

- понимать глубину заложенной информации путём различия языковых и речевых норм, расхождений;

- выстраивать целеполагающую стратегию, позволяющую прояснить текстовые ситуации путём привлечения дополнительной информации, пояснений и т.п.;

- демонстрировать социокультурную компетентность, знакомство с национальными ценностями и культурой;

- уверенно выражать собственное мнение.

Следует отметить, что студенты чётко осознают

цели и ожидаемые результаты, учатся оценивать свои поступки взглядом со стороны, обнаруживать и оценивать как успехи, так и неудачи в процессе обучения без страха непонимания со стороны окружающих, становятся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса вуза.

Изложенные в данной работе результаты теоретического анализа и проведённого эксперимента подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Диагностические методики, включающие эмпирические, статистические методы, позволяют выделить качественные характеристики высокого, среднего, низкого уровней сформированности нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза. Педагогический мониторинг как средство управления процессом формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов учебных заведений высшего профессионального образования строится с позиций аксиологического, профессионально-ориентированного, синергетического и деятельностно-го подходов.

Разработанная модель формирования нравствен-

но-ценностных приоритетов у студентов в процессе преподавания английского языка отражает потребность современной педагогической теории и практики в необходимости самостоятельного выбора студентами нравственно-ценностных приоритетов и определения личностных смыслов. Основными принципами модели являются: добровольность, гуманность, открытость, толерантность, вариативность, образованность и др. К ведущим относятся следующие компоненты модели: целевой (цели, задачи, функции, принципы формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов современного вуза средствами английского языка), содержательный (педагогические условия, технологии и направления деятельности педагога и студентов, реализуемые целостно), операционально-деятельностный (содержание, структура, технологии и методология реализации учебно-воспитательной работы) и аналитико-результативный (критерии, показатели и уровни сформированности нравственно-ценностных приоритетов).

При использовании данной модели мы основывались на системном, деятельностном, личностном и комплексном аспектах целостного ценностного подхода, который являлся основанием для определения психолого-педагогического механизма развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, обобщённой характеристикой их жизнедеятельности, единицей успешного функционирования, позволяющей им адаптироваться в новых социокультурных условиях, способствуя их адекватному нравственному самоопределению, укрепляя их духовный потенциал, веру в собственные творческие возможности, направляя в нужное русло их индивидуальную общественно и лич-ностно полезную мыслительную и практическую поведенческую деятельность.

Критерии нравственной воспитанности студентов реализуются в отношении: к другим студентам, к профессии, к себе, к окружающим, к обществу. Показатели определяют нравственные возможности личности и их реализацию в общественно-педагогической деятельности. Уровни характеризуют степень развития у студентов способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей и приданию им личностных смыслов.

Таким образом, исследование проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов вуза в процессе преподавания английского языка на неязыковых факультетах опирается на представление о том, что эта проблема не является изолированным процессом, а органично включена в целостное социально-психологическое, нравственное развитие личности студента. При этом на каждом этапе особое значение приобретают те механизмы, которые позволяют решать актуальные проблемы лич-ностно-ориентированного развития, позволяют организовывать такую систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития личности, что является особенно важным в кризисный период развития общества.

1. Большунова Н.Я. Социокультурное развитие студентов педагогического вуза // Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: сб. ст. / ред. З.И. Лаврентьева. Новосибирск, 2002. С. 3-6.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: ИЦ «Академия», 2004. 336 с.

ский список

3. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: автореф. ... д-ра педагог. наук. Калуга, 2003. 36 с.

4. Кузнецова Р.А. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. 112 с.

УДК 316:33

ПАРАДИГМА: ОТ НАИВЫСШЕЙ ИДЕИ СОКРАТА К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ МАТРИЦЕ Т. КУНА © В.В. Тетерин1

Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 3.

Рассматривая вопрос происхождения понятия «парадигма» в науке, проведен анализ существующих подходов к пониманию данного термина в зарубежном и отечественном социально-философском дискурсе. Предпринята попытка систематизации выявленных определений по их смысловому содержанию, а также актуализировано значение понятия «парадигма», используемое в современной науке. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: парадигма; парадигмальность; дисциплинарная матрица; научное знание; нормальная наука; Кун Томас.

PARADIGM: FROM SOCRATES'S HIGHEST IDEA TO THOMAS KUHN'S DISCIPLINARY MATRIX V.V. Teterin

Irkutsk State University, 3 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.

While considering the origin of the notion "paradigm" in science, the author analyzes existing approaches to the understanding of the term in foreign and national social and philosophical discourse. He makes an attempt to systematize the revealed definitions by their semantic content. The meaning of the notion of "paradigm" used in modern science is actua l-ized.

14 sources.

Key words: paradigm; paradigmatic character (paradigmality); disciplinary matrix; scientific knowledge; normal science; Thomas Kuhn.

На сегодняшний день в науке существует несколько определений понятия парадигма, широкое понимание которого обусловлено его тысячелетней историей. На протяжении многих веков это понятие эволюционировало, изменялось и дополнялось. Практически во всех энциклопедических словарях есть своя собственная трактовка этого феномена. Парадигма и парадигмальность являются одним из главных атрибутивов науки. Анализируя все имеющиеся определения данного феномена, их можно разделить на три условных группы:

1. Морфологическое представление: парадигма как некий морфологический или грамматический образ в лингвистике, филологии и риторике.

2. Аксиолгоическо-мировоззренческое представление: парадигма как образ, прообраз, ценность, общая картина мира.

3. Методологическое представление: парадигма как некая совокупность теорий, взглядов, концепций и механизмов научного знания.

Возникает вопрос: почему на три и почему только условных? На эти вопросы мы и попытаемся ответить

в нашем исследовании. Для этого необходимо обозначить эти группы и развести имеющиеся определения парадигмы в соответствующие направления.

Первая группа понятий парадигмы в нашем исследовании обозначена как «морфологическое представление парадигмы». Эта группа трактовок рассматриваемого концепта является самой чётко сформулированной.

В лингвистике термин парадигма обозначает систему или конструкцию форм изменяющегося слова, перечень словоформ одной лексемы, имеющих разные грамматические значения. Известный швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр использовал термин парадигма в качестве обозначения целого класса лингвистических элементов, имеющих схожие свойства.

В переводе с древнегреческого парабе^ма означает «пример, модель, образец» [1]. Именно это определение легло в основу аксиологическо-мировоззренческих понятий о парадигме. В риторике парадигмой называют пример из мифологии или истории, приведённый в речи для сравнения (басня, прит-

1Тетерин Василий Васильевич, аспирант, тел.: 89501193567, e-mail: [email protected] Teterin Vasily, Postgraduate, tel.: 89501193567, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.