Научная статья на тему 'Вопрос об объединении знаний смежных с криминалистикой наук как базис развития судебной автотехнической экспертизы'

Вопрос об объединении знаний смежных с криминалистикой наук как базис развития судебной автотехнической экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайнельзянова В. Р.

В статье рассмотрены перспективы развития судебной автотехнической экспертизы на основании интеграции специальных знаний, смежных со специальными автотехническими знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайнельзянова В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопрос об объединении знаний смежных с криминалистикой наук как базис развития судебной автотехнической экспертизы»

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В. Р. ГАЙНЕЛЬЗЯНОВА, преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России

ВОПРОС ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ЗНАНИЙ СМЕЖНЫХ С КРИМИНАЛИСТИКОЙ НАУК КАК БАЗИС РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы развития судебной автотехнической экспертизы на основании интеграции специальных знаний, смежных со специальными автотехническими знаниями.

Ключевые слова и словосочетания: судебная автотехническая экспертиза, автотехнические знания, технические дисциплины, дорожно-транспортные происшествия.

Формирование научной области знаний, определяемых как судебные автотехнические знания, является наглядным примером логического завершения двух взаимосвязанных процессов: создания специальных знаний судебно-^ автотехнической экспертизы и разра-^ ботки частной теории автотехнической ^ экспертизы.

^ Формирование специальных зна-

ний судебной автотехнической экспер-^ тизы (САТЭ) началось с начала 60-х го-^ дов прошлого столетия, после того как ^ САТЭ стала осуществляться в системе а государственных судебно-экспертных I учреждений (СЭУ) МЮ СССР.

1 Процесс создания специальных

§ знаний всегда реализуется сочетанием

а дифференциации и интеграции знаний.

^ Диалектическое единство дифферен-

| циации и интеграции в научном позна-

а нии представляет собой сложный динаре

Л мичный процесс научного взаимодейст-

2 вия. Дифференциация знаний в области | судебной экспертизы, в т. ч. САТЭ,

осуществляется по всем элементам

I экспертной действительности (поняти-

§ ям теории): предмет - объект - задача -

^ методы. Применительно к предмету

Ц САТЭ можно говорить о проявлении

^ тенденций к дифференциации вплоть до

появления (выделения) новых видов экспертиз.

Можно говорить и об интеграции в науке САТЭ на всех уровнях: от методологии теории САТЭ до решения конкретных научных и практических задач. М. Г. Чепиков отмечает: «Выявление средств и форм интеграции науки, синтез научных знаний, изучение проблем и перспектив интегративных процессов - одна из самых насущных потребностей нашего времени» [1].

Различают следующие направления интеграции научного знания [2]:

а) перенос идей и представлений из одной области знания в другую, в особенности, когда они носят эвристический характер; б) эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств из различных областей науки (математических, трасологических, физических и многих других); в) формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований; г) формирование новых научных дисциплин «пограничного» типа на стыке известных ранее областей знания; д) сближение наук, различающихся своими предметными областями; е) сближение научных дисциплин различных типов (фундаментальных и прикладных, эм-

пирических и теоретических); ж) универсализация средств языка науки; з) выработка региональных общенаучных форм и средств познания, заимствованных как из смежных дисциплин смежной области, так и из дисциплин самых различных областей знаний [3]; и) усиление взаимодействия между философским и «нефилософским» (частнонауч-ным знанием), увеличение каналов и форм связи между ними; к) усиление интегративной роли философии.

Следует учитывать, что приведенные формы интеграции знаний носят условный характер и не должны быть жестко разграничены. В действительности они перемешиваются между собой, дополняют одна другую, выступают в различных сочетаниях.

Основным определением предмета САТЭ является познание закономерностей, входящих в понятие предмета. Это закономерности: возникновения, развития и завершения ДТП; закономерности отражения события ДТП в объектах материального мира, закономерности обнаружения, закрепления, изъятия носителей информации о ДТП, закономерности исследования информации, относящейся к предмету САТЭ; закономерности реализации в процессе исследования методов и методик экспертного исследования, принятых для конкретных целей в САТЭ, закономерное определение значения заключения эксперта-автотехника в доказывании. Каждая категория закономерностей нашла (или должна была найти) отражение в формировании специальных знаний САТЭ. Рассмотрим подробнее, из каких составляющих интеграций, каких знаний обеспечивается научная база изучения (учета) приведенных выше закономерностей.

Начнем с закономерностей возникновения и развития ДТП. К техническим дисциплинам, на которые опирается в своих исследованиях САТЭ, Г. М. Надгорный относит следующие:

а) при установлении технического состояния ТС - дисциплины «Устройство автомобиля» (или дисциплина об устройстве другого ТС) и дисциплина «Техническая эксплуатация автомобиля» (мотоцикла и т. п.); б) для установления механизма ДТП - «данные из теории автомобиля, в основном касающиеся закономерностей торможения, а также устойчивости транспортных средств» [4]. Перечень дисциплин (технических), составляющих базу специальных знаний САТЭ, А. Р. Шляхов дает в более широком формате. «Научные основы этого рода экспертизы (САТЭ) как отрасли научного знания стоят на стыке многих базовых (материнских) наук, «трансформируют» ряд положений теории движения, расчета и проектирования автомобиля, технологии его производства, эксплуатации, обслуживания и ремонта, механики, математики, сопротивления материалов, инженерной психологии, теории систем и управления, электротехники, а также ^ эксплуатации дорог и дорожных соору- ^ жений, метеорологии» [5]. Таким обра- 5 зом, та часть специальных знаний СА- ^ ТЭ, которая представлена техническими | науками, не является механическим ^ объединением отдельных разделов ав- ^ томобильно-дорожных дисциплин. ^

Второй вид закономерностей - | отражение события ДТП в объектах ма- Ц> териального мира - потребовал инте- | грации разнородных наук, и в первую ^ очередь автотехники с криминалисти- ® кой. С конца 60-х годов ХХ в. в науке ^ криминалистике появилось и прижи- ^ лось иное определение предмета кри- ^ миналистики, данное Р. С. Белкиным и « Ю. И. Краснобаевым: «Криминалисти- 2 ка - наука о закономерностях механиз- ^ ма преступления, возникновения ин- о формации о преступлении и его участ- ^ никах, закономерностей собирания, ис- ^

следования, оценки и использования а

«

доказательств, основанных на познании §

у

этих закономерностей методов и ^

средств судебного исследования и предотвращения преступлений» [6]. Определение предмета науки криминалистики через познаваемые закономерности изменяло и объем специальных знаний судебной автотехники. Главным из них было понимание того, что основой является исследование информации о ДТП по его отражению в объектах материального мира. В теоретическом плане здесь явились важными работы, дающие представление о том, какие элементы динамики развития ДТП находят отражение на месте ДТП: направление и характер движения, соударение ТС, определение точного места столкновения, наезд (переезд) пешехода, наезд на неподвижное препятствие и т. п. Основные сведения о возникающих в этих и подобных ситуациях отражениях появились в ранних работах, сопутствующих развитию САТЭ в системе СЭУ.

Следующей категорией наук, нашедших отражение в специальных ^ знаниях САТЭ, являются правовые нау-^ ки, причем как материальные, так и 3 процессуальные. В первую очередь мы ¡з имеем в виду уголовное право и уго-| ловный процесс. Специальные знания ^ САТЭ, требующие пополнения за счет ¡^ сведений из уголовного права, затраги-^ вают две сферы взаимосвязанных во-| просов: а) вопросы нормативно-Ц организационного плана; б) вопросы Ц логико-гносеологического порядка. ^ К первой группе относится кар-

^ динальный вопрос о нарушении - не-| нарушении ПДД. Ко второй - о причинной связи действий водителя с на-^а ступившими последствиями (ДТП). ^ С позиций формирования специ-

| альных знаний САТЭ эксперт-ф автотехник должен разбираться в тек-^ сте права, уметь анализировать диспозиции статей, относящихся к безопасно-У сти движения. Эти знания с неизбежно-а стью должны повлечь за собой понима-| ние таких разделов уголовного права, как состав преступления и его элемен-

ты, характеристики каждого из элементов. Особое внимание при этом обращалось на анализ объективной стороны преступления и его субъективной стороны.

Решение вопроса о правильности действия водителя требует привлечения знаний из области общей психологии, инженерной психологии, автотехники. Будут ли подобные вопросы решать специалисты каждой из указанных областей знаний или эти знания войдут в общий комплекс интегративных знаний эксперта-автотехника, зависит от, того по какому пути пойдет развитие САТЭ.

Вторая из правовых проблем -это установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями (ДТП). На долю специальных знаний САТЭ выпал блок, определяющий принципиальную возможность (и допустимость) определения причинной связи при производстве САТЭ и пределы решения вопроса, ограничиваемые технической составляющей ДТП [7].

В целом можно утверждать, что проблема установления причинности применительно к ДТП и возможностям в этом плане САТЭ еще не решена. Для решения задач по установлению причинности средствами САТЭ необходимо включить в специальные знания этого рода экспертизы сведения из теории вероятностей, диалектические категории необходимости и случайности, логики, информатики, гносеологического понимания, что любая причинность есть проявление всеобщей материалистической причинной связи. И, конечно же, в этой части специальных знаний САТЭ должны быть использованы работы о причинности в уголовном праве. В отношении уголовного процесса и его положений, отражаемых в специальных знаниях САТЭ, в первую очередь это процессуальная сторона производства судебных экспертиз. Четкое знание судебным экспертом-автотехником всех положений процессуального и иных фе-

АДМИНИСТРА ТИВНОЕ ПРАВО

деральных законов, регламентирующих порядок назначения и производства судебной экспертизы - обязанность экс-

перта и часть объема его специальных знаний.

А А А

ЛИТЕРАТУРА

1. Чепиков М. Г. Интеграция наук. М., 1981. С. 11-12.

2. См.: Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., 1984; Сичивица О. М. Сложные формы интеграции знаний.

3. См.: Бирюков Б. В. Кибернетика и методология науки. М., 1974; Готт В. С., Зем-лянский Ф. М. Диалектика развития понятий формы мышления. М., 1981; Урсул А. Д. Общенаучные понятия и материалистическая диалектика. Л., 1982.

4. Надгорный Г. М. Предмет судебной автотехники // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1975. Вып. II. С. 359.

5. Судебная автотехника. М., 1980. Ч. I. С. 21-22.

6. Белкин Р. С. Курс криминалистики. М., 2001.

7. См. Корчан Н. С. Исследование причинных связей при расследовании ДТП (с помощью судебно-автотехнической экспертизы) : дис. ... к.ю.н. М., 1991.

© Гайнельзянова В. Р.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 351.75

Л. А. ГАЛИКЕЕВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых

дисциплин Уфимского юридического института МВД России

РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В статье освещаются проблемы, связанные с профилактикой безнадзорности и предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, раскрывается профилактическая деятельность органов внутренних дел (полиции).

Ключевые слова и словосочетания: предупреждение и пресечение правонарушений, профилактика безнадзорности.

Одно из ведущих мест в предупреждении и пресечении правонарушений и безнадзорности занимают органы внутренних дел (полиция). Это не случайно, так как именно на них возложена непосредственная обязанность борьбы с преступностью и правонарушениями.

Предупредительная функция является для органов внутренних дел не только правом, но и прямой обязанно-

стью, установленной законом, поскольку Федеральный закон «О полиции» [1] в числе основных задач полиции называет и сугубо предупредительную -предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, правда, безотносительно к категории правонарушителей. В ведомственных нормативных документах МВД России (приказах, инструкциях и др.)

<ч а а

и

и Д

В

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.