деральных законов, регламентирующих порядок назначения и производства судебной экспертизы - обязанность экс-
перта и часть объема его специальных знаний.
А А А
ЛИТЕРАТУРА
1. Чепиков М. Г. Интеграция наук. М., 1981. С. 11-12.
2. См.: Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., 1984; Сичивица О. М. Сложные формы интеграции знаний.
3. См.: Бирюков Б. В. Кибернетика и методология науки. М., 1974; Готт В. С., Зем-лянский Ф. М. Диалектика развития понятий формы мышления. М., 1981; Урсул А. Д. Общенаучные понятия и материалистическая диалектика. Л., 1982.
4. Надгорный Г. М. Предмет судебной автотехники // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев, 1975. Вып. II. С. 359.
5. Судебная автотехника. М., 1980. Ч. I. С. 21-22.
6. Белкин Р. С. Курс криминалистики. М., 2001.
7. См. Корчан Н. С. Исследование причинных связей при расследовании ДТП (с помощью судебно-автотехнической экспертизы) : дис. ... к.ю.н. М., 1991.
© Гайнельзянова В. Р.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 351.75
Л. А. ГАЛИКЕЕВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых
дисциплин Уфимского юридического института МВД России
РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье освещаются проблемы, связанные с профилактикой безнадзорности и предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, раскрывается профилактическая деятельность органов внутренних дел (полиции).
Ключевые слова и словосочетания: предупреждение и пресечение правонарушений, профилактика безнадзорности.
Одно из ведущих мест в предупреждении и пресечении правонарушений и безнадзорности занимают органы внутренних дел (полиция). Это не случайно, так как именно на них возложена непосредственная обязанность борьбы с преступностью и правонарушениями.
Предупредительная функция является для органов внутренних дел не только правом, но и прямой обязанно-
стью, установленной законом, поскольку Федеральный закон «О полиции» [1] в числе основных задач полиции называет и сугубо предупредительную -предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, правда, безотносительно к категории правонарушителей. В ведомственных нормативных документах МВД России (приказах, инструкциях и др.)
<ч а а
и
и Д
В
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
профилактика правонарушений органами внутренних дел также относится к числу приоритетных направлений их деятельности. Профилактика же правонарушений есть совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Прерогатива в решении задач профилактической деятельности возлагается на работников полиции, а именно, на инспекторов по делам несовершеннолетних, которые выполняют важнейшие предупредительные функции по борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Предупредительная деятельность представляет систему разноуровневых, но, тем не менее, последовательных, взаимосвязанных, объединенных единой целью элементов. В юридической науке считается, что составляющим этой системы является преду-^ преждение правонарушений на общесоциальном, специальном и индивиду-^ альном уровнях [2]. а Ученые-правоведы, учитывая
© место органов внутренних дел в систе-^ ме правоохранительных органов, их Й функциональные обязанности и основ-!з ные задачи, полагают, что содержание ^ предупредительной работы органов | внутренних дел (полиции) складывается § из следующих элементов: § 1) разработка и осуществление
| общих направлений предупредительной
деятельности на основе анализа состояло
* ния, структуры и динамики преступно-Ц сти как по стране в целом, так и по кон-^ кретным регионам;
| 2) конкретизация общих планов,
«приземление» их до уровня коллекти-§ вов предприятий, учреждений, органи-
«а „
^ заций и места жительства населения;
3) организация индивидуальной Ц работы с лицами, состоящими на профилактических учетах в органах внут-
ренних дел либо нарушающими правила социального поведения (как со взрослыми людьми, так и с подростками);
4) предупреждение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых полиции становится известно;
5) раскрытие уже совершенных преступлений;
6) работа с конкретными людьми, ранее судимыми, с целью не допустить совершения ими новых преступлений.
Наряду с изложенной точкой зрения в юридической литературе и нормативных документах МВД существует другой подход. В настоящее время в полиции существует своя трактовка определения предупредительной деятельности, которая имеет специфические особенности. Предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодежные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. Особенностью деятельности сотрудников полиции в рассматриваемой сфере является широта их компетенции: практически нет и не было ни одного участка предупреждения правонарушений, на котором не были бы задействованы сотрудники полиции в качестве активных исполнителей требований, предъявляемых государством к укреплению общественного порядка.
В соответствии с современными взглядами на деятельность полиции по предупреждению правонарушений в настоящий момент имеется необходимость коренного пересмотра подхода к организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений. Основой предупреждения должны стать своевременное решительное и неотвратимое применение закона, искоренение из полицейской практики характерных черт предупреждения прошлых лет -
чрезмерного либерализма и уклона в педагогику, установление жесткого контроля за образом жизни правонарушителя, своевременное раскрытие преступлений.
Деятельность, направленная на реализацию принципа неотвратимости ответственности, содержит большой предупредительный потенциал. Ею достигается сразу два результата:
- во-первых, она служит предупредительной мерой для тех, кто еще не совершил, но может совершить преступление, т. е. обладает сдерживающим эффектом, заключающимся в том, что воздействует страхом наказания на психику криминально опасных лиц;
- во-вторых, предупреждает рецидив (лишает преступника физической возможности продолжать преступную деятельность, а также внедряет в его сознание убеждение в неизбежности наказания и тем самым сдерживает от повторных преступных действий).
Таким образом, в настоящее время создаются необходимые условия для качественного улучшения деятельности полиции по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних. Среди прочих специализированных субъектов рассматриваемой деятельности полиция обладает наиболее широкими и «протяженными» функциями, такими, в частности, как: выявление лиц и ситуаций, требующих применения соответствующего комплекса мер; применение этих мер; обеспечение необходимых условий и предпосылок для применения указанных мер всеми взаимодействующими органами и подразделениями в соответствии с их компетенцией; планирование, организация и реализация межведомственных и иных общепредупредительных мер.
Этим функциям соответствуют и широкие правомочия, закрепленные законами и иными правовыми актами, со-
ставляющими правовую основу деятельности полиции по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних [3].
В настоящее время созданы предпосылки для существенного улучшения деятельности полиции по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних. Ситуацию характеризуют, в частности, следующие положения [4]: последовательное проведение в жизнь требований высокого профессионального уровня; перенос центра тяжести правоохранительной деятельности на основное звено - инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних («микроорганы на территории обслуживания»), освобожденных от мелочной опеки, наделенных необходимыми полномочиями, информацией, ресурсами; передача части функций по организации деятельности полиции на уровень субъектов Федерации и органов местного самоуправле- ^ ния; расширение полномочий начальников территориальных отделов и отделе- 2 ний полиции в сфере предупреждения и ^ пресечения административных право- | нарушений; восстановление системы ^ раннего предупреждения правонаруше- ^ ний; неуклонное проведение в жизнь ^ требований законности, реального | обеспечения прав и законных интересов Ц» несовершеннолетних граждан; опти- § мальное соотношение видов предупреж- ^ дения правонарушений несовершенно- ® летних (социальной и специальной; об- |
щей, групповой и индивидуальной; ран- ^
¥
ней, непосредственной и уголовно- ^а
правовых мер); интенсивное развитие ¡^
информационно-аналитической основы |
деятельности органов внутренних дел, ^
ее научно обоснованного прогнозирова- ^
ния, программирования планирования; ^
быстрое выявление и внедрение науч- ^
ных достижений и передового опыта. а
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
2. Лучин В. А. Административное право. М. : Экзамен, 2011. С. 289.
3. Ефремов А. Охрана прав несовершеннолетних // Законность. 2009. № 10. С. 24.
4. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : учебник / под ред. проф. В. Д. Малкова и доц. А. Ф. Токарева. М. : Академия управления МВД России, 2000. С. 12.
© Галикеева Л. А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
УДК 378.1:355
Н. Ю. ГОРЯЧЕВА, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
<ч а а
и
и Д
В
8'
а §
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
I
50
А. В. ОГРЫЗА, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАЙКБОЛА В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования страйкболь-ного оборудования для практического обучения сотрудников органов внутренних дел, а также методические рекомендации по проведению занятий.
Ключевые слова и словосочетания: страйкбол, оборудование, обучение сотрудников, методика обучения.
В процессе интенсивного реформирования системы подготовки специалистов в нашей стране и становления новой парадигмы образования все большее значение уделяется не только повышению эффективности теоретического обучения, но и внедрению в образовательный процесс технических средств обучения. С развитием современных технологий в настоящее время происходит активное оснащение учебных заведений МВД России новейшими инновационными средствами, целью
которого является моделирование в образовательном процессе реальных ситуаций служебной деятельности сотрудников, а как следствие - и повышение качества подготовки специалистов в целом. Обучение курсантов и слушателей профессии «сотрудник органов внутренних дел» означает не только формирование профессионально-
прикладных качеств, но и внедрение в существующую педагогическую систему огневой подготовки страйкбольного оборудования, позволяющего имитиро-