Научная статья на тему 'Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия'

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
333
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИРЕННОМУДРИЕ / КРИТИКА СМИРЕНИЯ / ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ЗАПАД И РОССИЯ / WEST AND RUSSIA / ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RUSSIAN CIVILIZATION / ДУХ РАЗУМА И ДУХ СМИРЕНИЯ / SPIRIT OF THE MIND AND THE HUMBLENESS SPIRIT / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РОССИИ / LOWLINESS / CRITIC OF HUMBLENESS / SINCERE PERSON / SPIRITUAL PERSON / WESTERLY CIVILIZATION / SPIRITUAL SEARCHES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курабцев Василий Леонидович

В статье анализируются черты онтологического аспекта смиренномудрия. Обращение к идеальному благу христианских ценностей стало продолжением духовных и философских исканий России. Гуманистический характер христианской морали проявляется в признании смиренномудрия, стоящего выше эгоистических интересов индивида и группы. Статья содержит описание природы смиренномудрия. В статье рассматривается идеологическое противостояние душевного и духовного человека, духа разума и духа смирения как основы русской религиозной философии. В статье подчеркнута необходимость переосмысления ценностных установок российского человека и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE LOWLINESS: THE WEST AND RUSSIA

The author analyses the features of the ontological aspect of the lowliness. Reference to the ideal good of Christian valuables became continuation of spiritual and philosophical searches of Russia. Humanistic character of Christian morality is shown in recognition of the lowliness standing above egoistical interests of individual and group. The article describes the plot of the lowliness. The author analyses the ideological opposition of the sincere person and spiritual person, of the spirit of the mind and the humbleness spirit as the bases of Russian religious philosophy. The article also indicates the necessity of rethinking of accepted values of Russian man and Russia.

Текст научной работы на тему «Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

УДК 1 (092)

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

В статье анализируются черты онтологического аспекта смиренномудрия. Обращение к идеальному благу христианских ценностей стало продолжением духовных и философских исканий России. Гуманистический характер христианской морали проявляется в признании смиренномудрия, стоящего выше эгоистических интересов индивида и группы. Статья содержит описание природы смиренномудрия. В статье рассматривается идеологическое противостояние душевного и духовного человека, духа разума и духа смирения как основы русской религиозной философии. В статье подчеркнута необходимость переосмысления ценностных установок российского человека и России.

Ключевые слова: смиренномудрие, критика смирения, душевный человек, духовный человек, Запад и Россия, Западная цивилизация, Русская цивилизация, дух разума и дух смирения, либерализм, духовные искания России.

В.Л. Курабцев

Так и нам должно иметь смиренный ум, впрочем не детский, и быть незлобивыми, но не неразумными.

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

А. Мир без смиренномудрия?

Мир без смиренномудрия — это мир гордого человека. И в таком мире почти всегда проживало и будет проживать большинство людей, которых христианские философы понимали в двух основных состояниях. Это, во-первых, «плотский человек», который хочет «наслаждаться удовольствиями и радоваться» [3, 145], даже если другим причиняется зло. Во-вторых, это «душевный человек», который не хочет ни вредить, ни вреда получать. Но он весь погружен в человеческие помыслы и жизнь и не возвышается над своим природным и социокультурным естеством. Говоря языком социологии, это биосоциокультурный человек, даже «социальный актор».

Но такие люди, как правило, действительно по-своему гордые, сложные и многозначные натуры,

© Курабцев В.Л., 2015

137

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

сотканные из антиномий и иррациональностей. «Душевный человек» — это ведь и материнская (отцовская) забота, и земная любовь, и дружба, и подвиг творчества, и подвиг воина, и многое другое.

Возможно, прав А.С. Панарин, написавший, что «гордыня избранничества присуща человеку как образу и подобию Божьему, и она в особенности нужна для поддержания подвигов творчества во всех областях жизни» [11, с. 107]? Она нужна и семье, поднимающей ребенка, и студенту, становящемуся специалистом, и ученому, занимающемуся наукой на совесть. И они могут быть именно «душевными людьми», но людьми уникальными, со своей миссией в мире, и со своим гордым подвигом. Есть ли что выше этого?

Есть еще, правда, «духовный человек». Он «побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом» (1 Кор. 2: 14—15). Он как бы маргинален и парадоксален: готов ради добра пострадать, потерпеть вред и оскорбление. У него приоритетны вера и Бог, а не деньги, удовольствия, покой и прочее; приоритетно нечто более высокое и невидимое, что борется с его же естеством. И смиренномудрие, как правило, с теми, кто «выше природы».

Россия, разумеется, причастна и плотскому, и душевному, и духовному. Как полагал Г.В. Флоровский, трагедия русского духа разворачивалась именно в движении от «психического» к «пневматическому» [12, с. 4], то есть от душевного к духовному (но, разумеется, и обратно). То мы желаем «благ» от «благодетеля» антихриста (описанного В.С. Соловьевым), то жаждем морально-религиозных истин от «исправителя» Христа. И современная Россия все в том же движении — противоречивом, трагическом, частичном.

И кроме того, «отсталая» Россия веками находилась в единстве и борьбе с иным, часто враждебным и опережающим миром — Западом. По мнению Н.Я. Данилевского, Европе все «самобытно русское и славянское кажется... достойным презрения, и искоренение его составляет священнейшую обязанность и истинную задачу цивилизации» [5, с. 67]. Не забудем, что эта мысль актуализирована в 1868 году (после недавней Крымской войны) и не лишена проблематичности. Однако очевидно также, что России и Европе (шире — Западу) присуще не только историческое единство, но и устойчивое противостояние, даже военное. И Запад, начиная с эпохи Ренессанса, будучи гегемоном цивилизационного развития, «продвигался» ускоренными темпами, но при этом в обратную сторону от Бога. И все больше, за исключением некоторых периодов, расходился с Россией.

Великая Западная цивилизация вырастала из корней «иудеохристи-анской духовности, греческого логоса и римского правового порядка» [11, с. 10]. Что же у нее сейчас? Духовность (Иерусалим) в значительной мере утрачена (в меньшей мере в католических странах); Афины (грече-

138

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

ский логос) и Рим (право, организация) крепнут, но в формализованно-поверхностном виде, с утратой метафизических глубин. Произошла подмена ценностей: вместо смиренномудрия в жизни, идеологии и политике — наступательная, с двойной моралью, языческая жизнь и геополитика. Вместо христианской этики — безудержная гедонистическо-потребительская этика, а также этика «разумного эгоизма и морали успеха» [11, с. 21]. «Душевный» человек такого рода, или «посттрадиционный человек» (согласно А.С. Панарину), — главная фигура этого общества, его ценностей и развития. Хотя он же значим и в России.

Индивидуалистическая свобода «красивого человека» подавила христианские ценности с их сакральными запретами и ограничениями. Однополые браки с усыновлениями детей, легализация проституции и сексуального всеобуча, хаос мировоззренческого выбора и другое стали реальностью западного общества. Запад действительно духовно-нравственно «гниет».

Но в отношении высокой материальной культуры, инноваций, технологий, уровня и комфорта жизни, бытовой культуры и другого стабильно лидирует в мире, раздуваясь от успехов и «империалистических» амбиций. Запад — это, в заметной мере, наиболее трудолюбивая и удачливая часть человечества, которая, правда, к своему несчастью, забыла о таинственном христианском Иерусалиме — смиренномудрии. Их судьба напоминает трагическую судьбу атлантов и Атлантиды, описанную Платоном. И в их стратегических планах разрушения слишком большой и опасной России — сделать из ценностей традиционно православной России бесхребетный «ценностный конгломерат» (Панарин). А также политико-территориальный и этнический конгломерат. И править миром. «Ведь Россия больше Римской империи, а следовательно, нежизнеспособна». Подобные деконструкции уже звучат в российской философской среде.

Миропослушность Запада — была и есть под вопросом. Хайдеггер написал: «Присутствие именно миропослушно» [13, с. 441], то есть бытийствен-ное «здесь-бытие» (Dasein) считается с другими людьми, народами, религиями, культурами, их не нигилирует. Считается с природой, с космосом, с обществом, с глубокими традициями, с разными государствами. Но Drang und Schturm Запада только наступает и все переделывает, в духе новоевропейского субъекта. Наступает со своими, несомненно двойными, стандартами — на Россию и на весь мир. И слова пророка (о жизни по Богу): «Обратитесь — и живите!», «и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез. 18: 31—32) вряд ли услышит.

Западные либерализм, сциентизм и экономикоцентризм во многом предполагают наступление на природу (не природа, а скорее, комфортная искусственно-естественная среда), на традиции (не «устаревшие» религии и приоритеты, а либеральные ценности), на человека (не природный «слабый» человек, а «усовершенствованное» существо XXI века). Ценнос-

139

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

ти христианства остаются в стороне как атавизм, как преодоленное «мрачное» Средневековье.

Истоки всего этого, по мнению Панарина, — западное рассудочное Просвещение с его либерализмом и гуманизмом. И Панарин прав: как СССР разделил судьбу идеи коммунизма, так и Запад (особенно США) разделит судьбу одномерного либерализма. А критика этой судьбы почти не замечается. Например, критика науки и образования православным американцем Серафимом Роузом: «Академический мир — и это не легковесные слова, мне их весьма непросто произнести — стал сегодня в значительной мере источником разложения и развращения. Потому что читать труды и слушать лекции людей, не верящих в истину, губительно, однако еще более губительно, когда истина подменяется образованием и наукой (выделено авт. — В.К.), которые, превращаясь в самоцель, становятся не более как пародиями на истину, которой они должны были бы служить, представляют собой фасад, за которым пустота» [9, с. 62].

Речь, конечно, в большей мере о гуманитарных науках и преподавании (а не о естественных и технических). Таких, как КСЕ (где все «объясняется» без признания Бога), философия (где разные «точки зрения», запутывающие и уводящие в разные пропасти неистины), культурология (тоже без веры в Бога!), в значительной мере социология (приземленно, без Бога, трактующая социальное; и где само понятие «духовность» вызывает искреннее непонимание присутствия метафизического в «науке») и других. Современный образованный человек может совершенно не знать своей извечной религии и народной духовности, и так же жить и воспитывать своих детей. Как написал апостол, они «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1: 21—22).

Они искренне полагают, что «западный экономический человек — это естественный человек», который, если «убрать искусственные преграды», «выпрыгнет на сцену», причем в любой «точке мира» [11, с. 17]. Конечно, частично это действительно так — в силу индивидуализма и частнособственнической психологии. Но у каких-то народов она ослаблена по разным причинам (славяне, особенно восточные; латиноамериканцы, исламские народы и др.), у каких-то она противоречит традиции и ментальности (африканцы и др.). А у многих западных народов это решающий путь и судьба, которые редуцируются на весь мир. И христианское смиренномудрие здесь едва ли не помеха. «Речь идет, ни больше ни меньше, о тотальном обесценивании и обессмысливании всех известных человеческих мотиваций (выделено авт. — В.К.), кроме экономической» [11, с. 22]. Жить здесь и сейчас и ни во что высшее не верить. Какая радость князю мира!

Россия тоже причастна западной цивилизации, причастна ее удачам и провалам. Имеет и свои специфические недостатки. Но Россия чрезвычайно сильна духовно-нравственными ценностями, такими как патриотизм, пра-

140

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

вославие (и другие светлые конфессии), жертвенность, военная стойкость, смиренномудрие. Что же это — «смиренномудрие»? Это дружелюбие, человеколюбие, великодушие, долготерпение, служение Богу. Это светлая кротость, по заповедям Божьим. Такова инвариантная мудрость традиционного русского человека и народа.

Но ведь в реальной жизни необходимо не одно только смирение, но и страсть творчества, страсть любви, обычная доброта, защита своего достоинства и чести, отпор насилию всякого рода, историческое творчество и многое другое?..

Б. Критика феномена смирения

В некоторых работах Н.А. Бердяев жестко критиковал ценность смирения, говоря: «Смирение определялось как сознание своей дрянности и ничтожества (выделено авт. — В.К.), вместо того чтобы определить его как победу над эгоцентризмом и его фантазмами» [1, с. 406].

На самом деле, заметим, эта победа (над самолюбием, особенно крайним) первостепенна для христианина. Но необходимо и обуздание гордости многих хороших и «душевных людей», но не знающих Бога. Их гордость, в понимании христианства, — грех, ибо все им дано от Бога. Поэтому смирение, самоуничижение — это спасительное поведение любого человека, страдающего, незаметно для самого себя, невежеством (в вопросах трансцендентного) и гордостью (то есть незнанием меры своего достоинства по мерке Бога и гордого, мерзкого перед Богом, достоинства).

А также Бердяев пишет о борьбе против греха, как превращенной в борьбу против «человеческого». «Это и есть то, против чего справедливо восстал гуманизм» [1, с. 405].

На самом деле этой борьбой «человеческое» просто приводится в допустимые для Бога границы. А кто переходит самовольно эти границы (по неведению или дерзостно) — бывает наказан. Гуманизм, скорее, как полагал и С. Роуз, многого не понимает и многое упрощает.

Но Бердяеву очень хотелось «защитить» свободного человека и его светскую жизнь: «Сознание греха направили против сознания достоинства человека, человека хотели принизить» [1, с. 406]. Направили против женщин, секса и любви, против личного имущества, против друзей и родных и т. д.

На самом деле Бердяев защищает жизнь и суть только душевного человека. Да и защищает ли? Надо ли защищать разгульного и алчного человека? Человека, потонувшего в суете мелких дел и встреч? Может быть, надо защитить исторических деятелей, например, Свердлова и Троцкого? Или отстоять «успешных» криминальных предпринимателей, поднимавшихся с самого дна общества? И что ожидает этих «душевных» после неприниженной, с «достоинством», земной жизни? Где мысль религиозного философа о высшем достоинстве человека, его достоинстве перед Богом? А безбожное достоинство человека суетно, цена его не слишком высока, тленна.

141

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

Согласился с Бердяевым и А.С. Панарин:

1. Современного человека он называет «посттрадиционным» (и таких, пожалуй, действительно большинство — людей, оторвавшихся от традиции). И говорит о парадигме его жизни — свобода, «самореализация и личная инициатива». Такой «отвергнет христианство и устремится навстречу антихристу, соблазняющему идеей творческой свободы» [11, с. 104]. Речь у Панарина, по сути, все о том же — о вечной борьбе Бога с дьяволом за души людей. И каждый человек волен предпочесть или свою всестороннюю эмансипацию (без христианства), или «трудности» смирения и послушания (Богу, семье, Родине, высшим ценностям). И воздаяние каждый получит свое — или суетные земные успехи с нераскаянными грехами, или благодать на земле и в ином мире. Великий выбор предлежит каждому.

2. Панарин справедливо объясняет одну из главных причин гибели социализма: «Он стал восприниматься людьми как антипод свободы, как роковое препятствие на пути к ней» [11, с. 105]. И якобы христианство тоже несет несвободу («только» смирение и послушание). Это «трагично и крайне опасно для христианства», — пишет Панарин [11, с. 104]. Возразим: социализм во многом — это тоталитарная искусственность организации общества с утопическими целями, а христианство — Благая Весть Самого Бога-Спа-сителя. Требования Божьи по обузданию нехорошей свободы человека. Конечно, это многим «посттрадиционным» людям непонятно и не нравится. У них нет веры, нет поиска духовности и высшей истины, а есть зримое «хорошее» и не напрягающее. Поэтому инакомыслящим необходимо остаться в меньшинстве (но с Истиной), о чем мыслил и Ф.М. Достоевский.

Спорить с христианством продолжает Н.А. Бердяев: «Не со смиренным послушанием должен обратиться человек к миру, а с творческой активностью (выделено авт. — В.К.)» [2, с. 388].

Но почему бы не вспомнить, как доказывает уже А.С. Панарин, что творческая активность также присуща христианству. Разве не «христианское миссионерское меньшинство демонстрировало фанатическую непреклонность в годы крещения Киевской Руси» [11, с. 59]? И это было благом. Разве не Петр Великий и его окружение «проявляли пассионарную энергетику непреклонного реформаторства» [11, с. 59]? И это тоже скорее благо. «С одной святостью Серафима без гения Пушкина не достигается творческая цель мира» (Н.А. Бердяев). И путь св. Серафима не отрицает пути Пушкина.

На самом деле творческая активность человека, светское культурное и историческое творчество вовсе не отрицаются христианством. Вспомним притчу о Господине и Его рабах, получивших таланты, которую можно рассматривать не только под углом наращивания рабами доброты и смирения, но и как наращивание личных дарований Божьих.

«Гордыня избранничества» (семейного, военного, научного и другого); «подвиг» творчества, государственной и семейной заботы может не проти-

142

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

воречить христианским ценностям. Мощная творческая энергетика необразованных апостолов — христианская. Избранничество Поэта, Конструктора, Воина, Полководца вполне может не противоречить христианству. Оно, конечно, должно считаться с Богом, но здесь бывают противоречия и несовершенства, вплоть до феноменов демонизма. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» (Рим. 1: 28).

В. Мир со смиренномудрием?

Есть ли этот мир смиренномудрия где-то, кроме мира монахов и истинно верующих людей? Возможен ли он в жизни современного обычного человека? И что означает предпочтение его ценностей?

Ответы на эти вопросы надо начинать с первого выбора — полагать ли высшее достоинство человека, исходя из того, что он — лучшее и любимое творение Бога, или связывать его, по существу, с эволюцией приматов? Если предпочесть первое, то человек — это «церковь, и дом Божий» [4, с. 53], носящий в себе образ и подобие Божие. И он, согласно св. Антонию Великому, таков: «Человек по уму соприкасается с неизреченною Божественною силою, а по телу имеет сродство с животными» [6, с. 71]. То есть православные мыслители рассматривают человека прежде всего как духовное и богоподобное существо, а не как человека-животное.

Второй выбор — это снова выбор или земного, или небесного: будет ли человек (или общество) прежде всего «сыном века» или «сыном света»? Первые — это «душевные люди», «придумывают все, что на земле полезно для них» [3, с. 165], в духе времени, века. А вторые, по преимуществу, «духовные люди» — «из любви к Богу» лелеют в себе и несут другим высшую истину и духовное богатство.

Запад ближе к «сынам века», а Россия — к «сынам света». У России был, есть и будет свой духовный «мессианистский архетип, унаследованный... от своей материнской цивилизации — Византии» [11, с. 187]. Для внедуховного мира (для самых мудрых из них) Россия — большая надежда.

«Сыны века» выбирают в лучшем случае морализм, а «сыны света», явно или латентно, — духовность. Причем, как объясняет слова св. Серафима Саровского о «стяжании» Духа Святого Г. Флоровский, важно не только получать Дух как дар Божий, а в подвиге стяжать Его! «Требуется подвиг, стяжание» [12, с. 92]. А это стяжание немыслимо без приобретения смиренномудрия. Все же другие цели христианина — «только средство». Можно сказать, что от человека по большому счету требуются три воли — к жизни, творчеству и святости (в том числе смиренномудрию).

Как стяжать Дух Святой, учил Сам Иисус Христос, в пустыне трижды не покорившийся дьяволу. Во-первых, не жить только «хлебами», материальными заботами. Во-вторых, будучи, к счастью, верующим, не искушать Бога, не рисковать попусту, неумно (рассчитывая на Божью помощь). Св. Фео-

143

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

дор, епископ Едесский, выразился так: «Все возложив на Бога, и самим не спать» [8, с. 363]. В-третьих, не иметь жажды власти, «любостяжания» — не продавать душу дьяволу за «власть» над земными царствами.

Христос не вызвал огонь с небес на самарян, не пустивших Его в селение; умыл ноги Своим ученикам; допустил к Себе Иуду с вражеским поцелуем, только укорив его. И, наконец, Христос отдал Себя на поругание, на пытки и позорное распятие — ради спасения грешного человечества. Жертвенные тельцы и овны уже не спасли бы грешников — потребовалась кровь и смерть Агнца Божьего. Такова сверхприродная природа смиренномудрия.

Для России это, пожалуй, означает, что только материальные успехи в духе Запада нас погубят как великую духовную цивилизацию. Не станем Западом, а Русскую цивилизацию потеряем. Только деятельность «социальных людей» (людей семьи, работы, отдыха); только деятельность «культурных людей» (людей творчества, серьезных культурных запросов, умственной деятельности) — это еще не вся деятельность России.

Но и только духовная надежда на Бога, без разумности и активной светской деятельности, нас обязательно приведет к заслуженному поражению.

Нам нужен парадоксальный подвиг (стяжания духа) во всей жизнедеятельности:

1. Иметь, по преимуществу, не «войну» с людьми и препятствиями, а «мир с человеками и мир от страстей...» (выделено авт. — В.К.).

2. Не искать исключительно тех, кого естественно любишь, а любить «друг друга даром; а если брат оскорбит тебя, ты не помни этого» [8, с. 476]. «Любовь есть истинная жертва» — ради другого человека. Кроме того, А.С. Хомяков справедливо связывал «тайник жизни и ее внутренние источники» исключительно с любовью.

3. «Угодно же Богу то, чтоб в человеке не было зла» (выделено авт. — В.К) [6, с. 82].

Литература

1. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.

3. Благовестник, или Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие: в 2 ч. Ч. 1. Евангелие от Луки. Ч. 2. Ев. от Иоанна. М.: Скит, 1991. 563 с.

4. Благовестник, или Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие: в 2 ч. Ч. 1. Евангелие от Матфея. М.: Скит, 1993. 384 с.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. 704 с.

144

Вопрос о смиренномудрии: Запад и Россия

6. Добротолюбие: в 12 т. М.: Русский Духовный Центр, 1993. Т. 1. 336 с.

7. Там же. Т. 4. 400 с.

8. Там же. Т. 6. 240 с.

9. Иеромонах Серафим (Роуз). Человек против Бога. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 256 с.

10. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца / Пер. с греч. Л.: Тритон, 1991. 304 с.

11. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999. 288 с.

12. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Paris: YMCA-PRESS, 1983. 600 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997. 452 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.