УДК 008 ШИПИЛОВА КИРА
ПРОБЛЕМА ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ УЧЕНЫХ
Шипилова Кира - ТГУ им. Г.Р. Державина
Аннотация. Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии культурологии, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, - тела, души и духа. Признание современной культурологией духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовнонравственного становления человека.
Ключевые слова: духовно-нравственного становления человека, антропологический подход, системообразующие характеристики, сущностная природа человека.
Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур.
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.
Рассмотрим синтез двух неотъемлемых для человеческого становления и развития компонентов -духовности и нравственности, каждый из которых имеет свои характеристики. Кроме этого, вычленение и определение духовной компоненты на первый план обусловлено доминирующей ролью в становлении человека Человеком именно духовности.
Антропологический подход, всё увереннее занимающий своё место в методологии культурологии, предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик человека, определяющих его сущностную природу и качественное своеобразие. Таковой в структуре человека выступает своеобразное триединство его биологического, социального и духовного начал, или, говоря языком христианской антропологии, - тела, души и духа. Признание современной культурологией духовного начала в человеке позволяет по-новому взглянуть и на самого человека, и на задачи его воспитания и образования, в частности, и на проблему духовнонравственного становления человека.
Изучение, анализ и последующий синтез знаний по данной проблеме (в трудах по философии, религии, в наследии христианских подвижников и мистиков Востока, духовных учениях и работах современной науки) позволяют сделать вывод о том, что духовность и нравственность - явления не тождественные и не рядоположенные.
Нравственность в энциклопедическом педагогическом словаре трактуется как термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). В советской этической литературе в разное время под нравственностью понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм, г) сфера нравственной свободы личности, когда
общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения, благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.
Таким образом, в целом можно сказать, что нравственность характеризует личность человека, его социальную сущность. В некоторой степени её можно отнести и к человеческой душе, которая проявляется в физическом мире через нашу личность. И если определить своего рода пространственную направленность нравственности, то это «горизонтальные» связи, то есть -социальные. Нравственность своего рода мерило принятия, присвоения человеком общественных норм и ценностей, а потому она в определённой степени может быть воспитана.
Духовность же имеет «вертикальную» направленность, поскольку она «не от мира сего», - она принадлежит духу, духовному миру, а не социальному. Но как солнце, свет дают растению возможность набрать «цвет» и распуститься чудесным цветком, так и духовность (дух) даёт человеку (личности, душе) проявить в этом мире свои самые лучшие - божественные качества: любовь, милосердие, сострадание, терпение... Если обратиться к уже имеющимся понятиям, то, на наш взгляд, наиболее идентично понятию «дух» понятия «индивидуальность» и «высшее Я».
В энциклопедическом педагогическом словаре находим: «Понятие духовность, образованное от слова «дух», изначально указывало на соотнесённость с супранатуралистическим
трансцендентным началом. Духовность не поддаётся определению, поскольку дух - беспределен и не укладывается в пределы разума; в пределах только разума определение духовности негативно. Духовность противостоит социальности: в той мере, в какой социальность спонтанна, корыстна, адаптивна, - она бездуховна. Императив «Имей в себе Бога», который В. С. Соловьёв сформулировал как требование религиозной нравственности, в наиболее строгом виде выражает смысл духовности и показывает, что работа духа всегда представляет собой мистическую практику».
Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания (философии, науки и религии) в большой мере идентичны. Духовность неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке; с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.
В религиозных системах подчеркнуто выделялось сверхъестественное происхождение духа; а христианство определило его как святой (Святой Дух), в «духовности» стали видеть меру религиозности.
Наиболее полное обоснование концепции духовного развития личности дали русские религиозные философы. Ими, в частности, разработаны идеи о духовном совершенствовании человека на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Они рассматривали духовность как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, они постоянно пользовались терминами «мировая душа» (Вл. Соловьев), «духовная плоть» (Д. Мережковский»), «духовное обновление» (И.Ильин) и т.п. Широкую палитру трактовки понятия «духовность» встречаем в работах русских философов конца XIX - начала ХХ века. Философское обоснование духовности русскими религиозными философами, а также позднейшими исследователями оказывается тесно связанным с пониманием религиозного сознания, и, в частности, процессов православного познания мира, осмысления взаимоотношений Бога и человека, понимания смысла жизни и предназначения отдельной личности и человечества в целом.
Н.А.Бердяев определял духовность как «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке» [3, с.52]. Он был уверен в том, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», ибо духовность - это богочеловеческое состояние» достижение которого служит «освобождению от власти мировой и социальной среды [3, с. 131]. Н.А. Бердяев пришел к выводу о том, что «дух есть не составная часть человеческой природы, а есть высшая качественная ценность. Духовная качественность и духовная ценность человека определяется не какой либо природой, а сочетанием свободы и благодати» [3, с.53]. Так, Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека; идущая из глубины сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.
Подобной точки зрения придерживался о В.В.Зеньковский. Он писал, что «Духовность. есть творческая сила, определяющая новое качество жизни. Духовная жизнь .полна динамизма и движения, разум и свобода в человеке, чувства и активность его, раскаяние в грехе и надежда на лучшее, все, все в нас светится и держится сверхвременным началом, которое сияет не только на
вершинах не только психической жизни, но и в элементарных ее формах, во всем развитии души. [18, с.48-49]
С.Л. Франк рассматривал духовное становление личности не как хаотический процесс, и считал что элементы произвола и субъективности в духовной жизни опасны. Направленность этого процесса определяется не внешними факторами, а цельной природой духа, глубиной личного призвания. Франк видел своеобразие и сущность личности в духовном начале принципиально отличном от всех природных, в том числе и интеллектуально-психических свойств и выходящем за пределы ее эмпирической природы. Духовный мир личности философ признавал абсолютно ценным, не детерминированным чем-либо внешним. Духовную жизнь С.Франк отождествлял с религиозной жизнью. Он пришел к признанию абсолютной независимости внутреннего мира личности от природно-социальной действительности, и ценность личности выводил не из ее реальной роли в социальном процессе, а вне социальных критериев, лишая ее тем самым осознанного исторического опыта и реальных общественных отношений. Человеческая духовность не просто неосознанна, - утверждал С.Франк, - а неизбежно бессознательна. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он уточняет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём. Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».
Созвучны этим взглядам и мысли И.А. Ильина: «.Говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию. Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех. Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным» [21, с. 158.]
И.А.Ильин подчеркивал, что духовность является ведущей творческой идеей России. Он пришел к выводу о близости понятий духовность и творчество, духовность и любовь к Родине. В частности, И.А.Ильин говорил: «Спасение России - в воспитании и укреплении русского национального характера. В этом все: идея, программа и путь борьбы. Это единственно верное и единственно нужное. Все остальное есть проявление, развитие и последствие этого» [20, с. 30].
Эти его идеи дали импульс к дальнейшим исследованиям проблем национального характера, задач формирования этнической картины мира.
Проблема духовной культуры и духовности личности также находится в фокусе внимания современных культурологов, психологов и философов. Эти исследователи рассматривают духовную культуру как многоаспектное, динамичное формирование, складывающееся под воздействием освоения новых знаний, и развитием художественно-образного восприятия действительности. Социологи полагают, что личности духовность присуща в том случае, когда ее творческие и нравственные силы направлены на служение истине, добру и красоте как определяющим ценностным представлениям творческого духа. Духовность, по мнению педагогов, есть индивидуальная, внутренняя направленность личности, раскрывающаяся в единстве интеллектуальной, нравственной, эстетической сфер, в творческом опыте. Именно духовность, формируя личность, и является тем высшим, невидимым духовным центром, вокруг которого и в котором вся суть, весь смысл существования. Тем самым педагогическое понимание духовности связано с рассмотрением ее как интегрированного качества личности, проявляющегося в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, и в то же время духовность выступала и как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к состраданию, сопереживанию и милосердию.
Духовность обязательно реализуется в деятельности: знании, идеале - конкретно-чувственном представлении о модели, образце, открывающем истинные пути для самореализации, эстетического совершенства природной и социальной действительности. Современные исследователи убеждены, что именно с формированием качеств духовности связано дальнейшее развитие личности и отечественных идеалов. Причем ставится задача воспитательного воздействия, ориентированного на пробуждение активности, действенности, творческой энергии. Д.С. Лихачев в своем понимании духовного связывает это понятие с исторической памятью, ценностным отношением к этническим корням и отечественной культуре. Он полагает, что
беспамятный человек - это человек неблагодарный, безответственный и бездуховный, неспособный возвыситься до понимания Духовного и Истины [28, с. 33]. Духовность
выступает как высшая эстетическая и этическая категория, в которой предполагается связь человека с высшим началом (абсолютом, идеалом) истиной, вечностью через творчество, через проявление таланта Лихачев понимает духовность в широком смысле как «проявление» качества личности, точнее ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри мотивированное включение в общественную жизнь. Духовность определяется как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры, в основе которого лежит идеал свободного, всестороннего и гармонического развития человека как конкретноисторического единства индивидуально-неповторимого и универсально-всеобщего.
То есть духовность - это «та внутренняя направленность и соответствующая ей жизнь, которая придает человеческой жизни и всей культуре высшее измерение, высшее значение и ценность». [22, с.32]
Л.С. Зорилова рассматривает духовность как сущность человека, свободный и углубленный поиск смысла жизни, общечеловеческих ценностей и идеалов, который проявляется в творчестве как конкретной личности, так и общества в целом, составляя реальные достижения в культуре, науке и искусстве. [19, с.559] Л.С. Зорилова, анализируя работы современных исследователей духовности делает вывод о том, что духовное в человеке - это стремление к свету, истине, всему прекрасному, божественному, позволяющее приблизиться к Вечности и получать от нее подлинные ценности [19, с.42]. Соответственно духовную культуру автор рассматривает как познавательную и интеллектуальную сферу, отражающую мировоззрение, устойчивые нравственно- эстетические убеждения, взгляды и представления, постоянно меняющиеся в процессе жизнедеятельности. Она формирует определенные ценности и идеалы. Применительно к сфере педагогической технологии автор рассматривает идеал как - духовные идеалы являются высшей целью и результатом всякого воспитательного процесса.
В последние годы на проблемах духовности концентрируется внимание публицистов. Так, Т. Гурина в статье «Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект» пишет о возврате к духовным ценностям, носящих общечеловеческий, универсальный характер, и потому они служат объединяющим началом для верующих и неверующих. [15, с.58] Автор определяет шкалу религиозных ценностей: доброта, справедливость, мудрость, отношение к бессмертию, счастье, смирение, добродетель, милосердие, всепрощение, покой, радость, обретение внутреннего мира, справедливость, требовательность к себе, уступчивость, снисходительность, терпимость, признание прав и достоинств других людей, добросовестность, инициативность, дисциплинированность чувство долга, ответственность - то есть те качества, которые требуют определенных внутренних усилий, воли, самоотверженности. Снижается значимость таких качеств, как способность к конкуренции, соперничество, тщеславие. Труд является важной составляющей.
Интересна разработка этого вопроса в документах, подготовленных Советом по национальному обучению в Англии. Его председатель - профессор Дэвид Л. Пэскел в статье «Духовное и моральное развитие » пишет: «Категория «духовное развитие» рассматривается как нечто фундаментальное, в процессе становления человека в человеке, как нечто, не всегда выраженное языком повседневности, и тем более не всегда зависящее от физических ощущений. Духовное развитие, несомненно, связано с проблемой взаимоотношений людей, а для верующих - с проблемой отношения к богу. Оно также определенно связано с вечными поисками личной уникальности и неповторимости, с нашей реакцией на такие, требующие глубокого осмысления проблемы бытия, как смерть, страдание, красота, добро и зло. Оно имеет прямое отношение к поиску смысла и цели жизни, основных жизненных ценностей и ориентиров. [31, с.42]
По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность - не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.
К уникальному свойству человеческого существа, делающего его человеком, относил духовность Александр Мень в своем интервью Н. Большаковой в марте 1989 г. «.Духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом. Духовность есть проявление духа. Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия»
В целом в философско-религиозной русской мысли человек рассматривается как совокупность духа, души и тела, или, соответственно, духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.
С понятием духа и его действием в человеке связывают своё представление о духовности и многие современные учёные, идущие по пути синтеза знаний.
Доктор физико-математических наук, академик РАЕН А.Е. Акимов дал такую характеристику: «Дух - неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес. Духовность - это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни. В содержательном смысле духовность - это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности - Творца, Иерархию и Любовь и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса».
«Духовность - реальная феноменологическая величина. Духовность - принцип работы духа с человеком» - так говорит доктор медицинских наук С.В. Казначеев.
«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность - это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. .Духовность - изнутри имманентно присущее» - доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.А. Пономаренко.
Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия рассматривает духовность В.И. Андреев - автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития».
Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить - ведущим (в смысловом аспекте) в характеристике духовности выступает именно «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний как результата овладения культурой. Так, например, В.Д. Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. Вместе с тем в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В. Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. По мнению А. Бергсона, В.Ф. Войно-Ясенецкого, И.А. Ильина, И.С. Павлова, П.А.Флоренского - органом сверхсознания в человеке является сердце, которое, согласно не только духовным источникам, но и последним научным данным, является не только главным «чувствилищем», но и органом духовного познания. [25. с. 142]
Обобщение изученного и проанализированного в исследовании материала позволяет заключить, что духовность - это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, в своём высшем проявлении, по сути, и есть высочайшая, тончайшая энергия Любви, энергия сердца. Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».
Итак, сущность духовности в предельно обобщённом виде можно выразить одним словом -ЛЮБОВЬ. Любовь, которая не есть произведение человека, а великий дар свыше, данный человеку в потенциале изначально. Для чего? Для приумножения его в себе и привнесения в мир. Ведь именно через любовь (духовность) и проявляет себя в человеке Бог, «потому что Бог есть
любовь» (1 Иоан. 4: 8). И чем более в человеке любви (истинной Любви, божественной, - любви ко всему сущему), тем более он духовен.
Человек создан по образу и подобию Божию. Об этом единогласно говорят все религии мира, все духовные учения. В Евангелии от Иоанна (10: 34) Христос напоминает: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»?» И если цель человека в своей, пусть и несколько отдалённой, перспективе стать богом заложена в его эволюционной программе, то путь достижения этой цели дан человеку в заповедях, главной из которых является именно любовь. Любовь, которая «долготерпит, милосердствует, .не завидует, .не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Любовь, которая «никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13).[29. с. 192] Нравственность и духовность человека в его становлении неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно для того, чтобы подчеркнуть их неразрывную связь в этом становлении, мы и обозначили его как духовно-нравственное. Однако каждая из них развивается по своим законам, поскольку они относятся к разным иерархическим сферам бытия. И как было показано ранее, одна (духовность) дана человеку в своём потенциале изначально свыше, другая может быть приобретена человеком в процессе воспитания или самовоспитания.
Выше мы отмечали, что нравственность более относится к личности, а, в некотором роде, и к душе человека. Она является для неё (для души) своеобразным средством, путём достижения духа. По словам митрополита Сурожского Антония, наш дух не может с места двинуться без того, чтобы наша душевность не участвовала в его возрождении и восхождении к Богу. Душевный подвиг требуется для того, чтобы загорелся дух и чтобы Бог все глубже мог с нами соединиться. И далее, когда загорится наш дух, это пламя постепенно пронизывает и душевность нашу. В свете той благодати, которая уже осияла наш дух, мы делаемся способными принимать решения, которые иначе не могли бы принимать, делаемся способными понимать то, чего иначе не могли бы понять. И когда человек дошел до полноты какой-то приобщенности к Богу (полноты, конечно, относительной), то эта благодать сходит и пронизывает и наше тело. Другими словами, говоря научным языком, можно сказать, что нравственность, как присущая личности характеристика, является необходимым условием и средством пробуждения и возрождения духовности. Духовность же, при обретении ею достаточной силы, в свою очередь, может выступать в такой же роли по отношению к нравственности, - то есть возвышать и преображать её
Таким образом, по результатам наших исследований можно сделать следующий вывод: что сущность духовности состоит в приобщении человека к общечеловеческой духовной культуре и ее ценностям как ориентирам самореализации.
Духовные ценности являются важнейшим компонентом духовной культуры. Поскольку человек живет в окружении различных вещей, явлений, идей, представляющих собой очень пестрый и внутренне противоречивый конгломерат, актуальной становится выработка своего рода системы координат, которая позволит человеку ориентироваться в мире, отличать важное от неважного, нужное от ненужного. Духовные ценности продуцируются не только в сферах быта и идеологии, но и в области религии и художественной культуры, что имеет непосредственное отношение к проблематике нашего исследования. Развитие духовности личности является результатом приобщения к общечеловеческим ценностям и предполагает не только освоение уже имеющихся, но и создание новых ценностей для человека.
Познавая и создавая новые ценности, человек определяет свое место в окружающем мире, смысл собственного существования, возможности для творческой активности, что, в конечном счете, предопределяет направленность его деятельности на преобразование окружающей действительности. Приобщение к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, мера их освоения фактически являются критерием и показателем душевно-духовного развития личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аристотель Соч. Аристотель Соч..: в 4-х тт. Т.4. - М., 1984.
Барт Р. camera lucida. - М., 1999.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М., 1973.
Бердяев Н. Дух и реальность. - Париж, 1938.
Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (Париж,1952). Мир философии. Ч.2. Человек. Общество. Культура. - М.,1991 Бубер М. Я и Ты.- М., 1993.
Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. - СПб-М., 1999.
Бычков В. Бычкова Л. ХХ век: предельные метаморфозы культуры. - М.: Полигнозис, 2000, № 2; № 3.
Бычков В. По поводу двухтысячелетия христианской культуры. Эстетический ракурс // Полигнозис. № 3. 1999.
Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - СПб., 2000.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
Гессе Г. Собр. соч. в четырех томах. Т. 4. СПб, 1994.
Гречко П.К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.
Гурина Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект.//- Магистр, 1996. №2.
Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.
Жаринов В.М. Философские науки в таблицах и схемах. - М.: Приор, 2000.
Зеньковский В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии -М., 1999.
Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования. /Диссертация доктора пед. наук. - М., 1999.
Ильин И.А. Творческая идея будущего: Об основах духовного характера . - Новороссийск: Русский архив, 1991.
Ильин И.А. Инстинкт духовности // Собрание сочинений: В 10 т. Т.3 / Сост. и коммент. -Ю.Т.Лисицы; Худож. Л.Ф.Шканов. - М.: Русская книга, 1994 Ильичев Л.Ф. Философия и научный прогресс. М., 1977.
Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. Коваль Н.А. Психология духовности личности. - Тамбов: Тамб. Ун-та. 1996.
Кононенко Б,И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное учебное пособие - М.: Щит-М, 1999
Корневищев 0.Б. Книга неклассической эстетики. - М., 1998.
Космогенез. Т.1. - Рига: Угуна, 1937.
Лихачёв Д. С. Помнить о корнях своих // Воспитание школьников. 1993. № 3.
Манхеим К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении// Свободная мысль. 1992. N 12 Нижпиков С.Л. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. - М., 1995. Пэскел Д. Духовное и моральное развитие: рабочие материалы для дискуссии // Магистр, 1994. №2.
Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. - Т., 2002.
Россия в ХХ веке: историки мира спорят / Под ред. И.Д. Ковальченко. - М., 1994.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М., 2000.
Толстой А.Н. Родина // Толстой А.Н. Собр. соч.: В 10 т. Т.10. - М., 1961.
Философский словарь. - М.. 1991.
Фуко М. Слова и вещи. - М., 1994.
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.
Шмаков С.А. Игры учащихся- феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.