Т.е. Галина УДК 78.01
ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА ХУСАИНА АХМЕТОВА КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (к 100-летию со дня рождения Х.Ф. Ахметова)
В статье рассмотрены тематика и идейные мотивы вокального творчества Хусаина Ахметова в динамике развития индивидуального стиля композитора. В процессе характеристики сочинений автором отмечаются их интонационные составляющие, как фольклорные, так и заимствованные из отечественной музыкальной культуры, породившие неповторимый музыкальный стиль, с одной стороны, ставший «знаком» самого композитора, с другой — всей башкирской национальной композиторской школы. Таким образом, вокальное творчество Хусаина ¿Ахметова выступает как репрезентант башкирской академической музыки ХХ в.
Ключевые слова: национальная культура, культурное строительство, башкирская профессиональная музыка, озон-кюй, песня, романс
Gulnaz, S. Galina
THE VOCAL ART OF THE COMPOSER KHUSAIN AKHMETOV AS A PHENOMENON OF ETHNIC CULTURE (to Khusain Akhmetov's Birth Centenary)
The article examines themes and ideological motifs of Khusain Akhmetov's vocal art as the composer's individual style developed over time. When characterizing the pieces of art the author notes their intonation components, both folklore ones and those which have been borrowed from national musical heritage, generating an unmatched music style which, on the one hand has become the composer's token and, on the other hand a token of the entire Bashkir national composition school. Thus, Khusain Akhmetov's vocal art serves as a representative of the Bashkir academic music of the 20th century.
Key words: ethnic culture, cultural development, Bashkir art music, uzun-kyuy, song, romance
В историю башкирской профессиональной музыки Хусаин Ахметов1 вошел как создатель национальной музыки нового типа — академической, успешно соединяющей традиционные жанры и формы европейской
музыкальной практики с фольклорными традициями родной культуры. По сути, решению этой творческой задачи была посвящена вся жизнь композитора и, поскольку для национальных республик СССР это была
1 ¿Ахметов Хусаин Файзуллович [6.01.1914, д. Чингизово Орского уезда Оренбургской губернии (Баймакский р-н РБ) — 8.01.1993, Уфа], композитор, музыкально-общественный деятель. Народный артист РСФСР (1989), заслуженный деятель искусств РСФСР (1974) и БАССР (1967). "Член Союза композиторов (1943). Учился в башкирском отделении при Московской консерватории в 1932—1938 гг. по классу сольного пения (Е.В. Енохович, Б.П. Кацева), в 1936—1941 гг., 1944—1945 гг. по классу композиции (А.Н. Александров, Е.О. Месснер, Ю.М. Яцевич). В 1941—1944 гг. музыкальный редактор Республиканского комитета радиофикации при СНК БАССР, в 1946—1974 гг. художественный руководитель Башкирской филармонии. В 1948—1953 гг. председатель правления СК БАССР, 1976—1987 гг. председа-
Галина Гулъназ Салаватовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры этномузыкологии факультета башкирской музыки Уфимской государственной академии искусств им. 3. Исмагилова, e-mail: gulnazgalinas@rambler.ru
Gulnaz S. Galina, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor at the Chair of Ethnomusicology, Department of Bashkir Music, the Zagir Ismagilov Ufa State Academy of Arts (Ufa, Russia), e-mail: gulnazgalinas@rambler.ru
©Галина Г.С., 2014
главная основополагающая цель культурного строительства, его стиль на протяжении 50-летнего творческого пути существенно не менялся, позволив себе измениться лишь на склоне лет в опере «Нэркэс» (1987; «Нэр-кэс»).
Хусаин Файзуллович Ахметов, выйдя из башкирской глубинки и окончив башкирское отделение при Московской государственной консерватории, вырос в настоящего патриота своей республики, живого классика, активно способствовавшего становлению национального музыкального стиля, приобретенного башкирской культурой в 50-е гг. прошлого века.
Он, как и все крупнейшие художники того времени, стремился выразить в своем творчестве, прежде всего в песне, идеалы коммунистического общества и связанные с ними высокие морально-нравственные принципы. Утверждение в его творчестве характерной тематики и выработка национального стиля, рожденного путем глубокого переосмысления фольклорных первоисточников, адаптированных к условиям европейского мышления, происходили параллельно. Хотя творчество композитора многожанрово и многогранно, истинным призванием его являлась вокальная музыка: музыкальный образ Ахметов всегда слышал сквозь поэтическое слово, поэтическую интонацию. Эта особенность его творческого дарования не раз отмечалась музыковедами. «Он великолепно совместил два дарования — выдающегося носителя и исполнителя народной музыки и композитора-мастера, одного из крупных музыкантов современности», — говорил о нем профессор Е.В. Гиппиус [4, с. 6]. Л.Н. Лебединский в свою очередь написал:
«По склонности своей натуры он больше тяготеет к мечтательной, философской лирике, лирико-эпический мелос озон-кюй оказывается ему ближе всего» [1, с. 21]. Среди всех башкирских композиторов, пожалуй, именно Ахметов более других оказался приверженцем стиля озон-кюй, хотя, как известно, этот фольклорный стиль определил мелодическую сущность всей башкирской профессиональной музыки. Протяжный стиль воспроизводится Ахметовым как в чистом виде, так и в трансформированном, в сочетании с элементами других стилевых систем, и в непременной связи с поэтическим словом.
Не случайно творческое признание к нему пришло в вокальной музыке, ведь именно здесь он почувствовал, что темы, общие для всей советской музыки, может раскрывать выразительными музыкальными приемами, будь то песни в защиту мира («ЙэшэЬен тынысльгк» — «Да здравствует мир» на сл. Г. Амири) или о социалистическом соревновании («Хе^мэт маршы» — «Марш труда» на сл. Н. Идельбая), стройках пятилетки («Комсомол йыры» — «Комсомольская песня» на сл. Г. Амири), передовиках труда («Ялан батыры» — «Герой полей» на сл. К. Даяна) или дружбе с русским народом («Ьицэ, Мэскэу» — «Тебе, Москва» на сл. Р. Нигмати, «Кремлевские куранты» на сл. В. Филова). Несмотря на кажущуюся наивность и простоту, в свое время они демонстрировали революционное для своего времени соединение протяжности и маршевости, декламационности и песенности, навеки запечатлев в искусстве общественные помыслы своего времени.
В золотой фонд башкирской песенной культуры вошли лирические песни и роман-
тель Хорового общества БАССР. Лауреат премии БАССР им. Салавата Юлаева (1968). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почета» (1949, 1954). В Уфе на доме, где жил Ахметов, установлена мемориальная доска.
Khusain F. Akhmetov [born January 6, 1914, the village of Chingizovo, the Orsk uyezd, the Orenburg province (the present-day Baymak district, Bashkortostan) — died January, 8, 1993, Ufa], composer, public figure, People's Artist of the RSFSR (1989), Honored Artist of the RSFSR (1974) and the BASSR (1967), member of the Composers' Union (1943). He studied solo singing under E.V. Enokhovich, B.P. Katseva at the Bashkir studio at the Moscow Conservatory in 1932 and 1938, doing composition under A.N. Alexandrov, E.O. Messner and Yu.M. Yatsevich in 1936 to 1941, and from 1944 to 1945. In 1941 and 1944 Khusainov was a music editor of the Republican Broadcasting System Committee under the Council of People's Commissars of the BASSR, in 1946 and 1974 was art director of the Bashkir Philharmonic Society, in 1948 and 1953 was chairman of the Board of the BASSR Union of Composers, in 1976 and 1987 was chairman of the BASSR Choral Society. In 1968 Khusain Akhmetov became the BASSR Salavat Yulaev award winner. In 1971 the Order of the Red Banner of Labour and in 1949 and 1954 the Order of Symbol of Honor were awarded to the composer. A commemorative plaque is attached to the house where Khusain Akhmetov lived in Ufa.
сы Хусаина Ахметова, в которых достигнуто талантливое соединение мелодических типов, сложившихся в башкирских протяжных и полупротяжных песнях и русской вокальной лирике. Лучшие из них — «И^ел буй^а-рына тоштом» («Я к Идели раз спустилась») на сл. Р. Нигмати, «Бик Ьагындым, иркэм» («Ах, как я тоскую, дорогая!») на сл. Ш. Бик-кула, «Куззэрецдэ кургэс у^емде» («Твои глаза») на сл. С. Кудаша, «Ал да нур сэс хал-хыца» (1950-е гг.; «Неси людям солнца свет») на стихи Ш. Бабича. До сих пор любовью слушателей пользуется знаменитая песня «Тыуган ауылым» (1965; «Родная деревня») на собственные слова, представляющая собой уникальный сплав, в котором неразрывно слились интонации традиционной фольклорной мелодики и современной песенно-сти. Очень часто личностное выступает в неразрывном единстве с общественным, темой Урала: здесь и первый в башкирской музыке романс «Тонго Урал» (1950-е гг.; «Ночной Урал») на стихи К. Даяна, в котором ночной пейзаж воплощается в «чистом» (звукоизоб-разительном) виде; и многочисленные песни об Уфе, среди которых лидирует популярный вальс «Гузэл 0фом — баш халам» (1949; «Уфа — прекрасная столица») на стихи Р. Янбулатовой; и шуточные песни композитора «Кайтам балдыз туйынан» («Возвращаюсь со свадьбы») на сл. Н. Наджми, «Бер егеткэ ку^ем тошто («Я влюбилась») на сл. М. Карима.
Стремление расширить рамки сольной вокальной миниатюры изнутри в творчестве Хусаина Ахметова привело к превращению романса в драматический монолог, а в некоторых случаях — в вокальную поэму. Рождение четырех поэм для голоса и фортепиано отражает эту тенденцию. Писались они в разные годы, но, несмотря на это, объединены автором по жанровому признаку. Однородность поэтического материала «ЬинЬез йэшэу момкин тугел» («Без тебя жизнь невозможна») на сл. Н. Наджми, «Мохэббэт поэмаИы» «Поэма любви» на сл. Ш. Бабича, «КурэИец, юхтыр Ьин» («Видно, нет тебя») на сл. М. Гафури и, как исключение, «Ирэндек Ьэр вахыт минец алда» («Ирэндек всегда предо мной») на собственные слова), интимный, доверительный тон
избранных стихов породили в творчестве композитора новый тип романса — монолог-признание (первые три поэмы). Наибольшую любовь и слушателей, и самих вокалистов снискала поэма «ЬинЬез йэшэу момкин тугел», являющаяся шедевром башкирской вокальной музыки. Особая утонченность чувств и необыкновенная раскованность музыкальной интонации, вобравшей в себя спокойствие и оживленность, безысходность и вдохновение — какой диапазон эмоциональных нюансов, позволяющий чуткому исполнителю продемонстрировать свое вокальное и актерское мастерство, вкус и интеллект:
Спокойно
А - рас-тар яп р.тк яр - ран - да мен, - мен, кош-тар Ъает
Следующим этапом в развитии вокального творчества композитора стала целенаправленная работа над вокальными циклами, возникшая из-за желания показать образ ук-рупненно, в логике последовательного развития. Здесь он проявил себя тонким интерпретатором башкирской и русской поэзии: это циклы на стихи башкирских поэтов «Лирик мотивтар» (1975, «Лирические мотивы»), «Мохэббэт ул, эйтерИец дэ, утлы йэшен» (1978; «Любовь молнии подобна»), «Ахмулланыц биш шигыры» («Пять стихов Акмуллы»), «Талэм» (1992; «Вселенная»), цикл баллад о Великой Отечественной войне; русских классиков — «Пушкиниана», «Русская лирика» и «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, цикл на стихи Лермонтова. На любом языке внимание композитора концентрируется на таких художественно-этических проблемах, как время и мироздание, человек и природа, жизнь и смерть, что характерно для всей отечественной музыки в целом. В них предстает интеллектуальная личность Создателя, уловившего тончайший духовный мир нашего современника и воплотившего его в гибкой, пластичной по своему интонационному облику мелодике. Еще одна общая тенденция улавливается в вокальной музыке Ахметова —
это тенденция к укрупнению композиционных масштабов цикла, что подтверждают цикл «Лирик мотивтар», в котором 20 романсов, и особенно последний цикл «Галэм», куда вошли все романсы (ок. 50) автора последних шести лет жизни. Этот факт композитор объяснял следующим образом: «Все на этой земле происходит под луной, под звездами, в просторах Вселенной. Мы лишь пылинка в этой бесконечности». Поэтому и порядок расположения романсов в этом цикле никак не был нормирован, каждый из них может исполняться отдельно и в любом сочетании.
К вокальным циклам на стихи Пушкина, Есенина, Лермонтова примыкает большая группа произведений, написанных на другие русские тексты с целью привлечения русскоязычного слушателя к своему творчеству. В них широко разработан современный интонационный пласт, характерный для отечественной музыки: это печальная девичья песня-романс «Рябина» на сл. А. Быст-рова, скромная по средствам вальсовая песня «Тульская гармонь» на стихи Г. Зайцева, размашисто-бодрая «Веселая песня солдата» на стихи М. Светлова и т.д. Композитор демонстрирует способность к восприятию инонациональных заимствований, и это порождает в его творчестве такое характерное явление, как полистилистика. В целом область вокальной музыки композитора характеризуется несколькими существенными моментами, а именно углублением личностной психологической проблематики и выходом за собственно национальные рамки, обогащением круга образов и их стилистическим разнообразием.
В своем оперном творчестве Хусаин Ах-метов на национально-стилевой основе развивает традиционные жанры русской классической оперы, вокальный стиль его здесь отличается большей академичностью, монументальностью подачи музыкального материала. В опере «Замандаштар» («Современники») на либретто Баязита Бикбая2, посвя-
щенной теме социалистического строительства, композитор достиг редкого для башкирской музыки качества — проникновения маршевых элементов в протяжный лирический мелос, и это в целом является особенностью отечественных опер на современную тематику, ибо помогает воплотить сценические образы в синтезе лирических и гражданских черт (арии коммуниста Тагира Уралова, его жены Зухры, их дочери Гульсум, комсомольца Ильяса). Финальный хор оперы «Гимн Солнцу» в свое время, провозгласивший торжество идеи коммунизма и советского образа жизни, ныне, в новой исторической обстановке, воспринимается как гимн суверенному Башкортостану:
Andante sostenuto
Резкое усложнение мелодического стиля композитора, а именно попытка соединить протяжную лексику озон-кюй с элементами итальянского оперного пения bel canto, ознаменовала вторая опера композитора «Нэркэс» по одноименной романтической трагедии И. Юмагулова, написанной на собственное либретто3. Прежде всего, это наблюдается в вокальных партиях главных героев — Нэркэс и Тимерхана, что приводит к некоторой искусственной трансформации сложившегося национального оперного стиля. И поскольку эта опера быстро сошла со сцены, не позволив исполнителям вжиться в образы и впеться в музыку, мы потеряли
2 Премьера состоялась II декабря 1970 г. Дирижер — Н.Г. Сабитов, режиссер — М.М. Хисматуллин, художник — В.И. Плекунов, хормейстер — Л.Х. Исхакова, балетмейстер — Л.Е. Бородулин.
3 Премьера — 19 ноября 1994 г. Дирижер — В.И. Платонов, режиссер — P.A. Валиуллин, художник — Р.М. Арсла-нов, хормейстеры — А.Р. Белогонова, А. Волков, балетмейстер — А.Х. Зубайдуллин.
уникальную возможность ее корректировки с целью поиска идеального звучания.
Импровизационное вокальное мышление композитора стало определяющим и в формировании его инструментального стиля, запечатленного в трех симфониях, трех симфонических сюитах, многочисленных инструментальных пьесах для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Наряду с такими положительными качествами, как напевность, мелодическая изобретательность, отметим в симфонических жанрах и такие особенности музыкального мышления композитора, как преобладание песенно-танцевальных, вариационных принципов развития, высокой степени сюитности, что является приоритетом экспозиционного типа изложения, объясняемого народным характером самого музыкального материала.
Творческое наследие мастера огромное и многогранное, оно ждет своих иследовате-лей. Среди его произведений — оперы, балеты, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильму. Однако создание вокальной музыки композитор считал главным делом своей жизни. Он автор более 600 песен и романсов, 12 вокальных циклов на стихи башкирских и русских песен.
24 января 2014 г. в Башкирской государственной филармонии, которая ныне носит имя выдающегося композитора Хусаи-на Ахметова, состоялся вечер, посвященной его 100-летию. В нем приняли участие Государственная академическая хоровая ка-
пелла РБ, Национальный оркестр народных инструментов РБ, ОСКАР-АНСАМБЛЬ, фольклорно-эстрадная группа «Караван-сарай» и многие ведущие певцы. В программе прозвучали арии из его опер, струнный квартет, произведения для фортепиано, для флейты и фортепиано, для скрипки с оркестром, конечно же, любимые народом романсы и песни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лебединский Л.Н. Композиторы Башкирии. - М., 1955.
2. Ржавинская Н. И назовет меня всяк сущий в ней язык // Музыка России. — М., 1978. — Вып. 2.
3. Шумская Н. Хусаин Ахметов. — Уфа, 1968.
4. Ялтын Г. Хусаин Ахметов. Буклет к 80-летию композитора. — Уфа, 1994.
REFERENCES
1. Lebedinskiy L.N. Kompozitory Bashkirii [Composers of Bashkiria]. Moscow, 1955 (In Russ.).
2. Rzhavinskaya N. I nazovet menya vsyak sushchiy v ney yazyk [And Every Language Will Name Me]. In: Muzyka Rossii [Russian Music, Issue 2]. Moscow, 1978 (In Russ.).
3. Shumskaya N. Khusain Akhmetov. Ufa, 1968 (In Russ.).
4. Yaltyn G. Khusain Akhmetov. Buklet k 80-letiyu kompozitora [Khusain Akhmetov. A Booklet to the Composer's 80th Birth Anniversary]. Ufa, 1994 (In Russ.).