М.А. Идрисова УДК 785.11
БАШКИРСКАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ («ОЗОН К6Й») В СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из педагогического опыта профессора Миляуши Муртазиной ')
Аннотация
Статья посвящается одному из важнейших аспектов педагогического метода известного педагога, заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, профессора М.Г. Муртазиной, посвященного проблеме воспитания вокалистов из представителей национальных кадров. В исследованиях профессора Уфимского государственного института искусств Миляуши Муртазиной данная проблематика - сопряжение традиционного и академического начал в обучении молодых певцов - впервые получила последовательный характер. Подводя итоги исследованиям педагога, следует отметить, что в руках мастера специфические свойства традиционной башкирской музыкальной культуры, в особенности, озон-кюев, могут стать прочным фундаментом для формирования вокалиста академического плана.
Ключевые слова: вокалист, озон-кюй, традиционная культура, педагог, репертуар, академическая музыка, песня
Milyausha A. Idrisova
THE BASHKIR DRAWLING SONG (OZON-KUI) IN THE SYSTEM OF ACADEMIC MUSICAL EDUCATION
(from Professor Milyausha Murtazina's Educational Experience)
\
Abstract
The article is dedicated to one of the most important aspects of the teaching method of an outstanding teacher, Honoured Art Worker of Russia and Bashkortostan, Professor of the Ufa State Institute of Arts Milyausha Murtazina devoted to the problem of education of national vocalists. In the studies of M. Murtazina the problems mentioned - the traditional interface and academic principles in the teaching of young singers first received consistent approach. Summarizing studies of the lecturer, it should be noted that in the hands of the master the specific properties
Идрисова Миляуши Абраровна, кандидат искусствоведения, автор и ведущая программ службы радиовещания филиала ВГТРК ГТРК «Башкортостан» (Уфа), e-mail: m.idrisova@mail
Milyausha A. Idrisova, Cand. Sc. (Arts Studies), Author and Presenter, Bashkortostan State Television and Radio Broadcasting Company, Branch of the All-Russian Stale Television and Radio Broadcasting Company (Ufa), e-mail: m.idrisova@mail
'Муртазина Миляуша Галиевна (p. 27.05.1926, д. Бакаево 2-е Уфим. кантона БАССР, ныне с. Бакаево Кушнаренковского р-на РБ), вокальный педагог. Проф. (1990). Засл. деятель иск-в РСФСР (1983), БАССР (1967), засл. работник культуры РСФСР (1973), отл. высш. школы СССР (1985). Член Союза театральных деятелей (1977). Окончила Баш. студию при Уральской консерватории (1950; класс П.А. Ноздровской) и Казанской консерватории (1954; класс А.Г. Цветовой). С 1969 г. в УГИИ им. 3. Исмагилова: преподаватель, зав. кафедрой сольного пения (1978-1995). Автор ок. 40 науч.-метод. работ.
Milyausha G. Murtazina (born on May 27, 1926, the village of Bakaevo 2, Ufa canton, Bashkir ASSR, today the village of Bakaevo, Kushnarenko district. Bashkortostan), vocal teacher, professor (1990), Honored Artist of the RSFSR (1983) and the BASSR (1967), Honoured Worker of Culture of the RSFSR (1973), High Achiever of Higher School of the USSR (1985), member of the Union of Theater Workers (1977); graduated from the Bashkir studio under the Urals Conservatoire in 1950 tutored by PA. Nozdrovskaya and under Kazan Conservatoire in 1954 tutored by A.G. Tsvetova; since 1969 at the Z. Ismagilov Ufa State Institute of Arts as a lecturer, from 1978 to 1995 as the head of the chair of solo; author of about 40 scholarly papers.
О Идрисова M.A., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)
of traditional Bashkir musical culture, and in particular, the ozon-kui can become a solid foundation for the formation of academic vocalists.
Key words: singer, ozon-kui, traditional culture, teacher, repertoire, academic music, song
Исчисляемые тысячами образцов протяжные песни - ОуЮн кви (озон-кюй - доел, 'долгие напевы'), являющиеся, по справедливому определению Л. Лебединского, «национальной музыкально-поэтической классикой [5, с. 12], составляют подлинное культурное достояние башкирского народа. На протяжении веков озон-кюи сохраняли свое назначение высшего, «элитарного» жанра, доступного лишь подлинным мастерам. Полноценная исполнительская реализация башкирских протяжных песен предполагает не только наличие незаурядных природных певческих данных, но и одухотворенности внутренней личностной «ауры» исполнителя, его приверженности национальному мелосу и традиционным формам песне-творчсства.
Как известно, в 1920-1940-е гг. во всём СССР было провозглашено «культурное строительство», имеющее в виду ускоренное освоение достижений русско-европейской музыкальной культуры. Перед национальными музыкантами встала необходимость решения ряда серьёзных проблем, среди которых - сохранение музыкально-поэтического наследия, создание профессиональной музыкальной культуры, национальной композиторской школы, подготовка специалистов и т.д. Остро встал вопрос о воспитании профессиональных вокалистов академического плана3. Закономерным следствием такой перестройки стала необходимость разрешения глубокого противоречия между многовековыми традициями изустного обучения народных музыкантов по типу «учитель-ученик» и системой академического
музыкального образования европейского (письменного) типа. Как показало время, обозначенная оппозиция в культурах монодийного типа, к каковым относится и башкирская, по сей день не утратила своей актуальности3. Самоотверженным защитником культурного наследия прошлого и, в особенности протяжных озон-кюев, выступал Газиз Альмухахметов'. Певец и композитор прекрасно понимал непреходящую ценность традиционной песенной культуры [2, с. 112]. В этой сфере позиции Г. Альмухаметова во многом совпадают с убеждениями И. Салтыкова", одного из основоположников этномузыкологии в Башкортостане, осуществившего в 1920-е гг. первые фольклорные экспедиции по районам республики и соседних областей, где проживают башкиры. В своих экспедиционных отчётах И. Салтыков даёт высокую оценку устно-поэтическому творчеству этноса [10, с. 2]. Им отмечено принципиальное отличие, заключающееся в особенностях музыкального мышления башкир: «Повороты мелодической линии в башкирской песне зачастую бывают столь неожиданны, что их трудно объяснить с точки зрения европейских музыкальных правил» [10, с. 2].
Проблеме воспитания национальных кадров певцов посвящён ряд работ М.Г. Муртазиной. Особого внимания заслуживают публикации, обобщающие её опыт синтеза традиционного и академического начал в обучении вокалистов-башкир |7; 8; 9 и др].
Вводя в проблему, автор поясняет, что на протяжении многих лет, особенно в пору становления башкирской вокальной педагогики,
:По инициативе и под непосредственным руководством Г. Альмухаметова в 1932 г. была организована башкирская оперная студия при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, что повлекло за собой организацию аналогичных национальных структур: татарской, узбекской, туркменской, казахской и т.д. Ю. Исанбст называет это явление «одной из самых счастливых находок в системе подготовки национальных музыкальных кадров страны» [4, с. 4].
3 В некоторых странах она решается благодаря параллельному функционированию двух типов обучения - традиционного и европейского, нередко осуществляемого в рамках одного учебного заведения. Примером могут служить высшие учебные заведения г. Тегеран (Иран) [ 1, с. 213-214].
4 Газиз Салихович Альмухаметов (1895-1938) - выдающийся певец, композитор, первый народный артист БАССР. основоположник башкирской профессиональной музыкальной культуры, музыкально-общественный деятель, исследователь башкирского фольклора.
5 Иван Васильевич Салтыков (1893-?) - музыковед, фольклорист, дирижер, первый директор Музыкального техникума (1922), один из организаторов Института национальной культуры БАССР, член-корреспондент ГИМН СССР (1930). Автор первого научного исследования «Башкирская народим песня» (рукопись).
ей приходилось сталкиваться со стереотипными мнениями о непреодолимом барьере между народным пением и академическим. В частности, бытовало устойчивое суждение о том, что «пение башкирских народных песен "садит звук на горло"». А учащиеся-башкиры, прекрасно справляющиеся со сложными озон-кюями, считались бесперспективными в плане исполнения русско-свропсйского академического репертуара. Так, М. Муртазина пишет: «Когда к моим коллегам попадали абитуриенты из числа башкир, то одним из условий было -полный отрыв от национального пения, дабы избавить их от "горловой" манеры... Как правило, учащиеся русской национальности у них хорошо развивались, а башкиры же не только развивались, но и наоборот, начинали деградировать - голоса зажимались, появлялась детонация, укорачивался диапазон...» [9, с. 44]. Далее она утверждает: «.. .В своей основе певческий аппарат не зависит от национальности. Мало приспособленный к пению аппарат может быть и у башкира, и у русского, и у итальянца. И наоборот. Есть разница в языке, певческой традиции, стилях» [9, с. 44].
Работая со студентами коренной национальности над привитием новой для них академической манеры пения, педагог вычленил ряд факторов, помогающих обучению, и наоборот, тормозящих его. В числе «плюсов» профессор М. Муртазина отмечает такие свойства стилистики озон-кюев, как обширный диапазон: «У певца, с детства окруженного ими (протяжными песнями. - М.И.), обычно естественным образом формируется хороший диапазон и музыкальность» [7, с. 186]; их протяжённость и обилие распевов на одном слоге, что предполагает широту дыхания певца, с которой тесно связана и свобода глотки: «При зажатой глотке пение мелизмов невозможно» [7, с. 186]; богатство орнаментики -имманентное свойство большинства башкирских озон-кюев - предполагает умелое владение голосовым аппаратом: «Певцы, воспитан-
ные на таких мелодиях, обладают гибкой подвижной гортанью и легко поддаются техническому развитию голоса» [8, с. 64].
В этой связи представляется интересным наблюдение М. Муртазиной о природе ме-лизматики в башкирской протяжной песне: «...мелизмы являются не просто формальным украшением - они образуются из сути поэтического и музыкального текстов. В этом уникальность башкирских "озон-кюй", которая производит неизгладимое впечатление на представителей других культур, однажды столкнувшихся с этим удивительным явлением» [7, с. 187]6.
В ряду «минусов» автор приводит следующие моменты: «Необходимо заметить, что при пении озон-кюй звук осуществляется на выдохе, плохо поддающемся торможению. В результате звук получается несколько прямой, своеобразного "курайного" тембра7. Используя положительное воздействие озон-кюй педагог должен терпеливо, постепенно прививать певцам, воспитанным на исполнении этих песен, ощущение торможения выдоха вибрирующими связками, а также навыки опоры дыхания и опоры звука. Овладение этими навыками меняет тембр, делает его богаче, насыщеннее обертонами, делает звук более округлым» [7].
Одним из самых сильных «тормозов в развитии певца» педагог считает чувство ритма. Проблема заключается в том, что импровизационные озон-кюй, построенные на переменном метре, воспитывают в певцах соответствующее отношение к метроритму, и это на первых порах создает трудности в восприятии ими регулярного мстроритма европейской музыки. «Но, как показывает практика, большинство обучающихся певцов с этими трудностями справляются успешно и становятся оперными певцами, владеющими и академической манерой пения, и умением петь народные песни с присущими им особеннос-
63десь можно проследить параллели с выводами Л. Лебединского об орнаменте в башкирских озон-кюях: «Орнаментальный стиль башкирских озон-кюев, так же как и бесполутоновая основа этих песен, имеют корни в истории быта и культуры самого народа. Однако характерно, что благодаря целому ряду причин <...> развитие башкирской народной песни не пошло по линии гипертрофии орнамента, иногда, у некоторых певцов, нивелирующей самый напев, его рисунок» [5, с. 56].
7 «Курайный тембр» - тембр звука башкирского духового музыкального инструмента - курая, который изготавливается из стебля уральского реброплодника (курай улэнсХ тембр звука мягкий, нежный, близкий к тембру человеческого голоса (исполнение на курае часто сопровождается горловым бурдон-ным звуком).
тями и колоритом» [8, с. 64].
Автор касается и особенностей ладового мышления башкир: «У башкирских певцов встречаются трудности в пении хроматизмов. Это вовсс не является каким-то пороком слуха, не говорит об отсутствии музыкальной одарённости. Дело в том, что пентатоника, которая лежит в основе башкирской народной музыки, на которой они с детства воспитаны, исключает хроматизмы и вообще полутона. В связи с этим на начальном этапе обучения приходится подбирать упражнения, построенные на родных мелодических и гармонических оборотах с последующим вкраплением полутонов. В процессе дальнейшего общего музыкального развития, с изучением сольфеджио и других музыкальных предметов, со слушанием музыки слух приобретает большую гибкость, мобильность, точность и вышеуказанный дефект устраняется» [8, с. 67].
В некоторых постулатах, составляющих педагогический метод профессора М.Г. Муртазиной, обнаруживается совпадение со взглядами таких выдающихся композиторов и педагогов, как 3. Кодай и Г. Альмухамстов 8. Таков её принцип о необходимости обучения начинающего вокалиста на материале родной культуры, к которому она пришла в результате собственной практической работы: «Поначалу, прислушиваясь к совету старейших педагогов, я пошла по их же пути - не давала петь народных башкирских песен, перевела студентов на классический репертуар, упражнения давала, построенные на диатонике. Но очень скоро я обнаружила, что в моем классе происходит та же картина. Абитуриенты, вольготно певшие при поступлении свои башкирские народные песни достаточной сложности, на простейших произведениях, упражнениях стали зажиматься, хуже петь. А как запоют башкирские народные песни - и дыхание начинает функционировать, и резонаторы открываются, и диапазон преодолевается без особых затруднений. Тогда я
интуитивно начала искать пути освобождения дыхания и горла через попевки на пентатонике, через те песни, которые были им близки... Появились первые успехи, которые я объяснила как результат более органичного состояния при пении близких душе мелодий. Безусловно, этот момент нельзя исключать» [9, с. 44].
Заслуживает внимания мысль Миляуши Галисвны о прямой зависимости вокального интонирования от особенностей фонетики речи9, независимо от того, на каком языке звучит музыкальное произведение.
Башкирский язык, как известно, относится к тюркской группе. Это один из древних и своеобразных языков, наиболее полно вобравших в себя звуковое богатство мира. Он отличается не только от русского, но и от некоторых других тюркских языков наличием специфических гласных и согласных звуков в своем алфавите: э, в, ç, ц, э, у, h, к, <?.
Из наблюдений профессора: «В башкирском языке большинство гласных (?, о, у), на мой взгляд, очень удобны для пения. Нам, вокальным педагогам, приходится прикладывать много усилий для "освобождения" челюсти от зажима, тогда как сама фонетика башкирского языка подсказывает этот путь. Мало того, даже многие согласные, мягко произносимые, такие как г, h, к, ç (в словах они звучат: гэзиз - родной, hune - тебя, ку.} - глаз, сэлзм - привет) удобнее твердых согласных.
Мягкая придыхательная "h", часто встречающаяся в башкирском языке, помогает "смягчить" жесткую гортань (Иэм, /тле, Ивизм). Таким образом, не отрыв от родного языка, а наоборот, умелое его использование помогает правильному голосообразованию» [9, с. 44].
По мнению педагога, у башкир способы звукоизвлечения различаются и в зависимости от диалектных особенностей вербального языка. Она подмечает, что «...представители определённых районов поют по-разному... К примеру, башкиры Учалинского района кра-
8 3. Кодай считал, что начальное музыкальное воспитание должно базироваться только на аутентичном музыкальном материале и постепенно, по мере роста музыкально-художественного опыта, расширяться до охвата мировой музыкальной литературы [6, с. 156-161]. Независимо от 3. Кодая, Альмухамстов предлагает тот же метод, при этом подчеркивая важность музыкального воспитания на ранней стадии обучения - в детских садах и общеобразовательных школах [2, с. 104].
9 О неразрывной взаимосвязи музыкального языка с языком вербальным писал и Г. Альмуха-метов: «Башкирский язык по природе своей музыкален. Если бы язык народа не был благозвучен и богат, то и его музыка не смогла бы развиться до такой глубины содержания, мелодического богатства и красоты» [2, с. 116].
64
М.А. Идрисова
сиво, распевно говорят на округлённых глубоких гласных. Это вызывает задний звуковой уклад на глубоком дыхании и дает соответствующий акустический эффект. Башкиры же, к примеру, Абзслиловского района говорят "мелко", открыто, и, быть может, совсем не случайно, что из этих районов гораздо меньше певцов, как среди профессионалов, так и в самодеятельности» [9, с. 45].
Она сопоставляет фонетические особенности русского и башкирского языков относительно их влияния на образование певческого звука: «Фонетика башкирского языка "певучих" районов выгодно отличается от фонетики русского языка. Очень часто встречающаяся гласная "и" в русском языке несколько "прижатая", "узкая". Для придания ей певческой акустики приходится несколько видоизменять ее. В башкирском же языке гласная "и" более круглая, глубокая. Например, сравним русское слово "тишина" и башкирское - "тимэ", где гласная "и" как бы удваивается, что приводит к освобождению корня языка» [9, с. 45].
Выводы М. Муртазиной созвучны наблюдениям музыковеда З.А. Имамутдиновой, которая также отмечает важную роль языка, в частности, литературного языка тюрки 10 в формировании музыкальных представлений башкирского народа [3, с. 151]. Анализируя принципы построения мелодики озон-кюев, исследователь приходит к сходному выводу: «Озон-кюй -импровизационная жанрово-стилсвая сфера, в типах мелодики которой по-разному соотносятся элементы речитативности, кантилены и широкий распев. В элементах речитатива вуалируются активные речевые импульсы, наследуемые изначально из двух истоков -доисламской эпической манеры сказывания и традиции "чтения" Корана. Распевы показывают иное слияние принципов - автохтонных" и привнесённых извне, исходящих из свойств башкирского (сингармонизм) и арабского языков...» [3, с. 160].
Закон сингармонизма12 имеет большое значение в формировании фонетики языка, способствуя возникновению особой кантилен-ности, певучести мелодического интонирования. А кантилена является одним из непреложных законов стиля be! canto - основы академической манеры пения.
«Из всего вышеизложенного делаю вывод, -утверждает М. Муртазина, - что башкирская народная песня "озон-кюй" не антагонистична академическому вокалу, а напротив, может стать союзником в работе педагога над постановкой голоса» [7, с. 187].
Исследователя тревожит и другая, противоположного свойства проблема, подстерегающая неопытного вокалиста. Она связана с опасностью потери национального колорита при стремлении студента к высотам академического пения: «Нередко можно встретить певца, который более или менее неплохо технически обучен, владеет дыханием, резонаторными ощущениями. Педагог в таких случаях бывает доволен тем, что голос окреп, стал сильнее, его совершенно не тревожит потеря певцом драгоценного дара, без которого нет национального певца, потеря обаяния, неповторимого колорита, называемого "мон"...
... в последние годы среди поступающих на вокальное отделение все меньше становится абитуриентов, умеющих по-настоящему петь озон-кюй. Голоса укорачиваются по диапазону. Здесь сказывается и влияние эстрады - башкирской, русской и зарубежной. Наша задача -способствовать возрождению умения петь старинные народные озон-кюй» [8, с. 65].
Наблюдения педагога позволяют сделать выводы о том, что в руках истинного мастера специфические свойства традиционной башкирской музыкальной культуры, в особенности, озон-кюсв, могут стать прочным фундаментом для формирования вокалиста академического плана. Они получили «апробацию» и многолетнюю проверку временем на прак-
10 Тюрки - общепринятый у многих народов Урало-Поволжья, в т.ч. и у башкир, литературный язык, на котором создавались художественные произведения, составлялись официальные документы (родословные, прошения, письма и т.д.).
11 Автохтонный - местный, присущий данной местности.
12 Сингармонизм - гармония гласных звуков. В башкирском языке в слове гласные звуки бывают только одного ряда: или переднего, или заднего; характер гласного в корне сохраняется и в последующих слогах при добавлении к слову других окончаний.
тике выдающегося педагога. Достаточно привести список учеников профессора М. Муртазиной, в чьём творчестве успешно сочетается исполнение как народного, так и академического репертуара. Это народный артист России и Башкортостана P.A. Гареев, заслуженные артисты РФ, народные артисты РБ И.М. Смаков, Н.Х. Аллаярова, Р.Ф. Кучуков, И.М. Газисв, народные артисты РБ Ф. Г. Ну-гуманова, В.Г. Хызыров, A.A. Абдразаков, И.А.Абдразаков, заслуженные артисты РБ М.С. Алкин, А.З. Каримова, молодые певцы, лауреаты международных конкурсов P.C. Шаг-балов, Д.М. Идрисова, И.Ф. Аралбаев и др.
15 июня 2016 года в зале Башкирского государственного театра оперы и балета состоялся торжественный вечер, посвящённый 90-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР, заслуженного работника культуры РСФСР, кавалера орденов Салавата Юласва и «За заслуги перед Отечеством», почётного гражданина г. Уфа, профессора Миляуши Галиевны Муртазиной. Юбилейный концерт, озаглавленный «Созвездие муртазинцсв», стал поистине парадом звёзд, взращённых выдающимся педагогом за длительный путь служения искусству (её трудовой стаж - более 70 лет!). Подлинным украшением концертной программы стали башкирские протяжные песни (о^он-квй), которым в классе М. Муртазиной всегда уделялось особое внимание.
Подводя итоги, следует отмстить, что проблема сопряжения традиционного и академического начал; в обучении вокалистов, впервые рассматриваемая в работах М. Муртазиной, требует дальнейшего углубленного изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. ,Д0@>жжина М.Н. Композиторский тип профессионализма как элемент современной музыкальной культуры Ирана // Музыка народов мира: проблемы изучения: материалы между-нар. науч. конф. - М.: Московская консерватория, 2008. - Вып. 1. - С. 202-215.
2. Идрисова Л.А. Газиз Альмухаметов. Статьи. Воспоминания. Документы. - Уфа: Китап, 2008. - 208 с.
3. Имамутдинова 3. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («Чтение» Корана, фольклор).- М.: Гос. ин-т искусство-
знания, 2000.-212 с.
4. Исаибет Ю. Газиз Альмухаметов и Султан Габяши в Казани. - Уфа: «Каданс», 1991.- 175 с.
5. Лебединский Л. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: Музыка, 1965. - 245 с.
6. Мартынов И. Золтан Кодай: Монография. - М.: Сов. композитор, 1983. - 230 с.
7. Муртазина М. Башкирская народная песня "озон-кюй" в процессе академического обучения: противник или союзник? // Вопросы вокального образования. - М.; Казань: РАМ им. Гнесиных, КГК им. Н. Жиганова, 2010. - 228 с.
8. Муртазина М. О специфике работы с башкирскими вокальными кадрами // Вопросы искусствоведения. Музыковедческие статьи. - Уфа: Башкирские книжное издательство, 1983.-92 с.
9. Муртазина М. О фонетике башкирского языка в пении // Вопросы вокального образования. - Чебоксары: «Чувашия», 1993.-71 с.
10. Салтыков И. Песни башкир Аргаяш-ского кантона (по результатам экспедиции 1929 г.): рукопись // Научный архив УНЦ РАН. Ф. 100. On. 1. Ед. хр. 91. 15 л.
REFERENCES
1. Drozhzhina, M.N. Kompozitorskiy tip professionalizma kak element sovremennoy muzy-kcil'noy ku!'tiny Irana [Composer Type of Professionalism as an Element of Modern Culture of Irani. In: Muzyka narodov mini: problemy izucheniya: materialy mezhduncir. nauch. konf. [Music of the World's Peoples: Proceedings of the World Scientific Confercncel. Issue 1. Moscow, Moscow Conservatoire Press, 2008, p. 202-215 (In Russ.).
2. Idrisova, L.A. Gaziz Al'mukhametov. Stat'i. Vospominaniya. Dokumenty [Gaziz Almukhamctov. Articles. Memoirs. Documcntsl. Ufa, Kitap Press, 2008. 208 p. (In Russ.).
3. Imamutdinova, Z. Kul'tura bcishkir. Ustnaya muzyka! 'naya iraditsiya (Chtenie Korana, fol'klor) [Bashkir Culture. Oral Musical Tradition (the Reading of the Quran, Folklore)]. Moscow, the State Institution of Arts Studies, 2000. 212 p. (In Russ.).
4. Isanbct, Yu. Gaziz Al'mukhametov i Sultan Gabyashi v Kcizani [Gaziz Almukhamctov and Sultan Gabyashi in Kazan], Ufa, Kadans Publ., 1991 (In Russ.}.
5. Lcbedinskiy, L. Bashkirslcie narodnye pesni i naigryshi | Bashkir Folk Songs and Tunes|. Moscow, Muzyka Publ., 1964 (In Russ.).
6. Martynov, I. Zoltan Koday [Zoltan Koday], Monograph. Moscow, Sovetskiy Kompositor Press, 1983 (In Russ.).
7. Murtazina, M. Bashkirskaya narodnaya pesnya "ozon-kui" v protsesse akademicheskogo obucheniya: proiivnik Hi soyuznik? [Bashkir Folk Song ozon-kui in the Process of Academic Education: an Opponent or an Ally?]. In: Voprosy vokcil'nogo obrazovaniya [Issues in Singing Education], Moscow, Kazan, the Gncssin Russian Academy of Music, the N. Zhiganov Kazan State Conservatory Press, 2010 (In Russ.).
8. Murtazina, M. O speisifike raboty s bashkirskimi vokal'nymi kadrami [On the Specific
Nature of Working with a Pool of Bashkir Singers], 1 n: Voprosy iskusstvovedeniya. Muzykovedcheskie stal'i [Issues of Arts Studies. Musicological Articles |. Ufa, Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1983 (In Russ.).
9. Murtazina, M. Ofonetikebashkirskogoyazyka v penii [On the Phonetics of the Bashkir Language in Singing], In: Voprosy vokal'nogo obrazovaniya [Issues of Vocal Education], Cheboksary, Chuvashia, 1993 (In Russ.).
10. Saltykov, I. Pesni bashkir Argayashskogo kantona (po rezul'/atam ekspeditsii 1929 g.): rukopis' [Songs of the Argayash Canton Bashkirs (according to the Results of the Expedition in 1929)]. In: Nauchnvi arkhiv UNTs RAN [Scientific Archives of the RAS Ufa Sciencc Center], Fund 100. Bordereau 1. Archival Unit 91. 15 p. (In Russ.).
К сведению читателей
Вышла книга:
PI
И
т
л
I
¿11 ft 1
Г.С. Куынфпи
XX БЫУЛТ БЛШЫ БАШКОРТ Э}ЭБИЭТЕНКЦ ИДЕЯ-ХУДОЖЕСТВО У^ЕНСЭЛЕКТбРЕ
ТЖ.t
Кунафин Г.С.
XX быуат башы башкорт э?эбиэтенен идея-художество узенсэлектэре / Г.С. Кунафин. - Офе: Г идем, Башх. эн-цикл., 2016. — 368 бит.
ISBN 978-5-88185-303-7
Китапта XX быуаг башы бангкорт азабиатенен идея-художество гэбигэте ку? алдына бадтырыла. Унын урешенен социаль-тарихи ерлеген. идея-эстетик сыганахтарын, теп тенденцияларь.н, а?аби бэйлэнештэреи, художество метолтарын Нем йуналештарен, идея-гематик haM проблематик лаирэИен. жанр-стиль у?енсэлектэрен асыхлауга. куренекле э?иптор?ен ижади биография1пын яхтыртыуга Зур игтибар буленэ.
Хе?мат башхорт аээбиате haM мэзаниетенен тарихи уткане менан кызыхЬыныусы кин катлам укыусыларга, айырыуса галимдарга. докторанттарга. аспирантгарга, студентгарга. вуз, ссуз haM мактэп укытыусыларына тагэйенланэ.