6. Smolenceva YU.N. INTERNET-ZAVISIMOST' MOLODEZHI: POSTANOVKA PROBLEMY // SGN. - 2021. №1 (5). URL: https: / / cyberleninka.ru/ article/n/internet-zavisimost-molodezhi-postanovka-problemy (data obrashcheniya: 20.08.2024).
7. ByteDance: [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.bytedance.com/en/ (data obrashcheniya: 10.08.2024)
8. GSMA Intelligence: [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.gsmaintelligence.com/ (data obrashcheni-ya: 10.08.2024)
9. Jaiswal A., Manchanda S., Gautam V., Goel A.D., Aneja J., Raghav P.R. Burden of internet addiction, social anxiety and social phobia among University students, India // Journal of Family Medicine and Primary Care. -2020. Vol. 9. № 7. - P. 3607-3612.
10. Laura R, Jose B, Braojos J. From traditional education technologies to student satisfaction in Management education: A theory of the role of social media applications. Information & Management. - 2017. № 54(8). - R. 1059-1071.
УДК 378.4 EDN CLTTVF
Р. С. Наговицын, Р. Г. Гилязов
ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТА GPT ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена выявлению вокально-педагогического потенциала чата GPT для повышения музыкальной культуры студентов института искусств и культуры. На основе сравнительного мониторинга контрольной и экспериментальной выборки до и после исследования зафиксировано достоверно значимое повышение результатов студентов по эмоционально-деятельностному и познавательно-когнитивному компонентам музыкальной культуры респондентов. В исследовании предложены ключевые сферы внедрения чата GPT и рассмотрен его вокально-педагогический потенциал в процессе профессиональной подготовки: персонализированный мониторинг уровня текущих вокальных данных каждого студента, реализация информационных когнитивных модулей и индивидуализация репетиционной деятельности, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при создании вокального произведения, использование технологий искусственного интеллекта в творческой деятельности, повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности при использовании интеллектуального чата в профессионально-прикладном аспекте.
Ключевые слова: вокально-педагогическая деятельность, потенциал чата GPT, студенты, музыкальная культура, искусственный интеллект, эксперимент
Для цитирования: Наговицын Р.С., Гилязов Р.Г. Вокально-педагогический потенциал чата GPT для повышения музыкальной культуры студентов института искусств и культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.190-194. EDN CLTTVF.
Roman S. Nagovitsyn, Rinat G. Gilyazov VOCAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE GPT CHAT FOR IMPROVING THE MUSICAL CULTURE OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE
The article is devoted to identifying the vocal and pedagogical potential of the GPT chat to improve the musical culture of students of the Institute of Arts and Culture. Based on comparative monitoring of the control and experimental samples before and after the study, a reliably significant increase in the students' results in the emotional-activity and cognitive-cognitive components of the respondents' musical culture was recorded. The study suggests key areas for the implementation of the GPT chat and its vocal and pedagogical potential in the process of professional training: personalized monitoring of the level of each student's current vocal data, the implementation of information cognitive modules and individualization of rehearsal activities, the implementation of an individually differentiated approach to creating a vocal piece, the use of artificial intelligence technologies in creative activities, increasing the level of information and communication competence when using an intelligent chat in a professionally applied aspect.
Keywords: vocal and pedagogical activity, GPT chat potential, students, musical culture, artificial intelligence, experiment
For citation: Nagovitsyn R.S., Gilyazov R.G. Vocal and pedagogical potential of the GPT chat for improving the musical culture of students of the institute of arts and culture / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.190-194. EDN CLTTVF.
Введение
На сегодняшний день информационные технологии начинают широко использоваться в творческой деятельности в различных образовательных организациях искусств и
культуры, предоставляя педагогам новые инструменты и ресурсы для повышения эффективности педагогического процесса [2, 7]. Одной из таких инновационных технологий в последнее время стал чат GPT (Generative Pre-
trained Transformer), являющийся продуктом искусственного интеллекта [5, 11]. Этот инструмент обладает значительным педагогическим потенциалом в сфере искусств и культуры, который постепенно начинает использоваться в вокальной деятельности подрастающего поколения [1].
В связи с этим в исследовании была поставлена цель: выявить и экспериментально доказать вокально-педагогический потенциал чата GPT для повышения музыкальной культуры студентов института искусств и культуры.
Материалы и методы
Теоретической, методологической и мето-дико-практической базой для представленного эксперимента послужили научные исследования в области внедрения технологий искусственного интеллекта в творческую деятельность молодежи и ее профессиональную подготовку в вузах культуры [1, 2, 3, 4, 7, 9]. Для исследования по уровням ( творческий, базовый, пороговый) были выявлены следующие компоненты музыкальной культуры обучающихся института: мотивационно-ценностный, эмоционально-деятельностный и познавательно-когнитивный [3, 6, 8]. В процессе осуществления экспериментальной работы был использован комплекс эмпирических методов исследования: тестирование, анкетирование, предварительный и контрольный мониторинговый эксперимент с использованием метода математико-статистической обработки по х2 Пирсона.
В эксперименте приняли участие студенты третьих и четвертых курсов бакалавриата ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань), активно занимающиеся вокальным искусством в учебное и внеучебное время (n=67). Вся экспериментальная фокус-группа была дифференцирована на две выборки: контрольная группа (КГ) - обучающиеся, которые во время экспериментального периода (октябрь 2023 года -май 2024 года) активно занимались вокальной деятельностью, но при этом не использовали чат GPT при реализации профессиональной подготовки в области вокального искусства (n=39). Экспериментальная группа (ЭГ) -студенты-вокалисты, которые в течение этого же периода систематически занимались вокалом и активно использовали чат GPT в своей творческой деятельности (n=28).
Литературный обзор
Технология реализации чата GPT представляет собой одну из разновидностей реа-
лизации нейронной сети, поэтапно обученную на значительном объеме теоретических и практических данных и способную генерировать текстовые запросы пользователя, задавать нужные вопросы и оставлять комментарии [11]. Этот инструмент начинает активно интегрироваться в творческие платформы и использоваться для создания интерактивных пространств в области вокального искусства [1, 10]. Самое активное применение эта инновационная технология в массовом использовании получает, как показывают исследования, в системе создания уникальных вокальных произведений [9].
Несмотря на теоретические и практические ограничения в вокально-педагогической деятельности, правильное использование чата GPT позволяет обогатить искусство, улучшая качество музыкального развития студентов и их вокально-педагогической профессиональной подготовки [5]. Тем не менее, чтобы использовать чат GPT наиболее эффективно, педагоги и преподаватели вокальных дисциплин должны быть готовы к постоянному обновлению и совершенствованию педагогических инструментов при использовании интеллектуальных платформ, приложений и программ, а также к разностороннему системному обучению молодежи к рациональной и эффективной работе с этим инновационным инструментом.
Результаты исследования
На основе анализа специальной учебно-методической литературы был выявлен вокально-педагогический потенциал по различным направлениям использования чата GPT студентами-вокалистами в своей творческой деятельности [1, 9, 10, 11]. На основе различных вариантов внедрения чата GPT в творческую деятельность была составлена экспериментальная программа для повышения уровня музыкальной культуры по ряду направлений. Перечислим эти направления: персонализированный мониторинг уровня текущих вокальных данных каждого студента, реализация информационных когнитивных модулей и индивидуализация репетиционной деятельности, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при создании вокального произведения, использование технологий искусственного интеллекта в творческой деятельности.
Использование чата GPT позволило адаптировать вокальный контент и специальные методические материалы в соответствии с потребностями и уровнем музыкальной ода-
ренности студентов-вокалистов. Это позволило создавать персонализированные обучающие программы, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого вокалиста в зависимости от его творческого уровня. Подобный подход способствовал более эффективному усвоению обучающего материала и развитию музыкальных умений и навыков начинающих вокалистов и студентов более высокого уровня. Со стороны профессорско-преподавательского состава при реализации активной вокально-педагогической деятельности основной акцент был сделан на повышение информационной грамотности пользователей чата GPT в профессионально-прикладном аспекте. Использование интеллектуального наставника активно обучало студентов искать, подбирать и задавать правильные поисковые вопросы, анализировать источники информации и проверять достоверность данных. Эти навыки являются важными для будущих профессионалов в творческой деятельности, где творческое мышление и обработка большого объема информации играют очень важную роль в профессиональном становлении молодого специалиста в сфере искусств и культуры.
Таким образом, данный процесс позволил реализовать инновационную подготовку студентов-вокалистов к будущим инновацион-
ным вызовам творческой сферы в постоянно и быстро меняющемся социуме. Интерактивная работа с чатом GPT помогала обучающимся развивать навыки адаптации к новым технологиям, без которых с каждым годом, как показывает практика, становится все сложнее полноценно и современно творить. Вокально-педагогический процесс был ориентирован на активную работу с искусственным интеллектом и машинным обучением как важным направлением в современных творческих профессиях. Использование чата GPT позволило студентам ознакомиться с этими технологиями и готовиться к будущим изменениям в вокальной сфере.
Для анализа эффективности практической реализации чата GPT в вокально-педагогической деятельности обучающихся вуза культуры и искусств нами был проведен контрольный диагностический срез (июнь 2024 года). Следует отметить, что констатирующий мониторинг до исследовательской работы (сентябрь 2023 года) показал достоверно не значимые сравнительные результаты между фокус-группами по всем компонентам музыкальной культуры вокалистов. Сводные результаты по компонентам на контрольном этапе исследования в ЭГ и КГ показали достоверно значимые результаты по двум направлениям из трех исследуемых:
Таблица 1
Сравнительные результаты ЭГ и КГ по компонентам и уровням после эксперименталь-
Компонент Мотивационно-ценностный Эмоционально-деятельностный Познавательно-когнитивный
Уровень* т б п т б п т б п
ЭГ** 48 2 5 27 52 27 21 61 30 9
кг** 42 2 9 29 35 28 37 51 27 22
X2 0,768; р>0,05 7,754; р<0,05 6,502; р<0,05
* т - творческий, б - базовый, п - пороговый; ** количество студентов переведено в %.
Обсуждение
На основе использования метода матема-тико-статистического мониторинга в процентном соотношении студентов-вокалистов по творческому, базовому и пороговому уровням между фокус-группами выявлена достоверность различия при р<0,05 по эмоцио-нально-деятельностному и познавательно-когнитивному компонентам музыкальной культуры обучающихся. Интерпретируя эти данные, можно констатировать значимую
эффективность внедрения чата GPT в вокальную деятельность студентов в большей степени для повышения уровня практических и когнитивных способностей студентов-вокалистов в профессионально-прикладном направлении. С другой стороны, сравнительный анализ данных показал недостоверность различия (р>0,05) между выборками по мо-тивационно-ценностному компоненту в уровне ценностных ориентаций и мотивации к использованию студентами инновационных
технологий в своем творческом процессе. Однако последующий детальный нематематический анализ показал, что есть незначительное увеличение количества студентов после эксперимента на творческом и базовом уровнях в ЭГ. Эти данные по мотивационно-ценностному компоненту музыкальной культуры могут указывать на необходимость дальнейшего, возможно, более длительного экспериментального исследования для получения математически эффективных результатов использования интеллектуального чата в сфере искусства и культуры.
Заключение
Дальнейшее развитие в системном использовании чата GPT в творческой деятельности позволит создавать более продвинутые и интегрированные вокально-педагогические инструменты. Они могут предоставлять индивидуализированные траектории в области искусства, обогащать учебные материалы и стимулировать интерес студентов к музы-
кальному творчеству. Как показали сравнительные результаты экспериментального исследования, внедрение чата GPT в профессиональной подготовке обучающихся вуза культуры предоставляет уникальные возможности для улучшения качества образования и воспитания в творческой сфере деятельности. Данный интеллектуальный инструмент способствует активному обучению, персонализа-ции, развитию критического мышления и решения проблем, а также обеспечивает поддержку в онлайн образовании и анализе музыкальной культуры студентов. Однако его использование должно быть тщательно продумано с учетом ограничений и вызовов, оно должно постоянно совершенствоваться вместе с развитием технологий. Это позволит эффективно интегрировать чат GPT в учебный процесс и обеспечить наилучшие результаты в формировании музыкальной культуры студентов.
Литература
1. Ахмадиева, Р. Ш. Внедрение цифровых технологий на примере Казанского государственного института культуры // Вестник НЦБЖД. - 2021. - № 4 (50). - С. 34-38.
2. Ахмадиева, Р.Ш., Минниханов, Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. - 2022. - № 4 (54). - С. 7-11.
3. Бисун, Ч. Формирование музыкальной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. -2019. - № 5 (78). - С. 177-179.
4. Бородовская, Л. З. Цифровой компонент компетентностной модели бакалавра профиля "Учитель музыки" / Л. З. Бородовская, З. М. Явгильдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 60. - С. 199-207. - DOI 10.31773/2078-1768-2022-60-199-207. - EDN DFCRDB.
5. Гаркуша, Н. С., Городова, Ю. С. Педагогические возможности ^at GPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - № 11 (52). - С. 6-23.
6. Гильмеева Р.Х. Педагогические условия развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации / / Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2022. - № 3 (116). - С. 162-171.
7. Гильмеева Р.Х. Современные тенденции интеллектуализации университета // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2023. - № 2 (119). - С. 66-74.
8. Кашина, Н.И., Тагильцева, Н.Г. Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2022. - № 45. - С. 32-40.
9. Лань, И., Анисимова, О.Л. Влияние инновационных технологий на музыкальную культуру / / Наука. Искусство. Культура. - 2023. - № 2 (38). - С. 35-46.
10. Овчаренко, Н.А. Анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 9 (137). - С. 78-82.
11. Паскова, А. А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2023. - № 15 (3). - С. 67-74.
References
1. Akhmadiyeva, R. Sh. Vnedreniye tsifrovykh tekhnologiy na printsip Kazanskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury // Vestnik NTSBZHD. - 2021. - № 4 (50). - S. 34-38.
2. Akhmadiyeva, R.SH., Minnikhanov, SH.R. Tsifrovaya transformatsiya i kreativnaya ekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskikh vuzov // Vestnik NTSBZHD. - 2022. - № 4 (54). - S. 7-11.
3. Bisun, CH. Formirovaniye muzykal'noy kul'tury lichnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. - № 5 (78). - S. 177-179.
4. Borodovskaya, L. Z. Cifrovoj komponent kompetentnostnoj modeli bakalavra profilya "Uchitel' muzyki" / L. Z. Borodovskaya, Z. M. YAvgil'dina // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. -2022. - № 60. - S. 199-207. - DOI 10.31773/2078-1768-2022-60-199-207. - EDN DFCRDB.
5. Garkusha, N. S., Gorodova, YU. S. Pedagogicheskiye vozmozhnosti Chat GPT dlya razvitiya kognitivnoy ak-tivnosti studentov // Professional'noye obrazovaniye i rynok truda. - 2023. - № 11 (52). - S. 6-23.
6. Gil'meyeva R.KH. Pedagogicheskiye usloviya razvitiya universiteta kak sotsial'no oriyentirovannoy intel-lektual'noy korporatsii / / Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.YA. Ya-kovleva. - 2022. - № 3 (116). - S. 162-171.
7. Gil'meyeva R.KH. Sovremennyye tendentsii intellektualizatsii universiteta // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.YA. Yakovleva. - 2023. - № 2 (119). - S. 66-74.
8. Kashina, N.I., Tagil'tseva, N.G. Muzykal'naya kul'tura v stanovlenii kul'turnoy identichnosti lichnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye. - 2022. - № 45. - S. 32-40.
9. Lan', I., Anisimova, O.L. Vliyaniye innovatsionnykh tekhnologiy na muzykal'nuyu kul'turu // Nauka. Is-kusstvo. Kul'tura. - 2023. - № 2 (38). - S. 35-46. 10. Ovcharenko, N.A. Analiz vokal'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti budushchikh uchiteley muzykal'nogo iskusstva v kontseptsii deyatel'nostnogo podkhoda // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - № 9 (137). - S. 78-82.
11. Paskova, A. A. Prakticheskiye aspekty primeneniya Chat GPT v vysshem obrazovanii // Vestnik May-kopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2023. - № 15 (3). - S. 67-74.
УДК 376.5 EDN RAMNAS
Д.Р. Сабирова, Н.П. Поморцева, А. Априжио Кочкин
ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ БРАЗИЛИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье представлены результаты исследования проблем обучения одаренных детей в общеобразовательных школах Бразилии, что представляет интерес не только для педагогов школьного и специального образования, но и для представителей большинства гуманитарных и социальных наук. Исторические нарративы доказывают особенность и специфику данного региона как примера коллаборации идей специального образования и инклюзии в широком смысле слова, подразумевающих максимальное включение различных групп обучающихся, в том числе и одаренных, в систему общеобразовательной школы с опорой на международный исследовательский опыт в этой сфере. В фокусе внимания бразильских ученых оказались вопросы определения одаренности, политики и образовательных программ развития одаренности, подготовки учителей, роли семьи и окружения одаренного ребенка, а также социально-эмоциональные проблемы одаренных обучающихся. Авторы статьи также обозначают спектр возможностей для раскрытия потенциала одаренных детей в Бразилии на различных уровнях: в рамках стипендиального поощрения, коллаборации школа-вуз, дополнительных программ и инициатив, обращая внимание на актуальные проблемы и перспективы развития системы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы страны.
Ключевые слова: одаренные, диагностика, обучение, общеобразовательная школа, Бразилия
Для цитирования: Сабирова Д.Р., Поморцева Н.П., Априжио Кочкин А. Обучение одаренных детей в общеобразовательных школах Бразилии: проблемы и перспективы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.194-201. EDN RAMNAS.
Diana.R. Sabirova, Nadezhda P. Pomortseva, Alefe Aprigio Kochkin TEACHING GIFTED STUDENTS IN REGULAR CLASSROOMS IN BRAZIL: CHALLENGES AND PROSPECTS
The article makes an insight into the problems of teaching gifted children in regular classrooms in Brazil, which is of interest to teachers of special education as well as researchers into most humanities and social sciences. Historical narrative proves the peculiarity of the region as an example of collaboration of special education and inclusion in its broad meaning, implying the maximum inclusion of various groups of students, including gifted ones, into the comprehensive school system. The idea is based on international research experience in this area. Brazilian researchers dwell on definition of giftedness, policies and educational programs for the development of giftedness, teacher training, family and environment of a gifted child, as well as the social-emotional problems of gifted students. The authors of the article also present a range of opportunities for unlocking the potential of gifted children in Brazil: within the framework of scholarship incentives, school-university collaboration, additional programs and initiatives, paying special attention to current problems and prospects for the development of the system of education for gifted children in Brazilian comprehensive schools.
Keywогds: gifted/talented students, diagnosing, teaching, regular classroom, Brazil
For citation: Sabirova D.R., Pomortseva N.P., Aprigio Kochkin A Teaching gifted students in regular classrooms in Brazil: challenges and prospects // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.194-201. EDN RAMNAS.