УДК 378 EDN RETKQZ
Л.П. Дулалаева
НЕГАТИВНЫЕ И ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА
СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНТОВ
В статье автор раскрывает особенности социальных сетей и их влияние на коммуникативные способности студентов. Постоянное пребывание за компьютером и в смартфонах ограничивает эмоциональные контакты и общение с близкими, что особенно важно для нормальной социализации молодежи. Общение, сведенное к электронной переписке, снижает коммуникативные навыки, что затрудняет построение прочных социальных связей. Чрезмерное увлечение интернетом может привести к отказу от выполнения социальных ролей, что вызывает отчуждение и рост напряженности в обществе. Регулярное быстрое просматривание сайтов ведет к утрате способности к глубокому аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей в импульсивных и неспособных к интеллектуальной работе людей.
Ключевые слова: цифровизация, социальные сети, студенты, интернет, социализация молодежи
Для цитирования: Дулалаева Л.П. Негативные и позитивные аспекты влияния социальных сетей на социализацию студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.185-190. EDN RETKQZ.
Lyudmila P. Dulalaeva NEGATIVE AND POSITIVE ASPECTS OF THE INFLUENCE OF SOCIAL NETWORKS ON THE SOCIALIZATION OF STUDENTS
In the article, the author reveals the features of social networks and their impact on communication abilities among students. Constant arrival at the computer and in smartphones limits emotional contacts and communication with loved ones, which is especially important for the normal socialization of young people. Communication reduced to e-mails reduces communication skills, making it difficult to build strong social bonds. Excessive passion for the Internet can lead to refusal to perform social roles, which causes alienation and increased tension in society. Regular fast browsing of sites leads to a loss of the ability to deep analytical thinking, turning regular users into impulsive and incapable of intellectual work.
Keywords: digitalization, social networks, students, Internet, socialization of youth
For citation: Dulalaeva L.P. Negative and positive aspects of the influence of social networks on the socialization of students // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.185-190. EDN RETKQZ.
Введение
Влияние инфосреды обитания на качество коммуникации в молодежной среде может быть значительным. Инфосреда обитания означает совокупность составляющих информационной среды, в которой находится молодежь, включая социальные сети, интернет, телевидение, радио и другие средства коммуникации.
Эта среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на качество коммуникации. С одной стороны, доступ к разнообразной информации помогает молодежи более осознанно и обоснованно выражать свои мысли и идеи, обогащает их кругозор и способствует развитию навыков общения. Также инфосреда обитания позволяет быстро и эффективно общаться с другими людьми, устанавливать новые контакты и находить общие интересы.
Однако, с другой стороны, избыток информации и постоянное внимание к цифровым устройствам могут привести к ухудшению навыков общения в реальной жизни. Молодёжь может столкнуться с проблемой зависимости от социальных сетей, с затруднениями в установлении личных контактов и
проблемой недостатка внимания в разговоре из-за постоянного отвлечения на смартфоны.
Таким образом, для обеспечения качественной коммуникации среди молодежи важно сбалансировать использование инфосреды обитания и уделять время реальному общению «лицом к лицу». Также стоит обратить внимание на развитие навыков слушания, эмпатии и уважения к собеседнику, чтобы общение было конструктивным и эффективным.
Цель нашей работы - проанализировать влияние социальных сетей на формы коммуникации в молодёжной среде.
Научная новизна исследования заключается в выявлении количества пользователей социальными сетями на 2024 год и в выявлении влияния интернет-зависимости на современную молодежь.
Материалы и методы
Чтобы достичь поставленные цели и задачи, мы использовали следующие методы: теоретический анализ собранной информации, а также обобщение учебной, методической и психологической литературы; анализ и обобщение собранных данных, приведенных в научных статьях и интернет-источниках.
Материалом исследования послужили: анализ отечественной и зарубежной литературы, научные статьи, интернет-источники.
Литературный обзор
Информационная революция - это преобразование общественных отношений в результате радикальных изменений в области обработки информации. В истории человечества произошло несколько таких революций, каждая из которых привела к качественным изменениям в обществе.
Первая информационная революция началась с появлением речи и языка. Вторая связана с возникновением письменности и рукописных книг. Третья информационная революция была вызвана изобретением печатного пресса и набором шрифта Иоганном Гутенбергом в середине XV века. Четвертая революция была обусловлена разработкой электрических средств связи (телефон, телеграф, радио).
Теория информационного общества развивалась такими авторами, как Ф. Уэбстер, Т. Стоуньер, И. Масуда, П. Дракер и М. Кастельс. Основоположниками социологии девиантно-го поведения являются Э. Дюркгейм, Р. Мер-тон, А. Коэн, а также исследователи Селлин, Миллер, Сатерленд и Г. Беккер [9].
Современные теории социализации берут начало в работах Г. Тарда, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. В России принципы социализации личности были подробно описаны Н.Я. Данилевским и Г.В. Плехановым, которые акцентировали внимание на понимании индивидуальности личности и значимости общественного формирования. Свободное воспитание, как концепция, нашло свое отражение в трудах таких мыслителей, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и К.Н. Вентцель. Методологические аспекты изучения социализации были заложены в работах А.И. Ковалевой, Н.Г. Козина и И.С. Кона. На современном этапе социологи, такие как Е.С. Балабанова, З.М. Сара-лиева и С.С. Ярошенко, акцентируют свое внимание на том, как культурные особенности передаются в рамках семьи и среди различных социальных сообществ [5].
Конец XX века известен как эпоха пятой информационной революции, связанной с распространением компьютеров и интернета. Это породило множество научных определений для описания нового информационного века. Согласно мнению Белла, в новом столетии критически важную роль для экономики и социальной структуры, а также в процессах производства знаний и изменении характера
труда будет играть создание нового уклада, опирающегося на телекоммуникационные технологии. Но наряду с очевидными плюсами на свет выходят неочевидные минусы, влекущие интернет-зависимость [1].
Аддикция представляет собой настойчивую тягу, заставляющую человека заниматься определённой деятельностью. Интернет-зависимость, также известная как интернет-аддикция, характеризуется желанием использовать Интернет, проявляющимся в чрезмерном проведении времени в сети. Это может происходить как с конкретными, порой патологическими намерениями (например, участие в онлайн-гемблинге), так и без каких-либо чётких целей. Однако, с точки зрения медицины, интернет-зависимость не считается психическим расстройством [6].
«Американский ученый и публицист Николас Карр, эксперт в области управления информацией, пришел к неприятному заключению: постоянное и быстрое просматривание веб-сайтов негативно сказывается на мозговой активности, что приводит к снижению способности к глубокому аналитическому мышлению. В результате такие пользователи становятся более импульсивными и теряют способность к продуктивной интеллектуальной деятельности» [3].
В 2024 году 130,4 млн. пользователей Интернет-ресурсов насчитывалось в Российской Федерации. В январе 2024 года эта цифра приблизилась к 106 млн. человек, использующих социальные сети, что составляет целых 73,5 % от общей численности всего населения РФ. Всего на начало 2024 года пришлось 219,8 млн. активных сотовых мобильных соединений, а это эквивалентно 152,5%.
Такого рода статистические данные позволяют сделать выводы о состоянии постоянной активности цифровых технологий в России.
«Статистика использования социальных сетей в России на 2024 год. По результатам анализа, проведенного DataReportal, в России на январь 2024 года зарегистрировано 106 миллионов активных пользователей социальных сетей. Например, Керюз, при подсчете населения с гендерной составляющей, получили следующие данные касательно российских пользователей социальных медиа, из которых 54,8 % составили женщины, а 45,2 % — мужчины» [7].
Данные, которые компания ByteDance опубликовала в своих отчетах, указывают, что в начале 2024 года число пользователей
ста проживания число активных интернет-пользователей не менялось. В таблице представлены данные с возрастными группами людей, использующих Интернет в повседневной жизни [10].
Таблица 1
Группы населения Российской Федерации, использующие Интернет
Возраст пользователя от 0 до 4 лет. Количество пользователей сети Интернет в России 5,0 %
от 5 до 12 лет. 10,2 %
от 13 до 17 лет. 5,7 %
от 18 до 24 лет. 7,1 %
от 25 до 34 лет. 12,5 %
от 35 до 44 лет. 16,8 %
от 45 до 54 лет. 13,6 %
от 55 до 64 лет. 12,7 %
65 лет и старше. 16,4 %
Важно отметить, что китайская холдинговая интернет-компания ByteDance, обладающая рядом известных сервисов, включая платформы для видеоконтента, предоставляет маркетологам возможность нацеливать рекламу TikTok на пользователей с 13 лет и старше. Однако доступные инструменты для рекламодателей демонстрируют статистику только для аудитории 18+. Китайская частная холдинговая компания, управляющая несколькими популярными интернет-сервисами, в том числе платформами для видеоконтента, ByteDance, предоставляет маркетологам возможность нацеливать рекламу на пользователей различных возрастов. Однако инструменты этой рекламной платформы показывают детализированные данные о целевой аудитории лишь для пользователей в возрасте только от 18 лет и старше [8].
Согласно публикациям рекламных ресурсов Snap, на начало 2024 года в России насчитывалось 7,74 миллиона пользователей Snapchat. Это означает, что на старте года охват рекламных кампаний в Snapchat в России составлял около 5,4% от всего населения страны. Snap разрешает использование своей платформы только лицам старше 13 лет, что важно учитывать в контексте актуальных данных. В 2024 году 6,3 % от "приемлемой" целевой аудитории в России активно используют Snap.
По информации, предоставленной через собственные рекламные инструменты Snap, наблюдается снижение потенциального охвата рекламных объявлений Snapchat в «России
^кТок в России, достигших 18-летнего возраста, составило 58,59 миллиона.
На начало 2024 года 75,5 % населения России проживало в городских центрах, а 24,5 % -в сельской местности. Вне зависимости от ме-
на 65 тысяч человек, что соответствует уменьшению на 0,8% с начала 2023 года. По данным, представленным в исследовании, количество пользователей, которые стали доступными для маркетологов через рекламные кампании в Snapchat в России, возросло на 195 тысяч, что соответствует увеличению на 2,6 % в интервале с октября 2023 по январь 2024 года. Этот рост может свидетельствовать о том, что охват в этот период мог сократиться, если сравнить с данными за январь-октябрь 2023 года» [7].
Приведенные показатели охвата рекламы не следует путать с ежемесячной аудиторией активных пользователей. Существует вероятность значительных различий между количеством пользователей, охваченных рекламой Snapchat, и общим числом ее активных пользователей. Параллельно с этим, мобильная связь в России в 2024 году продолжает развиваться.
«Согласно данным GSMA Intelligence, на начало 2024 года в России было зарегистрировано 219,8 миллиона мобильных соединений. Важно учитывать, что по всей планете многие пользователи используют несколько мобильных подключений: например, одно для личных нужд и другое — для профессиональной деятельности. Это означает, что общее количество мобильных соединений часто превышает численность населения. На начало 2024 года количество мобильных подключений в России составило 152,5% от населения страны» [2]. Сегодня процесс информатизации общества продолжается и совершенству-
ется, оказывая значительное влияние на образ жизни, мышление и культуру людей.
Результаты
Нами были опрошены 270 студентов, обучающихся в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Среди опрошенных студентов, у 39% есть распорядок дня, однако, как показали расчеты, линейная связь между наличием распорядка и склонностью к интернет-зависимости отсутствует (коэффициент корреляции 0,1). Исследование показало, что до 1 часа считают приемлемым нахождение в интернете 69 человек, от 1 до 5 часов — 185 человек (68,6%), более 5 часов — 3 человека (0,95%). Также прозвучали ответы с неопределенным временем: «Ровно столько, сколько требуется для удовлетворения нужды в развлечениях», «Не важно, сколько времени, главное, чтобы это не мешало делам», «Сколько потребуется. Время, проведенное с удовольствием, не считается потерянным», «В зависимости от занятости человека, главное, чтобы это не вредило реальной жизни». То есть более половины респондентов готовы выделять достаточно значительное время в день на интернет. Конечно, это не показатель зависимости, тем более что из всех опрошенных у 62,9% респондентов возникало желание снизить количество времени, проводимого в интернете. То есть люди осознают, что порой засиживаются в сети и хотят изменить ситуацию. Наличие зависимости у себя признали 33,3% опрошенных, это ровно треть респондентов и довольно большое число, что опровергает гипотезу о том, что подавляющее большинство людей не осознают, что зависимы от интернета. Это вселяет оптимизм, так как признать проблему — это встать на путь решения этой проблемы [6].
Результаты исследования наглядно показали, что теоретическое замечание об актуальности проблемы имеет эмпирическую основу. В ходе работы действительно были выявлены люди, которые потенциально зависимы от интернета (58,1%), причем этих людей много. С учетом того, что с каждым годом доступ к интернету получают все более молодые члены общества, появилась необходимость разработки методов выявления зависимости и борьбы с ней.
Обсуждение
Совокупность исследований влияния социальных сетей на эмоциональное состояние студентов привела к неоднозначным резуль-
татам. Существующая литература показывает, что есть как положительные, так и некоторые отрицательные воздействия. И кажется, что последнее преобладает. Например, некоторые внешние факторы могут вызывать у учащихся отрицательные эмоции, такие как тревога и депрессия. Испытывая эти отрицательные эмоции, студенты начинают неоднократно проверять свои сообщения в социальных сетях, что способствует развитию зависимости от них. В результате это может повлечь за собой потерю концентрации во время процесса обучения [4].
С другой стороны, следует отметить, что, чувствуя себя позитивно, студенты могут в полной мере воспользоваться возможностями социальных сетей и таким образом закрывать потребности в учебных целях. Таким образом, стратегическое использование социальных сетей или их аддиктивное использование учащимися может направить их либо к положительному опыту, такому как удовольствие, либо к отрицательному, такому как беспокойство и депрессия. Ряд исследований (с общими группами исследования, не обязательно со студентами) показали, что социальные сети облегчили способ поддержания связи с семьей и друзьями, живущими далеко, а также увеличили социальную поддержку [3]. Однако следует признать, что социальные сети также способствуют созданию атмосферы постоянного сравнения жизни различных людей, их мышления, достижений и так далее. Такие страницы в социальных сетях могут стать как мотиватором для окружающих, так и приобрести немало завистников и хейтеров.
Заключение
В данном исследовании был изучен опыт использования социальных сетей и интернет-ресурсов как в отечественных, так и в зарубежных изданиях. Использование социальных сетей среди студентов продолжает активно расти во всех учебных заведениях. Это явление отчасти обусловлено прогрессом в области технологий коммуникации, а также увеличением применения социальных медиа в образовательных целях, особенно после пандемии, случившейся в 2020 году. Прогнозируется, что постоянное взаимодействие с этими платформами окажет влияние на психологическое благополучие, эмоциональное состояние и аффективные реакции студентов. Поэтому очень важно исследовать, как активное использование социальных сетей влияет на аффективное здоровье студентов в различных сферах их жизни. Если ответственные
лица в образовательных учреждениях будут осведомлены о возможных положительных и отрицательных последствиях использования социальных медиа для студентов, они смогут с наибольшей точностью оценить все потребности обучающихся для дальнейшей работы в этой области.
Безусловно, в современном образовательном процессе невозможно игнорировать роль социальных сетей, как и полностью ограничить их использование студентами. Социальные медиа стали важнейшей составляющей жизни людей, и образование в нынешних реалиях практически не может обойтись без них. Однако студентам важно предоставить рекомендации по эффективному использованию возможностей этих платформ, чтобы минимизировать негативные последствия, связанные с использованием случайных и поверхностных контентов.
В высших учебных заведениях может возникнуть необходимость внедрения определенных программ, направленных на то, чтобы стимулировать студентов к более адекватному восприятию себя и отказу от беспочвенных сравнений с идеализированными изображениями, распространёнными в социальных сетях. Воспитанники могут рационально использовать медиа в личных целях, параллельно обучаясь навыкам построения здорового самоуважения и заботы о своём внутреннем состоянии.
Роль преподавателей и разработчиков образовательных программ возрастает как никогда ранее, так как они способны значительно смягчить негативные последствия повсеместного воздействия социальных платформ на эмоциональную и психическую стабильность студентов.
Литература
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс. - 1986. - С. 330-342.
2. Болдырев Е.В., Гонтаренко Н. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия // Обзор. НЦПТИ. - 2020. № 2 (21). - С. 37-46.
3. Карр Н. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами // Best Business Books. - 2012. — 256с.
4. Нестерова А.А., Левин Л. М. Зарубежные и отечественные исследования интернет-зависимости и включенности в социальные сети современной молодежи // Человеческий капитал. - 2020. № 1 (133).
- С. 92-99.
5. Ребышева Л. В., Толмачева С. В., Белоножко Л. Н. Исследование интернет-зависимости молодежи // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2023. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-internet-zavisimosti-molodezhi (дата обращения: 19.08.2024).
6. Смоленцева Ю.Н. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ // СГН. -2021. №1 (5). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/internet-zavisimost-molodezhi-postanovka-problemy (дата обращения: 20.08.2024).
7. ByteDance: [Электронный ресурс] - URL: https://www.bytedance.com/en/ (дата обращения: 10.08.2024)
8. GSMA Intelligence: [Электронный ресурс] - URL: https://www.gsmaintelligence.com/ (дата обращения: 10.08.2024)
9. Jaiswal A., Manchanda S., Gautam V., Goel A.D., Aneja J., Raghav P.R. Burden of internet addiction, social anxiety and social phobia among University students, India // Journal of Family Medicine and Primary Care. -2020. Vol. 9. № 7. - P. 3607-3612.
10. Laura R, Jose B, Braojos J. From traditional education technologies to student satisfaction in Management education: A theory of the role of social media applications. Information & Management. - 2017. № 54(8). - Р. 1059-1071.
References
1. Bell D. Social'nye ramki informacionnogo obshchestva / / Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade.
- M.: Progress. - 1986. - S. 330-342.
2. Boldyrev E.V., Gontarenko N. N. Molodezhnyj ekstremizm v social'nyh setyah: analiz osnovnyh trendov i mer protivodejstviya // Obzor. NCPTI. - 2020. № 2 (21). - S. 37-46.
3. Karr N. Pustyshka. CHto Internet delaet s nashimi mozgami / / Best Business Books. - 2012. — 256s.
4. Nesterova A.A., Levin L. M. Zarubezhnye i otechestvennye issledovaniya internet-zavisimosti i vklyu-chennosti v social'nye seti sovremennoj molodezhi / / CHelovecheskij kapital. - 2020. № 1 (133). - S. 92-99.
5. Rebysheva L. V., Tolmacheva S. V., Belonozhko L. N. Issledovanie internet-zavisimosti molodezhi // Izvestiya vuzov. Sociologiya. Ekonomika. Politika. - 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-internet-zavisimosti-molodezhi (data obrashcheniya: 19.08.2024).
6. Smolenceva YU.N. INTERNET-ZAVISIMOST' MOLODEZHI: POSTANOVKA PROBLEMY // SGN. - 2021. №1 (5). URL: https: / / cyberleninka.ru/ article/n/internet-zavisimost-molodezhi-postanovka-problemy (data obrashcheniya: 20.08.2024).
7. ByteDance: [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.bytedance.com/en/ (data obrashcheniya: 10.08.2024)
8. GSMA Intelligence: [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.gsmaintelligence.com/ (data obrashcheni-ya: 10.08.2024)
9. Jaiswal A., Manchanda S., Gautam V., Goel A.D., Aneja J., Raghav P.R. Burden of internet addiction, social anxiety and social phobia among University students, India // Journal of Family Medicine and Primary Care. -2020. Vol. 9. № 7. - P. 3607-3612.
10. Laura R, Jose B, Braojos J. From traditional education technologies to student satisfaction in Management education: A theory of the role of social media applications. Information & Management. - 2017. № 54(8). - R. 1059-1071.
УДК 378.4 EDN CLTTVF
Р. С. Наговицын, Р. Г. Гилязов
ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТА GPT ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена выявлению вокально-педагогического потенциала чата GPT для повышения музыкальной культуры студентов института искусств и культуры. На основе сравнительного мониторинга контрольной и экспериментальной выборки до и после исследования зафиксировано достоверно значимое повышение результатов студентов по эмоционально-деятельностному и познавательно-когнитивному компонентам музыкальной культуры респондентов. В исследовании предложены ключевые сферы внедрения чата GPT и рассмотрен его вокально-педагогический потенциал в процессе профессиональной подготовки: персонализированный мониторинг уровня текущих вокальных данных каждого студента, реализация информационных когнитивных модулей и индивидуализация репетиционной деятельности, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при создании вокального произведения, использование технологий искусственного интеллекта в творческой деятельности, повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности при использовании интеллектуального чата в профессионально-прикладном аспекте.
Ключевые слова: вокально-педагогическая деятельность, потенциал чата GPT, студенты, музыкальная культура, искусственный интеллект, эксперимент
Для цитирования: Наговицын Р.С., Гилязов Р.Г. Вокально-педагогический потенциал чата GPT для повышения музыкальной культуры студентов института искусств и культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.190-194. EDN CLTTVF.
Roman S. Nagovitsyn, Rinat G. Gilyazov VOCAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE GPT CHAT FOR IMPROVING THE MUSICAL CULTURE OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE
The article is devoted to identifying the vocal and pedagogical potential of the GPT chat to improve the musical culture of students of the Institute of Arts and Culture. Based on comparative monitoring of the control and experimental samples before and after the study, a reliably significant increase in the students' results in the emotional-activity and cognitive-cognitive components of the respondents' musical culture was recorded. The study suggests key areas for the implementation of the GPT chat and its vocal and pedagogical potential in the process of professional training: personalized monitoring of the level of each student's current vocal data, the implementation of information cognitive modules and individualization of rehearsal activities, the implementation of an individually differentiated approach to creating a vocal piece, the use of artificial intelligence technologies in creative activities, increasing the level of information and communication competence when using an intelligent chat in a professionally applied aspect.
Keywords: vocal and pedagogical activity, GPT chat potential, students, musical culture, artificial intelligence, experiment
For citation: Nagovitsyn R.S., Gilyazov R.G. Vocal and pedagogical potential of the GPT chat for improving the musical culture of students of the institute of arts and culture / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.190-194. EDN CLTTVF.
Введение
На сегодняшний день информационные технологии начинают широко использоваться в творческой деятельности в различных образовательных организациях искусств и
культуры, предоставляя педагогам новые инструменты и ресурсы для повышения эффективности педагогического процесса [2, 7]. Одной из таких инновационных технологий в последнее время стал чат GPT (Generative Pre-