Литература:
1. Аксенова А.Ю., Примчук Н.В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход// Человек и образование. - 2020. - № 4 (65). - С. 43-49.
2. Ваганова О.И., Павлова Е.С., Шагалова О.Г., Воронина И.Р. Технология индивидуализации обучения// Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2(31). - С. 208-211.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Т. 4 // Собр. соч. в 6 т. - М., 1984.
4. Грозян Н.Ф. Подготовка будущих специалистов: реализация новых подходов и методов//Педагогическое образование. - 2022. - Том 3, №3. - С. 32-35.
5. Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Актуализация методов преподавания экономических дисциплин в условиях модификации экономического образования// Вестник Майкопского ГТУ - 2020. - № 12/4.- С. 73-78.
6. Кожукалова Н.А. Современные педагогические технологии в преподавании дисциплин профессионального цикла при подготовке специалистов экономического профиля 15.12.2021 ИйрБ^/шшшл^огтю.гиДдата обращения: 27.06.2022).
7. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов: коллективная монография/А.К. Беркаева, Л.Б. Басиева, А.С. Гутиева, В.А. Тариева, О.О. Джиоева. - Уфа: Аэтерна, 2022. - 122 стр.
8. Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-1. - С. 15-19; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2129 (дата обращения: 27.06.2022).
9. Юмашева Е.В., Ивановский О.Я., Задворная Е.В., Секретарев А.Е., Юмашев Д.В., Русов Г.Е. Экономическая грамотность курсантов военных вузов и ее значение в формировании и эффективном использовании семейного бюджета // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 1. - С. 51-57; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42674 (дата обращения: 03.11.2022).
References:
1. Aksenova A.Yu., Primchuk N.V. Sushhnostny'e xarakteristiki personifikacii obucheniya: sredovy'j podxod// Chelovek i obrazovanie. - 2020. - № 4 (65). - S. 43-49.
2. Vaganova O.I., Pavlova E.S., Shagalova O.G., Voronina I.R. Texnologiya individualizacii obucheniya// Bal-tijskij gumanitarny'j zhurnal. - 2020. - T. 9. - № 2(31). - S. 208-211.
3. Vy'gotskij L.S. Pedologiya podrostka. T. 4 // Sobr. soch. v 6 t. - M., 1984.
4. Grozyan N.F. Podgotovka budushhix specialistov: realizaciya novy'x podxodov i meto-dov//Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2022. - Tom 3, №3. - S. 32-35.
5. Eshugova S.K., Kadakoeva G.V. Aktualizaciya metodov prepodavaniya e'konomicheskix disciplin v usloviyax modifikacii e'konomicheskogo obrazovaniya// Vestnik Majkopskogo GTU - 2020. - № 12/4.- S. 73-78.
6. Kozhukalova N.A. Sovremenny'e pedagogicheskie texnologii v prepodavanii disciplin professional'nogo ci-kla pri podgotovke specialistov e'konomicheskogo profilya 15.12.2021 https://www.informio.ru/(data obrash-heniya: 27.06.2022).
7. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya e'konomicheskoj kul'tury' studentov nee'konomicheskix speci-al'nostej vuzov: kollektivnaya monografiya/A.K. Berkaeva, L.B. Basieva, A.S. Gutieva, V.A. Tarieva, O.O. Dzhioeva. - Ufa: Ae'terna, 2022. - 122 str.
8. Tulenkova L.A. Lichnostno-orientirovanny'j podxod v formirovanii lichnostny'x universal'ny'x uchebny'x dejstvij // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2019. - № 5-1. - S. 15-19; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2129 (data obrashheniya: 27.06.2022).
9. Yumasheva E.V., Ivanovskij O.Ya., Zadvornaya E.V., Sekretarev A.E., Yumashev D.V., Rusov G.E. E'konomicheskaya gramotnost' kursantov voenny'x vuzov i ee znachenie v formirovanii i e'ffektivnom is-pol'zovanii semejnogo byudzheta // Fundamental'ny'e issledovaniya. - 2020. - № 1. - S. 51-57; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42674 (data obrashheniya: 03.11.2022).
УДК 372.878+377
Р.Р. Султанова, Э.Ш. Галиуллина РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ В 20-Х ГОДАХ XX ВЕКА
В статье представлены результаты исследования развития вокального образования в стенах Казанского восточного музыкального техникума в 20-е годы XX века. Авторами обоснована важность изучения и сохранения национального культурного наследия с целью его дальнейшего развития и применения лучших педагогических практик в современном образовании. На основе архивных документов, научных исследований, периодической печати и обобщения полученных материалов выявлены: цели, содержание обучения и условия организации педагогического процесса; вступительные требования, численность учащихся класса сольного пения техникума и образованной при нем старшей студии. Пред-
ставлены имена педагогов-вокалистов и наиболее одаренных студентов. Установлено, что обучение учащихся коренной национальности частично велось на родном языке. Сделан вывод о высокой профессиональной подготовке студентов, позволявшей осуществлять постановки опер, в том числе и первой татарской оперы «Сания», что, в конечном счете, послужило основой для формирования современной музыкальной культуры Татарстана.
Ключевые слова: музыкальное образование, сольное пение, Казань, Восточный музыкальный техникум, старшая студия
Ramilya R. Sultanova, Elvira Sh. Galiullina DEVELOPMENT OF VOCAL EDUCATION IN KAZAN IN THE 20S OF THE XX CENTURY
The article presents the results of a study of the development of vocal education within the walls of the Kazan Oriental Music College in the 20s of the XX century. The authors substantiate the importance of studying and preserving the national cultural heritage in order to further develop it and apply the best pedagogical practices in modern education. On the basis of archival documents, scientific research, periodicals and generalization of the received materials, the following were identified: goals, content of education and conditions for organizing the pedagogical process; entrance requirements, the number of students in the solo singing class of the technical school and the senior studio formed under it. The names of vocal teachers and the most gifted students are presented. It was established that the education of indigenous students was partially conducted in their native language. The conclusion is made about the high professional training of students, which made it possible to stage operas, including the first Tatar opera "Saniya", which, ultimately, served as the basis for the formation of the modern musical culture of Tatarstan.
Key words: musical education, solo singing, Kazan, Eastern musical college, senior studio
Введение
В настоящее время вопрос сохранения национальной культуры и традиций приобретает все большую актуальность и остроту как в масштабах всего государства, так и на уровне отдельных регионов. Республика Татарстан, как один из субъектов Российской Федерации, обладает уникальным опытом тесного взаимодействия различных этносов, культурных традиций, языков и религий на протяжении многих веков. В результате в республике и ее столице Казани сложилась особенная культурно-образовательная среда, нуждающаяся в изучении, сохранении и развитии. С этой целью 2023 год был объявлен Годом национальных культур и традиций. По словам президента республики
Р.Н. Миниханнова: «Народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием» и понимают «важность сохранения и укрепления духовных ценностей, возрождения исконных национальных традиций» [2].
Вокальное образование Татарстана, являясь неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, имеет свои особенности и историческую ценность. Его успешное развитие в 20-х годах XX века протекало под влиянием выдающихся певцов-педагогов и музыкантов, чья активная профессиональная позиция была направлена на решение поставленных государством задач (ликвидация «культурной отсталости населения», подготовка национальных кадров) в любых исторических условиях и оказала значительное влияние на формирование музыкальной
культуры республики. Интерес ученых к изучению их деятельности обусловлен необходимостью сохранения исторического наследия и наиболее успешных практик в области вокального образования, и вместе с тем обращением к «проблеме роли личности в истории» [1, с. 35-36]. В связи с этим изучение истории развития вокального образования Татарстана как неотъемлемой части отечественной культуры, обладающей своими особенностями и традициями, является своевременным и актуальным.
Цель исследования: изучить цели и содержание обучения отделения сольного пения Восточного музыкального техникума и образованной при нем старшей студии, а также опыт выдающихся педагогов-музыкантов; выявить региональные особенности подготовки будущих певцов в 20-х годах XX века в контексте формирования музыкальной культуры Татарстана.
Материалы и методы
В работе использованы документы из фондов Национального архива Республики Татарстан; материалы периодической печати, научные статьи, энциклопедии, а также интернет-ресурсы, находящиеся в свободном доступе.
Основой для исследования послужил современный подход к выявлению роли личности в истории (Л.Е. Гринин), а также общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение исследуемого материала, что в единстве обуславливает надежность результатов исследования.
Литературный обзор
Некоторые аспекты развития вокального образования в Казани дореволюционного периода отражены в работах Г.М. Кантора, Е.В. Порфирьевой, Е.К. Карповой. Отдельные факты становления вокальной школы Татарстана в первые годы советской власти отражены в исследованиях Г.К. Вайды-Сайдашевой, Ю.А. Мартыновой. Вопросы подготовки музыкально-педагогических кадров в XX-XXI веке освещены в трудах Л.Т. Файзрахмановой. Процесс становления и развития общего музыкального образования в Татарстане представлен в монографиях З.М. Явгильдиной. Научные статьи А.Р. Салиховой, Г.Ф. Юнусовой,
Р.Р. Нигматуллиной, Е.В. Зеленковой затрагивают различные аспекты развития вокального образования Татарстана в связи со становлением татарской национальной культуры и выявлением предпосылок зарождения вокальной школы Казанской консерватории.
Результаты
После октябрьских событий 1917 г. кординальному реформированию
подверглись все сферы жизни молодого государства. В музыкальном образовании протекал активный поиск новых форм и методов, направленных на решение поставленной Советской властью задачи по «ликвидации культурноной отсталости» населения. Активный период переустройства системы музыкального образования в Казанской губернии (с 1920 г. Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика - АТССР), характеризующийся возникновением различных музыкально-образовательных структур, завершился к 1922 г. организацией единственного профессионального музыкального учебного заведния в АТССР - Казанского Восточного музыкального техникума (ВМТ). Возник техникум путем слияния Государственной двухступенной музыкальной школы и Восточной консерватории. Возглавили его выдающиеся музыканты: директором техникума стал А.А. Литвинов (1861-1933), скрипач, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель и первый в республике заслуженный артист АТССР, а его заместителем был назначен С.Х. Габаши (1891-1942), один из первых татарских композиторов, педагог и деятель татарского музыкального образования [5, Оп. 1. Д. 306. Л. 14.]. Влияние каждого из указанных педагогов на развитие музыкального, в том числе и вокального, образования в
АТССР трудно переоценить. А.А. Литвинов мыслил масштабно - стремился готовить в техникуме разносторонне развитых музыкантов, профессионалов своего дела. Осуществлял масштабные проекты, такие как организация студенческого симфонического оркестра, постановки опер и др. В свою очередь С.Х. Габяши большое внимание уделял развитию национальной музыкальной культуры и привлечению в техникум как можно большего числа учащихся коренной национальности.
В составе техникума функционировала музыкальная школа первой ступени, которая в сентябре 1924 г. была реорганизована в «Младшую студию» для учащихся до 15 лет и «Старшую студию», для учащихся в возрасте от 16 до 25 лет [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 14] с двухлетним сроком обучения. В связи с темой настоящего исследования обратимся к истории развития вокального отделения, которое функционировало в техникуме и старшей студии.
В класс сольного пения «Старшей студии» принимались юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет, техникума - от 15 до 24 лет, обладающие «художественной музыкальной склонностью и достаточным техническим материалом соответственно специальности», а также «подготовкой в объеме программы первого концентра второй ступени Единой трудовой школы по русскому языку, литературе, обществоведению, биологии и физике в части света, звука и электричества и прошедшие соответственный отдел музыкальной школы первой ступени» [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 4848 об.]. Будущих певцов проверяли на «отсутствие органических дефектов речи и наличность голосового материала», а также мимику и «отсутствие телесных недостатков, препятствующих свободе движения». По части владения «словом» для певцов рекомендовалось «замедленное чтение предлагаемых отрывков, в случае обнаружения голосовых и речевых дефектов, медицинское освидетельствование врача-специалиста с целью установления органического или случайного устранимого их характера» [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 48-48 об.].
К середине 20-х годов XX века методика проведения приёмных испытаний была усовершенствована. Согласно Инструктивному письму Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) АТССР от 07.06.1926 г. главным критерием отбора при поступлении должно было стать качество исполнения программы по специальности и наличие творческих способностей [4, Оп. 1. Д. 8. Л. 5]. Кроме
того, абитуриенты должны были обладать подготовкой в объеме музыкальной школы первой ступени. Предельный возраст для поступающих на первый курс техникума на отделение сольного пения был повышен до 16-25 лет для женщин и 17-26 лет для мужчин.
В основе обучения лежали учебные программы, утвержденные Государственным Ученым Советом и академическим центром Наркомпроса АТССР [4, Оп. 1. Д. 4. Л. 1 об.]. Учебный план отделения сольного пения ВМТ включал следующие предметы: 1) специальные: сольное пение, участие в ансамбле, хоре, оперных постановках; 2) дополнительные: общий курс фортепиано; 3) музыкально-теоретические: сольфеджио, диктант, гармония, анализ музыкальных форм, история му-
Анализ учебного плана студии показал, что на индивидуальные занятия по сольному пению в студии отводилось по 30 минут в неделю на каждого учащегося. В свою очередь обязательное фортепиано преподавалось мелкогрупповым способом. Наличие в учебном плане цикла теоретических дисциплин (элементарная теория музыки, сольфеджио, слушание музыки), а также «методики хорового пения» указывает на серьезное отношение к профессиональной подготовке слушателей старшей студии к хормейстерской деятельности, что отвечало запросам молодого советского государства. Однако наибольшую ценность для дальнейшего развития музыкальной культуры Республики Татарстан представляет включение в учебный план таких предметов как «татарский хор» и «музыкальная грамота для татар на татарском языке», которые вел С.Х. Габяши. Это способствовало привлечению в техникум учащихся коренной национальности и подготовке первых
зыки, история искусства, слушание музыки; 4) общеобразовательные: математика, физика, естествоведение, русская литература, обществоведение, татарский, немецкий, русский и итальянский язык [4, Оп. 1. Д. 43. Л. 7]. Позднее были включены такие предметы как оперный класс, сценическая подготовка, ритмическая гимнастика и методика вокального исполнения, а в перечень общеобразовательных предметов - «военизация» и география [4, Оп. 1. Д. 53. Л. 3-10]. На обучение сольному пению отводилось по 45 минут в неделю на каждого студента [4, Оп. 1. Д. 41. Л. 13 об.].
Учебный план «Старшей студии» представлен в таблице 1.
Учебный план старшей студии ВМТ на 1925-1926 уч. г. [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 7 об., 8].
профессиональных музыкантов из числа татар. Постепенно в сознании татарской общественности формировалось положительное отношение к профессии музыканта, певца, композитора как общественно значимой деятельности и достойному занятию для представителей нации.
Судя по «Докладу за период с 1 октября 1926 г. по 1 февраля 1927 г.», полная аудиторная и домашняя нагрузка учащихся составляла в первой ступени 25 часов, в техникуме -30 часов в неделю. При этом недельная нагрузка преподавателя школы первой ступени по сольному пению составляла «15 недельных часов», а техникума - «12 недельных часов». Также в докладе уточнялось, что «метод работы по специальным предметам - индивидуальный, а по прикладным предметам -групповой» [5, Оп. 1. Д. 1278. Л. 32]. С 1923 г. согласно «Инструкции о порядке взимания платы в учреждениях Наркомпроса» обучение в техникуме осуществлялось на платной ос-
Таблица 1
Дисциплины 1 год 2 год
часов в неделю
Специальность (рояль, скрипка, виолончель, контрабас, сольное пение, духовые инструменты) 30 мин. 30 мин.
Обязательное фортепиано 6 (30 учащихся) 6 (30 учащихся)
Музыкальная грамота для татар на татарском языке 3 -
Элементарная теория 3 3 (2 раза в неделю)
Сольфеджио 6 (2 группы) 6 (2 раза в неделю)
Слушание музыки 1 1
Татарский хор 3 (2 раза в неделю) -
Методика хорового пения 2 2
Политграмота 1 1
Хор общий для двух годов обучения 4 4
нове [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 72, 73].
Согласно протоколу приемной комиссии при ВМТ от 1 августа 1922 г., на отделение сольного пения были приняты 43 человека: 18 - в первую, 16 - во вторую и 9 - в третью ступень [5, Оп. 1. Д. 362. Л. 2]. В дальнейшем число вокалистов росло. В 1925-1926 уч. г. на вокальном отделении обучалось 56 человек, в том числе вновь принятых в сентябре 1925 г. - 20 певцов. Оставшиеся распределялись следующим образом: в старшей студии - первый год - 3, второй год - 15 человек; в техникуме -первый концентр, первый год обучения - 5 учащихся, второй год обучения - 3 человека, второй концентр - 10 певцов (до 19261927 уч. г. обучение в ВМТ было трехлетним) [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 16-18]. В следующем 19261927 уч. г. в первой ступени обучалось 177 человек, из которых 25 в классе сольного пения. В ВМТ из 89 студентов на вокальном отделении обучалось 22 человека [5, Оп. 1. Д. 1278. Л. 33 об.]. Кроме того имеются сведения и о выпусках. Например, летом 1925 г. студию и техникум окончили 11 вокалистов, один из которых (татарин) был командирован в Московскую консерваторию [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 16 об.]. Весной 1926 г. старшую студию окончили 7 человек, а техникум - 3 вокалиста [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 27]. Выпускникам, успешно освоившим учебную программу и прошедшим необходимые практики, присваивалась квалификация преподавателя музыкальной школы первой ступени, Единой трудовой школы первой и второй ступени, дошкольного воспитателя, клубного инструктора, а также эстрадного или оперного солиста [4, Оп. 1. Д. 4. Л. 5]. Таким образом, главной целью обучения молодых певцов являлась подготовка квалифицированных преподавателей, музыкальных руководителей, а наиболее одаренных привлекали к работе на сцене в качестве солистов-исполнителей.
С 1923 г. в Восточном техникуме работали «предметные комиссии», которые занимались «детальной разработкой учебных программ», «обсуждением методов преподавания», «контролем за выполнением учащимися учебного плана» и др. [4, Оп. 1. Д. 4. Л. 4]. К 1925 г. были разработаны и приняты адаптированные к существующим условиям учебные программы, в том числе программа по классу вокала старшей студии [4, Оп. 1. Д. 14. Л. 6.] с дифференциацией «для оканчивающих студию с правом перехода в Техникум; для оканчивающих студию без права перехода в Техникум; для переходящих из первой студии во вторую;
для поступивших во втором полугодии; для учеников татарского происхождения» [4, Оп. 1. Д. 18. Л. 13.]. Более того, так как пение является одной из самых доступных форм музицирования, что соответствовало популярному в 20-х годах XX в. лозунгу «Музыка в массы», педагоги-вокалисты рассматривали вопрос включения предмета «Пение» для студентов всех специальностей с целью изучения основ постановки голоса в доступной форме [4, Оп. 1. Д. 45. Л. 82 об.].
Более полное представление о содержании учебного процесса на вокальном отделении ВМТ позволит получить анализ четырехлетней программы по классу сольного пения 1926-1927 учебного года.
Первый год обучения певцы осваивали технику звукоизвлечения: пели в умеренном темпе гаммы и арпеджио во всех тональностях, упражнения на трели и филирование звука; разучивали вокализы Дж. Конконе, Г. Зейдлера, Ф. Абта, этюды Б. Лютгена. Исполняли арии Л. Бетховена, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, К.М. Вебера, Дж. Верди,
B.А. Моцарта; романсы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Учебный репертуар дополнялся сборниками романсов и арий классического репертуара Ф.О.Геварта и
C.И. Габеля, произведениями современных композиторов. С первого курса вокалисты учились петь дуэты «Колыбельная песнь», «В крови горит огонь желанья», «Баркарола» М.И. Глинки, «Девицы-красавицы» А.С. Даргомыжского, «Хотел бы в единое слово», «Скоро, увы», «Полевые цветы» Ф. Мендельсона, «Серенада» Ф. Шуберта и трио «К Востоку, все к Востоку» А.С. Даргомыжского [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 79-79 об.].
На втором курсе студенты осваивали штрихи стаккато и легато на основе гамм и арпеджио; продолжали разучивать вокализы и этюды, а также арии и романсы русских и зарубежных композиторов. В классе вокального ансамбля исполняли дуэты «Прощаясь в аллее» А.Г. Рубинштейна, «Рассвет» П.И. Чайковского, «Тихо все» А.С. Аренского, дуэт «Ручку, Церлина, дай мне» из оперы «Утренняя серенада» Ф. Шуберта [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 80].
На третьем и четвертом году обучения технические требования усложнялись: гаммы и арпеджио требовалось исполнять в быстрых темпах; разучивались экзерсисы Ф. Паэра, вокализы Л. Маркези, Ф. Бордони и Г. Панофки. Будущие певцы работали над исполнением
речитативов и арий зарубежных и русских композиторов - Ж. Массне, К. Сен-Санса, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и др.; романсами А.С. Аренского, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова и др. На четвертом курсе вокалисты готовили ансамбли и целые оперные сцены. Например, секстет из оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, квартет из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, трио и квартет из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, дуэт мельника и князя из оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского и др. [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 81].
В конце каждого учебного года учащиеся сдавали переводной экзамен по классам. В мае 1925 г. был определен следующий состав комиссии на переводной экзамен: заведующий, завуч, представитель Исполнительского бюро, также обязательно требовалось присутствие одного профессора и преподавателя по специальности [4, Оп. 1. Д. 14. Л. 9.]. С 19261927 уч. г. в техникуме были введены ежемесячные проверочные закрытые вечера.
Сольное пение в техникуме преподавали известные оперные певцы и педагоги Казани
- преподавательница Екатерина Георгиевна Ковелькова, профессора О.В. Замбелли-Молоткова и Феликс Антонович Ошустович [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 5-6]. До 1924 г. работала Софья Александровна Гепнер. Каждый из них имел консерваторское образование, обладал уникальным голосом, богатейшим сценическим и педагогическим опытом. Е.Г. Ковелькова - контральто и меццо-сопрано, исполнила на сцене более 40 партий, заслуженная артистка Татарской АССР (1939). Подготовила плеяду татарских певцов, среди которых М.Рахманколова, Г.Кайбицкая, У.Альмеев и др. Феликс Антонович Ошустович
- выпускник Варшавской консерватории, лирико-драматический тенор, в репертуаре которого насчитывалось более 50 партий, является педагогом знаменитого М.Д. Михайлова [6]. В свою очередь, Софья Александровна Гепнер - выпускница Петербургской консерватории, вела активную методическую деятельность, подготовила сборники романсов и вокализов, а также методическое пособие «Школа пения». В 1925-1932 гг. руководила частной музыкальной школой имени Р.А. Гуммерта [8].
Все они преподавали по единой итальянской методике виртуозного исполнения «бельканто», которая предполагала владение диафрагмальным дыханием, виртуозность и плавные переходы от звука к звуку, вы-
ровненность голоса во всех регистрах, что способствовало формированию красивого тембра, бережному владению голосовым аппаратом и дальнейшему его совершенствованию [4, Оп. 1. Д. 2. Л. 82].
Благодаря профессионализму профессорско-преподавательского состава вокального отделения подготовка молодых певцов велась довольно успешно, так как в докладе за октябрь 1925 г. имеется следующий комментарий: «Проведение показательного концерта оперы «Фауст» в прошлом году, дает возможность думать о расширении оперного класса», а также «устройство открытых вечеров учащихся, постановка оперных спектаклей, повторение опер Фауст и Сания, новых постановок «Аида», «Бахчисарайский фонтан», «Русалка»» [4, Оп. 1. Д. 52. Л. 14 об.]. Из чего следует, что силами студентов осуществлялись постановки целых опер под управлением А.А. Литвинова, в том числе и первой татарской оперы «Сания» (премьера 25 июня 1925 г.), написанной коллективом авторов С.Х. Габяши, В.И. Виноградовым и
Г.С. Альмухаметовым. В постановке оперы были задействованы хор и оркестр техникума. В качестве солистов выступили, в том числе и студенты вокального отделения техникума - Разия Садыкова, класс О.В. Замбелли-Молотковой, и будущая профессор Казанской консерватории, народная артистка ТАССР Зю-гра Байрашева (1906-1984), класс Е.Г. Ковельковой. Премьера первой татарской оперы вызвала широкий резонанс не только в местной (газета «Красная Татария»), но и в зарубежной прессе (журнал «Jede Woche Muzik» №44 от 1 июля 1925, Германия) [7].
Отдельного внимания заслуживает постановка учащимися техникума под управлением А.А. Литвинова оперы «Фауст» Гуно, где также в качестве солистов выступили студенты О.А. Кашеварова (Маргарита), класс О.В. Замбелли-Молотковой, а также Таланкин и Лейбов. В газете «Красная Татария» отмечалось: «Постановка оперы «Фауст» в нынешнем сезоне - явление крупное и яркое... Из солистов отметим Таланкина, бесспорно многообещающего певца, обладателя обширного по диапазону и приятного тембра голоса. Партия Мефистофеля - почти законченная работа молодого артиста, хорошо продуманная и интересно исполненная. Хорошая Маргарита - Кашеварова; голосовые средства певицы не очень обширны, но распоряжается она ими хорошо, а тонкая фразировка и нюансировка исполнения делают последнее достаточно ин-
тересным. Хорошо поет Фауста Лейбов, не- широкого цикла теоретических предметов смотря на некоторую стесненность звука на (элементарная теория музыки, сольфеджио, верхах» [3]. В дальнейшем силами студентов музыкальная грамота, слушание музыки). В техникума были подготовлены оперы «Аида» указанный период совершенствовались кри-Дж.Верди (1926), «Русалка» терии отбора абитуриентов для обучения
А.С. Даргомыжского (1927) и музыка сольному пению, учебный план, программные П.И. Чайковского к сказке А.Н. Островского и экзаменационные требования, а также со-«Снегурочка» (1928) в концертном исполне- держание обучения. Программа по классу нии. Каждая из этих постановок оказывалась сольного пения отличается сбалансированно-значительным событием в музыкальной жиз- стью, большим стилевым разнообразием и ни города и пользовалась большим успехом у технической сложностью. Что, наряду с высо-публики. ким профессионализмом педагогов, позволя-
Заключение ло учащимся исполнять не только сцены из
Таким образом, в 20-е годы XX века в Во- опер, но и осуществлять концертные поста-сточном музыкальном техникуме сложилась новки целых опер, в числе которых и первая собственная вокальная школа, основанная на татарская опера «Сания». Ориентация на вы-итальянской методике пения «бельканто». сокие стандарты профессиональной подго-Анализ архивных документов показал, что товки певцов и будущих педагогов, а главное, обучение певцов велось на высоком профес- стремление подготовить профессиональных сиональном уровне, что подтверждается певцов и музыкантов из числа татар, в конеч-наличием в учебном плане вокального ансам- ном итоге оказало значительное влияние на бля, методики вокального исполнения и хо- формирование современной национальной рового пения, обязательного фортепиано и музыкальной культуры Татарстана.
Литература:
1. Гринин Л.Е. Личность и феномен славы в истории // Философия и общество - 2021. - № 1. - с. 3162.
2. Интернет-газета РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/63510b849a7947654e723972 (дата обращения: 25.01.2023).
3. Красная Татария. - 1925. - №118.
4. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд Р-2812 - Казанский Восточный музыкальный техникум.
5. Национальный архив Республики Татарстан. Фонд Р-3682 - Народный Комиссариат просвещения Татарской АССР (с 1920 г.).
6. Онлайн-энциклопедия Tatarica [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/teatr/personalii/kovelkova-ekaterina-georgievna (дата обращения: 28.01.2023).
7. Салихова А.Р. Первый татарский композитор Султан Габаши (к 130-летию со дня рождения) // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2021. - №3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-tatarskiy-kompozitor-cultan-gabashi-k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (дата обращения: 23.01.2023).
8. Файзрахманова Л.Т. Казанское музыкальное образование периода «Военного коммунизма» и «Новой экономической политики» // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №6 (101). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kazanskoe-muzykalnoe-obrazovanie-perioda-voennogo-kommunizma-i-novoy-ekonomicheskoey-politiki (дата обращения: 29.01.2023).
References:
1. Grinin L.E. Lichnost' i fenomen slavy' v istorii // Filosofiya i obshhestvo - 2021. - № 1. - s. 31-62.
2. Internet-gazeta RBK [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/63510b849a7947654e723972 (data obrashheniya: 25.01.2023).
3. Krasnaya Tatariya. - 1925. - №118.
4. Nacional'ny'j arxiv Respubliki Tatarstan. Fond R-2812 - Kazanskij Vostochny'j muzy'kal'ny'j texnikum.
5. Nacional'ny'j arxiv Respubliki Tatarstan. Fond R-3682 - Narodny'j Komissariat prosveshheniya Tatarskoj ASSR (s 1920 g.).
6. Onlajn-e'nciklopediya Tatarica [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/teatr/personalii/kovelkova-ekaterina-georgievna (data obrashheniya: 28.01.2023).
7. Salixova A.R. Pervy'j tatarskij kompozitor Cultan Gabashi (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya) // Gasy'rlar avazy' - E'xo vekov. - 2021. - №3. - [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa:
https://cyberleninka.ru/article/n/pervyy-tatarskiy-kompozitor-cultan-gabashi-k-130-letiyu-so-dnya-rozhdeniya (data obrashheniya: 23.01.2023).
8. Fajzraxmanova L.T. Kazanskoe muzy'kaFnoe obrazovanie perioda «Voennogo kommunizma» i «Novoj e'konomicheskoj politiki» // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - №6 (101). - [E'lektronny'j resurs]. -Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/kazanskoe-muzykalnoe-obrazovanie-perioda-voennogo-kommunizma-i-novoy-ekonomicheskoey-politiki (data obrashheniya: 29.01.2023).
УДК 377. 6
Э.Р. Шарафетдинова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ИСКУССТВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ДОМРЕ
В статье рассматривается структура готовности педагогов колледжей искусств к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у студентов в процессе обучения домровому исполнительству, определяются ее компоненты. В связи с этим осуществляется анализ понятий «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная компетентность» и формулируются цели и задачи педагога-домриста.
Ключевые слова: готовность к деятельности, структура, компетентность, культура восприятия, музыкальный образ, обучение, домра
Elvira R. Sharafetdinova PREPARATION OF TEACHERS OF ART COLLEGES FOR ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF PERCEPTION OF MUSICAL IMAGES WHEN LEARNING TO PLAY THE DOMRA
The article examines the structure of the readiness of teachers of art colleges to work on the development of the culture of perception of musical images among students while learning to play the domra, and also determines its components. In this regard, the analysis of the concepts of "readiness for professional activity" and "professional competence" is carried out and the tasks of the domrist teacher are established.
Key words: readiness for activity, structure, competence, culture of perception, musical image, training, domra
Введение
Актуальность исследования определяется требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» к результатам освоения программы подготовки специалистов - целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения [11]. Необходимость исследования связана также с тем, что, несмотря на значительный рост исполнительского мастерства домристов в настоящее время, утрачивается их внимание к художественно-образной стороне произведения. В профессиональной подготовке музыкантов-домристов существует «проблема преодоления чрезмерного внимания к внешней атрибутике исполнения музыки в ущерб собственно музыкальности, <....> изучения музыкальных произведений на грамматическом (аналитическом) уровне над художественно-интонационным (целостным) и т.п.» [9, с. 150].
Цель исследования - описать структуру готовности педагогов колледжей искусств к деятельности по развитию культуры восприятия музыкальных образов у студентов при
обучении игре на домре в инструментальном классе.
Достижение поставленной цели требует: 1) изучения понятий готовности педагога к профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, их связи; 2) определения конкретных задач формирования у студентов-домристов грамотного восприятия музыкальных образов; 3) описания компонентов готовности к музыкально-исполнительской деятельности, реализация которых обеспечивает культуру восприятия музыкальных образов.
Материалы и методы
Исходными материалами по теме исследования послужили: процесс обучения игре на домре в Казанском государственном институте культуры, Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева, Набережночелнин-ском колледже искусств; исследовательские проекты, в которых нашли отражение: понятие структуры педагогической деятельности; анализ структуры деятельности педагога-домриста; анализ культуры восприятия музыкального образа.
В статье использованы следующие методы: