Научная статья на тему 'Воин, возвращавший нас на поля'

Воин, возвращавший нас на поля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воин, возвращавший нас на поля»

УДК 7.071(471.324) ББК 85.1(2)6

ВОИН, ВОЗВРАЩАВШИЙ НАС НА ПОЛЯ

В семидесятые годы восходила звезда поэтессы Елены Неведровой, обучавшейся на факультете журналистики Воронежского госуниверситета. Иногда в мастерской, стоя перед полотном, Василий Павлович Криворучко, кидал в мою сторону:

- А ну, молодой, давай строки твоей Неведровой... Но только с выражением, слышишь?! С чувством читай!

Я начинал, а художник, не обращая внимания на мои "чувства", подхватывал и не читал -просто рвал сердце, воздев руки ввысь: "Было время, время было -Л-ломая небо пополам, По всей Руси призывно били -Колокола, ко-л-ло-ко-ла!.. " Бросал кисть и с восхищением:

- Ну, и девка! Ну, и молодец! Как смогла?! Представляешь - колокол-небо! И мужик, могучий русский мужик. С поля прибежал звонарь. Таким набатом ударил - Русь поднялась и уже знала, что победит! Любого врага победит! А у меня не получается1 Всё вижу, ясно вижу! Но звонарь не тот, на холст не тот приходит звонарь - в руках силушки слабовато.

В то время Василий Павлович работал над полотном "Набат". Поиски, поиски. Приходишь в мастерскую - видишь, как здорово получает-

ся! А "дедушка" вдруг в сердцах всё замазывает - начинает сызнова.

- Василь Палыч! Что вы делаете?! Ведь всё прекрасно. Не губите! Отдайте мне этот "неудавшийся" вариант! Или хотя бы этюд, почер-кушку подарите.

Обычно щедрый на раздачу налево и направо этюдов, зарисовок, картин, здесь и слышать ни о каких просьбах не желал:

- Тут, брат, позориться нельзя. Пройдёт время, кому-нибудь попадётся на глаза "подарочек" и скажут: "Ну, Вася! И чего вы с ним носитесь?! Разве с таким талантом на стороне Дмитрия Донского воюют?

. Прямо-таки пословицей в его речи стали две строки из стихотворения полюбившейся Неведровой:

" .Нам свои бы поля до конца распахать,

До конца бы разбить своих собственных гадов!"

И вдруг:

- Передай ты этой Неведровой - задурила мне голову! Собственные гады они и есть СОБСТВЕННЫЕ! И что же по её выходит - их уничтожать? Нет, милая, с ними работать надо, воспитывать, объяснять - может, они "гадами" под влиянием системы стали, по недомыслию, по безграмотности. Мы с тобою сколько их по-

видали?! И что? Всех стрелять? В тюрьмы сажать?...

.. .Работал я собкором газеты ЦК КПСС "Советская культура" и часто в командировки отправлялись вместе с Василием Павловичем. Приезжаем однажды в Острогожск. По своим делам иду к первому секретарю райкома партии, а Криворуч-ко - в музей. Сидим с "первым", беседуем - распахивается дверь, и на пороге разъярённый дедушка. Борода всклоченная, глаза горят:

- С кем ты разговариваешь?! Его прибить мало! Он же губитель прекрасного! Ты что же под пожарку занял часть музея и освобождать не думаешь?!

.Ну, думаю, всё! Первый нажмёт кнопку, явится милиция, повяжут деда как хулигана. Благо у меня голос посильнее, нежели у Кри-воручко. Перекрываю:

- Николай Антонович, знакомьтесь! Известный русский художник Василий Павлович Кри-воручко - автор знаменитых полотен о Куликовской битве, о Дмитрии Донском, Пересвете.

Не даёт договорить:

- Да кому ты объясняешь?! Какого-Криво-ручко он должен знать, если у самого Крамского выставочные помещения оттяпал.

Ощущение такое: мгновение - и дед ринется в рукопашную. Первый спокойно встаёт, подходит к сейфу, открывает, достаёт начатую бутылку коньяка, разливает по рюмочкам:

- Наслышан, наслышан о Вас, Василий Павлович! Давайте знакомиться.

Дед опешил, разгладил бороду, приосанился, от рюмочки не отказался. Взял бутерброд:

- А ты, Николай (зачастую всех называл по имени - сразу как бы проводя знак равенства между собою и собеседником), оказывается, и не такой уж и плохой мужик. Понятливый. Давай-ка теперь спокойно разберёмся.

И потекла тихая, мирная беседа. Первый рассказал о районном житье-бытье, пообещал не только в скором времени пожарникам новое помещение построить, но и открыть в районе художественную студию для детей, в сельских клубах и домах культуры провести выставки работ воронежских художников .

. Возвращаемся. Выговариваю ему, мол, разве можно вести себя так не солидно - уважа-

емый художник, пожилой человек, участник Великой Отечественной. С ходу находит оправдание:

- Хорошо твоему отцу - он у тебя командиром пехоты был. В атаку людей поднимал. А я войной придавленный. Всю войну от немца прятался - на брюхе до Берлина прополз. Связистом был - катушку на спину и ползи, чтоб тебя никто не видел. Дайте мне хоть сейчас во весь рост подняться!

.На язык остёр, непредсказуем. Врагов наживал, как репьёв в зарослях чертополоха. Что интересно, большинство из этих "врагов" вскоре становились его друзьями и единомышленниками. Обычная картина: спокойным чередом проходит партактив, конференция или заседание депутатов облсовета. Гул по залу. Оказывается, появился Криворучко и идёт к трибуне - сейчас что-то будет! И кому-то! Кто-то получит по полной - и за невнимание к пропаганде настоящего искусства на селе, и плохую организацию экскурсий на поле Куликово, и за невыполнение обещаний по открытию картинных галерей, выставочных залов.

По боку летит регламент, за который проголосовали, и даже в голову никому не придёт возмутиться: "А кто этого Криворучко приглашал?!" Ни в каких приглашениях не нуждался. Устав партии, её программу, выступления генерального секретаря ЦК КПСС читал с карандашом в руках, так что действовал в рамках "партийной демократии и дисциплины". Выступал образно, ярко, всегда по существу вопроса. Помнится реплика из одного из президиумов: "А от чьего имени вы выступаете?!"

"От имени участников битвы на Куликовском поле, к которой если вы не принадлежите, то знайте: я её рядовой."

Его позицию гражданственности, патриотизма, принципиальности поддерживали центральные партийные газеты "Правда", "Известия", "Советская Россия", "Советская культура", журналы "Огонёк", "Советский Союз". Ему спасибо за дружбу с первыми секретарями райкомов партии, благодаря которой почти в каждом районе не только Воронежской, но и в соседних областях открылись краеведческие музеи, картинные галереи, детские художественные

131

школы. Именно за подвижническую деятельность, мастерство художника-патриота и коммунисты, и общественность города, области приняли решение при учреждении звания "Почётный гражданин города Воронежа" выдвинуть на это звание Василия Павловича и вручить ему удостоверение за № 1.

Его "активность не по делу" не всегда нравилась некоторым завистливым "собратьям по цеху". У автора данных строк хранится статья, опубликованная в одной из областных газет в 1972 году - группа художников выступает с обвинением в адрес Криворучко по поводу того, что он увлёкся изображением "культовых зданий", героическое прошлое в картинах своих трактует через "влияние церкви". Они всячески тормозили выдвижение художника на всевозможные звания. Во всех городах представляли на открытии выставок как народного художника, не подозревая о том, что знаменитость не имеет никаких почётных регалий.

29 ноября 1979 года секретарь Воронежского обкома партии по идеологии С.В.Митрошин с трибуны громит художников за увлечение изображений культовых зданий, воинов древней Руси.

Василий Павлович с места: - Так что же? Нам вокзалы рисовать? . Только перед самой смертью был приподнят на первую ступенечку - получил звание "Заслуженный работник культуры РСФСР". До последнего обиженные чиновники от искусства стояли на своём: "Криворучко - не художник. Купил прессу, и она его сделала популярным".

"Купил" не только отечественную журналистику, но и зарубежную. "Купил" своей добротой, отзывчивостью, оригинальностью видения героического прошлого Руси. В 1981 году в Брно ( Чехословакия) выходит монография Ол-држиха Томана "Василий Криворучко. Время творческой зрелости". Этой книгой в стране начинают серию изданий о знаменитых русских и советских художниках. Цитаты из той книги:

". Увлечённость художника не заключается в не некритическом идеализируемом древнерусском восхищении историческими памятниками истории, а в факте. Криворучко на наследие прошлого смотрит через призму совет-

ской действительности. Видит результат безграничных творческих усилий простых людей, их профессианальное искусство умельцев, художественное чувство, их эмоциональность.

.Много раз мысленно возвращался в Воронеж, и всегда меня интересовало творчество Василия Павловича Криворучко, полное силы художественного воздействия, цвета и света, обращённые в прошлое, к древней Руси.

В Чехословакии известны произведения выдающихся советских художников: Петров-Водкин, Моор, Дейнека, Греков, Ряжский, Иогансон, Герасимов, Сарьян, Архипов, Юон, Пластов, Корин, Яблонская, Чуйков. Криво-ручко стоит где-то в центре встречи искусства девятнадцатого века и двадцатого. Хотя художник принадлежит к старшему поколению, он в настоящее время в своём искусстве ближе к среднему и молодому поколению . Далёк от западноевропейского импрессионизма, скорее, идёт к постимпрессионизму, своеобразной трансформации модерна девятнадцатого века. Выполняет свою идейную миссию , связуя чувство восхищения боевитостью с серьёзностью и музыкальностью живописи.

.В 1958-1963 годах он выезжает на побережье Азовского моря. . В 1963-64 годы, поездки по северным областям СССР и Донбассу дают нам правдивое и поэтичное представление о людях тех земель, о красотах природы.

.Особо стоят его скульптуры из дерева. В 70-е годы создаёт замечательные исторические портреты Александра Невского, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Ивана Грозного, Емельяна Пугачева, Михаила Кутузова, Ивана Никитина. Не только советскому зрителю, но и нам, всем, любящим искусство, Василий Павлович по-своему "открывает" Африку, Болгарию, Индию, Францию, Англию, Испанию, страны, по которым путешествует со своею супругой, тоже художницей Ксенией Успенской.

Зрители восхищались его работами в Москве, Владимире, Туле, Липецке, Пскове, Смоленске, Воронеже.. Картины эмоциональны, обогащающие исторические событие, наши знания о них.

Монументально прекрасно звучит музыкальная картина "Загорск", избавленная от деталей.

132

Здесь деталь и целое нельзя отделить. Картина как бы стала речью художника, его особым словом."

В Нью-Йорке массовым тиражом выходит открыткой его картина "Андрей Рублёв".

.В начале 90-х талантливый кинодокументалист из Свердловска Лидия Богданович снимает о Василии Павловиче фильм, публицистичный, философский, дающий яркое представление об истинном подвижничестве, бескорыстии, гражданственности. Ни у города, ни у областных властей не достало денег, чтобы купить копию фильма и оставить на память потомкам. Только в Лисках, директор краеведческого музея Александр Аникеев, ученик Василия Павловича, смог найти средства для приобретения ленты, ставшей, во всех отношениях, уникальной.

.Как никто иной, приветствовал "перестройку", по-детски доверившись Горбачёву, так много обещавшему хорошего и так много сделавшему во вред государству. Его молодая душа, умудрённая опытом, стремится к объединению здоровых сил Отчизны. Первым в стране бросает клич и создаёт движение "Культурная инициатива". Тут к месту привести слова Ивана Петровича Чухнова, нынешнего заведующего городским управлением культуры:

- В семидесятые годы очень много слышал о Василии Павловиче, но познакомиться долго не удавалось. Его имя было на слуху. Такое впечатление, что его идеями жила вся воронежская культура - споры, обсуждения, организация всевозможных мероприятий, движений, посланий в обком партии, в Москву .

В 1975 году попал на какую-то выставку в зале на Пушкинской. Наверное, не запомнил, выставка чьих это работ была, потому что вдруг появляется энергичный бородатый человек. Всё закружилось вокруг него. Выставка выставкой, но он предлагает обсудить более важные проблемы. Из стульев организовали круг, желающие расселись, и пошёл такой смелый и разумный разговор о состоянии искусства в области, что все были захвачены тем обсуждением. Обсуждением на равных. Основная мысль была - не молчать!

У Василия Павловича мысли были яркие, неординарные, на всё смотрел каким-то особым

взглядом.. После я к нему подошёл, познакомились. И сразу же такое впечатление, что мы с ним давние друзья. Я его пригласил в свою школу - тогда на Левом берегу директорствовал в 8-й школе искусств. Потом он часто бывал у нас. Встреча с ним - всегда праздник. Рассказывает так, что тут вам и уроки по истории, литературе, живописи, прикладному искусству . И война, и воспоминания о друзьях. Всё в единстве, всё захватывающе интересно.

Начальником управления культуры меня назначили в 1991 году. Помните, какое это было трудное время. На людей обрушилась нищета -всё разом обесценилось. Не понять, куда и за кем идти - разные партии, многочисленные лидеры -один умнее другого. Не преувеличиваю - многое в городе и области было сохранено, не подверглось разрушению, растаскиванию, благодаря Василию Павловичу. Он как жил, так и продолжал жить - искусством. Точнее, не искусством - продолжал себя ощущать современником воинов Поля Куликова. Знал, какою должна быть Россия, по какому пути идти. Был уверен, что "перестройка" открыла путь правды для честных, порядочных людей, любящих свою Родину.

При его участии мы создали общественный совет по культурному наследию. Василий Павлович был самым активным участником, не пропустил ни одного заседания. Смотришь за ним, а он сидит, вроде бы безучастный ко всем спорам - думает о чём-то своём. И вдруг - берёт слово. Всё! Какие бы предложения ни были, победит то, за которое Криворучко. Даже самые ярые его противники соглашались с доводами, шли на уступки. Все будто ждали слово от него, будто ради него затевались разногласия, чтобы потом слушать и не понимать, как он может убеждать? Это не мастерство, а нечто, данное свыше, чему не научишься, что не повторишь.

А потом он вместе со знаменитым Леонидом Леонидовичем Семаго, известным писателем, учёным, геологом Владимиром Чесноко-вым, инженером завода "Электросигнал" Анатолием Ефремовым, журналистами, художниками создаёт движение "Культурная инициатива". Было поднято общество на спасение культурного наследия. И это получалось здорово, непринуждённо!

133

Начинает активную деятельность по спасению Успенской церкви, у стен которой освящались корабли российского военно-морского флота. Мне ещё тогда подумалось - не время. Народу не до этого - безработица, безденежье. А он - по всему городу расставил урны для сбора средств на восстановление храма, плакаты сам написал. И весь день бегал от урны к урне. Появлялся Василий Павлович, народ начинал толпиться возле тех урн, слушать седобородого чудака.

Помню, после первого дня собрали все урны и в одном из помещений кинотеатра "Пролетарий" стали считать, сколько же нам набросали? Сумма оказалась, на удивление, очень внушительной. И считали мы те медяки, копейки и рубли до половины первого ночи. Затем на наше старание обратили внимание промышленные предприятия, областные и городские власти... В итоге, деньги поступили даже из федерального бюджета.

Уверен, если бы не инициатива и активность Криворучко, то, сомневаюсь, восстановил бы город древнейший храм общероссийского исторического значения.

. Ему спасибо за то, что отстоял дом, в котором родился Иван Бунин. Криворучко поднял общественность на защиту памяти о выдающемся писателе, уроженца Воронежа. Он отстоял земли сельхозинститута, на которых ещё в советское время хотели построить высотный жилой дом и испортить тем самым один из лучших в Европе оазис архитектуры, чудным образом гармонирующий с природой. Не стало Василия Павловича, и "вдохновители" "перестройки", "новой жизни" вообще у агроунивер-ситета отняли земли, некогда ему на вечное пользование подаренные царём Николаем Вторым

.Сохранилась переписка с министерством культуры РСФСР, Тульским обкомом партии, руководством ряда музеев, писателями, художниками, поэтами - Василий Павлович делает всё возможное, чтобы в Монастырщине, рядом с Куликовым полем, открылся музейный комплекс. По его инициативе и писателя из Новомосковска Глеба Паншина "пробивается" Всесоюзное празднование на поле Куликовом. Как же

мне было горько и жалко тех людей, за души которых, их обогащение культурой, знаниями боролся воронежский художник, когда в конце лета этого года посетил Куликово поле, Монастырщи-ну. Раньше в храме Сергия Радонежского был музей, которому Василий Павлович передал ряд своих картин. Храм, наконец-то, полностью перешёл в ведение Православной Церкви. Замечательнейшее убранство, ценнейшие иконы. Паломники - нескончаемым потоком со всех концов бывшего Советского Союза. Все музейные экспонаты переданы областному управлению культуры. Где картины Криворучко? Никто на этот вопрос ответить не смог. В Монастырщине, в обновлённой экспозиции, не нашлось места не только для картин художника, но экскурсоводы даже не упоминают это имя, как не упоминают и имя Глеба Паншина. Объяснения просты до глупости: "Москвичи составляли новую концепцию, и в неё не вписывались ни картины, о которых говорите, ни имена, которые вспоминаете.". Вот так тебе, дедушка Вася, участник Куликовской битвы!

Он первым на поле Куликовом получил премию имени Сергия Радонежского. Уже был тяжело болен. После только что перенесённой операции ушёл в кусты, чтобы промыть "раны". И вдруг - гиканье, свист, хохот! Его окружили "татаро-монголы". По сценарию именно у этого куста собиралось потешное "войско Мамая", чтобы противостоять русским. Василий Павлович весело комментировал:

- Конечно, позорно, хоть и перед невзап-равдышними татаро-монголами оказаться в таком беспомощном и комическом положении, в котором оказался я, но, учтите, я и им не сдался - пару анекдотов рассказал и сагитировал как можно быстрее сдаться в плен.

Но как тут после печального посещения Монастырщины не вспомнить пророческие слова любимого Василием Павловичем строки поэта Николая Рубцова:

"Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времён татары и монголы. " Иваны, родства не помнящие, пострашнее любых завоевателей. Эти черви разрушают мо-

гучее древо государства изнутри. Главное, кусок колбасы, зарплата, а там - любой концепции в угоду всю историю перестрою и ото всего святого отрекусь.

Разбирая часть архива, переданного мне Ксенией Николаевной Успенской, нахожу документы, подтверждающие, что Василий Павлович - инициатор создания воронежского землячества в Москве. Решение пришло на открытии его персональной выставки в Москве. Письмо-обращение отсылает "именитым" воронежцам, проживающим в столице, бывшему первому секретарю обкома партии и председателю Совета Министров РСФСР Виталию Ивановичу Воротникову, члену ЦК КПСС, публицисту, общественному деятелю Борису Ивановичу Стукали-ну, поэту Егору Исаеву, журналисту-международнику Михаилу Домогацких. Составляет анкету-вопросник и сам же первый заполняет её:

" 1. Какие проблемы, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными? Какие знаете случаи небрежения историческим наследием?

- До сих пор нет кинофильма о Куликовской битве.

2. Какие конкретные меры для улучшения положения Вы можете предложить?

- Существуют легенды и предания у казанских татар, калмыков, башкир, чувашей, марийцев и других народов, которые звучат очень необычно и мало понимаемы при первом их прослушивании. Их надо издать для повышения общего кругозора всех, живущих в России. Это наша общая культура, без которой мы ничто.

3. Как вы могли бы лично участвовать в решении поднятых вопросов?

- Работой в составе выездных отрядов добровольных помощников реставраторов".

На полях анкеты набросок фигуры патриарха Алексия II, на встрече с которым присутствовал и задумал написать его портрет.

Приписка:

" Анкету просим передать сотруднику выставки или переслать по адресу: 103012, Москва, ул. Разина, 8,

По конкретным вопросам вы можете связаться в Воронеже:

Криворучко Василий Павлович - 56-45-37,

Ефремов Эдуард Петрович - 14-58-51,

Застрожный Олег Кириллович, Воронежское отделение ВООПИК, ул. Фридриха Энгельса, 5, тел. 55-08-92".

.Идём однажды по проспекту с доктором филологических наук, талантливейшим литературоведом, любимым учителем многих поколений филологов Воронежского университета Анатолием Михайловичем Абрамовым. И что же видим? На ступеньках главпочтамта в сандалях на босу ногу, в мятом и перемазанном красками пиджаке сидит Криворучко, ест булку и запивает кефиром из бутылки.

- Вася! - остолбенел Абрамов. - Что ты делаешь?! Тебя же, великого художника, вся страна знает! У тебя что, нет возможности зайти в кафе, культурно, по-человечески пообедать. Что о тебе подумают?! Что ты со своим желудком творишь?! Зайди ко мне, дам тебе режим питания, меню для нашего возраста.

- Толя! А не пошёл бы ты, знаешь, куда? Если бы я так жил и питался, как ты, то ни черта бы и не успел сделать за свою жизнь. Не обижайся - хорошие ты книжки написал и издал, но - мало. Совсем не думаешь о том, что ещё надо успеть сделать. Так что, Толя, не порть мне аппетит и настроение.

.Давно мечтал учёный и писатель Леонид Леонидович Семаго побывать у него в Антипов-ке, что на живописнейших склонах, сбегающих к Битюгу. Приезжаем. Дед сразу же распределяет работу. Семаго останавливает:

-Василий Павлович, не за этим приехал -чудные здесь места для наблюдений за птицами.

- Ладно, Лёня, наблюдай!

Сам же дед одновременно делал несколько операций - копал землю, носил воду, разводил костёр, чистил картошку. Носился белкой в колесе. Того же требовал от меня. Я уж и есть не хочу, и пить мне ничего не надо - только бы до топчана добраться. Упал. Мёртвым сном уснул. Мгновения, казалось, прошли, а меня уже в пинки, как говорится:

- Молодой, вставай! Рассвет! Солнышко встаёт. Нам ещё многое до отъезда надо успеть.

После Семаго, видно, переключив своё наблюдение с птиц на нас, скажет:

- Василий Павлович, так это же не отдых, а чистой воды рабство - себя не жалеешь, других пожалей.

135

- Лёня, пейзажи, конечно, и мне охота писать, птичек тоже уважаю, но зимою есть что-то надо? Трудом, трудом своим надо себя кормить - тогда и картины пишутся с книгами что ни на есть правдивые и задушевные... Молодому тоже полезно не забывать, что его деревня-кормилица в люди вывела. Не в рабах мы у своей земли, а долг ей отдаём, уважение проявляем с любовью.

. Ждёт осмысления переписка Криворуч-ко с редкостным человеком, полковником Святославом Святославовичем Воиновым, который всю жизнь занимался изучением "Слова о полку Игореве", затем оставил службу и все силы отдал открытию в Новгород-Северском Черниговской области музея, посвящённого "Слову" и времени его создания. Василий Павлович и в этом деле оказывал неоценимую помощь. Вот тут его и бросила судьба на операционный стол. Редчайшего таланта хирург Лебедев спас ему жизнь и как бы передал её не менее именитому воронежскому хирургу Булы-нину. Самолётом еле живого деда переправляют домой.

.Приподнимается над подушкой:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Молодой, ты только послушай! Слушай и богатей душою.

Василий Павлович закрывает глаза и - наизусть:

- О, светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами дивишь ты, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, садами монастырскими, домами церковными и князьями грозными, боярами честными - всего ты исполнена Земля Русская, о правоверная вера христианская!..

Неизвестный автор "Слова о погибели Русской Земли" так поэтично, возвышенно, с гордостью написал о красоте и величии земли своей до разорения её Батыем, за 150 лет до победы на поле Куликовом. Русь выжила. Нам извечно суждено выживать, выходить из немыслимых исторических тупиков. И мы выживем. Выживем. Только бы в сердце у большинства сохранился незыблемый призыв великого Пушкина:

"Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам."

. Монолог завершён. Молчим.

- Принёс?

Возвращение к будням. Вчера просил накупить "всякой всячины" - конфет, шоколадок, косыночек, шарфиков, коробочек с пробными духами. Завтра 8 марта. Предлагал ему купить необходимое количество коробок конфет, несколько шоколадок и отблагодарить медперсонал. Скорчил рожу и передразнил:

- " Отблагодарить, отблагодарить." Банально, скучно - чем-то на взятку смахивает. А я им всем хочу праздник устроить. .. Шпагат не забыл прихватить? Всё равно ночью не сплю. Натяну шпагат из угла в угол, на ниточках привешу "сюрпризики" в пакетиках. Утром всех соберу. Попрошу завязать глаза, дам в руки ножницы - срезайте! Каждой по этюдику приготовил. Правда, без рамок.

Медсёстры от незатейливых подарков, лотерей, игр обескуражены! Просто сбиты с толку! Довольные и счастливые, никак не могли понять, откуда у болящего столько энергии, оптимизма и силы Добра? Такое не встретить в обыденной жизни, а уж там, где сплошное горе.

.В Новгород-Северском попал на операционный стол. Я приехал к нему по просьбе главврача: "Любой ценой увозите его. Он умрёт. Лучше, если это произойдёт дома, в Воронеже."

.Захожу в палату. Из глубины бороды, копны седых волос смотрят глаза на личике, усохшем в бледненький детский кулачёк. Наклоняюсь. Не говорит, а еле шепчет:

- Ты с фотографом приехал?...

- С фотографом, с фотографом.

Обманываю, лишь бы успокоить явно находящегося в бреду. Но слышу трезвое и здоровое:

- Записывай. Пусть немедленно снимет для меня.

И начинает перечислять места, которые необходимо запечатлеть.

- Я тут толком ничего не успел. А красота! Красота здесь какая! Поснимайте. Потом по фотографиям этюды набросаю.

Глаза закрылись - ушёл в забытье.

.Кто думал-гадал, что Вася и в таком состоянии не остепенится, не успокоится. Опираясь на палочку, придерживая повязку на кровоточащем шве, стоит у полотна, пишет:

- Молодой, я всё отлично понимаю, но надо успеть. К 600-летию со дня кончины преподобного Сергия Радонежского выставку открыть надо. Памятью светлой этот день святой отметить надо.

К радости горожан, удивлению врачей -художник вновь закружился в вихре своих деяний. Дарит картины городу: епархии - древние иконы, картины, колокола и старопечатные церковные книги; в областную библиотеку - книги разных веков, спасённые им за свою жизнь. Музеи Новой Усмани, Богучара, Лисок получают дары. Благодаря его подвижничеству, в Бо-гучаре, Верхнем Мамоне, Дисках, Новой Усма-ни, Павловске открылись картинные галереи, выставочные залы.

Болезнь - вещь коварная: вновь операционный стол, больничные коридоры. Кого-то это ломает: постоянными болями, разочарованием и безысходностью затмеваются все краски солнечного дня.

- А это я в больнице наброски делал. Сейчас, вот, на холст перевёл.

- Как?! Откуда же в сем заведении света да радости столько?

- А окно! В него же смотреть можно. А за ним-то природа: ёлочки-сосёночки, тучки, солнца лучик, птички, букашки. Всё прекрасно!

Так был написан цикл "Из окна больницы".

Седьмого августа, в канун его 75-летия, по Российскому телевидению показали о нём фильм. Кстати, денег на съёмку дали. англичане.

- Молодой, не приведи Господь никому испытать в жизни то, что выпало мне - голод, гонения за веру, притеснение родителей за то, что умели и любили трудиться, война, завистники, неурядицы в семейной жизни. Но надо жить Надо поддерживать друг друга. Сколько творческих людей не могут проявить себя и не потому, что ленивы - рядом нет опоры. Вот поэтому мы и создали общественный совет "Куликово поле". Ради чего? Ради издания стоящей

литературы, организации выставок, творческих встреч, помощи молодым талантам. Ладно, ты иди или, хочешь, на лекцию оставайся.

Специалист от Бога, повидавший на своём веку всякое, Виктор Иванович Булынин говорил:

- Он тут у нас чудеса творит. В таком состоянии людям белый свет не мил, а он что творит?! Каждый день в актовом зале устраивает "лекции" - рассказывает больным о Микельанджело, Леонардо да Винчи, Рублёве, Саврасове, Крамском, Левитане, Бучкури. Развешивает копии картин, выставляет свои этюды, делится своими замыслами. У нас в областной никогда такого не было, вряд ли когда ещё будет.

На его беседы по искусству не только больные на каталках приезжали, но и обслуживающий персонал старался не пропустить встречи с художником, студенты-практиканты оставались послушать "деда-чудака".

Довольно часто слышал:

- Вася, оно тебе надо? Чего ты постромки рвёшь? Один в поле не воин.

- Я и не воюю - Господу служу. Ты живи так, как надо жить, а уж Господь управит - воин ты в поле или не воин.

Как в воду глядел. Однажды пришёл в областное правление Союза художников парнишка. Принёс свои графические работы. Мельком глянули: мол, видали мы таких немало - "научись сначала яблоко с кувшином рисовать, а уж потом берись за графику. Полнейшая безграмотность у тебя". Правда, кто-то в шутку сказал: "Пусть идёт к Криворучко - он таких подбирает."

И студент-историк Саша Аникеев, не имея никакого "художнического" образования, самоучка из самоучек, пришёл к деду, а тот. В полный восторг пришёл! Звонит:

- Молодой! Явись немедленно! Сашке надо помогать. Талантище - могучий! Ему наши умники сказали, чтобы он яблоко учился рисовать. Вот, пусть они его и рисуют. Аникеев, попомни, скоро их всех за пояс заткнёт.

И стал Александр "дедушке Васе" "сыном родным". Вскоре парень первым в СССР делает замечательнейшие иллюстрации к первому изданию стихов Высоцкого. Затем персональная выставка в Ленинграде, Воронеже. Создаёт ряд циклов по истории Руси, портреты истори-

137

ческих личностей, иллюстрирует сказки Анны Николаевны Корольковой, Барышниковой, произведения Андрея Платонова. Его Криворуч-ко убедил заняться созданием краеведческого музея в Лисках. Перед этим идеей создания музея увлёк первого секретаря райкома Виктора Шевцова, но при одном условии - возглавил чтобы все работы Александр Владимирович Аникеев. Хотя в этом никого и убеждать не надо было - о своих незаурядных творческих способностях в родном районе учитель Аникеев уже заявил.

Особая история о том, как Александру Аникееву, а не воронежцам, удаётся спасти многое из наследия Учителя. Первым в стране Александр Владимирович создаёт музей подвижничества. За основу взята мастерская Василия Павловича, с её колоколами, бесчисленным множеством пузырёчков, бутылочек (вода из разных океанов, рек, святых родников.), пакетиков и коробочек, в которых земля с памятных мест всего земного шара, невиданные растения, насекомые, жучки. Народ, прорвавшийся "за кордон", привозил плащи болоньевые, нейлон всякий, обувку модную, магнитофоны, а этого ненормального не могли понять на таможне - рюкзаки, набитые корешками, травками, камешками, комьями глины, бутылочками с водой, песком. Зачем тебе всё это, дедушка?

- Детям буду показывать и рассказывать, в каких странах бывал и что в них видал.

Картины, этюды, фотографии, личные вещи, письма.

Всё, что Василий Павлович не успел раздарить. Увлекательнейшая история с книгами, рукописями от Ибрагима Арсланова, бывшего муллы, принявшего православие, служившего на родине протопопа Аввакума. С ним Василий Павлович дружил, вёл переписку.

В Святогорье, на Украине, встречаюсь с епископом Алипием, когда-то служившем в воронежском Покровском соборе. Помнит ли он Криворучко?

- Да как же не помнить?! Крест, которым благословляю, мне подарен Василием Павловичем, кадило - тоже память о нём. Он ездил по северным сёлам и спасал древние иконы, церковную утварь, старопечатные и рукописные

книги. Я так был потрясён деяниями художника, что во многом пошёл вслед за ним - в своей православной общине при храме создал тоже музей, в котором много дивного.

Музей в Лисках неповторим, уникален, чрезвычайно интересен. В ноябре в городе открывается продолжение музея-подвижничества - картинная галерея имени Василия Павловича Криворучко. Не в Воронеже, а на родине благодарного ученика.

Из писем Александра Аникеева Криворуч-

ко:

"Здравствуйте, дорогой Чудесный Дед, Василий Павлович!

Рад был получить от Вас весточку со статьёй о книге - я эту статью ещё не видел. Но радость моя не в статье, а в Вашем участии и доб-ропожеланиях..

.Читаю "Чевенгур" А.Платонова, маюсь душевно. Ничего более потрясающего о своём народе, нашей революции и человеческой душе не читал. И страшно, и горько, и стыдно - за себя, за народ, за содеянное. Большая в этой книге ошеломительная сила. Мысли и чувства настолько близки моим, настолько Платонов запряг меня в свою узду, что во время чтения чувствовал себя чем-то средним между автором и персонажем.

Одним словом, вещь - сильная. Загорелся сделать иллюстрации к роману, нащупал несущий нерв, расписал по порядочку весь основной изобразительный ряд. Может быть, что-то и выйдет. Но на некоторое время нужно избавиться от этого творческого зуда, пусть отлежится.

. Соскучился. Сейчас с восторгом вспоминаю то застойное время, когда до самозабвения жил, работал рядом с Вами в Вашей чудесной мастерской.

. Если Вы не достали ещё книгу "Не вышел из боя", то она за мной. Мы с Александром Сергеевичем договорились подарить книгу Вам с дарственными надписями".

". Новый секретарь у нас живо интересуется вопросами истории и культуры, начитан и достаточно интеллигентен. Уже подписал материалы на переименование города, возвращение ему непорочного имени Лиски. (до этого долгое время город именовался - Георгиу-Деж

138

- Э.Е.). По поводу сохранения старых зданий попытался меня убедить, что новый вокзал лучше старого, что старый никакой архитектурной ценности не имеет и посему должен быть снесён. Сколько мог, пытался его убедить в том, что кроме архитектурной есть историческая ценность и ведь если моя или его бабушка были некрасивы, то мы на этом основании не можем разрушать память о ней, а, разрушив, убьём что-то важное в себе.

Беседа об истоках и корнях привела к тому, что он предложил мне посмотреть здание под снос вместе с архитектором и продумать возможность их частичного переноса на другое место на предмет организации в них краеведческого музея."

Из писем Василия Павловича Александру Аникееву:

".Вместе с единомышленниками ищите решение за сохранение Лисок как своей Родины, как радости бытия. Создавайте инициативную группу по возрождению культуры, то есть актив из интеллигенции, из интеллигенции, действующей поистине по велению настоящего высокоинтеллектуального чувства любви, как говорил А.П. Чехов. Только ради любви и можно жить."

"... Двое суток под впечатлением от поездки в Лиски. Незабываемое чувство общения с Природой останется надолго в моей памяти.

Глыба мела нашла место на моём столе и, глядя на неё, видишь руки хазара, режущего этот камень. Это чувство соприкосновения с древностью как-то греет деда Василия."

" .Всю жизнь путаемся в надежде и любви, барахтаемся в огорчениях и печали. Добро и зло всегда рядом с нами. Куда мы, туда и они. Эти спутники жизни как неотъемлемая часть нас самих. Добро и зло - слагаемые, никуда ты от них не денешься. Спешите делать добро, и жизнь будет желанной."

"..Смотри в прошлое - там ты найдёшь открытую дверь в красоту, сотворённую человеком на протяжении сотен лет, которая освещает богатством своим душу современного человека, если он способен это увидеть и понять."

".Искусство любит сильных, готовых на любые жертвы. Оно не любит измены. Величие

искусства в его неизбежности, как явления человеческого таланта. Искусство - любовь. Любовь всегда права, непобедима и всесильна. Без искусства мир не существует..

Тебе много дано и спрос с тебя велик. Ты не имеешь права не отдавать всего себя этому великому служению. Всё, что угодно, но только работать!.."

" .Невежественное отношение вызывает во мне ярость. И в ответ хочется ещё больше работать, чтобы показать людям красоту и величие нашей родной истории, поднять её, заброшенную и забвенную. Мы обязаны делать красоту для людей."

"... Солнце - жизнь! Всё кругом ложь. Один художник лишь прав. Образы его и есть та жизнь, без которой человек превращается в животное. Художникам всегда было тяжело, но в том-то и подвиг их, что они всегда, борясь со злом, создавали прекрасные творения своего разума. Без искусства нет жизни в человеческом обществе."

".Именно свобода человека в его добрых проявлениях является великим прогрессом человечества. Настоящий художник тот, кто творит прекрасные порывы своей души для ближнего без наград."

"..Мир полон красоты во всех её проявлениях, и тот, кто способен понять это, красоту и влюблённость в неё, стать её частицей, преумножая своим присутствием, тот не напрасно прожил жизнь".

.Есть ещё "сын", достойный продолжатель дела Криворучко - художник Вячеслав Кузьмич Знатков. Благодаря депутату Государственной Думы Руслану Гостеву, в своё время увидела свет книжка, изданная тиражом в три тысячи экземпляров, но исчезнувшая с прилавков в считанные дни - "Дорога детства вся в крови". Воспоминания, написанные Знатковым для своих детей. Вячеслав в шестилетнем возрасте попал под расстрел. В Суземке Брянской области фашисты расстреляли около пятисот мирных жителей. Среди немногих чудом уцелел Вячеслав, который потом попал в детский экспериментальный концентрационный лагерь. Ему "повезло" - врачи, научные работники, просто брали у него кровь и морили голодом. С Марией Звонарёвой,

139

например, производили иные "опыты" - постепенно рубили ногу. Испытывали препараты, действующие на скорость заживления ран. Под-зажила малость рана - очередной удар топором, другое лекарство изучают учёные-нелюди. До паха "укоротили" ногу.

Когда Знатков приехал в Воронеж, то ему руку помощи протянул Василий Павлович. Молодой художник жил в его мастерской, получал деньги на пропитание. Кузьмич - тоже продолжение своего учителя. В школах города и Новоусманс-кого района занимается с детьми. Более десяти лет назад "случайно" начал уникальный педагогический эксперимент - среди первокурсников университета набрал группу парней и девчат, которые ни разу в жизни не держали в руках кисти. Через год все они выставились с удивительно зрелыми работами. Студия "Логос" как бы соперничает с художественными школами, училищами. Все студийцы давно принимают участие во многих областных, Всероссийских выставках. Татьяна Пи-гарева принята в Союз художников России. Знат-ков внушает главное, полученное некогда от Кри-воручко:

"Запомни, Славка, продал картину - бедным стал. Подарил - разбогател. Не поймёшь этого, никогда не станешь настоящим художником".

Студийцы Знаткова целую картинную галерею подарили Воронежской областной Думе, провели особые пленэры, посвящённые жизни и творчеству поэта Кольцова, писателя Бунина. Без преувеличения, Всероссийское звучания обрела выставка, подготовленная 10-летию канонизации адмирала Фёдора Ушакова. Будущий святой начинал служить на Икорецких верфях, что рядом с Масловкой Лискинского района. Пятьдесят шесть полотен выставлены в Лисках. Им высокую оценку дали и священнослужители, и представители Черноморского флота, и благодарные зрители. По всей вероятности, выставка побывает в Воронеже, Севастополе, Санаксарах и других местах, связанных с жизнью и службой святого Феодора.

Вот вам и один в поле воин! Один Криворуч-ко поддержал Аникеева, вдохнул уверенность в Знаткова, а в итоге? Ученики создали не только неповторимый музей, но открыли ряд студий, воспитали своих учеников, которые не оставили вы-

дающегося подвижника в одиночестве - продолжили и преумножили благие дела, начатые им.

.В бумагах Василия Павловича нашёл молитву, написанную им незадолго до смерти:

"Господи, Иисусе Христе Боже!

Ради Пречистой Твоей Матери и всех святых помилуй меня грешного.

А грех мой велик, хотя я никого не убил и не ограбил. Всю жизнь стремился делать доброе. Но, по своему недоразумению, хотел без Тебя, Духа Святаго, до 1962 года найти себя в своём творчестве на тех установках, которые предлагал мне дух времени - бездуховной жизни. Но всякий раз нарывался на препятствия, которые не мог преодолеть. Не мог решить в картине, портрете духовную жизнь человека, так как её, фактически, не было. Всё было замарано сатаной, и это сатанинское влияние на творчество художника выворачивало его душу отрицательной стороной. Я метался. Я продолжал искать Истину, ту неизменную, постоянную великую , которую Ты, Господи, являешь Собой. Я её медленно стал ощущать, когда в 1993 году стал смотреть в прошлое моей Родины России, которая, как потом я уяснил для себя, тысячу лет с Богом, с Твоей, Великий Боже, силой строила, создавала прекрасное, воспитывала в людях добро, милосердие друг к другу, уважение в человеке человеческое достоинство, мужество, храбрость при защите Родины от пришельцев-супостатов, веру в Бога, веру в Истину человеческого бытия.

Я, посещая древнерусские города, Псков и Новгород, Москву и Владимир, Суздаль и Смоленск, изучая историю городов, жизнь людей, посещая храмы, я начал слабо, но понимать, что в этих зажжённых свечах, в колокольных звонах, в ликах святых, написанных честной рукой и светлым разумом, смотрит на меня та Истина, которую я искал. Так, год за годом, создавая портреты великих сынов Родины Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Рублёва, Дмитрия Донского и других, я пришёл к выводу, что эти люди с их великим подвигом, возможны были только при условии повседневного общения с Богом. Без Бога, без Духа Божьего невозможно на земле добро. Все великие произведения искусства - музыки, литературы, архитектуры - созданы были людьми, глубоко верующими в Тебя, Господи".

140

Художник Вячеслав Знатков и дириктор музея в Лисках Александр Аникеев

145

Экспозиция в музее города Лиски Электросварщица.

Строительство Нововоронежской АЭС

146

Рисунок Александра Аникеева

Наброски и картина «Царь Пётр» и святитель Митрофан

148

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

149

На выставке

Могила неизвестного солдата

Дедушка болен. Рисунок Александра Аникеева

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.