Научная статья на тему 'Apt-вымысел и явь'

Apt-вымысел и явь Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Apt-вымысел и явь»

УДК 7(470.32)(092) ББК 85.1(2)6

АРТ-ВЫМЫСЕЛ И ЯВЬ

Dobromirov V.D., art critic (Voronezh)

«Воронеж!.. Родина. Любовь.

Все это здесь соединилось, В мой краткий век, Что так суров» ...

Анатолий Жигулин

Если попытаться мысленно воссоздать собирательный образ, характерный для творчества Александра Михайловича Курзанова, то, помимо главного персонажа, в нем с наибольшей вероятностью окажутся заснеженный простор, несущаяся в нем запряженная в экипаж тройка борзых лошадок, пара стаффажных фигур и как неотъемлемый атрибут отечественного пейзажа и символ веры русского человека - твердыня православного храма и сияющие золотом купола церквей. Пространство, осененное крестами и благословенное знамением прорывающихся сквозь тучи лучей солнца: «да радуется земля...».

Пользуясь краеведческими материалами, старинными открытками, в своем творчестве Курзанов начал реконструировать церковную архитектуру Воронежского края еще в начале 1970-х, во вполне стабильные социалистические времена, еще не предвещавшие никаких перемен в господствующем мировоззрении. Обезглавленные местные религиозные памятники спали тогда мертвым сном в руинах. Можно сказать, что, следуя своему эмоциональному предвосхищению, художник в своих картинах за несколько десятилетий предвозвестил процесс духовного возрождения страны, последовавший лишь в послеперестроечные годы. На его полотнах 1980-х годов: «Спасские купола», «Успенская церковь. Воронеж 19 века», «Ильинка», «Монастырская колокольня», «Алексеевский Акатов

монастырь», «Введенский храм», «Древние стены на Монас-тырщенке», «Тихвино-Ануфриевская церковь», «Воскресенская церквь» и на многих других - храмы прежних веков изображены в том же облике и в том же убранстве, который они приобрели после реставрации в 1990-е годы.

Целая серия холстов Курзанова посвящена церковным образам-реконструкциям - культовым памятникам, не выдержавшим произвола и натиска атеизма: «Митро-фановский монастырь», «Владимирский собор», «Церковь Святого Духа на Терновой поляне», «Благовещенский собор в Воронеже 16 века», «Смоленский собор». Воочию их видеть более нельзя, но свое существование они продолжают в живописной материи художественных произведений, а благодаря им - и в нашем воображении. Оказывается, реальность искусства и жизненная действительность настолько взаимосвязаны, что при их сопроник-новении в творчестве художника возникает некая своеобразная игра: вымысел формирует и содержательно преображает действительность, а запечатленная на холсте действительность образуется в художественный вымысел, не утрачивающий своей исторической достоверности.

Впрочем, храмовые сооружения, композиции-реконструкции, городской архитектурный пейзаж древнего и нынешнего Воронежа, его затерявшихся среди новостроек старинных уголков, «портреты» заводских зданий Столля, Иванова и Веретенникова - лишь одна из ипостасей творчества Курзанова. Одновременно, как пример провиденческой прозорливости, ума и отваги, он выводил в назидание современнику и своего героя - образы героического прошлого страны в лицах, личностях, не раз спасавших Отечество от кабалы чужеземных завоевателей и внешнеполитической зависимости. Излюбленными персонажами его исторических сюже-

99

тов стали князья Юрий Долгорукий, Ярослав Владимирович, Александр Невский, ближайший сподвижник царственного реформатора А.Д. Меншиков, граф Алексей Орлов-Чесменский, построивший в Воронежской губернии два конных завода. Целая серия жанровых картин: «Корабелы. Обед», «Якорь для «Принципиума», «Плотогоны», «Петр I в кузнице», цикл полотен «Первые русские боевые корабли», триптих «Морским судам быть» - посвящены деятельности корабельного царя Петра Алексеевича на Воронежских верфях. Стараниями «алчного работника трона» в Воронежском крае со стапелей было спущено 253 корабля, и именно при нем Воронеж стал центром Азовской губернии, а впоследствии приобрел и сохранил свой статус центра Воронежской губернии и области. Композиционными портретами математика А. П. Киселева, собирателя русского песенного фольклора М. Е. Пятницкого Курзанов отдает дань памяти деятелям общества, науки и культуры, составляющим славу нашей земли в области науки и культуры. История Воронежа, с издревле защищавшего глубинную Русь от набегов кочевников, как часть великого прошлого России, не может не вызывать чувства гордости у любого россиянина, в особенности, у воро-нежца и тем более у художника. Прочувствованность Курза-новым ощущения причастности к былым временам своего родного края способно взять за живое и зрителя.

Последователь изобразительных норм прошлого, Курзанов никогда не искушал себя новациями, не свойственными отечественной реалистической традиции живописи. Однако, несмотря на свой традиционализм, уже в своих ранних работах 1970-1980-х годов обнаруживаются иллюзии, свидетельствующие о кризисе современной общественно-политической системы, хотя бы и в самых мирных и неброских формах. Художник не шел, конечно, в полный рост на идеологически укрепленные каноны, но его образы, исполненные определенной роли символико-мистического смысла, неподдельные житейские персонажи, отражавшие незавидную долю человека-труженика, отторгнутого от справедливого распределения благ в обществе, сами собой недвусмысленно говорили о необходимости его обновления. Шел период, когда наиболее сильные искали выхода из не-удовлетворявшей их ситуации, в то время как инертное большинство продолжало плыть по течению.

Еще в 1970-е годы, когда выставочные залы изобиловали исполненной угодливого пафоса многоаршинными полотнами помпезно-героической тематики, А. М. Курзанов имел мужество замечать те стороны жизни, которые оставались вне поля зрения официального искусства. Персонажами его картин нередко становился несчастливый народ, милостями жизни обделенный, социально наименее защищенный, состарившиеся обитатели вымирающих деревень, воспитанники детских домов и коротающие свой недолгий век жители домов престарелых. Государственную проблему неблагополучного существования этих людей художник воспринимал как личную и, обращая внимание на обездоленный люд, как бы принимал его сторону и защищал его. Среди работ этого ряда выделяются картины: «Одиночество бабки Анюты», «Обед в Урывском доме престарелых», «Баба Поля», «Бабка Марфа» и, в особенности, «Дед Федька и бабка Химка из Урыва» (все - 1980 г.). При взгляде на эту картину, хранящуюся в собрании Воронеж-

100 -I

А.М Курзанов

ского художественного музея им. И. Н. Крамского, в памяти невольно всплывают замечательно созвучные по образной ассоциативности поэтические строки Иоганнеса Р. Бехера: «О пашня, ты лицо мое: как схожи!.. Морщины на изборожденной коже - Следы минувших горестей и бедствий»... Прожит жестокий век, взявший от человека все и даже невозможное. Теплая сумеречная палитра дня, склонившегося к вечеру, старики уже почти приписаны вечности, но за ними преображенная их присутствием в мире земля новых людей, новых сеятелей. Что же, может быть, действительно, утро окажется мудренее вечера. Такого искреннего, исполненного достоинства и смирения образа, одновременно щемящего сердце и охватывающего душу чувством преклонения перед крестьянской жертвенностью, у наших художников более не возникало.

К категории подобных работ принадлежит и литография «Ультрамарин» (1974). Портрет этот, наверное, адресован любителям вернисажей, которым небезынтересно знать, как производятся сами краски и какой труд предшествует завораживающей глаз живописной ворожбе художника. Литография была создана после посещения цеха, изготавливающего пигмент ультрамарина, на Ростовском химическом комбинате. Всюду - едкая, проникающая во все поры пыльная взвесь. На вахте - одни женщины. Наглухо застегнутая, сковывающая движения одежда - телогрейки, брезентовые брюки, сапоги. И женские руки, забрасывающие двухпудовые тигли с будущей краской в печи - сосуды со сплавом прекрасного и безобразного, присущего самой жизни. И пол-литра молока за вредность.

В Воронеж Курзанов вернулся в 1972 году с солидным багажом учености, имея за плечами факультет изобразительного искусства Московского педагогического института им. Н. К. Крупской, Рязанское художественное училище и Тбилисскую Академию художеств. Но умение практически оперировать приобретенными знаниями, обращая их в свой метод, совершенствовал уже в Воронеже, следуя наставлениям М. И. Лихачева. Страстный поклонник рыбной ловли, Лихачев часто рыбачил на реке Воронеж. Курзанов жил тогда неподалеку от его «прикормленных» мест, в первом доме у реки, на Пятницкой. Часто, возвращаясь с рыбалки, Лихачев, побуждавший Курзанова к работе над социально значимыми сюжетами, специально заходил к нему просмотреть и прокомментировать накопившиеся этюды. Потом наливали по рюмке, Лихачев брал гитару, пел, шутил: «Знаешь, Саша, рыбалку я люблю не меньше, чем живопись. А знаешь, чем они схожи? Поверь, я могу судить: если в живописи не идет картина, пишем пейзаж, сидим над этюдиками. Если на рыбалке крупная рыба не идет, всякой плотвичке для ухи рады». Известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Нужно знать, насколько всерьез Лихачев

подходил к натурному этюду, будучи уверенным, «что если некоторое время писать только одни этюды, то однажды весь этот труд выльется в одну картину более чистой палитры». И учил Курзанова пониманию поэтики именно обыденных состояний природы, всегда созвучной душевному движению художника: «Ни формат, ни бьющий на эффект цвет - не панацея от всех бед, преследующих художника при поверхностном ощущении мотива. На природе как в храме, - не важно сколько у тебя денег, чтобы поставить свечи святым, - важно, с каким чувством ты пришел». В 1970-е годы именно благодаря Лихачеву у Курзанова складывается его собственное понимание натурного этюда не как подготовительной работы, предваряющей создание картинного образа, а именно как самостоятельной формы художественного произведения.

С тех самых пор, оставивших неизгладимый след в памяти Курзанова, неиссякаемым источником вдохновения и поисков прекрасного в его творчестве остается и пейзаж. В нем художник стремится не столько к выражению своего настроения, сколько к выявлению тех состояний природы, которые они сами способны вызывать у зрителя те или иные чувства. В созданных или доработанных в мастерской пей-зажно-жанровых сюжетах, картинах-этюдах, в основу которых легли натурные наблюдения, эмоционально и колористически ярко переживает он все увиденное: ледоход и разноцветье трав, воды реки, плавной линией очерчивающей прибрежные кручи Дона, утопающие в тени старых деревьев уютные деревенские дворики. Среди пейзажей А. М. Курзанова много с детства знакомых ему уголков природы: красавец Битюг, речка Тойда, своим течением пронизывающая весь Аннинский район, полные света и всех красок жизни цветущие сады. Особенно интересны два ранних, еще школьных, этюда: «В Бродовом» и «Старая мельница». Трудно поверить, но написаны они еще в период ученичества (1953-1956 гг.) у художника А. В. Яковлева из села Новый Курлак. Это сельские пейзажи, какими их теперь помнят только старожилы, - ветряк, крытые соломой мазанки.

Особенно эффектно удается Курзанову представлять свои живописные интересы в ночном пейзаже, который он претворяет в достоверный художественный образ выверенными цветовыми отношениями. Механически перенести на холст, скопировать его просто невозможно. В пейзажах «Дом Петра I в Воронеже» (1978), «Вид на остров ночью. Воронеж конца 17 века», «Адмиралтейство. Лунная ночь» (оба - 1984), «Во время грозы» (2000), «Кашара. Лунная ночь» (2006) приникший к деталям предметов сумрак скрадывает их очертания, и освещение всегда строится таким образом, что как будто вырывает каждый важный фрагмент композиции из темноты ночи. Смыслом подобных работ является не создание эффектов красивости, а интрига света и тьмы, олицетворяющих неотвратимое и вечно длящееся борение противоположных начал жизни.

Природа в пейзажах Курзанова открывает свои ослепительные красоты, но главными персонажами в них выступают существующие на ее фоне люди, к которым художник испытывает неподдельный живой интерес. В гармоничном единстве с окружающей их живописной средой под кистью художника они раскрывают свою душу и в повседневных буднях, и в сельских праздниках. Обширный ряд живописных образов А. М. Курзанова посвящен лю-

дям Анны с их человечностью и трудолюбием, достоинствам ратая и ратника, ставших частью исторического прошлого города. Среди них - «Портрет первого предрика Аннинского района Н. И. Иванова» (1962), матроса, в 1919 году командированного из Петрограда в Анну для укрепления советской власти. Первый вариант написанной с натуры картины в 1990 году был приобретен одной из галерей США. Второй портрет был специально выполнен для Аннинской галереи по заказу Ю. А. Волгина. В 1985 году А. М. Курзанов написал «Портрет Героя Социалистического Труда Свешникова», механизатора, награжденного за рекордные показатели при уборке сахарной свеклы.

Портретные образы и жанровые сюжеты А. М. Кур-занова характерны безыскусственной задушевностью изобразительных интонаций, воплощенных, в частности, и в живописной летописи пяти поколений новокурлакско-го рода Макаровых и его основателя И. К. Макарова, обладателя полного банта Георгиевских солдатских крестов. Это - насчитывающий более дюжины портретных и многофигурных работ цикл картин 2005-2006 годов. Выдержанный в мажорной колористической гамме, он отражает историю династии героя Первой Мировой войны на фоне жизни родного села от его патриархов до их праправнуков. Как человек и художник, Курзанов был покорен бережным отношением этих людей к памяти своих предков, ему оставалось лишь выразить свое восхищение их примером в исполненной им живописной версии о прошлом одной новокурлакской фамилии.

Неотъемлемой частью творческого наследия Курза-нова является также его оригинальная и печатная графика: рисунки, литографии, линогравюры, постоянно сопровождающие его живопись. Это пейзажные зарисовки и сельские бытовые сцены, наброски человеческих фигур и изображения животных - техника моментального реагирования на то или иное событие. В рисунке художник фиксирует свои самые беглые впечатления, схватывая наиболее главное, кратко, но так емко, что выглядят эти работы вполне завершенными. Отдельное место занимают самостоятельные станковые графические листы, созданные по мотивам поэтической классики А. В. Кольцова и И. С. Никитина, в технике литографии и линогравюры. Это портретные образы поэтов, серии иллюстраций к их произведениям, исполненных лапидарным рисующим штрихом, передающим эмоциональную остроту и современность прочтения неувядаемого поэтического слова. Среди них в качестве примера достаточно упомянуть линогравюры из серии иллюстраций к поэме И. С. Никитина «Кулак», оказавшиеся в реестре несомненных творческих удач художника.

При пристальном вглядывании в творческую и выставочную деятельность Курзанова неизбежно складывается впечатление, что художника никогда не оставляло понимание того, что его творчество предназначено скорее всего не для любования в пространстве, ограниченном музейными стенами. Опыт подсказывал о существовании здесь некоего препятствия, что раскрепощенные под воздействием живописи эмоции лишь переводятся в их словесное обсуждение и никак не реализуются в каком-либо нравственном поступке, ради чего, собственно, и работает настоящий художник.

101

Имевший не одну персональную выставку в художественных музеях и выставочных залах Союза художников, Курзанов шел навстречу людям, вновь и вновь пытаясь сплотить вокруг себя своего зрителя-единомышленника. Без устали выставлялся в районных галереях, в российской глубинке, возбуждал инициативы создания художественных галерей на селе - одна из таких попыток увенчалась успехом создания Картинной галереи при Аннинской средней школе № 1, в которую передал около 20 своих произведений. Работал для зрителя, не пресыщенного многочисленными вернисажами городской художественной жизни, и в этом смысле, как ни банальна эта фраза, его искусство действительно принадлежит и служит человеку, людям, народу. Прежде на подобное подвижничество из любви к искусству и его бескорыстную популяризацию был способен только В. П. Криворучко. Так же и Курзанов по сей день сам везет и с удовольствием сам оформляет свои выставки. Благодаря продуманности экспозиции, имеющей свои сюжетные, временные, характерные для данного места географические «привязки», его картины всегда находятся в орга-

нической связи с той местностью, где они выставляются. А находя визуальную поддержку в окружающей их природной среде, они неизменно находят понимание и благодарную отзывчивость зрителя.

Искуссво Курзанова многоплановое. Рядом с полотнами его излюбленного исторического жанра соседствуют жанровые композиции из современной жизни, раскрывающие одухотворенность человека и природы, портреты и пейзажи, произведения графики. Созданные им образы невымышленно правдивы и лишены каких бы то ни было оттенков комплементарности в отношении участвующих в различных событиях персонажей. В целом же творчество Курзанова, отразившего различные грани исторической и настоящей действительности, в первую очередь характерно слитностью эстетических и нравственных задач, направленных на человечное преобразование мира. И не является ли участие художника в этом процессе его откликом на демократическую традицию отечественного искусства?

УДК 82(092) ББК 76.01(2)6

ХОЖДЕНИЕ ЗА ХЛЕБУШКОМ

На многие вопросы нашей совести пытается ответить тележурналист, режиссёр, публицист, которому, ко всему прочему, даровано быть поэтом

Ефремов Эдуард Петрович,

собственный корреспондент газеты «Сельская жизнь»

WALKING FOR «HLEBUSHKOM»

Yefremov E.P., correspondent of the newspaper «The rural life»

Many questions our conscience tries to respond to the TV journalist, producer, publicist and poet.

Трудно писать о стихах Владимира Шуваева, когда он для тебя, в первую очередь, собрат по журналистскому цеху. Раньше шли в газету, на телевидение не ради гонораров. Понятия о коммерческих, «заказных» материалах вообще представления не имели. Шли служить правде, шли, воспитанные Пушкиным, Некрасовым, Гоголем, Достоевским, Чеховым, Маяковским, Николаем Островским, Шолоховым

102

- всею человеколюбивой русско-советской литературой -защищать униженных и обиженных. Но «овраги» жизни таковы, что «гладкое» писание по бумаге удавалось далеко не всегда. Любая власть в разной степени недолюбливает совестливую и честную публицистику. Нынешняя пошла дальше всех - честь и совесть для неё вообще излишества из излишеств. Дав прессе «свободу», она никоим образом не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.