Научная статья УДК 342.56
DOI: 10.37399/2686-9241.2024.1.58-73
Военные суды в современном мире
Николай Александрович Петухов1, Екатерина Владимировна Рябцева2
2 Российский государственный университет правосудия, Москва, Российская Федерация ' [email protected], 2 [email protected]
Аннотация
Введение. В статье проведен сравнительно-правовой анализ организации и деятельности военных судов разных стран. Раскрыты особенности военных судов в современном мире с учетом основных подходов к решению вопроса о специфике реализации судебной власти в условиях деятельности вооруженных сил.
Результаты исследования. Рассмотрен опыт ряда государств, где военные суды действуют на постоянной основе как в мирное, так и в военное время; стран, где вместо военных судов при общих судах на постоянной основе функционируют специализированные военные структуры, а также стран, в которых деятельность уголовных военных судов ограничена военным временем.
Обсуждение и заключение. Особое внимание в работе уделено военным судам России. Сделан вывод о том, что военные суды с учетом современных правовых актов о судебной реформе активно выполняют свою социально значимую роль, обеспечивая надлежащее функционирование судебной власти в Вооруженных Силах, других войсках и формированиях, осуществляя судебную защиту личности, общества и государства, в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: военные суды, судебная система, юрисдикция, вооруженные силы, военнослужащие
Для цитирования: Петухов Н. А., Рябцева Е. В. Военные суды в современном мире // Пра-восудие^йсе. 2024. Т. 6, № 1. С. 58-73. DOI: 10.37399/2686-9241.2024.1.58-73.
Original article
Military Courts in the Modern World
Nikolay A. Petukhov1, Ekaterina V. Ryabtseva2
Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation For correspondence: ' [email protected], 2 [email protected]
Abstract
Introduction. The article contains a comparative legal analysis of the organization and activities of military courts of different countries. The features of military courts in the modern world are revealed, taking into account the main approaches to solving the issue of the peculiarities of the implementation of judicial power in the armed forces.
© Петухов Н. А., Рябцева Е. В., 2024
Results. A number of states where military courts operate on a permanent basis both in peacetime and wartime are considered; countries where specialized military structures operate on a permanent basis instead of military courts under general courts; countries where the activities of criminal military courts are limited to wartime.
Discussion and Conclusion. Special attention is paid to the military courts of the Russian Federation. It is concluded that military courts, taking into account the new regulations on judicial reform, actively perform their socially significant role, ensuring the proper functioning of the judiciary in the Armed Forces, other troops and formations, carrying out judicial protection of the individual, society and the state, in the interests ofensuring the national security of the Russian Federation.
Keywords: military courts, judicial system, jurisdiction, armed forces, military personnel
For citation: Petukhov, N. A., Ryabtseva, E. V., 2024. Military courts in the modern world. Pra-vosudie/Justice, 6(1), pp. 58-73. (In Russ.) DOI: 10.37399/2686-9241.2024.1.58-73.
В современном мире сформировалось несколько основных подходов к решению вопросов об организации и действиях вооруженных сил, что позволяет выделить три группы стран.
Первую группу составляют государства, где военные суды действуют на постоянной основе как в мирное, так и в военное время. В этих странах военные суды рассматриваются как самостоятельное звено судебной системы. Они функционируют постоянно либо создаются по мере необходимости. К странам, в которых военные суды действуют на постоянной основе, относятся Австралия, Великобритания, Дания, Египет, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Ливан, Монголия, Новая Зеландия, Польша, Румыния, США, Таиланд, Швейцария, Южная Корея, практически все страны Латинской Америки и некоторые бывшие советские республики (Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Россия).
Во вторую группу входят страны, где вместо военных судов при общих судах (судах общей юрисдикции) на постоянной основе функционируют специализированные военные структуры (палаты, отделы, составы, советы). Такие «структуры» формируются из офицеров-юристов, реже - из гражданских судей или имеют смешанный состав. Их деятельность, как правило, координируется одним из заместителей председателя соответствующего суда. Страны с так называемой «смешанной юрисдикцией» - Франция, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Бельгия, Хорватия.
Третью группу составляют те страны, где деятельность уголовных военных судов ограничена военным временем, в другое время они могут создаваться только при войсках, находящихся за границей. В мирное время в этих странах уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривают общие суды. В то же время в названных странах не исключается создание дисциплинарных военных судов, к таким странам относятся Германия, Австрия, Португалия, Швеция, Япония и некоторые другие [Петухов Н. А., Шулепов, Н. А., 2003, с. 9-10].
В проведенном исследовании остановимся на отдельных странах каждой из выделенных групп, проводя сравнение по следующим признакам: правовое регулирование, подсудность, организация и функционирование военных судов, правовой статус судей военных судов.
В странах первой группы военные суды действуют как самостоятельные органы судебной власти на постоянной основе для рассмотрения, как правило, уголовных, административных и дисциплинарных дел в отношении военнослужащих.
Соединенные Штаты Америки
Основным правовым актом, на основании которого действуют военные суды США, является Единый кодекс военной юстиции (Uniform Code of military justice, сокращенно - UCMJ) от 5 мая 1950 г., который включен в Свод законов США1. В UCMJ особое внимание уделяется правовому регулированию во время войны, в различных вооруженных конфликтах, в разрешении национальных и международных противоречий.
Военные суды США имеют исключительную юрисдикцию в отношении воинских правонарушений. К юрисдикции военных судов США относятся дела в отношении военнослужащих, а в отдельных случаях - и гражданских лиц, работающих в армии (например, в военное время; в частях, дислоцированных за границей, если согласно международным договорам на них распространяется юрисдикция США).
Система военных судов США состоит из судов первой инстанции: общих военных судов (general court martial), специальных военных судов (special court martial), дисциплинарных военных судов (summary court martial); и судов второй инстанции (военных уголовно-апелляционных судов видов Вооруженных сил США): Уголовно-апелляционного суда Армии Соединенных Штатов (United States Army Court of Criminal Appeals), Уголовно-апелляционного суда Военно-морских сил (Navy-Marine Corps Court of Criminal Appears), Уголовно-апелляционного суда Военно-воздушных сил (Air Force Court of Criminal Appears).
Высшей военно-судебной инстанцией для всех военных судов является Военно-апелляционный суд Соединенных Штатов (United States Court of Military Appeals for the Armed Forces).
Военные суды первой инстанции в США создаются военным командованием соответствующих частей и соединений вплоть до главнокомандующего американской армией, которым выступает Президент США, по мере необходимости для рассмотрения каждого конкретного дела.
Большую роль в организации рассмотрения дел военными судами играют входящие в систему Министерства обороны США в качестве обособленной структуры службы Генеральных судей-адвокатов (Judge Advocate General) видов Вооруженных сил США: корпус Генерального судьи-адвоката Армии (Judge Advocate General of the Army Corps), корпус Генерального судьи-адвоката Военно-морского флота (Judge Advocate General of the Navy Corps), корпус Генерального судьи-адвоката Военно-воздушных сил (Judge Advocate General of the Air Force Corps) и служба Судьи-адвоката Командующего корпусом морской пехоты (Staff Judge Advocate to the Commandant of the Marine Corps).
Права соответствующих командиров и судей-адвокатов по созданию и организации деятельности военных судов установлены Единым кодексом военной юстиции. Уполномоченный командир создает военный суд путем издания приказа, в котором указывается также первоначальное обвинение, по которому суд будет рассматривать дело в отношении военнослужащего. Кроме того, в нем определяется в зависимости от тяжести преступления, в совершении которого обвиняется военнослужащий, вид военного суда (дисциплинарный, специальный, общий), а также могут быть назначены время и место его заседания.
Для специальных и общих военных судов в приказе определяется список присяжных (Court-Martial Panel), которые будут участвовать в рассмотрении дела (в американских военных судах, в отличие от судов гражданских, они
1 U. S. C., 10, § 801-946.
называются не присяжными (Members of the Jury), а членами военного суда (Members of the Court-Martial).
Великобритания
Правовое регулирование деятельности военных судов Великобритании осуществляется на основании Закона о Вооруженных силах 2006 г.2, принятого взамен трех ранее действовавших законов - Закона об Армии 1955 г., Закона о Военно-воздушных силах 1955 г., Закона о дисциплине в Военно-морском флоте 1957 г. Каждый вид вооруженных сил страны располагает независимыми от военного командования развитыми судебными органами для рассмотрения как уголовных, так и дисциплинарных (административных) дел.
Военный суд Великобритании - это суд по уголовным делам военнослужащих Королевского флота, Армии и Военно-воздушных сил, а также гражданских лиц, работающих в воинских частях.
Как и в США, военные суды первой инстанции в Великобритании не являются постоянно действующими, а формируются для рассмотрения конкретного дела. Суд формируется не военным командованием, а ведомством Генерального судьи-адвоката, которое назначает председательствующего профессионального юриста из числа своих сотрудников - судей-адвокатов, а также выполняющих функции присяжных заседателей членов военного суда, которые назначаются из числа офицеров3 [Петроченков, А. Я., ред., 2006, с. 17-18].
Военный суд является независимым постоянным судом в составе отдельной юрисдикции под названием Система военного правосудия, которая в целом отражает гражданскую систему правосудия, хотя имеет юрисдикцию на всей территории Великобритании и может проводить разбирательства в любой точке мира, где присутствуют Королевские вооруженные силы. В каждом военном суде должен быть независимый гражданский судья, известный как судья-адвокат, который руководит проведением разбирательства и консультирует по всем возникающим юридическим вопросам. Для решения вопроса о виновности собирается комиссия, состоящая из выбранных случайным образом офицеров и унтер-офицеров, выполняющих роль присяжных заседателей. Жалобы на решения судов первой инстанции рассматривает военный апелляционный суд.
Жалобы на решения военного апелляционного суда могут подаваться в Суд Палаты лордов, решения которого являются обязательными для всех судов.
Канада
Основу правового регулирования военных судов в Канаде составляет Кодекс военной службы4, который является важной частью Закона о национальной обороне 1985 г.
Военные суды рассматривают дела, связанные с преступлениями военнослужащих. При этом наказанию могут быть подвергнуты также гражданские лица в случае, когда они явились соучастниками преступлений, которые совершили военнослужащие.
Военное правосудие Канады состоит из Апелляционного военного суда и военных судов. Военные суды включают Военный суд общей юрисдикции;
2 Судебная система Великобритании и ее особенности. URL: https://busmessman.ru/new-sudebnaya-sistema-velikobritanii-i-ee-osobennosti.html (дата обращения: 16.06.2023).
3 Там же.
4 Официальный сайт вооруженных сил Канады. URL: http://www.forces.gc.ca/ (дата обращения: 16.06.2023).
Специальный военный суд общей юрисдикции; Постоянный военный суд; Дисциплинарный военный суд.
Как и в Великобритании, председательствующий военного суда назначается из службы Генерального судьи-адвоката, а члены коллегии присяжных заседателей - из числа офицеров или низших военных чинов, которые в военных судах называются членами военного суда. Апелляционный военный суд состоит из гражданских судей.
Решения военных судов первой инстанции обжалуются в Апелляционный военный суд и далее - в Верховный Суд Канады [Сухарев, Я. А., ред., 2005, с. 16-17; Петухов, Н. А., Шулепов, Н. А., 2003, с. 26-28].
Италия
Конституция Италии предусматривает деятельность в стране военных судов как в мирное, так и в военное время. В мирное время военное правосудие ограничивается рассмотрением дел о воинских преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, приравненными к ним (ст. 103). Организация итальянской военной юстиции определена королевским Декретом от 9 сентября 1941 г. № 1022 (с изм., внесенными Законом от 7 мая 1981 г. № 180, а также Законом от 1 января 2001 г. № 224).
При объявлении войны военные суды мирного времени заменяются военными судами военного времени. Изменяется компетенция военных судов: если первые из них руководствуются Военно-уголовным кодексом для мирного времени (Códice penale militare di pace), то вторые применяют право военного времени5 (Códice penale militare di guerra).
Военные судебные органы имеют смешанный состав: они состоят как из кадровых военнослужащих, так и из военных юристов, имеющих специальное образование и поступающих на службу по конкурсу. Профессиональными юристами замещаются судебные должности в военных судах всех уровней. В мирное время военно-судебный орган по уголовным делам первой инстанции формируется, как правило, из девяти человек. Возглавляет такой судебный орган профессиональный военный судья. В зависимости от значимости суда в его состав входят один или два военных судьи. Члены военных судов, которые не являются военными юристами, привлекаются к судебной работе периодически на срок до двух месяцев по жребию [Петроченков, А. Я., ред., 2006, с. 25-26].
Китайская Народная Республика
Правовое регулирование военных судов Китая осуществляется действующими Уголовным кодексом6, Уголовно-процессуальным кодексом7 и Законом Китайской Народной Республики 1979 г. «Об организации народных судов»8, дополненными последующими актами. Специализированный закон о военных судах в Китае не принят.
Официальный сайт Министерства обороны Италии. URL: https://www.difesa.it/Giustizia_ Militare/Legislazione/CodicePMP/Pagme/default.aspx (дата обращения: 16.06.2023).
Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под общ. ред. проф. А. И. Чуча-ева и проф. А. И. Коробеева ; пер. с кит. проф. Хуан Даосю. 2-е изд. М. : Юрид. фирма «Контракт», 2021. 312 с.
Портал законов Китая. URL: https://ru.chinajustice0bserver.c0m/law/x/ (дата обращения: 16.06.2023).
Портал законов Китая. URL: https://ru.chinajustice0bserver.c0m/law/x/ (дата обращения: 16.06.2023).
5
6
7
Военные суды Китая входят в единую систему военно-юридических учреждений, осуществляют правосудие в отношении военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил, а также рассматривают уголовные дела по уполномочию Верховного народного суда.
Система военных судов включает: Военный суд Народно-освободительной армии Китая; военные суды военных округов, родов и видов войск, соединений гарнизонов, приравненных к армии.
Военные суды образуются из председателя, заместителя председателя, двух судебных палат, каждая с председателем и одним заместителем, а также судей и секретарей. В состав военных судов крупных военных округов, родов и видов войск, а также военных судов войсковых соединений и единиц, приравненных к армии, входят председатель и судьи, секретари. Комплектуются военные суды из лиц офицерского состава, имеющих соответствующую юридическую подготовку [Куманин, Е. В., 1990, с. 97].
Польша
Польская судебная система формировалась в соответствии с признанными современными тенденциями демократии, гласности и уважения к правам личности, что нашло отражение в Конституции Польши и основополагающих правовых актах. Так, ст. 173 Конституции Республики Польши9 гласит, что суды и трибуналы являются самостоятельным органом власти, наравне с законодательной и исполнительной.
В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 175) судебная система Республики Польши состоит из Верховного Суда, судов общей юрисдикции, административных судов и военных судов (последние две категории судебных учреждений отнесены к специализированным судам). Специализированные суды имеют двухступенчатую систему устройства.
Согласно Закону об устройстве военных судов 1997 г.10 к военным судам относятся гарнизонные военные суды и окружные военные суды (ст. 3). Они рассматривают уголовные дела в отношении военнослужащих. Подсудность дел установлена Уголовно-процессуальным кодексом Польши11. В качестве первой инстанции выступает гарнизонный военный суд, который рассматривает все подсудные военным судам уголовные дела, за исключением случаев, когда Законом прямо предусмотрено рассмотрение определенных категорий дел окружным военным судом по первой инстанции. К таким случаям относятся дела в отношении военнослужащих в звании майора и выше, военнослужащих, дезертирующих из воинской части за границу, и ряд других дел.
Органами управления в гарнизонных военных судах являются председатель суда, а в окружных судах - председатель суда и председатель коллегии окружного военного суда. Судьями военных судов являются военнослужащие, имеющие юридическое образование. Особенностью военных судов является фактическая тройная подведомственность: в вопросах права и судебной практики они связаны решениями Верховного Суда, в составе которого имеется Военная палата, осуществляющая судебный надзор за деятельностью военных судов. В вопросах административного управления военные суды подотчетны мини-
URL: https://legalns.com/download/books/cons/ (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://studentopedia.ru/pravo/sudebnaya-sistema-polshi---admmistrativnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html (дата обращения 25.01.2024).
URL: https://constitutions.ru/ (дата обращения: 16.06.2023).
У
стру юстиции, а по вопросам прохождения военной службы - министру обороны [Пулик, А. В., 2014, с. 105-109].
Вторая группа военных судов со «смешанной» юрисдикцией, характеризуется тем, что такие суды функционируют при общих гражданских судах.
Франция
Французское военное правосудие регулируется Кодексом военной юстиции (Code de justice militaire12, сокращенно - CJM), утвержденным в новой редакции ордонансом Президента от 1 июня 2006 г. № 2006-637. Деятельность органов военной юстиции Франции отличается в зависимости от периодов мира или войны. Суды вооруженных сил действуют только в военное время. В мирное время дела о правонарушениях военнослужащих подсудны судам общей юрисдикции [Шулепов, Н. А., 2006].
Исключение составляют военные суды, созданные для рассмотрения дел о правонарушениях военнослужащих войск, размещенных за границей. Вышестоящей инстанцией для них является Трибунал вооруженных сил в г. Париже.
Во всех остальных исправительных (уголовных) судах Франции с учетом их специализации созданы военные коллегии.
С началом войны военные суды незамедлительно восстанавливаются. Работа военных судов может быть также возобновлена декретом правительства при объявлении чрезвычайного положения, мобилизации, осадного положения.
Определено, что военное правосудие и в мирное, и в военное время находится под контролем Кассационного суда, возглавляющего систему общих судов во Франции.
В мирное время любой суд, принимая к производству дело о преступлении в армии, обязан уведомить об этом министра обороны. Государственный обвинитель, аккредитованный при суде, перед возбуждением уголовного дела в отношении военнослужащего должен запросить письменное мнение на этот счет министра обороны [Шулепов, Н. А., 2006].
В военных коллегиях исправительных (уголовных) судов полномочия председательствующего в судебном заседании и председательствующего суда присяжных выполняет председательствующий военнослужащий.
Финляндия
Порядок прохождения военной службы в Финляндии определяется Законом о Силах обороны 2007 г., Законом об управлении пограничной службы 2007 г., Законом о поддержании воинской дисциплины и борьбе с преступностью в Силах обороны 2014 г.13, а при привлечении к уголовной ответственности - Уголовным кодексом Финляндии14.
В мирное время в Финляндии военные преступления рассматриваются судами общей юрисдикции, в состав которых входят военнослужащие. Судебная система Финляндии состоит из окружных и городских судов; апелляционных судов и Верховного Суда. Военная юрисдикция распространяется на всех военнослужащих: призывников, курсантов, обучающихся на оплачиваемую военную службу, женщин, проходящих службу добровольно, и военнослужащих на платной основе.
12 URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения: 16.06.2023).
13 Энциклопедия Руниверсалис. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения: 16.06.2023).
14 URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1889/en18890039.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
Окружной суд при рассмотрении дел в отношении военнослужащих состоит из профессионального гражданского судьи и двух военнослужащих. Один из них является офицером, а другой - прапорщиком, унтер-офицером или рядовым. В апелляционном суде во время рассмотрения уголовных дел в качестве первой инстанции в отношении офицеров в звании не ниже майора принимает участие офицер в звании не ниже майора.
Военные преступления в Верховном Суде Финляндии рассматриваются с участием двух офицеров в звании не ниже полковника. Эти судьи назначаются не для рассмотрения конкретного дела, а выполняют свои обязанности в течение двух лет.
Военные судьи окружного суда назначаются апелляционным судом по ходатайству командующего финской армии. Военные судьи апелляционных судов назначаются Министерством юстиции по ходатайству Министерства обороны. Военные судьи Верховного Суда назначаются Президентом Финляндии15.
Венгрия
Основы судебной системы Венгрии установлены Конституцией. В период демократических преобразований 1989-1990-х гг. венгерская судебная система подверглась относительно небольшим изменениям. Так, с рядом изменений продолжают действовать Закон о судах 1972 г.16 и Закон о прокуратуре Венгерской Республики 1972 г.17
В систему судов общей юрисдикции входят Верховный Суд, столичный и областные суды, а также местные суды. Могут учреждаться специальные суды для определенных категорий дел. В Венгрии отсутствует отдельная система военных судов; в рамках системы судов общей юрисдикции специальные составы разрешают дела в отношении военнослужащих, включая полицию.
Судебную систему общих судов возглавляет Верховный Суд. Верховный Суд определяет принципиальное направление деятельности всех судов. Его директивы и принципиальные решения для судов обязательны (§ 47 Конституции) [Сухарев, Я. А., ред., 2005, с. 135].
Третью группу составляют страны, где деятельность уголовных военных судов ограничена только военным временем. В мирное время в этих странах военные суды могут создаваться только при войсках, находящихся за границей. Внутри государства уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривают общие суды.
Германия
В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 96)18 в Германии могут учреждаться военно-уголовные суды в качестве федеральных судов, которые могут осуществлять уголовную юрисдикцию только в случае войны, а также в отношении лиц, задействованных в вооруженных силах, находящихся на территории другого государства или на борту военного судна за пределами страны.
Обзорный материал по функционированию органов военной юстиции иностранных государств // Официальный сайт Верховного суда ДНР. URL: https://xn--80ahqgjaddr.xn--p1ai/verhovnyj-sud/ (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://constitutions.ru/?p=17713 (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://constitutions.ru/?p=17713 (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://germaniya.top/konstitutsiya-germanii-na-russkom (дата обращения: 16.06.2023).
15
16
17
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Германии имеются военно-судебные органы, основной задачей которых является обеспечение законных прав военнослужащих. В современных условиях в Германии действуют два военных окружных суда (один - для северного региона, другой - для южного), высшей инстанцией которых является Федеральный административный суд, в составе которого образованы две военные палаты, именуемые высшими военными судами. В компетенцию военных судов входит рассмотрение жалоб военнослужащих относительно законности отданных им распоряжений по военной службе (перемещений по службе, командировок и т. д.). Военные суды Германии действуют как дисциплинарные суды. Военные суды решают вопросы применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий: дисциплинарного ареста, уменьшения заработной платы, запрета на продвижение по военной службе и др. Судьями военных судов назначаются военнослужащие из состава юридической службы Министерства обороны Германии.
Следует учесть также, что правовая система Германии имеет достаточно развитое военно-уголовное право, основой которого является специальный военно-уголовный закон (Wehzstzafgesetz), охватывающий все уголовно наказуемые деяния, связанные с нарушением военно-служебных обязанностей, поэтому общие суды не испытывают особых трудностей в рассмотрении уголовных дел в отношении военнослужащих [Петухов, Н. А., Шулепов, Н. А., 2003, с. 41-42].
Правовой основой для создания военных судов в Германии являются параграфы 1 и 2 ст. 69 Дисциплинарного кодекса обороны в сочетании с Постановлением о создании судов воинской службы от 16 мая 2006 г.19 и Постановлением о регулировании зон обслуживания судов воинской службы и формировании палат воинской службы от 1 июля 2020 г.20
Военные суды Германии являются частью системы отправления правосудия Федерального министерства обороны. Они действуют как дисциплинарные суды в отношении солдат, а также рассматривают поданные солдатами жалобы.
Португалия
В Португалии деятельность военных судов в мирное время была отменена Конституционным законом № 1/97 от 20 сентября 1997 г. В соответствии с этим Законом в ст. 213 Конституции Португалии21 были внесены изменения, согласно которым военные суды должны создаваться исключительно в случае войны. В условиях мирного времени подсудность дел в отношении военнослужащих передана в обычные суды. Однако в ст. 211 Конституции Португалии предусмотрено, что всякий раз, когда решается вопрос об ответственности лица, совершившего воинское преступление, в состав суда должны быть включены военные судьи.
Судебная система образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. Судами первого звена являются, как правило,
19 URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jump To=bgbl157s0401a.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
20 URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jump To=bgbl120s1602.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
21 https://www.constituteproject.org/constitution/Portugal_2005.pdf.
суды комарки, а второго - реласао (административно-территориальные единицы страны). Верховный Суд занимает высшее положение в иерархии судов. Специализация допускается на любом уровне в виде судов особой компетенции и специализированных судов, к которым относятся военные трибуналы, либо специализированных палат (рассматривающих, к примеру, уголовные дела в отношении воинских преступлений)22.
Дания
Современная судебная система Дании была организована в соответствии с Законом о реформе полиции и судебной системы23 (Politi-og Domstolsreformen) от 1 января 2007 г. В Дании нет специально созданных военных судов, но судебная система Дании отличается наличием судов, которые обладают той или иной специализацией. То есть каждый суд рассматривает определенные виды дел, включая дела, связанные с военными преступлениями.
Решения, вынесенные судом, специализирующимся на рассмотрении военных преступлений, пересматривает в апелляционном порядке Верховный Суд Дании.
К судьям, имеющим специализацию по рассмотрению дел, связанных с военными преступлениями, предъявляются те же требования, что и ко всем остальным судьям.
Правовое регулирование деятельности военнъх судов государств -участников Содружества Независимъх Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) было учреждено в 1991 г. после распада СССР. При правовом регулировании приобретенного статуса суверенного независимого государства каждая союзная республика на основании принятых конституций уделила должное внимание созданию судебных систем своих стран, в том числе осуществлению судебной власти в войсках.
В пяти странах - России, Азербайджане, Казахстане, Таджикистане и Узбекистане - образованы и функционируют в настоящее время постоянно действующие военные суды.
Азербайджан
В Азербайджанской Республике в соответствии с Законом 1997 г. «О судах и судьях»24 действуют гарнизонные военные суды, отдельно созданный Военный суд по тяжким преступлениям, Судебная коллегия по делам военнослужащих Апелляционного суда Азербайджанской Республики и Кассационная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Азербайджанской Республики. Судьями могут стать граждане Республики, достигшие 30-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж по юридической профессии не менее пяти лет.
Казахстан
В Республике Казахстан на основании Конституционного закона от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»25 обра-
Судебная власть Португалии. URL: https/en.wikipedia.org/wiki/Judiciary_of_Portugal (дата обращения: 17.06.2023).
URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://republic.preslib.az/ru_d4-61.html (дата обращения: 16.06.2023).
URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021164 (дата обращения: 16.06.2023).
22
23
24
зованы военные суды гарнизонов, приравненные к местным районным судам, а также Военный суд войск Республики Казахстан, приравненный к областному суду. При этом все судьи-военнослужащие были уволены с действительной военной службы в запас, а военные суды стали комплектоваться в общем порядке. Судьей военного суда мог стать гражданин Республики, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.
Таджикистан
В соответствии с Законом от 26 июня 2014 г. «О судах Республики Таджикистан»26 в Таджикистане военные суды входят в состав Вооруженных сил и состоят из военных судов гарнизонов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан. Судьи военных судов и Военной коллегии являются военнослужащими, назначаются на должности сроком на 10 лет. Правосудие осуществляется с участием народных заседателей.
Узбекистан
В Республике Узбекистан по Закону от 2 сентября 1993 г. «О судах»27 и Положению об организации деятельности военных судов от 14 декабря 2000 г.28 в единую судебную систему входят и военные суды. Система военных судов состоит из окружных и территориальных военных судов, действующих на правах районного суда, а также Военного суда Узбекистана, действующего на правах областного суда. Судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Военная коллегия Верховного Суда Узбекистана.
Следует отметить, что судьями военных судов в Таджикистане и Узбекистане являются военнослужащие и на них распространяются требования законов «О всеобщей обязанности и воинской службе» этих стран [Петухов, Н. А., 2022, с. 303-323].
Российская Федерация
Возникновение военных судов в России, как и во всем мире, было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуаций.
Российская Федерация относится к наиболее многочисленной группе государств, где военные суды действуют как в мирное, так и в военное время. Военные суды России прошли большой и сложный путь своего развития. Их 300-летняя история неразрывно связана со знаменитыми вехами развития российского государства, его вооруженных сил, судебной системы и других институтов власти. История России - это история постоянных преобразований, переустройств и крупных перемен, которые непосредственно касались в том числе судебной системы и ее военной составляющей.
В связи с распадом Советского Союза и упразднением судебной власти бывшего Союза ССР, в судебную систему которого входили военные трибуналы, в конце 1991 г. возник вопрос о дальнейшей судьбе военно-судебных органов преемницы Советского Союза - России.
26 URL: https://sud.tj/upload/documents/ru/vs.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
27 URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30835549 (дата обращения: 16.06.2023).
28 URL: https://nrm.uz/contentf?doc=11458_polojenie_ob_organizacii_deyatelnosti_voen nyh_sudov_(utverjdeno_postanovleniem_oliy_majlisa_ruz_ot_14_12_2000_g_n_164-ii) (дата обращения: 16.06.2023).
С принятием 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»29 (далее - Закон о военных судах) разрешился вопрос о реорганизации существовавшей ранее военно-судебной системы и создании в России самостоятельных, независимых от органов исполнительной власти (прежде всего от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности в таких важных государственных структурах, как Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вопрос о независимости военных судов при принятии Закона о военных судах являлся одним из ключевых, поскольку военные суды действуют в специальных условиях Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, а военные судьи в тот период были военнослужащими (до принятия Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. № З-ФКЗ). Статья 5 Закона о военных судах в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации формулирует положение о независимости судей военных судов и их неподотчетности перед кем бы то ни было. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил и входят в систему судов общей юрисдикции России. Финансовое и материально-техническое обеспечение военных судов производится не Министерством обороны, а Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, как и всех других судов общей юрисдикции.
Строжайшее соблюдение положений закона о независимости военных судей, так же как и всех других судов, действующих в России, обеспечивается установленной государством ответственностью вплоть до уголовной за любое вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия.
В соответствии с Законом о военных судах (ст. 1) военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы). Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск.
В Законе о военных судах закреплена система военных судов, состоящая из кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по делам военнослужащих, которая является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к военным судам согласно ст. 8, 10 Закона о военных судах (в ред. Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ).
В случае дислокации воинских частей и формирований за пределами территории Российской Федерации по месту их расположения могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором. В соответствии с Законом о военных судах этим судам за границей подсудны все дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором (ст. 7, 8 Закона о военных судах).
В соответствии с Законом о военных судах основными задачами военных судов являются обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3170.
субъектов и органов государственной власти путем рассмотрения подсудных им дел в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3, 4 и 7 Закона).
С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в ст. 7 Закона о военных судах, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно, военные суды рассматривают не только уголовные дела, как это было предусмотрено ранее действовавшим Положением о военных трибуналах, но и отдельные категории гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях в отношении военнослужащих.
В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Закон предусматривает субъективный признак: по уголовным делам и делам об административных правонарушениях - наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, а по гражданским и административным делам - это правовое положение стороны процесса: военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо [Хомчик, В. В., ред., 2012, с. 98]. Исключением из этого правила является то, что к подсудности военных судов относятся уголовные дела обо всех преступлениях, если они сопряжены с осуществлением террористической деятельности, а также дела о преступлениях, совершенных группой лиц, если дело подсудно военному суду в отношении хотя бы одного соучастника, а выделение дела в отношении остальных лиц невозможно.
В своей деятельности при рассмотрении дел военные суды руководствуются теми же нормами процессуального и материального права, как и другие суды общей юрисдикции.
Судьи военных судов обладают единым статусом с судьями судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В отношении всех судей общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения.
Однако в отличие от других судей общей юрисдикции преимущественным правом назначения на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке (ч. 2 ст. 27 в ред. Федерального конституционного закона от 28 ноября 2009 г.). При этом военнослужащий, назначенный судьей военного суда, увольняется с военной службы либо приостанавливает ее. Работники аппарата военного суда являются также не военнослужащими, а федеральными государственными гражданскими служащими.
Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых имеет место функционирование специфических воинских правоотношений. Эти отношения регулируются особой системой права и большим набором актов военного управления, которыми устанавливается порядок поведения во-
еннослужащих, особая цель деятельности которых - вооруженная защита общества и государства.
Существование особых воинских правоотношений и соответствующих им военно-правовых норм требует создания специализированных в военно-юридической деятельности органов, которые способны применять как общие, так и специальные правовые нормы: осуществлять надзор за их исполнением, расследовать преступления, совершенные в условиях военной деятельности, и осуществлять правосудие.
В настоящее время военные суды с учетом современных правовых актов о судебной реформе активно исполняют свою социально значимую роль, обеспечивая надлежащее функционирование судебной власти в Вооруженных Силах, других войсках и формированиях, осуществляя судебную защиту личности, общества и государства, в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации30 [Хомчик, В. В., ред., 2012, с. 65].
Список источников
Военные суды в современном мире / под общ. ред. А. Я. Петроченкова. М. : Норма, 2006. 270 c. ISBN: 5-89123-971-Х.
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» / под ред. В. В. Хомчика. М. : За права военнослужащих, 2012. 240 с. ISBN: 978-5-93297-133-8.
Куманин Е. В. Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М. : Наука, 1990. 157 c. ISBN: 5-02-012932-1. Петухов Н. А. История военных судов России. М. : РГУП, 2022. 408 с. ISBN: 5-89123-752-0.
Петухов Н. А., Шулепов Н. А. Военные суды в современном мире (сравнительно-правовой анализ). М. : Верховный Суд Рос. Федерации, 2003. 48 с. ISBN: 5-89123-971-Х.
Правовые системы стран мира : энцикл. справ. / под ред. Я. А. Сухарева. М. : Инфра-М : Норма, 2005. 976 с. ISBN: 5-89123-725-3. Пулик А. В. Общая характеристика системы судебной власти в Республике Польша // Юридический журнал. 2014. № 4. С. 105-109.
Шулепов Н. А. Кодекс военной юстиции 2006 г. - новый шаг в развитии военно-уголовного законодательства Франции. 2006. URL: https:// studylib.ru/doc/3944278/kodeks-voennoj-yusticii-francii-2006-g (дата обращения: 16.06.2023).
References
Khomchik, V. V., ed., 2012. Kommentarij k Federal'nomu konstitutsionnomu zakonu "O voennykh sudakh Rossijskoj Federatsii" = [Commentary to the Federal Law "On Military Courts of the Russian Federation"]. Moscow: Za prava voennosluzhashchikh. 240 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-93297-133-8.
30 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета. 2014. 4 июля.
Kumanin, E. V., 1990. Yuridicheskaya politika i pravovaya sistema Kitajskoj Narodnoj Respubliki = [Legal policy and legal system of the People's Republic of China]. Moscow: Nauka. 157 p. (In Russ.) ISBN: 5-02-012932-1. Petrochenkov, A. Ya., ed., 2006. Voennye sudy v sovremennom mire = [Military courts in the modern world]. Moscow: Norma. 270 р. (In Russ.) ISBN: 5-89123-971-X.
Petukhov, N. A., 2022. Istoriya voennykh sudov Rossii = [History of military courts of Russia]. Moscow: Russian State University of Justice. 408 p. (In Russ.) ISBN: 5-89123-752-0.
Petukhov, N. A., Shulepov, N. A., 2003. Voennye sudy v sovremennom mire (sravnitel'no-pravovoj analiz) = Military courts in the modern world (comparative legal analysis). Moscow: Supreme Court of the Russian Federation. 48 р. (In Russ.) ISBN: 5-89123-971-X.
Pulik, A. V., 2014. General characteristics of the judicial system in the Republic of Poland. Yuridicheskij zhurnal = [Law Journal], 4, pp. 105-109. (In Russ.)
Shulepov, N. A., 2006. Kodeks voennoj yustitsii 2006g. - novyj shag v razvitii voenno-ugolovnogo zakonodatel'stva Frantsii = [The Code of Military Justice of 2006 is a new step in the development of the military criminal legislation of France]. URL: https://tudylib.ru/doc/3944278/kodeks-voennoj-yusticii-francii-2006-g (Accessed: 06.16.2023). (In Russ.)
Sukharev, Ya. A., ed., 2005. Pravovye sistemy stran mira = [Legal systems of the countries of the world]. Encyclopedic reference. Moscow: Infra-M; Norma. 976 p. (In Russ.) ISBN: 5-89123-725-3.
Информация об авторах / Information about the authors
Петухов Николай Александрович, доктор юридических наук, профессор кафедры теории права, государства и судебной власти Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69), заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в отставке, заслуженный юрист Российской Федерации. Nikolay A. Petukhov, Dr. Sci. (Law), Professor of the Theory of Law, State and Judicial Power Department, Russian State University of Justice (69 Novocheremush-kinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation), Retired Deputy Chairman of the Supreme Court of the Russian Federation, Honored Lawyer of the Russian Federation.
Рябцева Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права, государства и судебной власти Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69).
Ekaterina V. Ryabtseva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Theory of Law, State and Judicial Power Department, Russian State University of Justice (69 Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation).
ORCID: 0000-0003-1754-3952
Заявленный вклад авторов / Contribution of the authors
Авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. The authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 30.08.2023; одобрена после рецензирования 10.09.2023; принята к публикации 13.02.2024.
The article was submitted 30.08.2023; approved after reviewing 10.09.2023; accepted for publication 13.02.2024.