СУДОУСТРОИТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.А. Могилевский1'2, канд. юрид. наук, доцент Е.П. Санин1, доцент
Новосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
2Сибирский государственный университет путей сообщения (Российская Федерация, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-221-223
Аннотация. В статье излагается обоснование, сущность и содержание судоустрои-тельных новелл организации и деятельности такого звена судебной системы как военные суды Российской Федерации. Проводится краткий анализ целей создания и деятельности Апелляционного и Кассационного военных судов как судебных инстанций по обжалованию судебных постановлений, вынесенных военными судами по первой инстанции и не вступивших, а так же вступивших в законную силу.
Ключевые слова: военно-судебные органы, судоустроительные новеллы, гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды, Апелляционный и Кассационный военный суд.
Судоустроительные новеллы организации военно-судебных органов Российской Федерации детерминированы тем, что Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах и иных нормативных правовых актах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды. Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в военных организациях требует определенного уровня знаний о жизни и деятельности воинских частей и подразделений, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого необходимые знания и
соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной [1].
Современная система военно-судебных органов Российской Федерации сложилась в 90-е гг ХХ-го столетия. Так, с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по-иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию. Правовой платформой данного правового механизма выступает принятый 23 октября 1996 г. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в соответствие с узакононениями которого в Российской Федерации сформирована единая судебная система, в которую входят и военные суды. Создание чрезвычай-
ных судов и судов, не предусмотренных названным Федеральным конституционным законом, не допускается [2].
29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (далее — Закон). С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба [3].
В названном нормативном акте узаконена система военных судов, которая состоит из гарнизонных военных судов (как судов первой инстанции), окружных (флотских) военных судов (как судов второй инстанции) и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (как суда высшей, третьей инстанции). Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации.
В 2014 г. в связи с реформированием структуры Верховного Суда Российской Федерации Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации была преобразована в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации [4].
Характеризуя современную систему военных судов следует отметить, что подавляющее большинство судебных дел в военных судах по существу рассматриваются
по первой инстанции в гарнизонных военных судах. Вышестоящие по структуре над гарнизонными военными судами окружные (флотские) военные суды и Военная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации выступали — до 1 октября 2019 г. — в основном в качестве судебных инстанций по пересмотру не вступивших (апелляционное производство) и вступивших (кассационное и надзорное производство) в законную силу судебных постановлений, вынесенных по первой инстанции гарнизонными военными судами.
Судебная реформа, проводимая в Российской Федерации с начала 2010-х гг не обошла стороной и структуру военных судов. Это касается военно-судебных органов апелляционной и кассационной инстанций. Так, с 1 октября 2019 г. в соответствии с изменениями структуры судебных органов как в целом, так и в частности в отношении военных судов, функции пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу и вынесенных гарнизонными военными судами возложены на специально созданный Апелляционный военный суд (Московская обл. г.о. Власиха). Пересмотр судебных постановлений, вынесенных гарнизонными военными судами, Апелляционным военным судом, вступившими в законную силу осуществляется специально созданным для этого Кассационным военным судом (г. Новосибирск) [5]. Таким образом, функции апелляции и кассации у вышестоящих по структуре военных судов изъяты и переданы в специально созданные военно-судебные органы.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что создание и начало функционирования в системе военно-судебных органов Апелляционного и Кассационного военных судов будет способствовать, по мнению авторов, объективности, законности и обоснованности выносимых военными судами судебных постановлений.
Библиографический список
1. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. М., 2014. С. 23-24.
2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. О военных судах Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
4. О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 550.
5. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы: федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. Ст.4811.
SHIPBUILDING NOVELS OF THE ORGANIZATION OF MILITARY JUDICIAL BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
G.A. Mogilevsky1'2, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.P. Sanin1, Associate Professor
Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
2Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article presents the justification, essence and content of shipbuilding novelties of the organization and activities of such a link of the judicial system as military courts of the Russian Federation. A brief analysis of the objectives of the creation and activities of the Appellate and Cassation Military Courts as courts for appealing against court decisions issued by military courts in the first instance and not conceded, as well as entered into legal force, is carried out.
Keywords: military judicial bodies, shipbuilding novels, garrison military courts, district (navy) military courts, appellate and cassation military court.