Научная статья на тему 'Судебная власть и военные суды как правоприменители военного права в Республике Армения'

Судебная власть и военные суды как правоприменители военного права в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
армянское войско / военное строительство / военное право / военный закон / военное законодательство / военная история / военные суды / национальные традиции в военном искусстве / Armenian army / military construction / military law / military law / military legislation / military history / military courts / national traditions in military art

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсен Сейранович Кахкцян

Рассматриваются теоретико-правовые вопросы, связанные с определением сущности и содержания судебной власти и военных судов как правоприменителей военного права в Республике Армения. На основе исторического экскурса и генезиса военного права, начиная с Туркменчайского мирного договора (1828 г.), которым завершилась русско-персидская война, автор убедительно показывает взаимосвязь событий, обусловленных изменением государственной принадлежности Восточной Армении, и трансформацией в общественном, экономическом, политическом строе и правовой системе. Обоснованы существенные и отличительные признаки судебной власти от других видов государственной и иной власти, а также выделены факторы, влияющие на эффективность отправления правосудия в вооруженных силах. Основываясь на тезисе о том, что отправление правосудия прошло ряд последовательных этапов, которые исторически соответствовали определенным периодам строительства вооруженных сил и определялись решением задач государственного строительства, автор приводит к необходимости рассмотрения вопросов совершенствования судебной власти в тесной увязке с задачами государственного строительства, что в рамках реализации правоприменения в сфере обороны и безопасности государства затрагивает не только судебную власть, но и государственные структуры, обеспечивающие решение государственных задач. Данная работа актуальна для современной науки военного права, что является существенным вкладом в юридическую науку и восполняет существующий пробел в знаниях области государственного и военного строительства, военного искусства и военного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial power and military courts as law enforcers of military law in the Republic of Armenia

The theoretical and legal issues related to the definition of the essence and content of the judiciary and military courts as law enforcers of military law in the Republic of Armenia are being considered. Based on the historical background and the genesis of military law, starting with the Turkmenchay Peace Treaty (1828), which ended the Russian-Persian War, the author convincingly shows the relationship of events caused by the change in the state affiliation of Eastern Armenia and the transformation in the social, economic, political system and legal system. The essential and distinctive features of the judiciary from other types of state and other authorities are substantiated, as well as the factors affecting the effectiveness of the administration of justice in the Armed Forces are highlighted. Based on the thesis that the administration of justice has passed a number of successive stages that historically corresponded to certain periods of the construction of the armed forces and were determined by the solution of the tasks of state construction, the author leads to the need to consider the issues of improving the judiciary in close connection with the tasks of state construction, which in the framework of the implementation of law enforcement in the field of defense and security of the state affects not only judicial power, but also state structures that ensure the solution of state tasks. This work is relevant for the modern science of military law, which is a significant contribution to legal science and fills the existing gap in knowledge of the field of state and military construction, military art and military law.

Текст научной работы на тему «Судебная власть и военные суды как правоприменители военного права в Республике Армения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-72-78

https://elibrary.ru/kylogf N11014: 2015-0066-5/23-809 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-05-008

Судебная власть и военные суды как правоприменители военного права в Республике Армения

Арсен Сейранович Кахкцян

Российско-Армянский университет, Ереван, Республика Армения,

[email protected]

Аннотация. Рассматриваются теоретико-правовые вопросы, связанные с определением сущности и содержания судебной власти и военных судов как правоприменителей военного права в Республике Армения. На основе исторического экскурса и генезиса военного права, начиная с Туркменчайского мирного договора (1828 г.), которым завершилась русско-персидская война, автор убедительно показывает взаимосвязь событий, обусловленных изменением государственной принадлежности Восточной Армении, и трансформацией в общественном, экономическом, политическом строе и правовой системе. Обоснованы существенные и отличительные признаки судебной власти от других видов государственной и иной власти, а также выделены факторы, влияющие на эффективность отправления правосудия в вооруженных силах. Основываясь на тезисе о том, что отправление правосудия прошло ряд последовательных этапов, которые исторически соответствовали определенным периодам строительства вооруженных сил и определялись решением задач государственного строительства, автор приводит к необходимости рассмотрения вопросов совершенствования судебной власти в тесной увязке с задачами государственного строительства, что в рамках реализации правоприменения в сфере обороны и безопасности государства затрагивает не только судебную власть, но и государственные структуры, обеспечивающие решение государственных задач. Данная работа актуальна для современной науки военного права, что является существенным вкладом в юридическую науку и восполняет существующий пробел в знаниях области государственного и военного строительства, военного искусства и военного права.

Ключевые слова: армянское войско, военное строительство, военное право, военный закон, военное законодательство, военная история, военные суды, национальные традиции в военном искусстве

Для цитирования: Кахкцян А. С. Судебная власть и военные суды как правоприменители военного права в Республике Армения // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 72-78. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-72-78. ЕБ№ КУШвЕ

Arsen S. Kakhktsyan

Russian-Armenian University, Yerevan, Republic of Armenia, [email protected]

Abstract. The theoretical and legal issues related to the definition of the essence and content of thejudiciary and military courts as law enforcers of military law in the Republic of Armenia are being considered. Based on the historical background and the genesis of military law, starting with the Turkmenchay Peace Treaty (1828), which ended the Russian-Persian War, the author convincingly shows the relationship of events caused by the change in the state affiliation of Eastern Armenia and the transformation in the social, economic, political system and legal system. The essential and distinctive features of the judiciary from other types of state and other authorities are substantiated, as well as the factors affecting the effectiveness of the administration of justice in the Armed Forces are highlighted. Based on the thesis that the administration of justice has passed a number of successive stages that historically corresponded to certain periods of the construction of the armed forces and were determined by the solution of the tasks of state construction, the author leads to the need to consider the issues of improving the judiciary in close connection with the tasks of state construction, which in the framework of the

© KaxKUHH A. C., 2023

Original article

Judicial power and military courts as law enforcers of military law in the Republic of Armenia

JkL _JURISPRUDENCE_ A

implementation of law enforcement in the field of defense and security of the state affects not onlyjudicial power, but also state structures that ensure the solution of state tasks. This work is relevant for the modern science of military law, which is a significant contribution to legal science and fills the existing gap in knowledge of the field of state and military construction, military art and military law.

Keywords: Armenian army, military construction, military law, military law, military legislation, military history, military courts, national traditions in military art

For citation: Kakhktsyan A. S. Judicial power and military courts as law enforcers of military law in the Republic of Armenia. Bulletin of economic security. 2023;(5):72-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-72-78. EDN: KYLOGF.

Цель написания данной научной статьи характеризуется исследованием сущности правосудия в сфере военно-служебных отношений, обеспечения безопасности государства и эффективности государственного управления для обоснования целесообразности выделения военного правосудия (военного суда) как относительно самостоятельного правового института в правовом поле судебной власти нашей страны с учетом сложившейся правовой доктрины и специфики текущего политического момента.

Для достижения поставленной цели и получения значимых результатов применялись как общенаучные методы исследования (анализ, синтез и др.), так и специальные, среди которых особое место занимает историко-правовой метод, поскольку исторически дата появления военного права в современном его понимании условно совпадает со временем появления в Армении военных судов.

Имеются историко-правовые основания полагать точкой отсчета процесса формирования армянского военного права Туркменчайский мирный договор (1828 г.), которым завершилась русско-персидская война. По ст. 3 договора персидский шах признавал навсегда собственностью России бывшие Эриванское и Нахичеванское ханства, а статьей 4 договора утверждена новая граница Российской империи - по Араксу и южнее этой реки в Талыше [9, с. 214-222], что имело большое значение для истории армянского народа. Туркменчайский договор практически завершил процесс присоединения Закавказья к Российской империи, укрепил экономические, политические и военно-стратегические позиции самой России в регионе и в мире.

Изменение государственной принадлежности Восточной Армении повлекло серьезные изменения в ее общественном, экономическом, политическом строе и правовой системе. Построение эффективной судебной системы на присоединенных территориях Восточной Армении оказалось под сильным влиянием уже сложившегося российского военного права, учитывая исторически установленную дату образования военных судов в Российской империи (1702 г.).

На протяжении веков, как в России, так и в Армении, основной доминантой военного права и военных судов, обусловленной многими факторами, являлась защита интересов государства и его военной организации, что было объективно оправданно и понятно, поскольку военные суды призваны осуществлять судебный кон-

троль над законностью деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц в соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть.

По нашему мнению, исследователь армянского военного права А. С. Мирзоян [6] совершенно справедливо отмечает, что становление военно-уголовного законодательства Армении в сфере правового регулирования расследования преступлений, совершенных военнослужащими, прошло ряд последовательных этапов, которые исторически соответствовали определенным периодам строительства вооруженных сил и определялись стоящими перед ратными людьми задачами.

Эта позиция подтверждается тем обстоятельством, что появление и формирование военно-уголовного законодательства было обусловлено тем, что некоторые преступления могли совершаться только определенными категориями лиц при определенных условиях, и были не свойственны обычным гражданам в условиях мирной жизни (например, военная измена или дезертирство). Кроме того, во время войн и вооруженных конфликтов возрастала опасность общеуголовных преступлений, совершаемых военнослужащими. Поэтому и возникла потребность в формировании особого военно-уголовного законодательства.

Имеются историко-правовые основания согласиться с мнением А. С. Мирзояна выделить основные этапы данного процесса: дореволюционный период (до 1917 г.); период независимости (1918-1920 гг.); советский период (1920-1991 гг.); современный период [6].

В современный период развития военного права, в том числе военно-уголовного законодательства, отношения между Вооруженными Силами Республики Армении и гражданами проходящую военную службу регулируются на основании Конституции Республики Армении, законами и иными нормативными правовыми актами, что определяет необходимость изучения норм военного и военно-уголовного права не только для действующих военнослужащих, но и для тех должностных лиц, которым уже доверено или будет доверено участвовать в государственном управлении в этой сфере государственной деятельности, а также в сфере отправления правосудия в отношении военнослужащих и военных должностных лиц, совершивших преступления.

Современный период развития военного строительства в Республике Армении характеризуется необходи-

мостью поиска и определения идейно-теоретических основ для государственно-правового воздействия на общественное развитие во всех сферах государственной деятельности, в том числе в области обороны и военной деятельности. В этот судьбоносный для государства период ответственные государственные задачи предстоит решить судебной власти страны. Так, судебная власть призвана участвовать в укреплении национального единства армянского народа путем отправления правосудия на основе вынесения законных и обоснованных судебных решений.

Наиболее емко описал влияние отправления правосудия судами на развитие самого права Фома Аквинский, который усматривает завершенный образ права лишь в судебном приговоре: «Впервые здесь, в конкретном решении, право обретает свою бытийную насыщенность, становится полностью и целиком действительным, каждое правовое решение... является «составляющей пунктуального развития права», частью осуществления права. Впервые в правосудии из закона возникает право. Суд является местом, в котором право осуществляется в его полноте» [5].

Роль и место судебной власти в любом государстве обусловленны как системой формирования судов, так их степенью независимости от законодательной, исполнительной, политической власти, а также защищенности судей от многих негативных факторов, которые могут повлиять на осуществление процедурального и справедливого правосудия (судебную деятельность).

В силу своего высокого предназначения, которое закреплено в Конституции Республики Армения, судебная власть является носителем особой власти, которая характеризуется наличием властной компетенции, правоспособностью государственного юридического лица, установленной формой судопроизводства, что является существенными и отличительными признаками судебной власти от других видов государственной и иной власти. Наряду с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна, поскольку судьи независимы и подчиняются только закону. При этом ведущая роль отведена правосудию как специфическому проявлению реализации судебной власти. Прослеживается устойчивая тенденция вектора совершенствования национального законодательства последних лет, характеризующаяся расширением полномочий судебной власти. Так, к компетенции судебной власти отнесены: конституционный контроль; контроль над законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц, в том числе военных; обеспечение исполнения судебных актов и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел о новых видах административных правонарушений, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; законодательная инициатива. При этом судебные решения обеспечиваются безусловной обязательностью исполнения всеми госу-

дарственными органами и должностными лицами государства.

Как указывалось выше, становление военно-уголовного законодательства Армении в сфере правового регулирования расследования преступлений, совершенных военнослужащими, а также отправления правосудия прошло ряд последовательных этапов, которые исторически соответствовали определенным периодам строительства вооруженных сил и определялись решением задач государственного строительства. Этот тезис проявляется в необходимости рассмотрения вопросов совершенствования судебной власти в тесной увязке с задачами государственного строительства, что в рамках реализации правоприменения в сфере обороны и безопасности государства затрагивают не только судебную власть, но и государственные структуры, вносящих вклад в обеспечение решение государственных задач.

Целеполагание в сфере государственного строительства основывается на конституционных положениях. Так, часть 1 статьи 3 Конституции Республики Армении закрепляет: «В Республике Армения человек -высшая ценность. Неотчуждаемое достоинство человека - неотъемлемая основа его прав и свобод», а часть 2 той же статьи - «Уважение и защита основных прав и свобод человека и гражданина - обязанности публичной власти».

Исключительная компетенция судебной власти по отправлению правосудия закреплена: в части 1 статьи 162 Конституции Республики Армения: «В Республике Армении правосудие осуществляют только суды - в соответствии с Конституцией и законами»; часть 1 статьи 163 Конституции Республики Армения- «в Республике Армения действуют Конституционный Суд, Кассационный суд, апелляционные суды, суды первой инстанции общей юрисдикции, а также Административный суд. В предусмотренных законом случаях могут создаваться специализированные суды» [1].

Конституционные положения характеризуют отношение к естественным и неотъемлемым ценностями человека, в том числе, к правам военнослужащих, степени их защищенности, что является безусловным показателем зрелости и развитости государства, стремящегося к тому, чтобы именоваться и реально являться правовым. При этом состояние дел с правами человека во многом зависит не только от степени их воплощения в законодательстве, но также от наличия стройной системы гарантий и процедур их защиты, а также механизма их функционирования, что отмечается на всех уровнях: от доктринально-политического до правоприменительного [8].

Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодатель-

JURISPRUDENCE

ных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.

Рассматривая вопросы реализации судебной власти через призму отправления правосудия в тесной увязке с решением задач государственного строительства, следует отметить, что все органы государства, в том числе и суды призваны защищать права и законные интересы граждан от любых видов нарушений, от кого бы эти нарушения ни были допущены, в том числе, государственных и военных должностных лиц. Кроме того, результаты анализа состояния международной обстановки, оценки государственных и военных угроз, последствий вооруженных конфликтов убедительно свидетельствуют, в том числе, о важности для каждого государственного или военного служащего степени защищенности в различных сферах общественной жизни, в том числе юридическом смысле этого слова. Данное обстоятельство свидетельствует о возрастании роли и значении судебной власти в Республике Армения. В условиях обострившейся международной обстановки, фактических вооруженных столкновениях на государственных границах Республики Армения недопустимы и подлежат жесткому пресечению случаи, когда со стороны военного командования, органов военного управления, военной полиции, военно-следственных органов, органов военной прокуратуры, службы национальной безопасности или других государственных служащих в силу различных причин нарушаются законные права и свободы военных или государственных служащих.

Тем не менее, такие случаи имеют распространение в нашей стране. Так, в последние годы в деятельности административных судов Республики Армении значительное место занимает рассмотрение дел о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от неправомерных действий и решений органов военного управления, воинских должностных лиц, которые имеют соответствующие полномочия в сфере нормативного регулирования. Результаты анализа официальных данных, которые представлены на электронном портале «Даталекс» [10], свидетельствуют о том, что количество жалоб военнослужащих на действия и решения командования и органов военного управления из года в год стабильно растет. Кроме того, автором официально запрашивались судебные органы, органы военной прокуратуры, информационный центр МВД Республики Армения статистические данные за период 2020-2022 гг. по уголовным, гражданским и административным делам в отношении военнослужащих. Однако данными органами такой учет отдельно по категориям не ведется, что препятствует научному обобщения в этой сфере, затрудняет разработку обоснованных предложений по совершенствованию военного законодательства, решению задач государственного и военного строительства, развитию судебной власти.

При этом не вызывает сомнений, что совершенствование и внедрение в повседневную практику надежных

юридических мер по реализации прав и законных интересов военнослужащих, в том числе средствами судебной власти, будет способствовать укреплению воинской дисциплины, повышению боеспособности и боеготовности частей и подразделений воинских формирования государства, что, в конечном итоге, обеспечит решение государственных задач в сфере военного строительства, обороны и безопасности страны.

Обратим ретроспективный взгляд на современный этап развития Республики Армения и обретения независимости аспекте отправления правосудия в сфере деятельности военно-судебных органов с целью обобщения военно-судебной практики, формирования научной основы разработки предложений для ее совершенствования и эффективного решения актуальных задач государственного строительства национального государства.

Так, Законом Республики Армении «Об образовании Военного трибунала в судебной системе Республики Армения» [3] в 1992 году была предусмотрена возможность образования военных судов как специализированных органов правосудия, которые вошли бы в состав судебной системы Республики Армении в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, действовали в составе вооруженных сил, создавались по территориальному принципу - по месту дислокации воинских частей. Однако инициатива образования военных судов была реализована лишь в сильно усеченном формате в виде Военной коллегии Верховного Суда РА, которая с принятием в 1998 году закона РА «О судоустройстве» [2] была упразднена.

Следует отметить, что образование военных судов как специализированных органов правосудия в судебной системе РА соответствовало и соответствует конституционным положениям, предусматривающим существование специализированных судов. Компетенция (подсудность) военных судов могла бы охватывать широкий круг уголовных и гражданских дела, а также некоторые административные правонарушения в отношении военнослужащих.

Так, к подсудности военных судов можно отнести дела, касающиеся преступлений:

- в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;

- которые были совершены военнослужащими службы национальной безопасности Республики Армении;

- которые были совершены военнослужащими внутренних войск МВД и управлении МЧС Республики Армении;

- которые были совершены против порядка прохождения военной службы военнослужащими в исправительных учреждениях Республики Армении;

- о шпионаже.

Кроме того, военные суды могут рассматривать дела, сопряженные с нарушениями требований международных соглашений, в которых участвовала Респу-

блика Армения, а также дела об административных правонарушениях, которые были совершены военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, военнослужащими службы национальной безопасности, внутренних войск МВД и МЧС Республики Армении.

Результаты ретроспективного анализа национальной следственно-судебной практики органов правосудия и юстиции, а также российских органов военной юстиции убедительно свидетельствуют о том, что военные суды, существование которых в силу возложенных на них задач в отечественной судебной системе ранее выглядело закономерным и обоснованным, в нынешних условиях в связи с рядом изменений, коснувшихся Вооруженных Сил РА, в том числе на фоне военных конфликтов, решения Конституционного суда Армении, признавшего соответствующими конституции страны обязательства, закрепленные Римским статусом о Международном уголовном суде, не кажутся сейчас столь убедительными и достаточно обоснованными, как это было два десятилетия назад.

На протяжении ряда лет военная юстиция осуществляла свои полномочия по отправлению правосудия в отношении совершивших общеуголовные преступления военнослужащих. Помимо этого, к юрисдикции военных судов могут быть отнесены некоторые категории уголовных дел, которые в силу их тяжести и общественной опасности, а также сложившейся мировой традиции, рассматривались военными судами. К их числу относятся, например, такие преступные деяния, как государственная измена, мятеж, террористический акт, а также воинские преступления (сон часового на посту, дезертирство и т. п.).

Целесообразно ли вернуться к инициативе образования военных судов как специализированных органов правосудия? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку численность судейского корпуса растет достаточно медленно, а нагрузка на судей в среднем увеличивается на 10 % в год, что приводит к перегрузке судов и не может не сказываться на эффективности правосудия.

Кроме того, на эффективность отправления правосудия в Вооруженных силах оказывают влияние следующие очевидные факторы:

1) оторванность судебной системы от Вооруженных сил, отсутствие понимания специфики военно-служебных отношений;

2) суды не получают внутренние нормативные правовые акты, например, приказы Министра обороны и начальника Генерального штаба, служебные документы юридического характера;

3) трудности реализации судебной власти в особых ситуациях, в условиях вооруженного конфликта, боевой обстановке, военное время или во время войны. Данное обстоятельство наглядно проявилось в недалеком прошлом нашего государства: вооруженные конфликты в Карабахе (1991-1994, 2020 и 2023), когда боевые действия требовали во время особых периодов - мобильность и оперативность при рассмотрении дел;

4) рассмотрение некоторых категорий дел предполагает наличие у суда специальных знаний в области военного дела о средствах и методах ведения войны, во время проведения военных действий и вооруженных конфликтов (например, ст. 141 УК РА устанавливает ответственность за применение запрещенных средств во время войны).

Названные факты и доводы - это неисчерпывающий перечень. Существуют и другие подходы, направленные на решение исследуемых государственных задач, свидетельствующие о возрастании роли судебной власти во всех сферах социальной деятельности, в воинских формированиях страны, в том числе в деле защиты интересов личности, общества и государства, что находит свое отражение в последовательной реализации концепции судебной реформы в Республике Армения.

Следует также констатировать наличие потребности формулирования адекватных современным реалиям теоретико-правовых основ эффективного осуществления судебной власти в воинских формированиях страны и дальнейшего их учета в практической юридической деятельности, что должно найти свое отражение при обосновании внедрения укрупненной научной специальности, охватывающей проблемы военного и государственного строительства, обороны и безопасности страны.

Вопросы создания специализированных судов, в том числе военных судов, обсуждались при разработке «Проекта Стратегии судебных и правовых реформ Республики Армения на 2022-2026 годы и План вытекающих из нее действий Плана проведения судебно-правовых реформ 2022-2026 года» [4], но в конечную редакцию, по не понятным причинам, вошли не все предложения, касающиеся создания специализированных судов. В частности, создание военных судов на ближайшую перспективу не предусмотрено. При том, что создание антикоррупционного суда предусмотрено.

Обсуждая проблему совершенствования работы органов военной юстиции, важно обратиться к зарубежному опыту, который убедительно свидетельствует о том, что во многих развитых странах военные суды в той или иной форме существуют. Эта проблема своей актуальности не потеряла. Так, вопросы деятельности и судопроизводства военных судов европейских государств в июне 2003 г. были предметом специального рассмотрения Постоянного комитета Совета Европы по правам человека. В принятом по итогам обсуждения меморандуме была проанализирована практика Европейского суда по правам человека и сделан вывод, что наличие в государствах-участниках Конвенции военных судов само по себе не противоречит обязательствам этих государств в тех случаях, когда судопроизводство в военных судах соответствует требованиям ст. 5, 6 и 14 Европейской конвенции по правам человека. В частности, было отмечено, что укомплектованный военнослужащими военный суд также является «независимым и беспри-

JURISPRUDENCE

страстным судом», если участвующим в рассмотрении дел судьям законом обеспечены «способ назначения на должность, срок пребывания в ней, наличие гарантий против давления на суд извне», как и всем другим судьям в соответствии с действующим законодательством, а судопроизводство осуществляется в общем для всех судов порядке [7, с. 9].

Кратко подводя итоги, отметим следующее:

Становление военно-уголовного законодательства Армении в сфере правового регулирования расследования преступлений, совершенных военнослужащими, а также отправления правосудия прошло ряд последовательных этапов, которые исторически соответствовали определенным периодам строительства вооруженных сил и определялись решением задач государственного строительства. Рассмотрение вопросов совершенствования судебной власти необходимо проводить в тесной увязке с задачами государственного строительства в рамках реализации правоприменения в сфере обороны и безопасности государства, поскольку они затрагивают не только судебную власть, но и государственные структуры, обеспечивающих решение государственных задач.

В условиях обострившейся международной обстановки, фактических вооруженных столкновениях на государственной границе Республики Армения недопустимы и подлежат жесткому пресечению случаи, когда со стороны военного командования, органов военного управления, военной полиции, военно-следственных органов, органов военной прокуратуры, службы национальной безопасности или других государственных служащих в силу различных причин нарушаются законные права и свободы военных или государственных служащих.

В этой связи целесообразно возродить военные суды как специализированные органы правосудия. Необходимость возрождения военных судов обусловлена следующими основными причинами: опыт боевых действий показывает, что во время особых периодов требуется мобильность и оперативность при рассмотрении дел; специальная подсудность, поскольку рассмотрение некоторых категорий дел предполагает наличие у суда специальных знаний в области военного дела о средствах и методах ведения войны, во время проведения военных действий и вооруженных конфликтов; численность судейского корпуса растет достаточно медленно, а нагрузка на судей увеличивается каждый год, что приводит к перегрузке судов, и не может не сказываться на эффективности правосудия. Целесообразность отправления правосудия военными судами подтверждается актуальным зарубежным опытом.

Совершенствование и внедрение в повседневную практику надежных юридических мер по реализации прав и законных интересов военнослужащих, в том числе средствами судебной власти, будет способствовать укреплению воинской дисциплины, повышению боеспособности и боеготовности частей и подразделе-

ний воинских формирования государства, что, в конечном итоге, обеспечит решение государственных задач в сфере военного строительства, обороны и безопасности страны.

Обоснование внедрения укрупненной научной специальности, охватывающей проблемы военного и государственного строительства, обороны и безопасности страны обусловлено наличием потребности формулирования адекватных современным реалиям теоретико-правовых основ эффективного осуществления судебной власти в воинских формированиях страны и дальнейшего их учета в практической реализации государственной власти и юридической деятельности органов военной юстиции и правосудия.

Список источников

1. КонституцияРеспублики Армения. Принятаб де-кабря2015 г. //Текст: электронный. Режимдоступа: http:// parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus (датаобращения: 11.09.2023).

2. О судоустройстве : закон Республики Армения от 18 июля 1998 г. № 3P-233 // Текст электронный. Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7458 (дата обращения: 11.09.2023). (Документ утратил силу с 18 мая 2007 года в соответствии со статьей 2 Закона Республики Армения от 7 апреля 2007 года № 3P-137).

3. Об образовании Военного трибунала в судебной системе Республики Армения : закон Республики Армения от 10 августа 1992 г. № C-0673-1-3P-38 // Текст электронный. Режим доступа: https://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=22411 (дата обращения: 11.09.2023). (Документ утратил силу в соответствии с Законом Республики Армения от 18 июля 1998 года № 3P-183).

4. Проект Стратегии судебных и правовых реформ Республики Армения на 2022-2026 годы и Плана вытекающих из нее действий / Письмо Правительства РА от 14.03.2023. Вх. № М-2286-2022 // Текст электронный. Режим доступа: http://www.checheninfo.ru/225617-armenija-v-armenii-utverzhdena-strategija-sudebnyh-reform.html (датаобращения: 11.09.2023).

5. Кауфман А. Онтологическая структура права // Журнал Российского права. 2008. № 1. С. 173-174. Текст электронный. Режим доступа: https://znanium.com/ catalog/product/558069 (дата обращения: 05.09.2023).

6. Мирзоян А. С. Исторические этапы формирования военно-уголовного законодательства России и Армении в сфере правового регулирования расследования преступлений, совершенных военнослужащими // Мудрый юрист // Режим доступа: https://wiselawyer. ru/poleznoe/48754-istoricheskie-ehtapy-formirovaniya-voenno-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossii (дата обращения: 08.09.2023).

7. Петухов Н. А. Записки военного юриста : военные суды России. Монография. М. : Российская Правовая Академия при Минюсте РФ, 2010. 224 с.

8. Петухов Н. А. Военные суды как правоприменители военного права // Российский военно-правовой

сборник. № 1, апрель 2004 // Текст электронный. Режим доступа: https://base.garant.rU/3982519/#friends (дата обращения: 11.09.2023).

9. Юзефович Т. Договоры России с Востоком [Текст] / Юзефович Т. СПб, 1869. 326 с. // Режим доступа: https://runivers.rU/bookreader/book456128/#page/l/ mode/lup (датаобращения: 11.09.2023).

10. Электронная система общественного информирования «Даталекс» \\ Текст электронный. Режим доступа: http://www.datalex.am/?app=AppHome&page=default (датаобращения: 11.09.2023).

References

1. The Constitution of the Republic of Armenia. Adopted on06.12.2015 //Text electronic. Access mode: http:// parliament.am/parliament.php?id=constitution&lang=rus (accessed: 11.09.2023).

2. On the judicial system : Law of the Republic of Armenia dated 18.07.1998 № ZR-233 // Electronic text. Access mode: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=7458 (accessed: 11.09.2023). (The document became invalid on May 18, 2007 in accordance with Article 2 of the Law of the Republic of Armenia dated April 7, 2007 № ZR-137).

3. On the formation of a Military Tribunal in the judicial system of the Republic of Armenia : Law of the Republic of Armenia dated August 10, 1992 № C-0673-1- ZR-38 // Text electronic. Access mode: https://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22411 (accessed: 11.09.2023). (The document became invalid in accordance with the Law of the Republic of Armenia dated July 18,1998 № ZR-183).

4. Draft Strategy of Judicial and Legal Reforms of the Republic of Armenia for 2022-2026 and the Plan of actions resulting from it // Letter of the Government of the Republic of Armenia dated 14.03.2023. Vh. № M-2286-2022 // Electronic text. Access mode: http://www.checheninfo. ru/225617-armenija-v-armenii-utverzhdena-strategija-sudebnyh-reform.html (accessed: 11.09.2023).

5. Kaufman A. Ontological structure of law // Journal of Russian Law. 2008. № 1. P. 173-174. Text electronic. Access mode: https://znanium.com/catalog/product/558069 (accessed: 05.09.2023).

6. Mirzoyan A. S. Historical stages of the formation of the military criminal legislation of Russia and Armenia in the field of legal regulation of the investigation of crimes committed by military personnel // Wise lawyer // Access mode: https://wiselawyer.ru/poleznoe/48754-istoricheskie-ehtapy-formirovaniya-voenno-ugolovnogo-zakonodatelstva-rossii (accessed: 08.09.2023).

7. Petukhov N. A. Notes of a military lawyer: military courts of Russia. Monograph. M. : Russian Law Academy under the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2010. 224 p.

8. Petukhov N. A. Military courts as law enforcers of military law \\ Russian military law collection. № 1, April 2004 // Text electronic. Access mode: https://base .garant. ru/3982519/#friends (accessed: 11.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Yuzefovich T. Contracts of Russia with the East [Text] /YuzefovichT. St. Petersburg, 1869. 326 p. //Access mode: https://runivers.ru/bookreader/book456128/#page/l/ mode/lup (accessed: 11.09.2023).

10. Electronic public information system «Datalex» // Text: electronic. Access mode: http://www.datalex. am/?app=AppHome&page=default (accessed: 11.09.2023).

Информация об авторе А. С. Кахкцян - соискатель Российско-Армянского университета.

Information about the author A. S. Kakhktsyan - Candidate of the Russian-Armenian University.

Статья поступила в редакцию 03.10.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 17.11.2023.

The article was submitted 03.10.2023; approved after reviewing 20.10.2023; acceptedforpublication 17.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.