ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА США
Спиридонов Т.В., к.э.н., докторант Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук
В статье рассматривается роль военно-транспортной инфраструктуры США, которая обеспечивает высокую степень мобильности вооруженных сил и их материально-технического обеспечения, как на континентальной части страны, так и на многочисленных зарубежных военных базах. Анализируются меры, предпринимаемые Министерством обороны США, для модернизации всех видов транспорта.
Ключевые слова: Министерство обороны США, вооруженные силы, Транспортное командование США, военно-транспортная инфраструктура, военные базы, геополитика.
MILITARY TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE OF THE UNITED STATES
Spiridonov T., Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate of the Institute of World Economy and International Relations of Russian
Academy of Sciences
The article considers the role of the military transportation infrastructure of the United States which provides a high degree of mobility of the armed forces of their logistics as on the continental United States, and on numerous foreign military bases. The article analyzed the ways taken by U.S. Department of Defense for the modernization of all types of military transportation infrastructure.
Keywords: .S. Department of Defense, armed forces, U.S. Transportation Command, military transportation infrastructure, military bases, geopolitics.
Стремясь обеспечить высокую степень стратегической мобильности вооруженных сил и их материально-технического обеспечения, как на континентальной территории страны, так и на многочисленных американских базах за рубежом, Министерство обороны США предпринимает различные меры развития для модернизации всех видов военного транспорта. В Национальной стратегии безопасности 2010 года подчеркивается, что США - единственное государство, способное выполнять весь спектр военных задач практически в любой точке мира [1].
Министерство обороны США всегда уделяло большое внимание развитию транспортного комплекса. Еще в 1987 году было создано Транспортное командование (USTRANSCOM), которое является одним из девяти подразделений единой системы командований Пентагона. На единое транспортное командование возложена задача обеспечить потребности Министерства обороны в воздушном, морском и наземном транспорте, как в мирное время, так и во время войны.
Транспортное командование (ТК) состоит из трех командований: Командование воздушных перебросок (КВП), Командование морских перевозок (КМП), Командование наземных перевозок (КНП). Перед этими командованиями ставится задача обеспечить потребности Пентагона в перевозках личного состава и военных грузов, а также повышение стратегической мобильности вооруженных сил, которая является важнейшим требованием военной доктрины США.
Все войны, в которых участвовали США в последние два века, происходили вдали от их берегов и сопровождались отправкой морским и авиационным транспортом значительных контингентов американских войск и больших объемов воинских грузов. Например, в годы Второй мировой войны интенсивность транспортировки воинских перевозок между США и Европой достигла небывалых размеров, особенно перевозки тяжелой боевой техники. Только из США в Англию были доставлены свыше 25 тыс. танков, 23 тыс. самолетов, 10 тыс. орудий, 5 тыс. бронетранспортеров и десятки миллионов тонн других военных грузов [2].
Созданные в период холодной войны многочисленные военные базы во многих зарубежных странах, участие в нескольких локальных войнах (особенно в Ираке и в Афганистане) постоянно требуют от США в огромных размерах воинских перевозок через авиационный и морской транспорт. По данным зарубежных военных специалистов, масса укомплектованной дивизии США с учетом живой силы и боевой техники составляет 69 тыс. тонн. Для ведения боевых действий в течение месяца такой дивизии требуется, по меньшей мере, 36 тыс. тонн горючего, 14 тыс. тонн снаряжения и 26 тыс. тонн других военных грузов [3].
Возможности авиации в воинских перевозках за последние годы значительно расширились, но, тем не менее, главная роль ей принадлежит только в доставке личного состава и экстренной переброске военных грузов в зону вооруженных столкновений. Основная же масса воинских перевозок, особенно крупногабаритных гру-
зов, обеспечивается морским транспортом.
Руководство за авиационными перевозками возложено на Командование воздушных перебросок (КВП) ВВС (штаб которого размещается на авиабазе Скотт, штат Иллинойс). Это командование отвечает за выполнение следующих основных задач: организация воздушных перебросок войск и тактической авиации ВС США в любой район земного шара; выброска (высадка) воздушных десантов; дозаправка топливом в воздухе самолетов ВС США и их союзников; проведение поисково-спасательных операций; эвакуация раненых (пострадавших) из района боевых действий (кризиса).
В КВП сосредоточены основные силы и средства военно-транспортной (ВТА) и заправочной авиации ВВС. МО США использует около 700 собственных самолетов, а также коммерческие и арендованные самолеты. В 2008 году на этих самолетах было переброшено около 3 млн. военнослужащих и 800 тыс. тонн военных грузов. МО применяет разнообразные модели самолетов для переброски ВВТ и личного состава вооруженных сил из США на нужные театры военных действий.
Для обеспечения бесперебойной организации перевозок грузов и военных контингентов через ВТС Министерство обороны создало и широко использует парк самолетов-заправщиков, в частности КС-135. Пентагон планирует в ближайшие годы израсходовать около 12 млрд. долл. на модернизацию военно-транспортной авиации [4].
Для стратегических перебросок войск и грузов в США разработана и реализуется специальная программа привлечения сил и средств гражданских авиакомпаний в интересах МО. В этой программе участвуют 24 коммерческие авиакомпании, которые входят в состав так называемого гражданского резерва воздушного флота. Принадлежащие им около тысячи транспортных и пассажирских воздушных судов могут привлекаться для выполнения задач по доставке личного состава, военной техники в интересах группировок войск, действующих на удаленных ТВД. Гражданские авиакомпании вносят значительный вклад в стратегических авиаперевозках. При полном использовании летных возможностей этих компаний они могут обеспечить примерно одну треть перевозок военных грузов и 90% личного состава в период войны [5].
Вместе с тем коммерческие авиакомпании, составляющие резерв КВП ВВС, не способны эффективно решать все задачи по переброске нестандартных грузов и эвакуации раненых в силу конструктивных особенностей самолетного парка. Однако комплексное использование военных и гражданских самолетов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности вооруженных сил США.
В системе стратегических перебросок ВС США важнейшую роль играет и морской транспорт. В этой системе главным оперативным элементом являются воздушные военно-транспортные перевозки, позволяющие начать доставку войск и грузов в любой район мира в течение первых 48 часов. Суда-склады и ролкеры коман-
дования морских перевозок (КМП) ВМС США, а также зафрахтованные гражданские транспортные суда обеспечивают развертывание основных сил сухопутных войск и морской пехоты. В целом возможности существующей системы позволяют доставить в передовые зоны до 2 млн. тонн грузов в течение 60 суток с момента получения приказа. По подсчетам специалистов бюджетного управления Конгресса США, по мере прибытия судов-складов и транспортов командования морских перевозок доля военно-транспортной авиации снижается и является постоянной на уровне 20% [6].
В США принимаются различные меры, рассчитанные на значительное повышение провозной способности морского флота, привлекаемого к осуществлению воинских перевозок. Основной упор при этом делается на более полное использование морских транспортных ресурсов гражданского сектора, на совершенствование механизма их отмобилизования и централизованного использования. В рамках этих мероприятий реализуется программа повышения мобилизационной готовности торгового флота, предусматривающая значительное увеличение количества мобилизуемых судов и сокращение сроков их передачи МО. Торговый флот США широко привлекается для перевозок военных грузов и в мирное время. По некоторым оценкам, свыше 95% морских перевозок американских военных грузов приходится на торговый флот [3].
Наряду с собственным действующим американским флотом США планируют использовать для срочных воинских перевозок торговые суда под флагом других стран.
В военно-стратегических концепциях США всегда придавалось большое значение морской силе, возвеличивался принцип силового преобладания на морских путях. В этих целях правящие круги США часто прибегают к концепциям геополитики, выдвинутым американским контр-адмиралом А. Мэхэном (1840-1914 гг.) в книге «Влияние морской силы на историю». Например, президент Дж. Картер заявлял: «Мощь на море необходима для нашей глобальной стратегии как в мирное, так и в военное время». Выступая в апреле 1981 года в Сан- Франциско, бывший министр обороны США К. Уайнбергер заявил: «Мы превратились в островное государство. Многие необходимые нам минеральные ресурсы и многие стратегические важные полезные ископаемые находятся на расстоянии тысяч миль от наших берегов. Чтобы обеспечить доступ к этим ресурсам, мы должны увеличить свою военную и военно-морскую мощь» [8].
Военно-политическое руководство США всегда уделяло пристальное внимание к расширению морской мощи страны. Для доминирования над морями и океанами планеты США создали 13 флотилий, построенных вокруг таких авианосцев, как «Китти Хаук», «Энтерпрайз», «Констелейшн», «Нимиц», «Гарри С. Трумен», «Рональд Рейган» и других. После Второй мировой войны для военно-транспортной деятельности было создано специальное Командование морских перевозок - КМП (Military Sealift Command). Это командование, хотя и находится в составе ВМС, предназначено для обслуживания запросов всех видов вооруженных сил США.
Важной составной частью морского транспорта является портовая инфраструктура, которая играет чрезвычайно значительную роль в экономике и военных приготовлениях США. Роль морских портов определяется тем, что в них осуществляются сложные и трудоемкие начальные и конечные операции морского транспортного процесса. Придавая важное значение портовой инфраструктуре в системе обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил, военно-политическое руководство США осуществляет необходимые организационные меры, направленные на повышение готовности портов и обеспечение бесперебойности их работы в условиях как мирного, так и военного времени. Государство щедро субсидирует строительство американских портов.
В США насчитывается 189 морских портов, которые занимают более 3 тыс. км, или около 2% протяженности беговой линии страны [3]. Подавляющее большинство крупных американских городов является морскими портами или связаны с ними внутренними водными путями. В США морская портовая система условно разбивается на шесть районов, охватывающих северную и южную части Атлантического побережья, побережье Мексиканского залива, южную и северную части Тихоокеанского побережья и побережья Великих Озер.
США рассматривают морские порты как важнейшие элементы военно-транспортной инфраструктуры, связывающие с помощью морских транспортных средств театры военных действий со стратегическим тылом, т.е. с Северо-Американским континентом. В
планах Пентагона морские порты рассматриваются, как потенциальные военно-морские базы, которые в случае войны позволят значительно расширить систему базирования американских ВМС.
В логистике тылового обеспечения вооруженных сил важное место занимает Командирование наземных перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Место КНП особенно велико в материально- техническом обеспечении воинских частей и баз, расположенных на континентальной части территории США.
В среднем за год наземный транспорт перевозит 4,2 млн. м3 океанских грузов, 500 тыс. тонн личной собственности военнослужащих, 72 тыс. частных транспортных средств и 518 тыс. пассажиров. В распоряжении КНП находятся 1350 железнодорожных вагонов, 10 тыс. контейнеров и различные другие транспортные средства [10].
В США за последние десятилетие доля железнодорожного транспорта, не смотря на острую конкуренцию с автомобильным транспортом, в грузообороте страны не только не сократилась, но и заметно повысилась и сейчас составляет около 40%. По данным Ассоциации американских железных дорог (AAR), в 2006 году в США были зарегистрированы более 550 железнодорожных компаний, занимающихся грузовыми перевозками.
В 1967 г. в США было образовано федеральное Министерство транспорта, которое контролирует все железнодорожные, 40% грузовых автомобильных и 13% речных перевозок.
На железных дорогах грузовые перевозки по объемам и доходам преобладают над пассажирскими.
На континентальной части территории США железнодорожный транспорт особенно активно используется для переброски грузов на дальние расстояния. Например, развитию сквозных железнодорожных контейнерных перевозок между портами Атлантического и Тихоокеанского побережья придается важное военное значение. Федеральное правительство предоставляет частным компаниям на эти цели значительные финансовые субсидии и другие льготы. Целесообразность организации таких перевозок, являющихся прямым конкурентом перевозкам по морскому пути через Панамский канал, оценивается американским руководством, прежде всего, из получаемых при этом военных преимуществ.
Министерство обороны США активно использует автомобильный транспорт для перевозок грузов на относительно близкое расстояние. Естественно, автомобильный транспорт широко используется в военных частях и военных базах как на континентальной части территории США, так и на театрах военных действий.
После окончания холодной войны и особенно террористической атаки 11 сентября 2001 года американская администрация предпринимает различные меры усиления и модернизации Транспортного командования Пентагона. В целях обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил на КВП возложена задача обеспечивать быструю доставку войск и военных грузов в любую точку земного шара. В КВП сосредоточены основные силы в средствах военно-транспортной (ВТА) и заправочной авиации. В состав КВП включены военно-транспортные самолеты следующих типов: С-17 Globemaster-3; С-5 Galaxy, С-135 «Hercules», KC-135 Stratotanker и KC-10 Extender и др. [11].
В чрезвычайных случаях привлекаются и коммерческие самолеты. Комплексное использование военных и гражданских воздушных судов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности американских вооруженных сил.
Для поддержания военно-транспортной авиации в боеготовном состоянии Пентанон реализует комплексную программу их модернизации. Например, этой программой предусматривается оснащение военно-транспортного самолета С-5 новым двигателем и замену бортового радиоэлектронного оборудования, а также другие конструктивные и технологические доработки. Программа рассчитана на срок до 2018 года и оценивается в 10 млрд. долларов.
Основные характеристики самолетов ВТА и гражданских авиакомпаний (на примере Боинг-747, как наиболее распространенного типа) приведены ниже.
Результаты расчетов, сделанные американскими военными специалистами, показывают, что до зоны конфликта на Ближневосточном регионе доставка военных грузов на авиационном транспорте не превышает 24 часов, что значительно меньше, чем у морских судов - 18 суток при средней скорости 24 узла.
КМП отвечает за обеспечение морских перевозок Пентагона. КМП использует как государственные, так и коммерческие суда в трех основных направлениях: во-первых, в случае резкого увели-
Таблица 1. Основные характеристики средств авиационного компонента сил стратегических перебросок
Полезная нагрузка, т Средняя скорость, км/ч Интенсивность использования (часов в сутки) Характеристики на стоянке, часов
макс средняя Загрузка Промежуточные посадки Разгрузка
C-17A 45 758 14,5 12,5 3,25 2,25 1,75-3,25
C-5 61 778 11,5 8,1 4,25 3,25 2,00-4,25
КС-10 33 815 9,8 8,6 4,25 3,25 3,25-4,25
Боинг-747 98 852 10,0 10,0 5,00 1,50 5,00
Источник: Зарубежное военное обозрение, 1/2009, стр. 46
Таблица 2. Структура расходов Министерства обороны США по ведомственному признаку (в млрд. долларов, в постоянных ценах 2012 финансового года)
Финансовые годы Всего Министерство сухопутных сил Министерство ВМС Министерство ВВС Прочие
2010 705,3 251,5 176,6 169,2 108,0
2011 702,2 245,4 176,8 168,9 111,1
2012 699,1 230,6 183.7 169,1 115,7
2013 672,8 214,5 173,1 167,4 117,8
Составлен по: National Defense Budget Estimates for FY 2013. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller). March 2012, p. 174-175
чения морских перевозок необходимого вооружения и доставки войск из континентальной части США на ТВД по всему миру; во-вторых, для заблаговременного складирования оружия и других материальных средств общего назначения в передовых районах; в-третьих, для обеспечения устойчивости морских перевозок всеми судами КМП.
О значении, придаваемому в США морскому флоту, свидетельствует и тот факт, что систематически на содержание ВМС направляется больше средств, чем на ВВС, о чем свидетельствует данные таблицы 2.
Огромные финансовые ресурсы, выделяемые на ВМС, направляются не только на строительство новых боевых кораблей, но и на развитие морского транспортного флота. Например, в последние годы Пентагон реализует программу строительства быстроходных военно-транспортных судов проекта JHSV (Joint High Speed Vessel), направленную на повышение возможностей Пентагона по перевозке морем личного состава, вооружения и военной техники. Планируется до 2015 года построить десять судов этого типа. Стоимость каждого судна оценивается в 225 млн. долларов. Общая стоимость программы может составить, по американским оценкам, около 2,3 млрд. долларов. Бывший министр обороны США Р. Гейтс 2 февраля 2010 года в Конгрессе заявил, что число быстроходных военно-транспортных судов проекта JHSV может быть расширено до 23 судов [12].
За последние годы Пентагон стремиться значительно усилить Командование наземных перевозок (КМП). Это Командование обеспечивает размещение более чем на 90% военно-технических и материальных средств. КНП выполняет роль связующего звена между грузоотправителями Министерства обороны и воздушным и морским транспортом.
КНП имеет своих представителей в 24 морских портах по всему миру, а также взаимодействует с Федеральным управлением автомобильных дорог для обозначения сети стратегических дорог.
О высокой развитости транспортной инфраструктуры Пентагона говорит тот факт, что с октября 2001 года до 2011 года для поддержки боевых операций в Ираке и Афганистане Транспортным командованием США было перевезено более 2,2 млн. пассажиров и около 5500 тыс. тонн грузов [13].
Транспортное командование в составе трех составных частей организует высокую мобильность американских вооруженных сил
и своевременное их обеспечение всеми необходимыми видами вооружения, военной техники и бытовыми условиями.
Литература:
1. National Security Strategy. - Washington, D.C., 2010. - Р. 17.
2. Балев Б.Ф. Защита океанских коммуникаций // Морской сборник, 1971. - № 7. - С. 21.
3. Паршин В.Г., Романенко А.А., Соколов В.К. Морской транспорт капиталистических стран. - М.: «Наука», 1989. - С. 19.
4. GAO. Report to the Subcommittee on Air and Land Forces, Committee on Armed Services, House of Representatives. Washington 2009. - Р. 1.
5. Joint Vision 2010. Focused Logistics. Washington 2010, p.7.
6. Зарубежное военное обозрение, 2009. - № 1. - С. 49.
7. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.
8. Бюллетень иностранной коммерческой информации, 1981. -13 июня.
9. Хачатурян А.А. Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2012. - № 1.
10. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportion Command, p.2.
11. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportation Command, p.1
12. Зарубежное военное обозрение, 2010. - № 7. - С. 62.
13. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportation Command, p.3