ся государственное страхование поставок, бюджетное кредитование контрактов, использование лизинговых схем и т.п.
В целом необходимо принятие специального закона «О государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса» или отдельных законодательных актов по отраслям.
9. Льготный налоговый режим отдельных участников ИС на ее головную компанию как представителя ИС в целом.
В частности, поскольку одной из основных функций головной компании является представление предприятий ИС во внешнеторговых отношениях, на нее следует распространить действие подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ об освобождении от НДС на авансовые платежи в счет экспорта товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев.
10. Повторное налогообложение.
Повторное удержание налога на прибыль делает невозможным централизацию средств для решения корпоративных задач. Поэтому целесообразно внести поправки в Налоговый кодекс для освобождения от повторного налогообложения корпоративных фондов развития, формируемых за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий корпорации после уплаты налогов и хранящейся на спецсчетах управляющих компаний.
11. Запрет головной компании управлять акциями участников ИС.
Согласно действующему законодательству доверительное управление ценными бумагами за определенными исключениями относится к исключительной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако это ограничение нецелесообразно в отношении головных компаний ИС, поскольку такая деятельность заведомо не может быть для них основной. Поэтому следует освободить их от необходимости быть профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Таким образом, проблема создания качественного нормативно-
правового поля для интегрированных структур ОПК - это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единого специального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевому законодательству. Это будет способствовать последовательному развитию ОПК в рамках существующей системы принципов оборонного строительства России.
Литература:
1. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» № 438.
2. Закутнев С.Е. Финансовое обеспечение военной безопасности государства на основе среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат / С.Е. Закутнев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 10. - С. 1421.
3. Чистов И.В. Предпосылки и направления развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе России / И.В. Чистов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 48. - С. 35-44.
4. Кандыбко Н.В. Интеграция проектного управления в механизм обеспечения государственных оборонных нужд / Н.В. Кандыбко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11, ч. 2. - С. 69-74.
5. Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации / Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2012. - 115 с.
6. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 11 октября 2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе» № 426.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ
ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Спиридонов Т.В., к.э.н., докторант Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук
В статье рассматривается роль инфраструктуры, как одного из важных приоритетов в военном строительстве США. Анализируются пути совершенствования различных элементов военной инфраструктуры для усиления военной мощи и достижения стратегических целей США, сохранения научно-технического превосходства над другими государствами и доминирующих позиций в мировой политике и экономике, с учетом изменений в военно-политической ситуации в мире. Исследуются различные меры, предпринимаемые США, для повышения эффективности экономического обеспечения военного строительства.
Ключевые слова: вооруженные силы, высокоточные системы оружия, военная инфраструктура, НАТО, военные базы, геополитика.
IMPROVEMENT OF INFRASTRACTURE OF THE UNITED STATES AFTER THE
COLD WAR
Spiridonov T., Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate of the Institute of World Economy and International Relations of Russian
Academy of Sciences
The article considers the role of the infrastructure as one of the significant priorities of military construction of the United States. The article analyzed the ways to improve various elements of the military infrastructure to strengthen the military power and to succeed the strategic objectives of the United States, to maintain technological superiority over the other nations and the dominant position in world politics and economics, taking into account changes in the military-political situation in the world. In the articled are explored various measures taken by the United States to improve efficiency of economic support for military construction.
Keywords: armed forces, high-precision weapon systems, military infrastructure, NATO, military bases, geopolitics.
После окончания холодной войны и распада Советского Союза в американских правящих кругах продолжались обсуждения того, какими способами и в каких масштабах они могут прибегать к помощи созданной огромной машины в качестве средства обеспечения глобального верховенства США в новом однополярном мире. В этих же целях Министерство обороны значительное внимание уделяет совершенствованию военной инфраструктуры. Произошли и происходят существенные изменения в численности и дислокации объектов военной инфраструктуры США, как за рубежом, так и на континентальной части страны.
Учитывая кардинальные изменения в военно-политической ситуации в мире, США предпринимают различные меры для того, чтобы их система военной инфраструктуры в наибольшей степени соответствовала военно-политическим и геоэкономическим интересам, целям сохранения военного превосходства над другими странами. Существенное влияние на формирование и совершенствование военной инфраструктуры Пентагона оказали террористические атаки 11 сентября 2001 года. Эти события стали дополнительными стимулами для укрепления военной инфраструктуры на континентальной части США.
После атаки террористов на Всемирный торговый центр и на Пентагон президент Дж. Буш объявил о начале глобальной войны с международным терроризмом. В сентябре 2002 года была принята новая стратегия национальной безопасности [1], объединившая весь комплекс идей американской администрации в области военно-политической стратегии. В соответствии с этой стратегией одной из приоритетных задач Министерства обороны является обеспечение защиты территории США от атак международных террористов.
В конце 2001 года - начале 2002 года США предприняли ряд законодательных и организационных мер по повышению безопасности национальной территории. В частности, президент Дж. Буш создал Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security), которому была переподчинена Береговая охрана США [2].
За последние годы Министерство обороны последовательно реализует планы усиления и создания объединенных военных баз (ОБ). Объединение военных баз происходит путем организационного слияния компактно расположенных военных объектов различной видовой принадлежности и в соответствии с программой по закрытию и перепрофилированию военных баз (ЗПБ). Программа ЗПБ осуществляется Пентагоном поэтапно, начиная с 1988 года. За четыре этапа (1988-2004 гг.) было закрыто 350 военных объектов различного назначения. С 2005 года стартовал пятый этап программы ЗПБ. Предусматривалось за шесть лет (2005-2011 гг.) закрыть 466 военных баз и перепрофилировать еще 334 объекта различного назначения [8].
Формируемые ОБ расположены на континентальной части США, а также на Гавайских островах и на острове Гуам. Проводимые мероприятия по объединению военных баз направлены на достижение следующих задач:
- повышение уровня взаимодействия формирования различных видов американских ВС;
- повышение эффективности оперативного управления воинскими формированиями;
- поддержание высокого уровня мобильности войск (сил);
- уменьшение общего количества военных баз;
- снижение финансовых расходов на содержание и материально-техническое обеспечение объектов недвижимости МО;
-выполнение требований федерального закона США «О национальной политике в области охраны окружающей среды»;
Объединение военных баз призвано надежно обеспечить защиту континентальной части территории США, повысить мобилизационную готовность американских ВС, их оперативное реагирование на угрозу национальным интересам в любом регионе мира.
Следует отметить, что почти на всех созданных объединенных базах, помимо достаточно развитой инфраструктуры обеспечения повседневной деятельности размещенных на этих объектах крупных воинских формирований, имеются силы и средства по их доставке на передовые театры военных действий (ТВД) воздушным или морским путем.
Американская администрация предпринимает различные меры усиления и модернизации Транспортного командования Пентагона, в составе Командования воздушных перебросок (КВП), Командования морских перевозок (КМП) и Командования наземных перевозок (КНП).
В целях обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил на КВП возложена задача обеспечивать быструю доставку войск и военных грузов в любую точку земного шара. В КВП сосредоточены основные силы в средствах военно-транспортной (ВТА) и заправочной авиации. В состав КВП включены. С-17 Globemaster-3; С-5 Galaxy, С-135 «Hercules», KC-135 Stratotanker и KC-10 Extender и др. [17].
В чрезвычайных случаях привлекаются и коммерческие самолеты. Комплексное использование военных и гражданских воздушных судов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности американских вооруженных сил.
Для поддержания военно-транспортной авиации в боеготовом состоянии Пентагон реализует комплексную программу ее модернизации. Например, этой программой предусматриваются оснащение военно-транспортного самолета С-5 новым двигателем и замена бортового радиоэлектронного оборудования, а также другие конструктивные и технологические доработки. Программа рассчитана на срок до 2018 года и оценивается в 10 млрд. долларов.
Результаты расчетов, сделанные американскими военными специалистами, показывают, что до зоны конфликта в Ближневосточном
регионе доставка военных грузов на авиационном транспорте не превышает 24 часов, что значительно меньше, чем у морских судов - 18 суток при средней скорости 24 узла.
КМП отвечает за обеспечение морских перевозок Пентагона. КМП использует как государственные, так и коммерческие суда в трех основных направлениях: во-первых, в случае резкого увеличения морских перевозок необходимого вооружения и доставки войск из континентальной части США на ТВД по всему миру; во-вторых, для заблаговременного складирования оружия и других материальных средств общего назначения в передовых районах; в-третьих, для обеспечения устойчивости морских перевозок всеми судами КМП.
Огромные финансовые ресурсы, выделяемые на ВМС, направляются не только на строительство новых боевых кораблей, но и на развитие морского транспортного флота. Например, в последние годы Пентагон реализует программу строительства быстроходных военно-транспортных судов проекта JHSV (Joint High Speed Vessel), направленную на повышение возможностей Пентагона по перевозке морем личного состава, вооружения и военной техники. Планируется до 2015 года построить десять судов этого типа. Стоимость каждого судна оценивается в 225 млн. долларов. Общая стоимость программы может составить, по американским оценкам, около 2,3 млрд. долларов. Бывший министр обороны США Р. Гейтс 2 февраля 2010 года в Конгрессе заявил, что число быстроходных военно-транспортных судов проекта JHSV может быть расширено до 23 судов [9].
За последние годы Пентагон стремиться значительно усилить Командование наземных перевозок (КНП). Это Командование обеспечивает размещение более чем на 90% военно-технических и материальных средств. КНП выполняет роль связующего звена между грузоотправителями Министерства обороны и воздушным и морским транспортом.
КНП имеет своих представителей в 24 морских портах по всему миру, а также взаимодействует с Федеральным управлением автомобильных дорог для обозначения сети стратегических дорог.
Транспортное командование в составе трех составных частей организует высокую мобильность американских вооруженных сил и своевременное их обеспечение всеми необходимыми видами вооружения, военной техники и бытовыми условиями.
О высокой развитости транспортной инфраструктуры Пентагона говорит тот факт, что с октября 2001 года до 2011 года для поддержки боевых операций в Ираке и Афганистане Транспортным командованием США было перевезено более 2,2 млн. пассажиров и около 5500 тыс. тонн грузов [17].
После окончания холодной войны произошли значительные изменения в производственной инфраструктуре США. Важнейшей проблемой для Пентагона стало не только некоторое сокращение вооруженных сил и военных приготовлений, но и реструктуризация военно-промышленной базы страны. Расходы Пентагона на закупку вооружений сократились со 126 млрд. долларов в 1990 году до 66 млрд. долларов в 2000 году. Были пересмотрены и значительно сокращены существующие программы в области вооружений и технологий. В 90-х годах в США наблюдались так называемые «закупочные каникулы».
Для того, чтобы выжить в обстановке, сложившейся после окончания холодной войны, многие малые и средние предприятия, ранее работавшие на Пентагон, ушли из военного бизнеса. По американским оценкам, из примерно 120 тыс. компаний, выполнявших заказы Министерства обороны в годы холодной войны, во второй половине 1990-х годов их осталось лишь около четверти [18]. Среди крупных специализированных военно-промышленных фирм началась волна слияний и поглощений.
США достаточно эффективно решили задачу реструктуризации военно-промышленной базы, сохранив около 85% оборонного потенциала страны времен холодной войны. При этом даже усилились их позиции в военном производстве мира.
В реструктуризации военно-промышленной базы решающую роль играло Министерство обороны, действующее методами убеждения, финансовой помощи (в частности, оно позволило подрядчикам списывать со счетов затраты, связанные с консолидацией), стимулирования военного экспорта, а главное - поддержки многочисленных слияний и поглощений военно-промышленных фирм. Реструктуризация военной промышленности оказалась в достаточной степени эффективной. Этому способствовала финансовая помощь и жесткий контроль со стороны государства, активное ис-
пользование рыночного механизма и применение передовых методов организации управления на микроуровне.
В результате многочисленных слияний и поглощений число генеральных подрядчиков Пентагона к 2002 году сократилось с 15 до 5 («Локхид-Мартин», «Боинг», «Нортроп-Грумман», «Дженерал Дайнемикс», «Рейтеон»). Заметно повысилась степень концентрации и монополизации военного производства: доля десяти крупнейших военно-промышленных корпораций в общем объеме полученных от Пентагона военных заказов 100 ведущих фирм возросла с 50% в 1992 году до 63% в 2002 году [19].
Главным направлением реструктуризации военной промышленности США стало дальнейшее повышение концентрации и монополизации производства за счет слияния и поглощения военно-промышленных фирм, в ходе которых получили развитие процессы специализации военного производства и различных форм диверсификации производства. Конверсия же военного производства, предполагающая перепрофилирование мощностей на выпуск продукции гражданского назначения, широкого распространения в США не получила.
Администрация Б. Обамы предпринимает различные меры для повышения эффективности экономического обеспечения военного строительства. В этих целях совершенствуется система приобретения ВВТ, пересматриваются и регулярно закрываются устаревшие программы разработки и производства оружия.
Особое внимание военно-политическое руководство уделяет вопросам интеграции военного и гражданского секторов экономики, формирования единой национальной промышленной базы. Это вызвано желанием укрепить базу разработки и производства ВВТ, расширить доступ к последним научно-техническим и производственным достижениям гражданского сектора. В результате использования двойных технологий и интеграции военно-инновационного и научно-технологического потенциалов гражданской экономики происходит постепенное стирание граней между военной и гражданской промышленностью.
Погоня за разработкой и производством все более сложных в техническом отношении видов ВВТ сопровождается ростом расходов на НИОКР, которые создают задел новых идей, знаний и профессиональных навыков, без чего невозможна инновационная деятельность. После окончания холодной войны расходы США на военные НИОКР несколько сократились: с 59 млрд. долларов в 1990 году до 48,5 млрд. долларов в 2000 году.
В годы нового столетия расходы на военные НИОКР растут не только в абсолютных, но и в относительных размерах. Наблюдается тенденция роста наукоемкости военного производства. В последние годы процентное отношение затрат на военные НИОКР к затратам на военные закупки составляет 60-75%, в то время как в годы холодной войны этот показатель равнялся примерно 40%.
Из общего объема финансирования расходов на НИОКР в США на бизнес приходится 61,6%, на государство - 31,3%, а остальные 7,1% - на университеты и иные организации. Исполняет же научно-исследовательские работы: бизнес - 70,3%, государственные организации - 11,7%, а университеты и иные организации - 13,5%. Общее число ученных, занятых в сфере НИОКР, в США составляет 1413 тыс. человек [20].
Больше половины федеральных расходов на НИОКР приходится на долю Министерства обороны. Например, в 2012 финансовом году из 147,9 млрд. долларов федеральных расходов на НИОКР доля Пентагона составила 79,9 млрд. долларов. В последние годы примерно 15% общих расходов на военные НИОКР направляется на фундаментальные исследования, 35% - на прикладные разработки и 50% на разработку перспективных технологий [21].
В США особо важное значение придается сближению военных и гражданских НИОКР. В этом процессе отражаются многие реалии нынешнего этапа научно-технического развития - высокая и продолжающая расти стоимость НИОКР; необходимость междисциплинарного подхода, обусловленная высокой технической сложностью вновь создаваемых изделий; значительное повышение качественных характеристик изделий гражданского назначения; сближение военных и гражданских технологий и т.д.
В 50-60-х годах прошлого столетия наибольшее распространение получила так называемая система Spin-off, т.е. передача технологий от военного в гражданский сектор хозяйства. В 1970-1980-х годах ситуация стала меняться. В результате за последние годы приток технологий из гражданского сектора в военный значительно больше, чем в обратном направлении. Можно сказать, что сейчас
преобладающим является не система Spin-off, а система Spin-on (т.е. передача новинок от гражданского сектора в военный).
В заключение следует сказать, что США придают приоритетное значение не только финансовому обеспечению и созданию необходимой инфраструктуры для проведения широким фронтом военных НИОКР, но и созданию законодательной среды и условий государственного стимулирования инновационных процессов в военной экономике и вооруженных силах. В значительной степени этими обстоятельствами объясняется, что технический разрыв между США и другими странами в военной сфере не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться.
Для обеспечения военного превосходства над противником, особенно во время боевых действий, государства во все времена большое значение придавали разведке и связи, информационному обеспечению вооруженных сил.
Роль разведки и связи особенно усилилась в последние десятилетия. Стремительное развитие информационных технологий, которые приобрели во второй половине ХХ века революционный характер, способствовало тому, что информация стала стратегическим ресурсом, новым фактором силы. Эффективное использование информации позволяет реализовать различные интересы государства, в том числе обеспечить его безопасность.
Администрация США приоритетное значение в военном строительстве придает развитию инфраструктуре информационного обеспечения вооруженных сил. В этих целях широко используются последние достижения информационных технологий. Для обеспечения эффективности разведки, доминирования в сфере обработки и передачи информации вооруженным силам Пентагон особенно активно использует космическую деятельность.
Происходит расширение областей применения космической техники как средства наблюдения и разведки из космоса, связи, навигации, картографии в военных целях. Например, в ходе военных действий на Балканах США и НАТО использовали 129 космических аппаратов различного назначения, в том числе были применены 36 спутников связи, 35 разведывательных, 27 навигационных и 19 метеорологических, в то время как 10 лет назад в операции «Буря в пустыне» был задействован лишь один спутник [22].
Особенно велика роль разведки и связи для реализации концепции «Ведения боевых действий в едином информационном пространстве» или так называемой «сетецентрической войны» (NCW—Network-Centric Warfare). Основная цель данной концепции — значительное повышение эффективности применения вооруженных сил за счет достижения подавляющего информационного превосходства над противником.
Основой для сетецентричных операций является глобальная информационная сеть Министерства обороны, представляющая собой набор взаимосвязанных локальных информационных сетей, в том числе космических. Она оптимизирует процессы сбора, обработки, хранения, распределения информации и управления ею, а также доведения ее до потребителей внутри Министерства обороны и за его пределами. С помощью этой системы осуществляется как административное, так и оперативное управление вооруженными силами.
Широкое применение современной автоматизированной информационной технологии в сетецентрической войне позволяет наилучшим образом управлять подготовкой и ведением военных действий соответствующей группировки войск, состоящей из различных видов вооруженных сил.
В целом современные системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации способствуют сокращению времени для принятия решения и повышения эффективности совместного ведения боевых действий различных родов войск на театрах военных действий.
Центральное место среди инструментов стимулирования воинского труда занимают денежное довольствие, льготы при прохождении службы, достойное пенсионное обеспечение, предоставление личному составу жилья и качественной медицинской помощи, оказание помощи в получении образования.
Администрация США рассматривает оплату труда военнослужащих не как денежное возмещение за воинскую службу, а как источник средств, позволяющий военнослужащим вести достойный образ жизни. Практическая реализация данного принципа лежит в основе военно-экономической политики в области оплаты воинского труда.
Руководство США предпринимает всяческие усилия для того,
чтобы обеспечить достойные жизненные условия для военных, как во время службы, так и после увольнения из вооруженных сил, ухода на пенсию.
Министерство обороны и в последние годы продолжает серьезное внимание уделять совершенствованию и той части системы инфраструктуры, которая обеспечивает подготовку военнослужащих, их нормальные бытовые условия, в том числе качественным жильем, медицинским обслуживанием и коммунальными услугами.
В заключение следует отметить, что важное психологическое значение для поднятия престижности военной службы имеют и такие обстоятельства: американцы чтут память погибших военнослужащих, не предают забвению ни одного пропавшего без вести воина, предпринимают различные меры для освобождения своих военнослужащих из плена. Чрезвычайно важно и то, что для сохранения престижности службы в армии и поддержания высокой боеготовности вооруженных сил США созданы условия, когда военные, как во время службы, так и на пенсии, живут в достойных условиях, сопоставимых с уровнем жизни среднего класса американского общества.
Литература:
1. National Security Strategy. - Washington, D.C., 2010. - P.17.
2. Strategy for Homeland Defense and Civil Support. DoD, Washington, D.C., June 2005. - P.111.
3. Балев Б.Ф. Защита океанских коммуникаций // Морской сборник, 1971. - № 7. - С. 21.
4. Паршин В.Г., Романенко А.А., Соколов В.К. Морской транспорт капиталистических стран. - М.: «Наука», 1989. - С. 19.
5. GAO. Report to the Subcommittee on Air and Land Forces, Committee on Armed Services, House of Representatives. - Washington, 2009. - P. 1.
6. Joint Vision 2010. Focused Logistics. - Washington, 2010. - P.
7.
7. Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1. - С. 49.
8. Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 8. - С. 23.
9. Зарубежное военное обозрение. - 2010. - № 7. - C. 62.
10. Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1981. - 13 июня.
11. Петров Д.М., Хачатурян А.А. Проблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. - № 21.
12. Хачатурян А.А. Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2012. - № 1.
13. Хачатурян К.С. Развитие трудового потенциала промышленных предприятий России в посткризисных условиях // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 1.
14. Хачатурян К.С. Пути решения кадровых проблем предприятий оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 10.
15. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства и бизнеса // Транспортное дело России, 2011. - № 6.
16. Хачатурян А.А. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества по учёту затрат на производство продукции // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2013. - №
1(4).
17. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportation Command, p. 1, p. 3.
18. Harvard Business Review, May-June 1997. - P. 84.
19. Orbis, Fall 2003. - P. 694.
20. Main Science and Technology indicates. Volume 2011/2. OECD 2012. - P. 18.
21. AAAS R and D Budget and Policy Progam. Http://www.aaas. org/spp/rd.
22. Заколодяжный В. В любой точке координат // Независимое военное обозрение, 2000. - № 27.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
Петрий П.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Военного университета Министерства обороны Российской Федерации
В статье исследуется современное состояние процесса формирования инвестиционных программ, направленных на развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса России и особенности этого процесса. Анализируется место и роль отечественных оборонных предприятий в хозяйственном устройстве страны, а так же их роль в экономическом развития общества.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, оборонное предприятие, инвестиции, инвестиционная программа.
FEATURES OF CREATION OF INVESTMENT PROGRAMS OF THE DEVELOPMENT OF DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA
Petriy P., doctorate degree of philosophical sciences, professor, head of Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
The article researches the modern state of the process of creation of investment programs oriented towards the development of enterprises of Russian defense industry complex and features of this process. The place and role of domestic defense enterprises in economic structure of the country is being analyzed as well as their role in economic development of the society.
Keywords: defense industry complex, defense enterprise, investmnets, investment program.
В современных условиях наблюдается тенденция роста инвестиций в машиностроительном комплексе, которые по итогам 2012 г. возросли на 13,2% по сравнению с 2011 г., однако остались на 10,1% ниже докризисного уровня 2008 г. При этом замедлению роста инвестиций высокотехнологичного комплекса соответствовало замедление роста капитальных вложений в производство машин и оборудования (до 108% в 2012 году после 113% в 2011 году). В то же время в результате инвестиции в основной капитал производство машин и оборудования почти вышли на докризисный уровень 2008 года (99,8%). В 2012 году возобновился прирост инвестиций в производство транспортных средств и оборудования, который составил 11,9% после сокращения на 3,8% в 2011 году. К началу 2013 года капиталовложения в производство транспортных средств
и оборудования оставались на 17,9% ниже докризисного уровня 2008 года. Основу роста составил рост инвестиций в производство летательных аппаратов, включая космические (на 39,6% после сокращения на 3,4% в 2011 году). В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 2012 году наблюдалось ускорение роста инвестиций в основной капитал. Прирост инвестиций составил 24,8% после 4,4% в 2011 году, в результате инвестиции на 0,9% превысили докризисный уровень 2008 года. При этом основным драйвером роста в 2012 году стали капитальные вложения в производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (прирост составил 55,8%) [1].
Исследуемые показатели позволяют отметить ряд факторов, оказавших существенное влияние на глубину и тяжесть кризиса