УДК 32 Фокин Антон Валерьевич
аспирант факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [email protected]
ИЗМЕНЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ США В СЕРЕДИНЕ 2000-Х ГОДОВ
Fokin Anton Valeryevich
PhD student of the World Politics Department, Lomonosov Moscow State University [email protected]
THE USA NAVY POLICY CHANGE IN THE MIDDLE 2000S
Аннотация:
К середине 2000-х годов наметилась необходимость изменить основные направления военно-морской политики США, которая уже не отвечала основным приоритетам по защите американских национальных интересов. Результатом работы руководства ВМС стал документ «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века».
Ключевые слова:
ВМС США, военно-морская политика, военная стратегия.
The summary:
By the mid-2000s there was a need for the U.S. navy policy objectives to be updated to reflect key priorities to protect American national interests. As a result of the work in 2007 the U.S. Navy chief board presented A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower.
Keywords:
the U.S. Navy, navy policy, military strategy.
Одной из проблем американского флота, отчетливо обозначившейся к середине 2000-х годов, явилась неспособность ВМС активно действовать в рамках глобальной войны с терроризмом [1]. Для обеспечения устойчивого финансирования и развития военно-морских сил необходимо было убедить общественность и руководство страны в том, что морской компонент вооруженных сил может успешно бороться с террористическими сетями по всему миру.
В рамках этих усилий начальник штаба ВМС адмирал М. Маллен (Michael Mullen) добился замены армейских контингентов в ряде выполняемых ими охранных функций на морских пехотинцев (в Ираке, Гуантанамо и в районе Африканского рога). Кроме того, командование флота создало несколько подразделений речных катеров для патрулирования во внутренних водах в Ираке и других районах мира [2].
Одновременно с этим руководство военно-морских сил стало уделять повышенное внимание новым нетрадиционным угрозам, к которым помимо терроризма относились пиратство, использование морского пространства транснациональными преступными группировками, в том числе для незаконного оборота оружия и наркотиков, а также экологические проблемы. Трансграничный характер этих угроз подталкивал ВМС к тому, чтобы усилить международное сотрудничество для их устранения.
В августе 2005 года, через месяц после вступления в должность начальника штаба ВМС США, М. Маллен заявил о намерении наращивать морскую мощь страны в соответствии с концепцией «Морская мощь-21-го века» и на основе сбалансированной структуры сил флота, нацеленного на тесное взаимодействие в мирное и военное время с военно-морскими силами и службами береговой охраны союзных держав в глобальном масштабе [3].
Одной из ключевых идей М. Маллена стала концепция «флота в 1000 кораблей», который должен представлять собой международные военно-морские силы с участием союзников и партнеров Соединенных Штатов [4]. По мнению адмирала, «сейчас будущее
безопасности на море как никогда ранее зависит от международного сотрудничества и взаимопонимания. Откровенно говоря, мы нужны друг другу» [5].
В рамках выдвинутой концепции планировалось, что новое образование станет независимым от национальных правительств и не будет никаким образом зависеть от Соединенных Штатов, участие в нем должно быть полностью добровольным [б].
Предполагалось, что «флот в 1000 кораблей» будет решать задачи, относящиеся к новым угрозам:
- борьба с пиратством;
- недопущение распространения ОМУ;
- противодействие организованной преступности (включая незаконный оборот наркотиков и оружия);
- помощь в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- борьба с терроризмом.
Одной из главных идей обеспечения морской безопасности в рамках этой концепции стала программа идентификации судов на море, которая позволила бы своевременно выделять, опознавать и отслеживать корабли. М. Маллен планировал создать такую систему на основе уже существующей автоматической идентификационной системы, вводимой в рамках Международной морской организации.
Концепция «флота в 1000 кораблей» не предполагала создания какой-либо четкой оперативной структуры, состоящей ровно из указанного числа судов, название было выбрано начальником штаба ВМС специально для привлечения общественного внимания. По сути «флот в 1000 кораблей» представлял собой свободную сетевую структуру, состоящую из связанных между собой военно-морских систем (судов, береговой инфраструктуры), отслеживающих ситуацию в сфере морской безопасности и способных принять меры для предотвращения угроз в этой области [7].
С одной стороны, Соединенные Штаты пытались снять со своих ВМС часть ответственности за обеспечение безопасности Мирового океана (это стремление было продиктовано усилившейся нагрузкой на военно-морские силы, вызванной сокращением их корабельного состава), а с другой - расширить взаимодействие и сотрудничество с партнерами в различных регионах мира в целях усиления борьбы с нетрадиционными угрозами.
В рамках работы по борьбе с новыми вызовами на море в 2005 году была принята «Национальная стратегия по защите морских рубежей» [8]. В этом документе вопрос обеспечения безопасности на море рассматривался более комплексно, чем просто через призму военно-морского противостояния. Можно сказать, что в американской политике произошла смена парадигмы от «господства на море» к «сотрудничеству на море».
Терминологическим нововведением документа является понятие «морское пространство» (maritime domain). Оно включает в себя территорию океанов, морей, озер, пространство над океанами и под ними, участки суши, прилегающие к морю, морскую инфраструктуру, людей, грузы - то есть все, что имеет какое-либо отношение к морской деятельности [9]. Такое расширенное понятие позволяет сделать объектами обеспечения безопасности практически любое место на земном шаре. Эта концепция пришла на место господствовавшего ранее понятия «прибрежная зона».
Таким образом, основное внимание военно-морских сил вновь переносится на морское пространство. После распада СССР стратегическое планирование ВМС в основном сосредоточивалось на том, как воздействовать «с моря» на сухопутные цели, сместив на второй план ведение непосредственно морских операций.
В «Стратегии» отмечались следующие угрозы морской безопасности:
1. Исходящие от государств - провоцирование конфликтов, поддержка незаконных вооруженных формирований, получение ОМУ.
2. Терроризм.
3. Транснациональная организованная преступность, пиратство.
4. Загрязнение окружающей среды и экологические катастрофы.
5. Нелегальная миграция морским путем [10].
В соответствии с угрозами были выделены и цели политики США в сфере обеспечения морской безопасности:
1. Недопущение террористической и иной преступной деятельности на море.
2. Защита расположенных в прибрежных зонах населенных пунктов и ключевых элементов инфраструктуры.
3. Минимизация ущерба от враждебной деятельности и своевременная ликвидация его последствий.
4. Обеспечение безопасности океанического пространства и его ресурсов [11].
К основным направлениям работы в сфере морской безопасности руководством Соединенных Штатов были отнесены:
1. Усиление международного сотрудничества.
2. Повышение качества информационного обеспечения.
3. Внедрение мер по обеспечению безопасности в практику коммерческой деятельности.
4. Развертывание многоуровневой системы безопасности.
5. Обеспечение бесперебойного функционирования морской транспортной системы [12].
Намерения США по защите морской инфраструктуры были направлены прежде всего на обеспечение безопасности американской экономики, которая в значительной степени зависит от товаров и сырья, доставляемых морским путем. Поэтому новая «Стратегия» основывается на трех принципах, имеющих экономическое значение:
1. Обеспечение свободы мореплавания - защита права на свободное плавание американских кораблей в международных водах, осуществление ими мирного транзитного пересечения иностранных морских границ, а также заходов в порты. Этот принцип оценивается как один из главных в обеспечении национальной безопасности.
2. Поддержка и защита.
3. Создание условий для свободного легального перемещения людей и материальных средств через американскую границу при одновременном пресечении попыток проникновения через нее лиц и предметов, представляющих угрозу национальной безопасности [13].
Большое внимание в создании системы морской безопасности уделялось взаимодействию на всех уровнях - между ведомствами США, между частным сектором и государством, а также на международном уровне. Например, относительно перспектив развития ВМС, в «Четырехлетнем обзоре оборонной политики» говорится, что возможности флота и БОХР должны быть полностью интегрированы.
Начальник штаба ВМС М. Маллен после вступления в должность выдвинул концепцию «Национального флота» (The National Fleet), состоящего из сил ВМС, береговой охраны (БОХР) и кораблей союзников США. Согласно ее положениям, флот и береговая охрана должны создать единые средства управления и связи, максимально унифицировать свои системы вооружений и материально-технического обеспечения [14]. М. Маллен назвал партнерство военно-морских сил с БОХР критически важным для национальной
безопасности [15], так как изменившийся характер угроз требовал интеграции сил всех видов вооруженных сил, связанных с морским пространством.
При осуществлении этой концепции специалистов морской пехоты начали активно привлекать к управлению совместными соединениями ВМС и КМП. В 2004 году впервые в истории представитель морской пехоты возглавил флотское соединение - Третью экспедиционно-ударную группировку [16], а в 2006 году представитель авиации КМП впервые принял под командование авиационное крыло самолетов палубной авиации [17].
Руководством ВМС была начата подготовка новой военно-морской стратегии, отражающей изменившийся характер морской безопасности. При этом кроме чисто военного аспекта учитывались такие моменты, как борьба с терроризмом, организованной преступностью и др.
В 2007 году была опубликована «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века» [18], ставшая первым единым стратегическим документом одновременно для ВМС, КМП и береговой охраны. Начальник штаба военно-морских сил М. Маллен особо отмечал этот аспект нового документа: «Когда я занял свой пост, я заявил, что не стану принимать важные решения без консультаций с моими коллегами из других родов войск. Поэтому и Командование морской пехоты и береговая охрана с самого начала были вовлечены в процесс [разработки стратегии]» [19].
Как и «Национальная стратегия по защите морских рубежей», «Скоординированная стратегия» носит комплексный характер и не концентрируется лишь на ведении боевых действий военно-морскими силами, а старается использовать «морское пространство» системно, во взаимодействии с другими акторами международных отношений. Как считают авторы документа, изменившаяся обстановка уже не позволяет отстаивать национальные интересы США в Мировом океане посредством одного лишь традиционного использования военной силы.
Документ определил шесть основных задач ВМС США:
1. Ограничение региональных конфликтов путем передового присутствия морских сил.
2. Сдерживание войны между крупными государствами.
3. Достижение победы в войне, ведущейся Соединенными Штатами.
4. Обеспечение безопасности территории США.
5. Развитие сотрудничества с зарубежными партнерами.
6. Предотвращение или ограничение локальных факторов дестабилизации (local disruptions) до того, как они повлияют на международную безопасность [20].
Для достижения этих целей ВМС должны были обеспечить:
- передовое присутствие;
- сдерживание агрессии (осуществлялось в основном в рамках устрашения стратегическими ядерными силами);
- господство на море;
- проецирование силы;
- проведение гуманитарных операций.
По мнению руководства флота, сдерживание и разрешение конфликтов необходимо осуществлять двумя способами - сосредоточением крупной группировки кораблей ВМС в двух наиболее важных для США районах и поддержанием постоянного присутствия в других частях планеты, которое можно осуществлять меньшими силами.
Первый способ предполагает развертывание крупных ударных соединений ВМС, экспедиционных формирований морской пехоты и сил береговой охраны в западной части Тихого океана и в Индийском океане (включая Персидский залив) с целью защиты национальных интересов США, поддержки союзников и сдерживания потенциальных противников.
Полагаем, что выбор Персидского залива и западной части Тихого океана в качестве основных мест расположения ВМС можно объяснить тем, что эти регионы имеют особое значение для экономики США. Из стран Аравийского полуострова в американскую экономику поступает значительное количество нефти. В то же время в Тихом океане сосредоточены крупнейшие торговые партнеры Соединенных Штатов - КНР, Япония, Южная Корея.
К основным задачам данных группировок военно-морских сил относились:
- локализация региональных конфликтов;
- предотвращение конфликтов между крупными державами;
- решительное вмешательство при необходимости в конфликт и достижение полной победы любыми средствами, включая ядерные [21].
Суть второго способа заключается в постоянном присутствии в других регионах мира (в первую очередь в Латинской Америке и Африке) меньшего контингента сил, включающего корабли как ВМС, так и береговой охраны, а также подразделения морской пехоты. Перед этими силами ставились следующие задачи:
- своевременное выявление и нейтрализация угроз американским национальным интересам;
- защита территории США;
- развитие военно-технического сотрудничества с союзниками и партнерами в рамках совместной борьбы с терроризмом;
- обеспечение безопасности на море, пресечение незаконного распространения оружия и наркотических средств, нелегальной миграции и торговли людьми, а также локализация очагов нестабильности, негативно влияющих на мировую экономическую систему [22].
На наш взгляд, последний пункт является самым интересным, так как в нем четко отражены задачи невоенного характера, которые стали одними из основных в деятельности ВМС США.
«Скоординированная стратегия» предложила не просто новый взгляд на задачи ВМС, но и новую концепцию использования военной силы для достижения безопасности всего государства в целом [23]. Впервые в стратегии равная важность придавалась как победе в войне, так и процессу сдерживания развития конфликта, недопущения его эскалации [24].
Особое значение в новой стратегии имеет термин сотрудничество (cooperation). Он применяется не только к взаимодействию видов вооруженных сил, но и к совместному проведению Пентагоном и государственным департаментом внешней политики, а также и к международному сотрудничеству. В рамках взаимодействия с союзниками и партнерами в области морской безопасности ВМС США предлагали выстроить систему коллективной безопасности, в основе которой лежали бы общие угрозы и взаимные интересы. При этом именно «морская мощь» должна была стать объединяющей силой в этой системе. Как писал один из авторов «Скоординированной стратегии» Роберт Рубель, «защита существующей глобальной системы торговли и безопасности одновременно является и контекстом для новой стратегии и тем интеллектуальным клеем, который соединяет вместе все регионы мира» [25]. В документе подчеркивалось, что сотрудничать в сфере морской безопасности желают все страны, так как это приносит безусловную выгоду. Нарушение же морской торговли выгодно только террористам и организованной преступности.
Новая стратегия имела ряд важных особенностей. Во-первых, в документе сделан серьезный акцент на развитие сотрудничества ВМС с другими организациями. Это взаимодействие предполагает два уровня: внутригосударственный - между морскими ведом-
ствами США и глобальный - между союзниками и партнерами. Причем в документе отмечалось, что ВМС США придется действовать в многополярном мире [26].
Во-вторых, в «Стратегии» подчеркивается, что наряду с опасностью от традиционных морских противников (государств) возрастает опасность от негосударственных акторов (террористы, организованная преступность, пираты), для устранения которой и необходимо развивать сотрудничество.
В-третьих, акцент был сделан на предотвращение конфликтов. Эта задача решается больше средствами дипломатии и непрямого применения военной силы.
В-четвертых, это была первая межвидовая стратегия, которая имела единое видение проблем в морском пространстве для трех видов вооруженных сил, непосредственно связанных с морем. Например, взаимодействие ВМС и БОХР необходимо, так как только береговая охрана может осуществлять правоохранительную деятельность за пределами США, а новые угрозы морской безопасности (терроризм и пиратство) предполагали именно такие операций.
В-пятых, «Стратегия» диверсифицирует способы достижения целей военноморскими силами - использование одновременно компонентов «мягкой» и «жесткой» силы, их комбинирование [27].
Принятие нового документа вызвало целый ряд критических комментариев [28], в том числе обвинявших авторов в чрезмерной увлеченности «новыми вызовами и угрозами» и призывавших сконцентрировать ВМС на решении традиционных задач. В данном случае многие эксперты требовали напрямую назвать Китай главным противником американского флота [29]. Одной из причин, почему этого не было сделано, явилось желание сотрудничать с Китаем в рамках обеспечения морской безопасности, а прямое определение КНР как главного потенциального противника могло бы, по мнению экспертов, оттолкнуть Пекин от взаимодействия с Вашингтоном в этой области [30].
В то же время, по мнению других специалистов, принятие новой стратегии восстановило ведущую роль морского флота в американской политике безопасности. После окончания «холодной войны» в американской стратегии господствовала теория ведения двух войн средней интенсивности, в которых флоту отводилась роль обеспечивающего элемента боевых действий сухопутных войск [31]. По сути, роль ВМС сводилась к доставке воинских контингентов к ТВД и их огневой поддержке. Изменения в характере угроз, а также опыт военных операций в Ираке и Афганистане (которые показали невозможность молниеносного успешного завершения одновременно двух войн) привели к тому, что идея военно-морского сотрудничества стала более привлекательной, чем ведение агрессивной политики чисто военными средствами.
Ссылки:
1. Russell J. Transformation to What and Against Whom? The United States Navy and the 2006 Quadrennial Defense Review // World Defense Systems. 2006. № 1.
2. Федоров В. ВМС США расширяют сферу участия в глобальной войне с терроризмом // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 7.
3. Чертанов В. Военно-морские силы - прогнозы, проекты, решения // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 10.
4. Mullen M. Commentary: We Can't Do It Alone // Honolulu Advertiser. 2006. 29.10.
5. Пахомов А. Вопросы обеспечения безопасности на море обсуждают представители ВМС стран западной части Тихого океана // Сообщение на Единой информационной ленте ИТАР-ТАСС. 31.10.2006. 01:35.
6. Cavas C. The Thousand-Ship Navy // Armed Forces Journal. 2006. № 12.
7. Morgan J., Martoglio C. The 1000 Ship Navy: Global Maritime Network // U.S. Naval Institute Proceedings. 2005. № 11.
8. The National Strategy for Maritime Security. Washington D.C., 2005.
9. Ibid. P. 1.
10. Ibid. P. 3-6.
11. Ibid. P. 8.
12. Ibid. P. 13.
13. Печорский В. Национальная стратегия США по защите морских рубежей // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 2.
14. National Fleet: A Joint Navy/Coast Guard Policy Statement. [Электронный ресурс]. Сайт ВМС США. URL: http://www.navy.mil/navydata/cno/ 2006_national_fleet_policy.pdf (дата обращения: 1.05.2012).
15. Peniston B. The QDR Where are the Blue-Water Ships? // U.S. Naval Institute Proceedings. 2006. № 3.
16. Plotts J. U.S. Marine Corps Brig. Gen. Joseph V. Medina: Marine General Leads Strike Group into History. [Электронный ресурс]. Сайт министерства обороны США Defend America. URL: http://www.defendamerica.mil/profiles/jun2004/pr0601004a.html (дата обращения: 1.05.2012).
17. Irwin S. Marine Corps Colonel Makes History as Navy Leader. [Электронный ресурс]. Сайт ВМС США. URL: http://www.navy.mil/search/print. asp?story_id=22025&VIRIN=&imagetype=0&page=1 (дата обращения:
1.05.2012).
18. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007.
19. Fein G. Maritime Strategy Still a Priority for Outgoing CNO. [Электронный ресурс]. Сайт Defense Daily Network. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-170135397.html (дата обращения: 1.05.2012).
20. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007. P. 9-11.
21. Северов В. Новая морская стратегия США // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 3.
22. Там же.
23. Baofu W. U.S. Military's "Maritime Strategy" and Future Transformation // Naval War College Review. 2008. № 4.
24. Hao S. The U.S. Maritime Strategy's New Thinking: Reviewing the "Cooperative Strategy for 21st Century Seapower" // Ibid.
25. Rubel R. The New Maritime Strategy, the Rest of the Story // Naval War College Review. 2008. № 2.
26. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007. P. 5.
27. Hao S. Ibid.
28. См., например: Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time for a Second Engagement - Carlisle Barracks, PA: U.S. Army War College, 2009 ; Pendley W. The New Maritime Strategy: A Lost Opportunity // Naval War College Review. 2008. № 2.
29. См., например: Maritime Strategy: Pritchett R. Desires for Mahan and Realities of Corbett. [Электронный ресурс]. Сайт informationdissemination.net. URL: http://www.information dissemination.net/2007/10/maritime-strategy-desires-for-mahan-and.html (дата обращения: 1.05.2012) ; McGrath B. Thoughts on ‘A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower' Two Year's Later: Author's Response. [Электронный ресурс]. Сайт U.S. Naval Institute. URL: http://blog.usni.org/2009/10/21/thoughts-on-a-cooperative-strategy-for-21st-century-seapower-two-years-later-authors-response (дата обращения: 1.05.2012) ; Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time For A Second Engagement. Carlisle Barracks, PA: U.S. Army War College, 2009.
30. Inside the New Maritime Strategy. [Электронный ресурс]. Сайт MaritimeSecurity. Asia. URL: http://maritimesecurity.asia/free-2/maritime-security-asia/inside-the-new-maritime-strategy/ (дата обращения:
1.05.2012).
31. Hughes W. Implementing The Seapower Strategy // Naval War College review. 2008. № 2.
References (transliterated):
1. Russell J. Transformation to What and Against Whom? The United States Navy and the 2006 Quadrennial Defense Review // World Defense Systems. 2006. № 1.
2. Fedorov V. VMS SSHA rasshiryayut sferu uchastiya v global'noy voyne s terrorizmom // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2006. № 7.
3. Chertanov V. Voenno-morskie sily - prognozy, proekty, resheniya // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2006. № 10.
4. Mullen M. Commentary: We Can't Do It Alone // Honolulu Advertiser. 2006. 29.10.
5. Pakhomov A. Voprosy obespecheniya bezopasnosti na more obsuzhdayut predstaviteli VMS stran zapadnoy chas-ti Tikhogo okeana // Soobshchenie na Edinoy informatsionnoy lente ITAR-TASS. 31.10.2006. 01:35.
6. Cavas C. The Thousand-Ship Navy // Armed Forces Journal. 2006. № 12.
7. Morgan J., Martoglio C. The 1000 Ship Navy: Global Maritime Network // US Naval Institute Proceedings. 2005. № 11.
8. The National Strategy for Maritime Security. Washington D.C., 2005.
9. Ibid. P. 1.
10. Ibid. P. 3-6.
11. Ibid. P. 8.
12. Ibid. P. 13.
13. Pechorskiy V. Natsional'naya strategiya SSHA po zashchite morskikh rubezhey // Zarubezhnoe voennoe obozre-nie. 2006. № 2.
14. National Fleet: A Joint Navy/Coast Guard Policy Statement. [Electronic resource]. Sayt VMS SSHA. URL: http://www.navy.mil/navydata/cno/ 2006_national_fleet_policy.pdf (date of access: 1.05.2012).
15. Peniston B. The QDR Where are the Blue-Water Ships? // U.S. Naval Institute Proceedings. 2006. № 3.
16. Plotts J. U.S. Marine Corps Brig. Gen. Joseph V. Medina: Marine General Leads Strike Group into History. [Electronic resource]. Sayt ministerstva oborony SSHA Defend America. URL: http://www.defendamerica.mil/profiles/jun2004/pr0601004a.html (date of access: 1.05.2012).
17. Irwin S. Marine Corps Colonel Makes History as Navy Leader. [Electronic resource]. Sayt VMS SSHA. URL: http://www.navy.mil/search/print. asp?story_id=22025&VIRIN=&imagetype=0&page=1 (date of access: 1.05.2012).
18. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007.
19. Fein G. Maritime Strategy Still a Priority for Outgoing CNO. [Electronic resource]. Site Defense Daily Network. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-170135397.html (date of access: 1.05.2012).
20. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007. P. 9-11.
21. Severov V. Novaya morskaya strategiya SSHA // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2008. № 3.
22. Ibid.
23. Baofu W. US Military's "Maritime Strategy" and Future Transformation // Naval War College Review. 2008. № 4.
24. Hao S. The US Maritime Strategy's New Thinking: Reviewing the "Cooperative Strategy for 21st Century Seapower" // Ibid.
25. Rubel R. The New Maritime Strategy, the Rest of the Story // Naval War College Review. 2008. № 2.
26. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007. P. 5.
27. Hao S. Ibid.
28. See, i.e.: Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time for a Second Engagement - Carlisle Barracks, PA: US Army War College, 2009 ; Pendley W. The New Maritime Strategy: A Lost Opportunity // Naval War College Review. 2008. № 2.
29. See, i.e.: Maritime Strategy: Pritchett R. Desires for Mahan and Realities of Corbett. [Electronic resource]. Site
informationdissemination.net. URL: http://www.information dissemination.net/2007/10/maritime-strategy-desires-for-mahan-and.html (date of access: 1.05.2012) ; McGrath B. Thoughts on 'A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower' Two Year's Later: Author's Response. [Electronic resource]. Site U.S. Naval Institute. URL:
http://blog.usni.org/2009/10/21/thoughts-on-a-cooperative-strategy-for-21st-century-seapower-two-years-later-authors-response (date of access: 1.05.2012) ; Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time For A Second Engagement. Carlisle Barracks, PA: US Army War College, 2009.
30. Inside the New Maritime Strategy. [Electronic resource]. Sayt MaritimeSecurity. Asia. URL: http://maritimesecurity.asia/free-2/maritime-security-asia/inside-the-new-maritime-strategy/ (date of access:
1.05.2012).
31. Hughes W. Implementing The Seapower Strategy // Naval War College review. 2008. № 2.
- 4б -